самолет

Классы МПК:B64C11/00 Воздушные винты, например туннельного типа; элементы, общие для тяговых и несущих винтов
A63H27/18 конструктивные элементы фюзеляжей, крыльев и тп, например для авиамоделей
Патентообладатель(и):Лавренов Александр Николаевич
Приоритеты:
подача заявки:
1992-01-16
публикация патента:

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к самолетам с винтовыми движителями толкающего типа. Сущность изобретения состоит в том, что самолет с фюзеляжем балочной конструкции снабжен балкой в виде трубы, закрепленной на гондоле фюзеляжа, и соосными толкающими воздушными винтами противоположного вращения. При этом плоскости вращения винтов разнесены вдоль строительной горизонтали на 0,05 - 0,25 диаметра воздушного винта, лопасти выполнены складывающимися назад относительно направления полета, а внутренняя поверхность хвостовой балки выполнена в виде трубы и представляет собой ответную часть направляющего стержня катапульты. Все это позволяет повысить эффективность движителя, улучшить пилотажные и эксплуатационные характеристики самолета. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

1. САМОЛЕТ, содержащий фюзеляж балочной конструкции, гондолу, балки, крыло, хвостовое оперение, двигатель с толкающим воздушным винтом, отличающийся тем, что хвостовая балка фюзеляжа выполнена в виде трубы, закрепленной на гондоле фюзеляжа посредством силового стержня, снабженного соосными винтами противовращения.

2. Самолет по п.1, отличающийся тем, что плоскости вращения воздушных винтов разнесены вдоль строительной горизонтали фюзеляжа на расстояние 0,05 - 0,25 диаметра воздушного винта.

3. Самолет по п.1, отличающийся тем, что лопасти воздушных винтов выполнены складывающимися назад относительно направления полета, шарнир складывания размещен в корневой части каждой лопасти, угол складывания лопастей носового воздушного винта больше угла складывания хвостового воздушного винта, а длина хвостовой балки больше длины лопастей воздушных винтов.

4. Самолет по п.1, отличающийся тем, что внутренняя поверхность хвостовой балки выполнена в виде трубы, которая представляет собой ответную часть направляющего стержня катапульты.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиационной технике, а более конкретно к самолетам с винтовыми движителями толкающего типа.

Известны различные схемы установки винтов, в том числе толкающего типа, на самолет [1].

В качестве прототипа выбран беспилотный летательный аппарат (ЛА) "Скаут" - свободнонесущий моноплан с высокорасположенным прямым крылом и установленным на двухбалочной конструкции хвостовым оперением. Аппарат оснащен поршневым двигателем, который расположен в хвостовой части гондолы фюзеляжа и приводит в действие толкающий воздушный винт [2].

Такая компоновка благоприятна для размещения и функционирования оптической аппаратуры ЛА.

Запуск "Скаута" осуществляется с мобильной пневматической катапульты, посадка - в вертикальную сеть или по-самолетному.

К существенному недостатку прототипа можно отнести невозможность форсирования характеристик за счет увеличения диаметра воздушного винта без кардинальной перекомпоновки аппарата (разнесения хвостовых балок, увеличения высоты шасси), что ограничивается конструктивно-силовой схемой, балансировочными и противокапотажными возможностями данного ЛА.

Целью изобретения является возможность применения для ЛА указанного типа воздушного винта большого диаметра.

Указанная цель достигается тем, что в предложенном самолете хвостовая балка выполнена в виде трубы, которая крепится к гондоле фюзеляжа посредством силового стержня, снабженного соосными воздушными винтами противовращения. При этом плоскости вращения воздушных винтов разнесены вдоль строительной горизонтали фюзеляжа на 0,05-0,25 диаметра винта, а лопасти винтов могут быть выполнены складывающимися назад относительно направления полета, причем шарнир складывания размещен в корневой части каждой лопасти, угол складывания лопастей первого винта больше угла складывания лопастей второго винта, а длина хвостовой балки больше длины лопастей воздушных винтов. Кроме того, внутренняя поверхность хвостовой балки может быть выполнена в виде цилиндрической ориентирующей трубы, которая представляет собой ответную часть направляющего стержня катапульты.

На фиг. 1 представлена конструктивно-компоновочная схема самолета по предлагаемому техническому решению, раскрывающая связи и взаимное расположение элементов устройства; на фиг. 2- один из возможных вариантов конструктивного закрепления воздушных винтов на силовом стержне; на фиг. 3 - фотография беспилотного ЛА по предлагаемой схеме.

