Системы охлаждения или вентиляции: ..снабженные устройствами для создания потока охлаждающей среды, например вентилятором – H02K 9/04

МПКРаздел HH02H02KH02K 9/00H02K 9/04
Раздел H ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
H02 Производство, преобразование и распределение электрической энергии
H02K Электрические машины
H02K 9/00 Системы охлаждения или вентиляции
H02K 9/04 ..снабженные устройствами для создания потока охлаждающей среды, например вентилятором 

Патенты в данной категории

УЗЕЛ ОСЕВОГО ВЕНТИЛЯТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, а именно, к турбогенераторам с воздушным охлаждением. Технический результат, достигаемый при использовании данного изобретения, состоит в повышении эффективности работы узла вентилятора, снижении вентиляционных потерь, повышении КПД и сокращении аксиального габарита турбогенератора. Предлагаемый узел осевого вентилятора электрической машины содержит колесо (6) осевого вентилятора, подводящий канал (1), ограниченный внутренней перегородкой (2) и разделительной перегородкой (3), и отводящий канал (7), ограниченный разделительной перегородкой и наружной перегородкой (8). При этом, согласно данному изобретению, в указанном подводящем канале установлены спрямляющий лопаточный аппарат (4) и направляющий лопаточный аппарат (5), причем направляющий лопаточный аппарат (5) установлен перед колесом (6) осевого вентилятора.

2523444
патент выдан:
опубликован: 20.07.2014
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ВЕТРОВОЙ ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОР

Вертикальный ветровой электрогенератор содержит опорную колонну (1), по крайней мере один генераторный блок (2), по крайней мере две лопасти (3), устройство контроля возбуждения, выпрямительное устройство, реверсивный частотный преобразователь, фланцы, опоры, систему охлаждения, подъемный механизм (80) и подъемную систему. Генераторный блок (2) содержит фиксатор, генератор и возбудитель. Фиксатор содержит внешний фиксатор и внутренний фиксатор. Генератор содержит статор и ротор. Возбудитель содержит статор и ротор. Вертикальный ветровой электрогенератор может быть изготовлен со снижением его стоимости, быстро запущен, увеличивает эффективность использования ветровой энергии, имеет более высокую эффективность охлаждения генератора, увеличивая тем самым срок его службы и снижая стоимость и время, затраченные на его техобслуживание. 16 з.п. ф-лы, 32 ил.

2511985
патент выдан:
опубликован: 10.04.2014
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С НЕСКОЛЬКИМИ ОХЛАЖДАЮЩИМИ ПОТОКАМИ И СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ

Изобретение относится к электрической машине с несколькими охлаждающими потоками и способу охлаждения. Монтаж электрической машины и, в частности, генератора на постоянных магнитах должен быть упрощен без потерь качества охлаждения. Электрическая машина включает в себя статор (12), который снабжен каркасом (22) для обмотки и в котором имеется, по меньшей мере, один радиальный шлиц (23) для охлаждения, и ротор (11), в котором также имеется, по меньшей мере, один радиальный шлиц (16) для охлаждения. Каркас (22) для обмотки статора (12) снабжен на своей наружной боковой поверхности несколькими проходящими в осевом направлении ребрами (24) охлаждения, по которым может вводиться проходящий в осевом направлении первый охлаждающий поток (25). Кроме того, ротор (11) снабжен проходящими в осевом направлении первыми охлаждающими каналами (17), которые впадают в его, по меньшей мере, один радиальный шлиц (16) для охлаждения, так что второй охлаждающий поток (26) может вводиться через осевые первые охлаждающие каналы (17) ротора (11), по меньшей мере, один радиальный шлиц (16) для охлаждения ротора, воздушный зазор (27) между ротором и статором, по меньшей мере, один радиальный шлиц (23) для охлаждения и в осевом направлении по осевым ребрам (24) охлаждения статора. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 1 ил.

2510560
патент выдан:
опубликован: 27.03.2014
КОЛЬЦЕВОЙ ГЕНЕРАТОР

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в ветроэнергетической установке. Технический результат изобретения заключается в получении более эффективного охлаждения кольцевого генератора. Кольцевой генератор ветровой энергетической установки включает в себя статор, периферическое кольцо статора для размещения обмоток статора, вращающуюся часть, установленную с возможностью вращения относительно статора, и соединенную с кольцом статора крышку статора. Крышка обеспечивает создание камеры нагнетания с повышенным или пониженным давлением, служащей для обеспечения воздушного потока через и/или по статору и/или вращающейся части для охлаждения кольцевого генератора. При этом в крышке статора имеется, по меньшей мере, одно укомплектованное воздуходувкой отверстие воздуходувки. Воздуходувка установлена с возможностью перемещения посредством движущего механизма, чтобы временно открывать отверстие воздуходувки для целей технического обслуживания и/или для прохода человека. 3 н. и 11 з.п. ф-лы, 22 ил.

