способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении

Классы МПК:B63B39/14 для определения крена или периода качки 
B63B39/00 Способы и устройства для уменьшения килевой и бортовой качки или подобных нежелательных движений водных транспортных средств; аппаратура для определения положения (осадки, крена) судна на воде
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Бухановский Александр Валерьевич (RU),
Иванов Сергей Владимирович (RU),
Нечаев Юрий Иванович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-03-03
публикация патента:

Изобретение относится к судостроению, в частности к способам контроля остойчивости судна на разрушающемся на мелководье волнении. Сущность изобретения заключается в том, что в заданном районе плавания измеряют угловые скорости и перемещения при бортовой качке, осадки судна носом и кормой, «кажущийся» период волны, курсовой угол и скорость судна на нерегулярном волнении, глубину воды, параметры разрушающегося на мелководье волнения. По данным измерений рассчитывают характеристики ударного воздействия разрушающихся волн, определяют фактические показатели динамики взаимодействия судна с внешней средой и производят оценку остойчивости в момент удара волны и в условиях стремительного дрейфа от воздействия разрушающейся волны. Технический результат заключается в повышении безопасности плавания. 1 ил.

способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190

Формула изобретения

Способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, основанный на измерении периода бортовой качки и определении расчетом метацентрической высоты, при вычислении которой дополнительно измеряют осадки судна носом и кормой, «кажущийся» период волны, курсовой угол и скорость судна на нерегулярном волнении, отличающийся тем, что при оценке остойчивости в условиях разрушающегося волнения в заданном районе плавания при текущем состоянии нагрузки судна дополнительно измеряют угловую скорость при бортовой качке, глубину воды под килем судна и параметры деформируемого на мелководье волнения, на основании чего рассчитывают характеристики ударного воздействия разрушающихся волн, определяют фактические показатели динамики взаимодействия судна с внешней средой и возможность опрокидывания судна в момент удара разрушающейся волны путем сопоставления кинетической энергии удара волны и запаса потенциальной энергии судна в момент удара, а также опрокидывания судна при развитии стремительного дрейфа от удара разрушающейся волны путем сопоставления кренящего момента от дрейфа с восстанавливающим моментом судна, при этом величина потенциальной энергии в момент удара волны устанавливается по диаграммам статической или динамической остойчивости, а при дрейфе судна по диаграмме статической остойчивости.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению, в частности к способам контроля остойчивости судна в условиях эксплуатации, и может быть использовано при создании навигационных экспертных систем.

Цель изобретения - повышение безопасности плавания судна путем повышения достоверности оценки остойчивости судна в условиях разрушающегося волнения.

Известно техническое решение оперативного контроля остойчивости в условиях эксплуатации остойчивости» - «Способ контроля остойчивости судна» по патенту № 2091269 от 27.09.97. Это изобретение основано на развитии способа контроля остойчивости, изложенного в монографии Севастьянова Н.Б. Остойчивость промысловых судов. - Л.: Судостроение, 1979, с.187-190.

В качестве прототипа использован патент № 2057678 от 10.04.96, содержащий техническое решение, требующее привлечения технологии экспертных систем. Недостатком этого способа является отсутствие возможности учета влияния на остойчивость разрушающихся на мелководье волн, что в целом снижает достоверность оценки остойчивости.

Технический результат достигается тем, что в случае разрушающегося волнения дополнительно измеряют глубину воды под килем судна, скорость угловых перемещений при бортовой качке, параметры деформируемой волны в заданном районе эксплуатации.

На чертеже (фиг.1) представлена обобщенная структурная схема устройства, реализующая предлагаемый способ.

Устройство содержит измерительный блок 1, включающий датчики угловых скоростей 2 и перемещений 3 при бортовой качке, осуществляющие регистрацию амплитуд способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 и способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 ', а также «кажущегося» периода бортовой качки судна, датчик курсового угла волны 4, датчики линейных перемещений 5 и 6, определяющие осадки судна носом и кормой, датчик скорости судна 7, датчик глубины воды 8, датчик волнения (волнограф) 9, выходы которых соединены с модулем преобразования измерительной информации 10, включающим коммутатор 11, аналого-цифровой преобразователь (АЦП) 12 и стандартный интерфейс 13, сигналы от которого поступают на вычислительный блок 14, реализующий алгоритм преобразования информации при оценке остойчивости, результаты работы которого выводятся на экран дисплея 15 и документируются с помощью принтера 16.

