Элементы конструкции магнитной цепи: ...с каналами или проходами для охлаждающей среды – H02K 1/20

МПКРаздел HH02H02KH02K 1/00H02K 1/20
Раздел H ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
H02 Производство, преобразование и распределение электрической энергии
H02K Электрические машины
H02K 1/00 Элементы конструкции магнитной цепи
H02K 1/20 ...с каналами или проходами для охлаждающей среды 

Патенты в данной категории

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ГАЗОВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ И СПОСОБ ЕЕ ОХЛАЖДЕНИЯ

Группа изобретений относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам с газовым охлаждением, преимущественно к турбогенераторам с полным водородным охлаждением. Технический результат, достигаемый при использовании изобретений предлагаемой группы изобретений, состоит в обеспечении эффективного охлаждения обмотки и зубцовой зоны сердечника статора электрической машины. Предлагаемая электрическая машина, в частности турбогенератор, охлаждаемая в соответствии с предлагаемым способом охлаждения, содержит корпус (1) с размещенными в нем статором (2), ротором (3), установленным с зазором (4) и газоохладителями (5). Выходы вентиляторов (6) сообщаются с зазором, входами в радиальные каналы (8) торцевых зон, зонами (15) расположения лобовых частей обмотки статора, входами в вентиляционные каналы в обмотке ротора (13) и каналы (14), выполненные в больших зубцах ротора. Выходы каналов (13) сообщаются с зазором, а выходы каналов (14) сообщаются только со средней зоной зазора. В радиальных каналах зубцовой зоны сердечника статора установлены распорки, которые обеспечивают смещение охлаждающего газа из нечетных (10) радиальных каналов сердечника статора через группу отверстий (11) в соседние четные (9) радиальные каналы, а из четных радиальных каналов через группу отверстий (12) в соседние нечетные радиальные каналы. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

2524168
патент выдан:
опубликован: 27.07.2014
СПОСОБ ГАЗОВОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Группа изобретений относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам, и касается особенностей выполнения их с газовым охлаждением, преимущественно турбогенераторов с замкнутым циклом вентиляции. Технический результат, достигаемый при использовании предлагаемой группы изобретений, состоит в обеспечении эффективного охлаждения активных частей электрической машины. Предложены способ газового охлаждения электрической машины и электрическая машина с газовым охлаждением, осуществляемым согласно данному способу, содержащая корпус (1) с размещенными в нем статором (2) и ротором (3), установленным с зазором (4). Выходы охладителей (5) статора сообщаются с камерой сбора холодного газа (8), а входы - с вытяжными вентиляторами (7). Входы охладителей (6) ротора сообщаются с камерой сбора подогретого газа (9), а выходы - с каналами (14) ротора. Входы и выходы каналов ротора расположены на разных радиусах вращения, при этом выходы каналов отсутствуют в центральной части ротора напротив центральной зоны сердечника статора. Входы каналов (11) U-образной формы в основных зонах, радиальных каналов (12) в торцевой зонах и радиальных каналов (13) в центральной зоне сердечника статора сообщаются с камерой сбора холодного газа. Выходы каналов основной зоны через газосборные воздуховоды (15) и канал (16) между внутренним и наружным кольцами нажимной плиты, выходы каналов центральной зоны через зазор и выходы каналов торцевой зоны сообщаются с камерой сбора подогретого газа. 2 н. и 2 з.п.ф-лы, 1 ил.

2524160
патент выдан:
опубликован: 27.07.2014
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при создании электрических машин с интенсивным охлаждением статора. Предлагаемое устройство содержит корпус (1), внутри которого сформирована герметизированная полость с циркулирующим внутри нее нагнетаемым через переходники хладагентом, в которой установлен магнитопровод (2) и обмотки (3). В полости, ограниченной внутренними поверхностями головок секций лобовых частей обмоток (3) установлен формирователь потока (4), представляющий собой замкнутый сплошной тор, поперечное сечение которого имеет форму, максимально повторяющую форму поперечного сечения данной полости. В процессе работы электрической машины в образованных внутри корпуса статора полостях циркулирует хладагент. Формирователь потока (4) хладагента, заполняющий пространство внутри головок секций лобовых частей обмоток, направляет поток хладагента вдоль их боковых поверхностей, улучшая условия охлаждения. Технический результат, достигаемый при использовании данного изобретения, состоит в том, что благодаря введению формирователя потока (4) обеспечивается увеличение скорости движения потока хладагента вдоль боковых поверхностей секций лобовых частей обмоток статора и, следовательно, улучшаются условия теплообмена элементов статора и повышается надежность их работы и электрической машины в целом. 1 ил.

