Элементы конструкции магнитной цепи: ...с каналами или проходами для охлаждающей среды – H02K 1/32

МПКРаздел HH02H02KH02K 1/00H02K 1/32
Раздел H ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
H02 Производство, преобразование и распределение электрической энергии
H02K Электрические машины
H02K 1/00 Элементы конструкции магнитной цепи
H02K 1/32 ...с каналами или проходами для охлаждающей среды 

Патенты в данной категории

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ГАЗОВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ И СПОСОБ ЕЕ ОХЛАЖДЕНИЯ

Группа изобретений относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам с газовым охлаждением, преимущественно к турбогенераторам с полным водородным охлаждением. Технический результат, достигаемый при использовании изобретений предлагаемой группы изобретений, состоит в обеспечении эффективного охлаждения обмотки и зубцовой зоны сердечника статора электрической машины. Предлагаемая электрическая машина, в частности турбогенератор, охлаждаемая в соответствии с предлагаемым способом охлаждения, содержит корпус (1) с размещенными в нем статором (2), ротором (3), установленным с зазором (4) и газоохладителями (5). Выходы вентиляторов (6) сообщаются с зазором, входами в радиальные каналы (8) торцевых зон, зонами (15) расположения лобовых частей обмотки статора, входами в вентиляционные каналы в обмотке ротора (13) и каналы (14), выполненные в больших зубцах ротора. Выходы каналов (13) сообщаются с зазором, а выходы каналов (14) сообщаются только со средней зоной зазора. В радиальных каналах зубцовой зоны сердечника статора установлены распорки, которые обеспечивают смещение охлаждающего газа из нечетных (10) радиальных каналов сердечника статора через группу отверстий (11) в соседние четные (9) радиальные каналы, а из четных радиальных каналов через группу отверстий (12) в соседние нечетные радиальные каналы. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

2524168
патент выдан:
опубликован: 27.07.2014
СПОСОБ ГАЗОВОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Группа изобретений относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам, и касается особенностей выполнения их с газовым охлаждением, преимущественно турбогенераторов с замкнутым циклом вентиляции. Технический результат, достигаемый при использовании предлагаемой группы изобретений, состоит в обеспечении эффективного охлаждения активных частей электрической машины. Предложены способ газового охлаждения электрической машины и электрическая машина с газовым охлаждением, осуществляемым согласно данному способу, содержащая корпус (1) с размещенными в нем статором (2) и ротором (3), установленным с зазором (4). Выходы охладителей (5) статора сообщаются с камерой сбора холодного газа (8), а входы - с вытяжными вентиляторами (7). Входы охладителей (6) ротора сообщаются с камерой сбора подогретого газа (9), а выходы - с каналами (14) ротора. Входы и выходы каналов ротора расположены на разных радиусах вращения, при этом выходы каналов отсутствуют в центральной части ротора напротив центральной зоны сердечника статора. Входы каналов (11) U-образной формы в основных зонах, радиальных каналов (12) в торцевой зонах и радиальных каналов (13) в центральной зоне сердечника статора сообщаются с камерой сбора холодного газа. Выходы каналов основной зоны через газосборные воздуховоды (15) и канал (16) между внутренним и наружным кольцами нажимной плиты, выходы каналов центральной зоны через зазор и выходы каналов торцевой зоны сообщаются с камерой сбора подогретого газа. 2 н. и 2 з.п.ф-лы, 1 ил.

2524160
патент выдан:
опубликован: 27.07.2014
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ОСЕВЫМ, РАДИАЛЬНО СМЕЩЕННЫМ ОХЛАЖДАЮЩИМ ПОТОКОМ И СООТВЕТСТВУЮЩИЙ СПОСОБ

Изобретение относится к электрическим машинам. Электрическая машина имеет по меньшей мере один радиальный охлаждающий паз (16) и аксиально проходящие охлаждающие каналы. Первые охлаждающие каналы (18) проходят со своей центральной осью на иной радиальной высоте относительно оси ротора (11), чем вторые охлаждающие каналы (19). В по меньшей мере одном радиальном охлаждающем пазу (16) размещена проставка (29), с помощью которой первый охлаждающий поток (28) из одного из первых охлаждающих каналов (18) может направляться в один из вторых охлаждающих каналов (19). За счет этого может также второй в направлении течения частичный пакет (Т2) снабжаться более холодным воздухом, когда он протекает через первый частичный пакет (Т1) в холодной области, например, вблизи вала. Техническим результатом является обеспечение равномерного охлаждения ротора электрической машины. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 4 ил.

