Конструктивные элементы, узлы, детали или вспомогательные приспособления, не отнесенные к группам  ,1/00: .охлаждение установок – F02C 7/12

МПКРаздел FF02F02CF02C 7/00F02C 7/12
Раздел F МАШИНОСТРОЕНИЕ; ОСВЕЩЕНИЕ; ОТОПЛЕНИЕ; ДВИГАТЕЛИ И НАСОСЫ; ОРУЖИЕ И БОЕПРИПАСЫ; ВЗРЫВНЫЕ РАБОТЫ
F02 Двигатели внутреннего сгорания
F02C Газотурбинные установки; воздухозаборники реактивных двигательных установок; управление подачей топлива в воздушно-реактивных двигательных установках
F02C 7/00 Конструктивные элементы, узлы, детали или вспомогательные приспособления, не отнесенные к группам  1/00
F02C 7/12 .охлаждение установок

Патенты в данной категории

ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Двухконтурный газотурбинный двигатель содержит компрессор, камеру сгорания, турбину высокого давления, турбину низкого давления с сопловым аппаратом. Внутренние полости соплового аппарата примыкают к стенкам охлаждаемых сопловых лопаток, соединены с полостью отбора охлаждающего воздуха и отделены от магистрали наддува междисковой полости с помощью транзитных трубок. Транзитные трубки установлены во внутренних полостях сопловых лопаток с зазором относительно их стенок и соединены входом с питающим коллектором, а выходом - с магистралью наддува междисковой полости. Питающий коллектор магистрали наддува междисковой полости сообщен с думисной полостью компрессора высокого давления, отделенной от выхода проточной части компрессора подвижным уплотнением. В качестве полости отбора охлаждающего воздуха для его подачи во внутренние полости, примыкающие к стенкам сопловых лопаток турбины низкого давления, выбрана полость камеры сгорания или полость одной из ступеней компрессора. Подсоединение полости отбора охлаждающего воздуха к внутренним полостям, примыкающим к стенкам сопловых лопаток турбины низкого давления, выполнено через соединяющую магистраль и дополнительный питающий коллектор, а на соединяющей магистрали установлен регулирующий клапан. Изобретение позволяет изменять расход охлаждающего воздуха, идущего на охлаждение сопловых лопаток турбины низкого давления, в зависимости от режима работы двигателя. 3 з. п. ф-лы, 2 ил.

2529269
патент выдан:
опубликован: 27.09.2014
ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНАЯ ГАЗОВАЯ ТУРБИНА

Высокотемпературная газовая турбина содержит рабочую лопатку первой ступени, первую сопловую лопатку и установленную на внутреннем корпусе камеры сгорания опору соплового аппарата. Первая сопловая лопатка верхней полкой установлена в наружном корпусе камеры сгорания, а радиальными ребрами нижней полки установлена в канавках внутреннего кольца первого соплового аппарата. Внутреннее кольцо выполнено с U-образным в поперечном сечении упругим элементом с креплением центральной части упругого элемента к опоре соплового аппарата. Передняя по потоку газа часть внутреннего кольца выполнена с каналами подвода охлаждающего воздуха на сопловую лопатку. Задняя по потоку часть внутреннего кольца выполнена с кольцевым осевым ребром лабиринтного уплотнения по нижней полке первой рабочей лопатки. Угол наклона внутренней поверхности кольцевого ребра к оси турбины находится в пределах 20 40°. Отношение высоты радиальной стенки упругого элемента к толщине радиальной стенки упругого элемента находится в пределах 6 10. Изобретение уменьшает напряжение в первой сопловой лопатке и уменьшает температуры нижней полки первой сопловой лопатки, повышая тем самым надежность высокотемпературной газовой турбины. 3 ил.

