способ упрочнения стального валка рельсобалочного стана

Классы МПК:B21B28/02 поддерживание валков в рабочем состоянии, например ремонт
C21D9/38 вальцов (валков) 
B23P6/00 Восстановление или ремонт изделий
Автор(ы):, , , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Нижнетагильский металлургический комбинат" (ОАО "НТМК") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-10-31
публикация патента:

Изобретение относится к металлургии, а именно к прокатному производству, и может использоваться при ремонтах прокатных валков. Для повышения стойкости и работоспособности валка способ включает механическую обточку валка, нагрев под наплавку со скоростью 50-100°С/ч до температуры от 250°С до 300°С, электродуговую наплавку при плотности электрического тока 40-45 А/мм 2 со скоростью наплавки от 25 м/ч до 30 м/ч и проводят отпуск при температуре 300-400°С с выдержкой при этой температуре в течение 1,5-2 ч. 1 табл.

Формула изобретения

Способ восстановления стального валка рельсобалочного стана, включающий механическую обточку валка, нагрев под наплавку со скоростью 50-100°С/ч, электродуговую наплавку при плотности электрического тока 40-45 А/мм2 и отпуск с выдержкой, отличающийся тем, что нагрев под наплавку ведут до температуры от 250 до 300°С, наплавку осуществляют со скоростью от 25 до 30 м/ч, а отпуск - при температуре 300-400°С с выдержкой 1,5-2,0 ч.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к прокатному производству, и может быть использовано при восстановлении и упрочнении рабочих калибров валков рельсобалочных станов для увеличения работоспособности и срока их службы.

Известен способ наплавки прокатных валков, включающий механическое удаление дефектов бочки, предварительный и сопутствующий подогрев валка, электродуговую наплавку с последующим отпуском и механической обточкой бочки [1].

Валки, восстановленные по этому способу, имеют недостаточную стойкость из-за пониженных механических свойств наплавленного металла.

Известен также способ упрочнения калибров прокатных валков для прокатки обсадных труб, включающий предварительный подогрев до 200°С, электродуговую наплавку по режиму: сила тока 400 А, напряжение 35 В, скорость перемещения дуги 0,007 м/с [2].

Недостаток известного способа состоит в том, что температура предварительного подогрева 200°С недостаточна для осуществления бездефектной наплавки. Это снижает стойкость валка.

Наиболее близким аналогом к предлагаемому изобретению является способ восстановления стального валка сортопрокатного стана, включающий механическую обточку валка, нагрев под наплавку до температуры 300-370°С со скоростью 50-100°С/ч, электродуговую наплавку со скоростью 30-40 м/ч при плотности электрического тока 40-45 А/мм2, отпуск при температуре 450-500°С с выдержкой в течение 1,5-2,0 ч [3].

Недостатки известного способа состоят в том, что валок рельсобалочного стана после восстановления имеет низкую стойкость и работоспособность.

Техническая задача, решаемая изобретением, состоит в повышении стойкости и работоспособности валка.

Поставленная техническая задача достигается тем, что в известном способе восстановления стального валка рельсобалочного стана, включающем механическую обточку валка, нагрев под наплавку со скоростью 50-100°С/ч, электродуговую наплавку при плотности электрического тока 40-45 А/мм2 и отпуск с выдержкой, согласно предложению нагрев под наплавку ведут до температуры от 250°С до 300°С, наплавку осуществляют со скоростью от 25 м/ч до 30 м/ч, а отпуск - при температуре 300-400°С с выдержкой 1,5-2,0 ч.

Экспериментально установлено, что нагрев под наплавку до температуры ниже 250°С приводит к появлению горячих трещин. Наплавка при температуре нагрева 250-300°С исключает появление горячих трещин. Повышение температуры нагрева более 300°С разупрочняет наплавленный слой, способствует его отслоению.

Снижение скорости нагрева менее 50°С/ч удлиняет процесс, увеличивает прогрев тела валка, что недопустимо. Увеличение скорости нагрева более 100°С/ч приводит к возрастанию термических напряжений и появлению трещин.

Наплавка при скорости ниже 25 м/ч способствует удлинению процесса и перегреву валка выше допустимого уровня. Увеличение скорости наплавки выше 30 м/ч приводит к снижению работоспособности валка рельсобалочного стана.

При плотности электрического тока менее 40 А/мм2 из-за недостаточного проплавления металла качество наплавки ухудшается. Увеличение плотности электрического тока более 45 А/мм 2 приводит к росту температуры наплавляемых калибров, что недопустимо.

Для снятия сварочных напряжений восстановленный валок подвергают отпуску путем нагрева до температуры 300-400°С с выдержкой 1,5-2,0 ч. При температуре ниже 300°С и выдержке менее 1,5 ч в валке сохраняются остаточные напряжения, которые приводят к образованию трещин в процессе эксплуатации валка. При температуре выше 400°С и выдержке более 2,0 ч происходит разупрочнение наплавленного слоя, что увеличивает износ валка, снижает его стойкость и работоспособность.

Пример реализации способа

Прокатный валок из стали марки 55Х рельсобалочного стана устанавливают на вальцетокарный станок. С помощью резца ручьи валка обтачивают.

Нагрев валка под наплавку осуществляют на наплавочном станке, оборудованном газовой горелкой, со скоростью Vн=70°С/ч до температуры Тн=270°С. Наплавку производят цельнотянутой высокохромистой проволокой. Плотность тока наплавки поддерживают равной J=42 А/мм2, а скорость наплавки Vсв=27 м/ч.