2516234
патент выдан:
опубликован: 20.05.2014
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С РАДИАЛЬНЫМИ МЕТАЛЛИЧЕСКИМИ ПЕРЕГОРОДКАМИ ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ОХЛАЖДАЮЩЕГО ВОЗДУХА

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам. Предлагается электрическая машина с радиально-щелевым охлаждением в листовом пакете (12) статора и листовом пакете (7) ротора, причем основной поток охлаждающего воздуха с двух сторон по оси направляется в листовой пакет (7) ротора и радиально через щели листового пакета (7) ротора и листового пакета (12) статора. Частичный воздушный поток протекает также через головки (15) обмотки. Корпус (1) электрической машины имеет выпускное отверстие (18), там нагретый отработавший воздух может выпускаться. На закрытых сторонах корпуса (1) электрической машины отработавший воздух должен протекать только в осевом направлении между осевыми ребрами (11) до конца листового пакета (12) статора, чтобы иметь возможность выпускаться в направлении открытой стороны корпуса (1). Чтобы при этом избежать взаимных препятствий со стороны отработавшего воздуха и частичного потока охлаждающего воздуха, предусмотрены металлические перегородки (10, 20). Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, состоит в обеспечении наиболее эффективного направления охлаждающего воздуха в электрической машине с воздушным охлаждением. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

2498480
патент выдан:
опубликован: 10.11.2013
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ПОВЫШЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ ЗАЩИТЫ С УЛУЧШЕННЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ РОТОРА

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам. Предлагаемая электрическая машина содержит статор (1) и роторный вал (3), установленный относительно статора (1) с возможностью вращения вокруг оси (5) вала, так что ось (5) вала определяет осевое направление, радиальное направление и тангенциальное направление. На роторном валу (3) установлен ротор (6), который электрически взаимодействует со статором (1). Ротор (6) имеет, по меньшей мере, один проходящий в осевом направлении осевой канал (8) ротора. Статор (21) имеет листовой пакет (10) статора, который в осевом направлении продолжается над ротором (6) и при наблюдении в секущей плоскости, ортогональной осевому направлению, полостью окружает ротор (6), так что, при наблюдении в секущей плоскости, образуется замкнутая внутренняя полость (11) ротора. На листовой пакет (10) статора по оси с обеих сторон установлен соответствующий кожух (14). По меньшей мере, один из кожухов (14) содержит центральную выемку (15) для прохождения роторного вала (3). Листовой пакет (10) статора имеет, по меньшей мере, один проходящий в осевом направлении осевой канал (12 ) статора, который, при наблюдении в секущей плоскости, является полностью замкнутым. Кожухи (14) выполнены таким образом, что они во взаимодействии с листовым пакетом (10) статора образуют, соответственно, по меньшей мере, один проходящий в радиальном направлении радиальный канал (16). Радиальные каналы (16) соединяют, по меньшей мере, один осевой канал (12 ) статора по потоку с внутренней полостью (11) ротора, а в остальном являются закрытыми. Для вынуждения принудительной конвекции на роторном валу (3) аксиально внутри кожухов (14) размещен, по меньшей мере, один элемент (17), действующий как вентилятор. При этом листовой пакет (10) статора имеет дополнительные, проходящие в осевом направлении осевые каналы (12 ) статора, которые по потоку отделены от внутренней полости (11) ротора. Технический результат - обеспечение лучшего охлаждения ротора простыми средствами. 9 з.п. ф-лы, 8 ил.

2497260
патент выдан:
опубликован: 27.10.2013
СИНХРОННЫЙ ГЕНЕРАТОР

Изобретение относится к области электротехники и касается электрических машин, в частности - синхронных генераторов индукторного типа, применяемых, например, в автотракторном электрооборудовании. Настоящее изобретение направлено на достижение технического результата, состоящего в улучшении эксплуатационных характеристик за счет снижения потребляемой мощности, расходуемой на вентиляцию и улучшение теплофизических характеристик. Указанный технический результат достигается тем, что в синхронном генераторе, содержащем статор, переднюю и заднюю крышки, ротор с клювообразными полюсными наконечниками и катушкой возбуждения, согласно данному изобретению ротор дополнительно снабжен звездочкообразной немагнитной перемычкой с центральным отверстием, причем последняя установлена на середине катушки в плоскости ее вращения, а зубцы перемычки расположены между клювообразными наконечниками. Использование данной конструкции позволяет эффективным образом использовать вентиляционное действие полюсных наконечников, при этом каждый из комплектов наконечников охлаждает соответствующую лобовую часть статора. При этом, в случае применения отдельных вентиляторов, может быть исключено или, во всяком случае, уменьшено число лопаток их лопаток и уменьшена ширина лопаток. Данные эффекты достигаются применением простой в технологическом отношении детали звездочкообразной немагнитной перемычки, которая может быть изготовлена, например, путем литья из пластмассы. 2 ил.

