способ получения высокооктанового бензина

Классы МПК:C10G59/00 Обработка бензино-лигроиновых фракций только путем двух или более процессов риформинга или путем по крайней мере одного процесса риформинга и по крайней мере одного процесса, не изменяющего существенно интервал кипения бензино-лигроиновой фракции
Автор(ы):, , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Акционерное предприятие "Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод"
Приоритеты:
подача заявки:
1992-05-13
публикация патента:

Сущность изобретения: высокооктановый бензин получают каталитическим риформингом прямогонной бензиновой фракции с последующим фракционированием 30 - 90 мас. % полученного бензина риформинга. Выделяют фракции, выкипающие в интервалах 35 - 150С и 100 - 190С и смешивают их с алкилбензином и головной прямогонной фракцией в их соотношении мас. % соответственно 55 - 80, 5 - 15, 10 - 20, 5 - 15. 2 табл. 3 пр.

Формула изобретения

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКОАКТИВНОГО БЕНЗИНА путем каталитического риформинга прямогонной бензиновой фракции с последующим фракционированием полученного бензина риформинга, отличающийся тем, что фракционированию подвергают 30 - 90 мас. % бензина риформинга с выделением фракций, выкипающих в интервалах 35 - 150oС и 100 - 190oС, и последующим смешиванием их с алкилбензином и головной прямогонной фракцией при следующем соотношении компонентов в смеси, мас. % :

Фракция бензина риформинга, выкипающая в интервале 35 - 150oС 55 - 80

Фракция бензина риформинга, выкипающая в интервале 100 - 190oС 5 - 15

Алкилбензин 10 - 20

Головная прямогонная фракция 5 - 15

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности, к способу получения высокооктанового бензина и может быть использовано на установках каталитического риформинга прямогонных бензиновых фракций с целью получения авиационного бензина Б-92.

Известен способ получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонных бензиновых фракций в присутствии алюмоплатинового катализатора при температуре 480-530оС, давлении до 40 атм с последующей ректификацией продуктов риформинга на две фракции: первой фракции с температурой конца кипения 120оС и ниже, и второй фракции с температурой начала кипения 120оС и выше.

Первую фракцию подвергают контактированию с алюмоплатиновым катализатором с последующим смешением продуктов контактирования со второй фракцией [1] .

Известен также способ получения автомобильного бензина путем многоступенчатого риформинга прямогонных бензиновых фракций, проводимого в присутствии алюмоплатинового катализатора, включающий ректификацию жидких продуктов риформирования путем последней ступенью с получением первой и остаточной фракции, имеющей температуру начала кипения в пределах 85-104оС, подачу ее на последнюю ступень риформинга и смешение полученных продуктов с первой фракцией [2] .

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению по существу является способ получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга бензиновых фракций с последующей ректификацией полученного риформата. Ректификацию проводят с получением фракции, выкипающей в пределах от 40-65оС до 140-165оС и остаточной фракции с последующим деалкилированием остаточной фракции. Остаточную фракцию подвергают термическому, каталитическому гидродеалкилированию или каталитическому деалкилированию в присутствии водяного пара [3] .

Недостатком известных способов является невозможность получения высокооктанового бензина требуемого фракционного состава, а также большие энергозатраты на ректификацию всего объема риформата.

Изобретение направлено на разработку способа получения высокооктановых бензинов, позволяющего при расширении ресурсов авиационных бензинов обеспечить снижение энергозатрат и экономию дефицитных компонентов (толуола , алкилбензина, этиловой жидкости) на их производство.

Предлагается способ получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонной бензиновой фракции с последующим фракционированием полученного риформата, согласно которому фракционированию подвергают 30-90 мас. % бензина каталитического риформинга при этом выделяют фракции, выкипающие в пределах 35-150оС и 100-190оС, которые затем смешивают с алкилбензином и головной прямогонной фракцией в соотношении, соответственно, мас. % : 55-80, 5-15, 10-20, 5-15.

Способ осуществляют следующим образом.

Прямогонную бензиновую фракцию 75-180оС подвергают каталитическому риформингу в присутствии Pt - содержащего катализатора при температуре 470-520оС и давлении 1,5-3,5 МПа, 30-90 мас. % полученного бензина подвергают фракционированию с выделением фракций, выкипающих в пределах 35-150оС и 100-190оС, которые затем смешивают с алкилбензином и головной прямогонной фракцией в соотношении, соответственно, мас. % : 55-80% , 5-15% , 10-20% , 5-15% .

