аэродинамическая модель летательного аппарата с воздушно-реактивным двигателем для измерения внешнего сопротивления

Классы МПК:G01M9/08 аэродинамические модели
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный аэрогидродинамический институт им. проф. Н.Е. Жуковского" (ФГУП "ЦАГИ") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-02-15
публикация патента:

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использовано при исследовании характеристик летательных аппаратов. Устройство содержит державку, обтекатель державки, расходомерное сопло, расположенное в выходном участке проточного канала. Расходомерное сопло, расположенное в выходном участке проточного канала, содержит дроссель, выполненный в форме цилиндра с присоединенной к нему половиной эллипсоида вращения. Дроссель закреплен на узле механизма изменения углов атаки и скольжения, не связанном с аэродинамическими весами, на обтекателе державки, на которой устройство установлено на аэродинамических весах. На дросселе закреплены насадки полного и статического давлений с приемными отверстиями в вертикальной плоскости перед дросселем, а также приемник температуры торможения и приемники статического давления, установленные на выходе из расходомерного сопла. При этом насадки полного и статического давлений и приемники статического давления соединены с соответствующими измерительными приборами дренажными трубками. Технический результат заключается в уменьшении внутреннего сопротивления аэродинамической модели и соответственно повышении точности измерений внешнего сопротивления модели летательного аппарата при гиперзвуковых скоростях потока. 3 ил. аэродинамическая модель летательного аппарата с воздушно-реактивным   двигателем для измерения внешнего сопротивления, патент № 2287140

аэродинамическая модель летательного аппарата с воздушно-реактивным   двигателем для измерения внешнего сопротивления, патент № 2287140 аэродинамическая модель летательного аппарата с воздушно-реактивным   двигателем для измерения внешнего сопротивления, патент № 2287140 аэродинамическая модель летательного аппарата с воздушно-реактивным   двигателем для измерения внешнего сопротивления, патент № 2287140

Формула изобретения

Аэродинамическая модель летательного аппарата с воздушно-реактивным двигателем, содержащая державку, обтекатель державки, расходомерное сопло, расположенное в выходном участке проточного канала, отличающаяся тем, что расходомерное сопло содержит дроссель, выполненный в форме цилиндра с присоединенной к нему половиной эллипсоида вращения и закрепленный на узле механизма изменения углов атаки и скольжения, не связанном с аэродинамическими весами, на обтекателе державки, на которой модель установлена на аэродинамических весах, на дросселе закреплены насадки полного и статического давлений с приемными отверстиями в вертикальной плоскости перед дросселем, приемник температуры торможения и приемники статического давления на выходе из расходомерного сопла, при этом насадки полного и статического давлений и приемники статического давления соединены с соответствующими измерительными приборами дренажными трубками.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использовано при испытаниях в аэродинамических трубах (АДТ) при гиперзвуковых скоростях.

Известна модель летательного аппарата (ЛА) с воздушно-реактивным двигателем (ВРД), выполненная с проточными каналами, входная часть которых до горла воздухозаборника включительно моделирует контуры ЛА. За горлом воздухозаборника проток не моделируется, а выполняется в виде расширяющегося канала, в конце которого устанавливается расходомерное сопло с вкладышем (принято за прототип). (В.Г.Блищ. О внешних и внутренних аэродинамических силах и моментах летательных аппаратов ВРД и их моделей при ненулевых углах атаки и скольжения. Труды ЦАГИ - 1987 г., выпуск 2328, рис.8, 9, 10 на 13-16).

При измерении внешнего сопротивления аэродинамической модели летательного аппарата с воздушно-реактивным двигателем с помощью аэродинамических весов (АВ) измеряют суммарную величину Хаэродинамическая модель летательного аппарата с воздушно-реактивным   двигателем для измерения внешнего сопротивления, патент № 2287140 внешнего Хвнеш и внутреннего Хвн сопротивлений модели. При этом Хвн определяют на основе теоремы Эйлера о количестве движения замкнутого объема газа для чего одновременно с измерениями суммарных сопротивлений Хаэродинамическая модель летательного аппарата с воздушно-реактивным   двигателем для измерения внешнего сопротивления, патент № 2287140 проводят измерения необходимых давлений и температур.

При гиперзвуковых скоростях потока в АДТ внутреннее сопротивление аэродинамической модели существенно возрастает и становится соизмеримым с суммарным сопротивлением. [Материалы Х школы семинара "Аэродинамика летательных аппаратов", 1999 г., стр.11-12 (Приложение 1)].

В результате искомая в эксперименте величина внешнего сопротивления Хвнеш определяется как малая разность двух больших величин: суммарного сопротивления Xаэродинамическая модель летательного аппарата с воздушно-реактивным   двигателем для измерения внешнего сопротивления, патент № 2287140 , замеряемого на АВ, и внутреннего сопротивления Хвн, определяемого по результатам измерений давлений и температур, что принципиально является источником больших погрешностей. Так, при испытаниях модели ЛА с ВРД при числе М=7 получено, что Хвнеш составляет только 1/5 часть от Xаэродинамическая модель летательного аппарата с воздушно-реактивным   двигателем для измерения внешнего сопротивления, патент № 2287140 . При высокой точности измерений Хаэродинамическая модель летательного аппарата с воздушно-реактивным   двигателем для измерения внешнего сопротивления, патент № 2287140 и Хвн, характеризуемой величиной доверительных интервалов в ±2%, доверительный интервал Хвнеш в силу закона накопления погрешностей будет равен ±3%, отнесенный к величине Xаэродинамическая модель летательного аппарата с воздушно-реактивным   двигателем для измерения внешнего сопротивления, патент № 2287140 . Характеристикой точности определения Хвнеш является доверительный интервал, отнесенный к самой величине Хвнеш, т.е.±15%. При числах М>7 погрешности определения величины Хвнеш будут еще большими. При таких уровнях точности существенные усовершенствования компоновки ЛА, приводящие к уменьшению внешнего сопротивления на величину порядка 10-15% не могут быть подтверждены результатами испытаний модели ЛА в АДТ.

