Управление газотурбинными установками, управление топливоподачей в воздушно-реактивных двигательных установках: ..системы регулирования, чувствительные к параметрам установки и окружающей среды, например к температуре, давлению, скорости ротора – F02C 9/28

МПКРаздел FF02F02CF02C 9/00F02C 9/28
Раздел F МАШИНОСТРОЕНИЕ; ОСВЕЩЕНИЕ; ОТОПЛЕНИЕ; ДВИГАТЕЛИ И НАСОСЫ; ОРУЖИЕ И БОЕПРИПАСЫ; ВЗРЫВНЫЕ РАБОТЫ
F02 Двигатели внутреннего сгорания
F02C Газотурбинные установки; воздухозаборники реактивных двигательных установок; управление подачей топлива в воздушно-реактивных двигательных установках
F02C 9/00 Управление газотурбинными установками; управление топливоподачей в воздушно-реактивных двигательных установках
F02C 9/28 ..системы регулирования, чувствительные к параметрам установки и окружающей среды, например к температуре, давлению, скорости ротора

Патенты в данной категории

СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ СО СВОБОДНОЙ ТУРБИНОЙ ДЛЯ ГАЗОТУРБИННОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах автоматического управления (САУ) газотурбинными двигателями (ГТД) со свободной турбиной, применяемыми в составе газотурбинных установок (ГТУ) для привода электрогенераторов (ЭГ) газотурбинных электростанций (ГТЭС). Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно при снижении частоты вращения свободной турбины на определенную величину значение минимально допустимого расхода топлива увеличивается на заданное время выше фактического расхода топлива на заданную величину. Технический результат - повышение надежности работы ГТЭС за счет повышения качества работы САУ ГТД. 1 ил.

2501965
патент выдан:
опубликован: 20.12.2013
СИСТЕМА ТЕПЛООБМЕННИКА, КОНТУР ЦИРКУЛЯЦИИ ТОПЛИВА ТУРБОМАШИНЫ И ТУРБОМАШИНА

Изобретение относится к области теплотехники. Система теплообменника, через которую протекает жидкость, содержащая теплообменник с входом и выходом для жидкости, перепускной клапан с входом и выходом для жидкости и самоочищающийся фильтр с входом и двумя выходами для жидкости, один из которых является выходом для отфильтрованной жидкости, а второй - для неотфильтрованной жидкости, причем выход для отфильтрованной жидкости соединен с входом теплообменника, а выход для неотфильтрованной жидкости соединен с входом клапана; при этом выход теплообменника подсоединен ниже по потоку относительно выхода клапана. Технический результат - исключение засорения теплообменника. 3 н. и 6 з.п. ф-лы, 3 ил.

2498099
патент выдан:
опубликован: 10.11.2013
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ В КОНТУРЕ ПИТАНИЯ ТОПЛИВОМ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Устройство и способ контроля насоса высокого давления в контуре питания топливом газотурбинного двигателя путем выявления открытия клапана нагнетания и отсечки, установленного на выходе клапана регулирования расхода топлива, путем измерения скорости вращения газотурбинного двигателя, соответствующей открытию клапана нагнетания и отсечки, и путем последующего отслеживания изменения величины этой скорости вращения для того, чтобы предложить замену насоса высокого давления, когда измеренная величина этой скорости вращения достигает заданного порога. Технический результат изобретений - создание простого эффективного и экономически выгодного решения по контролю насоса высокого давления. 3 н. и 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

2495265
патент выдан:
опубликован: 10.10.2013
СПОСОБ ОТЛАДКИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПОСЛЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА ПРИ СТЕНДОВЫХ ИСПЫТАНИЯХ

Изобретение относится к области стендовых испытаний двухкаскадных газотурбинных двигателей, в частности к стендовым испытаниям газотурбинных двигателей после восстановительного ремонта, и предназначено для обеспечения запасов устойчивой работы компрессора высокого давления КВД и тяги (мощности) двигателя в процессе эксплуатации двигателя после восстановительного ремонта. При стендовых испытаниях двухкаскадных газотурбинных двигателей после восстановительного ремонта без разборки узлов и замены деталей проточной части отладку скольжения роторов, а также тяги на взлетном режиме (мощности на максимальном режиме) производят на значения, полученные в эксплуатации перед восстановительным ремонтом. В случае выхода значений этих параметров за границы эксплуатационного допуска отладку параметров производят на значения, соответствующие ближайшей (верхней или нижней) границе их эксплуатационного допуска.