2525371
патент выдан:
опубликован: 10.08.2014
ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Высокотемпературный газотурбинный двигатель включает турбину, в которой внутренняя полость охлаждаемой сопловой лопатки второй ступени на входе через заслонку регулирования расхода охлаждающего воздуха соединена с промежуточной ступенью компрессора. Рабочая лопатка второй ступени турбины выполнена охлаждаемой с внутренней полостью, на входе соединенной с промежуточной ступенью компрессора через дополнительную заслонку регулирования расхода охлаждающего воздуха. Отношение проходной площади Fс.взл. заслонки регулирования расхода охлаждающего воздуха на сопловую лопатку второй ступени на взлетном режиме к проходной площади Fс.кр. заслонки регулирования расхода охлаждающего воздуха на сопловую лопатку второй ступени на крейсерском режиме находится в пределах 1,5 2,5. Отношение проходной площади Fр.взл. заслонки регулирования расхода охлаждающего воздуха на рабочую лопатку второй ступени на взлетном режиме к проходной площади Fp.кр. заслонки регулирования расхода охлаждающего воздуха на рабочую лопатку второй ступени на крейсерском режиме находится в пределах 2 4. Изобретение направлено на повышение надежности и экономичности высокотемпературного газотурбинного двигателя путем уменьшения расхода воздуха на охлаждение рабочей лопатки второй ступени турбины на крейсерском режиме работы газотурбинного двигателя по отношению к взлетному режиму. 1 ил.

2525049
патент выдан:
опубликован: 10.08.2014
ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНАЯ ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя, в наружном корпусе которой установлены сопловая лопатка и ниже по потоку газа разрезное секторное кольцо, а также рабочая лопатка и уплотнительные гребешки на верхней полке. Полка образует с внутренней поверхностью разрезного кольца лабиринтное уплотнение. Между корпусом турбины и осевым кольцевым выступом стопорного кольца сопловой лопатки установлена лента с образованием кольцевых замкнутых полостей между лентой и корпусом. Разрезное кольцо выполнено с коническим, направленным к сопловой лопатке ребром с образованием кольцевой воздушной полости. На входе полость соединена с воздушной полостью охлаждения сопловой лопатки, а на выходе - с проточной частью турбины через щелевую кольцевую полость. Кольцевая полость образована верхней полкой сопловой лопатки и коническим ребром. Щелевая полость расположена с внутренней стороны от верхней полки рабочей лопатки. Отношение шага кольцевых микрогребешков на внутренней поверхности разрезного кольца к радиальному зазору между передним по потоку гребешком на верхней полке рабочей лопатки и разрезным кольцом составляет 1 2. Отношение высоты кольцевых микрогребешков к радиальному зазору 0,8 1,8. Отношение длины торцевой поверхности кольцевого микрогребешка к радиальному зазору 0,3 0,8. Отношение радиального зазора между задним по потоку гребешком на верхней полке рабочей лопатки и разрезным кольцом к радиальному зазору между передним по потоку гребешком на верхней полке рабочей лопатки и разрезным кольцом 1,5 2,5. Изобретение позволяет повысить надежность турбины. 2 ил.

2518766
патент выдан:
опубликован: 10.06.2014
КОМПЛЕКС СПЕЦИАЛЬНОЙ АВТОМАТИКИ ВЗРЫВОЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ

Изобретение относится к энергетике. Комплекс специальной автоматики взрывозащиты газотурбинной установки, обеспечивающий безопасность эксплуатации горячего газотурбинного двигателя, позволяющий при инциденте с несанкционированным отключением продувки воздухом отсека газотурбиной установки с минимальными затратами предотвратить контакт взрывоопасной смеси, которая может высвободиться, с поверхностью горячих компонентов корпуса газотурбинного двигателя, у которых максимальная температура может превышать температуру самовоспламенения используемых в технологическом процессе горючих веществ, до их охлаждения до безопасных температур. Изобретение позволяет обеспечить безопасную эксплуатацию невзрывозащищенных горячих газотурбинных двигателей. 4 з.п. ф-лы, 2 ил., 2 табл.

2515581
патент выдан:
опубликован: 10.05.2014
СТАТОР ТУРБИНЫ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ

Изобретение относится к статорам турбин высокого давления газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Статор турбины включает установленные на внутреннем корпусе камеры сгорания опору соплового аппарата и передний хвостовик упругого фланца, а также диафрагму. Диафрагма закреплена болтовым соединением на опоре соплового аппарата своим внешним радиальным ребром. Внутренним радиальным ребром диафрагма соединена болтовым соединением с внешним и внутренним сотовыми фланцами и с задним хвостовиком упругого фланца. Центральная часть диафрагмы между внешним и внутренним ребрами выполнена упругой в радиальном направлении и цилиндрической в поперечном сечении, выпуклой в сторону внешнего сотового фланца. Между упругим фланцем и опорой соплового аппарата установлен Г-образный в поперечном сечении фланец, образующий совместно с опорой соплового аппарата щелевую кольцевую полость. Кольцевая полость на входе соединена с воздушной полостью камеры сгорания, а на выходе через каналы в опоре соплового аппарата - с воздушной полостью статора, образованной опорой соплового аппарата, упругим фланцем и диафрагмой. Величина отношения расстояния между болтовыми соединениями крепления диафрагмы к радиусу цилиндрической внутренней поверхности диафрагмы составляет 3 4. Изобретение позволяет повысить надежность статора турбины высокого давления. 1 ил.

