подшипник скольжения

Классы МПК:F16C17/00 Подшипники скольжения
F16C33/04 вкладыши; втулки; антифрикционные покрытия 
F16C33/74 подшипников скольжения 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Мендрух Денис Николаевич (RU),
Мендрух Николай Викторович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-04-09
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к опорам скольжения, и может быть использовано в подшипниках скольжения с вкладышами из металлокерамики. Подшипник скольжения содержит корпус с антифрикционным вкладышем, выполненным из металлокерамики. С торцов вкладыша в корпусе установлены герметизирующие кольца с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру вкладыша, и выполненные из материала с износостойкостью не большей, чем износостойкость материала вкладыша. Технический результат: повышение триботехнических характеристик подшипника скольжения. 1 ил.

подшипник скольжения, патент № 2528246

Формула изобретения

Подшипник скольжения, содержащий корпус с антифрикционным вкладышем, выполненным из металлокерамики, отличающийся тем, что с торцов вкладыша в корпусе установлены герметизирующие кольца с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру вкладыша, и выполненные из материала с износостойкостью не большей, чем износостойкость материала вкладыша.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, в частности к опорам скольжения.

Известен подшипник скольжения, содержащий корпус и антифрикционный вкладыш в виде втулки - см., например, «Иосилевич Г.Б. и др. Прикладная механика: Для студентов втузов / Г.Б. Иосилевич, П.А. Лебедев, В.С. Стреляев. - М.: Машиностроение, 1985. - 576 с., ил.», стр.437. Антифрикционный вкладыш выполнен из монолитного материала (или сплава) - например, бронзы, баббита и т.п.

Недостаток такого подшипника состоит в том, что при использовании антифрикционного вкладыша, выполненного из монолитного материала, в режиме смазывания, поверхность материала и, следовательно, зона трения этого материала, смазываются недостаточно эффективно, особенно при дефиците смазки. Это приводит к интенсификации процессов изнашивания в зоне трения пары вкладыш-вал.

В качестве прототипа взята конструкция подшипника скольжения, состоящего из корпуса и антифрикционного вкладыша в виде втулки, выполненного из металлокерамики (например, из бронзографита или железографита) - см. «Справочник машиностроителя. В 6-ти т., Т.4, Кн.1. Под ред. Н.С. Ачеркана, Изд. 3-е, испр. и дополн., М.: Машгиз, 1962», стр.317. Металлокерамика является спеченным пористым материалом, пористостью 15-35%. Наличие пор в данном материале позволяет запасать в нем смазочный материал, используемый в процессе трения и снижающий интенсивность изнашивания пары трения вал-вкладыш.

Недостаток данного подшипника состоит в том, что смазочный материал из пористого вкладыша в процессе трения поступает не только на поверхность трения, но часть его вытекает с торцов вкладыша, что приводит к нерациональным его потерям.

Изобретением решается задача повышения триботехнических характеристик подшипника скольжения.

Для этого подшипник скольжения содержит корпус и вкладыш, выполненный из металлокерамики, причем с торцов вкладыша установлены герметизирующие кольца с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру вкладыша, и выполненные из материала с износостойкостью не большей, чем износостойкость материала вкладыша.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен подшипник в разрезе - вид с боку. На чертеже показаны: вал.1; корпус 2 механизма; корпус 3 подшипника; антифрикционный вкладыш 4; герметизирующие кольца 5 и 6, укрепленные в корпусе 2 подшипника.

Работает данный подшипник следующим образом. Смазочный материал, находящийся во вкладыше 4, выполненном из пористой металлокерамики, при вращении вала 1 вытесняется из пор вкладыша и поступает в зону трения вкладыша и вала. Герметизирующие кольца 5 и 6 предотвращают вытеснение смазочного материала на торцы подшипника - по порам вкладыша, тем самым предотвращая потери смазочного материала и сохраняя его в зоне трения вкладыша и вала. Материал герметизирующих колец 5 и 6 подбирается из учета его истирания в процессе взаимодействия с вращающимся валом с той же интенсивностью, как и материал антифрикционного вкладыша 4, например, из пластмассы или легкоистираемого сплава. Это позволяет обеспечить сохранение одинакового диаметра внутренних поверхностей вкладыша и колец, тем самым обеспечить требуемую площадь контакта с валом как вкладыша, так и герметизирующих колец.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция подшипника - за счет наличия герметизирующих колец - позволяет предотвратить потери смазки, обеспечить требуемый режим смазывания трущихся поверхностей, повысить их износостойкость и долговечность.

Класс F16C17/00 Подшипники скольжения

газотурбинный двигатель -  патент 2529294 (27.09.2014)
упорный подшипниковый узел -  патент 2529070 (27.09.2014)
подшипник в сборе -  патент 2526305 (20.08.2014)
подшипник, имеющий, по меньшей мере, две части, вращающиеся относительно друг друга -  патент 2522187 (10.07.2014)
беспроводная система измерения температуры опорных и упорных подшипников скольжения -  патент 2516918 (20.05.2014)
устройство для определения технического состояния подшипниковых узлов погружных электродвигателей -  патент 2510655 (10.04.2014)
радиально-осевой подшипник скольжения -  патент 2506468 (10.02.2014)
упорный подшипник скольжения -  патент 2505719 (27.01.2014)
машина и устройство для контролирования состояния предохранительного подшипника машины -  патент 2504701 (20.01.2014)
радиально-осевой подшипник скольжения -  патент 2502897 (27.12.2013)

Класс F16C33/04 вкладыши; втулки; антифрикционные покрытия 

Класс F16C33/74 подшипников скольжения 

Наверх