2493391
патент выдан:
опубликован: 20.09.2013
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЕМ НАПРАВЛЯЮЩИХ АППАРАТОВ КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей и может быть использовано для управления авиационными газотурбинными двигателями. Способ управления положением направляющих аппаратов компрессора газотурбинного двигателя заключается в том, что по значениям температуры воздуха на входе в двигатель и частоты вращения ротора компрессора формируют управляющий сигнал фактической приведенной частоты вращения ротора компрессора. Задают значение заданной приведенной частоты вращения ротора компрессора, с которым постоянно сравнивают сформированное значение фактической приведенной частоты вращения ротора компрессора, причем, если значение фактической приведенной частоты вращения ротора компрессора меньше заданной, управление положением направляющих аппаратов компрессора осуществляют по значению расхода воздуха, проходящего через компрессор, а если значение фактической приведенной частоты вращения ротора компрессора больше заданной, управление положением направляющих аппаратов компрессора осуществляют по значению степени сжатия воздуха в компрессоре. Изобретение позволяет достичь максимального значения коэффициента полезного действия компрессора и его запасов газодинамической устойчивости. 1 ил.

2488009
патент выдан:
опубликован: 20.07.2013
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ЗАБРОСА ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ ВАЛА НАГНЕТАТЕЛЯ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА ПРИ ПОМПАЖЕ НАГНЕТАТЕЛЯ

Изобретение относится к области эксплуатации газоперекачивающих агрегатов на компрессорных станциях в системе магистральных газопроводов и может использоваться в системах автоматического управления газоперекачивающими агрегатами (САУ ГПА). Способ снижения заброса частоты вращения вала нагнетателя газоперекачивающего агрегата при помпаже нагнетателя заключается в резком прикрытии топливного клапана. Одновременно с резким прикрытием топливного клапана открывают выпускные воздушные клапаны осевого компрессора. Технический результат изобретения - снижение заброса частоты вращения вала нагнетателя при помпаже нагнетателя. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

2484274
патент выдан:
опубликован: 10.06.2013
СПОСОБ ЗАПУСКА АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к авиации. Способ запуска авиационного газотурбинного двигателя включает раскрутку ротора двигателя до частоты вращения ротора, необходимой для розжига камеры сгорания, розжиг камеры сгорания и выход на режим малого газа с поддержанием при этом предельного значения параметра работы двигателя, который выбирают заранее, причем в качестве поддерживаемого параметра работы двигателя выбирают Т4max, причем в процессе регулирования Т4max увеличение температуры до максимально допустимой осуществляют увеличением подачи топлива в камеру сгорания, а уменьшение температуры до максимально допустимой - увеличением подачи воздуха в камеру сгорания, где Т4max - максимально допустимая температура газа за турбиной. Изобретение позволяет максимально сократить время запуска двигателя при сохранении приемлемых запасов устойчивости компрессора высокого давления.

2472958
патент выдан:
опубликован: 20.01.2013
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Группа изобретений относится к области авиационного двигателестроения. Управление газотурбинным двигателем (ГТД) с форсажной камерой сгорания (ФКС) осуществляется по одному из трех контуров управления, на каждом из контуров задается индивидуальная программа управления, которая корректируется по определенной группе датчиков, показания которых наиболее значимы для работы именно в данном режиме. Изобретение позволяет повысить надежность и безопасности работы ГТД с ФКС летательного аппарата за счет уменьшения времени форсажной и полной приемистости ГТД и расширения области надежного запуска ФКС, а также обеспечения работы ГТД в широком диапазоне на оптимальных режимах. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

2466287
патент выдан:
опубликован: 10.11.2012
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЕЙ

