двухканальный электромеханизм управления агрегатом летательного аппарата

Классы МПК:B64C13/50 с помощью электрических средств 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Малое предприятие "Трибэкс"
Приоритеты:
подача заявки:
1991-06-17
публикация патента:

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано в системах дистанционного управления агрегатами летательных аппаратов. Цель изобретения - увеличение надежности при сохранении небольшой массы и габаритов. Цель достигается тем, что в механизме установлены две предохранительные муфты в каждом кинематическом канале. Муфты установлены между электродвигателем и кинематически необратимым элементом. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

ДВУХКАНАЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ АГРЕГАТОМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащий два электродвигателя, редуктор, кинематически необратимый элемент, суммирующий дифференциал, предохранительную муфту в одном из кинематических каналов и выходной вал, отличающийся тем, что, с целью увеличения надежности при сохранении небольшой массы и габаритов, он снабжен второй предохранительной муфтой, установленной в другом кинематическом канале, при этом предохранительные муфты установлены в каждом кинематическом канале между электродвигателем и кинематически необратимым элементом.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области авиастроения, а именно к двухканальным электромеханизмам, и может быть применено в системах дистанционного управления агрегатами летательных аппаратов.

Известен двухканальный электромеханизм, содержащий два электродвигателя с электромагнитными муфтами торможения, каждый из которых через редукторы соединен с одним из звеньев суммирующего дифференциала, планетарный редуктор и выходное звено, а также предохранительную муфту (фрикционную многодисковую), установленную близко (за одну планетарную ступень) от выходного звена [1].

Недостатками известного электромеханизма являются большая масса и габариты, поскольку предохранительная муфта установлена вблизи выходного звена электромеханизма (она неработоспособна на больших частотах вращения и поэтому не может быть установлена близко к электродвигателю), и низкая надежность, обусловленная большой вероятностью отказа из-за износа трущихся поверхностей электромагнитных муфт торможения. При этом электродвигатель канала с исправной муфтой начнет вращать поврежденный электродвигатель через дифференциал в обратную сторону, а выходной вал электромеханизма будет или неподвижным или под действием нагрузки начнет вращаться в противоположную сторону.

Известен также двухканальный электромеханизм, содержащий два электродвигателя, каждый из которых через редуктор и необратимую муфту двухстороннего действия связан с одним из входных звеньев суммирующего дифференциала, связанного через предохранительную муфту (пружинную фрикционную) с выходным валом.

Надежность описанного электромеханизма повышена за счет включения в его кинематику необратимых муфт двухстороннего действия, однако вес и габаритные размеры электромеханизма велики, поскольку предохранительная муфта (пружинная фрикционная) установлена вблизи выходного вала.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является двухканальный электромеханизм, содержащий два электродвигателя, каждый из которых через кинематически необратимый элемент и редуктор соединен с одним из ходов суммирующего дифференциала, предохранительную муфту в одном из кинематических каналов и выходной вал.

Электромеханизм снабжен планетарным редуктором.

Описанный электромеханизм имеет сравнительно малые массу и габаритные размеры, но обладает низкой надежностью, обусловленной не только большой вероятностью отказа из-за износа трущихся поверхностей электромагнитных муфт торможения, но и большой вероятностью отказа пружинной фрикционной предохранительной муфты. Как следует из инженерного анализа отказов, электромеханизм становится неработоспособным даже при работоспособности обеих муфт торможения, но при потере фрикционного контакта во фрикционной предохранительной муфте.

Цель изобретения - увеличение надежности электромеханизма при обеспечении сравнительно небольших его массы и габаритов.

Эта цель достигается тем, что двухканальный электромеханизм управления агрегатами л. а., содержащий два электродвигателя, каждый из которых через редуктор и кинематически необратимый элемент соединен с одним из входных звеньев суммирующего дифференциала, предохранительную муфту в одном из кинематических каналов и выходной вал, снабжен второй предохранительной муфтой, установленной в другом кинематическом канале, при этом предохранительные муфты установлены в каждом кинематическом канале между электродвигателями и кинематически необратимым элементом.

На фиг. 1 изображена функциональная схема предложенного электромеханизма; на фиг. 2 - кинематическая схема.

Электромеханизм содержит два канала управления 1 и 2 (фиг. 1).

Каждый из каналов включает в себя последовательно связанные электродвигатель 3, быстроходный редуктор 4, предохранительную муфту 5, например пружинную фрикционную муфту, кинематически необратимый элемент 6, например двухстороннюю необратимую муфту, связанный с входными звеньями 7 и 8 (фиг. 2) суммирующего дифференциала 9, выходное звено 10 которого через силовой редуктор 11 связано с выходным валом 12 электромеханизма.

При нормальной работе электромеханизма вращение от электродвигателей 3 через редукторы 4, предохранительные муфты 5, кинематически необратимые элементы 6 передается на входные звенья 7 и 8 дифференциала 9, через выходной вал 10 которого - на силовой редуктор 11 и выходной вал 12 электромеханизма.

При обрыве кинематической цепи от одного из электродвигателей 3 до кинематически необратимого элемента 6 (отказ предохранительной муфты, поломка быстроходного редуктора) одно из выходных звеньев 7, 8 дифференциала 9 отказавшегося кинематического канала запирается кинематически необратимым элементом 6, что обеспечивает работу электромеханизма в целом.

Использование изобретения в исполнительных электроэлементах управления агрегатами летательных аппаратов позволяет существенно увеличивать надежность электромеханизма при сохранении небольших его массы и габаритов. Вероятность безотказной работы привода по изобретению более чем на порядок выше, чем у прототипа, являющегося базовым образцом.

Класс B64C13/50 с помощью электрических средств 

электромеханический привод предкрылка самолета -  патент 2522635 (20.07.2014)
самолет староверова (варианты) -  патент 2490169 (20.08.2013)
комплекс из приводов и системы электропитания от сети -  патент 2463212 (10.10.2012)
лопасть воздушного винта для винтокрылого летательного аппарата -  патент 2412866 (27.02.2011)
электрическая система управления для руля направления летательного аппарата -  патент 2397111 (20.08.2010)
приводной электромеханизм -  патент 2277195 (27.05.2006)
способ поворота управляющей аэродинамической поверхности летательного аппарата -  патент 2193992 (10.12.2002)
кинестетическое устройство управления двигателями самолета -  патент 2114029 (27.06.1998)
система управления уборкой механизации крыла летательного аппарата -  патент 2072312 (27.01.1997)
рулевой привод управляемой аэродинамической поверхности -  патент 2072311 (27.01.1997)
Наверх