Системы регулирования движения для воздушного транспорта: .устройства для предотвращения столкновений – G08G 5/04

МПКРаздел GG08G08GG08G 5/00G08G 5/04
Раздел G ФИЗИКА
G08 Сигнализация
G08G Системы регулирования движения транспортных средств
G08G 5/00 Системы регулирования движения для воздушного транспорта
G08G 5/04 .устройства для предотвращения столкновений 

Патенты в данной категории

СПОСОБ ПОМОЩИ В НАВИГАЦИИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРАЕКТОРИИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к области авиации, в частности к области способов помощи в навигации для определения траектории летательного аппарата. Технический результат - ограничение использования процедур увода при потере спутниковой навигационной информации, что позволяет уменьшить насыщенность воздушного пространства и ограничить затраты и продолжительность полетов. Способ помощи в навигации заключается в определении будущей траектории захода на посадку, с помощью произведения оценки прогнозируемых безопасных радиусов на будущей траектории, основанной на вычислении предельного момента, начиная с которого прогнозируемый безопасный радиус превышает или равен пределу выдачи тревожного сигнала и вычисления предельного момента ухода, который соответствует максимальному моменту, в который летательный аппарат должен покинуть заранее определенную траекторию, по которой он двигался, чтобы иметь возможность выйти на безопасную высоту. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 5 ил.

2523183
патент выдан:
опубликован: 20.07.2014
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ДИСТАНЦИЙ МЕЖДУ ВЕДУЩИМ И ВЕДОМЫМ САМОЛЕТАМИ ПРИ ПОЛЕТЕ ПО МАРШРУТУ С ЭШЕЛОНИРОВАНИЕМ ПО ВЫСОТЕ

Изобретение относится к области управления летательными аппаратами и предназначено для использования при решении задачи обеспечения контроля дистанций между ведущим и ведомым самолетами как в аварийных ситуациях, связанных с отказом штатных средств измерения дистанций, так и в условиях, когда по соображениям скрытности эти средства не включаются. Для контроля дистанции используют станции предупреждения о радиолокационном облучении (СПО) самолета и бортовые источники радиоизлучения (БИРИ), размещаемые на ведущем и ведомом самолетах. Частоты БИРИ заранее заносятся в банк данных СПО и их разнос должен составлять 500-1000 МГц. При контроле дистанций с борта ведомого самолета на ведущем самолете производят включение БИРИ на излучение сигналов, а на ведомом самолете выключают питание собственного БИРИ и в качестве приоритетной цели для СПО задают БИРИ ведущего самолета, параметры которого уже ранее внесены в банк данных СПО. На борту ведомого самолета принимаются сигналы передатчика БИРИ ведущего самолета и передаются в пеленгационную аппаратуру СПО. Определяют угловые направления в вертикальной и горизонтальной плоскости на БИРИ, размещенном на ведущем самолете, а по значениям измеренной частоты идентифицируют ведущий самолет. С использованием определенных по индикатору СПО угловых положений БИРИ ведущего самолета в горизонтальной и вертикальной плоскостях и разности высот полета ведущего и ведомого самолетов вычисляют дистанцию и интервал до ведущего самолета. Значения высоты полета ведущего самолета, необходимые для вычисления разности высот, передаются на ведомый самолет по его запросу. При контроле дистанций с борта ведущего самолета угловые координаты ведомого самолета определяются с помощью СПО ведущего самолета по сигналам БИРИ ведомого самолета. Предложенный способ обеспечивает достаточную для безопасного самолетовождения по маршруту точность определения линейных дистанций между ведущим и ведомым самолетами. 2 ил.

2510082
патент выдан:
опубликован: 20.03.2014
СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ РАДИОНАВИГАЦИОННЫХ И АВТОНОМНЫХ СРЕДСТВ НАВИГАЦИИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ПАРАМЕТРОВ САМОЛЕТОВОЖДЕНИЯ

Изобретение относится к системам навигации летательных аппаратов (ЛА), а именно к обработке информации в навигационно-пилотажных комплексах. На борту ЛА расположены: инерциальная навигационная система (ИНС), радионавигационный корректор - спутниковая навигационная система (СНС) и автономный корректор данных ИНС - вычислительный блок корреляционно-экстремальной обработки информации (КЭОИ). Наземная часть системы выполнена на персональной электронной вычислительной машине (ПЭВМ). Оценки координат, получаемые по полетным данным и в результате сопровождающего математического моделирования, объединяются по критериям однородности и принадлежности одной и той же генеральной совокупности и статистически обрабатываются. Для визуализации и последующего анализа результатов полета в динамике введен блок оценки, анализа и визуализации (ОАВ) траектории ЛА в эталонной среде в формате 3D. Повышается автономность, надежность и точность определения действительных значений координат самолетовождения. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

