способ прогнозирования фазового состояния судна
Классы МПК: | B63B39/14 для определения крена или периода качки B63H25/00 Управление судами: уменьшение скорости хода, осуществляемое иными средствами, чем движители; динамическая постановка на якорь, те расположение судов с помощью основных или вспомогательных движителей G05D1/00 Управление или регулирование величин, определяющих местоположение, курс, высоту или положение в пространстве наземных, водных, воздушных или космических транспортных средств, например с помощью автопилотов |
Автор(ы): | Клячко Л.М., Острецов Г.Э., Памухин С.Г. |
Патентообладатель(и): | Институт проблем управления им. В.А.Трапезникова РАН |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-06-05 публикация патента:
20.01.2004 |
Способ основан на использовании фазовых координат судна: угловой скорости и угла дифферента и программных возмущающих и управляющих сил, действующих на судно. Их подают на вход электронной модели движения судна, работающей в ускоренном масштабе времени. На ее выходе вырабатываются предсказанные значения угловой скорости и угла дифферента в будущий момент времени Тпрог. В момент То на вход модели подают сигналы, пропорциональные вышеупомянутым силам, действующие с момента времени То до Тпрог. Сигналы прогнозируемых значений скорости и угла, вырабатываемые на выходе модели, сравнивают с их допусками: при превышении ими допуска выдают сигнал оператору о сбое в системе, и процесс прогнозирования прекращается, а при непревышении через интервал времени
в момент времени То+
измеренные фазовые координаты судна принимают за начальные значения скорости и дифферента и вводят их на вход модели вместе с сигналами, пропорциональными упомянутым силам, действующим с момента времени То +
до Тпрог. Прогнозируемые фазовые координаты, снимаемые с выхода модели движения судна, сравнивают с допусками. При их непревышении через следующий интервал времени
в моменту То + 2
уточняют значение коэффициентов модели движения судна, измеряя величину скорости хода, сравнивают сигнал, пропорциональный программному суммарному значению возмущающей и управляющей силы, с действительным значением воздействия суммарной силы. Его получают измерением ускорения и угловой скорости судна при То + 2
. Полученную разность воздействий вводят на вход модели. Измеренные значения угловой скорости и угла дифферента принимают за начальные значения и вводят их на вход модели вместе с сигналами, пропорциональными возмущающим и управляющим силам, действующим с момента То + 2
до расчетного времени Тпрог. Вырабатываемые на выходе модели прогнозируемые значения угловой скорости и угла дифферента сравнивают с допустимыми значениями. Если они укладываются в допуск, то в моменты времени То + 2
, То + 3
, . . То + n
, аналогично моменту То + 2
повторяют циклы вычисления значения прогнозируемой угловой скорости и прогнозируемого угла дифферента. Технический результат реализации изобретения заключается в повышении точности прогнозирования фазового состояния судна в заранее заданный момент времени Тпрог посредством восстановления действительного воздействия на судно и уточнения суммарного результирующего воздействия в начале цикла прогнозирования, а также путем уточнения параметров электронной модели движения судна по текущей скорости хода при каждом цикле прогнозирования. 1 ил.
Рисунок 1











Формула изобретения
Способ прогнозирования фазового состояния судна, основанный на использовании фазовых координат судна: угловой скорости и угла дифферента и программных возмущающих и управляющих сил, воздействующих на судно, которые подают на вход электронной модели движения судна, работающей в ускоренном масштабе времени, на выходе которой вырабатываются предсказанные значения угловой скорости и угла дифферента в будущий момент времени “Тпрог.”, отличающийся тем, что в момент времени “То” на вход электронной модели движения судна подают сигналы, пропорциональные возмущающим и управляющим силам, действующим с момента времени “То” до “Тпрог.”, сигналы прогнозируемой угловой скорости и прогнозируемого угла дифферента, вырабатываемые на выходе электронной модели движения судна, сравнивают с заданными допустимыми значениями, если прогнозируемые координаты превысили заданный допуск, то выдают сигнал оператору о сбое в системе, и процесс прогнозирования прекращается, а если не превысили, то через интервал времени “










Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области судовождения, в частности к автоматической стабилизации специальных судов, с которых производится многократное сбрасывание специальных изделий, так например геодезических буев, ложных целей, тралов и других изделий. Особенность процесса стабилизации судна после сбрасывания специальных изделий - это длительность процесса (заметная реакция судна проявляется спустя десятки секунд, когда принятие каких-либо мер для устранения появившегося сбоя в системе стабилизации оказывается уже поздно). Для повышения эффективности работы подобных систем в последние вводят прогнозирующие устройства, которые позволяют выдавать информацию судоводителю о будущем фазовом состоянии судна в момент времени Т прог. Прогноз фазовых координат судна вырабатывается практически сразу в момент времени сбрасывания специального изделия - То. Прогнозируется фазовое состояние судна через заданный фиксированный интервал времени tпрог = Т прог - То. Известны способы прогнозирования фазового состояния судна для повышения качества управления [Г.Э. Шлейер, В.Г. Борисов. Управление движением морских и речных судов. Препринт. М., ИЛУ РАН, 1981 г., с. 38-53 ]. Способ основан на использовании:- измерений текущего угла курса и угловой скорости,
- известных законов управляющих воздействий,
- электронной модели движения судна, в которой вычисляется в ускоренном масштабе времени будущее значение угла курса в заданное (будущее) время Тпрог = То + t прог. Известен также способ прогнозирования курса судна, принятый нами в качестве прототипа [Судостроение, 1976 г., 3]. В способе используют:
- измерения текущих фазовых координат судна;
- известный закон изменения управляющего воздействия от момента времени То до Тпрог;
- электронную модель движения судна, в которой реализованы дифференциальные уравнения углового движения судна;
Вычисление будущего фазового состояния судна производится в ускоренном масштабе времени. Вычисления периодически повторяются через заданный интервал времени

- нулевые условия вводятся однажды;
- не учитываются внешние воздействия;
- не уточняются управляющие воздействия;
- не уточняются параметры электронной модели движения судна. Целью предложенного способа является повышение точности прогнозирования фазового состояния судна в заранее заданный (будущий) момент времени - Тпрог с устранением отмеченных выше недостатков. Предложенный способ прогнозирования фазового состояния судна основан на использовании и уточнении:
- повторных дискретных измерений фазовых координат судна;
- электронной модели движения судна с коррекцией параметров;
- возмущающих и управляющих воздействий в прогнозируемый интервал времени t прог = Тпрог - То;
-коррекции величины суммарного воздействия при повторных циклах прогнозирования tпрог.i = Тпрог - (То +





















- начальные значения угла дифферента и угловой скорости судна;
- корректируются результирующие значения сил, действующих на судно;
- корректируются параметры электронной модели в функции текущей скорости хода судна. Для иллюстрации работы предложенного способа на чертеже приведена блок-схема устройства прогнозирования угла дифферента и угловой скорости судна, содержащая блок измерения 1, блок памяти 2, программные блоки 3, 4, электронную модель движения судна 5, динамическую модель судна 6, блок индикторов 7 и блок оценивания 8. Приведенное устройство осуществляет циклически с интервалом времени -


- угол дифферента (

- угловая скорость судна (

- скорость хода судна (V);
- угловое ускорение (











где


М воз, М упр - возмущающее и управляющее воздействие;

Мi прог = (Мiвоз - Мiупр);

V - измеренная скорость хода судна;



от суммарного - программного момента
Мiпрог = (Мiвоз - Мiупр):


где d/dt






- суммарного момента (М=Мi воз - Мi упр +

- нулевых значений (


- параметров математической модели в ti момент времени в функции скорости хода судна. Вычисленные электронной моделью 5 прогнозируемые параметры:


Особенности программы моделирования прогнозирования фазовых координат судна
1. Моделируется в ускоренном масштабе времени процесс стабилизации корабля по углу дифферента


t прог = Тпрог - Тоб (tпрог = 140 с). Предсказанные значения









- измеренные значения


- програмные значения возмущающих сил и моментов: Fвоз, Мвоз и программные значения стабилизирующих воздействий: Fстаб, Мстаб, соответствующие моменту времени То +


- по измеренному значению углового ускорения







корректируют значение момента, действующего на корабль:
Mкор.ti = (Mвоз.ti-Mупр.ti)-

- уточняют параметры электронной модели движения корабля в функции измеренного значения скорости хода корабля Vti в момент времени ti. 3. Через следующий интервал времени 2 с при То+(











Класс B63B39/14 для определения крена или периода качки
Класс B63H25/00 Управление судами: уменьшение скорости хода, осуществляемое иными средствами, чем движители; динамическая постановка на якорь, те расположение судов с помощью основных или вспомогательных движителей
Класс G05D1/00 Управление или регулирование величин, определяющих местоположение, курс, высоту или положение в пространстве наземных, водных, воздушных или космических транспортных средств, например с помощью автопилотов