поршневая машина с изменяемым рабочим объемом
Классы МПК: | F02B75/04 двигатели с изменяемым объемом камеры сжатия, те с изменяемым расстоянием между поршнем, находящимся в верхнем мертвом положении, и головкой цилиндра F02D15/04 изменением объема камеры сжатия без изменения хода поршня F02B75/32 двигатели, отличающиеся связями между поршнями и коренным валом, не относящиеся к предшествующим группам |
Автор(ы): | Локотко А.В. |
Патентообладатель(и): | Институт теоретической и прикладной механики СО РАН |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-11-25 публикация патента:
27.05.1995 |
Использование двигателестроение. Сущность изобретения: поршневая машина содержит корпус, цилиндр, поршень, шток, коромысло, установленное на подвижной опоре. Последняя имеет возможность перемещаться как по наклонной направляющей, так и по коромыслу. Коленчатый вал через шатун связан с первым плечом коромысла, а поршень через шток - с вторым плечом коромысла. Механизм фиксации коромысла от поперечных смещений содержит опорный вал с шестернями и зубчатые рейки, размещенные на коромысле и наклонной направляющей. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
ПОРШНЕВАЯ МАШИНА С ИЗМЕНЯЕМЫМ РАБОЧИМ ОБЪЕМОМ, содержащая корпус, по меньшей мере один цилиндр, поршень с штоком, установленный в цилиндре, двуплечее коромысло, установленное на подвижной опоре с возможностью поворота относительно оси последней, коленчатый вал, шарнирно связанный через шатун с первым плечом коромысла, наклонную направляющую, связанную с корпусом, механизм перемещения подвижной опоры и механизм фиксации коромысла от поперечных смещений, причем шток поршня шарнирно связан с вторым плечом коромысла, подвижная опора выполнена с возможностью перемещения вдоль коромысла и рабочей поверхности наклонной направляющей, отличающаяся тем, что механизм фиксации выполнен в виде опорного вала с шестернями и зубчатых реек, размещенных на коромысле и на наклонной направляющей и взаимодействующих с шестернями, опорный вал кинематически связан с механизмом перемещения подвижной опоры, причем подвижная опора размещена на опорном валу, продольная ось наклонной направляющей пересекает ось поворота коромысла при положении подвижной опоры, соответствующем минимальному рабочему объему цилиндра в верхней мертвой точке, а при положении подвижной опоры, соответствующем максимальному рабочему объему цилиндра, расстояние между продольной осью наклонной направляющей в сечении, включающем ось поворота коромысла, и проекцией продольной оси коромысла соответствующей положению поршня в верхней мертвой точке при минимальном рабочем объеме и составляет величину
где l длина коромысла;
l1 длина одного из плеч коромысла при максимальном ходе поршня;

hmax, hmin соответственно величины максимального и минимального ходов поршня.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, и может быть использовано в насосостроении. Известны силовые установки (СУ), состоящие из нескольких (например, двух) модульных ДВС, один из которых на частичной нагрузке с целью увеличения экономичности отключается, а другой работает на режиме полностью открытого дросселя [1]Такая силовая установка громоздка, металлоемка, требует специальных быстродействующих устройств подключения к валам отбора мощности. Наиболее близкой является поршневая машина с изменяемым рабочим объемом [2] содержащая корпус, по меньшей мере один цилиндр и установленный в нем поршень, связанный посредством штока через шарнир с первым плечом коромысла, коленчатый вал, связанный шатуном с шарниром второго плеча коромысла, подвижную опору, установленную с возможностью перемещения вдоль наклонной направляющей корпуса и вдоль коромысла и механизм фиксации от поперечных смещений. Недостатком прототипа является то, что не определена зависимость связи положения направляющей подвижной опоры относительно продольной оси коромысла со степенью сжатия и рабочими ходами поршня, позволяющая сохранять постоянную степень сжатия двигателя при изменении его рабочего объема. Кроме того, механизм фиксации от поперечных смещений коромысла выполнен в виде линейного подшипника скольжения, что нежелательно для быстроходного двигателя вследствие повышенных потерь на трение. Целью изобретения является повышение экономичности поршневой машины, в частности ДВС, при работе на частичных нагрузках. Цель достигается тем, что поршневая машина с изменяемым рабочим объемом содержит корпус, по меньшей мере один цилиндр, поршень со штоком, установленный в цилиндре, двуплечее коромысло, установленное на подвижной опоре с возможностью поворота относительно оси последней, коленчатый вал, шарнирно связанный через шатун с первым плечом коромысла, наклонную направляющую, связанную с корпусом, механизм перемещения подвижной опоры и механизм фиксации коромысла от поперечных смещений, шток поршня шарнирно связан с вторым плечом коромысла, подвижная опора выполнена с возможностью перемещения вдоль коромысла и рабочей поверхности наклонной направляющей, причем механизм фиксации выполнен в виде опорного вала с шестернями, наклонной направляющей и зубчатых реек, размещенных на коромысле и взаимодействующих с шестернями, опорный вал кинематически связан с механизмом перемещения подвижной опоры, последняя размещена на опорном валу, продольная ось наклонной направляющей пересекает ось поворота коромысла при положении подвижной опоры, соответствующем минимальному рабочему объему, в верхней мертвой точке, а при положении подвижной опоры, соответствующем максимальному рабочему объему цилиндра, расстояние между продольной осью наклонной направляющей в сечении, включающем ось поворота коромысла, и проекцией продольной оси коромысла, соответствующей положению поршня в верхней мертвой точке при минимальном рабочем объеме, составляет величину