2514987
патент выдан:
опубликован: 10.05.2014
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАДИАЛЬНОГО ЗАЗОРА В ТУРБИНЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Газотурбинный двигатель содержит компрессор, камеру сгорания, ротор и статор турбины. Турбина содержит охлаждаемую ступень с сопловым аппаратом с полостями над ним и под ним. Ротор турбины выполнен с охлаждаемым рабочим колесом и аппаратом закрутки перед ним. Статор турбины содержит по меньшей мере два корпуса турбины с полостями между ними и систему регулирования радиального зазора, содержащую кольцевую вставку над рабочим колесом турбины. Полость над сопловым аппаратом соединена трубопроводом отбора воздуха, содержащим регулятор расхода с выходом из компрессора. Одна из полостей между корпусами турбины соединена трубопроводом, содержащим второй регулятор расхода с промежуточной ступенью компрессора. Система регулирования радиального зазора содержит бортовой компьютер и датчики измерения радиального зазора, регулятор расхода. Приводы клапанов и датчики измерения радиального зазора соединены электрическими связями. Способ регулирования радиального зазора в турбине включает охлаждение ротора и статора. Измеряют радиальный зазор и в зависимости от его величины производят изменение расхода воздуха для охлаждения статора турбины. Расход воздуха для охлаждения ротора турбины дискретно изменяют в зависимости от режима работы ГТД. Достигается эффективное регулирование радиальных зазоров в турбине на всех режимах, повышение тяги, повышение КПД и надежности двигателя. 2 н.п. ф-лы, 14 ил.

2506435
патент выдан:
опубликован: 10.02.2014
СИСТЕМА СНИЖЕНИЯ ШУМА ДЛЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ ГЛУШИТЕЛЯ ВЫХЛОПА (ВАРИАНТЫ)

Система снижения шума газотурбинного двигателя содержит глушитель выхлопа, расположенный вблизи выхлопного канала, проход для охлаждающего воздуха и средство создания потока охлаждающего воздуха в проходе. Глушитель выхлопа содержит множество дефлекторов, сообщающихся с выхлопным каналом. Проход для охлаждающего воздуха находится в тепловом контакте с глушителем выхлопа и расположен между его наружной поверхностью и наружной обшивкой. Глушитель выхлопа заполняет кольцевое пространство между выхлопным каналом и наружной обшивкой за исключением прохода. При этом в одном варианте проход содержит отверстие в плоскости торца выхлопного канала, а средство для создания потока охлаждающего воздуха в проходе для отвода тепла выполнено с возможностью всасывания охлаждающего воздуха через указанное отверстие. В другом варианте в плоскости отверстия в выхлопном канале расположено выпускное отверстие, а средство для создания потока охлаждающего воздуха выполнено с возможностью подачи под давлением охлаждающего воздуха в проход и из выпускного отверстия в окружающую среду. При охлаждении глушителя выхлопа устанавливают вокруг выхлопного канала глушитель выхлопа, содержащий множество дефлекторов, сообщающихся с выхлопным каналом. Пропускают охлаждающий воздух через проход для охлаждающего воздуха для отвода тепла от глушителя выхлопа. При этом в первом варианте охлаждающий воздух всасывают в проход из отверстия, смежного с открытым кормовым концом выхлопного канала и выпускают охлаждающий воздух в передний конец выхлопного канала. В другом варианте воздух пропускают из переднего конца прохода в выпускное отверстие в открытом кормовом конце выхлопного канала. Изобретения позволяют повысить эффективность подавления шума газотурбинного двигателя без увеличения массы изолирующего материала. 4 н. и 9 з.п. ф-лы, 4 ил.

