двигатель внутреннего сгорания с изменяемой степенью сжатия
Классы МПК: | F02B75/04 двигатели с изменяемым объемом камеры сжатия, те с изменяемым расстоянием между поршнем, находящимся в верхнем мертвом положении, и головкой цилиндра |
Автор(ы): | Савенок Л.С. |
Патентообладатель(и): | Савенок Леонид Сергеевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-02-25 публикация патента:
30.05.1994 |
Использование: в области двигателестроения. Сущность изобретения: кривошипный вал установлен в корпусе с возможностью возвратно-поступательного перемещения вдоль своей оси под воздействием внешних сил, например от ходового винта, установленного соосно кривошипному валу. Эксцентриковая поворотная втулка снабжена боковыми упорами, контактирующими с корпусом двигателя. В шлицевом соединении поворотной эксцентриковой втулки и шатунной шейки шлицы размещены по винтовой линии. 1 з. п. ф-лы, 18 ил. , 1 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17, Рисунок 18, Рисунок 19
Формула изобретения
1. ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ИЗМЕНЯЕМОЙ СТЕПЕНЬЮ СЖАТИЯ, содержащий корпус, выходной кривошипный вал, кривошипно-шатунный механизм, причем между шейкой выходного вала и кривошипной головкой шатуна установлена эксцентриковая втулка с возможностью поворота вокруг своей оси, отличающийся тем, что кривошипный вал установлен с возможностью осевого перемещения преимущественно приводом от соосно установленного ходового винта, кривошипная шейка выполнена с наружными, а эксцентриковая втулка - с внутренними винтовыми шлицами. 2. Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен шестерней привода вала газораспределения, установленной на носке кривошипного вала и образующей с последним шлицевое соединение, причем шлицы выполнены винтовыми.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при создании двигателей внутреннего сгорания (ДВС), как одно-, так и многоцилиндровых четырехтактных двигателей, работающих на многих видах топлива (например бензине, дизельном топливе и др. ), а также ДВС, работающих в условиях с меняющимся атмосферным давлением (например, двигателей автотракторной техники, работающей в горной местности). Известны ДВС классического выполнения, например для автомобиля "Жигули", которые могут работать в оптимальном режиме только на одном виде топлива - бензине одной марки. В условиях с изменяющимся атмосферным давлением, а именно при движении в горной местности, эти двигатели не могут работать в оптимальном режиме. Известен двигатель внутреннего сгорания с изменяемой степенью сжатия, содержащий кривошипный вал и маховик, связанный с валом отбора мощности. Маховик снабжен эксцентричным корпусом, в котором установлены два венца большего и меньшего диаметров, и торсионом, расположенным внутри кривошипного вала, который установлен в маховике эксцентрично относительно его оси. Маховик связан с корпусом при помощи торсиона и кривошипного вала с возможностью поворота относительно корпуса. Торсион и кривошипный вал с одного конца жестко соединены между собой при помощи шлицевого соединения, а с другого конца через шестерни торсиона и кривошипного вала соединены с венцами корпуса маховика. ДВС снабжен системой автоматического изменения степени сжатия, что повышает эффективность. Однако этот ДВС нельзя переводить на другие виды топлива, т. к. степень сжатия в нем изменяется автоматически в зависимости от нагрузки. Наиболее близким по общности структурных признаков и достигаемому эффекту к заявляемому ДВС является двухтактный одноцилиндровый двигатель внутреннего сгорания, снабженный эксцентриковой поворотной втулкой коленчатого вала для изменения степени сжатия и дисковым золотником, связанным с коленчатым валом. Эксцентриковая поворотная втулка коленчатого вала выполнена фиксируемой винтовым стопором, расположенным в рукоятке втулки. Дисковый золотник снабжен радиальным пазом для привода от конца кривошипа коленчатого вала, а для