2523018
патент выдан:
опубликован: 20.07.2014
СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН АВТОНОМНЫХ ОБЪЕКТОВ

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам, и касается особенностей конструктивного выполнения бесконтактных синхронных генераторов индукторного типа, работающих, преимущественно, на выпрямительную нагрузку и применяемых, например, в генераторных установках автотракторной техники. Предлагаемый индукторный генератор, содержащий переднюю и заднюю крышки, статор с рабочей обмоткой, источник возбуждения и ротор с валом, согласно изобретению, дополнительно снабжен ферромагнитным кольцом, замыкающими элементами, магнитопроводом в виде звездочки с отверстием и немагнитной вставкой, причем ферромагнитное кольцо установлено первой боковой стороной во внешней от лобовых частей зоне статора вплотную, с другой стороны ферромагнитного кольца установлены замыкающие элементы, соединенные с зубцами звездочки, при этом сама звездочка прикреплена к задней крышке при помощи немагнитной вставки, а ротор с валом размещен в центральном отверстии звездочки. Технический результат - обеспечение возможности генерирования ЭДС при скоростях вращения от низких до номинальной вала ротора синхронного генератора индукторного типа по сравнению с тем, что для работы асинхронного генератора требуется обеспечить вращение ротора выше номинальной скорости. 4 ил.

2513042
патент выдан:
опубликован: 20.04.2014
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С РАДИАЛЬНЫМИ МЕТАЛЛИЧЕСКИМИ ПЕРЕГОРОДКАМИ ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ОХЛАЖДАЮЩЕГО ВОЗДУХА

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам. Предлагается электрическая машина с радиально-щелевым охлаждением в листовом пакете (12) статора и листовом пакете (7) ротора, причем основной поток охлаждающего воздуха с двух сторон по оси направляется в листовой пакет (7) ротора и радиально через щели листового пакета (7) ротора и листового пакета (12) статора. Частичный воздушный поток протекает также через головки (15) обмотки. Корпус (1) электрической машины имеет выпускное отверстие (18), там нагретый отработавший воздух может выпускаться. На закрытых сторонах корпуса (1) электрической машины отработавший воздух должен протекать только в осевом направлении между осевыми ребрами (11) до конца листового пакета (12) статора, чтобы иметь возможность выпускаться в направлении открытой стороны корпуса (1). Чтобы при этом избежать взаимных препятствий со стороны отработавшего воздуха и частичного потока охлаждающего воздуха, предусмотрены металлические перегородки (10, 20). Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, состоит в обеспечении наиболее эффективного направления охлаждающего воздуха в электрической машине с воздушным охлаждением. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

2498480
патент выдан:
опубликован: 10.11.2013
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ПОВЫШЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ ЗАЩИТЫ С УЛУЧШЕННЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ РОТОРА

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам. Предлагаемая электрическая машина содержит статор (1) и роторный вал (3), установленный относительно статора (1) с возможностью вращения вокруг оси (5) вала, так что ось (5) вала определяет осевое направление, радиальное направление и тангенциальное направление. На роторном валу (3) установлен ротор (6), который электрически взаимодействует со статором (1). Ротор (6) имеет, по меньшей мере, один проходящий в осевом направлении осевой канал (8) ротора. Статор (21) имеет листовой пакет (10) статора, который в осевом направлении продолжается над ротором (6) и при наблюдении в секущей плоскости, ортогональной осевому направлению, полостью окружает ротор (6), так что, при наблюдении в секущей плоскости, образуется замкнутая внутренняя полость (11) ротора. На листовой пакет (10) статора по оси с обеих сторон установлен соответствующий кожух (14). По меньшей мере, один из кожухов (14) содержит центральную выемку (15) для прохождения роторного вала (3). Листовой пакет (10) статора имеет, по меньшей мере, один проходящий в осевом направлении осевой канал (12 ) статора, который, при наблюдении в секущей плоскости, является полностью замкнутым. Кожухи (14) выполнены таким образом, что они во взаимодействии с листовым пакетом (10) статора образуют, соответственно, по меньшей мере, один проходящий в радиальном направлении радиальный канал (16). Радиальные каналы (16) соединяют, по меньшей мере, один осевой канал (12 ) статора по потоку с внутренней полостью (11) ротора, а в остальном являются закрытыми. Для вынуждения принудительной конвекции на роторном валу (3) аксиально внутри кожухов (14) размещен, по меньшей мере, один элемент (17), действующий как вентилятор. При этом листовой пакет (10) статора имеет дополнительные, проходящие в осевом направлении осевые каналы (12 ) статора, которые по потоку отделены от внутренней полости (11) ротора. Технический результат - обеспечение лучшего охлаждения ротора простыми средствами. 9 з.п. ф-лы, 8 ил.

