Системы регулирования движения для воздушного транспорта – G08G 5/00

МПКРаздел GG08G08GG08G 5/00
Раздел G ФИЗИКА
G08 Сигнализация
G08G Системы регулирования движения транспортных средств
G08G 5/00 Системы регулирования движения для воздушного транспорта

G08G 5/02 .вспомогательные устройства автоматической посадки, т.е. приборы, в которых информация о полете приземляющихся средств воздушного транспорта обрабатывается с целью получения посадочных данных
средства обеспечения посадки, установленные внутри или снаружи летательного аппарата,  B 64D 45/04; визуальные или акустические средства обеспечения посадки  B 64F 1/18
G08G 5/04 .устройства для предотвращения столкновений 
G08G 5/06 .для управления воздушным транспортом, находящимся на земле

Патенты в данной категории

ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА СБОРА, КОНТРОЛЯ, ОБРАБОТКИ И РЕГИСТРАЦИИ ПОЛЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Изобретение относится к области авиационной техники и предназначено для реализации на борту самолета функций аудио- и видеонаблюдения, автоматического сбора данных и регистрации путем записи речевой, звуковой, видео- и параметрической информации в защищенных бортовых накопителях. Техническим результатом является повышение надежности. Интегрированная система сбора, контроля, обработки и регистрации полетной информации содержит защищенные бортовые накопители параметрической, звуковой и визуальной информации, размещенные в кабине пилотов микрофоны и по крайней мере одну зональную видеокамеру, коммутируемую бортовую сеть связи, комбинированный блок сбора полетных данных, снабженный входными портами для получения данных от набора датчиков, установленных в самолетных системах и в оборудовании самолета, и выходными портами для передачи данных в защищенные бортовые накопители и в телеметрическое устройство, предназначенное для передачи данных из самолета, пульт управления и связи. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

2528092
выдан:
опубликован: 10.09.2014
СИСТЕМА ОБНАРУЖЕНИЯ ПОМЕХ ДЛЯ ПОСАДКИ И ВЗЛЕТА ВЕРТОЛЕТА

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам бортового оборудования вертолетов. Система обнаружения помех для посадки и взлета вертолета включает ультразвуковые устройства сканирования (1), каждое из которых состоит, по меньшей мере, из средств для передачи ультразвукового сигнала в направлении вниз и получения отраженного ультразвукового сигнала. Средства передачи и получения сигнала установлены, по меньшей мере, в лопастях (2) несущего винта вертолета (3) на удалении от оси его вращения или смежно их концам и связаны с бортовой вычислительной системой вертолета или с самостоятельной вычислительной системой для визуального отображения данных на доступном пилоту мониторе о рельефе расположенной под вертолетом поверхности и/или данных об опасных препятствиях. Повышается точность данных о рельефе поверхности под вертолетом на площади, необходимой для выполнения маневрирования при выполнении взлета и посадки. 4 з.п. ф-лы, 13 ил.

2523855
выдан:
опубликован: 27.07.2014
СПОСОБ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И БЕСПИЛОТНАЯ АВИАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Группа изобретений относится к средствам измерения и управления для широкого класса беспилотных систем, и в частности для беспилотных авиационных систем. Способ дистанционного управления полетом БПЛА заключается в передаче данных через радиоканал. На БПЛА от пункта управления передаются данные о давлении атмосферы на посадочной позиции БПЛА. С учетом переданных данных на борту БПЛА определяют барометрическую высоту полета относительно посадочной позиции, по которой осуществляют управление высотой полета. Предложена беспилотная авиационная система, пункт управления которой выполнен с возможностью определения и передачи по радиоканалу на БПЛА данных о давлении атмосферы на посадочной позиции, а БПЛА выполнен с возможностью автономного управления полетом с учетом этих данных. Достигается возможность повышения безопасности полета БПЛА в беспилотных авиационных системах. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

2523613
выдан:
опубликован: 20.07.2014
СПОСОБ ПОМОЩИ В НАВИГАЦИИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРАЕКТОРИИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к области авиации, в частности к области способов помощи в навигации для определения траектории летательного аппарата. Технический результат - ограничение использования процедур увода при потере спутниковой навигационной информации, что позволяет уменьшить насыщенность воздушного пространства и ограничить затраты и продолжительность полетов. Способ помощи в навигации заключается в определении будущей траектории захода на посадку, с помощью произведения оценки прогнозируемых безопасных радиусов на будущей траектории, основанной на вычислении предельного момента, начиная с которого прогнозируемый безопасный радиус превышает или равен пределу выдачи тревожного сигнала и вычисления предельного момента ухода, который соответствует максимальному моменту, в который летательный аппарат должен покинуть заранее определенную траекторию, по которой он двигался, чтобы иметь возможность выйти на безопасную высоту. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 5 ил.