2506682
патент выдан:
опубликован: 10.02.2014
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ДВОЙНЫМ ОСЕВЫМ ВЕНТИЛЯТОРОМ

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам, и касается особенностей конструктивного выполнения их системы охлаждения. Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, состоит в повышении эффективности охлаждения электрических машин. Для достижения указанного выше технического результата предлагаемая электрическая машина, включающая статор (1), ротор (2), имеющий вал (3), который снабжен радиальными и осевыми каналами (10, 11) охлаждения и действует подобно роторному вентилятору, а также осевой вентилятор (12), расположенный коаксиально с валом (3) и подающий охлаждающее средство в осевые каналы (11) охлаждения. Осевой вентилятор (12) выполнен в виде двойного осевого вентилятора и снабжен первым венцом (14) лопаток, который заключен внутри воронкообразной трубы (15) и соединен с ней без возможности вращения. Меньшее отверстие воронкообразной трубы (15) находится в непосредственной связи с осевыми каналами (11) охлаждения ротора (2). Кроме того, осевой вентилятор (12) снабжен вторым венцом (19) лопаток, который неподвижно установлен на наружном периметре трубы (15) и служит для нагнетания охлаждающего средства (1). Таким образом обеспечивается эффективное охлаждение как статора, так и ротора потоком охлаждающего средства. 10 з.п. ф-лы, 1 ил.

2502179
патент выдан:
опубликован: 20.12.2013
СТАРТЕР-ГЕНЕРАТОРНАЯ УСТАНОВКА АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области электротехники и транспорта и касается, в частности, комбинированных энергетических установок гибридных транспортных средств, оборудованных стартер-генераторами. Предлагаемая стартер-генераторная установка автотранспортного средства содержит обратимую электрическую машину, содержащую статор (1), соединенный с корпусом (2) двигателя внутреннего сгорания, ротор (3), соединенный резьбовыми крепежными элементами с валом (4) двигателя, кожух (5), прикрепленный к корпусу (2) двигателя. Статор подключен электрической цепью к аккумуляторной батарее. Ротор выполнен в виде тороидальной чаши, имеющей на периферии окна (6), разделенные перегородками, образованными длинными криволинейными лопастями (7), (8), расположенными на вогнутой поверхности чаши, обращенной в сторону статора (1). Часть перегородок между окнами в чаше образована длинными лопастями (7), а другая такая же часть перегородок - короткими лопастями (8), размещенными между длинными лопастями (7). К чаше прикреплен обруч (9), окружающий статор (1). В обруч (9) напротив статора вставлено упругое цилиндрическое кольцо (10) из магнитопласта. В кожухе (5) вдоль оси электрической машины выполнены два ряда вентиляционных отверстий (11) и (12), разделенных коническим гребнем (13), выполненным на внутренней поверхности кожуха напротив ротора и выступающим в сторону указанного обруча (9). Технический результат - обеспечение эффективного охлаждения стартер-генераторной установки для соблюдения оптимального теплового режима ее работы. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

2497017
патент выдан:
опубликован: 27.10.2013
СИНХРОННЫЙ ГЕНЕРАТОР

Изобретение относится к области электротехники и касается электрических машин, в частности - синхронных генераторов индукторного типа, применяемых, например, в автотракторном электрооборудовании. Настоящее изобретение направлено на достижение технического результата, состоящего в улучшении эксплуатационных характеристик за счет снижения потребляемой мощности, расходуемой на вентиляцию и улучшение теплофизических характеристик. Указанный технический результат достигается тем, что в синхронном генераторе, содержащем статор, переднюю и заднюю крышки, ротор с клювообразными полюсными наконечниками и катушкой возбуждения, согласно данному изобретению ротор дополнительно снабжен звездочкообразной немагнитной перемычкой с центральным отверстием, причем последняя установлена на середине катушки в плоскости ее вращения, а зубцы перемычки расположены между клювообразными наконечниками. Использование данной конструкции позволяет эффективным образом использовать вентиляционное действие полюсных наконечников, при этом каждый из комплектов наконечников охлаждает соответствующую лобовую часть статора. При этом, в случае применения отдельных вентиляторов, может быть исключено или, во всяком случае, уменьшено число лопаток их лопаток и уменьшена ширина лопаток. Данные эффекты достигаются применением простой в технологическом отношении детали звездочкообразной немагнитной перемычки, которая может быть изготовлена, например, путем литья из пластмассы. 2 ил.

2494519
патент выдан:
опубликован: 27.09.2013
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Изобретение относится к областям электротехники и электромашиностроения и касается системы охлаждения крупных электрических машин, преимущественно турбогенераторов с воздушным охлаждением. В предлагаемой электрической машине в воздушном зазоре (3) на границе чередующихся в аксиальном направлении кольцевых вентиляционных зон повышенного и пониженного давления установленные кольцевые разделительные элементы (4). Согласно данному изобретению, во внутренней полости (5), по меньшей мере, одного из указанных разделительных элементов (4) размещена, по меньшей мере, одна кольцевая вставка, установленная с возможностью выступания в воздушный зазор (3) при вращении ротора. При не вращающемся (n=0) роторе (2) радиальный зазор 1 между упругими выступающими элементами (4) и расточкой статора (1) позволяет завести ротор (2) в статор (1) без повреждения элементов конструкции. На работающей машине под действием центробежных сил зазор между упругими выступающими элементами (4) и расточкой статора (1) уменьшается до величины 2. Зазор 2 подбирается настолько малым, чтобы между зонами повышенного и пониженного давления обеспечивался перепад давления, необходимый для эффективной вентиляции ротора (2). Технический результат, достигаемый при использовании данного изобретения, состоит в повышении эффективности вентиляции ротора электрической машины при одновременном обеспечении заводки ротора в расточку статора без повреждения элементов конструкции электрической машины в процессе ее сборки. 5 ил.

