способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся возмущений

Классы МПК:B63H25/04 автоматические, например реагирующие на изменение показаний компаса 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-04-26
публикация патента:

Изобретение относится к области судовождения - автоматическому управлению движением судна по заданному направлению. Способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся возмущений использует задатчик курсового угла, приемник спутниковой навигационной системы, рулевой привод, электронную модель движения судна, регулятор-сумматор и интегратор. На входе регулятора-сумматора формируют сигналы заданного угла курса - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 зд.=f(t) из задатчика курсового угла, оценку угла курса - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 с выхода электронной модели движения судна, способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 , производной от оценки угла курса, которая формируется в блоке регулятора-сумматора. На входе электронной модели движения судна формируют сигнал угла перекладки руля способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 от датчика рулевого привода, сигнал невязки - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 где сигнал угла курса способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 формируется с приемника спутниковой навигационной системы, а сигнал оценки угла курса способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 формируется с выхода электронной модели движения судна. На входе интегратора формируется сигнал невязки - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 . Сигнал с выхода интегратора способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 вводится на вход регулятора-сумматора. На выходе регулятора-сумматора формируется сигнал способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 который вводится с выхода регулятора-сумматора на вход рулевого привода. Достигается повышение точности управления движением судна по заданной траектории, исключается смещение по углу курса при наличии медленно меняющихся возмущений. 1 ил. способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105

способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105

Формула изобретения

Способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся внешних возмущений, характеризующийся тем, что использует: задатчик курсового угла, приемник спутниковой навигационной системы, рулевой привод, электронная модель движения судна и регулятор-сумматор, на входе которого формируют сигналы:

- заданного угла курса - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 зд.=f(t) из задатчика курсового угла,

- оценку угла курса - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 с выхода электронной модели движения судна,

- способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 , производной от оценки угла курса, которая формируется в блоке - регулятора-сумматора; на входе электронной модели движения судна формируют:

- сигнал угла перекладки руля способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 от датчика рулевого привода,

- сигнал невязки - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 , где: сигнал угла курса - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 - формируется с приемника спутниковой навигационной системы, а сигнал оценки угла курса - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 формируется с выхода электронной модели движения судна, отличающийся тем, что используется интегратор, на входе которого формируется сигнал невязки - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 , где: сигнал способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 - с приемника спутниковой навигационной системы, а сигнал - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 с выхода электронной модели движения судна, сигнал с выхода интегратора - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 - вводится на вход регулятора-сумматора, при этом на выходе регулятора-сумматора формируется сигнал способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 который вводится с выхода регулятора-сумматора на вход рулевого привода.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области судовождения - автоматическому управлению движением судна по заданному направлению.

Известен способ автоматического управления движением судна по заданному курсовому углу, реализованный в «Системе автоматического управления движением судна» (патент России № 2248914, БИ № 9, март 2005 г.). Способ управления движением судна основан на использовании информации от приемника спутниковой навигационной системы, задатчика путевого угла, и регулятора-сумматора, в котором по сигналам: текущего путевого угла, заданного курсового угла, угловой скорости судна формируется результирующий сигнал для управления рулевым приводом судна.

Известен также способ автоматического управления движением корабля с использованием динамической модели углового движения корабля (см. патент RU № 2223197, БИ № 4, 2004 г., принятый нами в качестве прототипа). Аппаратура автоматического управления движением судна, содержащая задатчик курсового угла, датчик угла перекладки руля, приемник спутниковой навигационной системы, рулевой привод, дифференциатор и сумматор, первый вход которого соединен с выходом задатчика курсового угла, выход приемника СНС соединен с вторым входом сумматора, к третьему входу которого подключен выход датчика угла перекладки руля, выход сумматора соединен с входом рулевого привода, четвертый вход сумматора соединен с выходом динамической модели углового движения судна. На выходе динамической модели движения судна формируется оценка угла курса. Сигнал оценки угла курса алгебраически суммируется с сигналом угла курса, с выхода приемника СНС. Разность этих сигналов вводится на вход динамической модели движения судна.

Таким образом, в широко распространенном способе управления движения судна, формируются следующие сигналы для обеспечения автоматического управления движением судна.

В задатчике курсового угла формируется сигнал заданного угла курса - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 зд.=f(t), который вводится на вход сумматора, на второй вход которого поступает сигнал оценки угла курса - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 . Сигнал оценки способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 вводится с выхода электронной (динамической) модели движения судна. Для формирования сигнала оценки угла курса на вход электронной модели движения корабля вводится сигнал угла перекладки руля - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 от датчика рулевого привода, сигнал измеренного угла курса - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 и сигнал оценки угла курса - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 (с выхода электронной модели движения корабля) в виде невязки - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 .

