способ расхождения судна со встречными объектами

Классы МПК:B63H25/04 автоматические, например реагирующие на изменение показаний компаса 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-01-28
публикация патента:

Изобретение относится к области судовождения - автоматическому управлению движением судна по заданному направлению с выявлением встречных объектов и расхождения с ними. В способе используют приемник спутниковой навигационной системы, вычислитель, радар, рулевой привод, сумматор системы автоматического управления движением судна и прогнозатор. В последнем формируют в ускоренном масштабе времени сигнал коррекции заданного путевого угла. Сигнал коррекции заданного путевого угла формируют в случае удовлетворения условия столкновения судна со встречным объектом, которое вырабатывают в вычислителе. Сигнал коррекции заданного путевого угла вводят в сумматор системы автоматического управления движением судна. Изобретение позволяет исключить активное участие судоводителя в процесс управления движением судна для обеспечения его расхождения со встречным объектом. 1 ил. способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546

способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546

Формула изобретения

Способ расхождения судна с встречными объектами с использованием приемника спутниковой навигационной системы, рулевого привода и сумматора, на вход которого подают сигналы угла перекладки руля, текущего и заданного путевого угла, суммарный управляющий сигнал с выхода сумматора подают на вход рулевого привода, отличающийся тем, что для формирования сигнала коррекции, вводимого на вход сумматора, используют радар, прогнозатор, блок программирования и вычислитель, на вход которого подают сигналы широты, долготы и скорости хода судна из приемника спутниковой навигационной системы и сигналы вектора расстояния до встречного объекта от радара, на выходе вычислителя формируют сигналы широты, долготы и вектора скорости хода встречного объекта, а также сигнал условия столкновения судна с встречным объектом, при выполнении которого в прогнозатор вводят сигналы широты, долготы и вектор скорости хода судна из приемника спутниковой навигационной системы, а также широты, долготы и вектор скорости хода встречного объекта из вычислителя, на выходе прогнозатора с использованием блока программирования формируют сигнал коррекции путевого угла, который вводят через блок программирования и сумматор на вход рулевого привода.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к области судовождения - автоматическому управлению движением судна по заданному направлению с выявлением встречных объектов и расхождения с ними с использованием приемника спутниковой навигационной системы, радаров, рулевого привода и вычислителя штатной системы автоматического управления движением судна.

Известен "Способ экспериментального определения параметров математической модели движения судна". (патент России № 2151713). В рассматриваемом способе, благодаря использованию информации о состоянии судна от приемника спутниковой навигационной системы, удается идентифицировать все коэффициенты полной математической модели движения судна, чтобы обеспечить автоматическое управление движением судна.

Известен способ автоматического управления движением судна по заданному путевому углу, реализованный в «Системе автоматического управления движением судна» (патент России № 2245914). Способ управления движением судна основан на использовании информация от приемника спутниковой навигационной системы, блока заданного значения путевого угла и сумматора, в котором по сигналам текущего путевого угла, заданного путевого угла формируется сигнал управления рулевым приводом судна.

Известен также «Способ автоматического управления движением судна» (патент России № 2292289, принятый в качестве прототипа), в котором с использованием сигналов о местонахождении судна из приемника спутниковой навигационной системы, точек поворота судна по заданной траектории движения «А», «Б», «В»способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 из программного блока и системы автоматического управления движением судна, выполненной по патенту России № 2245914, удается полностью автоматизировать процесс управления движением судна по заданной траектории. В рассматриваемом способе исключена статическая ошибка стабилизации путем введения в сумматор системы автоматического управления движением судна сигнала коррекции к заданному путевому углу «способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 ПУзд.». Сигнал «способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 ПУзд.» вводят в сумматор системы автоматического управления движением судна для управления рулевым приводом, обеспечивая тем самым астатическое управление движением судна к заданной точке маршрута. Однако использование этого способа ограничено, т.к. при появлении встречных объектов судоводитель должен активно включаться в процесс управления движением судна, чтоб обеспечить расхождение судна со встречным объектом (вводя корректирующий сигнал «способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 ПУзд.», на величину которого требуется изменить направление движения судна, чтобы исключить столкновение со встречным объектом).