2494519
патент выдан:
опубликован: 27.09.2013
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Изобретение относится к областям электротехники и электромашиностроения и касается системы охлаждения крупных электрических машин, преимущественно турбогенераторов с воздушным охлаждением. В предлагаемой электрической машине в воздушном зазоре (3) на границе чередующихся в аксиальном направлении кольцевых вентиляционных зон повышенного и пониженного давления установленные кольцевые разделительные элементы (4). Согласно данному изобретению, во внутренней полости (5), по меньшей мере, одного из указанных разделительных элементов (4) размещена, по меньшей мере, одна кольцевая вставка, установленная с возможностью выступания в воздушный зазор (3) при вращении ротора. При не вращающемся (n=0) роторе (2) радиальный зазор 1 между упругими выступающими элементами (4) и расточкой статора (1) позволяет завести ротор (2) в статор (1) без повреждения элементов конструкции. На работающей машине под действием центробежных сил зазор между упругими выступающими элементами (4) и расточкой статора (1) уменьшается до величины 2. Зазор 2 подбирается настолько малым, чтобы между зонами повышенного и пониженного давления обеспечивался перепад давления, необходимый для эффективной вентиляции ротора (2). Технический результат, достигаемый при использовании данного изобретения, состоит в повышении эффективности вентиляции ротора электрической машины при одновременном обеспечении заводки ротора в расточку статора без повреждения элементов конструкции электрической машины в процессе ее сборки. 5 ил.

2494515
патент выдан:
опубликован: 27.09.2013
ГЕНЕРАТОР

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения электрических машин, в частности синхронных генераторов индукторного типа, применяемых, например, в автотракторном электрооборудовании. Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, состоит в снижении потребляемой мощности, расходуемой на вентиляцию и теплофизические характеристики, что, в свою очередь, обеспечивает улучшение эксплуатационных характеристик генератора. Это достигается тем, что в генераторе, содержащем переднюю и заднюю крышки с отверстиями, статор в виде пакета с рабочей обмоткой, ротор с источником возбуждения и когтеобразными наконечниками, а также выпрямитель, согласно настоящему изобретению, в зоне изгиба когтеобразных полюсных наконечников установлены вентиляционные вставки, выполненные в виде основания с ребрами, между которыми расположены отверстия. За счет введения простых и технологичных при изготовлении вентиляционных вставок, выполняемых, например, из пластмассы, удалось добиться интенсификации тепловых процессов, поскольку число, ширина и высота вентиляционных ребер в соединении с прорезями в зоне изгиба когтеобразных наконечников сопоставимы с числом и площадью штатных вентиляторов, что позволяет или уменьшить число лопаток штатного вентилятора, или уменьшить их ширину, а в некоторых случаях вообще отказаться от отдельного вентилятора. 3 ил.

2488210
патент выдан:
опубликован: 20.07.2013
НЕЯВНОПОЛЮСНЫЙ РОТОР СИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения. Предлагаемый неявнополюсный ротор синхронной электрической машины содержит вал с магнитопроводящим сердечником, в котором выполнены пазы для обмотки возбуждения, катушки обмотки возбуждения, уложенные в пазы магнитопроводящего сердечника, кольца центрирующие с аксиальными вентиляционными каналами, кольца бандажные и подбандажную изоляцию. Согласно настоящему изобретению бандажные кольца и элементы подбандажной изоляции выполнены с тангенциально ориентированными радиальными прорезями, расположенными по длине бандажных колец в несколько рядов, преимущественно напротив промежутков между торцевыми частями катушек обмотки возбуждения. Технический результат, достигаемый при использовании данного изобретения, состоит в улучшении охлаждения лобовых частей катушек обмотки возбуждения, размещенной в пазах сердечника неявнополюсного ротора синхронной электрической машины. 3 ил.

