способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования

Классы МПК:B63H25/52 конструктивные элементы систем управления, не отнесенные к другим группам 
G05B23/02 электрические испытания и контроль 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Мурманский государственный технический университет" (ФГБОУВПО "МГТУ") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-09-25
публикация патента:

Изобретение относится к управлению траекторией движения судна, выполняющего сложное маневрирование при швартовке, динамическом позиционировании или дрейфе. Способ характеризуется тем, что перед выполнением сложного маневрирования судно выполняет вращение под воздействием средств активного управления, например подруливающего устройства, при этом измеряют величину угловой скорости судна способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 и рассчитывают вращающий момент Mpr, образуемый подруливающим устройством. Значения угловой скорости способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 и вращающего момента Mpr используют для определения значения гидродинамического коэффициента c2 и величины поперечной составляющей гидродинамической силы Yспособ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 , образующейся на корпусе судна при его движении лагом, по формуле: Yспособ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 =Cyспособ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 0,5способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 2Fdp, при этом Cyспособ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 c2, способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 - массовая плотность воды; способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 - линейная скорость судна; Fdp - приведенная площадь диаметрального батокса судна. Повышается эффективность и безопасность выполнения сложного маневрирования судна

Формула изобретения

Способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, характеризующийся тем, что перед выполнением сложного маневрирования судно выполняет вращение под воздействием средств активного управления, например подруливающего устройства, при этом измеряют величину угловой скорости судна способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 и рассчитывают вращающий моментMpr, образуемый подруливающим устройством:

Mpr=T epr×xpr,

где Tepr - тяга подруливающего устройства; xpr - абсцисса канала подруливающего устройства,

используя значения угловой скорости способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 и вращающего момента Mpr определяют значение гидродинамического коэффициента:

c2=29,645M pr/(способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 2L4pd),

где L - длина судна; d - средняя осадка судна,

затем находят величину поперечной составляющей гидродинамической силы Yспособ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 , образующейся на корпусе судна при его движении лагом:

Yспособ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 =Cyспособ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 0,5способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 2Fdp,

где Cyспособ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 - коэффициент поперечной составляющей гидродинамической силы и Cyспособ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 c2; способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 - массовая плотность воды; способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 - линейная скорость судна; Fdp - приведенная площадь диаметрального батокса судна.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к управлению траекторией движения судна, выполняющего сложное маневрирование при швартовке или динамическом позиционировании.

Цель изобретения - совершенствование управления судном, выполняющим сложное маневрирование.

Совершенствование управления судном, выполняющим сложное маневрирование, достигается путем прогнозирования его движения методом компьютерного моделирования с использованием математической модели судна.

Эффективность и безопасность выполнения сложного маневрирования зависят от наличия необходимой информации, позволяющей адекватно оценить характер поведения судна при воздействии на него внутренних или внешних управляющих воздействий. В качестве управляющих воздействий в данном случае рассматриваются воздействия в виде сил и моментов, образуемых в результате работы движительно-рулевого комплекса судна или движительно-рулевых комплексов вспомогательных (внешних) средств управления, например буксиров.

Прогнозировать поведение судна при выполнении сложного маневрирования в результате управляющих воздействий невозможно без определения гидродинамических параметров его математической модели, в частности значения поперечной гидродинамической силы, образующейся на корпусе судна при его движении.

Ввиду отсутствия соответствующих технических средств измерения гидродинамической силы, образующейся на корпусе судна при его движении, представляется возможным ее определение расчетно-экспериментальным способом.

Известен способ определения гидродинамических параметров математической модели судна (Пат. № 2442718, опубл. 20.02.2012).

Способ основан на измерении с помощью приемников спутниковой навигационной системы с дифференциальными поправками в реальном масштабе времени координат двух определенным образом разнесенных в диаметральной плоскости по длине судна точек, условно названных носовой и кормовой, и определении с использованием результатов измерений текущих координат этих точек, текущих значений, кинематических параметров движения судна:

- линейных скоростей носовой F (способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 f) и кормовой A (способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 а) точек и их проекций на продольную Х (способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 xf, способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 ха) и поперечную Y (способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 yf, способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 ya) координатные оси, координатной системы ZXOY, связанной с судном (см. фиг.1);

- абсциссы центра вращения (х0) в координатной системе ZXOY;

- проекции вектора линейной скорости в центре тяжести на поперечную ось Y (способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 y);

- линейной скорости центра тяжести судна (способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 );

- радиуса кривизны траектории центра тяжести судна (R);

- угловой скорости судна (способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 );

которые используют для вычисления текущих значений гидродинамических параметров математической модели судна, на базе которой выполняют компьютерное моделирование с целью прогнозирования движения судна при маневрировании.

Однако бывают такие виды маневрирования, когда для прогнозирования движения судна нет необходимости определять все гидродинамические параметры его математической модели, как выше указано (Пат. № 2442718), достаточно определить только значение поперечной составляющей гидродинамической силы, образующейся на корпусе судна при его движении. К указанным видам маневрирования следует отнести швартовные операции, динамическое позиционирование, дрейф судна. Отличительной особенностью таких маневров является то, что, дрейфуя, выполняя швартовную операцию, позиционируя, судно движется лагом, значения углов дрейфа при этом находятся в диапазоне 90±20° [2], [3], [5]. Это позволяет рассчитывать значение поперечной составляющей гидродинамической силы, образующейся при движении судна с использованием значения только одного гидродинамического параметра математической модели судна.

