винтовой забойный двигатель
Классы МПК: | E21B4/02 гидравлические или пневматические приводы для вращательного бурения |
Автор(ы): | Шаманов С.А., Стрельцов Н.А., Гончаров А.Н. |
Патентообладатель(и): | Дочернее общество с ограниченной ответственностью Буровая компания ОАО "Газпром" ДООО "Бургаз" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-03-28 публикация патента:
20.02.2004 |
Изобретение относится к области буровой техники, в частности к искривленным винтовым забойным двигателям, предназначенным для бурения горизонтальных и наклонно-направленных нефтяных и газовых скважин на участках искривления ствола. Сущность изобретения заключается в том, что двигатель содержит двигательную секцию, у которой полый ротор связан с упругим торсионом в своей верхней части, шпиндельную секцию, корпус которой соединен с корпусом двигательной секции кривым переводником, и шарнир, соединяющий шпиндельный вал с упругим торсионом, при этом шарнир содержит ведущую муфту с пазами, соединенную с кожухом, имеющим внутренний торец, ведомый ниппель с пальцем на неподвижной посадке, оси которых перпендикулярны друг относительно друга, и эластичный гофрированный чехол, образующий с кожухом рабочую полость, заполненную смазывающей жидкостью, а на пальцах установлены вкладыши, размещенные в пазах ведущей муфты, а взаимодействующие торцы ведомого ниппеля и ведущей муфты снабжены сменными пятой и эластичной опорой подпятника. Изобретение позволяет повысить нагрузочную способность и долговечность двигателя. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
1. Винтовой забойный двигатель, содержащий двигательную секцию, у которой полый ротор связан с упругим торсионом в своей верхней части, шпиндельную секцию, корпус которой соединен с корпусом двигательной секции кривым переводником, и шарнир, соединяющий шпиндельный вал с упругим торсионом, отличающийся тем, что шарнир содержит ведущую муфту с пазами, соединенную с кожухом, имеющим внутренний торец, ведомый ниппель с пальцем на неподвижной посадке, оси которых перпендикулярны друг относительно друга, и эластичный гофрированный чехол, образующий с кожухом рабочую полость, заполненную смазывающей жидкостью, при этом на пальцах установлены вкладыши, размещенные в пазах ведущей муфты, а взаимодействующие торцы ведомого ниппеля и ведущей муфты снабжены сменными пятой и эластичной опорой подпятника.2. Винтовой забойный двигатель по п.1, отличающийся тем, что боковые поверхности рабочих граней вкладышей выполнены бомбинированными и снабжены наклонными маслоподводящими канавками со скошенными боковыми стенками.3. Винтовой забойный двигатель по п.1, отличающийся тем, что эластичная опора подпятника выполнена из полиуретана.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области буровой техники, в частности к искривленным винтовым забойным двигателям, предназначенным для бурения горизонтальных и наклонно-направленных нефтяных и газовых скважин на участках искривления ствола.Для бурения таких скважин используют винтовые забойные двигатели с кривым переводником между двигательной и шпиндельной секциями и шарниром, расположенным в области установки этого переводника для соединения шпиндельного вала с торсионом ротора двигательной секции.Известен винтовой забойный двигатель, предназначенный для бурения вертикальных скважин, с шарнирным соединением, которое служит для связи сплошного ротора двигательной секции с валом шпиндельной секции и состоит из промежуточного патрубка с разнесенными по концам шарнирами (патент СССР № 1012640, Е 21 В 4/02, 1979). Такое шарнирное соединение позволяет при работе винтового забойного двигателя компенсировать только параллельное смещение оси ротора относительно оси шпиндельного вала на величину эксцентриситета и используется в винтовых забойных двигателях только прямого исполнения.Собственно шарнир содержит снаружи зубчатый венец, внутри которого установлены зубчатые полумуфты, закрепленные подвижными гайками. Между полумуфтами в сферических расточках установлен центральный шар для передачи осевых усилий. В рабочей полости, образованной венцом, гайками и полумуфтами, помещены шайбы, обоймы и эластичные элементы. Элементы выполнены в виде гладких рукавов и служат уплотнениями. Концы каждого рукава закреплены в обойме и на полумуфте.