привод управления коробки передач транспортного средства
Классы МПК: | B60K20/04 установленных на полу |
Автор(ы): | Горев Д.Г. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество "АВТОВАЗ" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1997-01-23 публикация патента:
20.04.1998 |
Привод управления коробки транспортного средства для улучшения виброизолирующих свойств привода управления и уменьшение за счет этого вероятности самопроизвольного переключения передач. Привод управления коробки передач трансортного средства содержит рычаг управления с шаровой опорой, закрепленной на кузове, и связанный через шарнир 5 с продольной тягой, имеющей поперечный рычаг, шток управления 8 переключением коробки передач с поперечным рычагом, промежуточную тягу, связанную посредством шаровых шарниров и с поперечным рычагом выбора продольной тяги 6 и с поперечным рычагом 9 штока управления 8 соответственно, рычаг включения и/или выключения, связанный через шаровые шарниры и с продольной тягой и со штоком управления 8 соответственно, реактивную штангу, связанную в средней ее части, через шаровой шарнир с средней частью рычага включения, и закрепленную посредством шарнира и расположенных на ее концах, на корпусе коробки передач и кузове соответственно. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Привод управления коробки передач транспортного средства, содержащий рычаг управления, связанный посредством шаровой опоры с кузовом, продольную тягу управления с поперечным рычагом выбора, рычаг включения и/или выключения с опорой, подвижно соединенный с продольной тягой управления и штоком управления переключением коробки передач, промежуточную тягу выбора, подвижно связанную через один шарнир с поперечным рычагом выбора продольной тяги управления и через второй шарнир - с поперечным рычагом штока управления переключением коробки передач, отличающийся тем, что рычаг включения и/или выключения соединен с продольной тягой управления и с штоком управления переключением коробки передач посредством шаровых шарниров, установленных на его концах, а его опора расположена в средней его части и выполнена в виде шарового шарнира с возможностью продольного перемещения его сферы в его цилиндрической обойме, которая жестко закреплена в средней части реактивной штанги, шарнирно закрепленной одним из своих концов на корпусе коробки передач, а вторым концом закрепленной посредством шарнира на кузове с возможностью продольного перемещения этого конца штанги в обойме этого шарнира, причем шарнир, соединяющий рычаг включения и/или выключения с реактивной штангой, и шарниры, соединяющие рычаг включения и/или выключения с продольной тягой и штоком управления, и шарниры, крепящие реактивную штангу на корпусе коробки передач и на кузове находятся в одной плоскости, перпендикулярной плоскости качания рычага включения и/или выключения, шарнир же, соединяющий рычаг включения и/или выключения с продольной тягой, и шарнир, крепящий реактивную штангу на кузове расположены на одной оси, параллельной оси, на которой расположены шарнир, соединяющий рычаг включения и/или выключения с штоком управления, и шарнир, крепящий реактивную штангу на корпусе коробки передач. 2. Привод по п. 1, отличающийся тем, что шарнир, посредством которого реактивная штанга закреплена на кузове, выполнен шаровым с цилиндрической обоймой. 3. Привод по п.2, отличающийся тем, что цилиндрическая обойма шарового шарнира, посредством которого реактивная штанга закреплена на кузове, выполнена с виброизоляционным элементом. 4. Привод по п.3, отличающийся тем, что виброизоляционный элемент обоймы шарового шарнира, посредством которого реактивная штанга закреплена на кузове, выполнен с большей жесткостью в направлении коробки передач вдоль продольной оси кузова.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к дистанционным приводам управления переключением передач коробок транспортных средств. Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является устройство ручного управления коробки передач автомобиля (заявка Франции N 2566342, кл. B 60 K 20/04, публикация 27.12.85.), которое содержит рычаг управления, на который воздействует водитель и который шарнирно закреплен на конструкции автомобиля, соединительную (продольную) тягу с поперечным рычагом выбора, шарнирно закрепленную к одному из концов рычага управления, тягу распределения (шток управления) с поперечным рычагом выбора, вращающуюся и скользящую в опорах коробки передач с возможностью зацепления с рейками механизма выбора передач, балансир (промежуточная тяга выбора), подвижно связанный через шарниры с поперечным рычагом выбора соединительной тяги и с поперечным рычагом тяги распределения - для возможности поворота тяги распределения вокруг ее оси, кинематическую систему трансмиссии, обеспечивающую смещение и передвижение тяги распределения, которая состоит из поворотного рычага (рычага включения), связанного через шарнир, выполненный в средней его части, с тягой распределения и связанного шарниром, выполненным на одном из его концов, с расположенной на соединительной тяге втулкой, а шарниром, выполненным на другом конце, с корпусом коробки передач. Данная конструкция привода коробки имеет свои достоинства, это компактность и разделение кинематических схем на выбор и на включение передач, что дает большие возможности варьирования передаточных чисел привода управления, но вместе с тем у нее есть свой недостаток, такой как: недостаточно снижена передача колебаний от