Способ контроля остойчивости судна осуществляют следующим образом.

Измеряют угловые перемещения способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 при бортовой качке, осадки судна носом Тн и кормой Тк, «кажущийся» период волны способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 к, курсовой угол волны способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 к и скорость судна на нерегулярном волнении V, дополнительно измеряют глубину воды Н, угловую скорость способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 ' бортовой качки и вертикальные перемещения уровня жидкости hм, определяющие параметры деформируемой волны.

При построении алгоритма контроля остойчивости использованы данные работ: [Холодилин А.Н., Шмырев А.Н. Мореходность и стабилизация судов на волнении. - Л.: Судостроение, 1976, с.307-327], [Нечаев Ю.И. Моделирование остойчивости на волнении. Современные тенденции. Л.: Судостроение, 1989, с.38-42, 218-222].

По данным измерений устанавливают:

1. Высоту волны 3%-ной обеспеченности hM3% и среднюю длину волны способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 M путем статистической обработки волнограммы hM(t).

2. Водоизмещение судна D, фактическую метацентрическую высоту h0 и аппликату центра тяжести ZG

способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190

способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190

способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190

где С=f(D); В - ширина судна, м; (способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 )w - средний период крупных колебаний при бортовой качке, с; Zm - аппликата метацентра, м.

3. Дисперсии амплитуд Dспособ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 и угловых скоростей Dспособ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 ' бортовой качки путем статистической обработки кривых способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 (t) и способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 '(t).

4. Амплитуду бортовой качки 0.1%-ной обеспеченности

способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190

где р=3,7.

5. Кинетическую энергию К качающегося судна в момент удара волны

способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190

где способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 - расчетное значение угловой скорости качки судна в момент удара гребня разрушающейся волны с учетом свободных затухающих колебаний:

способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190

где n - число свободных затухающих колебаний; Тспособ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 - период свободных колебаний судна с учетом влияния мелководья; способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 - коэффициент демпфирования на мелководье; способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 'k - угловая скорость качки, приобретенная судном в результате удара разрушающейся волны,

способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190

где I1мв - момент инерции массы судна относительно продольной оси, а величины zy, zG1 и импульс удара Iy вычисляются по формулам:

аппликата центра удара волны

способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190

аппликата ЦТ судна с учетом присоединенной массы воды:

способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190

импульс удара

I y=0.5Phty, Pспособ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 =1,2способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 22F1max.

способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190

где s=2TIB; способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 - коэффициент полноты ватерлинии; способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 22 - присоединенная масса воды; способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 24mid - статический момент присоединенной массы контура мидель-шпангоута; способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 0 - коэффициент полноты диаметральной плоскости; I22mid=0.5prT2 - присоединенная масса контура мидель-шпангоута; F1max=1+3,5способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 - максимальное значение ускорения в одиночной волне, где способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 =hм3% / Н.

7. Возможность опрокидывания судна при совместном действии качки и удара разрушающейся волны

способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190

где Тd - запас потенциальной энергии в момент удара (определяется площадью диаграммы статической остойчивости М(способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 ) или максимальной ординатой диаграммы динамической остойчивости Т(способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 ).

8. В случае невыполнения условия (11) судно выдерживает удар разрушающейся волны и наклоняется на угол динамического крена (способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 )mах, определяемый в точке пересечения горизонтальной прямой, характеризующей кинетическую энергию К, и кривой Т(способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 ) диаграммы динамической остойчивости

способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190

Вследствие простоты стандартные геометрические построения, широко применяемые в задачах статики корабля, при интерпретации формул (11) и (12) не приводятся.