Задачей изобретения является повышение точности измерения внешнего сопротивления аэродинамической модели летательного аппарата с воздушно-реактивным двигателем при гиперзвуковых скоростях.

Техническим результатом является уменьшение внутреннего сопротивления аэродинамической модели гиперзвукового ЛА с получением соотношения величин Хвнеш и Х аэродинамическая модель летательного аппарата с воздушно-реактивным   двигателем для измерения внешнего сопротивления, патент № 2287140 и уровня точности, характерных для умеренных сверхзвуковых скоростей потока в АДТ.

Указанный технический результат достигается тем, что в аэродинамической модели летательного аппарата с воздушно-реактивным двигателем, содержащей державку, обтекатель державки, расходомерное сопло, расположенное в выходном участке проточного канала, расходомерное сопло содержит дроссель, выполненный, например, в виде цилиндра с присоединенной к нему половиной эллипсоида вращения, и закрепленный на узле механизма изменения углов атаки и скольжения, не связанном с аэродинамическими весами, например, на обтекателе державки, на которой модель установлена на аэродинамических весах.

На фиг.1 представлена модель ЛА с расходомерным соплом в соответствии с прототипом (3 - вкладыш).

На фиг.2 представлена модель ЛА с расходомерным соплом согласно изобретению.

На фиг.3 представлена конструктивная схема устройства расходомерного сопла согласно изобретению.

Модель ЛА 1 (фиг.3) содержит державку 2 и ее обтекатель 3, дроссель 4 расходомерного сопла, выполненный в виде цилиндра с присоединенным к нему половиной эллипсоида вращения, хвостовик 5 дросселя и кронштейн 6, с помощью которого дроссель закреплен на обтекателе державки. На дросселе закреплены насадки полного 7 и статического 8 давлений с приемными отверстиями в вертикальной плоскости I-I перед дросселем, приемник температуры торможения 9 и приемники 10 статического давления на выходе из расходомерного сопла. Насадки 7, 8 и приемники 10 соединены с соответствующими измерительными приборами с помощью дренажных трубок 11.

В предлагаемом изобретении дроссель 4 расходомерного сопла закреплен на обтекателе 3 державки 2, связанном с узлом 12 механизма изменения углов атаки и скольжения и не связанном с аэродинамическими весами. Это уменьшает силу внутреннего сопротивления Хвн и суммарную силу Х аэродинамическая модель летательного аппарата с воздушно-реактивным   двигателем для измерения внешнего сопротивления, патент № 2287140 , воспринимаемую АВ, и, следовательно, искомая в эксперименте величина внешнего сопротивления Хвнеш уже не является малой разностью двух больших величин, в отличие от модели-прототипа. В результате повышается точность измерений этого сопротивления до уровня, характерного для умеренных сверхзвуковых скоростей.

Поскольку внутреннее сопротивление Хвн определяется по параметрам потока в плоскости I-I перед дросселем, то возникающая сила трения Хтр на внутренней цилиндрической поверхности протока Sц между плоскостью I-I и плоскостью II-II выходного сечения расходомерного сопла не входит в величину силы Хвн, в то же время она воспринимается АВ. Величина Хтр невелика и она определяется расчетным методом и так же, как сила Хвн, вычитается из силы Xаэродинамическая модель летательного аппарата с воздушно-реактивным   двигателем для измерения внешнего сопротивления, патент № 2287140 .

Класс G01M9/08 аэродинамические модели

разборная упругоподобная аэродинамическая модель и способ ее изготовления -  патент 2500995 (10.12.2013)
макет ветродвигателя для настройки ветродвигателя на заданные ветровые условия -  патент 2488020 (20.07.2013)
способ изготовления имитатора льда -  патент 2470278 (20.12.2012)
универсальная упругоподобная аэродинамическая модель и способ ее изготовления -  патент 2454646 (27.06.2012)
аэродинамическая модель самолета из фотополимерного материала -  патент 2453820 (20.06.2012)
лопасть аэродинамической модели воздушного винта и способ ее изготовления -  патент 2444716 (10.03.2012)
линейный исполнительный механизм, в частности, для дистанционного управления регулируемыми компонентами аэродинамических моделей -  патент 2419009 (20.05.2011)
способ изготовления аэродинамической модели -  патент 2417358 (27.04.2011)
аэродинамическая модель летательного аппарата с интегрированным воздушно-реактивным двигателем -  патент 2370744 (20.10.2009)
калибровочная аэродинамическая модель для определения систематических погрешностей и способ определения систематических погрешностей -  патент 2339928 (27.11.2008)
Наверх