корпус камеры сгорания летательного аппарата

Классы МПК:F23R3/00 Камеры сгорания непрерывного действия, использующие жидкое или газообразное топливо
F02K9/34 корпусы; камеры сгорания; обшивка для них
F02K9/62 камеры сгорания или тяги
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-02-18
публикация патента:

Изобретение относится к области ракетных или реактивных двигательных установок. Корпус камеры сгорания летательного аппарата выполнен как многослойное изделие, содержащее несущую механическую нагрузку внутреннего давления, металлическую обечайку, слой кремнеземной ткани, пропитанной высокотемпературным клеем и воедино соединенной им с внутренней поверхностью металлической обечайки, на который последовательно нанесены слой керамического композиционного материала, армированного углеродными волокнами, слой коррозионно-стойкого связующего материала и слой керамического композиционного высокотемпературного материала, контактирующего с образующимися при сжигании топлива газами с рабочей температурой порядка 1600°С. Кремнеземная ткань имеет теплопроводность порядка 0,2 Вт/(м·K). Коэффициент линейного расширения и модуль упругости обеспечивают температурную и механическую совместимость металлической обечайки и последующих керамических слоев и при рабочей температуре порядка 1000°С составляют примерно 20·10-6 1/°С и 20 ГПа соответственно. Толщина каждого из слоев подобрана так, что температурная нагрузка на металлическую обечайку снижена до уровня, не требующего ее дополнительного наружного воздушного охлаждения. Изобретение направлено на улучшение характеристик двигателя, на повышение его экономичности за счет создания корпуса камеры сгорания без дополнительной подачи воздуха на ее наружное охлаждение. 1 з.п. ф-лы, 1 табл., 1 ил. корпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306

корпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306

Формула изобретения

1. Корпус камеры сгорания летательного аппарата, характеризующийся тем, что корпус камеры сгорания летательного аппарата выполнен как многослойное изделие, содержащее несущую механическую нагрузку внутреннего давления металлическую обечайку, слой кремнеземной ткани, пропитанной высокотемпературным клеем и воедино соединенной им с внутренней поверхностью металлической обечайки, на который последовательно нанесены слой керамического композиционного материала, армированного углеродными волокнами, слой коррозионно-стойкого связующего материала и слой керамического композиционного высокотемпературного материала, контактирующего с образующимися при сжигании топлива газами с рабочей температурой порядка 1600°С, причем кремнеземная ткань имеет теплопроводность порядка 0,2 Вт/(мкорпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306 К), а коэффициент линейного расширения и модуль упругости обеспечивают температурную и механическую совместимость металлической обечайки и последующих керамических слоев и при рабочей температуре порядка 1000°С составляют примерно 20·10-6 1/°С и 20 ГПа соответственно, а толщина каждого из слоев подобрана так, что температурная нагрузка на металлическую обечайку снижена до уровня, не требующего ее дополнительного наружного воздушного охлаждения.

2. Корпус по п.1, отличающийся тем, что керамический композиционный материал, армированный углеродными волокнами, имеет коэффициент линейного расширения порядка 4·10 -6 1/°С и модуль упругости порядка 150 ГПа, и теплопроводность ниже 30 Вт/(мкорпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306 К), керамический композиционный высокотемпературный материал имеет коэффициент линейного расширения порядка 4·10 -6 1/°С и модуль упругости порядка 150 ГПа, и теплопроводность ниже 30 Вт/(мкорпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306 К), связующего материала имеет коэффициент линейного расширения порядка 4·10-6 1/°С и модуль упругости порядка 150 ГПа, и теплопроводность ниже 30 Вт/(мкорпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306 К).

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области ракетных или реактивных двигательных установок, а более точно касается корпуса камеры сгорания летательного аппарата.

Известны камеры сгорания интегральных ракетно-прямоточных двигателей, на внутренней поверхности которых нанесено теплозащитное покрытие, выполненное с защитно-крепящим слоем путем нанесения последнего на поверхность (патент РФ № 2325544, опубл. 2008 г.).

Известна камера сгорания ракетного двигателя твердого топлива с теплозащитным покрытием внутренней поверхности (патент РФ № 2290524, опубл. 2006 г.). Теплозащитное покрытие выполнено многослойным, каждый слой которого свернут из листа термостойкого материала. Листы склеены между собой и поверхностью камеры сгорания.

Известны камеры сгорания ЖРД с металлокерамическим эрозионно- стойким теплозащитным покрытием на основе композиции ZiO2+Ni Cr, (патент РФ № 2283363, опубл. 2006 г.). Покрытие наносят из механических смесей плазменным напылением подслоя нихрома и последующего напыления керметной композиции из механической порошковой смеси. В качестве стабилизирующей добавки в порошке диоксида циркония используют оксид кальция, повышающий адгезионную прочность и термостойкость керметных покрытий.

Корпус камеры сгорания является сосудом высокого давления , эксплуатируемым в условиях высоких температур.