2523183
выдан:
опубликован: 20.07.2014
СПОСОБ И СИСТЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА НАЗЕМНЫМ ДВИЖЕНИЕМ ПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ В ПРЕДЕЛАХ УСТАНОВЛЕННОЙ ЗОНЫ АЭРОДРОМА

Группа изобретений относится к системам контроля и управления движением воздушных судов. Способ наблюдения за наземным движением подвижных объектов в пределах установленной зоны аэродрома, представленной взлетно-посадочными полосами, рулежными дорожками и местами стоянки воздушных судов и обслуживающей техники, включает использование подключенного к когерентному оптическому рефлектометру чувствительного волоконно-оптического кабеля в качестве виртуальных датчиков вибраций. Проводят привязку координат топографических точек на площади поверхности в пределах установленной зоны аэродрома к местоположению виртуальных датчиков вибраций. В процессе наблюдения измеряют амплитуды и фазы регистрируемых вибраций и проводят совместную обработку полученной информации. Система для реализации способа включает чувствительный волоконно-оптический кабель, подключенный к когерентному оптическому рефлектометру и расположенный в пределах установленной зоны аэродрома вдоль взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и мест стоянок воздушных судов и/или обслуживающей техники. Расположение кабеля в плане повторяет конфигурацию расположения взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и мест стоянок воздушных судов и обслуживающей техники. Достигается расширение функциональных возможностей. 2 н. и 14 з.п. ф-лы, 4 ил.

2521450
выдан:
опубликован: 27.06.2014
КОМПЛЕКС БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВЕРТОЛЕТА

Изобретение относится к бортовому оборудованию летательных аппаратов. Комплекс бортового оборудования вертолета содержит комплексную систему электронной индикации и сигнализации, пилотажный комплекс вертолета, пилотажно-навигационную аппаратуру, систему управления общевертолетным оборудованием, информационный комплекс высотно-скоростных параметров, пульты управления общевертолетным оборудованием, систему регулирования внутрикабинного освещения, интегрированную систему резервных приборов, ответчик системы управления воздушным движением, малогабаритную систему сбора и регистрации, комплекс средств связи, генератор цифровых карт, метеонавигационную радиолокационную систему, систему раннего предупреждения близости земли, бортовую систему диагностики вертолета, комплект внутреннего светотехнического и светосигнального оборудования, пульты-вычислители навигационные, аварийные спасательные радиомаяки, систему табло аварийной и уведомляющей сигнализации, основной канал информационного обмена, аудиоканал информационного обмена. Достигается расширение эксплуатационных возможностей, повышение безопасности пилотирования и эффективности применения вертолета, повышение надежности работы комплекса. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

2520174
выдан:
опубликован: 20.06.2014
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ДИСТАНЦИЙ МЕЖДУ ВЕДУЩИМ И ВЕДОМЫМ САМОЛЕТАМИ ПРИ ПОЛЕТЕ ПО МАРШРУТУ С ЭШЕЛОНИРОВАНИЕМ ПО ВЫСОТЕ

Изобретение относится к области управления летательными аппаратами и предназначено для использования при решении задачи обеспечения контроля дистанций между ведущим и ведомым самолетами как в аварийных ситуациях, связанных с отказом штатных средств измерения дистанций, так и в условиях, когда по соображениям скрытности эти средства не включаются. Для контроля дистанции используют станции предупреждения о радиолокационном облучении (СПО) самолета и бортовые источники радиоизлучения (БИРИ), размещаемые на ведущем и ведомом самолетах. Частоты БИРИ заранее заносятся в банк данных СПО и их разнос должен составлять 500-1000 МГц. При контроле дистанций с борта ведомого самолета на ведущем самолете производят включение БИРИ на излучение сигналов, а на ведомом самолете выключают питание собственного БИРИ и в качестве приоритетной цели для СПО задают БИРИ ведущего самолета, параметры которого уже ранее внесены в банк данных СПО. На борту ведомого самолета принимаются сигналы передатчика БИРИ ведущего самолета и передаются в пеленгационную аппаратуру СПО. Определяют угловые направления в вертикальной и горизонтальной плоскости на БИРИ, размещенном на ведущем самолете, а по значениям измеренной частоты идентифицируют ведущий самолет. С использованием определенных по индикатору СПО угловых положений БИРИ ведущего самолета в горизонтальной и вертикальной плоскостях и разности высот полета ведущего и ведомого самолетов вычисляют дистанцию и интервал до ведущего самолета. Значения высоты полета ведущего самолета, необходимые для вычисления разности высот, передаются на ведомый самолет по его запросу. При контроле дистанций с борта ведущего самолета угловые координаты ведомого самолета определяются с помощью СПО ведущего самолета по сигналам БИРИ ведомого самолета. Предложенный способ обеспечивает достаточную для безопасного самолетовождения по маршруту точность определения линейных дистанций между ведущим и ведомым самолетами. 2 ил.

