Рабочие лопатки, элементы, на которых закрепляются лопатки: .роторы в моноблоке с лопатками – F01D 5/34

МПКРаздел FF01F01DF01D 5/00F01D 5/34
Раздел F МАШИНОСТРОЕНИЕ; ОСВЕЩЕНИЕ; ОТОПЛЕНИЕ; ДВИГАТЕЛИ И НАСОСЫ; ОРУЖИЕ И БОЕПРИПАСЫ; ВЗРЫВНЫЕ РАБОТЫ
F01 Машины или двигатели вообще
F01D Машины и двигатели необъемного вытеснения, например паровые турбины
F01D 5/00 Рабочие лопатки; элементы, на которых закрепляются лопатки
F01D 5/34 .роторы в моноблоке с лопатками 

Патенты в данной категории

СПОСОБ ЛИНЕЙНОЙ СВАРКИ ТРЕНИЕМ ЛОПАТОК С ДИСКОМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ БЛИСКА

Изобретение относится к авиационной промышленности, в частности к способу изготовления моноблочного лопаточного диска преимущественно для использования в роторе газотурбинного двигателя. При изготовлении лопаточного диска, имеющего множество лопаток, присоединенных к диску радиально, формируют лопатку, имеющую выступ для соединения с диском, и соединяют выступ лопатки с выступом диска посредством линейной сварки трением. Перед линейной сваркой трением лопатку зажимают в оснастке небольшим предварительным усилием зажатия, вводят в соприкосновение с диском и нагружают осевым сварочным усилием. Затем, не снижая приложенного сварочного усилия, лопатку закрепляют в оснастке полным усилием зажатия и осуществляют линейную сварку трением лопатки и диска. Полученную фиксацию лопатки сохраняют в течение всего процесса сварки. Изобретение позволяет повысить качество сварки за счет устранения перекосов сварочного шва, достигаемого полнотой контакта свариваемых поверхностей лопатки и диска. 2 ил.

2496989
патент выдан:
опубликован: 27.10.2013
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЛЬНОГО БЛИСКА С ОХЛАЖДАЕМЫМИ РАБОЧИМИ ЛОПАТКАМИ, ИНТЕГРАЛЬНЫЙ БЛИСК И ОХЛАЖДАЕМАЯ ЛОПАТКА ДЛЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Отдельные охлаждаемые лопатки из монокристаллического сплава соединяют с дисковой частью из гранулируемого сплава в единую деталь горячим изостатическим прессованием (ГИП) в зоне, где длительные прочности этих сплавов одинаковы при одной и той же температуре в длительном рабочем режиме эксплуатации. Профильную часть, трактовую полку и часть ножки с патрубком для подачи охлаждающего воздуха по профилированному каналу в любую из лопаток располагают вне зоны воздействия ГИП, ножки лопаток совмещают с диском, преимущественно встык. Область зоны одинаковой длительной прочности обоих сплавов определяют предварительно по кривым длительной прочности сплавов. Охлаждаемая лопатка содержит систему воздушного охлаждения, включающую устройство подачи воздуха в лопатку в виде входного патрубка или отверстий в ножке, каналы распределения воздуха в профильную часть и в самой профильной части лопатки, расположенные выше определенной зоны примерно равной длительной прочности сплавов лопаток и дисковой части. Техническим результатом является повышение прочности, ресурса и снижение массы рабочего колеса турбины для полноразмерных высокотемпературных газотурбинных двигателей, в том числе высокотемпературных газотурбинных двигателей большого ресурса, используемых в авиационной, космической, наземной технике, промышленной энергетике. 3 н. и 3 з.п. ф-лы, 8 ил., 2 табл.

2478796
патент выдан:
опубликован: 10.04.2013
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЛЬНОГО БЛИСКА С НЕОХЛАЖДАЕМЫМИ РАБОЧИМИ ЛОПАТКАМИ ДЛЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ИНТЕГРАЛЬНЫЙ БЛИСК

При изготовлении интегрального блиска с неохлаждаемыми рабочими лопатками для газотурбинного двигателя отдельные лопатки, выполненные из одного металлического сплава, соединяют с дисковой частью, выполненной из другого металлического сплава. Отдельные лопатки соединяют с дисковой частью в единую деталь горячим изостатическим прессованием в зоне примерно равной длительной прочности этих сплавов. Область зоны примерно равной длительной прочности обоих сплавов определяют предварительно, например, по кривым длительной прочности Ларсона-Миллера. Профильную часть, трактовую полку и часть ножки выше указанной зоны любой из лопаток располагают вне зоны воздействия горячего изостатического прессования, а другую часть ножки и дисковую часть капсулируют и размещают в зоне его воздействия. Ножки лопаток совмещают с диском, преимущественно встык. Другое изобретение группы относится к интегральному блиску, лопатки которого из одного металлического сплава, в том числе монокристаллического, соединены в единую деталь с дисковой частью из другого металлического сплава согласно указанному выше способу. Изобретения позволяют повысить прочность и ресурс, а также снизить массу рабочего колеса турбины. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 13 ил.