2487419
патент выдан:
опубликован: 10.07.2013
СИСТЕМА И СПОСОБ ДЛЯ РАСПОЗНАВАНИЯ МАНЕВРОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Группа изобретений относится к технике распознавания маневров для транспортного средства в конфликтных ситуациях. Множество точек уклонения рассчитываются для условий транспортного средства, а также объекта, в которых транспортное средство будет уклоняться от соударения с, по меньшей мере, одним другим объектом посредством диапазона расстояний уклонения. Точки уклонения отображаются из условия, чтобы множество точек уклонения, в которых транспортное средство уклонялось бы от соударения посредством заданного расстояния уклонения, указывающего на заданную степень конфликта, было визуально отличимым от других точек уклонения, в которых транспортное средство уклонялось бы от соударения посредством более больших расстояний уклонения, указывающих на меньшую степень конфликта. Результирующее отображение показывает изменяющиеся степени потенциального конфликта для представления в отображении направленного вида диапазона доступных маневров для транспортного средства в соответствии с изменяющимися степенями конфликта. Группа изобретений обеспечивает предоставление отображения для транспортного средства, позволяющее немедленно информировать пилота о потенциальной конфликтной ситуации и выдавать индикацию в отношении присущего уровня опасности для потенциальных маневров транспортного средства. 5 н. и 26 з.п. ф-лы, 23 ил.

2461889
патент выдан:
опубликован: 20.09.2012
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ ВЕРТОЛЕТА С ВЫСОКОВОЛЬТНЫМИ ЛИНИЯМИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ

Изобретение может использоваться для предупреждения столкновений вертолетов с высоковольтными линиями электропередач ЛЭП. Способ заключается в приеме электромагнитных колебаний, отраженных от опор ЛЭП в диапазоне радиоволн, пеленгатором радиолокационного типа, установленном на вертолете, пеленгатор сканирует пространство по направлению полета вертолета, определяют углы пеленга 1, 2 и дальности D1, D2 до каждой из двух опор ЛЭП, затем сравнивают значения дальностей до опор ЛЭП и при D1<D2, определяют дальность DЛЭП ДО проводов ЛЭП по направлению строительной оси вертолета и угол расположения проводов ЛЭП относительно направления строительной оси вертолета соответственно из выражений:

2410720
патент выдан:
опубликован: 27.01.2011
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ ВЕРТОЛЕТА С ВЫСОКОВОЛЬТНЫМИ ЛИНИЯМИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к радиолокационной технике и может использоваться для обеспечения безопасных полетов вертолетов. Достигаемым техническим результатом является повышение точности определения допустимого кратчайшего расстояния между вертолетом и линией электропередач. Способ заключается в приеме электромагнитных колебаний, отраженных от опор линии передачи электроэнергии, в диапазоне радиоволн первым и вторым пеленгаторами, размещенными на вертолете и расположенными по фронту на расстоянии Б друг от друга. Каждый из пеленгаторов сканирует пространство по направлению полета вертолета, причем первый пеленгатор осуществляет сканирование против часовой стрелки, а второй - по часовой стрелке, определяют углы пеленга каждой из двух опор линии электропередач каждым пеленгатором, причем 1 и 2 - углы пеленга определяют первым пеленгатором первой и второй опоры линии электропередач, a 1 и 2 - углы пеленга - вторым пеленгатором первой и второй опоры линии электропередач относительно строительной оси вертолета, определяют дальность до проводов линии электропередач по направлению строительной оси вертолета с помощью соответствующей вычислительной формулы и исходя из значения дальности принимают решение по корректировке направления полета вертолета. 2 ил.

2403591
патент выдан:
опубликован: 10.11.2010
СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ УГРОЗЫ СТОЛКНОВЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА С НАЗЕМНЫМИ ПРЕПЯТСТВИЯМИ

Изобретение относится к бортовым системам предотвращения столкновения с землей, сигнализирующим пилоту об угрозе такого столкновения. Способ заключается в том, что во время выполнения полета рассчитывают параметры защитных зон. По вычисленным параметрам зон и полученным данным о высотах и координатах препятствий выделяет те препятствия, которые попадают в пределы указанных зон. Среди них выделяют экстремальное препятствие, рассчитывают для него параметры уклонения по высоте, вертикальной скорости или путевой скорости, которые индицируют на соответствующих шкалах на экране дисплея. На экране внутрикабинного дисплея формируют изображение, позволяющее пилоту быстро ориентироваться и адекватно оценивать сложившуюся ситуацию. Достигается эффективность полета с любой земной скоростью на всех режимах полета, включая висение, с учетом динамических характеристик и особенностей винтокрылых машин. 7 з.п. ф-лы, 9 ил.