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах автоматического управления (САУ) газотурбинными двигателями (ГТД) со свободной турбиной, применяемыми в составе газотурбинных установок (ГТУ) для привода электрогенераторов (ЭГ) газотурбинных электростанций (ГТЭС). Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно при получении команды на включение высоковольтного выключателя увеличивают заданное значение частоты вращения свободной турбины до 105% и увеличивают расход топлива под управлением автомата приемистости до тех пор, пока измеренное значение частоты вращения свободной турбины не достигнет 105%, после этого выдают команду на привод высоковольтного выключателя и через наперед заданное время, достаточное для срабатывания привода, уменьшают расход топлива до тех пор, пока измеренная частота вращения свободной турбины не снизится обратно до 100%, и далее поддерживают эту частоту вращения соответствующим изменением расхода топлива. Технический результат изобретения - повышение надежности работы ГТЭС за счет повышения качества работы САУ ГТУ. 1 ил.

2457347
патент выдан:
опубликован: 27.07.2012
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЕЙ

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах автоматического управления (САУ) газотурбинных установок (ГТУ), используемых для привода электрогенераторов (ЭГ) газотурбинных электростанций (ГТЭС). Техническим результатом является повышение надежности работы ГТУ и ГТЭС за счет повышения качества работы САУ ГТУ. В способе управления газотурбинной электростанцией дополнительно ограничитель температуры газов за турбиной, воздействующий на уставку регулятора частоты вращения газотурбинного привода, включают в работу при частоте вращения турбокомпрессора не менее наперед заданной величины, определяемой для каждого типа ГТУ расчетно-экспериментальным путем. 1 ил.

2453980
патент выдан:
опубликован: 20.06.2012
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЧАСТОТОЙ ВРАЩЕНИЯ РОТОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для управления работой двухконтурных ГТД летательных аппаратов за счет регулирования частоты вращения ротора низкого давления ГТД. Согласно способу управления частотой вращения ротора низкого давления двухконтурного газотурбинного двигателя контролируют частоту вращения ротора низкого давления, сравнивают ее с программной и полученный управляющий сигнал подают на исполнительный механизм для регулирования частоты вращения ротора воздействием на площадь критического сечения реактивного сопла, причем программное значение частоты вращения ротора низкого давления определяют как сумму программных значений частот вращения ротора низкого давления в зависимости от температуры воздуха на входе в газотурбинный двигатель и положения рычага управления двигателем. Технический результат изобретения - повышение оперативности управления и экономичности ГТД по топливу. 1 ил.

2446300
патент выдан:
опубликован: 27.03.2012
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОМЕРНЫМ ОБЪЕКТОМ

Использование: в системах автоматического управления (САУ) сложных объектов, например газотурбинных двигателей (ГТД), в которых для регулирования нескольких параметров используется одно управляющее воздействие. Технический результат: устранение забросов выходных координат объекта управления, обеспечение заданного качества переходных процессов включаемого канала системы, что способствует повышению ресурса объекта управления. Осуществляется формирование в каждом из ряда каналов управления сигналов, пропорциональных отклонению текущей величины регулируемого параметра от заданной, формирование на основе этих отклонений с помощью регуляторов параметров управляющих сигналов, выделение в качестве ведущего канала с наименьшей величиной управляющего сигнала и коррекция заданной величины регулируемого параметра в каждом из каналов, при этом эта коррекция осуществляется с помощью контура адаптации, который по разности управляющих сигналов замкнутого канала и данного канала приближает условия переключения каналов к требуемым эталонным, определяемым по отклонениям каналов. 2 ил.

2446299
патент выдан:
опубликован: 27.03.2012
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Использование: в системах автоматического управления (САУ) газотурбинных двигателей (ГТД). Технический результат: адаптивное управление различными выходными координатами ГТД с помощью селектора каналов и контура сигнальной самонастройки, в результате чего устраняются забросы выходных координат двигателя, обеспечивается заданное качество переходных процессов включаемого канала САУ, что способствует повышению ресурса ГТД. Система дополнительно содержит последовательно соединенные селектор максимального сигнала, третий элемент сравнения, блок согласования, переключатель и второй суммирующий элемент, причем первый и второй входы селектора максимального сигнала соединены соответственно с первым и вторым входами селектора минимального сигнала, выход которого соединен со вторым входом третьего элемента сравнения, выход первого элемента сравнения соединен со вторым входом второго суммирующего элемента, выход которого подключен к входу регулятора частоты вращения ротора, выход логического устройства соединен со вторым входом переключателя, второй выход которого подключен к второму входу первого суммирующего элемента. 2 ил.