Таким образом на выходе сумматора-регулятора формируется сигнал заданного значения угла перекладки руля - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 зд.:

способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 .

где

способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 зд. - сигнал заданного курса, с задатчика курсового угла,

способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 - сигнал оценки угла курса, с выхода электронной модели движения судна,

способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 зд. - сигнал заданного значения угла перекладки руля (с выхода сумматора вводится на вход рулевого привода).

Недостатками известных способов управления движением являются:

- при появлении медленно меняющихся внешних возмущений, воздействующих на судно в процессе плавания, формируется смещение (ошибка) в управлении судном по курсу,

- сложность прохождения судном в автоматическом режиме управления узкостей и возможных преград.

Приведенный ниже способ управления лишен этих недостатков.

Техническим результатом предлагаемого способа управления движением судна является:

- восстановление (выработка в блоке интегрирования оценок) медленно меняющихся внешних возмущений по силе - Р и моменту - М, воздействующих на судно в процессе плавания,

- введение сигнала восстановленных внешних возмущений по Р и М в систему автоматического управления движением корабля, что позволило повысить точность управления движения судна по заданной траектории(исключить смещение (ошибку) по углу курса при наличии медленно меняющихся внешних возмущений).

Технический результат достигается при использовании:

- интегратора, на выходе которого формируется сигнал пропорциональный внешним возмущениям, действующим на корабль,

- сигнала курсового угла - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 и оценки курсового угла способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 (для формирования невязки - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 , которую подключают к входу интегратора,

- сигнала, сформированного на выходе интегратора - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 , вводимого в регулятор-сумматор.

Рассмотрим, как формируется управление с использованием предложенного способа.

Предлагаемый способ управления использует:

задатчик курсового угла - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 зд., приемник спутниковой навигационной системы (СНС), рулевой привод, электронную модель движения судна, рулевой привод и регулятор-сумматор.

В задатчике курсового угла сформирован сигнал - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 зд.=f(t), который поступает на вход регулятора-сумматора, на второй вход которого поступает сигнал оценки угла курса - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 . Сигнал оценки - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 формируется на выходе электронной модели движения судна. Для формирования оценки сигнала угла курса на вход электронной модели движения судна вводится сигнал угла перекладки руля способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 от датчика рулевого привода, и сигнал невязки-способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 (К - вычисляется с использованием метода Калмановской фильтрации, формируемой с использованием оценки сигнала угла курса способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 - с выхода электронной модели движения судна и сигнала угла курса способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 - с выхода приемника СНС. Таким образом на выходе регулятора-сумматора формируется сигнал заданного значения угла перекладки руля - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 зд.:

способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 .

где

способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 зд. - заданный курс, с задатчика курсового угла,

способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 - сигнал оценки угла курса, с выхода электронной модели движения судна,

способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 зд. - сигнал с выхода регулятора-сумматора,

способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 - сигнал невязки, (эта невязка вводится также на вход электронной модели движения судна для формирования на выходе оценка угла курса способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 ),

способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 - сигнал дифференцирования формируется в регуляторе-сумматоре.

Для повышения точности автоматического управления движением судна используют интегратор, на вход которого вводится сигнал невязки - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 .

Сигнал, сформированный на выходе интегратора - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 вводят на вход регулятора-сумматора. (Ки - формируется по методу Калмана.)

При этом закон управления рулевым приводом (1) изменится и примет вид (1а):

способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 .

Сигнал способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 зд. с выхода регулятора-сумматора (в соответствии с зависимостью (1а) вводят на вход рулевого привода.

Сформированное автоматическое управление движением - (1а) позволит исключить смещение (ошибку) при движении по заданному углу курса - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 зд. (в случае наличия медленно меняющихся внешних возмущений).

Рассмотрим вариант системы автоматического управления движением судна (в котором реализован предлагаемый способ управления).

На чертеже приведена блок-схема системы управления движением судна, в которой устраняются ошибки в автоматическом управлении движением по заданному курсу способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 зд. при появлении медленно меняющихся внешних возмущений вида (описываемых, см. литературу в приложении, к материалам изобретения [1]):

dР/dt=способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 р, способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 .

где способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 , способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 м - случайный сигнал, характеризующий изменение в медленно меняющемся входном возмущении.

