моторно-осевой подшипник

Классы МПК:F16C33/00 Детали подшипников; особые способы изготовления подшипников или их деталей (металлообработка или тп процессы см в соответствующих классах)
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Ахвердиев Камил Самед-оглы,
Приходько Виктор Маркович
Приоритеты:
подача заявки:
1999-02-19
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям узлов трения. Технический результат - повышение надежности, увеличение долговечности. Подшипник содержит два вкладыша, первый из которых выполнен с окном и каждый из которых состоит из опорного бронзового слоя. На внутренней поверхности опорного слоя в отверстия установлены несущие выступающие бронзовые пробки с микропористыми полимерными вставками-таблетками с эффектом самосмазывания. Бронзовые пробки обеспечивают равномерность распределения смазки на рабочей поверхности. Причем с наружной стороны опорного слоя выполнены отверстия до пористой вставки-таблетки, обеспечивающие подвод и хранение смазки, смену бронзовых пробок и отвод тепла от поверхности трения. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Моторно-осевой подшипник, содержащий два вкладыша, первый из которых выполнен с окном и каждый из которых состоит из опорного бронзового слоя, отличающийся тем, что на внутренней поверхности опорного слоя в отверстия установлены несущие выступающие бронзовые пробки с микропористыми полимерными вставками-таблетками с эффектом самосмазывания, обеспечивающими равномерность распределения смазки на рабочей поверхности, причем с наружной стороны опорного слоя выполнены отверстия до пористой вставки-таблетки, обеспечивающие подвод и хранение смазки, смену бронзовых пробок и отвод тепла от поверхности трения.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения и найдет применение в самых разнообразных конструкциях узлов трения, например локомотивностроении.

Широко известные моторно-осевые подшипники состоят из двух вкладышей, каждый из которых состоит из двух слоев: опорного (латунь) и несущего (баббит). Один из вкладышей имеет окно для подачи смазки в зону трения (см. "Электровоз ВЛ-8". Руководство но эксплуатации. М., Транспорт, 1982, стр. 28-30; М. Д. Рахматулин "Ремонт тепловозов". М., Транспорт, 1977, стр.421-424).

Недостатком работы известных моторно-осевых подшипников является их недолговечность, обусловленная недостаточной подачей смазки в зону трения, что приводит к более быстрому износу несущего баббитового слоя вкладышей, не обеспечивается достаточный отвод тепла из зоны трения, что также влияет на износ несущего слоя.

Прототипом заявляемому изобретению является моторно-осевой подшипник (см. патент 2011902 на изобретение: "Моторно-осевой подшипник", Ахвердиев К. С. , Приходько В.М., Гиоев З.Г. Бюл. 8 от 30. 04. 1994 г.), содержащий два вкладыша, первый из которых выполнен с окном и каждый из которых состоит из двух слоев - опорного и рабочего несущего. В опорном слое вкладыша без окна выполнены две радиальные секторные проточки, закрытые вставками ответной формы из того же материала, что и опорный слой. После заливки вкладышей баббитом в зонах расположения резервуаров сверлится система отверстий, имитирующая пористость, а в расположениях между резервуарами в шахматном порядке запрессованы фторопластовые таблетки. После расточки вкладышей под необходимый внутренний диаметр в полученные резервуары запрессовывается вязкопластичная смазка через отверстия, выполненные с наружной стороны опорного слоя вкладыша без окна. Моторно-осевые подшипники служат для опоры тягового двигателя на ось движущейся колесной пары.

Недостатки прототипа: недолговечность, обусловленная недостаточной подачей смазки в зону трения, неэкономичность ввиду использования цветного металла несущего слоя и сложной технологии нанесения несущего баббитового слоя и недостаточной герметизацией источника смазки.

Это достигается тем, что в моторно-осевом подшипнике, содержащем два вкладыша, первый из которых выполнен с окном и каждый состоит только лишь из одного бронзового слоя, названного опорным. Рабочий несущий баббитовый слой полностью отсутствует. Взамен него в опорном слое выполнены глухие отверстия, в которые установлены несущие выступающие бронзовые пробки с микропористыми полимерными вставками.

С наружной стороны опорного слоя выполнены отверстия до пористой пробки, обеспечивающие подпитку смазки, смену пробок и отвод тепла от поверхности трения.

Предложенное конструктивное решение позволяет повторно использовать опорный слой изношенных моторно-осевых подшипников электровозов, использует эффект пористого материала для подпитки смазки в зону трения при смазочном голодании. Микропористые полимерные вставки являются также аккумуляторами равномерного распределениями смазки на рабочей поверхности, что обеспечивает высокую надежность и долговечность работы моторно-осевого подшипника.

Существенными отличиями предложенного решения являются признаки: рабочий несущий баббитовый слой заменен на несущие выступающие из опорного слоя бронзовые пробки с запрессованными в них микропористыми полимерными вставками-таблетками.

На чертеже представлен предлагаемый подшипник.

Он состоит из двух I и II вкладышей, один из которых выполнен с окном. Каждый из вкладышей состоит из одного опорного бронзового слоя 1. Па внутренней поверхности опорного слоя расположены выступающие бронзовые пробки с микропористыми полимерными вставками 2.

В глухие отверстия запрессовываются несущие выступающие бронзовые пробки 3 с микропористыми полимерными вставками-таблетками 4.

С наружной стороны опорного слоя выполнены отверстия 5, которые доходят до пористой вставки-таблетки, обеспечивающие подвод и хранение смазки, смену бронзовых пробок и отвод тепла от поверхности трения.

Предложенный моторно-осевой подшипник работает но принципу работы подшипника скольжения (вал-система выступающих бронзовых пробок с микропористыми полимерными вставками) с эффектом самосмазывания за счет микропористого полимерного материала для подпитки смазки в зону трения при смазочном голодании, а также в предложенном подшипнике осуществляется действие функции теплового распределения. При этом продлевается срок службы моторно-осевого подшипника и достигается устойчивость его работы.

Лабораторные и эксплуатационные испытания предлагаемого варианта моторно-осевого подшипника показали, что подшипник испытываемого варианта более долговечен и надежен в работе по сравнению с базовым (принятым за прототип).

Класс F16C33/00 Детали подшипников; особые способы изготовления подшипников или их деталей (металлообработка или тп процессы см в соответствующих классах)

устройство для подачи жидкой смазки -  патент 2529116 (27.09.2014)
сепаратор подшипника -  патент 2529115 (27.09.2014)
устройство для изготовления подшипника скольжения намоткой -  патент 2529101 (27.09.2014)
подшипник скольжения -  патент 2528246 (10.09.2014)
способ улучшения прирабатываемости пары трения "вкладыш подшипника - шейка вала" -  патент 2528070 (10.09.2014)
триботехническая композиция для металлических узлов трения -  патент 2527243 (27.08.2014)
втулка скольжения и элемент скольжения -  патент 2526923 (27.08.2014)
узел для подкрепляющего кольца и способ его изготолвения -  патент 2526735 (27.08.2014)
узел кольцевой прокладки роликового подшипника (варианты) -  патент 2526306 (20.08.2014)
материал подшипника скольжения -  патент 2524812 (10.08.2014)
Наверх