2446298
патент выдан:
опубликован: 27.03.2012
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО КАНАЛА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к автоматическому управлению газотурбинными двигателями (ГТД), и может быть использовано для повышения эффективности управления ГТД.

Согласно способу определяют значение контролируемого параметра, сравнивают его с предельно допустимым и, если значение контролируемого параметра не превышает предельно допустимого, осуществляют в соответствии с его значением регулирование двигателя, причем контролируемый параметр измеряют одновременно по двум каналам, причем одновременно по показаниям датчиков двигателя, в состав которых не входит датчик контролируемого параметра, формируют эталонный сигнал, с которым суммируют значение каждого канала датчика контролируемого параметра, и для регулирования двигателя используют сигнал того канала, который по абсолютному значению меньше, при этом дополнительно задают предельно допустимое значение уровня погрешности каждого измерительного канала, сравнивают с ним полученные абсолютные значения сигналов и, если значения сигналов меньше предельно допустимых, то регулирование двигателя осуществляют сигналом, имеющим меньшее абсолютное значение, если значение сигнала одного из каналов больше предельно установленного, то регулирование осуществляют по другому каналу, а если значения двух каналов больше предельно допустимых, то регулирование двигателя осуществляют за счет эталонного сигнала. Технический результат - разработка способа, надежного в работе, не сложного в управлении и сводящего к минимуму время перехода управления с одного канала на другой. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

2445483
патент выдан:
опубликован: 20.03.2012
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ВЫХЛОПА ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ

Изобретение предназначено для газовой турбины. Устройство управления газотурбинной установкой имеет средства управления для селективного управления температурой выхлопного газа (TS) турбины на основе, по меньшей мере, двух различных эталонных значений (TSRIFV0, TSRIFV1, TSRIFV2 TSRIFVn), относящихся к выходной мощности (Р) установки. Технический результат изобретения - обеспечение высоких рабочих характеристик при низких нагрузках и, в частности, при минимальной внешней нагрузке. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

2444640
патент выдан:
опубликован: 10.03.2012
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ НАСТРОЙКА СИСТЕМ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА ГАЗОВЫХ ТУРБИН

Система для настройки работы газовой турбины создана на основе измерения рабочих параметров турбины и управления регулировкой средств оперативного управления для различных рабочих элементов турбины. В системе предусмотрен контроллер для связи с датчиками и средствами управления. Контроллер принимает рабочие данные из датчиков и сравнивает данные с хранящимися операционными стандартными значениями, чтобы определять, соответствует ли работа турбины данным стандартным значениям. Затем контроллер передает выбранную регулировку в рабочем параметре турбины. Затем контроллер принимает дополнительные рабочие данные из датчиков, чтобы определять, требуется ли дополнительная регулировка или требуется регулировка другого выбранного рабочего параметра. Данная система позволяет поддерживать работу турбины в предпочтительной оперативной зоне. 9 н. и 14 з.п. ф-лы, 10 ил.

2443885
патент выдан:
опубликован: 27.02.2012
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В ФОРСАЖНУЮ КАМЕРУ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения. Способ управления расходом топлива в форсажную камеру сгорания (ФКС) газотурбинного двигателя заключается в том, что по измеренным температуре воздуха на входе в двигатель, давлению воздуха за компрессором, давлению газа за турбиной двигателя, положению РУД и расходу топлива в основную камеру сгорания (ОКС) управляют расходом топлива в ФКС. Дополнительно в процессе форсажной приемистости при подключении очередного топливного коллектора ФКС на время его заполнения увеличивают расход форсажного топлива через «предыдущий» коллектор на величину объема очередного. Обеспечивается плавное изменение эффективного расхода топлива и соответственно плавное изменение тяги двигателя в процессе приемистости, т.е. повышение качества работы САУ. Следствием этого является повышение надежности работы двигателя. 1 ил.