2497260
патент выдан:
опубликован: 27.10.2013
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ ЕГО ВНЕШНЕГО КОЛЬЦА

Изобретение относится к области электротехники и касается конструкции статора электрической машины большой мощности, в частности, турбогенератора с воздушным охлаждением. Предлагаемый статор электрической машины содержит шихтованный сердечник (1), в спинке которого выполнены вентиляционные каналы (6). В корзине (7) лобовых частей обмотки имеются проходы (8). Лобовые части обмотки размещены между внутренним (9) и внешним (10) кольцами. Между внешним кольцом (10) и корзиной (7) лобовых частей обмотки установлены радиальные ребра (11) и образованы полости (12). На ребрах (11) подвязаны лобовые части обмотки. Каналы 6 сообщаются с полостями (12). Во внутреннем кольце (9) выполнены вентиляционные отверстия (13), во внешнем кольце (10) - вентиляционные отверстия (14). Внешнее кольцо (10) закреплено на корпусе (2) статора с помощью шпилек (15) с резьбовыми концами. На один конец шпильки (15) навинчена гайка (16), закрепленная на корпусе (2), а другой конец через втулку (17) соединен с указанным внешним кольцом (10). Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, состоит в повышении эффективности охлаждения статора электрической машины и снижении вибрации лобовых частей обмотки статора. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

2494516
патент выдан:
опубликован: 27.09.2013
МАГНИТНОЕ УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ТРУБОПРОВОДОМ ОХЛАДИТЕЛЯ

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам, и касается особенностей конструктивного выполнения магнитных устройств электрических машин с основой, выполненной ферромагнитной, и снабженных трубопроводами охладителей. Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, состоит в упрощении монтажа системы трубопровода охладителя в магнитном устройстве электрической машины. Данное магнитное устройство электрической машины снабжено ферромагнитной основой (4), которая имеет первую (3) и противолежащую вторую сторону (5), а также сквозные каналы, например отверстия для трубопроводов охладителя от первой стороны (3) ко второй стороне (5), и несколько первых сегментов (1) трубопровода охладителя, которые вставлены в указанные каналы. Первые сегменты (1) трубопровода охладителя выполнены U-образными и, соответственно, своими свободными концами (2) плеч проходят через два канала от первой стороны (3) таким образом, что они концами (2) плеч выступают из второй стороны (5) основы (4), и соответствующие два из указанных концов плеч первых сегментов (1) трубопровода охладителя соединены посредством второго сегмента трубопровода охладителя. Тем самым для построения системы трубопровода охладителя требуются только два типа сегментов трубопровода охладителя. При этом, согласно данному изобретению, второй сегмент (6) трубопровода охладителя со второй стороной (5) основы (4) образует примерно трапецию, а между вторым сегментом (6) трубопровода охладителя и второй стороной (5) основы (4) проходит, по меньшей мере, еще один второй сегмент (6) трубопровода охладителя, чтобы также соединять концы (2) плеч первого сегмента (1) трубопровода охладителя. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

2491698
патент выдан:
опубликован: 27.08.2013
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано в электрических машинах, предназначенных для работы в окружающей среде с большим содержанием пыли, в которых активные элементы статора и ротора охлаждаются постоянным объемом воздуха, циркуляция которого осуществляется внутренним вентилятором. Предлагаемая электрическая машина содержит статор (1), ротор (2), наружный вентилятор (3), сердечник статора (1), собранный из листов электротехнической стали, выполненных в зоне наружного диаметра с концентрическими выступами (9) с вентиляционными отверстиями (10) в них. Каждый последующий лист (группа листов) сердечника статора при сборке сердечника тангенциально смещен (смещена) относительно предыдущего листа (группы листов) на величину шага по вентиляционным отверстиям (10) в концентрических выступах (9) листов сердечника. В конструктивном элементе (6) для опоры статора на стороне внешнего вентилятора (3) предусмотрены воздухонаправляющие выгородки (14), вентиляционные отверстия (16) и окна (15) для прохода охлаждающего воздуха. Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, состоит в улучшении охлаждения электрической машины. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

2457599
патент выдан:
опубликован: 27.07.2012
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и предназначено для использования в системе вентиляции крупной электрической машины, в частности турбогенератора большой мощности с воздушным охлаждением статора и ротора. Предлагаемая система осуществляет вентиляцию электрической машины следующим образом. Под напорным действием вентиляторов (6) воздух поступает в коллектор впуска (8), из него в радиальные каналы (7) и (18) вентиляционных зон (15). Из радиальных каналов (7) воздух проходит в зазор (10) и вентиляционные каналы (12) ротора, далее через зазор (10) и радиальные каналы (7) вентиляционных зон (16) по коллекторам выпуска (11) выходит в область низкого давления. Из радиальных каналов (18) воздух также выходит по коллекторам выпуска в область низкого давления. Тангенциальное движение воздуха в каналах (7) вентиляционных зон (15) и (16) осуществляется через перепускные отверстия (25). Тангенциальное движение воздуха в каналах 18 осуществляется через перепускные отверстия (20). Введение закрытых со стороны зазора вентиляционных каналов статора в зоны (12) и (13) позволит уменьшить температуру активных частей статора в зонах выпуска приблизительно на 25°С и температуру обмотки ротора приблизительно на 10°С. При этом температурное поле активных частей по длине машины становится более равномерным. Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, состоит в увеличении единичной мощности электрической машины за счет снижения температур активных частей ее статора и ротора. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

