способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты)

Классы МПК:C10G7/00 Перегонка углеводородных масел
C10L1/04 на основе смесей углеводородов 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Научно-исследовательский и проектный институт по переработке газа" (ОАО "НИПИгазпереработка") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-06-09
публикация патента:

Изобретение относится к процессам получения моторных топлив, преимущественно авиационных, используемых в газотурбинных двигателях, и предназначенных для использования в основном на местах добычи и переработки углеводородного сырья. Изобретение касается способа получения авиационного сконденсированного топлива, включающего выделение из углеводородного сырья путем подготовки и фракционирования смеси парафиновых углеводородов общей формулы CnH2n+2, содержащей в качестве парафиновых углеводородов парафиновую фракцию C38 , при этом в качестве углеводородного сырья используют попутный нефтяной газ или природный газ, из которого выделяют смесь парафиновых углеводородов, дополнительно включающую фракцию C9 -C12, при следующем содержании компонентов, % масс: C3H8 - 0,1-12,0; способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C4H10 - 24,0-72,0; способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C5H12 - 4,0-36,0; способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C6H14 - 0,3-14,0; способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C7H16 - 0,1-9,0; способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C8H18 - 0,01-3,0; способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C9H20-C12H26 - остальное до 100%, при этом суммарное содержание ароматических и нафтеновых углеводородов составляет не более 6,0% масс., а давление насыщенных паров смеси составляет, МПа (кгс/см, абс.): при 20°С - не более 0,26 (2,6); при 45°С - не более 0,50 (5,0). Изобретение также касается варианта способа получения авиационного сконденсированного топлива. Технический результат - расширение ассортимента авиационного топлива, получаемого из углеводородного сырья, упрощение технологии производства авиационного сконденсированного топлива (АСКТ). 2 н.п. ф-лы, 9 табл., 6 пр.

Формула изобретения

1. Способ получения авиационного сконденсированного топлива, включающий выделение из углеводородного сырья путем подготовки и фракционирования смеси парафиновых углеводородов общей формулы CnH2n+2, содержащей в качестве парафиновых углеводородов парафиновую фракцию C38 , отличающийся тем, что в качестве углеводородного сырья используют попутный нефтяной газ или природный газ, при этом выделяют смесь парафиновых углеводородов, дополнительно включающую фракцию C 9-C12, при следующем содержании компонентов, мас.%:

C3H8 0,1-12,0

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C4H10 24,0-72,0

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C5H12 4,0-36,0

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C6H14 0,3-14,0

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C7H16 0,1-9,0

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C8H18 0,01-3,0

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C9H20-C12H26 остальное до 100%,

при этом суммарное содержание ароматических и нафтеновых углеводородов составляет не более 6,0 мас.%, а давление насыщенных паров смеси составляет, МПа (кгс/см2, абс.):

при 20°С не более 0,26 (2,6);

при 45°С не более 0,50 (5,0).

2. Способ получения авиационного сконденсированного топлива, включающий выделение из углеводородного сырья путем подготовки и фракционирования смеси парафиновых углеводородов общей формулы CnH2n+2, отличающийся тем, что в качестве углеводородного сырья используют углеводородные потоки нефтеперерабатывающего или нефтехимического завода, в виде газов стабилизации нефти или газов стабилизации конденсата, газов стабилизации вторичных процессов переработки нефти, при этом выделяют смесь парафиновых и олефиновых углеводородов, включающую фракцию C312, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C3H8-C3H6 2,0-12,0

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C4H10-C4H8 24,0-72,0

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C5H12-C5H10 4,0-36,0

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C6H14-C6H12 0,3-14,0

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C7H16-C7H14 0,1-9,0

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C8H18-C8H16 0,01-3,0

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C9H20-C12H26 остальное до 100%,

причем суммарное содержание олефиновых углеводородов CnH2n в смеси не более 10 мас.%, а давление насыщенных паров смеси составляет, МПа (кгс/см 2, абс.):

при 20°С не более 0,26 (2,6);

при 45°С не более 0,50 (5,0),

кроме того, содержание ароматических и нафтеновых углеводородов составляет не более 6,0 мас.%.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к процессам получения моторных топлив, преимущественно авиационных, используемых в газотурбинных двигателях, и предназначенных для использования в основном на местах добычи и переработки углеводородного сырья.

Известен способ получения авиационного сконденсированного топлива для газотурбинных двигателей на основе смеси парафиновых углеводородов общей формулы CnH2n+2-Н-деканов и Н-додеканов в количестве не менее 45 масс. ароматических углеводородов общей формулы CnH2n-6 в количестве 12-16 масс. олефиновых углеводородов общей формулы CnH2n остальное (Патент США № 3985638, кл. 208-15, 1976).

Общими признаками являются:

- выделение смеси парафиновых углеводородов общей формулы CnH2n+2.