2438031
патент выдан:
опубликован: 27.12.2011
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ

Способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания (ФКС) заключается в том, что по измеренным температуре воздуха на входе в двигатель, давлению воздуха за компрессором, положению рычага управления двигателем (РУД) и расходу топлива в основную камеру (ОКС) сгорания (основной расход топлива) управляют расходом топлива в ФКС. По измеренным положению РУД и перепаду давлений газа на турбине двигателя управляют гидроцилиндрами привода створок реактивного сопла (PC). Дополнительно по измеренным положению РУД давлению воздуха за компрессором и температуре воздуха на входе в двигатель формируют заданное значение пускового расхода топлива в ФКС. Подают в ФКС пусковой расход форсажного топлива, включают агрегат «огневой дорожки» и контролируют розжиг ФКС по измеренной температуре газа в ФКС. Если розжиг ФКС не произошел, отключают пусковой расход форсажного топлива и агрегат «огневой дорожки», изменяют заданное значение пускового расхода форсажного топлива с дискретность 5% и повторяют всю процедуру запуска ФКС и делают это до тех пор, пока не будет зафиксирован розжиг ФКС, если изменение заданного расхода топлива превысило 50%, а розжиг ФКС не произошел, попытки запуска ФКС прекращают и проводят внеочередной регламент двигателя. Достигается повышение качества работы САУ и, как следствие, повышение экономичности ТРДФ на форсажных режимах. 1 ил.

2432478
патент выдан:
опубликован: 27.10.2011
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЧАСТОТОЙ ВРАЩЕНИЯ РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к системам автоматического управления (САУ) переходными режимами газотурбинных двигателей (ГТД). Технический результат - повышение точности системы по скорости изменения частоты вращения ротора за счет введения астатизма в каналы управления по разгону и сбросу и тем самым улучшение динамических характеристик ГТД по времени и уменьшение статических погрешностей реализации программ управления, что приводит к улучшению приемистости ГТД и увеличению его тяги на режиме разгона. Данная система, в которой выход селектора минимального сигнала соединен со вторым входом селектора максимального сигнала, выход изодромного регулятора подключен к входу исполнительного устройства, дополнительно содержит управляемый интегратор, вход которого соединен с выходом селектора максимального сигнала, а выход с входом изодромного регулятора, первое логическое устройство, входы которого соединены с входами селектора минимального сигнала, а выход с первым входом элемента вычитания, второе логическое устройство, входы которого соединены с входами селектора максимального сигнала, а выход со вторым входом элемента вычитания, выход которого соединен с входом сброса управляемого интегратора и через первый умножитель с входом начального значения управляемого интегратора, причем выход селектора максимального сигнала подключен ко второму входу первого умножителя. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

2418964
патент выдан:
опубликован: 20.05.2011
СИСТЕМА ИЗМЕРЕНИЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Система измерения частоты вращения ротора газотурбинного двигателя относится к системам измерения частоты вращения ротора авиационных и наземных газотурбинных двигателей, имеющих циркуляционную систему смазки подшипниковых опор. Технический результат - упрощение конструкции системы измерения частоты вращения ротора газотурбинного двигателя, обеспечение стабильных температурных условий ее работы. Система измерения частоты вращения ротора газотурбинного двигателя, имеющего циркуляционную систему смазки подшипниковых опор, включающую системы подачи масла и суфлирования, каналы смазки которых выполнены в ребрах опоры газотурбинного двигателя, содержит бесконтактный датчик частоты вращения индукционного типа, закрепленный на входе в канал смазки системы суфлирования, содержит индуктор, выполненный в виде зубчатого колеса, установленного на роторе газотурбинного двигателя под датчиком частоты вращения, с осью, совпадающей с осью вращения ротора газотурбинного двигателя, систему обработки сигнала, электрические линии, связывающие датчик частоты вращения с системой обработки сигнала, при этом индуктор конструктивно выполнен под входом в канал смазки системы суфлирования, датчик частоты вращения закреплен в зоне входа в канал смазки системы суфлирования, а электрические линии, связывающие датчик частоты вращения с системой обработки сигнала, расположены в каналах смазки масляной полости системы суфлирования. Канал смазки системы суфлирования выполнен в виде трубки с возможностью ее демонтажа в условиях эксплуатации, с элементами крепления трубки к корпусу опоры на уровне наружного корпуса рабочего тракта двигателя с одной стороны и со скользящими уплотнениями с другой стороны, в зоне входа в канал суфлирования. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