2505695
патент выдан:
опубликован: 27.01.2014
ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Турбина газотурбинного двигателя содержит внешний, внутренний и промежуточный корпусы, ступень с сопловым аппаратом и рабочим колесом с кольцевой вставкой над рабочим колесом, системы охлаждения турбины, в том числе корпусов. Средство регулирования радиальных зазоров содержит кольцевые вставки, внешний, внутренний и промежуточный корпусы. Промежуточный корпус выполнен конической формы с радиальным фланцем, при этом кольцевая вставка над рабочим колесом закреплена на промежуточном и внутреннем корпусах. Система охлаждения турбины содержит регулятор расхода, основной трубопровод, соединенный через основной регулятор расхода с верхней полостью соплового аппарата, внутренний трубопровод, соединенный с аппаратом закрутки, передний дефлектор с отверстиями и отверстия в диске. Система охлаждения корпусов содержит также регулятор расхода, коллектор и отверстия во внешнем корпусе. Достигается эффективное регулирование радиальных зазоров в турбине на всех режимах. 2 з.п. ф-лы, 7 ил.

2500895
патент выдан:
опубликован: 10.12.2013
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Двухконтурный газотурбинный двигатель содержит компрессор, имеющий по меньшей мере одну ступень, камеру сгорания, содержащую жаровую трубу, турбину, содержащую по меньшей мере одну охлаждаемую ступень с сопловым аппаратом с полостями над ним и под ним. Ротор турбины выполнен с охлаждаемым рабочим колесом и аппаратом закрутки перед ним. Статор турбины содержит по меньшей мере два корпуса турбины с полостями между ними и систему регулирования радиального зазора, содержащую кольцевую вставку над рабочим колесом турбины. Полость над сопловым аппаратом соединена трубопроводом отбора воздуха, содержащим регулятор расхода, с выходом из компрессора. Одна из полостей между корпусами турбины соединена трубопроводом, содержащим второй регулятор расхода, с промежуточной ступенью компрессора. Система регулирования радиального зазора содержит бортовой компьютер и датчики измерения радиального зазора, регулятор расхода, приводы клапанов и датчики измерения радиального зазора соединены электрическими связями. Достигается эффективное регулирование радиальных зазоров в турбине на всех режимах, повышение тяги двигателя на взлетном и форсажном режиме, повышение КПД и надежности турбины. 2 з.п. ф-лы, 16 ил.

2499894
патент выдан:
опубликован: 27.11.2013
ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Турбина газотурбинного двигателя содержит внешний, внутренний и промежуточный корпуса, ступень с сопловым аппаратом и рабочим колесом с кольцевой вставкой над рабочим колесом, системы охлаждения турбины, в том числе корпуса. Средство регулирования радиальных зазоров содержит кольцевые вставки, внешний, внутренний и промежуточный корпуса. Промежуточный корпус выполнен конической формы с радиальным фланцем. Кольцевая вставка над рабочим колесом закреплена на промежуточном и внутреннем корпусах. Системы охлаждения турбины содержат общий клапан. Система охлаждения корпуса содержит коллектор и отверстия во внешнем корпусе. Система охлаждения турбины содержит основной трубопровод, соединенный с верхней полостью соплового аппарата, внутренний трубопровод, соединенный с аппаратом закрутки, передний дефлектор с отверстиями и отверстия в диске. На внутренней поверхности кольцевой вставки может быть нанесено мягкое легкоистираемое покрытие. На внутренней поверхности кольцевой вставки могут быть закреплены панели сотового уплотнения. Достигается эффективное регулирование радиальных зазоров в турбине на всех режимах и более быстрое увеличение мощности без гистерезиса на форсажном режиме. 2 з.п. ф-лы, 7 ил.

2499893
патент выдан:
опубликован: 27.11.2013
ТУРБИНА ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Турбина двухконтурного газотурбинного двигателя содержит, по меньшей мере, одну охлаждаемую ступень с сопловым аппаратом, ротор и статор турбины. Сопловой аппарат выполнен с полостями над ним и под ним. Ротор турбины выполнен с охлаждаемым рабочим колесом и аппаратом закрутки перед ним. Статор турбины содержит корпус турбины, кольцевую вставку над рабочим колесом турбины и систему регулирования радиального зазора. Корпус турбины выполнен из двух частей: передней и задней, кольцевая вставка установлена между ними. Статор выполнен охлаждаемым воздухом второго контура. Система подачи охлаждающего статор воздуха выполнена в виде воздухозаборника, установленного во втором контуре, и регулятора расхода с приводом, и также содержит бортовой компьютер и датчики измерения радиального зазора. Привод регулятора расхода и датчики измерения радиального зазора соединены электрическими связями с бортовым компьютером. Достигается эффективное регулирование радиальных зазоров в турбине на всех режимах, повышение тяги двигателя на взлетном и форсажном режиме, повышение КПД и надежности турбины. 4 з.п. ф-лы, 15 ил.