2397549
патент выдан:
опубликован: 20.08.2010
СПОСОБ ОЦЕНКИ БЛИЗОСТИ ТРАЕКТОРИЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ К ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

Изобретение относится к технике обеспечения безопасности полетов летательных аппаратов (ЛА). Согласно предложенному способу определяют местоположение ЛА с помощью навигационной системы производят определение параметров текущего динамического состояния, вычисляют прогнозируемую траекторию и производят оценку близости траектории ЛА к элементам рельефа. При этом оценку близости траектории к земной поверхности производят построением набора сфер с центрами, располагаемыми на траектории, и радиусами, равными минимальному расстоянию до элементов рельефа и искусственных препятствий от соответствующих центров. Построение сфер производят таким образом, что центр каждой последующей сферы находится в точке пересечения аппроксимируемой прогнозной траектории ЛА с поверхностью предыдущей сферы. Изобретение позволяет повысить безопасность полетов ЛА путем динамической оценки близости траекторий ЛА к земной поверхности. 1 ил.

2388059
патент выдан:
опубликован: 27.04.2010
СПОСОБ И СИСТЕМА ДЛЯ СОДЕЙСТВИЯ ПИЛОТИРОВАНИЮ ВОЗДУШНОГО СУДНА, ЛЕТЯЩЕГО НА МАЛОЙ ВЫСОТЕ

Изобретение относится к системам управления самолетом. Способ заключается в том, что автоматически и повторяющимся образом выполняются операции определения траектории уклонения, определения профиля местности, определения предельного угла, представления пилоту на просмотровом экране характерного знака, который отображает предельный угол и который связан с угловой шкалой. Система содержит первое средство для определения траектории уклонения, второе средство для определения профиля местности, третье средство для определения предельного угла, средство отображения для представления на просмотровом экране характерного знака. Воздушное судно по первому варианту содержит вышеуказанную систему. Воздушное судно по второму варианту содержит вышеуказанную систему, которая осуществляет способ, заключающийся в том, что автоматически и повторяющимся образом выполняются операции определения траектории уклонения, определения профиля местности, определения предельного угла, представления пилоту на просмотровом экране характерного знака, который отображает предельный угол и который связан с угловой шкалой. Технический результат заключается в повышении безопасности. 4 н. и 27 з.п. ф-лы, 11 ил.

2388058
патент выдан:
опубликован: 27.04.2010
СПОСОБ ИНДИКАЦИИ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МАЛОВЫСОТНЫХ ПОЛЕТОВ САМОЛЕТОВ (ВЕРТОЛЕТОВ)

Изобретение относится к области авиации, а именно к технике отображения информации в кабине пилотов. При выборе условных цветов графического представления рельефа вместо абсолютных или относительных высот используют отношение расчетных углов возвышения элементов рельефа над текущим положением самолета к предельным углам наклона траектории полета самолета. Подобная индикация земной поверхности при полете в складках рельефа дает летчику наглядную оперативную информацию о том, какие из препятствий на поверхности земли самолет сможет преодолеть, если из данной точки начнет переход в режим наивыгоднейшего набора высоты, а какие нет. Кроме того, летчику может быть предоставлена информация о возможности достижения точек на местности при снижении без разгона самолета (для фаз снижения перед сбросом воды и при заходе на забор воды). Изобретение позволяет повысить безопасность маловысотных полетов самолетов (вертолетов). 1 табл., 8 ил.

2386570
патент выдан:
опубликован: 20.04.2010
СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ С РЕЛЬЕФОМ МЕСТНОСТИ И УСТРОЙСТВО НА ЕГО ОСНОВЕ

Группа изобретений относится к технике обеспечения безопасных полетов самолетов и вертолетов. Особенностью способа является то, что внутри безопасного коридора формируют защитное пространство с аварийной сигнальной областью и прогнозируют аварийную сигнальную область на длину безопасного коридора. В случае пересечения рельефа местности безопасным коридором по обе стороны от прогнозируемой траектории, а также в случае пересечения рельефа местности безопасным коридором по одну сторону от прогнозируемой траектории и одновременно прогнозируемой аварийной сигнальной областью производят исследование пространства путем вариаций параметров безопасного коридора и соответствующей прогнозируемой траектории. Определяют безопасные варианты изменения параметров полета и соответствующие им маневры ЛА, которые отображают в удобной для пилота форме для выбора наиболее эффективного из них по условиям полета. Особенностью устройства является введение в него блока формирования и прогнозирования защитного пространства, блока анализа, обнаружителя препятствий в вариантах прогнозируемого полета ЛА, формирователя безопасных коридоров вариантов прогнозируемого полета, определителя безопасных маневров и матричной панели отображения безопасных маневров. В соответствии с группой изобретений анализируется пространство внутри безопасного коридора и при необходимости за его пределами, а пилоту выдаются рекомендации о возможных маневрах по выходу из опасной ситуации. Это позволяет повысить безопасность полетов. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 6 ил.