2494515
патент выдан:
опубликован: 27.09.2013
ГЕНЕРАТОР

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения электрических машин, в частности синхронных генераторов индукторного типа, применяемых, например, в автотракторном электрооборудовании. Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, состоит в снижении потребляемой мощности, расходуемой на вентиляцию и теплофизические характеристики, что, в свою очередь, обеспечивает улучшение эксплуатационных характеристик генератора. Это достигается тем, что в генераторе, содержащем переднюю и заднюю крышки с отверстиями, статор в виде пакета с рабочей обмоткой, ротор с источником возбуждения и когтеобразными наконечниками, а также выпрямитель, согласно настоящему изобретению, в зоне изгиба когтеобразных полюсных наконечников установлены вентиляционные вставки, выполненные в виде основания с ребрами, между которыми расположены отверстия. За счет введения простых и технологичных при изготовлении вентиляционных вставок, выполняемых, например, из пластмассы, удалось добиться интенсификации тепловых процессов, поскольку число, ширина и высота вентиляционных ребер в соединении с прорезями в зоне изгиба когтеобразных наконечников сопоставимы с числом и площадью штатных вентиляторов, что позволяет или уменьшить число лопаток штатного вентилятора, или уменьшить их ширину, а в некоторых случаях вообще отказаться от отдельного вентилятора. 3 ил.

2488210
патент выдан:
опубликован: 20.07.2013
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электротехники и касается вентиляции лобовых частей обмотки ротора крупной электрической машины, в частности турбогенератора с воздушным охлаждением. Согласно изобретению ротор содержит оболочку (1), охватывающую вал (2) с образованием пространства (3) для подачи охлаждающего потока в ротор. Между катушками (4) в лобовой части обмотки размещены продольные распорки (5) с U-образными вентиляционными каналами (6) для охлаждения катушек (4). В пространстве (7) между оболочкой (1) и нижними витками катушек (4) лобовой части обмотки напротив зубцов (8) ротора установлены продольные перегородки (9) с шагом в одно пазовое деление ротора. Перегородки (9) разделяют пространство (7) на зоны впуска (10) охлаждающего потока в вентиляционные каналы (6) и зоны выпуска (11) охлаждающего потока из вентиляционных каналов (6). В зонах впуска (10) в оболочке (1) выполнены радиальные каналы (12) с шагом в два пазовых деления ротора. Технический результат, достигаемый настоящим изобретение, состоит в увеличении мощности электрической машины за счет увеличения плотности тока в обмотке ротора благодаря повышению эффективности охлаждения лобовой части обмотки ротора. 2 ил.

2449451
патент выдан:
опубликован: 27.04.2012
АВТОМАТИЧЕСКИЙ КОМБИНИРОВАННЫЙ МИКРОПРОЦЕССОРНЫЙ РЕГУЛЯТОР ТЕМПЕРАТУРЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано для регулирования температуры теплоносителей (высоконагретой детали, воды, масла, наддувочного воздуха и др.) и в системах охлаждения силовых энергетических установок, обмоток тяговых электрических машин, тяговых трансформаторов, элементов тяговых полупроводниковых преобразователей. Техническим результатом является повышение надежности и снижение затрат энергии на охлаждение. Автоматический комбинированный микропроцессорный регулятор температуры энергетической установки транспортного средства содержит: источник электроэнергии переменного тока, управляющий орган с датчиком температуры энергетической установки, датчиком мощности энергетической установки, датчиком температуры наружного охлаждающего воздуха, датчиком частоты вращения вала вентилятора охлаждения; три задающих устройства; три сравнивающих устройства, два одинаковых асинхронных двигателя с фазными роторами, источник электроэнергии, вентилятор охлаждения, механизм поворота статора одного из двигателей. Управляющий орган снабжен устройством коррекции коэффициента передачи регулятора температуры по частоте вращения вала вентилятора охлаждения в соответствии с заложенной в память управляющего органа математической моделью автоматической системы регулирования температуры в статике и динамике. Управляющий орган предназначен для алгебраического суммирования выходных сигналов датчика температуры энергетической установки, датчика мощности энергетической установки, датчика температуры наружного охлаждающего воздуха и автоматического изменения коэффициента передачи регулятора температуры таким образом, чтобы коэффициент передачи системы регулирования оставался бы постоянным в заданном диапазоне изменения мощности энергетической установки, температуры наружного охлаждающего воздуха и частоты вращения вала вентилятора охлаждения. Указанные элементы и конструктивное выполнение асинхронных двигателей осуществлено так, как указано в материалах заявки. 9 ил.