2499145
патент выдан:
опубликован: 20.11.2013
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ТУРБИНЫ И СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ СЕКЦИИ ТУРБИНЫ С ПРОМЕЖУТОЧНЫМ ДАВЛЕНИЕМ

Система охлаждения турбины с первой секцией и второй секцией содержит первую линию для отведения первого потока из первой секции, имеющий первую температуру, вторую линию для отведения второго потока из первой секции, имеющий вторую температуру ниже первой температуры; и объединенную линию для направления объединенного потока, содержащего первый поток и второй поток во вторую секцию. Объединенный поток образуется, когда второй поток превышает заданную температуру. Способ охлаждения секции турбины с промежуточным давлением с помощью потока утечки из секции турбины с высоким давлением содержит этапы, на которых: направляют поток утечки от секции турбины с высоким давлением. Далее комбинируют поток утечки с потоком промежуточного подогрева из секции турбины с высоким давлением для сформирования комбинированного потока; и направляют комбинированный поток в секцию турбины с промежуточным давлением, причем объединенный поток образуется, когда второй поток превышает заданную температуру. Изобретение направлено на повышение эффективности системы охлаждения турбины. 2 н. и 7 з.п ф-лы, 2 ил.

2498098
патент выдан:
опубликован: 10.11.2013
ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Турбина газотурбинного двигателя содержит внешний, внутренний и промежуточный корпуса, ступень с сопловым аппаратом и рабочим колесом с кольцевой вставкой над рабочим колесом, системы охлаждения турбины и корпуса, а также средство регулирования радиальных зазоров. Упомянутое средство содержит кольцевые вставки, внешний, внутренний и промежуточный корпуса. Промежуточный корпус выполнен конической формы с радиальным фланцем. Кольцевая вставка над рабочим колесом закреплена на промежуточном и внутреннем корпусах. Система охлаждения турбины и корпуса содержит клапан, основной трубопровод, соединенный с верхней полостью соплового аппарата, внутренний трубопровод, соединенный с аппаратом закрутки, передний дефлектор с отверстиями и отверстия в диске. Достигается эффективное регулирование радиальных зазоров в турбине, повышение тяги двигателя на взлетном и форсажном режиме, повышение КПД и надежности турбины. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

2498087
патент выдан:
опубликован: 10.11.2013
УСТРОЙСТВО ПОДАЧИ ВОЗДУХА ДЛЯ ВЕНТИЛЯЦИИ ЛОПАТОК ТУРБИНЫ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, РОТОР ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к области газотурбинных двигателей. Устройство подачи вентилирующего воздуха в ротор турбины газотурбинного двигателя содержит первый и второй диски турбины и кольцо на выходе второго диска, образующие вместе моноблочный барабан. Второй диск турбины содержит ячейки, выполненные путем механической обработки в ободе для установки лопаток турбины. Лопатки стопорятся в осевом направлении сегментами осевого стопорения. Сегменты содержат основание, установленное в пазу, выполненном в барабане. В кольце на выходе обода выполняют, по меньшей мере, одно отверстие, соединяющее внутреннее пространство барабана с, по меньшей мере, частью упомянутых ячеек. В сегментах выполнен проход между отверстием и ячейками второго диска. Изобретение позволяет осуществить вентиляцию креплений и осевое стопорение лопаток. 3 н. и 3 з.п. ф-лы, 9 ил.