2510082
выдан:
опубликован: 20.03.2014
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к области техники, занимающейся разработкой бортовой аппаратуры и бортовых систем летательных аппаратов (ЛА), обеспечивающих как безопасность полетов, так и безопасность наземных объектов. Для предотвращения несанкционированного использования летательных аппаратов используют бортовую аппаратуру и аппаратуру, размещаемую на пункте управления воздушным движением для определения координат и параметров движения (ЛА), прогнозирования возможности нештатного изменения траектории полета. По полученным данным определяют и обрабатывают сложные сигналы, обладающие высокой энергетической и структурной скрытностью. Достигается повышение помехоустойчивости и надежности дуплексной радиосвязи между пунктом управления воздушным движением и летательным аппаратом путем подавления ложных сигналов (помех), принимаемых по зеркальным и комбинационным каналам. 4 ил.

2509373
выдан:
опубликован: 10.03.2014
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ ПРИ ЗАХОДЕ НА ПОСАДКУ

Изобретение предназначено для применения в области авиационного приборостроения, в частности в пилотажно-навигационном оборудовании летательных аппаратов (ЛА). Технический результат - повышение надежности и безопасности совершения посадки ЛА, увеличение точности формирования заданной траектории посадки. Способ управления ЛА при заходе на посадку включает измерение параметров движения ЛА, коррекцию, с помощью любого из известных методов комплексной обработки информации, погрешностей параметров движения по данным от спутниковой навигационной системы, формирование, на основе откорректированных координат ЛА и координат торцов взлетно-посадочной полосы (ВПП), курса ВПП, длины ВПП, дальности до ближнего торца ВПП, высоты ЛА относительно ВПП, автоматическое или ручное управление угловым положением ЛА по крену и тангажу с учетом сигналов углов отклонения по курсу и глиссаде, дополнен операциями, в соответствии с которыми для формирования заданной траектории посадки задают угол наклона траектории посадки, размещают под точкой стандартного размещения курсового радиомаяка на продолжении заданной траектории посадки виртуальный курсо-глиссадный радиомаяк (ВКГРМ) и формируют его пеленг и угол места, а углы отклонения по курсу и глиссаде от траектории посадки формируют соответственно как рассогласование пеленга ВКГРМ и курса ВПП и как рассогласование угла места ВКГРМ и заданного экипажем угла наклона траектории посадки. 5 ил.

2496131
выдан:
опубликован: 20.10.2013
СИСТЕМА ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ЗАХОДА САМОЛЕТОВ НА ПОСАДКУ ПО РАДИОМАЯКАМ, ОБОЗНАЧАЮЩИМ НАЧАЛО ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСЫ

Изобретение относится к инструментальным системам захода самолетов на посадку. Система содержит два радиомаяка, два радиокомпаса, вычислительное устройство. Радиомаяки размещены в начале взлетно-посадочной полосы (ВПП) слева и справа от оси ВПП на одинаковом расстоянии. Радиомаяки работают каждый на своей частоте. Радиокомпасы установлены на самолете и настроены каждый на частоту своего радиомаяка. Вычислительное устройство системы по базовому расстоянию между радиомаяками и разнице значений углов определяет направление и расстояние до начала ВПП с отображением местоположения начала ВПП на экране дисплея. Технический результат заключается в повышении безопасности посадки самолета на ВПП. 2 ил.

2492525
выдан:
опубликован: 10.09.2013
СПОСОБ СИГНАЛИЗАЦИИ ПРИВОДНЕНИЯ И ВЗЛЕТА С ВОДНОЙ ПОВЕРХНОСТИ САМОЛЕТА-АМФИБИИ

Изобретение относится к гидроавиации, в частности к самолетам-амфибиям, и предназначено для использования в автоматических системах управления посадкой и взлетом с водной поверхности самолетов-амфибий. Согласно предложенному способу измеряют и сравнивают высоту перемещения самолета-амфибии с верхним и нижним порогами заданного диапазона высот и гидродинамическое воздействие среды на днище лодки самолета-амфибии с заданным порогом вибраций. Если значение измеренной высоты находится между нижним и верхним порогами, то при значении гидродинамического воздействия выше порога вибраций принимается решение «Вода», при значении гидродинамического воздействия ниже порога вибраций - решение «Воздух». Независимо от значения гидродинамического воздействия при значении измеренной высоты выше верхнего порога принимается решение «Воздух», а при значении высоты ниже нижнего порога - решение «Вода». Изобретение повышает достоверность сигнализации моментов касания днищем лодки самолета-амфибии водной поверхности при переходе из воздушной среды в водную и отрыва днища лодки самолета-амфибии от водной поверхности при взлете, а также нахождения на плаву и в воздухе. 1 ил.