2438224
патент выдан:
опубликован: 27.12.2011
УСТРОЙСТВО ОХЛАЖДЕНИЯ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей выполнения устройства охлаждения вращающейся электрической машины, а также электрической машины, содержащей данное устройство охлаждения. Согласно изобретению корпус (30) вращающейся электрической машины содержит одно впускное отверстие (31) и одно выпускное отверстие (32). Устройство (15) для охлаждения в корпусе (30) содержит вентилятор (12) циркуляции и включает в себя первый канал (51) циркуляции воздуха и второй канал (52) циркуляции воздуха. В первом канале (51) циркуляции воздуха воздух, принятый из впускного отверстия (31), опускается по направлению к вращающемуся валу (10), перемещается рядом с одним из подшипников и затем подается в радиальный зазор (24), чтобы перемещаться вдоль осевого направления, и проходит через радиальные канавки и выпускается из выпускного отверстия (32). Во втором канале (52) циркуляции воздух, принятый из впускного отверстия (31), отклоняется от направления перемещения к вращающемуся валу (10), перемещается с наружной стороны статора (20) в осевом направлении и затем перемещается по направлению к вращающемуся валу (10), перемещается рядом с другим подшипником и затем подается в радиальный зазор (24), чтобы перемещаться вдоль осевого направления, проходит через радиальные канавки и выпускается из выпускного отверстия (32). Технический результат - улучшение массогабаритных показателей вращающейся электрической машины с устройством ее охлаждения путем обеспечения установки данной машины вместе с ее вспомогательным оборудованием в меньшем пространстве при сохранении условий охлаждения вращающейся электрической машины. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

2427066
патент выдан:
опубликован: 20.08.2011
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения электромеханического преобразователя с жидкостным охлаждением, который предназначается преимущественно для низкооборотных устройств и может быть использован, например, в качестве электродвигателя в барабанных лебедках или мотор-колесах легких транспортных средств, в качестве электрогенератора в ветроэнергетических установках или в качестве стартер-генератора в бензо- и дизель-генераторных станциях, электромобилях с комбинированной энергоустановкой, в качестве синхронного компенсатора, двигателя для лифтов и в других устройствах, где требуются высокие удельные характеристики или расширенные функциональные возможности. Электромеханический преобразователь с жидкостным охлаждением обмоток статора содержит, по меньшей мере, одну статорно-роторную пару, в которой статор имеет силовой каркас, выполненный в виде фланца неподвижной оси преобразователя, по круговому периметру которого перпендикулярно фланцу закреплены зубцы из материала с высокой теплопроводностью, между которыми расположены на сердечниках с высокой магнитной проницаемостью обмотки статора. При этом согласно данному изобретению в указанных зубцах статора выполнены отверстия для прохода охлаждающей жидкости, а в теле фланца статора - напорный и сливной коллекторы охлаждающей жидкости, сообщающиеся с указанными отверстиями. Технический результат - повышение эффективности охлаждения обмотки статора электромеханического преобразователя, повышение его удельной мощности и вращающего момента при его низких угловых частотах вращения и заданных габаритах при одновременном уменьшении веса, а также повышение его КПД и расширение области применения. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

2422969
патент выдан:
опубликован: 27.06.2011
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С СИСТЕМОЙ ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ

Изобретение относится к области электротехники, в частности к системам охлаждения электрических машин цилиндрической конструкции. Предлагаемая электрическая машина содержит статор, имеющий обмотку статора, корпус для размещения статора, ротор и воздушный зазор, имеющий, в общем, цилиндрическую конфигурацию. Множество распределенных по окружности радиальных первых каналов охлаждающего газа, обеспечено в сердечнике статора. Струи охлаждающего газа направлены в области лобовой части обмотки, которая является относительно отдаленной от сердечника статора для того, чтобы выполнять его принудительное охлаждение. Потоки охлаждающего газа направлены к участкам лобовой части обмотки, которая находится между областями с принудительным охлаждением лобовой части обмотки и соответствующей передней поверхностью сердечника статора. При этом электрическая машина содержит, по меньшей мере, один из нагнетающего и всасывающего вентиляторов, а в указанном корпусе для размещения статора выполнены первые, вторые, третьи и четвертые отверстия. Причем нагнетающий вентилятор находится в соединении по потоку охлаждающего газа с указанными первыми каналами охлаждающего газа, а также с указанными первыми, вторыми, третьими и четвертыми отверстиями указанного корпуса; а всасывающий вентилятор находится в соединении по потоку охлаждающего газа с теми пространствами в электрической машине, которые принимают охлаждающий газ, выходящий из воздушного зазора и указанных первых, вторых, третьих и четвертых отверстий. При этом указанные первые и вторые отверстия имеют меньший диаметр, чем указанные третьи и четвертые указанные отверстия корпуса для размещения статора. Технический результат - обеспечение интенсивного охлаждения лобовой части обмотки статора электрической машины и исключение повреждения изоляции обмоточных проводов, а также низкое потребление мощности в предлагаемой конструкции системы охлаждения, пригодной для электрических машин с высокими скоростями вращения. 3 н. и 16 з.п. ф-лы, 1 ил.

2410818
патент выдан:
опубликован: 27.01.2011
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электрическим машинам с газовым охлаждением, например турбогенераторам. Предлагаемый статор турбогенератора с газовым охлаждением содержит корпус (1), сердечник (2). Между пакетами (3) сердечника расположены вентиляционные каналы. В камере высокого давления (4) размещены воздуховоды (5), которые сообщаются с камерами низкого давления, расположенными в зоне лобовых частей обмотки статора. Вентиляционные каналы объединены в группы, чередующиеся относительно плоскости симметрии (15) сердечника статора. Вентиляционные каналы группы (6) закрыты со стороны расточки сердечника. В зоне зубцов распорки установлены с обеспечением смещения потока газа в соседний вентиляционный канал через сквозные отверстия (9), в зоне ярма - с обеспечением прохода газа в четных вентиляционных каналах из камеры высокого давления в зубцовую зону, а в нечетных вентиляционных каналах - из зубцовой зоны в воздуховоды. В вентиляционных каналах группы (7) распорки обеспечивают проход газа из камеры высокого давления в канал (10), который имеет выход (14) в воздушный зазор (12) со стороны камеры низкого давления. Технический результат - улучшение охлаждения обмотки и зубцов статора за счет снижения температуры газа в зазоре между статором и ротором электрической машины. 1 ил.

2396667
патент выдан:
опубликован: 10.08.2010
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к электрическим машинам с газовым охлаждением, например турбогенераторам. Сущность изобретения состоит в том, что статор турбогенератора с эффективным газовым охлаждением обмотки и зубцов содержит корпус (1), в котором расположен сердечник (2) с обмоткой (3). Сердечник состоит из шихтованных пакетов (5) и вентиляционных каналов (7), которые образованы вентиляционными распорками (8) и закрыты со стороны расточки сердечника статора. В камере высокого давления (9), расположенной в пространстве между корпусом и сердечником, на наружной поверхности сердечника по всей его длине с шагом через одно зубцовое деление размещены воздуховоды (10). Воздуховоды сообщаются с одной стороны с вентиляционными каналами, с другой стороны с камерой низкого давления, расположенной в пространстве лобовых частей обмотки статора. В зубцовой зоне вентиляционные распорки установлены с обеспечением смещения потока охлаждающего газа в аксиальном направлении в соседний вентиляционный канал через сквозные отверстия (6). В зоне ярма вентиляционные распорки установлены с обеспечением прохода потока охлаждающего газа в четных вентиляционных каналах из камеры высокого давления в зубцовую зону, а в нечетных вентиляционных каналах из зубцовой зоны в воздуховоды. Технический результат - улучшение охлаждения обмотки и зубцов по всей длине и окружности сердечника статора путем интенсификации теплоотдачи. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

2350006
патент выдан:
опубликован: 20.03.2009
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности, к охлаждению электрических машин, и касается особенностей конструктивного выполнения их статора с жидкостным охлаждением. Сущность изобретения состоит в том, что в статоре электрической машины сердечник статора, включающий пакеты и установленные между ними тепловые элементы с каналами для охлаждения жидкости, установлен в кожухе герметично. При этом, согласно изобретению, тепловые элементы со стороны кожуха на частичной радиальной глубине выполнены уменьшенной толщины, образуя кольцевые каналы между пакетами, и снабжены с обеих сторон уплотнительными кольцами, с одной стороны внутреннего диаметра кожуха выполнен аксиальный канал с перегородками, разделяющими кольцевые каналы на группы, с противоположной стороны кожуха выполнен другой аксиальный канал с другими разделяющими перегородками, оба канала с соответствующими перегородками образуют цепное соединение групп каналов и снабжены входным и выходным патрубками. Технический результат - уменьшение трудоемкости изготовления статора при одновременном повышении его надежности. 3 ил.