2467177
патент выдан:
опубликован: 20.11.2012
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МОНОБЛОЧНОГО ДИСКА, СНАБЖЕННОГО СИСТЕМОЙ ЛОПАТОК

Изобретение может быть использовано при изготовлении моноблочного диска, снабженного системой лопаток, предназначенного, в частности, для ротора газотурбинного двигателя. Лопатки (1) размещают в виде венца в литейной форме, обладающей вращательной симметрией. Заливают на венец лопаток (1) поддающийся распаду или разложению материал, предварительно нагретый до температуры, превышающей температуру его плавления. Извлекают из упомянутой формы отформованный венец (10) после затвердевания упомянутого материала. Присоединяют при помощи сварки трением отформованный венец (10) к диску (4). Удаляют поддающийся распаду или разложению материал. Способ обеспечивает одновременное присоединение множества предварительно скрепленных лопаток к диску, при этом позволяет приваривать трением лопатки, имеющие элементы, входящие в контакт с соседними лопатками. 13 з.п. ф-лы, 5 ил.

2434728
патент выдан:
опубликован: 27.11.2011
ПАРОВАЯ ТУРБИНА

Паровая турбина содержит статорный узел и роторный узел. Статорный узел включает в себя сопла, направляющие поток пара. Роторный узел включает в себя лопатки, принимающие поток пара. Роторный узел содержит участок удержания, первый конец вала, расположенный на первом конце участка удержания; и второй конец вала, расположенный на втором конце участка удержания, противоположном первому концу участка удержания. Участок удержания имеет пакетированную роторную секцию, включающую в себя одну или более роторную пластину, каждая из которых выполнена из единой металлической заготовки. Лопатки соединены с роторной пластиной с образованием монолитного соединения. Роторный узел содержит также кованую роторную секцию, расположенную вблизи участка удержания и включающую в себя кованую роторную часть и роторные ступени, имеющие лопатки, включающие в себя выступы в форме ласточкина хвоста, располагаемые в пазах на наружной поверхности кованой роторной части. Достигается упрощение изготовления, так как устраняется необходимость в формировании и сборке отдельных ступеней лопаток и отдельных роторных пластин, поскольку кованая роторная секция располагается вблизи участка удержания. 4 з.п. ф-лы, 13 ил.

2432466
патент выдан:
опубликован: 27.10.2011
УЗЕЛ РОТОРА, УЗЕЛ СТАТОРА, А ТАКЖЕ ПАРОВАЯ ТУРБИНА, СОДЕРЖАЩАЯ ТАКИЕ УЗЛЫ

Паровая турбина содержит узел статора и узел ротора. Узел статора включает в себя статорные пластины, содержащие основной корпус статора, имеющий плоскую форму. Основной корпус статора включает в себя первую и вторую осевую торцевую поверхность, противоположную первой, аэродинамическую базовую поверхность статора на внутреннем по радиусу краю основного корпуса статора, сопла, направляющие поток пара и проходящие по радиусу внутрь от аэродинамической базовой поверхности статора, и уплотнение статорных пластин, установленное для предотвращения воздействия пара на торцевые поверхности статорных пластин. Узел ротора включает в себя роторные пластины, содержащие основной корпус ротора, имеющий плоскую форму. Основной корпус ротора включает в себя первую осевую торцевую поверхность и вторую осевую торцевую поверхность, противоположную первой, аэродинамическую базовую поверхность ротора на внешнем по радиусу краю основного корпуса ротора, лопатки, принимающие поток пара и проходящие по радиусу наружу от аэродинамической базовой поверхности ротора, и уплотнение роторных пластин, установленное для предотвращения воздействия пара на осевые торцевые поверхности статорных пластин. Достигается уменьшение стоимости и времени изготовления паровой турбины и ее узлов, за счет использования пластин, при исключении утечек пара между ними. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 13 ил.