2492121
выдан:
опубликован: 10.09.2013
СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ РАДИОНАВИГАЦИОННЫХ И АВТОНОМНЫХ СРЕДСТВ НАВИГАЦИИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ПАРАМЕТРОВ САМОЛЕТОВОЖДЕНИЯ

Изобретение относится к системам навигации летательных аппаратов (ЛА), а именно к обработке информации в навигационно-пилотажных комплексах. На борту ЛА расположены: инерциальная навигационная система (ИНС), радионавигационный корректор - спутниковая навигационная система (СНС) и автономный корректор данных ИНС - вычислительный блок корреляционно-экстремальной обработки информации (КЭОИ). Наземная часть системы выполнена на персональной электронной вычислительной машине (ПЭВМ). Оценки координат, получаемые по полетным данным и в результате сопровождающего математического моделирования, объединяются по критериям однородности и принадлежности одной и той же генеральной совокупности и статистически обрабатываются. Для визуализации и последующего анализа результатов полета в динамике введен блок оценки, анализа и визуализации (ОАВ) траектории ЛА в эталонной среде в формате 3D. Повышается автономность, надежность и точность определения действительных значений координат самолетовождения. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

2487419
выдан:
опубликован: 10.07.2013
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВИХРЕВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к способам обеспечения безопасности эксплуатации летательных аппаратов. Заявленный способ включает передачу летательным аппаратом (ЛА)-генератором информации о создаваемом им вихревом следе, скорости полета, координатах, времени передачи путем радиосвязи "борт-борт" в радиовещательном режиме и/или в режиме "точка-точка" и последующий прием этой информации ЛА-абонентом или ЛА-абонентами, при этом соответствующий ЛА-абонент производит текущие, соответствующие параметрам приходящего к нему вихревого следа от ЛА-генератора расчеты величины действующего на него возмущающего момента крена и измерения вихревой обстановки перед ЛА-абонентом, проводит расчеты возмущающего момента крена, производит сравнение величин возмущающего момента крена, рассчитанных по результатам этих измерений, с величинами возмущающего момента крена, полученных расчетом на основании переданной информации с ЛА-генератора, при этом требуемые для определения вихревой обстановки перед ЛА-абонентом данные получают путем измерений с помощью датчиков статического давления, устанавливаемых в передних "критических" точках его крыльев, причем наибольшее из вычисленных значений возмущающего момента крена выбирают как ожидаемое воздействие вихревого следа на ЛА-абонент и выбранную величину в качестве корректирующей вводят в систему управления ЛА-абонента. Достигаемый технический результат - повышение безопасности эксплуатации ЛА в полете. 3 ил.

2477893
выдан:
опубликован: 20.03.2013
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛА КРЕНА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Изобретение предназначено для использования в пилотажно-навигационных системах ориентации летательного аппарата при заходе на посадку по приборам. Способ измерения угла крена и устройство для его реализации заключаются в том, что из точки с известными координатами излучают горизонтально линейно поляризованные электромагнитные волны, при этом на борту летательного аппарата осуществляют прием электромагнитных волн и по измеренным амплитудам синфазных ортогонально линейно поляризованных составляющих принятого сигнала определяется угол крена. Достигаемым техническим результатом является исключение постоянного накапливания с течением времени ошибки измерений и нечувствительность к перегрузкам, которые возникают в случае нестационарного режима полета. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.

2475863
выдан:
опубликован: 20.02.2013
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛА КРЕНА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Изобретение относится к радионавигации и может использоваться в системах посадки летательных аппаратов по приборам. По сравнению с существующими инерциальными системами ориентации предлагаемые способ и устройство измерения угла крена летательного аппарата основаны на другом физическом принципе и используют радиотехнические средства навигации. Способ измерения угла крена заключается в том, что из точки с известными координатами излучают горизонтально линейно поляризованные электромагнитные волны. На борту летательного аппарата осуществляют прием электромагнитных волн приемной антенной, собственная поляризация которой вращается с некоторой частотой. По измеренной, на выходе приемника, фазе спектральной составляющей на удвоенной частоте вращения плоскости поляризации принимаемых сигналов определяется угол крена летательного аппарата. Достигаемый технический результат заявляемых способа и устройства, по сравнению с широко используемыми гироскопическими системами ориентации, заключается в исключении постоянного накапливания с течением времени ошибки измерения. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

2475862
выдан:
опубликован: 20.02.2013
СИСТЕМА И СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ И/ИЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТАМИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Группа изобретений относится к технике обеспечения безопасности полетов и/или управления полетами для летательных аппаратов (1, 2). По меньшей мере, одна передающая станция (3, 4) в летательном аппарате (1, 2), безопасность которого и/или управление полетом которого обеспечивается, посылает вещательный сигнал (5, 6), который принимается, по меньшей мере, одной из спутниковых приемных станций (20), находящихся на расстоянии друг от друга, которая передает, по меньшей мере, часть содержащихся в вещательном сигнале (5, 6) данных на наземный контрольный пункт спутниковой системы и далее центру (11) безопасности полетов и/или управления полетами или другим организациям. Для реализации обширной, предпочтительно глобальной системы контроля воздушного пространства с минимальными расходами и затратами предлагается, что, по меньшей мере, часть приемных станций выполняется в виде спутниковых приемных станций (20), причем вещательный сигнал (5, 6), отправленный, по меньшей мере, одной передающей станцией (3, 4) летательного аппарата (1, 2), безопасность которого и/или управление полетом которого обеспечивается, принимается, по меньшей мере, одной из спутниковых приемных станций (20), и, по меньшей мере, часть содержащихся в вещательном сигнале (5, 6) данных по радиоканалу (21; 25, 27) передается наземному контрольному пункту спутниковой системы и далее центру (11) безопасности полетов и/или управления полетами или другим организациям. Группа изобретений обеспечивает безопасность полетов и управления полетами на основе вещательных сигналов с зоной покрытия по всему миру по возможности с минимальными затратами и расходами. При этом реализуется планирование безопасности полетов и управления полетами на долгосрочной основе, а значит, и с максимально возможной безопасностью и надежностью. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 3 ил.