2426895
патент выдан:
опубликован: 20.08.2011
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к электрическим машинам с газовым охлаждением, например турбогенераторам. Сущность изобретения состоит в том, что статор турбогенератора с эффективным газовым охлаждением обмотки и зубцов содержит корпус (1), в котором расположен сердечник (2) с обмоткой (3). Сердечник состоит из шихтованных пакетов (5) и вентиляционных каналов (7), которые образованы вентиляционными распорками (8) и закрыты со стороны расточки сердечника статора. В камере высокого давления (9), расположенной в пространстве между корпусом и сердечником, на наружной поверхности сердечника по всей его длине с шагом через одно зубцовое деление размещены воздуховоды (10). Воздуховоды сообщаются с одной стороны с вентиляционными каналами, с другой стороны с камерой низкого давления, расположенной в пространстве лобовых частей обмотки статора. В зубцовой зоне вентиляционные распорки установлены с обеспечением смещения потока охлаждающего газа в аксиальном направлении в соседний вентиляционный канал через сквозные отверстия (6). В зоне ярма вентиляционные распорки установлены с обеспечением прохода потока охлаждающего газа в четных вентиляционных каналах из камеры высокого давления в зубцовую зону, а в нечетных вентиляционных каналах из зубцовой зоны в воздуховоды. Технический результат - улучшение охлаждения обмотки и зубцов по всей длине и окружности сердечника статора путем интенсификации теплоотдачи. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

2350006
патент выдан:
опубликован: 20.03.2009
КОМПЛЕКТ ИЗ МНОЖЕСТВА ОХЛАЖДАЮЩИХ МОДУЛЕЙ ДЛЯ СБОРКИ С МАШИННЫМ МОДУЛЕМ

Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройствам охлаждения электрических машин. Техническим результатом изобретения является создание такой системы охлаждения электрической машины, которая приспособлена к различным вариантам охлаждения без изменения конструктивного выполнения машинного модуля. Указанный результат достигается за счет использования комплекта из множества охлаждающих модулей, причем по выбору можно монтировать один охлаждающий модуль в зависимости от требований к охлаждению. Первый вариант охлаждающего модуля позволяет открытое воздушное охлаждение с обоих концов электрической машины. Второй вариант охлаждающего модуля позволяет закрытое воздушное охлаждение с теплообменником с обоих концов электрической машины. Третий вариант охлаждающего модуля позволяет открытое воздушное охлаждение, проходящее вдоль электрической машины. Четвертый вариант позволяет закрытое воздушное охлаждение, проходящее вдоль электрической машины с теплообменником. В зависимости от вида защиты электрической машины можно выбрать открытое или закрытое исполнение охлаждения, в том числе и с воздушно-водяным теплообменником. 25 з.п. ф-лы, 7 ил.

2340066
патент выдан:
опубликован: 27.11.2008
ТОРЦОВАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ЗАКРЫТОГО ИСПОЛНЕНИЯ С НАРУЖНЫМ ОБДУВОМ

Изобретение относится к электротехнике, а именно к закрытым электрическим машинам торцового исполнения с одним статором и одним ротором. Торцовая электрическая машина закрытого исполнения с наружным обдувом включает в себя корпус, состоящий из двух щитов, тороидальные сердечники статора и ротора с обмотками, вал, подшипниковые узлы и вентилятор. Машина содержит оребренные снаружи щиты, на внешней поверхности щита, противоположного выступающему концу вала, установлен кронштейн, на котором закреплен электродвигатель с вентилятором, который помещен в камеру, ограниченную со стороны электродвигателя защитной вентиляционной пластиной с отверстиями для прохождения наружного охлаждающего воздуха, внешней частью щита и охватывающими вентилятор с некоторым зазором ребрами щита, а для организации направления движения наружного охлаждающего воздуха на щиты машины на стойках установлен цилиндрический воздухонаправляющий аппарат, охватывающий щиты. Техническим результатом является улучшение условий охлаждения тепловыделяющих элементов, а также повышение эксплуатационной надежности. 1 ил.

2339145
патент выдан:
опубликован: 20.11.2008
СИНХРОННЫЙ ГЕНЕРАТОР

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к электрическим машинам, и касается особенностей конструктивного выполнения индукторных генераторов. Технический результат, достигаемый при использовании данного изобретения, заключается в улучшении эксплуатационных характеристик индукторного генератора путем снижения потребляемой мощности и улучшения теплофизических характеристик. Данный технический результат обеспечивается за счет того, что в синхронном генераторе, содержащем переднюю и заднюю крышку с отверстиями, статор в виде пакета с рабочей обмоткой, ротор с источником возбуждения и когтеобразными наконечниками, встроенные в выпрямитель, полый вал ротора с радиальными отверстиями, при этом согласно изобретению на крышках установлены патрубки угловой формы с отверстиями разного диаметра, причем отверстия меньшего диаметра обращены к отверстиям вала, а отверстия большего диаметра обращены навстречу набегающему потоку воздуха. Использование данной конструкции позволяет эффективным образом применить воздействие входного потока воздуха по отношению к прогрессивной, широко распространенной поперечной схеме расположения двигателя переднеприводных автомобилей. Кроме того, применение вала со сквозным отверстием и двумя входными патрубками позволяет теоретически в два раза увеличить расход охлаждающего хладагента - воздуха - и во столько же раз улучшить теплоотдачу. 1 ил.