2376645
патент выдан:
опубликован: 20.12.2009
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ОПОВЕЩЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С НЕЗЕМНЫМИ ПРЕПЯТСТВИЯМИ

Группа изобретений относится к авиации. Для реализации предложенных способа и устройства применяется ряд средств. Первое средство предназначено для изучения профиля наземных препятствий, по меньшей мере, того, который находится впереди летательного аппарата. Второе средство служит для определения траектории уклонения от столкновения. Третье средство, которое соединено с первым и вторым средствами, используется для проверки, существует ли риск столкновения летательного аппарата с наземными препятствиями. Четвертое средство обеспечивает выдачу сигнала тревоги в случае обнаружения риска столкновения посредством третьего средства. Предусмотрена, по меньшей мере, одна база данных летно-технических характеристик летательного аппарата, связанных с градиентом маневрирования для уклонения от столкновений, который может быть пройден в полете летательным аппаратом согласно конкретным параметрам полета. Пятое средство определяет фактические значения конкретных параметров в ходе полета летательного аппарата. Третье средство сформировано таким образом, что есть возможность определять траекторию уклонения от столкновения согласно информации, получаемой из базы данных и от пятого средства. Группа изобретений позволяет исключить слишком позднее обнаружение риска столкновения и ложные сигналы тревоги. 4 н. и 7 з.п. ф-лы, 2 ил.

2375757
патент выдан:
опубликован: 10.12.2009
СПОСОБ ИНДИКАЦИИ УГРОЗ И КОМАНД ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Изобретение относится к авиации и предназначено для использования при реализации предупреждения и предотвращения столкновений воздушных судов (ВС) с сигнализацией пилоту об угрозе такого столкновения. На экране внутрикабинного индикатора отображают информацию о текущем взаимном расположении собственного ВС и ВС-нарушителя, прогнозируемые траектории движения собственного ВС и ВС-нарушителя в момент наибольшего сближения по дальности, точку наибольшего сближения, прогнозируемое положение зоны столкновения и зоны управления. Указанное изображение строят в нелинейной перспективной системе реального трехмерного пространства. Также на экране отображают командные сигналы и дополнительную информацию о параметрах движения ВС. Изобретение обеспечивает отображение в наглядной, легко воспринимаемой форме графической информации об относительном расположении угрожающего ВС и собственного ВС и прогнозе развития сложившейся конфликтной ситуации. 5 з.п. ф-лы, 5 ил.

2373116
патент выдан:
опубликован: 20.11.2009
СПОСОБ И СИСТЕМА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С НАЗЕМНЫМИ ПРЕПЯТСТВИЯМИ

Группа изобретений относится к авиации. Система предотвращения столкновений с наземными препятствиями содержит сигнализатор угрозы столкновения и устройство автоматического пилотирования. Последнее включает в себя средство для определения команды оптимального угла наклона при подъеме для летательного аппарата, средство для проверки достаточности для ухода от рельефа первого набора высоты при применении команды оптимального угла наклона, средство для определения существования, по меньшей мере, одного значения изменения курса, для которого соответствующий набор высоты достаточен, чтобы уйти от рельефа местности. В состав устройства автоматического пилотирования входит также средство для применения к летательному аппарату команды оптимального угла наклона при подъеме вместе с командой сохранения текущего курса, если первый набор высоты достаточен, и конкретной команды подъема, достаточной для ухода от рельефа вместе с командой изменения курса, соответствующей выбранному значению изменения курса, если первый набор высоты недостаточен. Группа изобретений позволяет повысить эффективность предотвращения столкновений летательного аппарата с наземными препятствиями. 3 н. и 13 з.п. ф-лы, 4 ил.

2369907
патент выдан:
опубликован: 10.10.2009
СПОСОБ И СИСТЕМА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С РЕЛЬЕФОМ МЕСТНОСТИ

Группа изобретений относится к технике измерения, сигнализации и управления для широкого класса самолетов, вертолетов, беспилотных летательных аппаратов, в частности маневренных самолетов. В предложенном способе определяют параметры положения и движения летательного аппарата, вычисляют потерю высоты при включении автоматического увода, на ее основе вычисляют высоту включения автоматического увода и осуществляют автоматический увод от земли при снижении летательного аппарата до высоты включения автоматического увода. Максимальную высоту рельефа местности определяют в зоне мониторинга рельефа местности, относительно которой вычисляют высоту включения автоматического увода. Траекторию автоматического увода формируют в зависимости от пересеченности рельефа местности в этой зоне. Предложенная система содержит измеритель абсолютной барометрической высоты полета, навигационную систему, управляющий вычислитель, средства для запоминания и обработки данных рельефа местности, автопилот. Средства для запоминания и обработки данных рельефа местности выполнены с возможностью определения максимальной и минимальной высот рельефа местности в зоне мониторинга рельефа местности. Управляющий вычислитель выполнен с возможностью вычисления высоты включения автоматического увода от земли с учетом максимальной высоты рельефа местности в зоне мониторинга рельефа местности, вычисления показателя пересеченности рельефа местности в этой зоне и формирования траектории автоматического увода в зависимости от показателя пересеченности рельефа местности. Группа изобретений позволяет повысить безопасность полета вблизи земли. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 2 табл., 4 ил.