2429351
патент выдан:
опубликован: 20.09.2011
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВЫПОЛНЕННОГО В ВИДЕ ЕДИНОЙ ДЕТАЛИ ОБЛОПАЧЕННОГО ДИСКА, А ТАКЖЕ ТЕСТОВЫЙ ОБРАЗЕЦ (ВАРИАНТЫ)

Способ восстановления выполненного в виде единой детали облопаченного диска турбомашины, имеющего, по меньшей мере, одну зону повреждения, включает подготовку зоны повреждения, наплавку металла на станке для наплавки и финишную обработку восстановленной зоны. При подготовке зону повреждения подвергают механической обработке для получения восстанавливаемой зоны с заданным профилем. Затем проводят наплавку на тестовом образце, называемом начальным тестовым образцом, имеющим указанный заданный профиль, используя станок для наплавки, который является станком для лазерной наплавки и имеет заданные рабочие параметры. Проверяют качество тестового образца после наплавки и, если качество тестового образца соответствует критерию приемлемости, осуществляют наплавку в восстанавливаемой зоне, используя тот же станок, не меняя его рабочие параметры. Другие изобретения группы относятся к тестовым образцам для реализации указанного выше способа, выполненным из титанового сплава, форма которых в одном из вариантов имитирует конец аэродинамического профиля с уплотняющей кромкой, а в другом варианте имитирует угол передней или задней кромки конца аэродинамического профиля, подвергшегося механической обработке по заданной модели. Изобретения позволяют повысить надежность и долговечность восстановленного диска турбомашины. 3 н. и 14 з.п. ф-лы, 9 ил.

2397329
патент выдан:
опубликован: 20.08.2010
СПОСОБ СБОРКИ ЦЕЛЬНЫХ ОБЛОПАЧЕННЫХ ДИСКОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДЕМПФИРОВАНИЯ КОЛЕБАНИЙ ЛОПАТОК ТАКИХ ДИСКОВ

Способ сборки вместе цельных облопаченных дисков, в частности дисков компрессора турбореактивного двигателя, включает в себя установку средств для демпфирования колебаний, как на лопатки дисков, так и между ними и сварку дисков вместе посредством сварки трением. Для осуществления способа сборки предложено устройство для демпфирования колебаний лопаток цельного облопаченного диска, выполненное с возможностью установки его на лопатках диска для демпфирования колебаний указанных лопаток при соединении диска с другим диском посредством сварки трением. Устройство для демпфирования колебаний содержит закрывающие и заполняющие средства для закрытия лопаток и заполнения зазоров между лопатками и зажимные средства для удерживания и зажима закрывающих и заполняющих средств, установленных на лопатках. Закрывающие и заполняющие средства изготовлены из упруго деформируемого материала. Изобретения позволяют снизить вибрации, возникающие при сварке трением цельных облопаченных дисков, а также исключить возможность возникновения резонансных колебаний дисков при проведении сварки трением. 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 5 ил.

2371587
патент выдан:
опубликован: 27.10.2009
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЛИ РЕМОНТА МОНОБЛОЧНОГО ЛОПАТОЧНОГО ДИСКА И ДИСК ДЛЯ МОНОБЛОЧНОГО ЛОПАТОЧНОГО ДИСКА

Способ изготовления или ремонта моноблочного лопаточного диска включает этап формирования поверхности сварочного шва на выступающей площадке, являющейся частью диска. Поверхность сварочного шва предназначена для обеспечения последующего этапа соединения линейной фрикционной сваркой лопатки на выступающей площадке диска. Этап формирования поверхности сварочного шва осуществляют таким образом, чтобы она содержала, по меньшей мере, два плоских смежных участка, расположенных последовательно вдоль выступающей площадки. Другое изобретение группы относится к диску для выполнения моноблочного лопаточного диска. Диск для выполнения моноблочного лопаточного диска содержит, по меньшей мере, одну выступающую площадку, на которой выполняют поверхность сварочного шва, предназначенную для обеспечения соединения линейной фрикционной сваркой лопатки на выступающей площадке диска. На выступающей площадке поверхность сварочного шва содержит, по меньшей мере, два смежных плоских участка, расположенных последовательно вдоль выступающей площадки. Изобретение позволяет выполнить поверхность сварочного шва максимально близко к поверхности диска, а также снизить затраты при изготовлении или ремонте моноблочного лопаточного диска. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 6 ил.