Недостатком известного способа является то, что получаемое топливо имеет высокую температуру застывания (от -29 до -45°С), затрудняющую его использование в районах Крайнего Севера, значительную склонность к дымлению, увеличивающему содержание токсичных веществ в отработавших продуктах сгорания, довольно сложная технология получения, а также ограниченные ресурсы для получения этого топлива.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому способу по обоим вариантам по технической сущности и достигаемому результату является известный способ получения авиационного сконденсированного топлива (АСКТ) для газотурбинных двигателей на основе смеси парафиновых углеводородов общей формулы CnH2n+2, содержащей в качестве парафиновых углеводородов парафиновую фракцию C 38 при следующем соотношении компонентов, мас. пропан C3H8 - 6-10, н. бутан C 4H10 - 13-22, изобутан C4H10 - 34-48, н. пентан C5H12 - 10-12, изопентан C5H12 - 10-15, гексаны C6H 14 - 5-11, гептаны C7H16 - 0,8-5,0, октаны C8H18+высшие - 0,4-2,1. АСКТ получают по известному способу из углеводородного сырья - широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ), производимому на газоперерабатывающем заводе, например, путем низкотемпературной ректификации под давлением 30-35 кгс/см2, при этом ШФЛУ подготавливают дросселированием до давления 17 кгс/см2 и при температуре 78-80°С, а затем фракционируют в ректификационной колонне. Верхний продукт из ректификационной колонны охлаждают до температуры 35°С и направляют в рефлюксную емкость, из которой часть продукта пропан-бутановую фракцию (ПБФ) подают на орошение колонны, а другую часть отбирают в качестве автомобильного топлива, бытового сжиженного газа или сырья для нефтехимии или закачивают в основную массу ШФЛУ, не подвергающуюся перегонке. Нижний продукт авиационное топливо охлаждают с 93°С до 35°С и подают в товарный парк как готовый продукт (АСКТ) (Патент РФ № 2044032, МПК 6 C10L 1/04).

Общими признаками известного и предлагаемого способа по первому варианту являются:

- выделение из углеводородного сырья путем подготовки и фракционирования смеси парафиновых углеводородов;

- общая формула смеси парафиновых углеводородов Cn H2n+2;

- в качестве парафиновых углеводородов смесь содержит парафиновую фракцию С38 .

Общими признаками известного и предлагаемого способа по второму варианту являются:

- выделение из углеводородного сырья путем подготовки и фракционирования смеси парафиновых углеводородов;

- общая формула смеси парафиновых углеводородов CnH2n+2 .

Известный способ по сравнению с предлагаемым способом по обоим вариантам имеет ряд недостатков:

- Узкий диапазон использования сырья для получения АСКТ, так как в известном способе АСКТ получают только из ШФЛУ, исключая возможность использования другого углеводородного сырья, применение безотходной технологии, что снижает технологичность и экономичность способа, сокращает ассортимент возможности по расширению продукции объектов подготовки и переработки углеводородного сырья.

- Ограничение содержания пропана 6-10% также не позволяет расширить диапазон используемого сырья и снижает технологичность получения АСКТ.

- Ограничение состава получаемого АСКТ фракцией углеводородов С38 не позволяет зачастую использовать для его получения и ШФЛУ, выделяемую в процессе переработки нефтяного и природного газа, а также при стабилизации нефти и продуктов вторичных процессов переработки нефти на НПЗ, так как используемое в известном способе сырье изначально имеет углеводороды до C12.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является расширение ассортимента авиационного топлива, получаемого из углеводородного сырья, с расширением сырьевой базы и обеспечением возможности использования способа на различных объектах подготовки и переработки углеводородного сырья, а также упрощение технологии производства авиационного сконденсированного топлива.

Этот результат достигается тем, что по первому варианту в способе получения авиационного сконденсированного топлива, включающем выделение из углеводородного сырья путем подготовки и фракционирования смеси парафиновых углеводородов общей формулы CnH2n+2, содержащей в качестве парафиновых углеводородов парафиновую фракцию C3 8, новым является то, что в качестве углеводородного сырья используют попутный нефтяной газ или природный газ, при этом выделяют смесь парафиновых углеводородов, дополнительно включающую фракцию C912, при следующем содержании компонентов, % масс.:

C3H8 - 0,1-12,0

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C4H10 - 24,0-72,0

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C5H12 - 4,0-36,0

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C6H14 - 0,3-14,0

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C7H16 - 0,1-9,0

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C8H18 - 0,01-3,0

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C9H20-C12H26 - остальное до 100%,

при этом суммарное содержание ароматических и нафтеновых углеводородов составляет не более 6,0% масс., а давление насыщенных паров смеси составляет, МПа (кгс/см, абс.):

при 20°С - не более 0,26 (2,6);

при 45°С - не более 0,50 (5,0).

Технический прием, заключающийся в том, что заявляемый способ получения авиационного сконденсированного топлива (АСКТ) предлагаемого состава позволит получить новый вид высоколиквидной и высокорентабельной продукции за счет использования безотходного производства из имеющегося сырья - природного и нефтяного газа одним из известных способов, как с получением широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ), так и минуя стадию получения ШФЛУ.

Известные технологии, которые могут быть использованы для получения предлагаемой смеси парафиновых углеводородов, реализуются на всех газоперерабатывающих заводах, установках комплексной переработки газа и малогабаритных промысловых установках подготовки газа, т.е. уже на этой стадии подготовки и переработки углеводородного газа возможно получение авиационного сконденсированного топлива. При необходимости дальнейшей переработки полученных углеводородов позволит нижним продуктом получать авиационное сконденсированное топливо предлагаемого состава.

При организации получения АСКТ на промысле технология выработки будет состоять из следующих основных известных технологических процессов: подготовки, включающей компримирование, охлаждение, сепарацию, осушку и далее переработку газа. Подготовка и переработка попутного нефтяного газа осуществляется методом низкотемпературной сепарации, низкотемпературной абсорбции или методом низкотемпературной конденсации с применением пропанового или внутреннего холодильного цикла. Таким образом, вышеназванные технологические приемы обеспечивают простоту и технологичность получения АСКТ.

