гибридная опора скольжения

Классы МПК:F16C32/06 с подвижным элементом, поддерживаемым подушкой из текучей среды, созданной в основном иначе, чем за счет движения вала, например гидро- или аэростатические
F16C21/00 Комбинации из подшипников скольжения с подшипниками качения
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Абрамов Борис Николаевич,
Денисов Юрий Викторович
Приоритеты:
подача заявки:
1991-12-02
публикация патента:

Использование: в машиностроении для гибридных опор скольжения. Сущность изобретения: гидростатический несущий карман перекрывается после пуска опоры и отключения подачи смазки в карман управляемыми шторками, выполненными из термочувствительного материала с "памятью формы" алюминиевой бронзы. Для управления шторками предусмотрен нагреватель в виде электрической спирали. Это обеспечивает снижение износа подшипника в режиме пуска-остановок и повышение долговечности. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

ГИБРИДНАЯ ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ, содержащая подвижный элемент в виде цапфы вала и неподвижный в виде корпуса с гидростатическим несущим карманом, сообщающимся через дроссель с источником подачи смазки под давлением, отличающаяся тем, что она снабжена средством перекрытия гидростатического несущего кармана в виде шторок из термочувствительного материала с памятью формы алюминиевой бронзы и контактирующего с ними нагревателя в виде электрической спирали.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для гибридных опор скольжения.

Известна гибридная опора скольжения, содержащая подвижный элемент в виде цапфы, вала и неподвижный элемент в виде корпуса с гидростатическим несущим карманом, сообщающимся через дроссель с источником подачи смазки под давлением.

Недостаток известной опоры заключается в том, что при необходимости отключения подачи смазки в гидростатический карман происходит уменьшение подъемной силы, создаваемой только за счет гидродинамического эффекта, что ведет к уменьшению несущей способности опоры.

Цель изобретения - повышение несущей способности опоры после отключения подачи смазки в гидростатический несущий карман.

Это достигается тем, что гибридная опора скольжения, содержащая подвижный элемент в виде цапфы вала и неподвижный в виде корпуса с гидростатическим несущим карманом, сообщающимся через дроссель с источником подачи смазки под давлением, снабжена средством перекрытия гидростатического несущего кармана в виде шторок из термочувствительного материала с памятью формы алюминиевой бронзы и контактирующего с ними нагревателя в виде электрической спирали.

Сущность изобретения поясняется чертежом (пунктиром показаны шторки в открытом положении).

Гибридная опора скольжения содержит цапфу 1 вала и корпус 2 с гидростатическим несущим карманом 3, сообщающимся через дроссель 4 с источником подачи смазки под давлением. В несущем кармане 3 смонтировано средство его перекрытия в виде шторок 5 из термочувствительного материала с памятью формы алюминиевой бронзы и контактирующего с ними нагревателя в виде электрической спирали 6, изолированной от корпуса 2 теплоизолятором 7.

Гибридная опора скольжения работает следующим образом.

Перед пуском опоры включается электрическая спираль 6. Шторки 5 нагреваются до температуры проявления эффекта "памяти формы" материала.

В результате этого шторки 5 складываются, максимально открывая гидростатический карман (в этом положении шторки показаны пунктиром). После этого включается подача смазки в гидростатический карман 3 и осуществляется пуск опоры (разгон цапфы 1). Затем после пуска отключают питание электрической спирали 6 и подачу смазки. Шторки 5, охлаждаясь, принимают первоначальную форму и перекрывают несущий карман 3. Управляя моментами отключения питания электрической спирали и подачи смазки в гидростатический карман, можно обеспечить плавный перевод опоры с гидростатического в гидродинамический режим работы. Количество и конфигурация шторок могут быть любыми в зависимости от формы гидростатического кармана в плоскости развертки его несущей поверхности.

Предлагаемая конструкция гибридной опоры скольжения позволяет повысить при прочих равных условиях несущую способность опоры в гидродинамическом режиме, увеличить площадь гидростатического кармана корпуса и тем самым увеличить гидростатическую составляющую и полную несущую способность опоры в гидростатодинамическом режиме работы, что обеспечивает пониженный износ подшипника в режиме пуска-остановок, а следовательно, повышение долговечности опоры.

Использование предлагаемой конструкции опоры позволяет увеличить дополнительный положительный эффект - при пуске нагретые шторки способствуют подогреву смазки, поступающей в гидростатический карман, что улучшает условия смазки опоры. (56) Тодер И. А. "Крупногабаритные гидростатодинамические подшипники", М. ; Маш-ние, 1976, с. 18.

Класс F16C32/06 с подвижным элементом, поддерживаемым подушкой из текучей среды, созданной в основном иначе, чем за счет движения вала, например гидро- или аэростатические

упорный подшипниковый узел -  патент 2529070 (27.09.2014)
самоцентрирующееся опорное устройство для вращающихся цилиндрических элементов -  патент 2511899 (10.04.2014)
гидростатическая опора -  патент 2508483 (27.02.2014)
комбинированный радиально-осевой газодинамический лепестковый подшипник скольжения -  патент 2489615 (10.08.2013)
регулятор для гидростатических опор -  патент 2487280 (10.07.2013)
газостатический подшипник -  патент 2486380 (27.06.2013)
узел гидродинамического ленточного подшипника -  патент 2485366 (20.06.2013)
гидростатическая опора -  патент 2484322 (10.06.2013)
электрошпиндель -  патент 2479095 (10.04.2013)
гидростатическая опора -  патент 2471095 (27.12.2012)

Класс F16C21/00 Комбинации из подшипников скольжения с подшипниками качения

Наверх