2485659
патент выдан:
опубликован: 20.06.2013
РОТОР ДЛЯ ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Ротор для электродинамической машины, в частности для гидрогенератора, содержит корпус, который собран из множества расположенных в аксиальном направлении друг за другом сегментов (10) из листового металла, между сегментами (10) для образования охлаждающих каналов установлены установочные перемычки (14), которые для восприятия воздействующих на них центробежных сил поддерживаются болтами (12), проходящими в аксиальном направлении через корпус ротора листового металла. При этом, по меньшей мере, одна деталь указанных установочных перемычек собрана из множества, по меньшей мере, частично расположенных друг над другом отдельных деталей, причем каждая собранная установочная перемычка содержит верхнюю деталь и нижнюю деталь, при этом одна из обеих указанных деталей имеет расширенный первый участок с отверстием для вставки аксиальных болтов корпуса из листового металла, а также два узких вторых участка в форме радиальных пальцев, которые расположены на расстоянии друг от друга, а другая из обеих указанных деталей выполнена в виде диска с отверстием, при этом указанный диск с отверстием и указанный первый участок с выполненным в нем отверстием расположены друг над другом. Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, состоит в обеспечении простыми средствами защиты указанных установочных перемычек от вредного воздействия центробежных сил в процессе работы электрической машины. 12 з.п. ф-лы, 9 ил.

2479093
патент выдан:
опубликован: 10.04.2013
РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Техническое решение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается конструкции ротора синхронной неявнополюсной электрической машины - синхронного неявнополюсного генератора, в частности турбогенератора большой мощности. Технический результат, достигаемый при использовании данного изобретения, состоит в повышении мощности синхронной неявнополюсной электрической машины без изменения габаритов ее ротора. Предлагаемый ротор, в частности турбогенератора, содержит обмотку, выполненную катушек (1) из токопроводящих жил с витками, охватывающими полюс и уложенными в пазы (2), при этом, согласно изобретению, каждая катушка (1) имеет концентрическое расположение витков, размещенных в один слой во всех пазах (2), относящихся к полюсному делению ротора. Настоящее изобретение особенно актуально для синхронных неявнополюсных электрических машин с воздушным охлаждением. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

2474944
патент выдан:
опубликован: 10.02.2013
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электротехники и касается вентиляции лобовых частей обмотки ротора крупной электрической машины, в частности турбогенератора с воздушным охлаждением. Согласно изобретению ротор содержит оболочку (1), охватывающую вал (2) с образованием пространства (3) для подачи охлаждающего потока в ротор. Между катушками (4) в лобовой части обмотки размещены продольные распорки (5) с U-образными вентиляционными каналами (6) для охлаждения катушек (4). В пространстве (7) между оболочкой (1) и нижними витками катушек (4) лобовой части обмотки напротив зубцов (8) ротора установлены продольные перегородки (9) с шагом в одно пазовое деление ротора. Перегородки (9) разделяют пространство (7) на зоны впуска (10) охлаждающего потока в вентиляционные каналы (6) и зоны выпуска (11) охлаждающего потока из вентиляционных каналов (6). В зонах впуска (10) в оболочке (1) выполнены радиальные каналы (12) с шагом в два пазовых деления ротора. Технический результат, достигаемый настоящим изобретение, состоит в увеличении мощности электрической машины за счет увеличения плотности тока в обмотке ротора благодаря повышению эффективности охлаждения лобовой части обмотки ротора. 2 ил.

2449451
патент выдан:
опубликован: 27.04.2012
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и предназначено для использования в системе вентиляции крупной электрической машины, в частности турбогенератора большой мощности с воздушным охлаждением статора и ротора. Предлагаемая система осуществляет вентиляцию электрической машины следующим образом. Под напорным действием вентиляторов (6) воздух поступает в коллектор впуска (8), из него в радиальные каналы (7) и (18) вентиляционных зон (15). Из радиальных каналов (7) воздух проходит в зазор (10) и вентиляционные каналы (12) ротора, далее через зазор (10) и радиальные каналы (7) вентиляционных зон (16) по коллекторам выпуска (11) выходит в область низкого давления. Из радиальных каналов (18) воздух также выходит по коллекторам выпуска в область низкого давления. Тангенциальное движение воздуха в каналах (7) вентиляционных зон (15) и (16) осуществляется через перепускные отверстия (25). Тангенциальное движение воздуха в каналах 18 осуществляется через перепускные отверстия (20). Введение закрытых со стороны зазора вентиляционных каналов статора в зоны (12) и (13) позволит уменьшить температуру активных частей статора в зонах выпуска приблизительно на 25°С и температуру обмотки ротора приблизительно на 10°С. При этом температурное поле активных частей по длине машины становится более равномерным. Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, состоит в увеличении единичной мощности электрической машины за счет снижения температур активных частей ее статора и ротора. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

2438224
патент выдан:
опубликован: 27.12.2011
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ)