Предлагаемый способ получения смеси парафиновых углеводородов, дополнительно включающий фракцию C912 при заявляемом соотношении компонентов, при суммарном содержании ароматических и нафтеновых углеводородов не более 6,0% масс. и при обеспечении давления насыщенных паров смеси при 20°С - не более 0,26 МПа ((2,6 кгс/см2, абс.), а при 45°С - не более 0,50 МПа (5.0 кгс/см2, абс.), позволяет использовать данное топливо во всем температурном диапазоне, в котором эксплуатируется авиационная газотурбинная техника, при этом расширяется ассортимент продукции, выпускаемой газоперерабатывающими заводами или промысловыми установками подготовки и переработки нефтяного и природного газа.

Тот же результат достигается также тем, что по второму варианту в способе получения авиационного сконденсированного топлива, включающем выделение из углеводородного сырья путем подготовки и фракционирования смеси парафиновых углеводородов общей формулы CnH2n+2, новым является то, что в качестве углеводородного сырья используют углеводородные потоки нефтеперерабатывающего или нефтехимического завода, в виде газов стабилизации нефти или газов стабилизации конденсата, газов стабилизации вторичных процессов переработки нефти, при этом выделяют смесь парафиновых и олефиновых углеводородов, включающую фракцию C312, при следующем соотношении компонентов, % масс.:

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C3H8-С3Н6 - 2,0-12,0

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C4H10-C4H8 - 24,0-72,0

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C5H12-C5H10 - 4,0-36,0

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C6H14-C6H12 - 0,3-14,0

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C7H16-C7H14 - 0,1-9,0

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C8H18-C8H16 - 0,01-3,0

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C9H20-C12H26 - остальное до 100%,

причем суммарное содержание олефиновых углеводородов CnH2n в смеси - не более 10% масс., а давление насыщенных паров смеси составляет, МПа (кгс/см2, абс.):

при 20°С - не более 0.26 (2,6);

при 45°С - не более 0,50 (5.0),

кроме того, содержание ароматических и нафтеновых углеводородов составляет не более 6,0% масс.

Технический прием, заключающийся также в том, что в качестве углеводородного сырья в заявляемом способе получения АСКТ используют углеводородные потоки нефтеперерабатывающего завода, в виде газов стабилизации нефти или газов стабилизации конденсата, газов стабилизации вторичных процессов переработки нефти, например каталитического крекинга, риформинга с выделением смеси парафиновых и олефиновых углеводородов, включающей фракцию С312, причем суммарное содержание олефиновых углеводородов CnH2n в смеси ограничено и составляет не более 10% масс., кроме того, содержание ароматических и нафтеновых углеводородов составляет не более 6,0% масс., при обеспечении давления насыщенных паров смеси при 20°С - не более 0,26 МПа ((2,6 кгс/см2, абс.), а при 45°С - не более 0,50 МПа (5.0 кгс/см2, абс.), позволяет данным способом получить авиационное топливо, которое может быть использовано во всем температурном диапазоне, в котором эксплуатируется авиационная газотурбинная техника, при этом расширяется ассортимент продукции, выпускаемой нефтеперерабатывающими заводами. Для получения из продуктов подготовки и переработки нефти смеси парафиновых и олефиновых углеводородов в качестве АСКТ могут быть использованы известные способы разделения углеводородных смесей и выделения из заводских газов смесей С3+выше.

Таким образом, предлагаемые варианты способа получения АСКТ позволяют расширить ассортимент авиационного топлива, получаемого из углеводородного сырья, расширить сырьевую базу, т.е. получать АСКТ из природного и попутного нефтяного газа, нестабильных нефтей и газового конденсата, продуктов вторичных процессов переработки нефти и конденсата, а следовательно, обеспечить возможность использования способа на различных объектах подготовки и переработки углеводородного сырья: газоперерабатывающих, нефте- и нефтехимперерабатывающих заводах, установках подготовки газа в удаленных районах, непосредственно в местах добычи нефти и газа, например в Западной Сибири.

Способ получения авиационного сконденсированного топлива осуществляется следующим образом.

По-первому варианту. Из углеводородного сырья, в качестве которого используют попутный нефтяной газ или природный газ, путем известных способов подготовки и фракционирования выделяют смеси парафиновых углеводородов общей формулы CnH2n+2, содержащей в качестве парафиновых углеводородов парафиновую фракцию C3 8, которая дополнительно включает фракцию C9 -C12, при следующем содержании компонентов, % масс.:

С3Н8 - 0,1-12,0

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C4H10 - 24,0-72,0

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C5H12 - 4,0-36,0

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C6H14 - 0,3-14,0

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C7H16 - 0,1-9,0

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C8H18 - 0,01-3,0

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C9H20-C12H26 - остальное до 100%.

При этом суммарное содержание ароматических и нафтеновых углеводородов в получаемой смеси составляет не более 6,0% масс., а давление насыщенных паров смеси при 20°С - не более 0,26 МПа ((2,6 кгс/см2, абс.), а при 45°С - не более 0,50 МПа (5.0 кгс/см2, абс.).

В качестве известного способа подготовки и фракционирования может быть использован, например, способ, включающий компримирование углеводородного сырья до 35 кгс/см2 и охлаждение дросселированием, внешним или внутренним холодильным циклом до минус 10способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 30°С, выделение сконденсированных углеводородов. При этом в зависимости от условий компримирования и охлаждения (давления и температуры), а также отгонки ее легкой части С13 известными способами выделяют жидкую углеводородную смесь заданного состава, представляющую собой авиационное сконденсированное топливо.

Примеры осуществления способа по первому варианту (расчетное выполнение способа).

