способ определения коррозионной стойкости материалов
Классы МПК: | G01N17/00 Исследование устойчивости материалов к атмосферному или световому воздействию; определение антикоррозионных свойств |
Автор(ы): | Петров М.Г. |
Патентообладатель(и): | Государственный союзный сибирский научно-исследовательский институт авиации им.С.А.Чаплыгина |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-01-09 публикация патента:
15.07.1994 |
Изобретение относится к неразрушающим способам определения характеристик коррозионной стойкости материалов, подвергающихся усталостному разрушению. Измеряют внутреннее трение до и после коррозионных испытаний на образцах двух типов с разным соотношением характерных размеров D1 и D2 , выбираемых из условия 1.5
D1/D2
2 . Затем по изменению внутреннего трения в образцах определяют толщину пораженного коррозией слоя и приращение внутреннего трения в нем. По этим параметрам судят о коррозионной стойкости. При этом результаты испытаний не зависят от геометрических параметров образцов и однозначно характеризуют состояние поврежденного коррозией слоя материала, что повышает достоверность определения коррозионной стойкости материала. 1 ил.
Рисунок 1


Формула изобретения
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОРРОЗИОННОЙ СТОЙКОСТИ МАТЕРИАЛОВ, по которому на образцах определяют внутреннее трение до и после воздействия агрессивной среды и по его изменению судят о коррозионной стойкости, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности определения коррозионной стойкости металлов, подвергающихся усталостному разрушению, используют два образца с разным соотношением характерных размеров D1 и D2, выбираемых из соотношения 1,5

Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к способам определения подверженности материалов к воздействиям коррозионной среды, а именно к неразрушающим способам определения характеристик коррозионной стойкости материалов, подвергающихся усталостному разрушению. Известен способ определения коррозионной стойкости металлов путем учета изменения внутреннего трения образца, измеряемого до и после коррозионных испытаний [2] . При этом по разности между измеренными величинами внутреннего трения судят о коррозионных поражениях, а следовательно, о коррозионной стойкости материала при заданных условиях и длительности воздействия коррозионной среды. Однако недостаточная достоверность способа заключается в том, что изменение внутреннего трения будет различным при одной и той же величине коррозионных поражений в приповерхностном слоем материала в зависимости от размеров поперечного сечения образца и толщины этого слоя, т.е. от соотношения объема с коррозионными поражениями и объема неповрежденного материала. В то же время именно состояние поверхности определяет один из самых распространенных видов разрушения - усталостное, а величина внутреннего трения - величину усталостной долговечности [1]. Однако способ-прототип обладает недостаточной достоверностью, заключающейся в том, что величина прироста внутреннего трения после коррозионных испытаний не может однозначно характеризовать состояние поврежденного коррозией слоя материала, а следовательно, и его влияние на усталостную прочность, так как не известно изменение внутреннего трения в самом поврежденном объеме материала. Одно и то же состояние поверхности будет характеризоваться разными величинами прироста внутреннего трения в зависимости от тех размеров образца, которые изменяют соотношение площади боковой поверхности и объема (размеры поперечного сечения). Целью изобретения является повышение достоверности определения коррозионной стойкости материалов, подвергающихся усталостному разрушению. Цель достигается тем, что согласно способу определения коррозионной стойкости материалов путем учета изменения внутреннего трения, измеряемого до и после коррозионных испытаний, измерение внутреннего трения проводят на образцах двух типов с разным соотношением характерных размеров D1 и D2, выбираемых из соотношения 1,5











(1)
и




hк=

hк=

Подставляя затем (2) в одно из уравнений (1), получим:







Таким образом, величина коррозионной стойкости характеризуется приростом внутреннего трения в приповерхностном слое, где собственно и происходят процессы коррозии. Аналогичные выражения можно получить и для образцов других типов: квадратного и прямоугольного сечения, трубчатых образцов с разным внутренним диаметром. Для сокращения статистики измерений лучше пользоваться одними и теми же образцами, перетрачивая стержни на меньший диаметр с повторными коррозионными испытаниями или рассверливая трубчатые образцы для повторных измерений, не трогая наружной поверхности с коррозионными повреждениями. Пример реализации способа. Две группы образцов из алюминиевого сплава Д16Т диаметром 10 и 7 мм и длиной рабочей части 100 мм устанавливались в захваты резонансной испытательной машины УРМ-2000 и нагружались продольными знакопеременными нагрузками с частотой 40 Гц. Внутреннее трение определяли тепловым методом по перепаду температуры на полудлине рабочей части образцов. На боковую поверхность образцов наклеивались медь-константановые термобатареи с чувствительностью 400 мкВ/К, измеряющие разность температуры между серединой и равноотстоящими от нее сечениями рабочей части. База термобатареи составляла 70 мм, т.е. термоЭДС (ТЭДС) всей батареи равна сумме ТЭДС половин батареи, измеряющих перепад температуры на расстоянии 35 мм от середины рабочей части образца в обе стороны к захватам. Рабочая часть имела теплоизоляцию для уменьшения тепловых потерь от конвективного теплообмена. Рассеянная за цикл удельная энергия без учета конвективного теплообмена определяется (см.Ранцевич В.Б., Франюк В.П. Расчет установившегося температурного поля и тепловых потерь энергии в образцах при усталости. - Ж. Проблемы прочности, - 1976, - N 1. С.102-104) как
Qц=


L - база измерения перепада температуры - длина рабочей части образца, в пределах которой измеряется перепад температуры;
f - частота нагружения ТЭДС измерялась прибором Щ31 с основной погрешностью 0,1 МкВ, а перепад температуры
























Класс G01N17/00 Исследование устойчивости материалов к атмосферному или световому воздействию; определение антикоррозионных свойств