Известные камеры сгорания изготавливаются из жаропрочных сплавов и являются охлаждаемыми конструкциями, так как тепловая нагрузка на корпус камеры без охлаждения выше уровня температурного разрушения металла корпуса и превышает 950°C.

На охлаждение корпуса камеры сгорания расходуется до 8% воздуха, подаваемого в двигатель, приводящее к снижению характеристик двигателя. Неохлаждаемых корпусов камер сгорания летательных аппаратов не выявлено.

В основу изобретения поставлена задача улучшения характеристик двигателя, повышение его экономичности.

Технический результат заключается в создании неохлаждаемого корпуса камеры сгорания, т.е. создания корпуса камеры сгорания без дополнительной подачи воздуха на ее наружное охлаждение.

Поставленная задача решается тем, что корпус камеры сгорания летательного аппарата выполнен как многослойное изделие, содержащее несущую механическую нагрузку внутреннего давления, металлическую обечайку, слой кремнеземной ткани, пропитанной высокотемпературным клеем и воедино соединенной им с внутренней поверхностью металлической обечайки, на который последовательно нанесены слой керамического композиционного материала, армированного углеродными волокнами, слой коррозионно-стойкого связующего материала и слой керамического композиционного высокотемпературного материала, контактирующего с образующимися при сжигании топлива газами с рабочей температурой порядка 1600°C, причем кремнеземная ткань имеет теплопроводность порядка 0,2 Вт/(м·K), а коэффициент линейного расширения и модуль упругости обеспечивают температурную и механическую совместимость металлической обечайки и последующих керамических слоев и при рабочей температуре порядка 1000°C составляют примерно 20·10-6 1/°C и 20 ГПа соответственно, а толщина каждого из слоев подобрана так, что температурная нагрузка на металлическую обечайку снижена до уровня, не требующего ее дополнительного наружного воздушного охлаждения.

Целесообразно, чтобы керамический композиционный материал, армированный углеродными волокнами, имел бы коэффициент линейного расширения порядка 4·10-6 1/°C и модуль упругости порядка 150 ГПа и теплопроводность ниже 30 Вт/(м·K), керамический композиционный высокотемпературный материал - коэффициент линейного расширения порядка 4·10-6 1/°C и модуль упругости порядка 150 ГПа и теплопроводность ниже 30 Вт/(м·K), связующий материала - коэффициент линейного расширения порядка 4·10-6 1/°C и модуль упругости порядка 150 ГПа и теплопроводность ниже 30 Вт/(м·K).

В дальнейшем изобретение поясняется описанием и чертежом, иллюстрирующим снижение слоями тепловой нагрузки на металлическую обечайку до уровня, не требующего ее дополнительного наружного воздушного охлаждения.

Предлагается неохлаждаемый корпус камеры сгорания, который выполнен как многослойная конструкция камеры.

Корпус содержит (чертеж) металлическую обечайку 5, которая несет механическую нагрузку внутреннего давления камеры сгорания и имеет толщину корпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306 м, слой кремнеземной ткани 4 толщиной корпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306 кр, пропитанной высокотемпературным клеем и воедино соединенной им с внутренней поверхностью металлической обечайки 5, слой 3 керамического композиционного материала, армированного углеродными волокнами толщиной корпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306 ккм, слой 2 коррозионно-стойкого связующего материала толщиной корпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306 и слой 1 керамического композиционного высокотемпературного материала, толщиной корпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306 тзп.

В таблице приведены свойства материала отдельных слоев

Свойства материала Слои
Толщина слоев используемых материалов корпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306 м корпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306 кр корпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306 ккм корпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306 сс корпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306 тзп
Рабочая температура, °C корпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306 950корпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306 1000корпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306 1350корпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306 15001600
Удельный вес г/см3 корпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306 7.52.0 3.0 3.03.0
Теплопроводность, Вт/(м·K)>100 0.2 корпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306 30корпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306 1.5корпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306 2.0
Коэф. линейного расширения, 10-6 1/°C 1820 49 11
Модуль упругости, ГПа200 20 150220 250

Внесение слоя кремнеземной ткани 4 с уникально низкой теплопроводностью 0,2 Вт/(м·K) позволяет существенно снизить уровни температур в металлическом корпусе камеры сгорания. Кроме того, высокое значение коэффициента линейного расширения 20·10-6 1/°C и низкий модуль упругости 20 ГПа обеспечивают температурную и механическую совместимость металлической обечайки и керамических слоев.

Слой 3 керамического композиционного материла, армированного углеродными волокнами толщиной корпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306 ккм, с одной стороны позволяет несколько уменьшить градиенты температуры в слое 1 керамического композиционного высокотемпературного материала, понизив тем самым реальную термонапряженность, следовательно, повысив длительную прочность.

С другой стороны, слой 3 керамического композиционного материала армированного углеродными волокнами толщиной корпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306 ккм, позволяет дополнительно уменьшить температурные потоки и обеспечить на поверхности слоя 4 из кремнеземной ткани температуры, не превышающие температуру ее работоспособности.

Выбирая толщины слоев с кремнеземной тканью корпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306 кр и керамическим композиционным материалом корпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306 ккм, можно в широких пределах управлять уровнем температуры в несущей нагрузку металлической обечайке.