2321937
патент выдан:
опубликован: 10.04.2008
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОВОЗА

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к устройствам для регулирования мотор-вентиляторов в системе принудительного воздушного охлаждения тяговых электродвигателей электровоза. Устройство содержит мотор-вентилятор (2), электродвигатель которого подключен через регулируемый преобразователь (4) электроэнергии к источнику (3) электропитания, автоматический регулятор (9) указанного преобразователя (4) электроэнергии с входным элементом сравнения (7). К входам автоматического регулятора (9) подключены выход датчика (5) тока тяговых электродвигателей электровоза и выход датчика (8) электрических параметров электродвигателя мотор-вентилятора (2). Дополнительно предусмотрен нелинейный функциональный преобразователь (6), включенный между выходом датчика (5) тока тяговых электродвигателей и одним из входов элемента сравнения (7). Технический результат заключается в повышении технической эффективности и экономичности системы охлаждения тяговых электродвигателей. 2 ил.

2319619
патент выдан:
опубликован: 20.03.2008
СПОСОБ ГАЗОВОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к системам газового охлаждения электрической машины, преимущественно турбогенератора, с замкнутым циклом вентиляции. Технический результат заключается в повышении интенсивности охлаждения обмотки и активной стали сердечника статора. Электрическая машина включает корпус, размещенные в нем статор, имеющий сердечник с радиальными вентиляционными каналами и каналами, имеющими вход и выход на наружной поверхности сердечника статора. Ротор имеет вентиляционные каналы. В статоре установлены с воздушным зазором охладители, имеющие канал дополнительного охлаждения. Вентиляторы установлены с обеих сторон бочки ротора. Газовое охлаждение электрической машины обеспечивается за счет организации трех камер: первой камеры, размещенной в зонах расположения лобовых частей обмотки статора, второй камеры, размещенной между средней частью сердечника статора и каналом дополнительного охлаждения, и третьей камеры, размещенной между крайними частями сердечника статора и охладителями. Радиальные каналы крайних частей сердечника статора сообщаются с одной стороны с воздушным зазором, с другой стороны - с третьей камерой. Каналы в средней части сердечника статора с одной стороны сообщаются со второй камерой, с другой стороны при помощи газосборных воздуховодов сообщаются с третьей камерой. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

2282927
патент выдан:
опубликован: 27.08.2006
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электромашиностроения и предназначено для использования в крупных электрических машинах, например в турбогенераторах с газовой системой охлаждения. Ротор электрической машины содержит пазы с уложенной обмоткой, отделенной от стенок паза изоляционными коробками Г-образной формы, и подпазовые вентиляционные каналы. Нижняя часть изоляционной коробки, опираемая на дно обмоточного паза, выполнена с утолщением стенки, одна сторона которой, сопрягаемая с нижним проводником обмотки ротора, имеет уклон с обеспечением в сопряжении клинового зазора. В результате повышается эксплуатационная надежность электрической машины и срок ее службы. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

2270501
патент выдан:
опубликован: 20.02.2006
СПОСОБ ГАЗОВОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ГАЗОВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к системам газового охлаждения электрической машины, преимущественно турбогенератора. Способ газового охлаждения электрической машины предусматривает подачу охлажденного газа в сердечник статора в его средней части с использованием дополнительного охлаждения на входе в вентиляционные каналы статора, а зоны отвода подогретого в электрической машине газа организуют в крайних частях сердечника статора. При этом охлаждающий газ от охладителей посредством вентиляторов подают в камеру сбора охлаждающего газа, из которой его направляют на охлаждение электрической машины тремя потоками: первый поток направляют в воздушный зазор между статором и ротором, второй поток направляют в вентиляционные каналы ротора, третий поток перед подачей его в среднюю часть сердечника статора дополнительно охлаждают, а после прохождения через среднюю часть сердечника статора его изолируют в воздушном зазоре от первых двух потоков газа путем организации в воздушном зазоре специального канала, при этом подогретый газ отводят через радиальные вентиляционные каналы крайних частей сердечника статора. Для осуществления указанного способа предложена электрическая машина, включающая корпус, размещенные в нем охладители с каналом дополнительного охлаждения, статор, имеющий сердечник с радиальными вентиляционными каналами, ротор, установленный в статоре с воздушным зазором и имеющий вентиляционные каналы, входы и выходы которых находятся на разных радиусах вращения, вентиляторы, установленные на валу с разных сторон бочки ротора. Газовое охлаждение такой машины обеспечивается за счет организации камер, первая из которых размещена в зоне расположения лобовых частей обмоток статора, вторая - между средней частью сердечника статора и каналом дополнительного охлаждения, третья - между крайними частями сердечника статора и охладителями, при этом радиальные вентиляционные каналы средней части сердечника статора объединены со второй камерой, а радиальные вентиляционные каналы крайних частей сердечника статора объединены с третьей камерой. В воздушном зазоре установлен в аксиальном направлении специальный канал, выполненный при помощи кольцевой оболочки из немагнитного материала, края которой наглухо закреплены на внутренней поверхности расточки статора таким образом, что внутри этого канала объединены все радиальные каналы средней части сердечника статора и, по меньшей мере, такое же количество радиальных вентиляционных каналов крайних частей сердечника статора, прилегающих с обеих сторон к средней части сердечника статора, остальные радиальные вентиляционные каналы крайних частей сердечника статора сообщаются с воздушным зазором. Технический результат заключается в повышении интенсивности охлаждения обмотки и сердечника статора электрической машины. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

2267214
патент выдан:
опубликован: 27.12.2005
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ОБМОТОК ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ НА ПЕРЕМЕННОМ ТОКЕ ПРИВОДОМ ВЕНТИЛЯТОРА