2368954
патент выдан:
опубликован: 27.09.2009
СПОСОБ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ПРЕПЯТСТВИЕМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к прогнозированию возможности столкновения (облета) летательного аппарата (ЛА) с препятствием. Достигаемый технический результат изобретения - повышение достоверности и оперативности прогнозирования столкновения ЛА с препятствием. Сущность изобретения заключается в том, что по координатам препятствия определяют вид траектории движения препятствия (прямая, либо окружность), вычисляют кратчайшее расстояние от ЛА до аппроксимирующей траектории препятствия, что позволяет прогнозировать возможность облета или столкновения с препятствием. Устройство для осуществления способа содержит блок приемников изображений, содержащий два разнесенных идентичных объектива с приемниками изображений, вычислитель, включающий модуль анализа изображений препятствия и модуль определения вида траектории и контроля сближения, модули анализа условия столкновения в случаях движения препятствия по прямой и окружности соответственно, схему ИЛИ, которая формирует сигнал о столкновении, коммутатор сигналов формирующий сигнал tст - время до столкновения с препятствием. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

2325705
патент выдан:
опубликован: 27.05.2008
ИНДИКАТОР АВТОНОМНОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к технике автономных оптических и радиолокационных систем предупреждения столкновений (СПС) летательного аппарата с препятствиями путем предупреждения его экипажа о направлении и дальности до последних. Индикатор состоит из системы управления и светоизлучающих модулей, излучающих в различных участках видимого спектра. Светоизлучающие модули со своими блоками управления объединены в «n» секторов по числу каналов наблюдения СПС, каждый из которых разбит на «m» светящихся зон вдоль образующих сектора, имеющих свою цветовую окраску, соответствующую определенному диапазону дальности до препятствия. Угол раскрыва секторов равен углу предупреждения соответствующего канала СПС, и их совместное размещение соответствует всей области предупреждения в плоскости полета летательного аппарата. При наличии данного индикатора в системе СПС не требуется точного определения азимута и расстояния до препятствия, а необходимо лишь определение зоны (сектора), в которой оно находится, и интервала расстояний до него. Это позволяет применять систему СПС при полетах в сложных условиях. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

2318244
патент выдан:
опубликован: 27.02.2008
ЧАСТОТНЫЙ РАДИОВЫСОТОМЕР

Предлагаемый частотный радиовысотомер относится к радиолокации и может быть использован для выполнения посадки воздушными судами различных классов в экстремальных условиях. Достигаемым техническим результатом изобретения является повышение точности и чувствительности частотного радиовысотомера при измерении малых высот. Частотный радиовысотомер содержит генератор шумового сигнала, RC-фильтр, модулятор, частотно-модулированный генератор, передающую антенну, приемную антенну, смеситель, усилитель разностной частоты, ограничитель, счетный каскад, обеспечивающий выходное напряжение, пропорциональное средней частоте пересечений разностным напряжением нулевого уровня, усилитель постоянного тока и индикатор высоты, соединенные определенным образом. 3 ил.

2313107
патент выдан:
опубликован: 20.12.2007
СИСТЕМА ОБХОДА ОТ ПРЕПЯТСТВИЙ ДЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С НЕСУЩИМ ВИНТОМ

Группа изобретений относится к технике предотвращения столкновений летательных аппаратов (ЛА), оборудованных несущим винтом, с линиями электропередачи и другими физическими препятствиями. Система включает визуальный дисплей, приемник GPS и альтиметр для указания местоположения и курса ЛА. Компьютер обеспечивает данные карты движения, являющиеся показателем топографии области вокруг местоположения ЛА. Компьютер определяет первую опасную зону в пределах первого предварительно выбранного расстояния от ЛА и формирует первое цветное изображение первой опасной зоны на основе данных цифровой карты. Компьютер также обнаруживает более опасную зону в пределах второго предварительно выбранного расстояния от ЛА, меньшего, чем первое предварительно выбранное расстояние, и формирует второе цветное изображение более опасной зоны. Затем система обнаруживает физическое препятствие, находящееся в пределах третьего предварительно определенного расстояния от ЛА, меньшего, чем первое предварительно определенное расстояние, и посылает сигнал для обеспечения сигнала на сигнализирующем устройстве. Последнее формирует серию звуковых щелчков, частота и/или громкость которых увеличивается по мере приближения к препятствию. Имеются также подсистема приглушения звука, визуальный сигнал тревоги вместо приглушенного звукового сигнала и устройство блокировки приглушения. Группа изобретений обеспечивает создание системы обнаружения препятствий и оповещения летчика с малой стоимостью и повышенной надежностью. 4 н. и 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