2471245
выдан:
опубликован: 27.12.2012
СПОСОБ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВИХРЕВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Предлагаемое изобретение может быть использовано для предупреждения о возможности попадания летательного аппарата (ЛА) в зону вихревого следа. Сущность изобретения состоит в том, что способ информационного обеспечения вихревой безопасности полета летательных аппаратов характеризуется осуществлением радиосвязи «борт-борт» и «борт-система управления воздушным движением (УВД)» в радиовещательном режиме и/или в режиме «точка-точка» с передачей информации каждым ЛА-генератором вихревого следа о параметрах создаваемого ими вихревого следа, получаемых путем измерений и/или расчета в самолетной системе координат ЛА-генератора вихревого следа, приемом этой информации каждым другим ЛА и/или системой УВД, являющимися абонентами, находящихся в зоне доступности передатчика соответствующего ЛА-генератора вихревого следа, последующим расчетом в системе координат абонентов последствий воздействия этого вихревого следа и анализом этой информации абонентами, при этом в передаваемую информацию ЛА-генератора вихревого следа включают данные параметров вихревого следа в самолетных координатах этого ЛА, а также сообщают скорость, направление полета ЛА-генератора вихревого следа и время передачи им информации, а принимающие информацию абоненты оценивают возможность прохождения зоны создаваемого ЛА-генератором вихревого следа ориентируясь на время существования вихревого следа, и, в случае необходимости, проводят измерения характеристик атмосферы и/или учитывают поступающие от системы УВД данные, необходимые для соответствующего расчета вихревого следа. При этом время существования создаваемого ЛА-генератором вихревого следа определяют по величине времени Т его турбулентной диффузии, которое определяют из соотношения: T= 4 VL3/4G, где - плотность воздуха, V - скорость полета, L - размах крыла самолета, b - расстояние между вихрями следа, G - вес самолета. Достигаемым техническим результатом изобретения является повышение безопасности полета ЛА за счет оповещения о возможности попадания соответствующего ЛА в зону вихревого воздействия. 2 з.п. ф-лы.

2469411
выдан:
опубликован: 10.12.2012
СПОСОБ ОПОВЕЩЕНИЯ О РАСПОЛОЖЕНИИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ОТНОСИТЕЛЬНО ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫХ ПОЛОС ПРИ ЗАХОДЕ НА ПОСАДКУ И ПРИ ДВИЖЕНИИ ПОСЛЕ ПРИЗЕМЛЕНИЯ

Изобретение относится к области управления воздушным движением, а именно к области посадки летательных аппаратов (ЛА) на взлетно-посадочную полосу (ВПП). Способ заключается в том, что непрерывно контролируют наличие сигнала «шасси обжато». В случае отсутствия упомянутого сигнала на основании информации о координатах ЛА от бортовых датчиков, информации от пилота о номере назначенной для посадки взлетно-посадочной полосы и информации аэронавигационной базы данных о параметрах взлетно-посадочной полосы рассчитывают заданную глиссаду на назначенную взлетно-посадочную полосу. Контролируют непревышение допустимого диапазона относительной ошибки вычисления отклонения ЛА от плоскости глиссады. До достижения граничного расстояния ведут определение отклонений ЛА от плоскостей курса и глиссады. После достижения граничного расстояния переходят к определению упомянутых отклонений. При наличии сигнала «шасси обжато» и с учетом аэронавигационной базы данных, параметров и динамических возможностей ЛА определяют зону допустимых отклонений от оси взлетно-посадочной полосы. Вычисляют боковые отклонения ЛА от оси взлетно-посадочной полосы. В кабине экипажа формируют оповещение об упомянутых отклонениях в виде отображений на приборной панели и на лобовом стекле в идентичных графических ориентирах. Технический результат заключается в повышении надежности посадки летательного аппарата. 12 з.п. ф-лы, 13 ил.