2416731
патент выдан:
опубликован: 20.04.2011
СПОСОБ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ГИБКОСТИ ГЕНЕРИРУЮЩЕЙ ТОК УСТАНОВКИ, В ЧАСТНОСТИ ГАЗОВОЙ ИЛИ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ, УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И ТУРБОАГРЕГАТ (ВАРИАНТЫ)

Изобретение относится к способу повышения эксплуатационной гибкости генерирующей ток установки с турбоагрегатом, содержащим турбину и соединенный с турбиной электрический генератор, при этом задают заданное значение мощности (P1) и задают будущий целевой момент времени (t1), в который турбоагрегат должен иметь заданное значение мощности (P1), так что с помощью заданного значения мощности (P1) и целевого момента времени (t1) определяют кривую мощности, при этом управляют турбоагрегатом исходя из действительной мощности (Р0) в действительное время (t0) вдоль кривой мощности так, что заданное значение мощности (P1 ) достигается в заданный целевой момент времени (t1 ). Изобретение относится к устройству для повышения эксплуатационной гибкости генерирующей ток установки с турбоагрегатом, содержащим турбину и соединенный с турбиной электрический генератор, содержащий блок для ввода заданного значения мощности (P1) и блок для ввода целевого момента времени (t1), а также блок для считывания действительной мощности (Р0) и блок для считывания действительного времени (t0), при этом блоки для считывания и блоки для ввода соединены с вычислительным блоком. Изобретение также относится к газовой и паровой турбинам с использованием способа и устройства согласно изобретению. Такие изобретения позволят повысить эксплуатационную гибкость генерирующей ток установки с турбоагрегатом. 4 н. и 6 з.п. ф-лы, 2 ил.

2413082
патент выдан:
опубликован: 27.02.2011
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

Изобретение относится к области управления сложными объектами техники, работающими в широком диапазоне режимов и нагрузок, и может быть использовано для управления авиационными газотурбинными двигателями (ГТД). Согласно способу снимают показания со штатных датчиков двигателя, сравнивают посредством элемента сравнения эти сигналы с управляющим сигналом, характеризующим температуру газов в камере сгорания, и полученный в результате сравнения сигнал рассогласования подают на дозатор для регулирования расхода топлива, причем каждый из сигналов датчиков логарифмируют по формуле ln(Xi) где Xi- показание датчика, после чего каждый сигнал усиливают пропорционально степени этого параметра Сi*lnХi в регрессионной зависимости

суммируют полученные сигналы по установленной зависимости lnT*Г=C0+ (Ci*lnXi) и перед подачей полученного сигнала на элемент сравнения потенцируют по зависимости Т* Г=ехр(lnТ*Г). Технический результат - повышение точности управления ГТД. 4 ил.

2409751
патент выдан:
опубликован: 20.01.2011
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ НА РЕЖИМАХ РАЗГОНА И ДРОССЕЛИРОВАНИЯ

Способ управления газотурбинным двигателем на режимах разгона и дросселирования включает измерение частоты вращения nтк и ускорения nо тк ротора турбокомпрессора, измерение температуры воздуха Твх* на входе в турбокомпрессор, вычисление приведенной по температуре воздуха на входе в турбокомпрессор частоты вращения ротора турбокомпрессора nтк пр, формирование величины ускорения по двум заранее установленным зависимостям и для режима разгона и режима дросселирования соответственно. Дополнительно принимают сигнал включения нагрузки генератора. При отсутствии сигнала включения нагрузки генератора и при наличии сигнала разгона 1=1 формируют величину ускорения по заранее установленной зависимости Изменение расхода топлива в камеру сгорания осуществляют из условия выполнения трех указанных зависимостей. Путем снижения вероятности возникновения неустойчивой работы компрессора и перегрева турбины за счет регулирования величины заданного ускорения частоты вращения турбокомпрессора с учетом наличия или отсутствия нагрузки генератора, приводимого от газотурбинного двигателя, улучшается качество регулирования двигателя на переменных режимах. 1 ил.