2312797
патент выдан:
опубликован: 20.12.2007
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ УГРОЗЫ СТОЛКНОВЕНИЯ ВОЗДУШНОГО СУДНА С ПРЕПЯТСТВИЯМИ ПОДСТИЛАЮЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к бортовым системам предотвращения столкновения с землей, сигнализирующим экипажу воздушного судна (ВС) об угрозе такого столкновения. Способ заключается в том, что предварительно формируют базу данных рельефа подстилающей поверхности, аэронавигационную базу данных, базу данных летно-технических характеристик ВС. Вычисляют границы защитных зон внимания и управления на всех этапах полета ВС. Корректируют границы защитных зон при маневрировании ВС, в зависимости от величины вертикальной скорости и изменения скорости ветра. Выделяют препятствия подстилающей поверхности, попавшие в защитные зоны, и определяют их превышения над границами зон. Формируют информационные и управляющие сигналы экипажу ВС с последующей их индикацией. Установленный порядок обработки, индикации сигналов для экипажа, а также дополнительное изменение границ защитных зон при изменении этапов и режимов полета ВС упрощают принятие решения экипажем на выполнение маневра, обеспечивающего своевременное уклонение ВС от препятствий. Технический результат заключается в повышении информативности сигналов экипажу об угрозе столкновения и снижении угрозы столкновения при маневрировании ВС. 7 з.п. ф-лы, 8 ил., 2 табл.

2297047
патент выдан:
опубликован: 10.04.2007
СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ЗЕМЛЕЙ

Изобретение относится к технике обеспечения безопасности полетов путем раннего предупреждения летного экипажа об опасной близости земли. Система содержит базу данных рельефа и модуль адаптации к типу самолета, входы которых подключены соответственно к первому и второму выходам блока заполнения и обновления. Имеется блок вертикального облета, входы которого соединены с выходами базы данных рельефа, модуля адаптации к типу самолета, блока информационных датчиков и поста управления. Первый выход блока вертикального облета соединен с входом блока предупреждающих сигналов, а его третий выход соединен с входом блока отображения. Кроме того, в систему введены локальная карта бокового маневра, ограничитель локальной карты и блок направления разворота. Первый вход локальной карты бокового маневра соединен с выходом базы данных рельефа, ее второй вход соединен с дополнительным выходом блока вертикального облета. Выход локальной карты бокового маневра соединен с первым входом блока направления разворота и с первым входом ограничителя локальной карты. Выход последнего соединен с дополнительным входом блока вертикального облета. Второй вход блока направления разворота соединен со вторым выходом блока вертикального облета. Выход блока направления разворота соединен с дополнительным входом блока предупреждающих сигналов и вторым входом ограничителя локальной карты. Система позволяет определять направление бокового разворота в случае опасности столкновения летательного аппарата с землей при сохранении направления полета. Это предопределяет повышенную безопасность полетов. 2 ил.

2271039
патент выдан:
опубликован: 27.02.2006
СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ЗЕМЛЕЙ И УСТРОЙСТВО НА ЕГО ОСНОВЕ

Группа изобретений относится к технике обеспечения безопасности полетов летательных аппаратов (ЛА). Согласно способу определяют местоположение ЛА с помощью навигационной системы, производят вычисление параметров текущего динамического состояния ЛА, вычисляют прогнозируемую траекторию, формируют плановую проекцию рельефа, определяют опасный рельеф и предупреждают об опасности путем сигнализации и видеоотображения опасного рельефа. При этом после вычисления прогнозируемой траектории формируют для ЛА защитное пространство и сопоставляют его с рельефом. Профильную и фронтальную проекции рельефа синтезируют путем выбора максимальных высот рельефа в пределах информационного сканирования элементов рельефа в продольном и поперечном направлениях по отношению к направлению полета ЛА. Защитное пространство адаптируют к текущему динамическому состоянию ЛА. Далее определяют плановую, профильную и фронтальную проекции защитного пространства, совмещают упомянутые проекции защитного пространства с одноименными проекциями рельефа, формируют видеоотображение совмещенных плановых, профильных и фронтальных проекций рельефа и защитного пространства. О возможной опасности предупреждают пилота путем видеоотображения контакта профильной проекции защитного пространства с профильной проекцией рельефа и выделения на видеоотображении упомянутых совмещенных проекций элементов опасного рельефа внутри защитного пространства. В устройство, реализующее способ, введены формирователь защитного пространства, блок экстраполяции видеоотображения, вычислитель параметров синтезируемых проекций рельефа, формирователи синтезируемой фронтальной и синтезируемой профильной проекций рельефа, формирователи плановой, фронтальной и профильной проекций защитного пространства. Видеогенератор дополнительно снабжен формирователями совмещенной плановой, совмещенной фронтальной и совмещенной профильной проекций рельефа и защитного пространства. Группа изобретений позволяет повысить надежность предсказания возможности столкновения ЛА с землей и обеспечивает предотвращение опасного сближения с рельефом благодаря повышению объема информации о взаимном расположении ЛА и опасного рельефа, а также способствует повышению эргономичности представления информации экипажу. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 10 ил.