В предлагаемом способе автоматического управления движением судна рассмотренное ограничение устранено. Сигнал коррекции к заданному путевому углу «способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 ПУзд.» формируют автоматически с использованием радара (выдающего сигналы вектора расстояния от судна до встречного объекта), вычислителя (в котором формируют сигналы текущей широты, долготы и вектор скорости движения встречного объекта, а также будущие траектории движения судна и встречного объекта) и прогнозатора (в последнем формируют сигнал коррекции к заданному путевому углу «способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 ПУзд.», который вводят в сумматор системы автоматического управления движением судна).

Целью предлагаемого способа расхождения судна с встречным объектом является:

- определение в ограниченной акватории движения судна встречного объекта, с которым возможно столкновение,

- нахождение минимально возможной величины отклонения судна способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 ПУзд. от заданного направления движения, при котором исключена возможность будущего столкновения, автоматического перевода судна на новое направление движения ПУзд. +способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 ПУзд.,

- автоматическое отключение способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 ПУзд. после окончания режима расхождения и выхода судна на заданную траекторию движения.

Рассмотрим как реализуется поставленная цель при использовании предложенного способа.

Способ расхождения судна с встречным объектом основан на использовании:

- рулевого привода,

- сумматора системы автоматического управления движением судна, на выходе которого формируется сигнал управления рулевым приводом,

- приемника спутниковой навигационной системы (СНС), вырабатывающего текущую широту, долготу судна и скорость хода,

- радара, выдающего сигнал вектора расстояния от судна до встречного объекта,

- вычислителя, в котором формируют сигналы текущей широты, долготы и вектора скорости встречного объекта (по сигналам: вектора расстояния от судна до встречного объекта, поступающим от радара, текущей широты и долготы судна и его скорости, которые поступают от приемника СНС), в вычислителе также формируют в заданной акватории движения судна будущие траектории движения судна и встречного объекта, а также формируют условие столкновения с встречным объектом,

- прогнозатора, работающего в ускоренном масштабе времени, для формирования сигнала коррекции к заданному путевому углу «способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 ПУзд.»,

- блока программирования, в котором формируется сигнал коррекции к заданному путевому углу способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 ПУi=1. (При выполнении условия столкновения сигнал способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 ПУi=1 вводится в прогнозатор для выполнения повторного цикла вычислений при повторном выполнении условия столкновения формируется способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 ПУi=2 и цикл повторяетсяспособ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 при «n» цикле, когда условия столкновения не выполняется,

сигнал способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 ПУi=n=способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 ПУзд. вводится в сумматор для управления рулевым приводом и на электронную карту.

Рассмотрим последовательность выполнения операций в способе расхождения судна с встречным объектом (формирование сигнала «способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 ПУзд.» для автоматического изменения направления движения судна при выявлении опасности столкновения с встречным объектом).

На выходе сумматора системы автоматического управления движением судна формируют сигнал управления рулевым приводом с использованием сигнала заданного значения путевого угла «ПУзд.» и текущего путевого угла «ПУ» от приемника СНС, что обеспечивает движение судна по заданному путевому углу «ПУзд.».

Сигналы вектора расстояния от судна до встречного объекта, формируемые радаром, вводят в вычислитель. В вычислитель также вводят сигналы широты, долготы и скорости хода судна из приемника СНС. В вычислителе формируют сигналы:

- широты, долготы и вектор скорости хода встречного объекта,

- траекторий будущего движения судна и встречного объекта в заданной акватории,

- при наличии пересечении двух траекторий формируют сигналы времени движения судна и времени движения встречного объекта до места пересечения траекторий,