Изобретение относится к области совершенствования систем регулирования температуры обмоток тяговых электрических машин, например тяговых электрических машин тягового подвижного состава. Автоматическая система регулирования температуры обмоток тяговых электрических машин с каналом для охлаждающего воздуха содержит вентилятор, датчики тока и напряжения тяговой электрической машины, падения напряжения на контролируемой обмотке, скорости вращения вала электрической машины, скорости вращения вала вентилятора, температуры охлаждающего воздуха, микропроцессорный контроллер, содержащий управляющую программу с математической моделью системы охлаждения тяговой электрической машины как объекта регулирования температуры, позволяющей рассчитывать как средние, так и максимальные локальные значения неподвижных и вращающихся обмоток тяговой электрической машины. Вал вентилятора соединен с валами двух одинаковых асинхронных двигателей с фазными роторами, статорные обмотки которых подключены к источнику переменного тока, а роторные обмотки асинхронных двигателей соединены последовательно и подключены к выпрямителю. К выходу выпрямителя подключены полупроводниковый термоэлектрический охладитель и блок замыкания обмоток, подключенный в свою очередь к первому выходу микропроцессорного контроллера. Статор одного из асинхронных двигателей выполнен поворотным и соединен с приводом, подключенным ко второму выходу микропроцессорного контроллера. Ко входам микропроцессорного контроллера подключены датчики тока и напряжения тяговой электрической машины, падения напряжения на контролируемой обмотке, скорости вращения вала электрической машины, скорости вращения вала вентилятора, температуры охлаждающего воздуха. Технический результат – повышение КПД электрического привода вентилятора и увеличение эффективности работы системы регулирования температуры. 1 ил.

2256996
патент выдан:
опубликован: 20.07.2005
РЕГУЛЯТОР ТЕМПЕРАТУРЫ ОБМОТОК ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Использование: для поддержания температуры обмоток тяговых электрических машин на рациональных уровнях. Техническим результатом является надежное, устойчивое поддержание допустимых значений температуры независимо от изменения нагрузочных токов и температуры охлаждающего воздуха. Регулятор температуры обмоток тяговых электрических машин транспортного средства содержит осевой вентилятор с механическим приводом от вала силовой установки, имеющей контроллер, или зависимым от скорости вращения вала силовой установки электрическим приводом рабочего колеса. Рабочее колесо вентилятора имеет поворотные лопатки и механизм поворота лопаток с приводом. Регулятор содержит также датчики тока и напряжения тягового электродвигателя, скорости вращения его вала, температуры и подачи охлаждающего воздуха, скорости вращения вала и угла поворота лопаток рабочего колеса вентилятора и микропроцессорную систему управления. Микропроцессорная система управления содержит блоки с математической моделью работы вентилятора. Блок с математической моделью работы вентилятора содержит первый, второй и третий блоки вычислений, первый, второй, третий и четвертый блоки сравнения, блок формирования сигнала основного управляющего воздействия и таймер. Наряду с основным управляющим воздействием регулятор формирует сигнал дополнительного управляющего воздействия, ограничивающего напряжение возбуждения тягового генератора. 4 ил.

2251779
патент выдан:
опубликован: 10.05.2005
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано при производстве электрических машин. Сущность изобретения состоит в том, что электрическая машина содержит явнополюсный ротор 1 с радиальными вентиляционными каналами 3, статор 4 с сердечником 5, обмоткой 6, корпусом 8, воздухораспределяющие щиты 11, 12 в торцевой зоне. Воздухоразделяющий щит 11 установлен над торцом статора, воздухоразделяющий щит 12 установлен над торцом ротора 1 и закреплен на нем. Щиты 11, 12 обеспечивают проход воздуха между ними и образуют с торцевыми частями статора радиально-кольцевую камеру. Щит 12 выполнен в виде двух имеющих одну ось вращения, параллельно расположенных колец 14, 15. Кольцо 14 непосредственно примыкает к ротору 1, и радиальная его длина равна радиальной длине вентиляционных каналов 3 ротора 1, а кольцо 15 охватывает часть ротора 1 и полюса 2 и имеет минимальный зазор относительно лобовых частей обмотки 6 в месте расположения элементов их крепления 7 при выходе из сердечника 5. Кольца 14 и 15 соединены между собой радиальными равномерно расположенными по окружности ребрами 17, образуя радиальный вентиляционный канал 18. Радиальная длина ребер 17 соответствует радиальной длине кольца 15, при этом кольцо 15 на наружном диаметре и торцы ребер 17 соединены с полым цилиндром 19. Технический результат: упрощение конструкции, повышение прочности и эффективности охлаждения электрической машины. Технический результат состоит в упрощении конструкции, повышении прочности и в повышении эффективности охлаждения электрической машины. 1 ил.