Гондола фюзеляжа 1, крыло 2, оперение 3 на хвостовой балке 4, шасси 5 (на фиг. 1 изображено шасси лыжного типа) в сборе выполнены по нормальной аэродинамической схеме. При этом хвостовая балка 4 крепится к гондоле фюзеляжа 1 посредством силового стержня 9, на который надеты носовой 6 и хвостовой 7 воздушные винты. Расстояние между плоскостями вращения носового 6 и хвостового 7 винтов равно 0,05-0,25 их диаметра (винты равного диаметра). Минимальное расстояние между плоскостями вращения воздушных винтов выбрано из условия исключения перехлеста лопастей в режиме обдува с реализацией наибольших амплитуд колебаний концевых частей лопастей (технологический параметр), а максимальное расстояние - из условия обеспечения разности крутящих моментов на носовом и хвостовом винтах менее 20% (Вождаев В.С. Метод и результаты параметрических исследований аэродинамических характеристик соосной системы винтов на режимах висения и вертикального подъема. М.: Труды ЦАГИ, вып. 1953, 1978, с. 48-50). Угол складывания носового винта 6 (угол между продольной осью лопасти 8 и строительной горизонталью фюзеляжа) - самолет, патент № 2015063 , хвостового винта 7 - самолет, патент № 2015063 , при этом самолет, патент № 2015063 > самолет, патент № 2015063 .

Показанный на фиг. 2 вариант конструктивного закрепления винтов 6 и 7 на силовом стержне 9 предполагает передачу крутящего момента от двигателя 12 через редуктор 13 (показан вариант редуктора на базе прямозубых шестерен и подшипников легкой серии) на соосные ступицы 15 и 16. При этом внутри ступицы может быть размещен пружинный механизм 14 складывания лопастей.

Фотография (фиг. 3) беспилотного самолета по предлагаемому техническому решению позволяет нагляднее представить взаимное расположение основных элементов его конструкции.

Порядок работы устройства следующий. При старте ЛА, например, с катапульты на направляющий стержень последней самолет надвигается ответной частью 11 хвостовой балки 4. За счет придания осевой асимметрии оконечности хвостовой балки 4, входящей в зацепление с разгоняющим башмаком (бугелем) катапульты, обеспечивается фиксация ЛА по крену; требуемые курс и тангаж достигаются соответствующей ориентацией направляющего стержня катапульты в момент разгона.

Маршевый полет ЛА осуществляется традиционным для самолетов с толкающим воздушным винтом способом.

Посадка аппарата осуществляется в сеть либо по-планерному на шасси 5, при этом производится выключение двигательной установки (разобщение вала двигателя и воздушных винтов), складывание лопастей 8 носового 6 и хвостового 7 винтов соответственно до углов самолет, патент № 2015063 и самолет, патент № 2015063 посредством набегающего воздушного потока (пружинного механизма 14 складывания лопастей). Складывание каждой лопасти 8 производится относительно шарнира 10, размещенного в ее корневой части с целью минимизировать потери КПД винта.

Предлагаемое техническое решение по сравнению с традиционными ЛА самолетной схемы с толкающими воздушными винтами позволяет получить следующие преимущества;

при равном с прототипом диаметре винтов повысить тягу движителя, в том числе за счет исключения окружных потерь;

упростить балансировку и пилотирование ЛА, поскольку у спаренных винтов обеспечивается симметрия обтекания воздушным потоком элементов конструкции ЛА за винтами (отсутствует реактивный момент), и суммарный гироскопический момент равен нулю (правые и левые маневры ЛА одинаковы);

в принципе снимаются ограничения на диаметр воздушных винтов, что позволяет использовать для ряда специальных задач (например, для высотных или маломощных ЛА) винты сверхбольшого диаметра.

Класс B64C11/00 Воздушные винты, например туннельного типа; элементы, общие для тяговых и несущих винтов

турбовинтовая силовая установка разнесенной винтовой схемы с переключающими реактивными и винтовыми типами тяг воздушного летательного аппарата -  патент 2529737 (27.09.2014)
устройство для управления ориентацией лопастей вентилятора турбовинтового двигателя -  патент 2525101 (10.08.2014)
винт без обтекателя с лопатками с изменяемым углом установки для турбомашины -  патент 2525039 (10.08.2014)
лопасть винта, винт, летательный аппарат и способ -  патент 2524757 (10.08.2014)
движитель (винт) -  патент 2524511 (27.07.2014)
приведение в действие лопастей двигателя с открытым вентилятором -  патент 2524277 (27.07.2014)
несущий винт винтокрылого летательного аппарата -  патент 2523723 (20.07.2014)
устройство с подвижным силовым цилиндром для управления ориентацией лопатками вентилятора турбовинтового двигателя -  патент 2523515 (20.07.2014)
стационарное устройство исполнительного механизма для регулирования шага лопастей вентилятора в турбовинтовом двигателе -  патент 2522752 (20.07.2014)
воздушный винт без обтекателя с лопастями с переменным углом установки для турбомашины -  патент 2516957 (20.05.2014)

Класс A63H27/18 конструктивные элементы фюзеляжей, крыльев и тп, например для авиамоделей

Наверх