увеличения мощности в рабочем поршне установлен продувочный клапан. В известном ДВС регулировка степени сжатия производится поворотом эксцентриковой втулки. Таким образом, изменение объема камеры сжатия, т. е. изменение расстояния между поршнем, находящимся в верхнем мертвом положении, и головкой цилиндра, производится за счет изменения положения коленчатого вала относительно корпуса двигателя в радиальном положении. Такое техническое решение позволяет переводить двигатель на работу в заданный режим в зависимости от вида топлива. Однако необходимость изменения положения коленчатого вала приводит к значительному усложнению конструкции двигателя в случае если этот двигатель будет четырехтактным и многоцилиндровым, а не двухтактным и одноцилиндровым, т. е. это известное техническое решение невозможно практически использовать для изменения степени сжатия в четырехтактных многоцилиндровых двигателях. Таким образом, известное техническое решение имеет низкую надежность из-за сложности конструктивного выполнения при реализации на четырехтактных многоцилиндровых двигателях внутреннего сгорания. Цель изобретения - повышение надежности при обеспечении изменения степени сжатия для различных типов двигателей внутреннего сгорания за счет исключения радиального перемещения кривошипного вала относительно корпуса. Поставленная цель достигается тем, что усовершенствуется двигатель внутреннего сгорания с изменяемой степенью сжатия. В корпусе установлен кривошипно-шатунный механизм, включающий кривошипный вал с эксцентриковыми шатунными шейками по числу цилиндров двигателя, на каждой из которых размещена с образованием шлицевого соединения эксцентриковая поворотная втулка, геометрическая ось которой не совпадает с геометрической осью шатунной шейки и осью кривошипного вала. На хвостовике кривошипного вала установлена согласующая шестерня, соединенная с корпусом и кинематически связанная с распределительным валом двигателя. Новые признаки двигателя внутреннего сгорания с изменяемой степенью сжатия: кривошипный вал установлен в корпусе с возможностью возвратно-поступательного перемещения вдоль своей оси под воздействием внешних сил, например от ходового винта, установленного соосно кривошипному валу; эксцентриковая поворотная втулка снабжена боковыми упорами, контактирующими с корпусом двигателя, и установлена с возможностью поворота вокруг геометрической оси шатунной шейки в период перестройки на другую степень сжатия и с возможностью вращения совместно с шатунной шейкой относительно оси кривошипного вала в период работы двигателя; в шлицевом соединении поворотной эксцентриковой втулки и шатунной шейки шлицы размещены по винтовой линии, угол подъема которых выбирается в зависимости от величины осевой силы, перемещающей кривошипный вал в период перестройки, и силы трения в шлицевом соединении. Кроме того, согласующая шестерня, установленная на хвостовике кривошипного вала, образует с ним шлицевое соединение, в котором шлицы также расположены по винтовой линии. На фиг. 1 представлен двигатель внутреннего сгорания с изменяемой степенью сжатия, общий вид; на фиг. 2 - то же, аксонометрия; на фиг. 3 - кривошипный вал с шатунной шейкой и шлицевым хвостовиком, аксонометрия; на фиг. 4 - поворотная эксцентриковая втулка с боковыми упорами, аксонометрия; на фиг. 5 и 6 - узел кривошипного механизма при крайних положениях шатунной шейки 4; на фиг. 7 - схема узла кривошипного механизма в положении, условно принятом за исходное, при минимальном объеме камеры сжатия, т. е. с минимальным расстоянием между поршнем, находящимся в верхнем мертвом положении, и головкой цилиндра; на фиг. 8 - то же, при перестройке на другую степень сжатия, при одном из промежуточных положений поршня, при котором объем камеры сжатия несколько больше минимально возможного объема, а именно при угле смещения между плоскостью симметрии шатунной шейки и плоскостью симметрии поворотной втулки, равном