2262746
патент выдан:
опубликован: 20.10.2005
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СЛУЧАЙНОГО СТОЛКНОВЕНИЯ САМОЛЕТОВ С ГОРНОЙ МЕСТНОСТЬЮ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к радиолокационной технике и может использоваться в аэронавигации для автоматического предотвращения столкновения самолета с гористой местностью. Техническим результатом реализации предлагаемого способа предотвращения столкновения самолетов с гористой местностью и устройства для его осуществления является надежность полета самолета в гористой местности. Способ предотвращения столкновения самолетов с гористой местностью и устройство для его осуществления основаны на излучении двух радиосигналов двухантенным радиолокационным приемопередатчиком, анализе скорости полета самолета по частоте Доплера первой антенной с максимумом диаграммы направленности к оси самолета в пределах 90°> 1>45° , а второй антенной, у которой этот угол находится в пределах 0° < 2 < 15°...20°, принимают отраженный сигнал только от гористой местности и по производной дальности определяют вторую скорость сближения самолета с гористой местностью. Рассчитывают параметр рассогласования первой и второй скорости сближения самолета как разность этих скоростей и принимают решение о состоянии земной местности: местность ровная или местность гористая (ситуация полета опасная). 2 н.п. ф-лы, 4 ил.

2236695
патент выдан:
опубликован: 20.09.2004
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ЗЕМЛЕЙ

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в воздушной навигации для предотвращения столкновения летательного аппарата (ЛА) с подстилающей поверхностью. Технический результат заключается в повышении безопасности полета. Сущность изобретения состоит в том, что в полете формируют сигналы рельефа подстилающей поверхности путем ее прямого наблюдения с борта ЛА, а также сигналы, соответствующие упомянутому рельефу в области местонахождения ЛА, предварительно записанному в базе данных, причем формирование сигналов производят на индикаторе ЛА в ракурсах, соответствующих ракурсу наблюдения, производят сравнение соответствия этих сигналов, и в случае расхождения проводят корректировку сформированного на индикаторе ЛА изображения подстилающей поверхности в соответствии с реально наблюдаемой обстановкой, после чего определяют возможность продолжения полета в прежнем режиме. 13 з.п. ф-лы, 1 ил.

2234739
патент выдан:
опубликован: 20.08.2004
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ С ЗЕМЛЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С УСОВЕРШЕНСТВОВАННОЙ СИСТЕМОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ

Изобретение относится к авиационной навигации и предназначено, в частности, для предотвращения столкновения летательного аппарата с зоной, над которой он пролетает. Технический результат заключается в повышении надежности. Устройство обеспечения воздушной навигации, установленное на борту летательного аппарата, принимает на вход информацию о пространственном положении и векторе скорости и сохраняет пространственное трехмерное представление пролетаемого рельефа земной поверхности. Это устройство содержит средство обработки информации, которое определяет сектор обзора летательного аппарата и рассчитывает в этом секторе некоторый контур в функции пересечения этого сектора с пролетаемым рельефом земной поверхности для его индикации. Упомянутый сектор обзора определяется при помощи слоя линий траектории, полученных исходя из вектора скорости и вспомогательных векторов скорости, рассчитываемых при помощи смещения вектора скорости летательного аппарата в соответствии с выбранным законом углового сканирования. 2 с. и 42 з.п.ф-лы, 15 ил.
2211489
патент выдан:
опубликован: 27.08.2003
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ПОСАДОЧНОЕ УСТРОЙСТВО