l1 длина одного из плеч коромысла при максимальном ходе поршня;

hmах,hmin соответственно величины максимального и минимального ходов поршня. На фиг.1 представлена кинематическая схема машины, поперечное сечение по одному из цилиндров; на фиг.2 механизм изменения положения подвижной опоры. Поршневая машина содержит корпус, цилиндр 1, поршень 2, шток 3, коромысло 4, подвижную опору 5, наклонную направляющую 6, шатун 7, коленчатый вал 8. Подвижная опора 5 может перемещаться как по наклонной направляющей 6, связанной с корпусом двигателя, так и одновременно по коромыслу 4 в пределах, ограниченных сечениями I-I и II и II, соответствующими минимальному и максимальному рабочим объемам. На фиг.1 механизм показан в положении верхней мертвой точки (ВМТ) поршня при минимальном рабочем объеме (подвижная опора находится слева в сечении I-I, ось коромысла 4 лежит на линии а1-а2). Положение оси а 1 и а 2 и а 1-а 2 соответствует нижней мертвой точке (НМТ) при максимальном и минимальном рабочих объемах. Эта схема поясняет пространственное расположение направляющей 6 следующим образом. Продольная ось наклонной направляющей b1-b2 пересекает ось поворота коромысла при положении подвижной опоры, соответствующем минимальному рабочему объему цилиндра. При положении подвижной опоры, соответствующем максимальному рабочему объему цилиндра (т. е. в сечении II-II), расстояние между осью поворота коромысла (и осью b1-b2 направляющей 6) и проекцией а1-а2 продольной оси коромысла, соответствующей положению поршня в верхней мертвой точке (ВМТ), при минимальном рабочем объеме должно быть



hmах,hmin соответственно максимальный и минимальный ход поршня. Такое положение неподвижной оси b1-b2 направляющей 6 позволяет сохранить неизменную степень сжатия при изменении рабочего объема двигателя. Если же при изменении рабочего объема возникает необходимость в переменной степени сжатия, то траектория оси b1-b2 может быть изменена. Для фиксации пространственного положения коромысла 4, а также перемещения подвижной опоры 5 предлагается устройство, совмещающее обе эти функции (см. фиг.2). На фиг.2 показаны коромысло 4, наклонная направляющая 6, закрепленная на корпусе 9, опорный вал 10, сухари 11, зубчатые рейки 12 коромысла и направляющая 13, шестерни 14, 15 перемещения коромысла и опорного вала 10, вал 16 управления рабочим объемом, а также узел 17 передачи вращения на опорный вал 10. Поршневая машина с изменяемым объемом работает следующим образом. При вращении коленчатого вала 8 шатун 7 совершает возвратно-поступательное и качательное движение. Связанное с нижней головкой шатуна 7 коромысло 4 совершает качательное движение, вращаясь вокруг оси опоры 5. Связанный с второй головкой коромысла шток 3 заставляет поршень 2 совершать возвратно-поступательные движения. Амплитуда движения поршня зависит от положения подвижной опоры 5 относительно коромысла: в сечении I-I амплитуда минимальная, при смещении к положению II-II амплитуда увеличивается. Тем самым изменяется рабочий объем цилиндра. Благодаря наклону неподвижной направляющей под углом к горизонтальной оси, поршень при любом рабочем объеме стремится к одному и тому же положению ВМТ по высоте цилиндра, однако при увеличенных объемах не достигает его из-за смещения неподвижной направляющей на величину

Класс F02B75/04 двигатели с изменяемым объемом камеры сжатия, те с изменяемым расстоянием между поршнем, находящимся в верхнем мертвом положении, и головкой цилиндра
Класс F02D15/04 изменением объема камеры сжатия без изменения хода поршня
Класс F02B75/32 двигатели, отличающиеся связями между поршнями и коренным валом, не относящиеся к предшествующим группам