заряд ракетного твердого топлива
Классы МПК: | F02K9/18 с внутренней поверхностью горения звездообразной или подобной формы |
Автор(ы): | Кузьмицкий Г.Э., Гринберг С.И., Макаров Л.Б., Лисовский В.М., Вронский Н.М., Макаровец Н.А., Денежкин Г.А., Талалаев А.П., Колесников В.И., Амарантов Г.Н., Колач П.К., Некрасов В.И., Семилет В.В., Подчуфаров В.И., Трегубов В.И., Каширкин А.А., Королева Н.Б., Шубкин Е.А. |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Пермский завод им. С.М. Кирова" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-04-04 публикация патента:
27.12.2003 |
Заряд ракетного твердого топлива содержит корпус, торцевые манжеты, защитно-крепящий слой, головной полузаряд со звездообразным каналом и хвостовой полузаряд с цилиндрическим каналом. Площадь проходного сечения входного участка цилиндрического канала хвостового полузаряда составляет 1,00…1,25 площади выходного сечения звездообразного канала головного полузаряда. Разность начальных толщин горящего свода головного полузаряда по длине звездообразного канала, а также разность начальных толщин горящего свода хвостового полузаряда по длине цилиндрического канала составляет 1,5…3,5 средней толщины защитно-крепящего слоя. Значение стандартного модуля упругости топлива полузарядов при верхней предельной температуре применения выбрано в пределах (0,08…0,30 кгс/см3)
L, где L - длина полузаряда. Изобретение позволит обеспечить надежность функционирования зарядов с высокой плотностью заполнения из высокоэластичных топлив с высокой температурой горения. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения
Заряд ракетного твердого топлива, содержащий корпус, торцевые манжеты, защитно-крепящий слой, головной полузаряд со звездообразным каналом и хвостовой полузаряд с цилиндрическим каналом, отличающийся тем, что в нем площадь проходного сечения входного участка цилиндрического канала хвостового полузаряда составляет 1,00-1,25 площади выходного сечения звездообразного канала головного полузаряда, разность начальных толщин горящего свода головного полузаряда по длине звездообразного канала, а также разность начальных толщин горящего свода хвостового полузаряда по длине цилиндрического канала составляет 1,5-3,5 средней толщины защитно-крепящего слоя, а значение стандартного модуля упругости топлива полузарядов при верхней предельной температуре применения выбрано в пределах (0,08-0,30) кгс/см3·L, где L - длина полузаряда.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к военной технике и предназначено для использования в ракетных двигателях твердого топлива (РДТТ) ракет реактивных систем залпового огня.Одной из основных задач, решаемых при создании зарядов ракетного топлива, является обеспечение надежности их функционирования. Решение данной задачи представляет значительные трудности, особенно для зарядов большого относительного удлинения двигателей снарядов реактивных систем залпового огня ввиду требования обеспечения высоких энергетических характеристик при эксплуатации в широком температурном диапазоне, что вызывает необходимость использования высокоэнергетических высокоэластичных топлив. Функционирование зарядов из высокоэластичных топлив сопровождается существенными радиальными деформациями каналов зарядов, что приводит к локальному частичному перекрытию их проходных сечений, а следовательно, к аномальному росту давления. Для зарядов, содержащих головной и хвостовой полузаряды, максимальные радиальные деформации наблюдаются в области входного участка канала хвостового полузаряда (что объясняется наличием перепада давления между межзарядным объемом и входным участком) и в области соплового торца хвостового полузаряда (что объясняется в основном перепадом давления по длине хвостового полузаряда).Известна конструкция заряда ракетного твердого топлива, содержащая корпус, торцевые манжеты, защитно-крепящий слой, головной полузаряд со звездообразным каналом и хвостовой полузаряд с цилиндрическим каналом (см. патент РФ №2145674 от 10.06.99 авторов Макаровца Н.А. и др.).Задачей данного технического решения явилась разработка заряда ракетного твердого топлива с высокими энергетическими характеристиками.Общими признаками с предлагаемым зарядом ракетного твердого топлива являются наличия в нем корпуса, торцевых манжет, защитно-крепящего слоя, головного полузаряда со звездообразным каналом и хвостового полузаряда с цилиндрическим каналом.Однако данная конструкция заряда ракетного твердого топлива имеет недостатки, основным из которых являются значительные радиальные деформации канала хвостового полузаряда в области входа в канал и выхода из канала, достигающие при увеличении плотности заполнения топливом недопустимых значений, что приводит к аномальному росту давления.Наиболее близким по технической сущности и достигаемому техническому результату является заряд ракетного твердого топлива, содержащий корпус, торцевые манжеты, защитно-крепящий слой, головной полузаряд со звездообразным каналом и хвостовой полузаряд с цилиндрическим каналом (см. патент РФ №2145673 от 25.05.99 авторов Макаровца Н.А. и др.), принятый авторами за прототип.Как видно из этого технического решения, в области переднего торца хвостового полузаряда выполнена осесимметричная выемка и ограничена длина консольного соплового участка хвостового полузаряда.Известный заряд работает следующим образом. После зажжения заряда продукты сгорания движутся к сопловому торцу заряда. Введение в конструкцию заряда указанной осесимметричной выемки и ограничения длины консольного соплового участка хвостового полузаряда обеспечивает работоспособность заряда. Однако при использовании в данной конструкции заряда высокоэластичных топлив с относительно низкими прочностными характеристиками и, в первую очередь, модуля упругости, радиальные перемещения поверхности канала хвостового полузаряда в области входного участка канала и в области соплового торца резко увеличиваются, что приводит к аномальной работе заряда. Кроме этого, при применении современных топлив с высокой температурой горения ввиду разности начальных толщин горящих сводов по длине головного и хвостового полузарядов (что обусловлено технологическими особенностями) фронт горения на отдельных участках выходит на поверхность защитно-крепящего слоя при одновременном догорании остатков полузарядов на других участках при высокой температуре, что также снижает надежность работы заряда ввиду возможности прогара корпуса.Таким образом, задачей данного технического решения (прототипа) являлось создание конструкции заряда, обеспечивающую работоспособность заряда из топлив, обладающих относительно высокими прочностными характеристиками и, в первую очередь, высокими значениями модуля упругости и сравнительно невысокими температурами продуктов сгорания.Общими признаками с предлагаемым зарядом ракетного твердого топлива являются наличия в нем корпуса, торцевых манжет, защитно-крепящего слоя, головного полузаряда со звездообразным каналом и хвостового полузаряда с цилиндрическим каналом с осесимметричной выемкой и консольным сопловым участком.В отличие от прототипа в предлагаемом заряде площадь проходного сечения входного участка цилиндрического канала хвостового полузаряда составляет 1,00...1,25 площади выходного сечения звездообразного канала головного полузаряда, разность начальных толщин горящего свода головного полузаряда по длине звездообразного канала, а также разность начальных толщин горящего свода хвостового полузаряда по длине цилиндрического канала составляет 1,5...3,5 средней толщины защитно-крепящего слоя, а значение стандартного модуля упругости топлива полузарядов при верхней предельной температуре применения выбрано в пределах (0,08...0,30 кгс/см3)







Класс F02K9/18 с внутренней поверхностью горения звездообразной или подобной формы