Этим способом получают основу авиационного бензина, в которую добавляют присадки в соответствии с ТУ 38.401546-85: тетраэтилсвинец (ГОСТ 988-65) до 2,0 г на 1 кг; антиокислители: агидол-1 (ТУ 38.5901237-90) до 0,01 мас. % или 4-оксидифениламина (ТУ 6-14-524-77) до 0,05 мас. % ; красители (органический жирорастворимый зеленый 6Ж, ТУ 6-14-1021-79 или органический зеленый антрахиноновый ТУ 6-36-5800167-985-90) 6способ получения высокооктанового бензина, патент № 20091680,1 мг на 1 кг.

Прямогонную бензиновую фракцию 85-180оС подвергают риформингу в присутствии катализатора, содержащего мас. % 0,36 Pt, 0,20 Re, 0,25 Cd, 0,9 Cl и остальное Al2O3 при температуре 500оС и давлении 3,0 МПа, объемной скоростью подачи сырья 1,6 г-1, кратности циркуляции водородсодержащегро газа 1200 нм/м3.

Получают продукт риформинга, выход 83,2 мас. % на сырье, который используют во всех приведенных примерах.

П р и м е р 1. Фракционированию подвергают 90 мас. % бензина каталитического риформинга, при этом выделяют фракции, выкипающие в пределах 35-150оС и 100-190оС, которые смешивают с алкилбензином и головной прямогонной фракцией в соотношении, соответственно, мас. % : 80, 5, 10, 5.

В полученную основу добавляют тетраэтилсвинец 1,65 г на 1 кг, агидол-1 0,01 мас. % и краситель зеленый антрахиноновый 6 мг на 1 кг. Получают авиационный бензин Б-92. П р и м е р 2. Фракционированию подвергают 86 мас. % бензина каталитического риформинга, при этом выделяют фракции, выкипающие в пределах 35-150оС и 100-190оС, которые смешивают с алкилбензином и головной прямогонной фракцией в соотношении, соответственно, мас. % 55, 10, 20, 15.

В полученный продукт добавляют тетраэтилсвинец 1,66 г на 1 кг; 4-оксидифениламин 0,005 мас. % краситель жирорастворимый зеленый 6Ж.

П р и м е р 3. Фракционированию подвергают 30 мас. % бензина каталитического риформинга, при этом выделяют фракции, выкипающие в пределах 35-150оС и 100-190оС, которые смешивают с алкилбензином и головной прямогонной фракцией в соотношении, соответственно, мас. % 59, 15, 16, 10.

В полученный продукт добавляют: тетраэтилсвинец 1,94 г на 1 кг, агидол-1 0,005 мас. % ; краситель зеленый антрахиноновый.

Предлагаемый способ позволяет, в отличие от известного, получить

бензин, отвечающий всем требованиям нормативно-технической документации. Наряду с расширением ресурсов авиационных бензинов способ позволяет снизить затраты энергетических средств и дефицитных компонентов на их производство. Способ позволяет получить авиабензин без добавления толуола, с пониженным содержанием ароматических углеводородов и тетраэтилсвинца. (56) 1. Авторское свидетельство СССР N 625407, кл. С 10 G 59/00, 1982.

2. Авторское свидетельство СССР N 707306, кл. С 10 G 35/04, 1982.

3. Авторское свидетельство СССР N 665742, кл. С 10 G 59/00, 1982.

Класс C10G59/00 Обработка бензино-лигроиновых фракций только путем двух или более процессов риформинга или путем по крайней мере одного процесса риформинга и по крайней мере одного процесса, не изменяющего существенно интервал кипения бензино-лигроиновой фракции

способ получения высокооктанового автомобильного бензина -  патент 2524213 (27.07.2014)
огневой нагреватель для осуществления процесса конверсии углеводородов -  патент 2489474 (10.08.2013)
способ получения высокооктанового бензина -  патент 2487161 (10.07.2013)
способ каталитического риформинга бензиновых фракций -  патент 2471855 (10.01.2013)
способ получения высокооктанового компонента моторного топлива -  патент 2451058 (20.05.2012)
способ получения компонентов моторных топлив (экоформинг) -  патент 2417251 (27.04.2011)
способ получения компонентов моторных топлив -  патент 2388794 (10.05.2010)
способ получения высокооктанового бензина -  патент 2387699 (27.04.2010)
способ каталитического риформинга бензиновых фракций -  патент 2352612 (20.04.2009)
способ получения катализатора на основе благородного металла и его применение -  патент 2351394 (10.04.2009)
Наверх