- выполнения условия столкновения в окрестности точки А1, находящейся на траектории будущего движения судна. (Если в будущий момент времени способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 А1судна±способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 встречный объект окажется на траектории движения судна в точке траектории A1, то можно утверждать, что в точке A1 произойдет столкновение судна с встречным объектом):

способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546

где способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 .А1,объект=(А0об.0объекта , способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 0объекта)-А1А1, способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 А1))/Vоб,

А0об. - текущая точка местонахождения встречного объекта,

A1А1, способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 A1) - точка будущего нахождения встречного объекта при пересечении с траекторией движения судна, объекта,

способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 А1,судна=(А00, способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 0)-А1А1, способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 А1))/Vс,

А0-0,способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 0) - текущая точка местонахождения судна,

A1A1, способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 А1) - точка будущего нахождения судна при пересечении с траекторией движения встречного объекта,

V c - скорость хода судна,

способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 - var. (изменяется в диапазоне: - С<способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 <+С).

При выполнении условия (1) сигналы широты и долготы точки A1 из вычислителя поступают в программный блок. На выходе программного блока формируется сигнал коррекции направления вектора движения судна способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 ПУi=1, который вводят в прогнозатор. В прогнозаторе в ускоренном масштабе времени формируют траектории движения судна и встречного объекта до будущего пересечения двух траекторий в точке А2 или до границ заданной акватории.

При наличии пересечения траекторий в точке А2 в прогнозаторе формируют сигналы времени движения судна от точки А0 до точки А2

«способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 А2судна» и встречного объекта от точки А0об. до точки А2 «способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 .А2,объкта»

способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 А2судна.=(А00, способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 0)-А2А2, способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 А2))/Vс,

способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 .А2,объекта=(А0 об0 об, способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 0 об)-А2А2, способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 А2))/Vоб,

где

А0-0,способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 0) - текущая точка местонахождения судна,

А2А2, способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 А2) - точка будущего нахождения судна и встречного объекта,

Vc - скорость хода судна,

А0 об - текущая точка местонахождения внешнего объекта,

Vоб - скорость хода внешнего объекта,

способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 - var. (изменяется в диапазоне - С<способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 <+С).

Формируют сигнал условия столкновения в окрестности точки А2.

способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546

При выполнении условия (1А2 ) сигналы широты и долготы точки А2 из прогнозатора поступят в программный блок, в котором вырабатывается сигнал коррекции вектора движения судна способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 ПУi=2, этот сигнал используется в прогнозаторе для повторного цикла вычислений. Аналогично рассмотренному циклу циклы ускоренных вычислений в прогнозаторе повторяют до «n» цикла, когда условие столкновения (1An) не выполняется (пересечение траекторий движения судна и встречного объекта отсутствует, не выполняется условие (1)).

Из прогнозатора:

- сигналы широты и долготы точки Аn вводятся в электронную карту.

- сигнал коррекции заданного путевого угла«n» цикла «способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 ПУi=n» вводят в блок программирования. Через блок программирования сигнал «способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 ПУзд.n» вводят в сумматор, где формируют корректированный сигнал заданного путевого

угла ПУзд.кор=ПУзд.+способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 ПУзд.n, который вводят в рулевой привод для изменения направления движения судна.

В момент натурального времени Т0+t1 (приход судна в точку Аn) через интервал натурального времени (сигналы формируют в вычислителе):

t1=способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 Асудна n.×Mспособ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 ,

где: способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 Асудна n - величина времени ускоренного перехода судна из начальной точки отсчета времени Т0 до точки Аn,

Мспособ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 - масштаб ускорения времени вычислений в прогнозаторе.

- отключают сигналы широты и долготы точки А n в электронной карте,

- отключают сигнал коррекции способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 ПУзд.n в сумматоре, что позволит перейти судну к движению по заданному маршруту,

- система расхождения судна с внешним объектом переходит в исходное состояние и через интервал времени способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 T вновь получает сигналы от радара и начинает работу.