2481481
патент выдан:
опубликован: 10.05.2013
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ), СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ, ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И РОТОР ДЛЯ НЕГО

При охлаждении газотурбинного двигателя подают топливо к вращающейся части газотурбинного двигателя, вращающаяся часть которого содержит ротор и, по меньшей мере, одну лопатку, функционально связанную с ротором или его частью. Затем охлаждают ротор и/или, по меньшей мере, одну лопатку при помощи топлива, которое подают к вращающейся части. При этом, по меньшей мере, одна лопатка с проходящим в ней топливом закрыта относительно камеры сгорания газотурбинного двигателя, так что все топливо поступает в камеру сгорания в месте, находящемся радиально внутри относительно, по меньшей мере, одной лопатки. Выпускают топливо из вращающейся части непосредственно в камеру сгорания газотурбинного двигателя. При другом варианте охлаждения газотурбинного двигателя пропускают текучую среду вдоль, по меньшей мере, одной первой траектории потока от первой стороны ротора газотурбинного двигателя к его второй стороне. Создают термосифонный поток текучей среды на, по меньшей мере, одной второй траектории потока. При этом, по меньшей мере, одна вторая траектория потока сообщается по текучей среде с, по меньшей мере, одной первой траекторией потока и находится в тепловой взаимосвязи с, по меньшей мере, одной лопаткой, функционально связанной с ротором или его частью. По меньшей мере, одна первая траектория потока обеспечивает возможность прохождения вдоль нее текучей среды без необходимости прохождения этой текучей среды вдоль, по меньшей мере, одной второй траектории потока. При этом, по меньшей мере, одна вторая траектория потока содержит группу вторых траекторий потока в, по меньшей мере, одной лопатке. Обеспечивают в группе вторых траекторий потока сообщение траекторий друг с другом вблизи второго конца вторых траекторий потока, который находится вблизи вершины, по меньшей мере, одной лопатки и удален от первого конца, сообщающегося с, по меньшей мере, одной первой траекторией потока. Изобретение направлено на улучшение теплообмена, повышение кпд газотурбинного двигателя и его теплоэффективности. 6 н. и 26 з.п. ф-лы, 6 ил.

2477379
патент выдан:
опубликован: 10.03.2013
СЕКТОР НАПРАВЛЯЮЩЕГО СОПЛОВОГО АППАРАТА ТУРБИНЫ, СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СЕКТОРА НАПРАВЛЯЮЩЕГО СОПЛОВОГО АППАРАТА ТУРБИНЫ, ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Сектор направляющего соплового аппарата турбины содержит сегмент внешней площадки и сегмент внутренней площадки, между которыми располагаются одна или несколько полых лопаток. Каждая лопатка содержит полость задней кромки, предназначенную для подачи в нее охлаждающего воздуха и сообщающуюся с несколькими вентиляционными каналами, рассредоточенными вдоль задней кромки лопатки. Вентиляционные каналы позволяют удалять часть охлаждающего воздуха. Данная полость содержит внешнее отверстие, которое проходит сквозь сегмент внешней площадки и соединено с отверстием выпуска воздуха. Отверстие выпуска воздуха проходит сквозь деталь, которая покрывает внешнее отверстие, и прикреплена на сегменте внешней площадки. Это отверстие позволяет удалять часть охлаждающего воздуха, другим объектом настоящего изобретения является способ изготовления, согласно которому осуществляется поставка сектора направляющего соплового аппарата турбины, описанного выше. На этом секторе путем насыщения из газовой фазы наносится защитное покрытие таким образом, чтобы одна часть газа, используемого для его нанесения, проходила через отверстие выпуска воздуха, а стенки полости, расположенные на конце данного отверстия, были покрыты защитным покрытием. Также объектом изобретения является газотурбинный двигатель, содержащий, по меньшей мере, одну турбину, оснащенную направляющим сопловым аппаратом, в котором направляющий сопловой аппарат создается путем скрепления нескольких секторов направляющего соплового аппарата, описанного выше. Изобретение позволяет создать сектор направляеющего соплового аппарата, в котором зона полости задней кромки будет менее подвержена высокотемпературной коррозии. 3 н. и 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

2476680
патент выдан:
опубликован: 27.02.2013
РОТОР ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Ротор турбины газотурбинного двигателя содержит диск и установленный на нем дефлектор. Дефлектор зафиксирован относительно диска осевыми болтами. Болтовое соединение размещено в радиальных фланцах диска и дефлектора, соединенных цилиндрическими упругими элементами со ступицами диска и дефлектора соответственно. Дефлектор внешней цилиндрической поверхностью ступицы установлен на обращенном к дефлектору осевом кольцевом ребре полотна диска. Соединение «гайка-болт» размещено в замкнутой воздушной полости с внутренней стороны от упругого элемента диска. Изобретение позволяет повысить надежность ротора турбины газотурбинного двигателя за счет исключения концентраторов напряжений на ступице дефлектора диска и на диске, а также обеспечивает их надежную взаимную фиксацию. 1 ил.

