магнитоэлектрический преобразователь силы

Классы МПК:G01P15/13 путем измерения силы, необходимой для возвращения инерционной массы в нулевое положение
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество Арзамасское научно- производственное предприятие "Темп-Авиа"
Приоритеты:
подача заявки:
2002-04-24
публикация патента:

Изобретение относится к измерительной технике и может применяться для силового управления чувствительными массами микромеханических датчиков типа акселерометров и т.п. Преобразователь силы содержит маятниковый узел, изготовленный из единого монокристалла проводящего кремния и содержащий подвижный элемент 3 на упругих подвесах 7 и опорную рамку 4, из которой выходят подвесы 7. Рамка 4 имеет контактные площадки 6 и двумя прорезями разделена на две части. В центре подвижного элемента 3 выполнено отверстие 9, в котором с зазором помещен постоянный магнит 2. Подвижный элемент 3 выполняет роль возвращающей обмотки преобразователя и вместе с магнитом 2 помещен в зазоре магнитопровода 1. Техническим результатом является упрощение конструкции преобразователя и повышение его надежности. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Магнитоэлектрический преобразователь силы, включающий маятниковый узел, выполненный из единого монокристалла кремния и содержащий подвижный элемент на упругих подвесах и опорную рамку, из которой выходят упругие подвесы, с контактными площадками и прорезью, постоянный магнит и магнитопроводы, в зазоре которых находится подвижный элемент и постоянный магнит, отличающийся тем, что маятниковый узел изготовлен из проводящего кремния, в центре подвижного элемента выполнено отверстие, в котором с зазором помещен постоянный магнит, а в опорной рамке выполнена дополнительная прорезь.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к измерительной технике и может применяться для силового управления чувствительными массами микромеханических датчиков, например акселерометров, гироскопов или датчиков давления.

Известен магнитоэлектрический преобразователь силы [1], применяемый в акселерометре КАМ, который содержит чувствительный элемент, состоящий из рамки-маятника и торсионного подвеса, интегрально изготовленных из аморфного плавленного кварца SiO2. Торсионный подвес рамки состоит из двух кварцевых металлизированных струн, работающих на кручение. Подвижный узел базируется на жестком основании из SiO2, закрепленном на корпусе прибора (сплав 29НК) массивным хомутом. Рамка с металлизацией - напыление алюминия с 3-х сторон (верхняя часть без напыления). Магнитная система состоит из двух магнитов из кобальт-самариевого сплава CoSm, установленных на магнитопровод, в рабочем зазоре системы движется металлизированная планка подвижного узла, таким образом реализован одновитковый датчик момента. Демпфирование подвижного узла - контурное, посредством электрического КУ (корректирующего устройства).

Недостатком данного преобразователя является большая вибрационная погрешность из-за отсутствия демпфирования по неизмерительным осям, нестабильность упругих свойств торсионов, наличие вредных моментов вследствие наличия металлизации на торсионах и их конструктивного исполнения.

Известен также магнитоэлектрический преобразователь силы [2], применяемый в акселерометре КА-400, который содержит маятниковый узел, выполненный из единой пластины монокристалла кремния и содержащий подвижную лопасть на упругом подвесе и опорную рамку. Прибор имеет две магнитные системы, каждая их которых включает магнитопровод, постоянный магнит и полюсный наконечник. Две катушки датчика момента с выводами расположены каждая в зазоре соответствующей магнитной системы и закреплены на соответствующих сторонах подвижной лопасти. Маятниковый узел акселерометра имеет гибкие токоподводы для подключения катушек датчика момента. В опорной рамке акселерометра выполнена прорезь для устранения влияния деформации корпусных деталей на стабильность нулевого сигнала.

Недостатком данного преобразователя также является его конструктивная сложность, вызванная необходимостью иметь катушки датчика момента, и отсюда низкая надежность. Кроме того, электрический контакт между катушками и рамкой обеспечивается за счет введения гибких токоподводов, что не только технологически сложно, но и приводит к "тяжению" упругих подвесов, т.е. возникновению на них вредных моментов, которые ведут к деформации упругого подвеса, а следовательно, к снижению точности.

Задачами, на решение которых направлено изобретение, являются упрощение конструкции преобразователя силы, повышение его надежности и точности датчика, в котором он используется.

Для достижения этих технических результатов в магнитоэлектрическом преобразователе силы, содержащем маятниковый узел, выполненный из единого монокристалла кремния и содержащий подвижный элемент на упругих подвесах и опорную рамку, из которой выходят упругие подвесы, с контактными площадками и прорезью, постоянный магнит и магнитопроводы, в зазоре которых находится подвижный элемент и постоянный магнит, маятниковый узел изготовлен из проводящего кремния, в центре подвижного элемента выполнено отверстие, в котором с зазором помещен постоянный магнит, а в опорной рамке выполнена дополнительная прорезь.