Изобретение относится к области электромашиностроения и предназначено для использования в системе вентиляции крупной электрической машины, в частности турбогенератора большой мощности с воздушным охлаждением статора и ротора. Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, состоит в обеспечении эффективного охлаждения всех активных частей электрической машины при одновременном обеспечении возможности увеличения ее единичной мощности и сохранения простоты конструкции. Электрическая машина содержит ротор, статор с подпазовыми и радиальными вентиляционными каналами. По исполнению дистанционных распорок радиальные каналы подразделены на два типа, в каналах одного типа установлены дистанционные распорки, перекрывающие вход охлаждающего потока в подпазовые каналы по их периметру, а в каналах другого типа - со стороны пространства между корпусом и спинкой статора, причем совокупности каналов каждого типа образуют чередующиеся в аксиальном направлении вентиляционные зоны, на границах которых в зазоре установлены кольцевые разделительные перегородки, а в роторе выполнены вентиляционные каналы, каждый из которых сообщается с упомянутыми вентиляционными зонами. По второму варианту закрытые со стороны зазора радиальные вентиляционные каналы чередуются в аксиальном направлении с открытыми в зазор радиальными вентиляционными каналами, подразделенными по исполнению дистанционных распорок на два типа. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 6 ил.

2437195
патент выдан:
опубликован: 20.12.2011
НЕЯВНОПОЛЮСНЫЙ РОТОР СИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к особенностям конструктивного выполнения роторов электрических машин. Предлагаемый неявнополюсный ротор синхронной электрической машины содержит массивную магнитопроводяшую бочку (1) с пазами для обмотки возбуждения, уложенные в них катушки (2) обмотки возбуждения, выполненные из полосового проводника с загибом его при намотке катушек на узкую сторону полосы, бандажные кольца (3), отстоящие от торцев магнитопроводящей бочки (1) и посаженные на центрирующие кольца (6) с аксиальными каналами в зоне их внутреннего диаметра. В лобовых частях обмотки возбуждения витки катушек (2) изолированы через один, а на широкой стороне полосы неизолированных проводников (9) на всей их длине в лобовых частях обмотки возбуждения выполнены поперечные пазы (10), образующие в собранной обмотке возбуждения систему щелевых вентиляционных каналов, что позволяет обеспечить достижение технического результата, состоящего в улучшении охлаждения лобовых частей обмотки возбуждения неявнополюсного ротора синхронной электрической машины. 4 ил.

2410819
патент выдан:
опубликован: 27.01.2011
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Изобретение относится к области электротехники, в частности - к электрическим машинам, и касается особенностей выполнения системы их охлаждения. В предлагаемой электрической машине (1), содержащей статор (4) и ротор (3), при этом ротор (3) имеет несколько расположенных в радиальном направлении охлаждающих каналов (8) и первую (5а), и вторую торцевую сторону (5b), и на каждой торцевой стороне расположен вентиляционный блок (6), который состоит, по меньшей мере, из двух вентиляционных сегментов (7), причем один вентиляционный сегмент (7) соответствует одному охлаждающему каналу (8) и попеременно расположен на первой (5а) и на второй торцевой стороне (5b). При этом, согласно данному изобретению, указанный вентиляционный сегмент (7) имеет, по меньшей мере, один направляющий воздух канал (7а) и две направляющие воздух стенки (7b, 7с), которые проходят на двух сторонах направляющего воздух канала (7а), и направляющие воздух указанные стенки (7b, 7с) двух смежных вентиляционных сегментов (7), по меньшей мере, на некоторых участках перекрываются или примыкают друг к другу. Технический результат - улучшение охлаждения электрической машины путем обеспечения возможности использования вентиляторов для внутреннего охлаждения электрических машин различных типоразмеров, а также повышение равномерности охлаждения электрической машины. 9 з.п. ф-лы, 5 ил.

2408964
патент выдан:
опубликован: 10.01.2011
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ОХЛАЖДАЕМЫМ ВНУТРИ РОТОРОМ

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к электрическим машинам с охлаждаемым внутри ротором. Предлагаемая электрическая машина содержит пакет статора и ротор в одном корпусе, которая имеет внутренний охлаждающий контур из проходящих через ротор в осевом направлении и расположенных на двух концентрических окружностях каналов охлаждения ротора, который предназначен для циркуляции газообразного охлаждающего средства, при этом в машине на первой торцевой стороне ротора предусмотрены вентиляторные лопасти и первое средство для направления охлаждающего средства из каналов охлаждения ротора на одной из обеих концентрических окружностей через лобовую часть обмотки к каналам охлаждения ротора на другой из обеих концентрических окружностей, за счет чего оптимально охлаждаются, в частности, зоны, в которых отвод тепла потерь является проблематичным. Технический результат - улучшение охлаждающего действия электрической машины без использования отдельно установленной на ротор вентиляторной крыльчатки. 34 з.п. ф-лы, 2 ил.