Пример 1. Из попутного нефтяного газа различного состава (таблицы 1 и 1.1) при давлении 25 кгс/см2 и температуре охлаждения минус 20°С выделяют нестабильный конденсат, а затем, отгоняя из него легкую часть (при давлении 4 кгс/см2 и температуре 42°С), получают авиационное сконденсированное топливо, включающее в зависимости от состава попутного нефтяного газа следы нафтеновых и ароматических углеводородов, приведенное в таблице 1, и включающее нафтеновые и ароматические углеводороды, суммарное содержание которых не более 6,0% масс., приведенное в таблице 1.1.

Таблица 1
Наименование показателя Значение
Сырье - попутный нефтяной газ
Содержание компонента % масс.
Двуокись углерода CO21,16
Метан CH4 29,50
ЭтанС2 Н621,41
Пропан C3H 835,09
и-Бутан i-C4H 105,44
н-Бутан n-C4H 105,42
и-Пентан i-C5H 120,88
н-Пентан n-C5H 120,38
Гексан C6H 140,47
Гептан C7H 160,16
Октан C8H 180,064
Нонан C9H 200,021
Декан + выше C10H 22-C12H26 0,0072
в том числеспособ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101
Нафтеновые углеводороды следы
ароматические углеводороды следы
Получаемый продукт - авиационное сконденсированное топливо
Содержание компонента % масс.
ПропанС3 Н83,92
и-Бутан i-C4H 1025,77
н-Бутан n-С4Н 1032,60
и-Пентан i-C5H 1210,92
н-Пентан n-С5Н 125,50
Гексан С6Н 1412,74
Гептан С7Н 165,01
Октан C8H 182,34
Нонан С9Н 200,87
Декан + выше С10Н 2212Н26 0,32
в том числеспособ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101
нафтеновые углеводороды следы
ароматические углеводороды следы
Давление насыщенных паров, МПа абс. способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101
при 45°С0,44
при 20°С0,22
Теплотворная способность (низшая), кДж/кг 45519
Плотность, кг/м3 способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101
при 20°С598
при минус 40°С 660

Таблица 1.1
Наименование показателя Значение
Сырье - попутный нефтяной газ
Содержание компонента % масс.
АзотN2 0,03
Двуокись углерода CO2 9,33
МетанСН4 56,87
Этан С2Н6 17,01
ПропанС3 Н810,03
и-Бутан i-C4H 103,01
н-Бутан n-С4Н 102,01
и-Пентан i-C5H 120,90
н-Пентан n-С5Н 120,40
Гексан С6Н 140,21
Гептан С7Н 160,10
Октан С8Н 180,03
Нонан С9Н 200,01
Декан С10Н 220,00
Метилциклопентан С6Н 120,03
Метилциклогексан C7H 140,01
Бензол С6Н 60,02
Толуол С7Н 80,01
Получаемый продукт - авиационное сконденсированное топливо
Содержание компонента % масс.
АзотN2 0,00
Двуокись углерода СО2 0,00
МетанСН4 0,00
Этан С2Н6 0,01
Пропан С3Н 89,00
и-Бутан i-C4H 1017,50
н-Бутан n-С4Н 1018,03
и-Пентан i-C5H 1220,25
н-Пентан n-C5H 1211,66
Гексан С6Н 1410,95
Гептан C7H 166,26
Октан C8H 181,96
Нонан C9H 200,79
Декан С10Н 220,01
Метилциклопентан С6Н 121,31
Метилциклогексан C7H 140,61
Бензол С6Н 61,04
Толуол C7H 80,63
в том числеспособ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101
нафтеновые углеводороды 1,92
ароматические углеводороды 1,67
Давление насыщенных паров, МПа абс. способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101
при 45°С0,44
при 20°С0,06
Теплотворная способность, кДж/кг 45381
Плотность, кг/м3 способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101
при 20°С608
при минус 40°С 669

Пример 2. При тех же параметрах и того же состава попутного нефтяного газа, которые указаны в примере 1, газ при давлении компримирования - 25 кгс/см2 и температуре охлаждения минус 20°С подают на стадию выделения при давлении 2,4 МПа и температуре 4°С широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ), (составы указаны в таблице 2, 2.1), а затем из полученной ШФЛУ способом отгонки легкой фракции С34 в ректификационной колонне получают авиационное сконденсированное топливо (при давлении с 11 до 17 кгс/см2 и температуре 70способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 80°С), включающее в зависимости от состава попутного нефтяного газа, а следовательно, выделяемого ШФЛУ, следы нафтеновых и ароматических углеводородов, приведенное в таблице 2, и включающее нафтеновые и ароматические углеводороды, суммарное содержание которых не более 6,0% масс., приведенное в таблице 2.1.

Таблица 2
Наименование показателя Значение
Состав ШФЛУ
Содержание компонента % масс.
Двуокись углерода СО2 0,04
Метан СН4 0,10
Этан С2Н 6 2,62
Пропан С3Н 8 45,03
и-Бутанi-C 4H10 15,21
н-Бутанn-С 4Н10 17,83
и-Пентанi-C 5H12 5,87
н-Пентан n-C5H 12 2,95
Гексан С6Н 14 6,19
Гептан C7H 16 2,44
Октан C8H 18 1,14
Нонан С9Н 20 0,43
Декан + вышеС10 Н22-C12H26 0,16
в том числе способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101
нафтеновые углеводороды следы
ароматические углеводороды следы
Получаемый продукт
Содержание компонента % масс.
Propane C3H8 10,60
i-Butane i-C4H10 15,84
n-Butane n-C4H10 2,68
i-Pentane i-C5H12 14,94
n-Pentane n-C5H12 10,39
Гексан С6Н14 7,96
Гептан C7H16 6,98
Октан C8H18 3,24
Нонан C9H20 1,85
Декан + выше С10Н22-C12H26 0,51
в том числеспособ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101
нафтеновые углеводороды следы
ароматические углеводороды следы
Давление насыщенных паров, МПа абс. способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101
пои 45°С0,49
при 20°С0,25
Теплотворная способность (низшая), кДж/кг 45526
Плотность, кг/м3 способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101
при 20°С600
при минус 40°С 662