2347308
патент выдан:
опубликован: 20.02.2009
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к охлаждению электрических машин с газовым охлаждением - с аксиальным охлаждением ротора и тангенциальным охлаждением статора. Сущность данного изобретения состоит в том, что в статоре электрической машины с газовым охлаждением, содержащем сердечник с зубцовой зоной и зоной ярма с радиальными вентиляционными каналами, а также кожух и продольные перегородки, установленные между кожухом и сердечником с образованием чередующихся зон высокого и низкого давления, согласно данному изобретению сердечник снабжен тепловыми элементами, установленными в зубцовой зоне вентиляционных каналов с частичным выступанием в зону ярма сердечника статора. Технический результат, достигаемый при использовании данного изобретения, состоит в улучшении охлаждения электрических машин с малым значением воздушного зазора путем повышения эффективности охлаждения зубцовой зоны сердечника статора электрической машины. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

2295819
патент выдан:
опубликован: 20.03.2007
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ГАЗОВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к крупным электрическим машинам, например, к турбогенераторам. Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, состоит в обеспечении гарантированного повышения эффективности охлаждения обмоток и сердечников статора и ротора крупной электрической машины. Указанный технический результат достигается тем, что в электрической машине с обмоткой ротора, охлаждаемой газом из воздушного зазора с помощью системы "заборник-дефлектор", и с обмоткой статора, закрепленной в пазах сердечника статора составными по длине клиньями с выступами, выступающими в область воздушного зазора, последние устанавливаются в зоне расположения упомянутых заборников. Установка чередующихся по длине сердечника статора групп пазовых клиньев, выступающих в воздушный зазор и расположенных напротив заборников обмотки ротора, практически не ухудшая условий охлаждения ротора, даст ощутимый эффект в улучшении охлаждения обмоток и сердечников статора и ротора электрической машины путем устранения эффекта местного повышения давления перед выступающими клиньями статора в зоне расположения дефлекторов обмотки ротора. 2 ил.

2284626
патент выдан:
опубликован: 27.09.2006
СЕРДЕЧНИК ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам, и касается выполнения сердечников их статоров. Сущность изобретения состоит в следующем. Сердечник статора собран из листов сегментов электротехнической стали (1) с выштампованными в них отверстиями (2, 3), образующими в нем аксиальные вентиляционные каналы по всей его длине. Отверстия одной группы (2) в сегментах чередуются с отверстиями (3) другой группы, смещенной относительно отверстий первой группы, с образованием в собранном сердечнике аксиальных каналов с соответствующей смещению величиной шероховатости. Технический результат - повышение эффективности охлаждения и к.п.д. электрической машины. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

2260238
патент выдан:
опубликован: 10.09.2005
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ВОЗДУШНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в электрических машинах с воздушным охлаждением. Электрическая машина содержит корпус статора 1 с воздуховодом 2, сердечник статора с ветреницами 3. Ветреница 3 состоит из дистанционной распорки 4 и листа ветреницы. Дистанционные распорки 4, создающие радиальные вентиляционные каналы в сердечнике статора, выполнены с гибами из стального профиля с возможностью обеспечения радиальных вентиляционных каналов в сердечнике статора шириной менее 10 мм и зафиксированы в просечках листа ветреницы. Расположение гибов на дистанционной распорке 4 и просечек на листе ветреницы обеспечивает уплотнение между дистанционной распоркой ветреницы и корпусом статора. Технический результат заключается в улучшении охлаждения статора и улучшении электромагнитных характеристик машины. 3 ил.

2258294
патент выдан:
опубликован: 10.08.2005
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в крупных электрических машинах, например в турбогенераторах с напосредственным охлаждением сердечника статора. Статор электрической машины содержит шихтованный сердечник 1, стянутый установленными с зазором в аксиальных отверстиях 6 ярма сердечника немагнитными шпильками 2, изолированными от сердечника 1. Немагнитные шпильки 2 установлены на эластичные изоляционные опоры 8, которые размещены в кольцевых канавках 9 сердечника. Опоры 8 имеют диаметр, больший аксиального отверстия ярма сердечника под шпильку, и разнесены с определенным шагом по длине шпильки для обеспечения отстройки частот собственных колебаний шпильки от частот колебаний сердечника. В местах расположения эластичных изоляционных опор 8 выполнены боковые пазы, ориентированные в тангенциальном направлении. Технический результат заключается в повышении эксплуатационной надежности электрической машины. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

2258293
патент выдан:
опубликован: 10.08.2005
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, касается охлаждения статора электрической машины. Технический результат – повышение эффективности охлаждения всех активных частей статора электрической машины, что позволяет уменьшить расход электротехнических материалов и снизить себестоимость электрической машины. Сущность изобретения состоит в следующем. Система охлаждения состоит из сердечника (1) статора, в пазы (3) которого уложена обмотка (2), и вентиляционных каналов, образованных с помощью дистанционных распорок (5) и сообщающихся с пространством между спинкой статора и корпусом. При этом, согласно изобретению, пазы (3) снабжены подпазовыми каналами (4), сообщающимися с пространством за торцевыми частями сердечника (1) статора, а в вентиляционных каналах установлены U–образные дистанционные распорки (6), боковые образующие которых обращены в сторону расточки статора и охватывают подпазовые каналы (4) и пазы (3). 2 ил.