2465652
выдан:
опубликован: 27.10.2012
СИСТЕМА И СПОСОБ ДЛЯ РАСПОЗНАВАНИЯ МАНЕВРОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Группа изобретений относится к технике распознавания маневров для транспортного средства в конфликтных ситуациях. Множество точек уклонения рассчитываются для условий транспортного средства, а также объекта, в которых транспортное средство будет уклоняться от соударения с, по меньшей мере, одним другим объектом посредством диапазона расстояний уклонения. Точки уклонения отображаются из условия, чтобы множество точек уклонения, в которых транспортное средство уклонялось бы от соударения посредством заданного расстояния уклонения, указывающего на заданную степень конфликта, было визуально отличимым от других точек уклонения, в которых транспортное средство уклонялось бы от соударения посредством более больших расстояний уклонения, указывающих на меньшую степень конфликта. Результирующее отображение показывает изменяющиеся степени потенциального конфликта для представления в отображении направленного вида диапазона доступных маневров для транспортного средства в соответствии с изменяющимися степенями конфликта. Группа изобретений обеспечивает предоставление отображения для транспортного средства, позволяющее немедленно информировать пилота о потенциальной конфликтной ситуации и выдавать индикацию в отношении присущего уровня опасности для потенциальных маневров транспортного средства. 5 н. и 26 з.п. ф-лы, 23 ил.

2461889
выдан:
опубликован: 20.09.2012
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДАЛЬНОСТИ ВИДИМОСТИ ОГНЕЙ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Группа изобретений относится к области техники измерения фотометрических параметров и предназначается преимущественно для определения видимости световых ориентиров взлетно-посадочной полосы (ВПП) при метеорологическом обеспечении действий авиации на аэродроме. В предлагаемом способе определения дальности видимости огней ВПП предварительно определяют минимально необходимую яркость огней Imin, достаточную для их обнаружения на расстоянии Rmin. Выбирают ступень яркости In огней, которую необходимо включить из условия In>I min>In-1, где n - порядковый номер ступени яркости. Определяют расстояние R дальности видимости огней выбранной ступени яркости In. Imin рассчитывают по формуле в которой Rmin соответствует (равно) рабочему минимуму аэродрома (RVR) по дальности видимости на ВПП, m - коэффициент запаса, - порог контрастной чувствительности глаза. Устройство содержит компьютер с блоком предварительной обработки измерительной информации, интерфейс данных о метеорологической дальности видимости S, яркости окружающего фона E, с подключенными к нему датчиком метеорологической дальности видимости S и датчиком яркости окружающего фона Е, интерфейс установки (включения) огней ВПП с управляющим входом, блок программы для расчета (RVR) по алгоритму итерации, цифровой дисплей. Достигается автономность работы и автоматизация процесса получения данных видимости огней ВВП. 2 н.п. ф-лы, 1 ил., 3 табл.

2448371
выдан:
опубликован: 20.04.2012
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Предлагаемый способ относится к системам летательных аппаратов и бортовых систем летательных аппаратов (ЛА). В способе на борту летательного аппарата при его несанкционированном использовании формируют гармоническое колебание несущей частоты с, манипулируют его по фазе псевдослучайной последовательностью, которая является идентификационным номером летательного аппарата. Сформированный сложный сигнал с фазовой манипуляцией преобразуют по частоте с использованием частоты г1 первого гетеродина, выделяют напряжение первой промежуточной частоты, равной сумме частот пр1= с+ г1, усиливают его по мощности и излучают в эфир на частоте г1= пр1= г2. Принимают сложный сигнал с фазовой манипуляцией на частоте 1 на пункте управления воздушным движением. На пункте управления воздушным движением формируют гармоническое колебание несущей частоты с, манипулируют его по фазе модулирующим кодом, отображающим команды на реконфигурацию бортовой аппаратуры летательного аппарата. Принимают сложный сигнал с фазовой манипуляцией на частоте 2 на борту летательного аппарата. Выделяют низкочастотное напряжение, пропорциональное модулирующему коду, и используют его для реконфигурации бортовой аппаратуры летательного аппарата. Частоты г1 и г2 гетеродинов разносят на величину второй промежуточной частоты г2- г1= пр2. Достигается повышение надежности дуплексной радиосвязи между пунктами управления воздушным движением и летательными аппаратами. 4 ил.

2446481
выдан:
опубликован: 27.03.2012
СПОСОБ ИЗМЕНЕНИЯ РЕЖИМА ПОЛЕТА ВОЗДУШНОГО СУДНА В ЗАПРЕТНОЙ ЗОНЕ

Изобретение относится к области предотвращения несанкционированного применения воздушных судов (ВС), в том числе предотвращения террористических атак. В способе изменения режима полета ВС в запретной зоне осуществляют автоматическое определение фактического положения и скорости ВС в пространстве, автоматическую программную реконфигурацию бортовой системы управления (СУ) в запретной зоне. На борту ВС принимают радиосигнал передатчика запретной зоны о координатах ее центра и ее границах, при заходе ВС в запретную зону автоматически сигнализируют об этом экипажу. Одновременно включают бортовой радиопередатчик оповещения системы контроля воздушного движения о нарушении запретной зоны, типе, номере, координатах, высоте и скорости ВС. После реконфигурации бортовой СУ через 0,5 10 с автоматически меняют аэродинамические характеристики ВС вплоть до его разворота на покидание запретной зоны по курсу ±90° относительно радиального луча из ее центра. После выхода воздушного судна из запретной зоны выключают сигнализацию экипажу и бортовой радиопередатчик оповещения системы контроля воздушного движения. Возвращают СУ ВС в полетную программную конфигурацию. Достигается ограничение маневрирования ВС в запретной зоне любой конфигурации. 7 з.п. ф-лы, 4 ил.