Отличительными признаками заявленного решения является выполнение маятникового узла преобразователя из проводящего низкоомного кремния, благодаря чему отпадает необходимость в использовании любых токоподводов (гибких, как в прототипе, или в виде металлических дорожек на упругом подвесе, что также широко распространено), что упрощает устройство и позволяет использовать в качестве токоподводов сам маятниковый узел. Кроме того, отпадает необходимость в использовании катушек, т.к. роль возвращающей обмотки может выполнять сам подвижный элемент, обладающий электропроводностью и находящийся в зазоре магнитопроводов, причем отверстие в центре подвижного элемента служит для установки постоянного магнита. Прорези (основная и дополнительная) служат для электрического разделения рамки на две отдельные части, каждая из которых имеет свою контактную площадку для подвода управляющего напряжения.

Предлагаемый магнитоэлектрический преобразователь силы иллюстрируется чертежами, представленными на фиг.1-3.

Фиг. 1 и 2 относятся к варианту, когда предложенный преобразователь работает в составе микроэлектромеханического гироскопа, а на фиг.3 - вариант реализации предложенного преобразователя в составе микроэлектромеханического акселерометра. Обозначение позиций чертежа на фиг.1-3 сквозные и одинаковые позиции обозначены одинаковыми цифрами. На фиг.1 показан вид предлагаемого магнитоэлектрического преобразователя в разрезе, а на фиг.2 и 3 - его вид в плане.

Магнитоэлектрический преобразователь силы содержит магнитопровод 1 из электротехнической стали (на фиг.2 и 3 условно не показан). Маятниковый узел преобразователя выполнен из единого монокристалла проводящего низкоомного кремния и содержит подвижный элемент 3, упругие подвесы 7 и опорную рамку 4. Подвижный элемент 3 с помощью упругих подвесов 7 крепится к опорной рамке 4. На опорной рамке 4 имеются контактные площадки 6, служащие для подвода управляющего напряжения Uупр. В подвижном элементе 3 выполнено сквозное отверстие 9, в котором с зазором помещен постоянный магнит 2, изготовленный, например, из кобальт-самариевого сплава. Подвижный элемент 3 выполняет одновременно роль возвращающей обмотки преобразователя и помещен в зазоре магнитопровода 1. Маятниковый узел преобразователя своей опорной рамкой 4 крепится к стеклянному основанию 5 прибора с помощью электростатической сварки. Опорная рамка 4 электрически разделяется на две части с помощью выполненных в ней травлением прорезей 8, причем в каждой части рамки 4 имеется своя контактная площадка 6.

Для описания работы предложенного преобразователя в составе микрогироскопа (фиг. 2) рассмотрим случай линейного перемещения подвижного элемента 3 под действием электромагнитной силы F. Пусть управляющий ток j течет по направлению стрелок, тогда электромагнитная сила F будет перемещать подвижный элемент 3 в направлении стрелки справа налево (правило левой руки). Величина силы F определяется формулой

F = BIL,

где В - магнитная индукция в зазоре магнитопровода 1;

I - сила тока, текущего по цепи нижняя контактная площадка 6 - подвесы 7 - подвижный элемент 3 - подвесы 7 - верхняя контактная площадка 6;

L - длина части подвижного элемента 3, находящейся в зазоре магнитопровода 1.

Для описания работы преобразователя в составе микроакселерометра (фиг.3) также рассмотрим случай линейного перемещения подвижного элемента (маятника) 3 под действием электромагнитной силы F. Предположим, что управляющий ток j течет по направлению, указанному на фиг.3 стрелкой, тогда сила F (сила Лоренца), действующая на проводник с током, будет направлена, как показано на чертеже (правило левой руки). При этом сила F будет создавать момент

М = Fl = BILl,

где В - магнитная индукция в зазоре магнитопровода 1;

I - сила тока, текущего по цепи;

L - длина проводника, находящегося в зазоре;

l - плечо подвижного элемента (маятника) 3.

Таким образом, выполнение маятникового узла из проводящего кремния и размещение магнита в центральном отверстии подвижного элемента позволило упростить конструкцию преобразователя за счет исключения токоподводов и компенсирующей обмотки и за счет этого повысить его надежность.

Источники информации

1. В.Е. Мельников, В.А. Романцов. Основы расчета статических и динамических характеристик кварцевых акселометров. Учебное пособие. - М., 1982.

2. Акселерометр КА-400, описан в статье С.Ф. Коновалова, Т.К. Лаптева и др. "Опыт разработки навигационных приборов на базе монокристалла кремния". Журнал "Микросистемная техника", 2001, 4, с.22 (прототип).

Класс G01P15/13 путем измерения силы, необходимой для возвращения инерционной массы в нулевое положение

акселерометр -  патент 2527660 (10.09.2014)
акселерометр -  патент 2526589 (27.08.2014)
компенсационный акселерометр -  патент 2514151 (27.04.2014)
компенсационный акселерометр -  патент 2513667 (20.04.2014)
компенсационный акселерометр -  патент 2513665 (20.04.2014)
чувствительный элемент микромеханического компенсационного акселерометра -  патент 2497133 (27.10.2013)
акселерометр -  патент 2485524 (20.06.2013)
акселерометр -  патент 2481588 (10.05.2013)
компенсационный акселерометр -  патент 2478212 (27.03.2013)
компенсационный акселерометр -  патент 2478211 (27.03.2013)
Наверх