Поверхности деталей в рабочей полости шарнира покрыты слоем консистентной смазки, нанесенной при сборке изделия. При этом свободное от консистентной смазки пространство в рабочей полости заполняет атмосферный воздух. Гладкие уплотнительные рукава предназначены для сохранения смазки и предохранения рабочей полости шарнира от попадания бурового раствора.Недостатком этого шарнирного соединения является сложность конструкции, трудоемкость в изготовлении и большие габариты по длине, что не позволяет устанавливать его в искривленных винтовых забойных двигателях, предназначенных для горизонтального и наклонно-направленного бурения.Под воздействием давления столба бурового раствора порции атмосферного воздуха, заполняющие вместе с консистентной смазкой рабочую полость шарнира, настолько сжимаются, а иногда охлопываются, уменьшая до предела свой объем, что эластичные элементы вдавливаются в зазор между зубчатым венцом и зубчатыми полумуфтами, повреждаются и герметичность шарнира нарушается. Буровой раствор попадает в рабочую полость, зубья зацепления при работе интенсивно изнашиваются, шарнир быстро выходит из строя.Известен также винтовой забойный двигатель для наклонно-направленного бурения (патент РФ № 2081986, Е 21 В 4/02, 1997), принятый за прототип как наиболее близкий по своему назначению и принципу действия к заявленному объекту. Он содержит двигательную секцию, полый ротор и упругий торсион которой связаны между собой в своей верхней части, шпиндельную секцию, корпус которой соединен с корпусом двигательной секции переводником, и шарнирный узел, кинематически связывающий свободный нижний конец торсиона с валом шпиндельной секции. Шарнирный узел выполнен в виде муфты, встроенной своей верхней частью в глухое отверстие торсиона, полумуфты с глухим отверстием, в котором размещена нижняя часть муфты, и двух расположенных во взаимно перпендикулярных плоскостях пальцев, установленных в сквозных отверстиях, выполненных в торсионе, муфте и полумуфте. Причем пальцы установлены в отверстиях упругого торсиона и полумуфты неподвижно на сварке, а муфта посажена на пальцах подвижно с зазором.При вращении ротора двигательной секции муфта, перемещаясь по дуге и колеблясь относительно пальцев, одновременно передает крутящий момент и осевые усилия, создаваемые перепадом давления бурового раствора на ротор двигательной секции. За счет дугообразного перемещения концов муфты вокруг перпендикулярно установленных пальцев при колебаниях "вправо-влево" и "вперед-назад" осевое усилие ротора двигательной секции преобразуется в ударные нагрузки, которые передаются от ротора и упругого торсиона двигательной секции к шпиндельному валу и долоту. Высокая частота и сила ударов выводят из строя детали винтового забойного двигателя и датчики контроля телесистемы, устанавливаемой непосредственно над винтовым забойным двигателем для контроля в пространстве профиля бурящейся скважины.Поверхности трения муфты и пальцев не защищены от абразивной среды бурового раствора, быстро изнашиваются, выходят из строя и преждевременно выводят из строя шарнирный узел и винтовой забойный двигатель.Встроенный в упругий торсион и шпиндельный вал шарнирный узел незначительно укорачивает шпиндельную секцию и на увеличение интенсивности набора кривизны бурящейся скважины практически положительно не влияет. Зато при ремонте, когда вместе с вышедшим из строя шарнирным узлом приходится менять дорогостоящие упругий торсион и шпиндельный вал, это вызывает большие осложнения, поскольку требуются дополнительные затраты на приобретение и своевременную доставку запчастей. Такие двигатели становятся дорогими в ремонте и нерентабельными в эксплуатации.Решаемая изобретением задача заключается в повышении нагрузочной способности и долговечности винтовых забойных двигателей при работе с повышенными перекосом и смещением осей ротора двигательной секции и шпиндельного вала и снижении стоимости в эксплуатации и ремонте.Для этого в известном винтовом забойном двигателе, содержащем двигательную секцию, у которой полый ротор связан с упругим торсионом в своей верхней части, шпиндельную секцию, корпус которой соединен с корпусом двигательной секции кривым переводником, и соединяющий шпиндельный вал с упругим торсионом шарнир, последний содержит ведущую муфту с пазами, соединенную с кожухом, имеющим внутренний торец, ведомый ниппель с пальцем на неподвижной посадке, оси которых перпендикулярны друг относительно друга, и эластичный гофрированный чехол, образующий с кожухом рабочую полость, заполненную смазывающей жидкостью, при этом на пальцах установлены вкладыши, размещенные в пазах муфты, а взаимодействующие торцы ведомого ниппеля и ведущей муфты снабжены сменными пятой и эластичной опорой подпятника.