8. Возможность опрокидывания в процессе развития стремительного дрейфа судна от удара разрушающейся волны

способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190

где М(способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 ) - восстанавливающий момент; M(t) - кренящий момент, возникающий при дрейфе судна

способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190

где Zp - аппликата приложения силы, обусловленной ударом разрушающейся волны; Qспособ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 , - поперечная горизонтальная сила неинерционной природы:

способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190

где Cq - коэффициент сопротивления при дрейфе судна, Soспособ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 LT - площадь проекции подводной части корпуса судна на диаметральную плоскость; µспособ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 -присоединенный статический момент при установившемся дрейфе; Zq - аппликата точки приложения силы Q способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 ; величины Cq и Zq определяются по формулам:

способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190

где X1=L/B-5,5; X2 =В/Т-2,0; Х3=0,85-способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 ; Х4=способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 0; при угле крена способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 0 превышающем угол способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 d входа кромки палубы в воду способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 0способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 d следует принимать способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 0=способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении, патент № 2455190 d.

Функциональная схема, реализующая способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении работает следующим образом.

Данные измерений от блока датчиков 1, включающего измерители 2 и 3 угловых и линейных перемещений при бортовой качке, датчик курсового угла волны 4, датчики осадок судна носом и кормой 5 и 6, датчик скорости судна 7, датчик глубины воды 8, датчик волнения 9 поступают для предварительной обработки в модуль преобразования измерительной информации 10, где производится их коммутация 11 и обработка с помощью аналого-цифрового преобразователя 12, выход которого с помощью стандартного интерфейса 13 соединен со входом вычислительного блока 14, где на основе выражений 1-17 производятся вычислительные операции по анализу исходной информации и оценке возможности опрокидывания судна в момент удара волны и в условиях стремительного дрейфа, причем результаты работы вычислительного блока 14 демонстрируются на дисплее 15 и документируются с помощью принтера 16.

Класс B63B39/14 для определения крена или периода качки 

автоматизированная система кренования судна -  патент 2522671 (20.07.2014)
способ контроля непотопляемости судна -  патент 2518374 (10.06.2014)
устройство для определения углов крена и дифферента подвижных объектов -  патент 2486098 (27.06.2013)
способ прогнозирования движения объекта швартовки -  патент 2459742 (27.08.2012)
устройство для измерения угла крена или дифферента плавучего средства на волнении -  патент 2440912 (27.01.2012)
способ контроля остойчивости судна -  патент 2405712 (10.12.2010)
устройство для измерения угла крена или дифферента плавучего средства на волнении -  патент 2277057 (27.05.2006)
способ контроля остойчивости и скорости судна -  патент 2259301 (27.08.2005)
способ прогнозирования фазового состояния судна -  патент 2221726 (20.01.2004)
устройство для измерения угла крена или дифферента плавучего средства на волнении -  патент 2114758 (10.07.1998)

Класс B63B39/00 Способы и устройства для уменьшения килевой и бортовой качки или подобных нежелательных движений водных транспортных средств; аппаратура для определения положения (осадки, крена) судна на воде

способ умерения бортовой качки судна посредством пассивного успокоителя бортовой качки и пассивный успокоитель бортовой качки судна -  патент 2529244 (27.09.2014)
способ гашения вынужденной вибрации гидродинамического стабилизатора судна -  патент 2523725 (20.07.2014)
автоматизированная система кренования судна -  патент 2522671 (20.07.2014)
гидрореактивное устройство для преобразования механической энергии качки судна в гидрореактивную энергию -  патент 2521703 (10.07.2014)
плавучая опора или судно, оснащенное устройством обнаружения движения свободной поверхности тела жидкости -  патент 2520622 (27.06.2014)
способ контроля непотопляемости судна -  патент 2518374 (10.06.2014)
успокоитель качки скоростного судна -  патент 2512078 (10.04.2014)
система и способ активной и пассивной стабилизации судна -  патент 2507105 (20.02.2014)
успокоитель боковой качки судна -  патент 2500568 (10.12.2013)
способ определения веса судна и аппликаты его центра тяжести -  патент 2499722 (27.11.2013)
Наверх