2399141
патент выдан:
опубликован: 10.09.2010
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЕНТИЛЯЦИИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ РЕЛЬСОВОЙ ТЯГИ И ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ, ОСНАЩЕННЫЙ ТАКИМ УСТРОЙСТВОМ

Предложено устройство для вентиляции электродвигателя рельсовой тяги, которое содержит центробежный вентилятор, выполненный с возможностью вращения в одном или двух направлениях, размещенный в воздухозаборной камере и нагнетающий воздух в двигатель. Поток воздуха, нагнетаемый вентилятором, разделяется на внутренний поток, направляемый внутрь ограниченного пространства, в котором заключен, по меньшей мере, ротор двигателя, и внешний поток, направляемый в воздуховоды для охлаждения статора двигателя. В корпусе электродвигателя между его внутренней и внешней частями образовано сопло, которое отделено внутренней корпусной частью от ограниченного пространства, в котором заключены ротор электродвигателя и внутренняя часть его статора. Технический результат заключается в повышении эффективности охлаждения и уменьшении риска осаждения грязи на двигатель. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 2 ил.

2298868
патент выдан:
опубликован: 10.05.2007
ЯВНОПОЛЮСНЫЙ РОТОР ТЯГОВОЙ СИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к тяжелому электромашиностроению, и касается особенностей конструктивного выполнения явнополюсных роторов тяговых синхронных электрических машин с воздушным охлаждением. Сущность изобретения состоит в том, что явнополюсный ротор тяговой синхронной машины, содержащий катушки, съемные полюсные башмаки, имеющий зазоры между катушками и полюсными сердечниками, а также пазы в изоляционных рамках под полюсными башмаками, образующие единый воздушный канал для непосредственного охлаждения катушек полюса по внутреннему контуру. Согласно данному изобретению в полюсных сердечниках ротора выполнены каналы подвода охлаждающего воздуха. При этом упомянутые зазоры между катушками и полюсными сердечниками, пазы в изоляционной рамке и каналы подвода охлаждающего воздуха образуют единый вентиляционный канал для непосредственного охлаждения поверхности катушки по ее внутреннему контуру. Технический результат, достигаемый при использовании данного изобретения, состоит в улучшении теплоотдачи полюсных катушек путем повышения интенсификации теплоотдачи с поверхности катушек по их внутреннему контуру и в увеличении удельной мощности тяговых электрических машин. 6 ил.

2289877
патент выдан:
опубликован: 20.12.2006
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ГАЗОВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к крупным электрическим машинам, например, к турбогенераторам. Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, состоит в обеспечении гарантированного повышения эффективности охлаждения обмоток и сердечников статора и ротора крупной электрической машины. Указанный технический результат достигается тем, что в электрической машине с обмоткой ротора, охлаждаемой газом из воздушного зазора с помощью системы "заборник-дефлектор", и с обмоткой статора, закрепленной в пазах сердечника статора составными по длине клиньями с выступами, выступающими в область воздушного зазора, последние устанавливаются в зоне расположения упомянутых заборников. Установка чередующихся по длине сердечника статора групп пазовых клиньев, выступающих в воздушный зазор и расположенных напротив заборников обмотки ротора, практически не ухудшая условий охлаждения ротора, даст ощутимый эффект в улучшении охлаждения обмоток и сердечников статора и ротора электрической машины путем устранения эффекта местного повышения давления перед выступающими клиньями статора в зоне расположения дефлекторов обмотки ротора. 2 ил.

2284626
патент выдан:
опубликован: 27.09.2006
РОТОР СИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электромашиностроения, а более конкретно к конструктивным элементам охлаждения обмотки ротора явнополюсной электрической машины. Технический результат заключается в улучшении охлаждения обмотки возбуждения за счет продольной более интенсивной циркуляции охлаждающего воздуха между катушкой и сердечником и в выравнивании потока охлаждающего воздуха по внутреннему периметру катушки. Для этого ротор содержит сердечники полюсов с закрепленной на них катушкой обмотки, в витках которой выполнены вентиляционные каналы, и установленные по внутреннему периметру между катушками и сердечниками распорные клинья, образующие вертикальные камеры, соединенные с вентиляционными каналами, камеры выполнены сообщающимися при помощи поперечных каналов, распределенных по высоте распорных клиньев и расположенных на плоскостях клиньев, обращенных к катушке и к сердечнику, и обращенных одна к другой плоскостях клиньев, и расположенных с наклоном, при этом каналы в распорных клиньях выполнены на поверхностях клиньев, обращенных к катушке, сквозными по продольной оси клиньев в виде щели и размещены с охватом продольной плоскостью канала поперечных каналов, расположенных в соседних витках обмотки. 3 ил.