2235405
патент выдан:
опубликован: 27.08.2004
ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения. Сущность изобретения состоит в следующем. Вертикальная электрическая машина с воздушным охлаждением содержит прямоугольные воздухоохладители (1), закрепленные на полых опорах (3), установленных на наружной поверхности корпуса статора (2), с подсоединенными к ним сверху патрубками (4) подачи горячего воздуха в машинный зал. Радиально за воздухоохладителями (1) расположен кольцевой бетонный кожух (7). Присоединительные для воздухоохладителей (1) поверхности (10) полых опор (3) выполнены так, что расстояние от кольцевого бетонного кожуха (7) до каждой этой поверхности (10) полых опор (3) в любом радиальном сечении увеличивается сверху вниз для возможности прохода обслуживающего персонала. Каждый воздухоохладитель (1) и полая опора (3) имеют шарнирную связь (12). Устройство позволяет уменьшить габариты электрической машины. Технический результат, на достижение которого направлено данное изобретение, состоит в уменьшении габаритов вертикальной электрической машины. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

2231893
патент выдан:
опубликован: 27.06.2004
ОРБИТАЛЬНЫЙ РОТОРНЫЙ ВЕНТИЛЯТОР

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано в приводах станочного, строительного, подъемно-транспортного, бытового и сельскохозяйственного оборудования на базе двигателей с высотами оси вращения 71112 мм и мощностью до 10 кВт. Технический результат состоит в улучшении теплового режима асинхронных электродвигателей, работающих в режимах частых пусков и набросов нагрузки, сопровождающихся снижением скорости, и как следствие, ухудшением охлаждения. Сущность изобретения: орбитальный роторный вентилятор содержит малогабаритный цилиндрический ротор и элемент его крепления к ротору основного двигателя, ротор основного двигателя снабжен короткозамыкающими кольцами и роторными лопатками. Согласно изобретению ось орбитального роторного вентилятора выполнена в виде вертикального участка П-образной скобы, входящего в отверстие, которое выполнено в короткозамыкающем кольце ротора основного двигателя, а элемент крепления скобы выполнен в виде звездочки, взаимодействующей с горизонтальным участком скобы и роторной лопаткой основного двигателя, при этом звездочка снабжена центральным отверстием для вала ротора основного двигателя и закреплена на нем посадкой подшипника. При работе двигателя в номинальном режиме орбитальный роторный вентилятор турбулизирует воздух, способствуя интенсивной теплоотдаче с лобовых частей обмотки статора. Уровень снижения температуры определяется числом установленных орбитальных роторных вентиляторов и их типоразмером. 3 ил.
2217855
патент выдан:
опубликован: 27.11.2003
СЕРДЕЧНИК СТАТОРА ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОРА

Изобретение относится к электротехнике, а именно к конструкциям сердечников статоров электрических машин со средствами увеличения скорости теплообмена внутри каналов охлаждения сердечника. Сущность изобретения состоит в том, что в сердечнике статора электрогенератора смежные пакеты сложенных слоев отделяются множеством радиально простирающихся распорных блоков, а каждая смежная пара распорных блоков определяет совместно со смежными разделенными в направлении оси слоями канал охлаждения. При этом согласно изобретению в каждом канале охлаждения содержится множество элементов турбуляторов, каждый из которых имеет в указанном канале выступ, по меньшей мере, из одной стороны указанных смежных разделенных в направлении оси слоев. Технический результат от использования данного изобретения состоит в значительном увеличении выходной мощности электрогенераторов и в снижении шума путем уменьшения падения температуры между обмотками статора и температурой охлаждающего газа, снижения паразитных потерь на перекачивание потока охлаждающего газа, а также в том, что данное изобретение обеспечивает полностью пассивный метод увеличения теплопередачи при одновременной простоте изготовления сердечника. 11 з.п. ф-лы, 6 ил.
2210157
патент выдан:
опубликован: 10.08.2003
ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РЕГУЛИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ОБМОТОК ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к автоматическим системам контроля и регулирования температуры и защите от перегрева тяговых электрических машин, например локомотивов. Технический результат заключается в обеспечении наиболее экономичного режима работы вентилятора. В исполнительно-регулирующем устройстве для автоматических систем регулирования температуры обмоток тяговых электрических машин в первом блоке вычислений системы управления определяют величину количества охлаждающего воздуха, необходимого в данный момент для поддержания в заданных пределах температуры наиболее нагретых частей обмоток тяговых электрических машин, и определяют конечное число парных значений угла установки лопаток вентиляторного колеса и его скорости вращения. Во втором блоке вычисления определяют мощность и кпд вентилятора для каждой пары значений угла установки лопаток вентиляторного колеса и его скорости вращения. В третьем блоке вычислений определяют рабочую зону и расчетные значения скорости вращения вала вентилятора и угла установки лопаток вентиляторного колеса для наиболее экономного режима работы вентилятора. В четвертом блоке вычислений корректируют характеристику сети, уточняют положение рабочей точки вентилятора и значения угла установки лопаток вентиляторного колеса и его скорости вращения. В первом блоке сравнения формируют сигнал управляющего воздействия на независимый управляющий привод вентилятора, при необходимости переводят устройство в аварийный режим работы. Во втором блоке сравнения формируют сигнал управляющего воздействия на управляемый реверсивный привод механизма поворота лопаток вентиляторного колеса, при необходимости переводят устройство в аварийный режим работы. В результате обеспечивается изменение подачи охлаждающего воздуха по сигналу управляющего органа автоматического регулятора температуры при минимуме затрат электроэнергии или дизельного топлива, минимальном кпд вентилятора во всем диапазоне изменения подачи охлаждающего воздуха. 3 ил.
2201028
патент выдан:
опубликован: 20.03.2003
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к автоматическим системам контроля и регулирования температуры, а также защиты от перегрева электрических машин. Технический результат, заключающийся в обеспечении поддержания в заданных пределах максимальных значений температуры обмоток электрической машины, достигается тем, что в блок вычисления электрической машины введены блок, содержащий математическую модель электрической машины как теплового объекта, причем на входы блока, содержащего математическую модель, подают сигналы с выходов датчиков тока и напряжения электрической машины, частоты вращения вала электрической машины, частоты вращения вала вентилятора, температуры охлаждающей среды, а также воздействие, корректирующее процесс вычисления значений максимальной локальной температуры якорной обмотки, обмоток главных и добавочных полюсов, блок коррекции, в котором проводят сравнение рассчитанных и измеренных значений средней температуры обмоток главных и добавочных полюсов, причем на вход блока коррекции подают с выхода блока, содержащего математическую модель, рассчитанные значения средней температуры обмоток главных и добавочных полюсов, с выхода блока измерений - измеренные значения средней температуры этих обмоток, а с выхода блока коррекции подают на вход блока, содержащего математическую модель, воздействие, корректирующее процесс вычисления в этом блоке значений максимальной локальной температуры якорной обмотки, обмоток главных и добавочных полюсов, блок сравнения, в котором проводят сравнение рассчитанных значений максимальной локальной температуры якорной обмотки, обмоток главных и добавочных полюсов с заданными значениями и вырабатывают сигналы рассогласования, представляющие собой разность рассчитанных и заданных значений максимальной локальной температуры якорной обмотки, обмоток главных и добавочных полюсов, причем на входы блока сравнения подают рассчитанные значения максимальной локальной температуры якорной обмотки, обмоток главных и добавочных полюсов с выхода блока, содержащего математическую модель, а также заданные значения максимальной локальной температуры якорной обмотки, обмоток главных и добавочных полюсов, блок формирования сигнала управляющего воздействия, который подается с выхода этого блока на вход управляемого привода вентилятора в системе охлаждения электрической машины, причем на входы блока формирования подают сигналы рассогласования с выхода блока сравнения, сигнал о переводе устройства в аварийный режим работы с выхода блока коррекции, а также сигналы с выходов блока расчета величины мощности электрической машины и датчиков тока электрической машины и температуры охлаждающей среды. 2 ил.
2177669
патент выдан:
опубликован: 27.12.2001
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей охлаждения электрических машин. Предложена электрическая машина с оребренным корпусом, с внешним вентилятором и кожухом, в которой подшипниковые щиты снабжены отверстиями для входа, а в нижней части корпуса между его ребрами в зоне, свободной от пакета статора, выполнены отверстия, служащие для выхода из электрической машины охлаждающего воздуха. Конструкция машины обеспечивает унификацию корпуса с электрическими машинами закрытого исполнения. Высокая интенсивность охлаждения предложенной машины обусловлена большим сечением отверстий входа и выхода охлаждающего воздуха, хорошим доступом его к лобовым частям обмотки статора и к торцу его пакета, а также удалением друг от друга отверстий для входа и выхода воздуха - холодного и горячего соответственно, что практически исключает эффект всасывания в полость электрической машины уже побывавшего в ней и подогретого воздуха. Технический результат от использования данного изобретения состоит в повышении эффективности охлаждения электрических машин, что, в свою очередь, ведет к снижению расхода активных материалов на их производство, а также к повышению их надежности и долговечности. 2 ил.
2173018
патент выдан:
опубликован: 27.08.2001
СТАБИЛИЗИРОВАННЫЙ СИНХРОННЫЙ ГЕНЕРАТОР

Изобретение относится к электротехнике, в частности к особенностям конструктивного выполнения автомобильных генераторов. Сущность изобретения состоит в том, что в стабилизированном синхронном генераторе, содержащем статор с основной трехфазной обмоткой, дополнительную обмотку и тороидальную обмотку подмагничивания, ротор двухдисковой конструкции, по окружности которого расположены аксиально намагниченные постоянные магниты, дополнительно введена вторая тороидальная обмотка подмагничивания, а каждая из трех фазных обмоток основной трехфазной обмотки статора расположена в своем слое, причем средний слой отделен от крайних устройством регулирования магнитной индукции, состоящим из двух частей. Технический результат от использования данного изобретения состоит в разработке компактного генератора со стабильным напряжением при значительных изменениях частоты вращения вала. 9 з.п.ф-лы, 5 ил.
2159983
патент выдан:
опубликован: 27.11.2000
КОРПУС ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ НАПРЯЖЕНИЯ

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при проектировании корпусов мощных преобразователей напряжения, например, для питания железнодорожного транспорта. Технический результат, достигаемый от использования данного изобретения, состоит в увеличении теплоотдачи при одновременном обеспечении легкости и прочности конструкции корпуса. Сущность изобретения состоит в том, что предлагаемый корпус преобразователя напряжения содержит стенки, на поверхности которых расположены продольные и поперечные группы параллельных ребер. Согласно изобретению вышеуказанные группы ребер расположены на разных сторонах стенки и образованы из пластин Г-образного профиля. При этом продольные группы параллельных ребер расположены на внутренней или внешней сторонах стенки, а поперечные группы - на внешней или внутренней сторонах стенки. 3 ил.
2155427
патент выдан:
опубликован: 27.08.2000
Наверх