2364728
патент выдан:
опубликован: 20.08.2009
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБИНЫ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Изобретение относится к области общего машиностроения, а именно к изготовлению рабочих колес турбомашин, которые могут использоваться в средах с высокими и очень высокими температурами, в том числе и при отсутствии охлаждения, и, в частности, к изготовлению неметаллических рабочих колес турбин перспективных высокооборотных газотурбинных двигателей. Способ изготовления рабочего колеса турбины из композиционных материалов заключается в намотке углеродного волокна, предварительно пропитанного термостойким связующим, на оснастку и формообразовании полученной заготовки прессованием. Намотку углеродного волокна на оснастку производят в следующих направлениях армирования. Сначала углеродные волокна наматывают в радиальном направлении через пропилы в основном и вспомогательном технологических кольцах в направлении от формируемой выходной кромки лопатки рабочего колеса. Затем углеродные волокна наматывают в окружном направлении вокруг основного технологического кольца в направлении от формируемой выходной кромки лопатки рабочего колеса турбины. Намотку производят чередующимися слоями до полного заполнения оснастки. После завершения намотки заготовки углеродные волокна, намотанные в радиальном направлении, натягивают, после чего между ними устанавливают межлопаточные вкладыши. Обрезают углеродные волокна, выходящие за межлопаточные вкладыши с наружной стороны. После этого удаляют вспомогательное технологическое кольцо. Затем собранную оснастку с намотанной заготовкой рабочего колеса турбины помещают в матрицу и отпрессовывают пуансоном, а после отверждения связующего рабочее колесо извлекают из пресс-формы и удаляют межлопаточные вкладыши. Изобретение позволяет создать облегченную конструкцию неохлаждаемого рабочего колеса турбины из композиционного материала. 8 ил.

2280767
патент выдан:
опубликован: 27.07.2006
ЛОПАТКА РОТОРА (ВАРИАНТЫ), РОТОР И ДИСК РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Лопатка ротора газотурбинного двигателя, установленная в пазу диска ротора, содержит профиль, площадку, выполненную за одно целое с профилем, и замок в виде ласточкина хвоста, выполненный за одно целое с упомянутой площадкой. Замок имеет шейку минимальной площади поперечного сечения, расположенную между парой выступающих частей замка ласточкина хвоста, форма которых позволяет входить в паз в диске. Каждая из выступающих частей содержит наружную поверхность, обращенную наружу для взаимодействия с соответствующими внутренними поверхностями паза в диске между соответствующими границами контакта, разгрузочные канавки, выполненные в выступающих частях внутри границ контакта. Ротор газотурбинного двигателя с диском ротора, содержит множество стоек, распределенных по периферии и разделенных соответствующими пазами типа ласточкина хвоста, в которых могут размещаться соответствующие замки лопаток. Каждая из стоек имеет противоположные первую и вторую выступающие части с внутренними поверхностями, обращенными радиально внутрь для взаимодействия с соответствующими наружными поверхностями замков лопаток между границами контакта, а также наружные поверхности разгрузочных канавок, расположенные в выступающих частях снаружи границ контакта. Изобретение позволяет уменьшить контактные напряжения. 4 с. и 16 з. п. ф-лы, 3 ил.

2228445
патент выдан:
опубликован: 10.05.2004
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РОТОРА В МОНОБЛОКЕ С ЛОПАТКАМИ (ВАРИАНТЫ), УСТРОЙСТВО ДЛЯ МЕСТНОЙ ТЕРМООБРАБОТКИ И СПОСОБ РЕМОНТА ЛОПАТКИ ВЫШЕУКАЗАННОГО РОТОРА

Изобретение относится к способу изготовления ротора в моноблоке с лопатками, в котором используют втулочную часть ротора, выполненную в предпочтительном варианте из титанового сплава, и приваривают к ней лопатку, в предпочтительном варианте также выполненную из титанового сплава. Способ дополнительно содержит частичное старение и охлаждение втулочной части сваркой и старение лопатки и сварного соединения между лопаткой и втулочной частью после сварки. Операция старения после сварки в предпочтительном варианте выполняется с использованием нового устройства для местной термообработки лопатки, имеющего оболочку и несколько нагревательных элементов, вплетенных в оболочку, выполненную из высокотемпературной ткани. Способ в соответствии с настоящим изобретением может быть также использован для ремонта роторов в моноблоке с лопатками. Изобретение позволяет повысить качество работы и эффективность. 4 с. и 16 з.п. ф-лы, 5 ил.
2225514
патент выдан:
опубликован: 10.03.2004
МЕТАЛЛОКЕРАМИЧЕСКИЙ РОТОР ТУРБОКОМПРЕССОРА

Использование: в турбостроении, в керамических газотурбинных двигателях, конкретно в конструкциях газотурбинных двигателей. Сущность: коническая цапфа 2 керамической турбины 1 расположена в полости образованного расточкой стакана 5 металлического вала 4 компрессора 3. Стакан и цапфа соединены между собой байонетным соединением, образованным выступами и впадинами. Внутри стакана штифтами 11 закреплено металлическое упорное кольцо 10 с радиальными выточками 14 на торце 13. Обоймой 16 с телами качения и выточками 14 на цапфе 2 и диске 10 образована обгонная упорная муфта. Центрирующие сопряженные поверхности 19 и 20 цапфы 2 и стакана 5 могут быть выполнены сферическими. Крутящий момент от турбины 1 к компрессору 3 передают через тела качения 15 и штифты 11. 5 ил.
2030600
патент выдан:
опубликован: 10.03.1995
Наверх