2403419
патент выдан:
опубликован: 10.11.2010
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЯМОТОЧНОГО ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Система предназначена для автоматического регулирования прямоточного воздушно-реактивного двигателя. В системе дозатор расхода топлива с регулятором постоянного перепада давлений подключен к магистралям отдозированного и неотдозированного топлива. Распределитель топлива по коллекторам форсунок состоит из чувствительного элемента и клапана подключения второго коллектора. В магистрали выхода топлива к постоянно включенному первому коллектору установлен подпружиненный перепускной клапан, выход которого связан с магистралью перед форсунками второго коллектора. Причем давление открытия перепускного клапана превышает давление открытия клапана подключения второго коллектора на 0,5 1,5 кгс/см2. При штатной работе системы или на лабораторном стенде, когда клапан подключения второго коллектора закрыт, перепускной клапан исключает резкие забросы давления на пути от бака до камеры сгорания, сливая излишки топлива во второй коллектор. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.

2400642
патент выдан:
опубликован: 27.09.2010
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПОДАЧЕЙ ТОПЛИВА В КАМЕРУ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ

Изобретение относится к области управления сложными объектами техники, работающими в широком диапазоне режимов и нагрузок и использующими одно управляющее воздействие для регулирования нескольких параметров, и может быть использовано в системах управления газотурбинными двигателями, турбинами электростанций, водяными воздухонагревателями и другими объектами. Технический результат изобретения - повышение эффективности управления подачей топлива в камеру сгорания газотурбинной установки. Сущность изобретения заключается в том, что в устройстве управления подачей топлива в газотурбинный двигатель дополнительно введены автомат состояний, а также рабочий контур обратной связи, регулирующий температуру продуктов сгорания за свободной турбиной, программный задатчик и задатчик дистанционного ручного управления подачей топлива, выходы корректирующих сигналов которых соединены с входами блока селекции минимума-максимума, а выходы сигналов приращения к общему интегратору соединены с входами блока коммутации, при этом каждый из контуров обратной связи и задатчиков снабжен блоком активации, вход которого соединен с выходом автомата состояний, а выход - с управляющим входом ключа, коммутирующего цепи выходных сигналов, а автомат состояний выполнен с возможностью активации и отключения контуров обратной связи и задатчиков в зависимости от режима работы газотурбинной установки. 5 ил.

2389892
патент выдан:
опубликован: 20.05.2010
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями с форсажной камерой сгорания (ТРДФ). Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно контролируют величину рассогласования между заданным и измеренным значениями положения створок PC, если рассогласование превышает наперед заданную величину, определяемую по результатам сдаточных испытаний двигателя, ограничивают темп изменения расхода топлива в ФКС. Технический результат изобретения - повышение качества работы САУ, обеспечивающее баланс между расходом воздуха через ГВТ двигателя и расходом топлива в ФКС и, как следствие, повышение надежности ГТД и безопасности ЛА. 1 ил.

2387857
патент выдан:
опубликован: 27.04.2010
СИСТЕМА ТАКТИЛЬНОГО ОПОВЕЩЕНИЯ О ПРЕВЫШЕНИИ РАБОЧИХ ПАРАМЕТРОВ ДЛЯ ВЕРТОЛЕТА