Изобретение относится к вспомогательному оборудованию летательных аппаратов (ЛА) и может быть использовано при посадке самолета, например, в условиях плохой погоды. Предлагаемое устройство содержит базу данных об объектах, расположенных вблизи аэродрома, средства определения точного положения ЛА и корреляции. Эти средства связаны с датчиком (радаром), средствами навигации и базой данных. Названия объектов в базе данных отвечают их характеристикам в одной или более спектральных полосах датчика. При этом средства точного определения положения ЛА производят расчет положения ЛА методом триангуляции, используя три названия вышеуказанных наземных объектов. Точное местоположение последних введено в базу данных. Изобретение направлено на обеспечение посадки самолетов в любую погоду на любых аэродромах мира с помощью средств, требующих незначительных капиталовложений. 7 з.п.ф-лы., 3 ил.
2184993
патент выдан:
опубликован: 10.07.2002
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ ВЕРТОЛЕТА С ВЫСОКОВОЛЬТНЫМИ ЛИНИЯМИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к радиолокационной технике и может использоваться для обеспечения безопасности при полете вертолетов. Техническим результатом изобретения является создание способа, обеспечивающего предотвращение столкновений вертолетов с высоковольтными линиями электропередач. Способ предотвращения столкновений вертолета с высоковольтными линиями электропередач заключается в том, что с помощью приемного устройства, размещаемого на вертолете, принимают электромагнитные колебания, излучаемые высоковольтными линиями электропередач в диапазоне радиоволн, сравнивают значения принятых сигналов с опорными и по результатам сравнения принимают решение по корректировке направления полета вертолета, при этом прием электромагнитных колебаний ведут с различных направлений с помощью нескольких приемных антенн, максимумы диаграмм направленности которых ориентированы в разных угловых секторах плоскости полета вертолета, и по наличию сигнала в одной из приемных антенн определяют угловое положение проводов высоковольтной линии электропередачи относительно корпуса вертолета. 2 ил.
2156985
патент выдан:
опубликован: 27.09.2000
РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ПРЕПЯТСТВИЯМИ

Изобретение относится к радиолокационной технике и может использоваться в качестве автономной радиолокационной системы предупреждения столкновений (СПС), обеспечивающей безопасность полетов летательных аппаратов (ЛА). Технический результат - обнаружение препятствий и предупреждение экипажа защищенного ЛА о наличии другого ЛА или препятствия в зоне действия СПС независимо от наличия на конфликтующем ЛА соответствующей аппаратуры. Радиолокационная СПС содержит микрорадиолокаторы, приемные и передающие антенны которых выполнены в виде планарных микроэлектронных фазированных антенных решеток (ПМФАР), размещенных на соответствующих участках поверхности корпуса ЛА, заподлицо с его обшивкой, таким образом, что направление максимума диаграммы направленности каждой ПМФАР в вертикальной плоскости совпадает с плоскостью полета ЛА, а направление максимума диаграммы направленности в горизонтальной плоскости обеспечивает просмотр передней полусферы. СПС снабжена блоком обработки, индикаторами дальности и звуковыми сигнализаторами, выдающими сигналы тревоги и сигналы предупреждения о наличии препятствия. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
2150752
патент выдан:
опубликован: 10.06.2000
УСТРОЙСТВО ИНДИКАЦИИ ОПАСНОСТИ СТОЛКНОВЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к радиолокации, а точнее к системам обеспечения безопасности полетов. Достигаемый технический результат - выдача информации о наличии в зоне ответственности угрожаемых столкновением объектов в виде трехмерного изображения внешней обстановки. Для этого устройство, содержащее передающую антенну, связанную с передатчиком, и приемную линейную антенную решетку, соединенную с последовательно включенными блоком приемников, блоком аналого-цифровых преобразователей и Фурье-процессором, дополнено сканером, процессором трехмерного изображения, сумматором, процессором сегментации угрожаемых объектов, сигнализатором тревоги и цифровым монитором. Сканер связан с передающей антенной и с процессором трехмерного изображения, другой вход которого соединен с выходом Фурье-процессора, а выход подключен ко входам сумматора и процессора сегментации угрожаемых объектов, один выход которого связан с сигнализатором тревоги, а другой - со входом сумматора, к выходу которого подключен цифровой монитор. 2 ил.
2131622
патент выдан:
опубликован: 10.06.1999
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ЗЕМЛЕЙ

Применяется в качестве вспомогательного средства в воздушной навигации в авиации. Основное запоминающее устройство содержит базу данных, представляющую значительную часть Земного шара, поделенную на ячейки с множеством уровней и более точных в соседних с аэропортами зонах. Данные о текущем состоянии полета летательного аппарата получают на основе двух горизонтальных составляющих координат, высоты и векторов скорости и ускорения. Учитываются также сигналы управления, поступающие с пульта управления. На основе двух горизонтальных составляющих координат положения летательного аппарата передают в быстродействующее запоминающее устройство временную локальную карту, на основе которой определяется огибающая по высота участка в зоне полета. Средства обработки, предупреждающие столкновение, позволяют включить сигнал тревоги, если отношение между зоной безопасности и огибающей по высоте удовлетворяет условию, определенному с помощью сигналов управления, в результате чего повышается безопасность полета. 2 с. и 28 з.п.ф-лы, 24 ил.
2124760
патент выдан:
опубликован: 10.01.1999
Наверх