Ошибка в управлении движением судна от воздействия медленно меняющихся возмущающих сил - Р и моментов - М вида (2) устраняется благодаря введению в закон управления (1) дополнительного сигнала вида- способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 с выхода интегратора - 3 (т.е. переходу от закона (1) к закону управления (1а)).

Система содержит 1 - задатчик курсового угла - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 зд., 2 - приемник спутниковой навигационной системы (СНС), 3 - интегратор, 4 - регулятор-сумматор, 5 - рулевой привод, 6 - электронную модель движения судна, 7 - объект управления - судно.

Реализовать рассматриваемую систему можно как с использованием цифровой элементной базы, так и аналоговой. При использовании аналоговой элементной базы можно применить усилители типа УД-6 и УД-8 (Блоки 1, 4, 7). Интегратор - 3 выбирается с чувствительностью не ниже 0.03° курса. Блоки 2,5 - это штатные (корабельные) устройства.

Рассмотрим работу системы автоматического управления движением судна.

В задатчике курсового угла - 1 сформирован сигнал- способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 зд.=f (t), который вводится на вход регулятора-сумматора - 4, на второй вход которого поступает сигнал оценки текущего угла курса - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 . Сигнал оценки - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 вводится с выхода электронной модели движения судна - 6. Для формирования оценки угла курса на вход электронной модели движения корабля - 6 вводится сигнал угла перекладки руля - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 - от датчика рулевого привода - 5, и сигнал невязки - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 (крутизна сигнала вычисляется с использованием метода Калмановской фильтрации, формируемой сигналом - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 с выхода электронной модели движения судна - 6 и сигналом - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 с выхода приемника СНС-2.

При этом на выходе регулятора-сумматора - 4 формируется сигнал заданного значения угла перекладки руля - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 зд.:

способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 .

где

способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 - оценка угла курса (с выхода электронной модели движения судна - 6),

способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 зд. - заданный угол курса (с выхода задатчика курса - 1).

Закон (1) получил широкое распространение, однако при появлении внешних возмущений (волнение, ветер) движение судна осуществляется с ошибкой по курсу. Для компенсации воздействия на судно медленно меняющихся внешних возмущений, в соответствии с предложенным способом, закон (1) дополняется сигналом с выхода интеграла - 3, на вход которого вводится сигнал невязки способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 :

способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105

где способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 - сигнал угла курса (поступающий с выхода приемника СНС-2), сигнал способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 алгебраически суммируется с сигналом оценки угла курса - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 (вырабатываемой на выходе электронной модели движения судна - 6) для формирования сигнала невязки - способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 ,

К2d/dtспособ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 - сигнал, формируемый в блоке суммирования - 4.

(вводится в случае управления среднетоннажными судами), способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 - сигнал, пропорциональный оценке возмущающего воздействия на судно по силе - Р и моменту - М.

Сигнал способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 - формируется в интеграторе - 3, на вход которого вводится сигнал невязки способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 (способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 - из приемника СНС-2 и сигнал способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 - из электронной модели движения судна - 6, Ки (вычисляется по методу Калмановской фильтрации)). Сигнал способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 зд. с выхода регулятора-сумматора - 4 вводят на вход рулевого привода - 5. При этом судно будет двигаться по курсу, равному заданному значению: способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 =способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся   возмущений, патент № 2492105 зд. без смещения по курсу при наличии медленно меняющихся внешних возмущений, что особенно важно при прохождении узкостей.

Методы построения системы автоматического управления движением корабля с использованием предложенного способа и результаты моделирования ее приведены в приложении к материалам заявки.

Класс B63H25/04 автоматические, например реагирующие на изменение показаний компаса 

система управления -  патент 2527570 (10.09.2014)
устройство и способ автоматического управления движением судна по расписанию -  патент 2525606 (20.08.2014)
способ управления движением судна по широте и долготе -  патент 2516885 (20.05.2014)
способ отказоустойчивого управления движением корабля по глубине -  патент 2513157 (20.04.2014)
система управления подвижными объектами -  патент 2503581 (10.01.2014)
способ автоматического управления движением судна с учетом волнения -  патент 2499727 (27.11.2013)
система автоматического управления -  патент 2494006 (27.09.2013)
способ управления движением судна по заданной траектории -  патент 2483973 (10.06.2013)
способ управления траекторией движения буксируемого судна -  патент 2470828 (27.12.2012)
способ управления сближением корабля с подвижной целью -  патент 2467917 (27.11.2012)
Наверх