Изобретение относится к области авиации, более конкретно, к тактильным системам предупредительной сигнализации для вертолетов. Система оповещения о перенапряжении газотурбинного двигателя вертолета включает рычаг общего шага и устройство тактильной предупредительной сигнализации, включающее в себя вибратор рычага общего шага, функционально присоединенный к указанному рычагу общего шага. Также система включает средства хранения данных и средства ввода профиля безопасной температуры на выходе турбины, средства для измерения фактической температуры на выходе турбины во время запуска газотурбинного двигателя и для измерения температуры на выходе турбины и других фактических параметров во время полета вертолета, средства приведения в действие указанного устройства тактильной предупредительной сигнализации. Кроме того, в состав системы входят средство для увеличения величины тактильной предупредительной сигнализации и средство для постоянного увеличения частоты или амплитуды тактильной предупредительной сигнализации в ответ на приближение опасного состояния. Технический результат заключается в обеспечении безошибочного тактильного предупреждения и избежания повреждений газотурбинного двигателя. 6 ил.

2381960
патент выдан:
опубликован: 20.02.2010
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

Изобретение относится к управлению газотурбинными двигателями, в частности к системам автоматического управления, и может быть использовано в авиадвигателестроении, энергетике и других областях техники, где используются газотурбинные двигатели. Система автоматического управления газотурбинным двигателем содержит основной и дублирующий каналы управления, выходные каскады с двумя входами, один из которых соединен с основным каналом, а второй с дублирующим каналом, исполнительные механизмы, источник питания, устройство ввода и вычислитель, при этом выходные каскады соединены выходами с входами исполнительных механизмов, система также содержит дополнительное устройство ввода, при этом одно устройство ввода выходом подсоединено к основному каналу, а дополнительное устройство ввода выходом подсоединено к дублирующему каналу, источник питания выходом подсоединен ко входу вычислителя, и последний подсоединен входами и выходами к основному и дублирующему каналам. Изобретение позволяет повысить надежность системы автоматического управления газотурбинным двигателем. 1 ил.

2378521
патент выдан:
опубликован: 10.01.2010
БЕСПРОВОДНАЯ ОТКАЗОУСТОЙЧИВАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

Изобретение относится к электронным системам управления газотурбинным авиадвигателем, осуществляющим регулирование расхода топлива в камеру сгорания и управление проточной частью газодинамического тракта авиадвигателя. Технический результат: повышение надежности электронной системы управления, уменьшение количества и массы кабелей и электрических соединителей, упрощение «обвязки» газотурбинного авиадвигателя и снижение затрат на его техническое обслуживание. Система снабжена комплектом беспроводных интеллектуальных датчиков параметров авиадвигателя, беспроводным рычагом управления, беспроводным пультом управления и индикации, радиомодулем приема и диспетчеризации информации, узлом комплексирования информации, блоком вычисления эталонного значения параметров авиадвигателя, анализатором состояния и замещения информации, радиомодулем передачи информации, при этом выходы комплекта беспроводных интеллектуальных датчиков параметров авиадвигателя, беспроводного рычага управления и беспроводного пульта управления и индикации связаны по радиоканалам с входами радиомодуля приема и диспетчеризации информации, который соединен с узлом комплексирования информации, выход которого подключен к входу анализатора состояния и замещения информации, а другой выход узла комплексирования информации через блок вычисления эталонных значений параметров авиадвигателя связан с другим входом анализатора состояния и замещения информации, соединенного с цифровым блоком управления, выход которого подключен к радиомодулю передачи информации, связанному по радиоканалу с беспроводным пультом управления и индикации. 2 ил.

2372505
патент выдан:
опубликован: 10.11.2009
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТЯГОЙ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к системам управления тягой газотурбинных двигателей летательных аппаратов. Технический результат изобретения - повышение точности регулирования. Сущность изобретения заключается в наличии в системе блока измерения тяги двух лазерных анемометров, один из которых измеряет скорость истечения газов из сопла двигателя, а второй - скорость полета. Микропроцессор с блоком памяти рассчитывает значение тяги по формуле R=f(Gв, cc, V п). Система управления тягой газотурбинного двигателя содержит блок измерения тяги, блок дозирования топлива, сумматор, анемометр для измерения скорости истечения газов из сопла двигателя, анемометр для измерения скорости полета, микропроцессор с блоком памяти. 1 ил.

2367808
патент выдан:
опубликован: 20.09.2009
Наверх