Таблица 2.1
Наименование показателя Значение
Сырье - ШФЛУ
Содержание компонента % масс.
АзотN2 0,00
Двуокись углерода CO2 0,00
МетанCH4 0,00
Этан C2H6 2,50
Пропан С3Н 830,70
и-Бутан i-C4H 109,69
н-Бутан n-С4Н 1036,14
и-Пентан i-C5H 127,44
н-Пентан n-C5H 127,66
Гексан С6Н 143,92
Гептан С7Н 160,97
Октан C8H 180,01
Нонан C9H 200,01
Декан + выше С10Н 22-C12H26 0,00
Метилциклопентан C6H 120,41
Метилциклогексан C7H 140,19
Бензол С6Н 60,33
Толуол C7H 80,03
Получаемый продукт - авиационное сконденсированное топливо
Содержание компонента % масс.
АзотN2 0,00
Двуокись углерода CO2 0,00
МетанCH4 0,00
Этан С2Н6 0,00
Пропан С3Н 83,00
и-Бутан i-C4H 1012,84
н-Бутан n-С4Н 1052,94
и-Пентан i-C5H 1211,07
н-Пентан n-C5H 1211,40
Гексан С6Н 145,83
Гептан C7H 161,44
Октан C8H 180,01
Нонан C9H 200,02
Декан С10Н 220,01
Метилциклопентан С6Н 120,62
Метилциклогексан С7Н 140,29
Бензол С6Н 60,49
Толуол С7Н 80,05
в том числеспособ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101
нафтеновые углеводороды 0,91
ароматические углеводороды 0,53
Давление насыщенных паров, МПа абс.
при 45°С0,42
при 20°С0,05
Теплотворная способность. кДж/кг 45568
Плотность, кг/м3 способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101
при 20°С595
при минус 40°С 655

Пример 3. При переработке природного газа различного состава (таблицы 3, 3.1), как правило, на установке комплексной подготовки газа (УКПГ) используется способ низкотемпературной сепарации (НТС), при котором газ дросселируют до 57способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 60 кгс/см2, охлаждают за счет эффекта Джоуля-Томсона или с применением турбодетандерного агрегата до минус 15способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 40°С, подготовленный газ направляют в магистральный газопровод, а выделенную сконденсированную углеводородную фазу используют для получения авиационного сконденсированного топлива. Как и в предыдущих примерах, условиями процесса подготовки сырья для получения авиационного сконденсированного топлива можно варьировать: как через стадию выделения нестабильного конденсата, так и через стадию выделения ШФЛУ, а затем, отгоняя из конденсата или ШФЛУ легкую фракцию С34 методом ректификации (например, при давлении 2,5 МПа, температуре минус 7°С), получаем авиационное сконденсированное топливо, включающее в зависимости от состава природного газа следы нафтеновых и ароматических углеводородов, приведенное в таблице 3, и включающее нафтеновые и ароматические углеводороды, суммарное содержание которых не более 6,0% масс., приведенное в таблице 3.1.

Таблица 3
Наименование показателя Значение
Сырье - природный газ
Содержание компонента % масс.
АзотN2 0,313
Двуокись углерода CO2 1,572
МетанCH4 83,129
Этан C2H6 5,303
ПропанС3 Н84,504
и-Бутан i-C4H 101,136
н-Бутан n-С4Н 101,914
и-Пентан i-C5H 120,765
н-Пентан n-C5H 120,684
Гексан С6Н 140,404
Гептан С7Н 160,162
Октан C8H 180,077
Нонан C9H 200,029
Декан + выше С10Н 22-C12H26 0,008
в том числеспособ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101
нафтеновые углеводороды следы
ароматические углеводороды следы
Получаемый продукт
Содержание компонента % масс.
ЭтанC2 H60,003
Пропан С3Н 83,500
и-Бутан i-C4H 1014,867
н-Бутан n-С4Н 1031,978
и-Пентан i-C5H 1216,551
н-Пентан n-C5H 1215,615
Гексан С6Н 1410,215
Гептан С7Н 164,256
Октан C8H 182,037
Нонан C9H 200,766
Декан + выше С10Н 22-C12H26 0,213
в том числеспособ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101
нафтеновые углеводороды следы
ароматические углеводороды следы
Давление насыщенных паров, МПа абс. способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101
при 45°С0,38
при 20°С0,19
Теплотворная способность (низшая), кДж/кг 45490
Плотность, кг/м3 способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101
при 20°С604
при минус 40°С 665