Задачей предлагаемого способа является существенное уменьшение количества параметров математической модели, используемых для прогнозирования движения судна в процессе маневрирования, и, как следствие, уменьшение вероятности ошибки прогноза и повышение уровня его надежности и качества.

Способ заключается в следующем. Значение поперечной составляющей гидродинамической силы, образующейся на корпусе судна при его движении, определяется зависимостью:

способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032

где Сyспособ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 - коэффициент поперечной составляющей гидродинамической силы;

способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 - массовая плотность воды;

способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 - линейная скорость судна;

Fdp - приведенная площадь диаметрального батокса судна.

Коэффициент поперечной составляющей гидродинамической силы рассчитывается по формуле:

способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032

здесь c1, c2, c3 - гидродинамические коэффициенты, определяемые расчетным способом с использованием известных расчетных зависимостей [4], при этом численное значение коэффициента c2 на порядок выше значений коэффициентов c1, c3 ; способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 - угол дрейфа.

Из выражения (2) следует, что при углах дрейфа, близких к 90°, оно может быть заменено зависимостью

способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032

Разность в значениях коэффициента C yспособ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 при расчете по формулам (3) и (2), в диапазоне углов дрейфа 90±20°, составляет не более 10%, что удовлетворяет требованиям к точности определения усилий, образующихся на корпусе судна при его движении [2].

Для определения значения поперечной составляющей гидродинамической силы, образующейся на корпусе судна при его движении, можно использовать зависимость (3), неизвестным гидродинамическим параметром в которой является только коэффициент c2.

Для определения значения коэффициента c2 необходимо выполнить вращение корпуса судна под воздействием средств активного управления, например подруливающего устройства.

Таким образом, процедура определения значения поперечной составляющей гидродинамической силы, образующейся на корпусе судна при его движении лагом, заключается в следующем. Перед выполнением сложного маневрирования судно выполняет вращение под воздействием средств активного управления, например подруливающего устройства, при этом измеряют величину угловой скорости судна способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 и рассчитывают вращающий момент, образуемый подруливающим устройством

способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032

где Tepr - тяга подруливающего устройства; xpr - абсцисса канала подруливающего устройства.

Используя значения угловой скорости способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032 и вращающего момента Mpr в соответствии с формулой, представленной в работе [3], рассчитываем значение коэффициента c2

способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся   на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования, патент № 2509032

где L - длина судна; d - средняя осадка судна.

На основании зависимостей (3), (1) находим величину поперечной составляющей гидродинамической силы, образующейся на корпусе судна при его движении лагом.

Литература

1. Басин, A.M. Ходкость и управляемость судов. / A.M.Басин. - М.: Транспорт, 1967. - 255 с.

2. Мастушкин, Ю.М. Средства активного управления промысловыми судами. / Ю.М.Мастушкин, Е.М.Шестерненко. - М.: Агропромиздат, 1985. - 128 с.

3. Соболев, Г.В. Управляемость корабля и автоматизация судовождения. / Г.В.Соболев. - Л.: Судостроение, 1976. - 478 с.

4. Справочник по теории корабля: В 3 т. Т.3. Управляемость водоизмещающих судов. Гидродинамика судов с динамическими принципами поддержания. / под ред. Я.И.Войткунского. - Л.: Судостроение, 1985. - 544 с.: ил.

5. Юдин, Ю.И. Теоретические основы безопасных способов маневрирования при выполнении точечной швартовки. / Ю.И.Юдин, С.В.Пашенцев, Г.И.Мартюк, А.Ю.Юдин. - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2009. - 152 с.

Класс B63H25/52 конструктивные элементы систем управления, не отнесенные к другим группам 

способ определения гидродинамических параметров математической модели судна -  патент 2493048 (20.09.2013)
способ определения гидродинамических параметров математической модели движения судна -  патент 2442718 (20.02.2012)

противодрейфовое устройство судна -  патент 2188142 (27.08.2002)
способ экспериментального определения коэффициентов математической модели движения судна -  патент 2151713 (27.06.2000)

Класс G05B23/02 электрические испытания и контроль 

способ поиска неисправного блока в непрерывной динамической системе на основе смены позиции входного сигнала -  патент 2528135 (10.09.2014)
способ и система управления для планирования нагрузки электростанции -  патент 2523191 (20.07.2014)
нормализация данных, используемых для контроля авиационного двигателя -  патент 2522308 (10.07.2014)
идентификация отказов в авиационном двигателе -  патент 2522037 (10.07.2014)
способ определения зачетных натурных испытаний сложного технического комплекса средств вооружения корабля -  патент 2520711 (27.06.2014)
способ поиска неисправных блоков в непрерывной динамической системе -  патент 2519435 (10.06.2014)
способ поиска неисправного блока в дискретной динамической системе -  патент 2506623 (10.02.2014)
способ поиска неисправных блоков в дискретной динамической системе -  патент 2506622 (10.02.2014)
система автоматизированного контроля работоспособности и диагностки неисправностей радиоэлектронной аппаратуры -  патент 2504828 (20.01.2014)
система контроля за процессами обеспечения безопасности и способ контроля за выходным модулем -  патент 2504813 (20.01.2014)
Наверх