способ разрушения ледяного покрова
Классы МПК: | B63B35/08 ледоколы E02B15/02 очистка от льда |
Автор(ы): | Козин Виктор Михайлович (RU), Жесткая Валентина Дмитриевна (RU), Попова Нина Анатольевна (RU), Гурская Татьяна Геннадьевна (RU) |
Патентообладатель(и): | Институт машиноведения и металлургии ДВО РАН (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-01-27 публикация патента:
10.06.2006 |
Изобретение относится к ледотехнике, в частности к технологии разрушения ледяного покрова фарватеров и водоемов. Способ разрушения ледяного покрова заключается в воздействии на него гравитационными волнами, возбуждаемыми идущим вдоль кромки ледяного покрова судном. Между кромкой льда и соответствующим, т.е. прилегающим к ней, бортом судна создают область пониженного давления. Технический результат реализации изобретения заключается в повышении ледоразрушающей способности судна. 1 ил.
Формула изобретения
Способ разрушения ледяного покрова, заключающийся в воздействии на него гравитационными волнами, возбуждаемыми идущим вдоль кромки ледяного покрова судном, отличающийся тем, что между кромкой льда и соответствующим, т.е. прилегающим к ней, бортом судна создают область пониженного давления.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к ледотехнике, в частности к способам разрушения ледяного покрова.
Известен способ разрушения ледяного покрова, заключающийся в воздействии на него гравитационными волнами, возбуждаемыми идущим вдоль кромки ледяного покрова судном / см. 1. Рывлин А.Н., Хейсин Д.Е. Испытание судов во льдах. - Л.: Судостроение, 1980/.
Недостатком его является ограниченная толщина разрушаемого льда.
Техническим результатом изобретения является повышение ледоразрушающей способности судна.
Он достигается тем, что в способе разрушения ледяного покрова, заключающемся в воздействии на сплошной ледяной покров гравитационными волнами от идущего вдоль кромки ледяного покрова судна, между кромкой льда и соответствующим бортом судна создают область пониженного давления.
Существенные признаки, характеризующие изобретение.
Ограничительные: способ разрушения ледяного покрова, заключающийся в воздействии на него гравитационными волнами, возбуждаемыми идущим вдоль кромки ледяного покрова судном.
Отличительные: между кромкой льда и соответствующим, т.е. прилегающим к ней, бортом судна создают область пониженного давления.
Известно (2. Войткунский Я.И. Сопротивление движению судов. - Л.: Судостроение, 1988. - 288 с.), что при движении судна на поверхности воды развивается система корабельных волн, в формировании которых участвуют не только области повышенных давлений, формирующихся в носовой и кормовой оконечностях судна, но и область пониженного давления, возникающая в его средней миделевой части, т.е. в месте наибольшей ширины корпуса.
Также известно [1], что гравитационные волны, возбуждаемые судном при его движении вдоль свободной кромки ледяного покрова, трансформируются в изгибно-гравитационные (ИГВ), при достаточной интенсивности которых последние приводят к разрушению льда. Очевидно, что для повышения интенсивности (высоты) ИГВ можно либо повысить давления в носу или корме, либо понизить давление в средней части судна, т.к. чем больше будет градиент давлений в этих частях судна, тем больше будет интенсивность возбуждаемых как гравитационных, так и трансформируемых ИГВ. Таким образом, если понизить давление в средней части судна, то это повысит высоту как гравитационных, так и ИГВ.
Способ поясняется чертежом и осуществляется следующим образом.
Вдоль кромки 1 ледяного покрова 2 начинают перемещать судно 3 с максимально возможной для него скоростью v на минимально безопасном к ней приближении L. Если максимальная высота возбуждаемых при этом гравитационных волн и, соответственно, трансформируемых ИГВ окажется недостаточной для разрушения ледяного покрова 2, то судно 3 разворачивают на курсовой угол (угол дрейфа) и продолжают его движение в положении 4 вдоль кромки 1. Для разворота судна на угол и удержания его поступательного движения вдоль кромки льда используют известные штатные рулевое и подруливающие устройства. При таком движении судна, т.е. при наличии угла атаки по отношению к вектору скорости v набегающего потока на соответствующем борту судна (см. чертеж) в соответствии с общеизвестными законами аэрогидродинамики возникнет область пониженного давления 5, что повысит интенсивность возбуждаемых ИГВ и ледоразрушающую способность судна. В результате будет достигнут заявленный технический результат.
Класс E02B15/02 очистка от льда