2246786
патент выдан:
опубликован: 20.02.2005
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в синхронных электрических машинах. Сущность изобретения состоит в том, что статор электрической машины содержит набранный из листов сегментов электротехнической стали сердечник (1) с аксиальными щелевыми каналами (6) в спинке (5) и зубцах (4). На боковых поверхностях зубцов сегментов, в местах прилегания к ним стержней статорной обмотки, выполнены пазы (8) шириной меньше высоты стержня. Конфигурация пазов может быть различной. Технический результат - повышение эффективности охлаждения и к.п.д. электрической машины. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

2236076
патент выдан:
опубликован: 10.09.2004
ОХЛАДИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ВЫСОКОВОЛЬТНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроения и может быть использовано в высоковольтных электрических машинах, в частности в турбогенераторах с номинальным напряжением 110 кВ и выше. Сущность изобретения состоит в следующем. Охладительный элемент высоковольтной электрической машины состоит из литого металлического корпуса, повторяющего по конфигурации лист электротехнической стали с заложенными в корпус охладительными металлическими трубками. Корпус охладительного элемента выполнен с закрытыми замкнутыми пазами, общее количество которых в сердечнике составляет не менее половины всех пазов сердечника статора, при этом водоохладительные трубки, проходящие по перемычкам, образующим замкнутые пазы, располагаются так, что они образуют различные сочетания как по количеству водоохладительных трубок, так и по подключению их к сливному и напорному коллекторам. Технический результат - повышение механической прочности охладительного элемента за счет перемычек пазов корпуса, обеспечение возможности расположения водоохладительных трубок охладительного элемента по контуру закрытого паза с сохранением номинального сечения внутреннего канала трубок в местах изгиба, охватывающего паз, изменение направления тока охлаждающей жидкости в охладительных трубках для создания эффективного охлаждения сердечника статора. 7 з.п. ф-лы, 6 ил.
2226025
патент выдан:
опубликован: 20.03.2004
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается систем охлаждения статоров посредством жидкого хладагента (охлаждающего агента), например воды или масла. Сущность изобретения заключается в том, что элементы конструкции статора электрической машины, выделяющие тепло - обмотка якоря, и отводящие тепло - обмотка охлаждения, размещены в пазах сердечника статора соответственно по внутреннему и наружному диаметрам сердечника. Трубки обмотки охлаждения размещены в пазах в два слоя и соединены в параллельные ветви таким образом, что потоки охлаждающего агента в ветвях направлены по окружности статора навстречу друг другу. Такое соединение исключает влияние подогрева охлаждающего агента по мере его прохождения по обмотке охлаждения. Предлагаемое взаимное расположение данных обмоток обеспечивает хороший отвод тепла от обмотки якоря. В то же время в трубках обмотки охлаждения не генерируется ЭДС, так как они располагаются вне зоны основного магнитного потока. Технический результат изобретения состоит в повышении технологичности изготовления статора электрической машины, эффективности ее работы и надежности системы охлаждения. 7 з.п. ф-лы, 3 ил.
2223584
патент выдан:
опубликован: 10.02.2004
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к системам вентиляции обмотки статора. Технический результат изобретения, заключающийся в более эффективном охлаждении пазовой и зубцовой зон, достигается за счет того, что в системе вентиляции электрической машины, содержащей сердечник статора с уложенной в пазы обмоткой, закрытые пазовыми клиньями, радиальные каналы соседних зубцов, образованные дистанционными распорками, под пазовыми клиньями размещены тангенциальные каналы, выполненные сквозными, соединяющими радиальные каналы соседних зубцов, образуя единый радиально-тангенциальный канал с входом и выходом охлаждающего воздуха со стороны спинки статора. 2 ил.
2220491
патент выдан:
опубликован: 27.12.2003
СЕРДЕЧНИК СТАТОРА ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОРА

Изобретение относится к электротехнике, а именно к конструкциям сердечников статоров электрических машин со средствами увеличения скорости теплообмена внутри каналов охлаждения сердечника. Сущность изобретения состоит в том, что в сердечнике статора электрогенератора смежные пакеты сложенных слоев отделяются множеством радиально простирающихся распорных блоков, а каждая смежная пара распорных блоков определяет совместно со смежными разделенными в направлении оси слоями канал охлаждения. При этом согласно изобретению в каждом канале охлаждения содержится множество элементов турбуляторов, каждый из которых имеет в указанном канале выступ, по меньшей мере, из одной стороны указанных смежных разделенных в направлении оси слоев. Технический результат от использования данного изобретения состоит в значительном увеличении выходной мощности электрогенераторов и в снижении шума путем уменьшения падения температуры между обмотками статора и температурой охлаждающего газа, снижения паразитных потерь на перекачивание потока охлаждающего газа, а также в том, что данное изобретение обеспечивает полностью пассивный метод увеличения теплопередачи при одновременной простоте изготовления сердечника. 11 з.п. ф-лы, 6 ил.
2210157
патент выдан:
опубликован: 10.08.2003
КОНЦЕВАЯ ПЛИТА

Изобретение относится к электротехнике, а именно к конструкциям вращающихся электрических машин. Концевая плита 1 для статора вращающейся электрической машины, обмотка которого выполнена из кабеля, снабжена осевыми пазами 2 для обмотки, соответствующими статору, и осевыми отверстиями 19, 21, 22 для охлаждающих трубок, соответствующих статору, концевая плита 1 снабжена, по меньшей мере, одним изгибающим элементом 20, 23, предварительно сформированным в ней, для охлаждающих трубок, которые могут быть вставлены в указанные отверстия 19, 21, 22. Также предложен способ поддерживания и защиты охлаждающей трубки в первом осевом отверстии на ее выходе из статора вращающейся электрической машины, в соответствии с которым концевую плиту, снабженную изгибающими элементами, прикладывают к концу статора и изгибают охлаждающую трубку вокруг изгибающего элемента перед тем, как ее либо вставляют во второе осевое отверстие, либо выводят из статора. Предложена также вращающаяся электрическая машина, содержащая концевую плиту, выполненную согласно данному изобретению. Технический результат от использования изобретения состоит в улучшении условий непосредственно охлаждения статора вращающейся электрической машины, в частности его зубцов, с использованием охлаждающих трубок, которые обеспечены в данном случае защитой от механических напряжений с помощью прилагаемой концевой плиты. 3 с. и 17 з.п.ф-лы, 12 ил.
2202848
патент выдан:
опубликован: 20.04.2003
ВРАЩАЮЩАЯСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ОСЕВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей выполнения вращающихся электрических машин с осевым охлаждением, которые прежде всего предназначены для работы на электростанциях и производства электроэнергии. Сущность изобретения состоит в том, что вращающаяся электрическая машина, содержащая статор и по меньшей мере одну обмотку, отличается тем, что она содержит обмотку с системой изоляции, включающей по меньшей мере два полупроводящих слоя, каждый из которых образует по существу эквипотенциальную поверхность, и твердую изоляцию, расположенную между ними, причем по меньшей мере один зубец 4 статора в секторе 18 зубца снабжен по меньшей мере одним охлаждающим каналом, идущим по существу в осевом направлении и соединенным с контуром охлаждения, в котором находится хладагент для циркуляции. В частности, предложена высоковольтная вращающаяся электрическая машина. Технический результат от использования данного изобретения состоит в создании системы охлаждения высоковольтной электрической машины, работающей в диапазоне от 10 кВ до напряжения силовой электросети без промежуточного трансформатора. 6 с. и 45 з.п.ф-лы, 8 ил.
2193813
патент выдан:
опубликован: 27.11.2002
ПОЛЮС ПОГРУЖНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения полюса погружной электрической машины с жидкостным охлаждением, предназначенным для электрических машин, используемых, например, для электромагнитного перемешивания жидкого металла на машинах непрерывного литья заготовок. Сущность изобретения: полюс погружной электрической машины с жидкостным охлаждением, содержащий сердечник и обмотку из водостойкого обмоточного провода, снабжен элементами из немагнитного материала, закрепленными на сердечнике или каркасе с шагом не более 1/4 периметра намотки по всему периметру намотки и не менее одного диаметра или стороны прямоугольного обмоточного провода по высоте сердечника или упомянутого каркаса, установленного на данном сердечнике. При этом между элементами из немагнитного материала размещена обмотка и/или ее секции, а элементы из немагнитного материала образуют каналы для охлаждения проводов обмотки. Технический результат: улучшение охлаждения, повышение надежности и упрощение конструкции предлагаемого полюса погружной электрической машины с жидкостным охлаждением. При необходимости предложенный полюс можно разобрать, перемотать обмотку полюса и восстановить его. Таким образом достигается и повышение ремонтопригодности полюса предлагаемой конструкции. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.
2150776
патент выдан:
опубликован: 10.06.2000
Наверх