2279749
патент выдан:
опубликован: 10.07.2006
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к вопросу охлаждения роторов электрических машин. Ротор выполнен с магнитопроводом прямоугольного сечения без охлаждающих отверстий, закрепленным на валу машины с помощью промежуточного устройства барабанного типа в виде двух торцевых кольцеобразных пластин-фланцев с расположенными вблизи внутренней поверхности магнитопровода отверстиями и соединяющих фланцы втулок. Ротор снабжен теплообменником, выполненным в виде системы тонкостенных теплоотводных трубок из теплопроводящего материала, концы которых герметично закреплены в отверстиях противоположных фланцев, а внутренний объем ротора, содержащий указанные трубки, заполнен теплопроводящей жидкостью. Технический результат изобретения - простое конструктивно-технологическое выполнение внутренней поверхности магнитопровода, соприкасающейся с охлаждающей жидкостью, оребренной, что значительно увеличивает площадь поверхности теплоотвода на жидкость и обеспечивает высокую теплотехническую эффективность заявляемого устройства. 11 з.п. ф-лы, 4 ил.

2277281
патент выдан:
опубликован: 27.05.2006
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электромашиностроения и предназначено для использования в крупных электрических машинах, например в турбогенераторах с газовой системой охлаждения. Ротор электрической машины содержит пазы с уложенной обмоткой, отделенной от стенок паза изоляционными коробками Г-образной формы, и подпазовые вентиляционные каналы. Нижняя часть изоляционной коробки, опираемая на дно обмоточного паза, выполнена с утолщением стенки, одна сторона которой, сопрягаемая с нижним проводником обмотки ротора, имеет уклон с обеспечением в сопряжении клинового зазора. В результате повышается эксплуатационная надежность электрической машины и срок ее службы. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

2270501
патент выдан:
опубликован: 20.02.2006
РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ)

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к роторам крупных электрических машин, например турбогенераторов. Ротор синхронной неявнополюсной электрической машины содержит массивный сердечник 1 с полыми продольными пазами в большом зубе 3 и продольные пазы 5 с катушечной обмоткой 6, разделенные малыми зубцами 4. Обмотка закреплена в пазах через подклиновую изоляцию с помощью пазовых клиньев, а ее лобовые части - через покровную подбандажную изоляцию с помощью бандажных колец 11. В торцовой части бандажного кольца 11, соприкасающейся с торцовой частью пазовых клиньев и зубцов, концентрично цилиндрической поверхности бандажного кольца размещен тангенциальный канал 12. С одной стороны он соединен с пространством под бандажным кольцом между лобовыми частями катушек продольным каналом 13, выполненным в покровной подбандажной изоляции, с другой стороны - с пространством вне ротора радиально-тангенциальным каналом 15 в клиньях полых пазов, расположенных в концевых частях большого зуба бочки. Также тангенциальный канал 12 может быть размещен в зоне посадки бандажного кольца 11 на бочку ротора, а продольный канал 14 - в малых зубцах бочки ротора. В верхних и нижних частях пазовых клиньев, установленных в срединной и концевых частях сердечника ротора, выполнены поперечные прорези, а в клиньях полых пазов - наклонные вентиляционные каналы. Технический результат заключается в повышении надежности ротора синхронной неявнополюсной электрической машины за счет повышения эффективности охлаждения его составных частей. 4 н. и 8 з.п. ф-лы, 10 ил.

2253935
патент выдан:
опубликован: 10.06.2005
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ДЛЯ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ВЫСОКОЙ ЗАПЫЛЕННОСТИ

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при проектировании электрических машин для наземного транспорта. Сущность изобретения состоит в следующем. Электрическая машина содержит вентилятор и пылеотделитель, размещенные в зоне подшипниковых щитов, снабженных кольцевыми выступами с радиальными каналами. Согласно изобретению, пылеотделитель выполнен в виде внутреннего кольцевого выступа, в котором дополнительно перпендикулярно осям радиальных каналов выполнена кольцевая проточка для отделения чистого воздуха. При этом кольцевой выступ размещен в зоне вала, который выполнен с центральной полостью, имеющей в стенке радиальные каналы для прохода загрязненного воздуха, а кольцевой выступ, в зоне которого размещен вентилятор, выполнен с наружной стороны второго подшипникового щита. Технический результат, на который направлено изобретение, - использование для охлаждения якоря не только чистого, но и загрязненного воздуха, помимо чистого воздуха, поступающего для охлаждения обмоток и щеточно-коллекторного узла. 4 з.п.ф-лы, 1 ил.

