способ изготовления составного ролика
Классы МПК: | C21D9/38 вальцов (валков) B21B27/02 форма или конструкция валков B22D11/12 устройства для последующей термообработки или механической обработки отлитого полуфабриката на месте |
Автор(ы): | Шестаков Н.И., Тишков В.Я., Иванов Ю.И., Чумаков С.М., Кочи Г.Л., Назаров В.П., Никифоров Г.К., Лапешин В.Н. |
Патентообладатель(и): | Череповецкий металлургический комбинат |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-07-20 публикация патента:
30.04.1994 |
Использование: в машиностроении при изготовлении составных роликов машин непрерывного литья заготовок. Сущность: бандаж на ось насаживают с зазором, составляющим
диаметра оси. 2 з. п. ф-лы, 3 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения
1. СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СОСТАВНОГО РОЛИКА преимущественно для машины непрерывного литья заготовок, включающий изготовление оси ролика и бандажа, насадку бандажа на ось по скользящей посадке и последующую поверхностную закалку бандажа с индукционного нагрева, отличающийся тем, что бандаж насаживают на ось с зазором, составляющим (0,11 - 3,9)
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к непрерывной разливке стали, может быть также применено в машиностроении при изготовлении составных роликов машин непрерывного литья заготовок. Известен способ изготовления составных роликов (Патент 4333 (Япония) - 1965), включающий изготовление оси ролика и бандажа, насадку бандажа на ось и последующее соединение бандажа с осью посредством сварки. Однако данный способ отличается значительной трудоемкостью. Кроме того, он не обеспечивает надежного соединения бандажа с осью, поскольку плотный контакт между этими элементами имеет место лишь в зоне сварного шва. Другим недостатком способа является неравномерность структуры, связанная с наличием зоны термического влияния сварки. Известен способ изготовления составных роликов (Авт. св. СССР N 741971, 1980), включающий изготовление оси ролика и бандажа, их сборку и последующую совместную горячую деформацию бандажа и оси. Однако при совместной пластической деформации невозможно получить соединение деталей со значительным натягом. В процессе эксплуатации ролика бандаж контактирует с горячим слябом, разогревается, вследствие чего возникает проскальзывание бандажа относительно оси. Другим недостатком способа является значительная его трудоемкость. Наиболее близким техническим решением является способ изготовления составных роликов, включающий изготовление оси ролика и бандажа, насадку бандажа на ось по скользящей посадке и последующую поверхностную закалку бандажа и индукционного нагрева при перемещении петлевого индуктора и спрейерной насадки вдоль оси ролика. Однако данный способ не предусматривает насадки бандажа на ось с оптимальным зазором, вследствие чего надежность соединения не может быть обеспечена. Кроме того, рассматриваемый способ не устанавливает такие важные технологические характеристики, как глубина индуцирования электрического тока в бандаже и скорость перемещения зоны закалки вдоль оси ролика, что дополнительно снижает надежность соединения бандажа с осью. Целью изобретения является повышение надежности соединения бандажа с осью. Цель достигается тем, что в способе изготовления составного ролика, преимущественно для машины непрерывного литья заготовок, включающем изготовление оси ролика и бандажа, насадку бандажа на ось по скользящей посадке и последующую поверхностную закалку бандажа с индукционного нагрева, согласно изобретению бандаж на ось насаживают с зазором, составляющим (0,11-3,9)10-3 от диаметра оси. Кроме того, при индукционном нагреве бандажа электрический ток в бандаже индуцируют на глубине 0,2-0,8 толщины бандажа. Кроме того, зону закалки перемещают вдоль оси ролика со скоростью V = (0,2-18,0)а/l, м/с, где а - коэффициент температуропроводности материала бандажа, м2/с;l - толщина бандажа, м. Способ изготовления составного ролика осуществляют следующим образом. Изготовляют ось ролика и бандаж. Насаживают бандаж на ось по скользящей посадке с соблюдением зазора между осью и бандажом в диапазоне (0,11-3,9)

V = (0,2-18,0)a/l, м/с, где а - коэффициент температуропроводности материала бандажа, м2/с,
l - толщина бандажа, м. Предлагаемый диапазон величин зазора выбран на основе экспериментальных данных. Эксперименты проводились в ремонтно-механическом цехе Череповецкого металлургического комбината. Результаты приведены в табл. 1. Как следует из табл. 1, хорошее качество соединения бандажа с осью имеет место в том случае, когда бандаж насажен на ось с зазором (0,11-3,9)






Кр = Vl/a
Результаты экспериментов сведены в табл. 3. Влияние скорости перемещения зоны закалки на качество бандажированного ролика. Как следует из табл. 3, хорошее качество соединения бандажа с осью имеет место в том случае, когда процесс осуществляется при соблюдении критерия Кр в диапазоне 0,2-18,0. Отсюда получаем оптимальную скорость перемещения зоны закалки:
V = (0,2-18,0) a/l. П р и м е р. Из стали 45 изготовляют ось ролика машины непрерывного литья заготовок. Посадочный диаметр оси 230h7. Из стали 25Х1М1Ф изготовляют бандажные кольца шириной 100 мм, диаметром посадочного отверстия 230+0,22+0,07 . Наружный диаметр колец 270h9. Таким образом толщина бандажного кольца составляет 20 мм. Бандажные кольца насаживают на ось ролика и собранную конструкцию устанавливают в центрах установки для поверхностной закалки токами высокой частоты. Мощность индуктора 250 кВт, частота тока 2500 Гц, частота вращения шпинделя с деталью 20 об/мин. В нижней части петлевого индуктора имеется спрейерная насадка. Индуктор со спрейерной насадкой перемещают вертикально вдоль оси ролика снизу вверх со скоростью 1,2 мм/с. Глубина проникновения индуцируемого электрического тока составляет 9,5 мм. Поскольку среднее значение коэффициента температуропроводности для данной марки стали 7,1

Кр = Vl/a= 1,2




Откуда V = 3,38 a/l, м/с
После завершения закалки бандажированный ролик снимают с установки и подвергают стабилизирующему отпуску при 650-680оС в печи с выдвижным подом. Технико-экономическое преимущество разработанного технического решения в сравнении с прототипом заключается в повышении степени надежности соединения бандажа с осью, вследствие чего стойкость роликов повысится на 20-25% .
Класс C21D9/38 вальцов (валков)
Класс B21B27/02 форма или конструкция валков
Класс B22D11/12 устройства для последующей термообработки или механической обработки отлитого полуфабриката на месте