2445579
выдан:
опубликован: 20.03.2012
СПОСОБ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ПИЛОТИРОВАНИЯ САМОЛЕТА ЛЕТЧИКОМ НА ЭТАПЕ ПОСАДКИ ПО ДАННЫМ ШТАТНОГО БОРТОВОГО УСТРОЙСТВА РЕГИСТРАЦИИ

Изобретение относится к области обработки и анализа инструментально-зарегистрированной полетной информации. Техническим результатом является повышение надежности и достоверности оценки пилотирования самолета летчиком на этапе посадки. Сущность изобретения заключается в том, что в наземном устройстве автоматизированной обработки полетной информации формируют массив данных об угле отклонения ручки управления самолетом по тангажу на этапе посадки, путем фильтрации выделяют высокочастотную составляющую этого сигнала, формируют ее плотность распределения, по которой определяют длину интервала плотности распределения Lp и, если Lp>4,69 град, то принимают решение, что посадка выполнена на уровне летчика-снайпера и летчика 1 класса, при 2,85< Lp 4,69 град посадка выполнена на уровне летчика 2 класса, при 1,49< Lp 2,85 град посадка выполнена на уровне летчика 3 класса, при Lp 1,49 град посадка выполнена на уровне летчика без классной квалификации. 2 ил.

2436164
выдан:
опубликован: 10.12.2011
СИСТЕМА ОРИЕНТАЦИИ ДВИЖУЩЕГОСЯ ОБЪЕКТА ОТНОСИТЕЛЬНО ОСИ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСЫ (ВПП)

Изобретение относится к светотехнике, в частности к светосигнальным системам, предназначенным для ориентации в ночное время, в сумерках и сложных метеоусловиях пилотов летательных аппаратов (ЛА) при взлете, посадке и пробеге относительно оси взлетно-посадочной полосы (ВПП). Система ориентации движущегося объекта относительно оси ВПП содержит два лазерных излучателя видимого диапазона спектра с коллимированными лучами, расположенными в конце ВПП на оси. Лучи первого и второго излучателей разведены под небольшими равными углами (до 5 градусов) симметрично относительно осевой вертикальной плоскости, проходящей через ось ВПП. Угол наклона лазерного луча к плоскости ВПП установлен меньше угла траектории снижения ЛА при посадке. Достигается снижение электропотребления и обеспечение безопасности при взлете и посадке. 7 з.п. ф-лы, 3 ил.

2434791
выдан:
опубликован: 27.11.2011
УЛУЧШЕННАЯ СИСТЕМА ПОСТАНОВКИ ВОЗДУШНОГО СУДНА НА МЕСТО СТОЯНКИ

Группа изобретений относится к автоматическим системам постановки воздушного судна на место стоянки. Система содержит средство определения расстояния, выполненное с возможностью определять с использованием средства приема сигнала электромагнитного излучения, по меньшей мере, расстояние между системой и воздушным судном. Средство определения расстояния выполнено с возможностью измерять, по меньшей мере, одно свойство сигнала приемника, принимаемого средством приема сигнала, сравнивать упомянутое измерение, по меньшей мере, одного свойства сигнала приема с пороговым значением и в зависимости от сравнения выдавать сигнал, показывающий, достаточно ли хороша видимость на месте стоянки для возможности безопасной постановки воздушного судна на место стоянки. Свойство имеет отношение к видимости на месте стоянки. Способ управления постановкой воздушного судна на место стоянки предназначен для применения упомянутой системы. Система и способ предназначены для управления операциями в аэропорту. Группа изобретений обеспечивает определение возможности автоматической постановки воздушного судна на место стоянки. 3 н. и 16 з.п. ф-лы, 6 ил.

2416822
выдан:
опубликован: 20.04.2011
МОДУЛЬ ПЛАНИРОВАНИЯ

Изобретение относится к области вычислительной техники, а именно к подвижным комплексам средств управления в частях и подразделениях силовых министерств. Техническим результатом является увеличение вычислительной мощности, улучшение качества каналов связи, повышение производительности, надежности, защищенности каналов передачи данных. Модуль планирования выполняет функции сбора и обработки оперативно-тактической, радиолокационной информации, осуществляет оперативно-командную связь и планирование действий соединений частей и подразделений, а также обеспечивает автоматизированное управление силами и средствами противовоздушной обороны. Модуль планирования состоит из комплекса средств автоматизации, содержащего вычислительный комплекс, комплекса средств электропитания и системы жизнеобеспечения, комплекса средств связи и передачи данных. Вычислительный комплекс в составе первой ЭВМ дополнительно содержит модуль аппаратуры передачи данных, два концентратора локальной вычислительной сети, устройство записи и переноса информации. Оборудование изделия смонтировано на гусеничном шасси МТ-ЛБу, в котором размещены вычислительные средства, средства связи, средства энергоснабжения и жизнеобеспечения, средства регистрации и документирования, аппаратура навигации, ориентирования, станция радиотехнической разведки (пассивный пеленгатор). 2 з.п. ф-лы, 5 ил., 6 табл.