Таблица 3.1
Наименование показателя Значение
Сырье - природный газ
Содержание компонента % масс.
Двуокись углерода N2 0,302
АзотCO2 0,862
МетанCH4 85,092
ЭтанC2 H6 4,345
ПропанС3 Н8 5,063
и-Бутанi-C 4H10 1,912
н-Бутанn-С 4Н10 1,844
и-Пентанi-C 5H12 0,350
н-Пентанn-C 5H12 0,200
ГексанС6 Н14 0,022
ГептанС7 Н16 0,003
ОктанC8 H18 0,000
НонанC9 H20 0,000
Декан + вышеС 10Н22 0,000
Метилциклопентан C6H12 0,001
Метилциклогексан C7H14 0,000
БензолС6 Н6 0,004
ТолуолC7 H8 0,001
Получаемый продукт
Содержание компонента % масс.
Этан C2H6 0,100
Пропан С3Н8 8,413
и-Бутан i-C4H10 19,328
н-Бутан n-С4Н10 31,520
и-Пентан i-C5H12 17,365
н-Пентан n-C5H12 14,438
Гексан С6Н14 5,381
Гептан С7Н16 1,739
Октан C8H18 0,000
Нонан C9H20 0,000
Декан + выше С10Н22 0,000
Метилциклопентан C6H12 0,123
Метилциклогексан C7H14 0,059
Бензол С6Н6 0,894
Толуол C7H8 0,642
в том числеспособ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101
нафтеновые углеводороды 0,182
ароматические углеводороды 1,535
Давление насыщенных паров, МПа абс. способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101
при 45°С0,48
при 20°С0,06
Теплотворная способность (низшая), кДж/кг 45542
Плотность, кг/м3 способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101
при 20°С591
при минус 40°С 654

Из приведенных примеров 1-3 осуществления способа по варианту 1 следует, что во всех случаях давление насыщенных паров у полученного авиационного сконденсированного топлива не превышает 0,26 МПа (2,6 кгс/см 2, абс.) при 20°С и 0,50 МПа (5,0 кгс/см2 , абс.) при 45°С. Содержание пропана при этом может быть менее 6% и более 10% масс., что полностью зависит от состава исходного сырья (нефтяного или природного газа). Теплотворная способность полученного топлива во всех случаях выше, чем у авиационного керосина (45519 против 42900 кДж/кг).

Из вышеизложенного следует, что приведенные составы и свойства получаемого авиационного сконденсированного топлива являются обоснованными и приемлемыми для использования.

Увеличение содержания пропана более 12% масс. приводит к резкому увеличению давления насыщенных паров, например, при содержании пропана 13% масс. давление насыщенных паров при 45°С составляет 0,54 МПа (5,4 кгс/см2 абс.), что требует конструктивных изменений в системе подачи топлива, а снижение содержания пропана ниже 0,1% масс. приводит к снижению теплоты сгорания и тем самым к увеличению расхода топлива. Таким образом, предлагаемый состав АСКТ является оптимальным.

По второму варианту способ осуществляется следующим образом: из углеводородного сырья, в качестве которого используют углеводородные потоки нефтеперерабатывающего или нефтехимического заводов, в виде газов стабилизации нефти или газов стабилизации конденсата, газов стабилизации вторичных процессов переработки нефти, полученных, например, каталитическим крекингом, риформингом, путем известных способов подготовки и фракционирования выделяют смесь парафиновых и олефиновых углеводородов общей формулы C nH2n+2, которая включает фракцию C312. В получаемой смеси суммарное содержание олефиновых углеводородов CnH2n ограничено и составляет не более 10% масс., а давления насыщенных паров смеси при 20°С - не более 0,26 МПа (2,6 кгс/см2, абс.), а при 45°С - не более 0,50 МПа (5,0 кгс/см2, абс.). В смеси ограничено содержание ароматических и нафтеновых углеводородов, которое составляет не более 6,0% масс., при этом смесь парафиновых и олефиновых углеводородов выделяют при следующем соотношении компонентов, % масс.:

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C3H83Н6 - 2,0-12,0

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C4H104Н8 - 24,0-72,0

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C5H125Н10 - 4,0-36,0

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C6H14-C6H12 - 0,3-14,0

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C7H167Н14 - 0,1-9,0

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C8H188Н16 - 0,01-3,0

способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101 C9H20-C12H26 - остальное до 100%.

Для получения АСКТ предлагаемого состава, например, из газов стабилизации нефти или газов стабилизации конденсата, газов стабилизации вторичных процессов переработки нефти - используют известный способ (как описано по первому варианту), включающий компримирование газа, его охлаждение дросселированием, внешним или внутренним холодильным циклом до минус 30°С, выделение сконденсированных углеводородов.

В зависимости от условий компримирования и охлаждения, а также отгонки ее легкой части С13 известными способами выделенная жидкая углеводородная смесь представляет собой авиационное сконденсированное топливо.

Примеры осуществления способа по второму варианту.

Пример 4. Исходное сырье - газ стабилизации катализата - продукт вторичной переработки нефти, а именно риформинга (состав которого приведен в таблице 4), после его компримирования до давления 25 кгс/см2, охлаждают дросселированием, внешним или внутренним холодильным циклом до минус 20°С, а затем выделяют путем ректификации жидкую углеводородную смесь заданного состава, представляющую собой авиационное сконденсированное топливо, представленное в таблице 4.