Существенными признаками, отличительными от наиболее близкого аналога (патент РФ № 2081986, Е 21 В 4/02, 1997), являются наличие в шарнире ведущей муфты с пазами, соединенной с кожухом, имеющим внутренний торец, ведомого ниппеля с пальцем на неподвижной посадке, оси которых перпендикулярны друг относительно друга, и эластичного гофрированного чехла, образующего с кожухом рабочую полость, заполненную смазывающей жидкостью, при этом на пальцах установлены вкладыши, размещенные в пазах ведущей муфты, а взаимодействующие торцы ведомого ниппеля и ведущей муфты снабжены сменными пятой и эластичной опорой подпятника; кроме того, боковые поверхности рабочих граней вкладышей выполнены бомбинированными и снабжены наклонными маслоподводящими канавками со скошенными боковыми стенками; кроме того, эластичная опора подпятника выполнена из полиуретана.При этом:- выполнение эластичного чехла гофрированным повышает его упругость, увеличивает емкость полости для смазывающей жидкости и камеры для сбора осаждающихся взвешенных частиц продуктов износа;- выполнение кожуха с внутренним торцем предотвращает рассоединение ведущей муфты и ведомого ниппеля шарнира в случае всплытия ротора при спуске инструмента в скважину или при обратной циркуляции бурового раствора через долото в бурильные трубы.Кроме того, для снятия концентрации напряжения боковые поверхности рабочих граней вкладышей выполнены бомбинированными и снабжены наклонными маслоподводящими канавками (способствует выносу продуктов износа из рабочей зоны вкладышей и притоку свежей смазки к поверхностям трения) со скошенными боковыми стенками (способствующими возникновению жидкостного трения), а эластичная опора подпятника выполнена из полиуретана.На чертеже изображен винтовой забойный двигатель, где:- на фиг.1 показан общий вид двигателя;- на фиг.2 - шарнир;- на фиг.3, 4 - вкладыш в продольном разрезе и с сечением А-А;- на фиг.5 - вид Б на фиг.3.Винтовой забойный двигатель включает двигательную и шпиндельную секции. Двигательная секция содержит упругий торсион 1, верхний переводник 2, корпус 3 с закрепленным в нем статором, полый ротор 4 и нижний переводник 5. Упругий торсион 1 и полый ротор 4 связаны между собой в своей верхней части переводником 6. Корпус 3 двигательной секции через переводник 5 и короткий кривой переводник 7 соединен с корпусом 8 шпиндельной секции. Последняя также содержит полый шпиндельный вал 9 и упорно-радиальный подшипник 10 с комплектом уплотнительных колец 11. Нижний конец упругого торсиона 1 связан с верхним концом шпиндельного вала 9 шарниром, выполненным в виде индивидуального кинематического узла с быстроразъемными, например, коническими соединениями. Шарнир содержит ведущую муфту 12 с двумя сквозными пазами 13, соединенный с ней кожух 14 с внутренним торцом 15, ведомый ниппель 16 и эластичный гофрированный чехол 17, образующий с кожухом 14 рабочую полость 18, заполненную смазывающей жидкостью. Полость 18 герметизирована уплотнительным кольцом 19 и хомутами 20 и 21, посредством которых концы эластичного гофрированного чехла 17 закреплены на кожухе 14 и ведомом ниппеле 16. Часть рабочей полости 18 в интервале размещения эластичного гофрированного чехла 17 увеличена в объеме за счет гофр для сбора взвешенных частиц продуктов износа шарнира. При работе винтового забойного двигателя с повышенными перекосом и смещением оси ротора 4 двигательной секции относительно шпиндельного вала 9, вращении и пространственном перемещении ведущей муфты 12 шарнира относительно ведомого ниппеля 16, гофры способствуют упругости эластичного гофрированного чехла 17, долговечной и надежной работе шарнира и винтового забойного двигателя в целом.В рабочем состоянии рабочая полость 18 должна быть полностью заполнена смазывающей жидкостью без каких-либо остатков атмосферного воздуха. Для полного вытеснения атмосферного воздуха и замещения его смазывающей жидкостью заполнение рабочей полости 18 ведут при ослабленном креплении хомута 20 и повернутом на 180


Класс E21B4/02 гидравлические или пневматические приводы для вращательного бурения