О - ось вращения кривошипного вала 3;
А - геометрическая ось шатунной шейки 4;
В - геометрическая ось эксцентриковой поворотной втулки 5;
Z - плоскость симметрии эксцентриковой поворотной втулки 5, проходящая через геометрическую ось В поворотной втулки 5 перпендикулярно плоскости фиг. 7, 8;
М - плоскость симметрии шатунной шейки 4, проходящая через ее геометрическую ось А перпендикулярно плоскости фиг. 7, 8;
Е - длина кривошипа ОВ, равная величине эксцентриситета кривошипа, изменяющаяся в зависимости от взаимного расположения шатунной шейки 4 и поворотной эксцентриковой втулки 5;
L - расстояние между геометрическими осями шатунной шейки 4 и эксцентриковой втулки 5, равное АВ;
е - значение эксцентриситета шатунной шейки 4;



С - верхняя точка на головке 20 цилиндра 2;

Fтр - сила трения между шатунной шейкой 4 и поворотной эксцентриковой втулкой 5 (в шлицевом соединении этих элементов);
k - коэффициент трения;
S - величина осевого перемещения кривошипного вала 3;
Р - осевая сила, перемещающая кривошипный вал 3;

R - радиус шатунной шейки 4;
ОХ и OY - оси координат; ось OY совпадает с направлением винтовой линии, по которой расположены шлицы. Двигатель внутреннего сгорания с изменяемой степенью сжатия содержит корпус 1 и установленные в нем блоки цилиндров 2 (на чертежах показан пример выполнения ДВС с одним цилиндром). В корпусе 1 установлен с возможностью вращения и возвратно-поступательного перемещения вдоль своей оси кривошипный вал 3, на котором жестко закреплена эксцентриковая шатунная шейка 4. На этой шатунной шейке 4 выполнены шлицы, расположенные по винтовой линии, угол подъема которой определяется по ниже приведенной методике (далее по тексту - винтовые шлицы). На шатунной шейке 4 эксцентрично установлена поворотная втулка 5 с возможностью проворота относительно шатунной шейки 4 за счет выполнения на сопрягаемой с шатунной шейкой внутренней поверхности втулки 5 винтовых шлицев, которые образуют шлицевое соединение. От осевого смещения втулку 5 предохраняют боковые упоры 6, выполненные с возможностью контактирования с корпусом двигателя. В корпусе 1 соосно кривошипному валу 3 установлен ходовой винт 7, кинематически связанный с кривошипным валом 3 для сообщения последнему возвратно-поступательного перемещения во время перестройки на заданную степень сжатия. На корпусе 1 через подшипник 8 установлена согласующая шестерня 9, насаженная на шлицевой хвостовик 10 кривошипного вала 3. На шлицевом хвостовике 10 и на сопрягаемой с ним внутренней поверхности согласующей шестерни 9 шлицы размещены также по винтовой линии, угол подъема которой определяем по той же методике. Кривошипный вал 3 установлен с возможностью осевого перемещения относительно согласующей шестерни 9 в пределах его шлицевого хвостовика 10 во время перестройки на заданную степень сжатия. Согласующая шестерня 9 установлена на корпусе 1 с возможностью проворота относительно шлицевого хвостовика 10 во время осевого перемещения кривошипного вала 2 и соединена известным способом, например цепью, с шестерней 11, установленной на распределительном валу 12, который связан с клапанами 13 при помощи кулачков 14. Шатун 15 соединен с поршнем 16 ДВС при помощи пальчика 17, а также с кривошипным валом 3 через эксцентриковую втулку 5 и шатунную эксцентриковую шейку 4. Эти элементы образуют кривошипно-шатунный механизм ДВС. Как известно, величина хода поршня 16 определяется величиной 2Е, где Е - величина эксцентриситета кривошипа, образованного шатунной эксцентриковой шейкой 4 и поворотной втулкой 5. При провороте в процессе настройки эксцентриковой втулки 5 относительно шатунной шейки 4 величина эксцентриситета Е кривошипа изменяется (формула 1), изменяется величина хода поршня 16 и, соответственно, объем камеры сгорания и степень сжатия. E =

L - расстояние между геометрическими осями А и В шатунной шейки 4 и поворотной втулки 5;



Р - сила осевая, перемещающая кривошипный вал 3 вдоль его оси;
Ру - проекция этой силы Р на ось OY;
Рх - проекция этой силы на ось ОХ;
Fтр - сила трения в шлицевом соединении Fтр = Рх . k, Fтр = Ру;
k - коэффициент трения, мин. Условия расчета: Py > Fтр; k = 0,001. Искомая величина:




























Класс F02B75/04 двигатели с изменяемым объемом камеры сжатия, те с изменяемым расстоянием между поршнем, находящимся в верхнем мертвом положении, и головкой цилиндра