коробки передач на рычаг управления, особенно ее колебаний вдоль продольной оси транспортного средства. Задача изобретения - улучшение виброизолирующих свойств привода управления и уменьшение за счет этого вероятности самопроизвольного переключения передач. Указанная задача решается тем, что в приводе управления коробки передач транспортного средства, содержащего рычаг управления, связанный посредством шаровой опоры с кузовом, продольную тягу управления с поперечным рычагом выбора, рычаг включения и/или выключения с опорой, подвижно соединенный с продольной тягой управления и со штоком управления переключением коробки передач, промежуточную тягу выбора, подвижно связанную через один шарнир с поперечным рычагом выбора продольной тяги управления и через второй шарнир - с поперечным рычагом штока управления переключением коробки передач, согласно изобретения рычаг включения соединен с продольной тягой управления и со штоком управления переключением коробки передач посредством шаровых шарниров, установленных на его концах, а его опора расположена в средней его части и выполнена в виде шарового шарнира с возможностью продольного перемещения его сферы в его цилиндрической обойме, которая жестко закреплена в средней части реактивной штанги, в свою очередь шарнирно закрепленной одним из своих концов на корпусе коробки передач, а вторым концом закрепленной посредством шарнира на кузове, с возможностью продольного перемещения этого конца штанги в обойме этого шарнира, причем шарнир, соединяющий рычаг включения с реактивной штангой и шарниры, соединяющие рычаг включения с продольной тягой, и со штоком управления, и шарниры, крепящие реактивную штангу на корпусе коробки передач, и на кузове находятся в одной плоскости - перпендикулярной плоскости качания рычага включения, шарнир же, соединяющий рычаг включения с продольной тягой, и шарнир, крепящий реактивную штангу на кузове, расположены на одной мнимой оси, параллельной мнимой оси, на которой расположены шарнир, соединяющий рычаг включения со штоком управления, и шарнир, крепящий реактивную штангу на корпусе коробки передач. В частном случае, шарнир, посредством которого реактивная штанга закреплена на кузове, выполнен шаровым с цилиндрической обоймой, которая имеет виброизоляционный элемент, обладающий большей жесткостью в направлении колебаний коробки передач вдоль продольной оси кузова. Сравнение предлагаемого технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежной рубриках показывает, что совокупность существенных признаков решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности "новизна". Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что предложенное устройство имеет признаки, которые отсутствуют в известных технических решениях, а использование их в предлагаемой совокупности признаков дает возможность получить новый технический эффект, следовательно, предложенное техническое решение имеет изобретательский уровень по сравнению с существующим уровнем техники. Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость". На фиг. 1 показана кинематическая схема привода коробки передач транспортного средства, общий вид; на фиг. 2 - увеличенный фрагмент кинематической схемы привода, изображенный на фиг. 1 (пунктиром показано положение элементов привода в некоторый момент перемещения коробки передач при ее колебаниях вдоль продольной оси кузова). Привод управления коробки передач 1 транспортного средства содержит рычаг управления 2 с шаровой опорой 3, закрепленной на кузове 4, и связанный через шарнир 5 с продольной тягой 6, имеющей поперечный рычаг выбора 7, шток управления 8 переключением коробки передач 1 с поперечным рычагом 9, промежуточную тягу 10, связанную посредством шаровых шарниров 11 и 12 с поперечным рычагом выбора 7 продольной тяги 6 и с поперечным рычагом 9 штока управления 8 соответственно, рычаг включения и/или выключения 13, связанный через шаровые шарниры 14 и 15 с продольной тягой 6 и со штоком управления 8 соответственно, реактивную штангу 16, связанную в средней ее части, через шаровой шарнир 17 с средней частью рычага включения 13, и закрепленную посредством шарниров 18 и 19, расположенных на ее концах, на корпусе коробки передач 1 и кузове 4 соответственно. Шаровой шарнир 17 содержит сферу 20, жестко закрепленную на рычаге включения 13 и цилиндрическую обойму 21, жестко закрепленную на реактивной штанге 16. Сфера 20 шарового шарнира 17, кроме поворота в цилиндрической обойме 21, имеет еще и возможность продольного перемещения в ней. Шарнир 19, в частном случае, выполнен шаровым с возможностью продольного перемещения его сферы 22 в его цилиндрической обойме 23, которая закреплена на кузове 4 через виброиозоляционный элемент 24. Виброизоляционный элемент 24 имеет большую жесткость в направлении колебаний коробки передач 1 вдоль продольной оси кузова. Сфера 22 шарнира 19 закреплена на соответствующем конце реактивной штанги 16. Шаровой шарнир 14, связывающий продольную тягу 6 с рычагом включения 13 и шаровой шарнир 19, с помощью которого реактивная штанга 16 закреплена на кузове 4 расположены на одной мнимой оси "L", которая параллельна мнимой оси "M", на которой расположены шаровой шарнир 15, соединяющий рычаг включения 13 со штоком управления 8 и шарнир 18, крепящий реактивную штангу 16 на корпусе коробки передач 1. Шарниры 14, 15, 17, 18 и 19 рычага включения 13 и реактивной штанги 16 находятся в одной плоскости, расположенной под прямым углом
Класс B60K20/04 установленных на полу