Если встречный объект появился, радар кругового обзора выдает сигналы азимута и расстояния судна до встречного объекта в вычислитель.

Сигналы вектора расстояния от судна до встречного объекта, формируемые радаром, вводят в вычислитель. В вычислитель также вводят сигналы широты, долготы и скорости хода судна из приемника СНС. В вычислителе формируют сигналы:

- широты, долготы и вектор скорости хода встречного объекта,

- траектории будущего движения судна и встречного объекта в заданной акватории,

- при наличии пересечений двух траекторий формируют сигналы времени движения судна и времени движения встречного объекта до места пересечения траекторий,

- условия столкновения.

При выполнении условия (1) повторяется описанный выше процесс.

При невыполнении условия (1) система расхождения судна с внешним объектом возвращается в исходное состояние и через интервал времени способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 T получает сигналы от радара и начинает работу вновь.

Описание работы системы расхождения судна с встречным объектом (см. чертеж)

Рассмотрим работу системы автоматического управления движением судна, дополненную системой расхождения судна с встречным объектом.

При движении судна радар кругового обзора 1 выдает сигналы азимута и расстояния судна до встречного объекта в вычислитель 2. Сигналы текущей широты, долготы и вектора скорости хода судна из приемника спутниковой навигационной системы (СНС) 3 с начального момента времени Т 0 поступают на второй вход вычислителя 2. В вычислителе 2 вырабатываются сигналы:

- широты, долготы и вектор скорости хода встречного объекта,

- траекторий будущего движения судна и встречного объекта в заданной акватории,

- двух траекторий (при наличии пересечении двух траекторий будущего движения судна и встречного объекта), по которым формируют время движения судна и время движения встречного объекта до места пересечения траекторий,

- выполнения условия столкновения (если в будущий момент времени способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 A1 судна ±способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 встречный объект окажется на траектории движения судна в точке A1 траектории движения судна то можно утверждать, что в окрестности точки A1 произойдет столкновение судна с встречным объектом):

способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546

где способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 .А1,объекта=(А0 об.0 объекта , способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 0 объекта)-А1А1, способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 А1))/Vоб,

А0 об. - текущая точка местонахождения встречного объекта,

A1А1, способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 A1) - точка будущего нахождения встречного объекта,

Vоб - скорость хода внешнего объекта,

способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 .А1судна.=(А00, способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 0)-А1А1, способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 А1))/Vс,

А0-0,способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 0) - текущая точка местонахождения судна,

A1A1, способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 А1) - точка будущего нахождения судна,

Vс - скорость хода внешнего объекта,

способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 -var. (изменяется в диапазоне, С<способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 <+C).

При выполнении условия (1) сигналы широты и долготы точки A1 из вычислителя 2 поступают в блок программирования 6. На выходе блока программирования 6 формируется сигнал коррекции направления вектора движения судна способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 ПУi=1, который поступает в прогнозатор 5. В прогнозаторе 5 в ускоренном масштабе времени вычисляются траектории движения судна и встречного объекта до будущего пересечения траекторий в точке А2 или до границ заданной акватории.

При наличии пересечения траекторий в точке А2 в прогнозаторе 5 вырабатываются сигналы времени движения судно до точки А2 «способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 А2судна» и встречного объекта до точки А2 «способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 .А2,объекта»

способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 А2судна.=(А00, способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 0)-А2А2, способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 А2))/Vс,

способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 .А2,объекта=(А0 об0 об, способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 0 об)-А2А2, способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 А2))/Vоб,

где

А0-0, способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 0) - текущая точка местонахождения судна,

А2А2, способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 А2) - точка будущего нахождения судна и встречного объекта,

Vc - скорость хода судна,

А0об - текущая точка местонахождения встречного объекта,

Vоб -скорость хода встречного объекта,

способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 -var. (изменяется в диапазоне - С<способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 <+С).