2415456
выдан:
опубликован: 27.03.2011
СПОСОБ ОПОВЕЩЕНИЯ О РАСПОЛОЖЕНИИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ОТНОСИТЕЛЬНО ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫХ ПОЛОС ПРИ ЗАХОДЕ НА ПОСАДКУ

Изобретение относится к области посадки летательных аппаратов (ЛА) на взлетно-посадочную полосу (ВПП) и может быть эффективно использовано для аэропортов с большой интенсивностью движения. Способ заключается в том, что после выбора ВПП для каждой из них рассчитывают заданную траекторию захода на посадку исходя из высоты прохождения ЛА заданного расстояния от входного торца взлетно-посадочной полосы. Формируют уточненное защитное пространство для каждой ВПП на основе допустимых углов наклона заданных траекторий захода на посадку для данного типа ЛА, подтверждают выбор каждой ВПП для захода на посадку и, в случае подтверждения этого выбора, осуществляют упомянутые определение положения и ориентации ЛА по отношению к выбранным ВПП, контроль выполнения условий оповещения и формирование оповещения о выборе взлетно-посадочных полос. Достигается повышение надежности посадки ЛА. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

2410753
выдан:
опубликован: 27.01.2011
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ ВЕРТОЛЕТА С ВЫСОКОВОЛЬТНЫМИ ЛИНИЯМИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ

Изобретение может использоваться для предупреждения столкновений вертолетов с высоковольтными линиями электропередач ЛЭП. Способ заключается в приеме электромагнитных колебаний, отраженных от опор ЛЭП в диапазоне радиоволн, пеленгатором радиолокационного типа, установленном на вертолете, пеленгатор сканирует пространство по направлению полета вертолета, определяют углы пеленга 1, 2 и дальности D1, D2 до каждой из двух опор ЛЭП, затем сравнивают значения дальностей до опор ЛЭП и при D1<D2, определяют дальность DЛЭП ДО проводов ЛЭП по направлению строительной оси вертолета и угол расположения проводов ЛЭП относительно направления строительной оси вертолета соответственно из выражений:

2410720
выдан:
опубликован: 27.01.2011
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ ВЕРТОЛЕТА С ВЫСОКОВОЛЬТНЫМИ ЛИНИЯМИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к радиолокационной технике и может использоваться для обеспечения безопасных полетов вертолетов. Достигаемым техническим результатом является повышение точности определения допустимого кратчайшего расстояния между вертолетом и линией электропередач. Способ заключается в приеме электромагнитных колебаний, отраженных от опор линии передачи электроэнергии, в диапазоне радиоволн первым и вторым пеленгаторами, размещенными на вертолете и расположенными по фронту на расстоянии Б друг от друга. Каждый из пеленгаторов сканирует пространство по направлению полета вертолета, причем первый пеленгатор осуществляет сканирование против часовой стрелки, а второй - по часовой стрелке, определяют углы пеленга каждой из двух опор линии электропередач каждым пеленгатором, причем 1 и 2 - углы пеленга определяют первым пеленгатором первой и второй опоры линии электропередач, a 1 и 2 - углы пеленга - вторым пеленгатором первой и второй опоры линии электропередач относительно строительной оси вертолета, определяют дальность до проводов линии электропередач по направлению строительной оси вертолета с помощью соответствующей вычислительной формулы и исходя из значения дальности принимают решение по корректировке направления полета вертолета. 2 ил.

2403591
выдан:
опубликован: 10.11.2010
СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ УГРОЗЫ СТОЛКНОВЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА С НАЗЕМНЫМИ ПРЕПЯТСТВИЯМИ

Изобретение относится к бортовым системам предотвращения столкновения с землей, сигнализирующим пилоту об угрозе такого столкновения. Способ заключается в том, что во время выполнения полета рассчитывают параметры защитных зон. По вычисленным параметрам зон и полученным данным о высотах и координатах препятствий выделяет те препятствия, которые попадают в пределы указанных зон. Среди них выделяют экстремальное препятствие, рассчитывают для него параметры уклонения по высоте, вертикальной скорости или путевой скорости, которые индицируют на соответствующих шкалах на экране дисплея. На экране внутрикабинного дисплея формируют изображение, позволяющее пилоту быстро ориентироваться и адекватно оценивать сложившуюся ситуацию. Достигается эффективность полета с любой земной скоростью на всех режимах полета, включая висение, с учетом динамических характеристик и особенностей винтокрылых машин. 7 з.п. ф-лы, 9 ил.

2397549
выдан:
опубликован: 20.08.2010
Наверх