способ управления вентильным электродвигателем постоянного тока
Классы МПК: | H02K29/06 с датчиками положения |
Автор(ы): | Лукьянец О.С., Матюхина Л.И., Михалев А.С. |
Патентообладатель(и): | Белорусский государственный университет |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-07-22 публикация патента:
15.07.1994 |
Использование: в вентильных электроприводах постоянного тока. Сущность: в способе управления вентильным электродвигателем изменение угла установки датчика положения ротора синхронной машины осуществляет в зависимости от момента на валу ее ротора и амплитуды напряжения, подводимого к одной из фаз якорной обмотки синхронной машины. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ВЕНТИЛЬНЫМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ ПОСТОЯННОГО ТОКА с датчиком положения ротора на валу его синхронной машины, при котором измеряют угол положения ротора синхронной машины вентильного электродвигателя и подводимое к одной из фаз якорной обмотки синхронной машины напряжение изменяют в функции указанного измеренного параметра и угла установки датчика положения ротора по законуUi=Usin(p



и дополнительно по определенному закону изменяют угол установки датчика положения ротора, отличающийся тем, что измеряют момент на валу синхронной машины и указанное изменение угла установки датчика положения ротора осуществляют по закону, удовлетворяющему соотношению
cos(





причем из всех значений угла установки датчика положения ротора, удовлетворяющих указанному соотношению, выбирают то, которое соответствует наибольшему при положительном напряжении питания и наименьшему при отрицательном напряжении питания значению выражения

где U - напряжение питания синхронной машины;
p - число пар полюсов ротора синхронной машины;

n - число фаз якорной обмотки синхронной машины;

Tэ = pL/R - электромагнитная постоянная времени синхронной машины;
L и R - индуктивность и активное сопротивление фазы якорной обмотки соответственно;
Wх - скорость холостого хода синхронной машины при

M - момент на валу синхронной машины;
Mп - пусковой момент синхронной машины;
Uн - номинальное напряжение питания синхронной машины.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для повышения мощности, развиваемой синхронной машиной вентильного электродвигателя постоянного тока. Известен способ управления вентильным электродвигателем постоянного тока (1), заключающийся в том, что измеряют угол положения ротора синхронной машины вентильного электродвигателя и его частоту вращения и подводимое к одной из фаз якорной обмотки синхронной машины напряжение изменяют в функции указанных измеренных параметров и угла установки датчика положения ротора по законуUi=Usin(p



р - число пар полюсов ротора синхронной машины;

n - число фаз якорной обмотки синхронной машины;



и дополнительно по определенному закону изменяют угол установки датчика положения ротора одновременно с целью повышения мощности, развиваемой синхронной машиной, измеряют момент на валу синхронной машины и указанное изменение угла установки датчика положения ротора осуществляют по закону, удовлетворяющему соотношению
cos(





причем, из всех значений угла установки датчика положения ротора, удовлетворяющих указанному соотношению, выбирают то, которое соответствует наибольшему при положительном напряжении питания и наименьшему при отрицательном напряжении питания значению выражения

р - число пар полюсов ротора синхронной машины;

n - число фаз якорной обмотки синхронной машины;

Tэ=p

L и R - индуктивность и активное сопротивление фазы якорной обмотки;
Wx - скорость холостого хода синхронной машины при

М - момент на валу синхронной машины;
Мп - пусковой момент синхронной машины;
Uн - номинальное напряжение питания синхронной машины. На чертеже приведена функциональная схема устройства, реализующего предлагаемый способ. На чертеже и в тексте описания приняты следующие сокращения и обозначения:
U1 - напряжение, подводимое к i-ой фазе якорной обмотки синхронной машины;
U - напряжение питания синхронной машины;
р - число пар полюсов ротора синхронной машины;

n - число фаз якорной обмотки синхронной машины;


L и R - индуктивность и активное сопротивление фазы якорной обмотки;
Wx - скорость холостого хода синхронной машины при

М - момент на валу синхронной машины;
Мп - пусковой момент синхронной машины;
Uн - номинальное напряжение питания синхронной машины;
УП - устройство перемножения;
УМ - усилитель мощности;
СМ - синхронная машина;
ПЗУ - постоянное запоминающее устройство;
ДПР - датчик положения ротора синхронной машины;
ДМ - датчик момента на валу синхронной машины;
АУ - арифметическое устройство. Сущность предлагаемого способа управления вентильным электродвигателем постоянного тока заключается в следующем. Известно, что механические характеристики вентильного электродвигателя постоянного тока описываются соотношением (2)
W









Решив квадратное уравнение относительно W, получим зависимость частоты вращения ротора СМ от напряжения питания, момента на валу и угла установки датчика положения ротора
W=

Знак минус перед квадратным корнем соответствует участку неустойчивого состояния на механической характеристике, поэтому в дальнейшем рассмотрении будем использовать перед квадратным корнем знак плюс. Очевидно, что мощность, развиваемая СМ, будет максимальна, если частота вращения ротора при некотором моменте на валу также будет максимальной. Поэтому исследуем на максимум частоту вращения ротора как функцию угла установки датчика положения ротора, для чего продифференцируем по


Проделав некоторые преобразования окончательно получим


Выполнив подстановку sin2(


cos4(








который представляет собой уравнение четвертой степени относительно cos(


т. е. из нескольких локальных максимумов и минимумов частоты вращения ротора выбирается глобальный максимум при положительном напряжении питания и глобальный минимум при отрицательном напряжении питания. Таким образом, при изменении угла установки датчика положения ротора по закону, удовлетворяющему предложенному соотношению, частота вращения ротора будет максимальной при заданном моменте на валу. Существенное отличие в предлагаемом способе управления состоит в том, что угол установки датчика положения ротора зависит как от напряжения питания СМ, так и от момента на ее валу. Положительный эффект, обусловленный этим существенным отличием, по сравнению со способом-прототипом (2), заключается в повышении мощности, развиваемой СМ. Устройство, при помощи которого может быть реализован предлагаемый способ управления, содержит УП1, первый вход которого служит входом управления, на который поступает сигнал, определяющий амплитуду напряжения, подводимого к фазам якорной обмотки, а выходы, количество которых определяется числом фаз якорной обмотки через УМ2 подключены к фазам якорной обмотки СМ3, на валу которой укреплены ДПР4 и ДМ5. Выход ДМ5 подключен к первому входу ПЗУ6, второй вход которого соединен с первым входом УП1, а выход подключен к первому входу АУ7, второй вход которого соединен с выходом ДПР4. Выход AУ 7 через ПЗУ8 подключен к вторым входам УП1. Устройство на чертеже функционирует следующим образом. Угол










Класс H02K29/06 с датчиками положения