В прогнозаторе 5 вычисляется выполнение условия столкновения в окрестности точки А2.:

способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546

При выполнении условия (1А2 ) сигналы широты и долготы точки А2 из прогнозатора 5 поступают в блок программирования 6, в котором вырабатывается сигнал коррекции вектора движения судна способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 ПУi=2., этот сигнал поступает в прогнозатор 5 для третьего цикла вычислений. Аналогично рассмотренному циклу циклы ускоренных вычислений в прогнозаторе 5 повторяют до «n» цикла, когда условие столкновения (1An) перестает выполняться (точка Аn не находится на пересечении траекторий движения судна и встречного объекта или не выполняется условие (1An) будущего столкновения судна).

При этом из прогнозатора 5:

- сигнал широты и долготы точки Аn вводится в электронную карту 4.

- сигнал коррекции направления движения судна «n» цикла «способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 ПУi=n» из блока программирования - 6 способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 ПУзд.n поступает в сумматор 7, в котором формируется корректированный сигнал заданного путевого угла ПУзд.кор =ПУзд.+способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 ПУзд.n, последний поступает в рулевой привод 8. Судно начинает менять курс для обхода встречного объекта.

Через интервал натурального времени

способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546

где способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 А судна n - величина времени ускоренного перехода судна из начальной точки отсчета времени Т0 до точки Аn;

Мспособ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 - масштаб ускорения времени в прогнозаторе.

В момент натурального времени Т0+t1 вычислитель 2:

- отключает сигналы широты и долготы точки Аn в электронной карте 4,

- отключает сигнал коррекции способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 ПУзд.n в сумматоре 7 через блок программирования 6, что заставит перейти судно к движению по заданному маршруту,

- переводит систему расхождения судна с встречным объектом в исходное состояние.

Через интервал времени способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 T система расхождения судна с встречным объектом получает сигналы от радара 1 и начинает работу вновь по выявлению встречного объекта, с которым возможно столкновение, и выработке минимально возможного изменения маршрута движения судна, при котором столкновение исключается.

Если встречный объект появился, радар 1 кругового обзора выдает сигналы азимута и расстояния судна до встречного объекта в вычислитель 2.

Сигналы вектора расстояния от судна до встречного объекта, формируемые радаром 1, поступают в вычислитель 2. В вычислитель 2 также вводят сигналы широты, долготы и скорости хода судна из приемника СНС 3. В вычислителе 2 формируют сигналы:

- широты, долготы и вектор скорости хода встречного объекта,

- траектории будущего движения судна и встречного объекта в заданной акватории,

- при наличии пересечении двух траекторий формируют сигналы времени движения судна и времени движения встречного объекта до места пересечения траекторий,

- условия столкновения.

При выполнении условия (1) повторяется описанный выше процесс. При невыполнении условия (1) система расхождения со встречным объектом переходит в ждущий режим и через интервал времени способ расхождения судна со встречными объектами, патент № 2364546 T получает сигналы от радара 1, и система начинает работу вновь.

Проведенное моделирование рассмотренной выше системы подтвердило работоспособность предложенного способа расхождения судна с встречным объектом.

Класс B63H25/04 автоматические, например реагирующие на изменение показаний компаса 

система управления -  патент 2527570 (10.09.2014)
устройство и способ автоматического управления движением судна по расписанию -  патент 2525606 (20.08.2014)
способ управления движением судна по широте и долготе -  патент 2516885 (20.05.2014)
способ отказоустойчивого управления движением корабля по глубине -  патент 2513157 (20.04.2014)
система управления подвижными объектами -  патент 2503581 (10.01.2014)
способ автоматического управления движением судна с учетом волнения -  патент 2499727 (27.11.2013)
система автоматического управления -  патент 2494006 (27.09.2013)
способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся возмущений -  патент 2492105 (10.09.2013)
способ управления движением судна по заданной траектории -  патент 2483973 (10.06.2013)
способ управления траекторией движения буксируемого судна -  патент 2470828 (27.12.2012)
Наверх