Таблица 4
Наименование показателя Значение
Сырье - газ стабилизации катализата риформинга
Содержание компонента % масс.
МетанСН4 4,455
Этилен С2Н4 2,091
ЭтанС2 Н66,361
Пропен С3Н 62,768
Пропан С3Н 852,627
и-Бутан i-С4Н 1010,588
Бутен С4Н 81,580
н-Бутан n-С4Н 1011,219
и-Пентан i-C5H 122,942
Пентен С5Н 100,099
н-Пентан n-С5Н 121,988
2,2-Диметилбутан и-С6Н 140,368
2-Метилпентан и-С6Н 140,692
Гексен С6Н 120,063
н-Гексан С6Н 140,298
Метилциклопентан С6Н 120,206
Бензол C6H 60,151
Циклогексан С6Н 120,064
2,2-Диметилпентан С7Н 160,193
1,1-Диметилциклопентан С7Н 140,123
Метилциклогексан С7Н 140,244
Толуол С7Н 80,279
2,2-Диметилгексан C8H 180,065
1-транс-2-цис-3-Триметилциклопентан C8H 160,230
н-Октан C8H 180,007
Этилбензол C8H 100,028
м-Ксилол С8Н 100,145
2,4-Диметилгептан С9Н 200,048
н-Нонан С9Н 200,003
1-Метил-3-Этилбензол С9Н 120,046
Циклодекан С10Н 200,0008
2,7-Диметилоктан С10Н 220,008
Н-Декан С10Н 220,0006
м-Кумол С10Н 140,012
н-Ундекан С11Н 240,0002
Ундекен С11Н 220,003
Додекан С12Н 260,004
Получаемый продукт - авиационное сконденсированное топливо
Содержание компонента % масс.
ЭтанС2 Н60,000
Пропен С3Н 60,093
Пропан С3Н 85,010
и-Бутан i-С4Н 1027,617
Бутен С4Н 84,003
н-Бутан n-С4Н 1034,448
и-Пентан i-C5H 129,526
Пентен С5Н 100,322
н-Пентан n-С5Н 126,474
2,2-Диметилбутан и-С6Н 141,206
2-Метилпентан и-С6Н 142,271
Гексен С6Н 120,208
н-Гексан С6Н 140,981
Метилциклопентан С6Н 120,676
Бензол C6H 60,496
Циклогексан С6Н 120,209
2,2-Диметилпентан С7Н 160,636
1,1-Диметилциклопентан С7Н 140,404
Метилциклогексан С7Н 140,684
Толуол С7Н 80,921
2,2-Диметилгексан C8H 180,214
1-транс-2-цис-3-Триметилциклопентан C8H 160,758
н-Октан C8H 180,023
Этилбензол C8H 100,091
м-Ксилол С8Н 100,479
2,4-Диметилгептан С9Н 200,156
н-Нонан С9Н 200,008
1-Метил-3-Этилбензол С9Н 120,150
Циклодекан С10Н 200,003
2,7-Диметилоктан С10Н 220,027
Н-Декан С10Н 220,002
м-Кумол С10Н 140,039
н-Ундекан С11Н 240,0007
Ундекен С11Н 220,003
Додекан С12Н 260,009
в том числеспособ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101
олефиновые углеводороды 4,50
нафтеновые углеводороды 2,73
ароматические углеводороды 2,18
Давление насыщенных паров, МПа абс. способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101
при 45°С0,49
при 20°С0,24
Теплотворная способность (низшая), кДж/кг 44752
Плотность, кг/м3 способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101
при 20°С592
при минус 40°С 656

Пример 5. Исходное сырье - газ стабилизации нефти - углеводородный поток нефтеперерабатывающего завода (состав которого приведен в таблице 5) после его компримирования до давления 25 кгс/см2 охлаждают дросселированием, внешним или внутренним холодильным циклом до минус 20°С, а затем выделяют путем ректификации жидкую углеводородную смесь заданного состава, представляющую собой авиационное сконденсированное топливо, представленное в таблице 5.

Таблица 5
Наименование показателя Значение
Сырье - газ стабилизации нефти
Содержание компонента % масс.
АзотN2 1,773
Метан CH434,125
Двуокись углерода CO2 0,551
ЭтанC2 H63,520
Пропан С3Н 819,087
изобутан i-C4H 1015,119
н-бутан n-С4Н 1022,993
изопентан i-C5H 121,691
н-пентан n-C5H 120,980
метилпентан и-С6Н 140,108
гексан С6Н 140,029
метилциклопентан C6H 120,014
бензол C6H 60,003
гептан С7Н 160,005
метилциклогексан C7H 140,002
толуол C7H 80,000
октан C8H 180,000
нонан С9Н 200,000
декан + выше С10Н 220,000
в том числеспособ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101
олефиновые углеводороды следы
Получаемый продукт - авиационное сконденсированное топливо
Содержание компонента % масс.
пропанС3 Н80,487
изобутан i-C4H 1036,614
н-бутан n-С4Н 1055,682
изопентан i-C5H 124,311
н-пентан n-C5H 122,499
метилпентан и-С6Н 140,274
гексан С6Н 140,074
бензол C6H 120,036
гептан C6H 60,007
метилциклогексан С7Н 160,012
толуол C7H 140,004
октан C8H 180,000
нонан C9H 200,000
декан + выше С10Н 220,000
в том числеспособ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101
олефиновые углеводороды следы
нафтеновые углеводороды 0,040
ароматические углеводороды 0,007
Давление насыщенных паров, МПа абс. способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101
При 45°С0,48
при 20°С0,06
Теплотворная способность, кДж/кг 45682
Плотность, кг/м3 способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101
при 20°С573
при минус 40°С 639

Пример 6. Исходное сырье - газ стабилизации конденсата - углеводородный поток нефтеперерабатывающего завода (состав которого приведен в таблице 6) после его компримирования до давления 25 кгс/см 2 охлаждают дросселированием, внешним или внутренним холодильным циклом до минус 20°С, а затем выделяют путем ректификации жидкую углеводородную смесь заданного состава, представляющую собой авиационное сконденсированное топливо, представленное в таблице 6.