Наплавленный валок нагревают до температуры отпуска Tt=350°C и выдерживают при этой температуре в течение времени t=1,6 ч.

Восстановленный таким образом валок подвергают механической обработке и эксплуатируют на рельсобалочном стане горячей прокатки. При этом валок имеет высокую работоспособность (свойства наплавленного слоя сохраняются в течение всего срока эксплуатации, т.е. до полной выработки), а удельный расход валков минимальный и составляет Q=1,15 кг на тонну проката.

Варианты реализации способа восстановления стального валка рельсобалочного стана и показатель их эффективности Q представлены в таблице.

Из данных, представленных в таблице, следует, что при реализации предложенного способа (варианты №2-4) достигается наибольшая стойкость валков, удельный расход валков минимален. Этому способствует повышение работоспособности восстановленных наплавкой валков. В случаях запредельных значений заявленных параметров (варианты №1 и №5) снижается работоспособность и, как следствие, возрастает удельный расход Q валков. Также из-за пониженной работоспособности и стойкости высокий удельный расход валков имеет место при реализации способа-прототипа (вариант №6).

Таблица
Режимы восстановления валков наплавкой и их эффективность
№ п/пVн, °С/ч Тн, °СVсв, м/ч J, А/мм2 Tt, °СТ, чQ, кг/т
148 24020 302801,0 1,40
250 25025 403001,5 1,20
370 27027 423501,6 1,15
4100 30030 454002,0 1,20
5110 31032 494202,2 1,30
675 36035 434902,0 1,50

Технико-экономические преимущества предложенного способа состоят в том, что регламентированные параметры нагрева под наплавку, электродуговой наплавки и отпуска при восстановлении валков обеспечивают одновременное получение высокого качества наплавки и исключение понижения твердости наплавленного слоя. В результате повышаются стойкость и работоспособность валков.

Таким образом, заявляемый способ полностью выполняет поставленную техническую задачу - позволяет повысить стойкость и работоспособность прокатных валков.

Источники информации

1. Авт. свид. СССР №1579679, МПК В23К 9/04, 1990.

2. В.Б.Уманский и др. Упрочнение деталей металлургического оборудования. М.: Металлургия, 1991, с.164.

3. Патент RU 2228958 C2, C21D 9/38, 20.05.2004.

Класс B21B28/02 поддерживание валков в рабочем состоянии, например ремонт

способ эксплуатации валков листопрокатного стана -  патент 2492948 (20.09.2013)
способ эксплуатации хромистых рабочих валков листопрокатной клети -  патент 2491141 (27.08.2013)
способ подготовки к эксплуатации роликов и валков прокатного производства -  патент 2483818 (10.06.2013)
способ эксплуатации рабочего валка -  патент 2473405 (27.01.2013)
способ обработки поверхности бочек прокатных валков -  патент 2455093 (10.07.2012)
прокатный валок и способ его эксплуатации -  патент 2420365 (10.06.2011)
способ подготовки к эксплуатации валков трубопрокатных станов -  патент 2387503 (27.04.2010)
способ эксплуатации рабочих валков станов холодной прокатки -  патент 2377086 (27.12.2009)
способ эксплуатации опорных валков станов кварто холодной прокатки -  патент 2376088 (20.12.2009)
способ эксплуатации опорного валка -  патент 2374017 (27.11.2009)

Класс C21D9/38 вальцов (валков) 

способ термической обработки валков из заэвтектоидной стали типа 150хнм -  патент 2453615 (20.06.2012)
способ изготовления высокопрочного бандажированного прокатного валка -  патент 2429300 (20.09.2011)
способ термической обработки профилированных металлических поверхностей -  патент 2325449 (27.05.2008)
способ термической обработки прокатных валков -  патент 2298043 (27.04.2007)
способ термической обработки (улучшения) бандажа составного ролика -  патент 2266341 (20.12.2005)
способ термической обработки кованых валков из заэвтектоидной стали типа 150хнм -  патент 2235137 (27.08.2004)
способ упрочнения стального валка сортопрокатного стана -  патент 2228958 (20.05.2004)
способ улучшения, подготовки к эксплуатации и поддержания в рабочем состоянии прокатных валков -  патент 2222394 (27.01.2004)
способ изготовления валка профилегибочного агрегата -  патент 2203333 (27.04.2003)
способ производства валков из штамповой стали -  патент 2194081 (10.12.2002)

Класс B23P6/00 Восстановление или ремонт изделий

способ упрочнения рабочего органа почвообрабатывающей машины -  патент 2529610 (27.09.2014)
способ ремонта полых валков центробежной машины для получения минеральной ваты -  патент 2529147 (27.09.2014)
способ упрочняющего восстановления стрельчатых лап культиваторов различного назначения -  патент 2527558 (10.09.2014)
способ восстановления лопатки турбины, снабженной по меньшей мере одной платформой -  патент 2527509 (10.09.2014)
способ восстановления изношенных поверхностей металлических деталей -  патент 2524470 (27.07.2014)
способ и устройство для обработки уплотнительной поверхности запорной арматуры -  патент 2521569 (27.06.2014)
способ восстановления лемехов плугов -  патент 2520875 (27.06.2014)
способ ремонта диска вентиляторного ротора турбореактивного двигателя, вентиляторный ротор турбореактивного двигателя и турбореактивный двигатель -  патент 2519707 (20.06.2014)
способ задержки развития дефектов в конструкциях и устройство "токмач" для его осуществления -  патент 2519386 (10.06.2014)
способ восстановления и упрочнения стальных рабочих лопаток влажнопаровых ступеней паровой турбины -  патент 2518036 (10.06.2014)
Наверх