2236741
патент выдан:
опубликован: 20.09.2004
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДВОДА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ К КОЛЬЦАМ КОНТАКТНЫМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к устройствам охлаждения электрических машин. Технический результат изобретения, заключающийся в увеличении надежности работы электрической машины, достигается путем того, что в устройстве для подвода охлаждающей жидкости к кольцам контактным электрической машины, содержащем металлические трубки, соединенные одним концом при помощи шарового шарнира с кольцами контактными, а другим концом - с водоподводящим отверстием в соединительной металлической колодке между кольцами контактными, прижатой к валу болтами, уплотненным в нем с помощью резинового кольца, затягиваемого гайкой через втулку из диэлектрика, уплотнения концов трубок в соединительной колодке выполнены в цилиндрических выточках втулки из диэлектрика. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
2216840
патент выдан:
опубликован: 20.11.2003
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДВОДА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ К ПОЛЫМ ПРОВОДНИКАМ ОБМОТКИ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электротехники и машиностроения. Сущность состоит в том, что устройство содержит металлическую трубку (1), соединенную одним концом при помощи шарового шарнира через уплотнительную шайбу (2) с водоподводящим штуцером (3) обмотки ротора, а другим концом с водоподводящим отверстием в валу ротора и уплотненную в нем с помощью резинового кольца (5), установленного между двумя втулками из диэлектрика (6) и (7) и затягиваемого гайкой (8). Согласно изобретению на участке металлической трубки (1), уплотненном в валу с помощью резинового кольца (5), выполнено утолщение (10), оканчивающееся тороидальной поверхностью на конце трубки (1). Поверхности трубки (1) покрыты равномерным слоем водостойкой изоляции (9). Технический результат - повышение надежности электрической машины путем исключения выдавливания резинового кольца в зазор и увеличение износостойкости уплотненного конца трубки. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
2212749
патент выдан:
опубликован: 20.09.2003
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Изобретение относится к области электротехники, а именно к двигателям постоянного тока. Технический результат заключается в упрощении конструкции электродвигателя и достигается за счет того, что ротор выполнен без обмотки, а вращение вала обеспечивается переключением катушек обмотки статора через коллектор, при этом полярность полюсов магнитопроводов обмотки статора не меняется. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
2191460
патент выдан:
опубликован: 20.10.2002
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электротехники и машиностроения и касается выполнения электрических машин с постоянными магнитами, в частности к жидкозаполненным электрическим машинам, погружным электродвигателям. Технический результат - повышение эффективности охлаждения ротора и всей электрической машины в целом, повышение механической прочности ротора. Это достигается за счет особой системы каналов для прохождения хладагента и крепления элементов ротора специальным бандажом. Сущность изобретения: ротор содержит постоянные магниты, между которыми имеются немагнитные промежутки, заполненные электропроводящим материалом, замкнутым на обоих торцах с помощью немагнитных электропроводящих короткозамыкающих колец. При этом под немагнитным электропроводящим материалом и/или постоянными магнитами в валу имеются каналы для хладагента. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
2167481
патент выдан:
опубликован: 20.05.2001
ПОЛЮС ПОГРУЖНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения полюса погружной электрической машины с жидкостным охлаждением, предназначенным для электрических машин, используемых, например, для электромагнитного перемешивания жидкого металла на машинах непрерывного литья заготовок. Сущность изобретения: полюс погружной электрической машины с жидкостным охлаждением, содержащий сердечник и обмотку из водостойкого обмоточного провода, снабжен элементами из немагнитного материала, закрепленными на сердечнике или каркасе с шагом не более 1/4 периметра намотки по всему периметру намотки и не менее одного диаметра или стороны прямоугольного обмоточного провода по высоте сердечника или упомянутого каркаса, установленного на данном сердечнике. При этом между элементами из немагнитного материала размещена обмотка и/или ее секции, а элементы из немагнитного материала образуют каналы для охлаждения проводов обмотки. Технический результат: улучшение охлаждения, повышение надежности и упрощение конструкции предлагаемого полюса погружной электрической машины с жидкостным охлаждением. При необходимости предложенный полюс можно разобрать, перемотать обмотку полюса и восстановить его. Таким образом достигается и повышение ремонтопригодности полюса предлагаемой конструкции. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.
2150776
патент выдан:
опубликован: 10.06.2000
Наверх