Толщина каждого из теплозащитных слоев согласно изобретению, подобрана так, что температурная нагрузка на металлическую обечайку снижена до уровня, не требующего ее дополнительного наружного воздушного охлаждения.

При такой тепловой нагрузке температура наружной поверхности металлической обечайки корпуса камеры сгорания ниже температурного разрушения металла корпуса и не превышает 950°C.

На чертеже показан график снижения температуры корпуса камеры сгорания летательного аппарата согласно изобретению. При сжигании топлива в камере сгорания образуется газовый поток с температурой 1600°C. Слой 1 керамического композиционного высокотемпературного материала толщиной корпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306 тзп снижает эту температуру до 1400°C, слой 2 коррозионно-стойкого связующего материала толщиной корпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306 сс снижает температуру с 1400°C до 1350°C, слой 3 керамического композиционного материала, армированного углеродными волокнами толщиной корпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306 ккм снижает температуру с 1350°C до 1000°C, слой кремнеземной ткани 4 толщиной корпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306 кр снижает температуру с 1000°C до 600°C. Таким образом, температура на внутренней поверхности металлической обечайки 5 составляет 600°C, что значительно ниже опасных температур корпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306 950°C, требующих дополнительного наружного воздушного охлаждения корпуса камеры сгорания.

Корпус камеры сгорания согласно изобретению изготавливают следующим образом.

Кремнеземную ткань пропитывают высокотемпературным клеем и прикрепляют к металлической обечайке 5 по всей ее внутренней поверхности. Затем к слою 4 кремнеземной ткани прикрепляют слой 3 керамического композиционного материла, армированного углеродными волокнами. Поверх слоя 3 наносят слой 2 коррозионно-стойкого связующего материала толщиной корпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306 сс и слой 1 керамического композиционного высокотемпературного материала толщиной корпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306 тзп. Нанесение слоев осуществляют известным образом. Обычно толщина теплозащитного покрытия (корпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306 сс+корпус камеры сгорания летательного аппарата, патент № 2430306 тзп) составляет несколько десятков микрон.

Корпус камеры сгорания согласно изобретению позволяет улучшить характеристики двигателя

За счет экономии энергоресурсов на дополнительное наружное воздушное охлаждение изобретение позволяет повысить давление компрессора летательного аппарата при одновременном повышении температуры газа в камере сгорания.

Механическая совместимость металлической обечайки и последующих керамических слоев повышает долговечность конструкции.

Класс F23R3/00 Камеры сгорания непрерывного действия, использующие жидкое или газообразное топливо

система элементов теплозащитного экрана и способ монтажа элемента теплозащитного экрана -  патент 2528217 (10.09.2014)
камера сгорания турбомашины, содержащая улучшенные средства питания воздухом -  патент 2527932 (10.09.2014)
камера сгорания непрерывного действия -  патент 2527011 (27.08.2014)
устройство для монтажа элемента теплозащитного экрана -  патент 2526416 (20.08.2014)
способ поэтапного изменения подачи топлива в устройстве с камерой сгорания -  патент 2526410 (20.08.2014)
газотурбинный двигатель -  патент 2525385 (10.08.2014)
статор компрессора газотурбинного двигателя -  патент 2525384 (10.08.2014)
способ эксплуатации горелки, горелка, в частности для газовой турбины и газовая турбина -  патент 2523519 (20.07.2014)
устройство горелки для текучего топлива и способ изготовления устройства горелки -  патент 2523517 (20.07.2014)
газотурбинный двигатель, работающий на обедненной топливной смеси -  патент 2521179 (27.06.2014)

Класс F02K9/34 корпусы; камеры сгорания; обшивка для них

корпус ракетного двигателя твердого топлива (варианты) и способ его изготовления (варианты) -  патент 2528194 (10.09.2014)
способ образования теплозащитного покрытия для камеры сгорания твердотопливного ракетного двигателя -  патент 2527224 (27.08.2014)
способ нанесения эластичного покрытия на внутреннюю поверхность корпуса -  патент 2527009 (27.08.2014)
способ защиты от влаги корпусов из композиционных материалов -  патент 2525820 (20.08.2014)
оправка для нанесения эластичного покрытия на внутреннюю поверхность корпуса -  патент 2518774 (10.06.2014)
ракетный двигатель староверова-13 -  патент 2517469 (27.05.2014)
способ изготовления корпуса ракетного двигателя из полимерных композиционных материалов и корпус ракетного двигателя из полимерных композиционных материалов -  патент 2505696 (27.01.2014)
корпус твердотопливного ракетного двигателя из композиционного материала -  патент 2496020 (20.10.2013)
способ подготовки внутренней поверхности корпуса ракетного двигателя перед заливкой смесевого топлива -  патент 2493403 (20.09.2013)
способ изготовления внутреннего теплозащитного покрытия корпуса ракетного двигателя -  патент 2492340 (10.09.2013)

Класс F02K9/62 камеры сгорания или тяги

Наверх