Таблица 6
Наименование показателя Значение
Сырье - газ стабилизации конденсата
Содержание компонента % масс.
АзотN2 0,025
Двуокись углерода CO2 26,074
Метан CH440,493
Этан C2H6 13,274
ПропанС3 Н812,480
и-Бутан i-C4H 103,239
н-Бутан n-С4Н 103,042
Бутен n-C4H 80,120
и-Пентан i-C5H 120,757
н-Пентан n-С5Н 120,237
Гексан С6Н 140,090
Гексен C6H 120,010
Гептан C7H 160,068
Октан C8H 180,005
Нонан C9H 200,001
Декан С10Н 220,001
Бензол C6H 60,013
Толуол С7Н 80,004
Метилциклопентан С6Н 120,048
Метилциклогексан С7Н 140,019
n-С11 С11Н 240,00020
Получаемый продукт - авиационное сконденсированное топливо
Содержание компонента % масс.
АзотN2 0,000
Двуокись углерода CO2 0,000
МетанCH4 0,000
Этан C2H6 0,000
ПропанС3 Н84,997
и-Бутан i-C4H 1026,213
н-Бутан n-С4Н 1034,514
Бутен C4H 81,200
и-Пентан i-C5H 1217,295
н-Пентан n-С5Н 126,310
Гексан С6Н 143,208
Гексен C6H 120,350
Гептан C7H 162,610
Октан C8H 180,196
Нонан C9H 200,039
Декан С10Н 220,032
Бензол C6H 60,462
Толуол С7Н 80,135
Метилциклопентан С6Н 121,711
Метилциклогексан С7Н 140,721
n-С11 С11Н 240,008
в том числеспособ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101
олефиновые углеводороды 1,550
нафтеновые углеводороды 2,433
ароматические углеводороды 0,596
Давление насыщенных паров, МПа абс. способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101
при 45°С0,46
при 20°С0,23
Теплотворная способность, кДж/кг 45527
Плотность, кг/м3 способ получения авиационного сконденсированного топлива (варианты), патент № 2458101
при 20°С590
при минус 40°С 654

Из приведенных примеров 4, 5, 6 осуществления способа по второму варианту следует, что в данном случае давление насыщенных паров у полученного авиационного сконденсированного топлива не превышает 0,26 МПа (2,6 кгс/см 2, абс.) при 20°С и 0,50 МПа (5,0 кгс/см2 , абс.) при 45°С. Содержание олефиновых углеводородов не более 10% масс., ароматических и нафтеновых углеводородов не более 6,0% масс. Содержание этих углеводородов в авиационном сконденсированном топливе зависит от наличия их в сырье, и какому процессу переработки подвергалось углеводородное сырье нефтеперерабатывающего или нефтехимического заводов (например, каталитический крекинг, риформинг и т.д.). Теплотворная способность полученного топлива выше, чем у авиационного керосина (44752 против 42900 кДж/кг).

Из вышеизложенного следует, что приведенный состав и свойства предлагаемого авиационного сконденсированного топлива являются обоснованными и приемлемыми для использования.

Увеличение содержания ароматических углеводородов более 6,0% масс. приводит к увеличению загрязнения выхлопов, и тем самым ухудшает экологическую обстановку, а повышение содержания олефиновых углеводородов более 10% масс. приводит к снижению стабильности топлива. Таким образом, предлагаемый состав авиационного сконденсированного топлива является оптимальным.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет получать авиационное сконденсированное топливо в широком диапазоне его компонентного состава из различного углеводородного сырья на различных объектах подготовки и переработки углеводородного сырья топливно-энергетического комплекса: промысловых объектах сбора и подготовки нефти и газа нефтяных и газовых компаний, трассах продуктопроводов, транспортирующих ШФЛУ или нестабильный конденсат, газоперерабатывающих заводах, нефтеперерабатывающих заводах. Производство наиболее эффективно при организации на оборудованных площадках, имеющих определенную инфраструктуру (наличие электроэнергии, тепла, подъездных дорог и т.д.). Используя упрощенную технологию производства, способ позволяет решить проблемы производства авиационного топлива для газотурбинных самолетов (вертолетов) в непосредственной близости к местам потребления из доступного и часто неиспользуемого сырья. Способ получения авиационного сконденсированного топлива одновременно позволит получить новый вид высоколиквидной и высокорентабельной продукции за счет внедрения безотходного производства из имеющегося сырья - природного и попутного нефтяного газа.

Класс C10G7/00 Перегонка углеводородных масел

Класс C10L1/04 на основе смесей углеводородов 

способ получения низкозастывающего дизельного топлива -  патент 2527564 (10.09.2014)
способ получения оксигенатов, повышающих эксплуатационные свойства топлив для двигателей внутреннего сгорания (варианты) -  патент 2522764 (20.07.2014)
способ получения реактивного топлива из биоэтанола -  патент 2510389 (27.03.2014)
углеводородная композиция, используемая в качестве топлива и горючего, полученная из компонентов нефти и биологического компонента -  патент 2505582 (27.01.2014)
топливная композиция авиационного бензина -  патент 2503711 (10.01.2014)
способ получения и состав присадки к жидкому топливу -  патент 2502790 (27.12.2013)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
композиция неэтилированного экологически чистого высокооктанового бензина -  патент 2493239 (20.09.2013)
интегрированный способ получения дизельного топлива из биологического материала, продукты, применение и установка, относящиеся к этому способу -  патент 2491319 (27.08.2013)
горючее ракетное топливо (варианты) и способ его приготовления -  патент 2486230 (27.06.2013)
Наверх