2470170
патент выдан:
опубликован: 20.12.2012
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Устройство для охлаждения электрического оборудования в газотурбинном двигателе содержит, по меньшей мере, одну вихревую трубку, имеющую вход, связанный со средствами питания сжатым воздухом, и выход холодного воздуха, соединенный со средствами охлаждения электрического оборудования. Вихревая трубка питается воздухом, через теплообменник, содержащий вторую цепь, питаемую хладагентом с выхода средств охлаждения электрического оборудования или горячим воздухом, выходящим из вихревой трубки. Изобретение направлено на упрощение устройства для охлаждения электрического оборудования, и на повышение его экономичности и эффективности. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 3 ил.

2465477
патент выдан:
опубликован: 27.10.2012
ЗАСЛОНКА С КЛАПАНОМ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ В ГАЗОТУРБИННОМ ДВИГАТЕЛЕ, УСТРОЙСТВО ОХЛАЖДЕНИЯ И ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Заслонка с клапаном, предназначенная для системы охлаждения в газотурбинном двигателе, содержит клапан, установленный с возможностью поворота относительно оси между положением перекрытия отверстия и положением открытия этого отверстия. Отверстие предназначено для прохождения воздуха. Также заслонка содержит средства приведения этого клапана во вращательное движение относительно упомянутой оси. Средства приведения во вращательное движение содержат два коаксиальных и установленных один над другим вращающихся органа, взаимодействующих друг с другом при помощи профилированных кулачковых поверхностей. Первый из этих органов является неподвижно зафиксированным по поступательному движению вдоль своей оси вращения. Второй вращающийся орган является подвижным по поступательному движению вдоль этой оси, и на нем размещен упомянутый клапан. Профилированные кулачковые поверхности выполнены таким образом, что поворот первого вращающегося органа, начиная от положения перекрытия отверстия, вызывает поступательное перемещение второго вращающегося органа и упомянутого клапана вдоль оси вращения, а затем поворот этого вращающегося органа и клапана относительно упомянутой оси. Профилированные кулачковые поверхности двух этих вращающихся органов сформированы на осевых концах этих органов и содержат наклонные участки, располагающиеся спиральным образом вокруг оси вращения. Другими объектами настоящего изобретения являются устройство охлаждения управляемых створок реактивного сопла турбореактивного двигателя, содержащее заслонки с клапаном, описанным выше, а также турбореактивный двигатель, содержащий указанное выше устройство охлаждения управляемых створок реактивного сопла. Изобретение позволяет повысить эффективность охлаждения створок реактивного сопла. 3 н. и 13 з.п. ф-лы, 8 ил.

2459096
патент выдан:
опубликован: 20.08.2012
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к области двигателестроения, преимущественно к системам подачи охлаждающего воздуха к подшипниковым опорам газотурбинного двигателя. Технический результат заключается в повышении эффективности охлаждения подшипника опоры турбины и, как следствие, в увеличении надежности работы двигателя без увеличения его габаритов и массы. Технический результат достигается тем, что в газотурбинном двигателе, содержащем диск турбины, снабженный цапфой, на которой установлена втулка с пазами, подшипник с наружным и внутренним кольцами, установленный на втулке и расположенный в корпусе, полый вал, сообщенный с атмосферой, воздухозаборник, соосный с ним и сообщенный с полостью вала, выходное устройство, содержащее полые стойки и центральное тело, которое через полые стойки сообщено с атмосферой, между корпусом подшипника и диском установлено подвижное уплотнение, образующее полость между диском и подшипником, в диске выполнены, по крайней мере, два отверстия, соединяющие полость между диском и подшипником с полостью вала, пазы выполнены на наружной поверхности втулки и образуют полости между втулкой и внутренним кольцом подшипника, соединенные каналами с полостью между диском и подшипником и полостью центрального тела. 11 з.п. ф-лы, 4 ил.

2455511
патент выдан:
опубликован: 10.07.2012
РОТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Ротор компрессора газотурбинного двигателя с рабочими колесами и с системой отбора охлаждающего воздуха внутри ротора. Трубки отбора для направления охлаждающего воздуха в турбину с окнами для отбора воздуха. Переднее и заднее рабочие колеса с болтовым соединением. Окна для отбора воздуха выполнены на фланце заднего колеса между болтами с выходом их в проточную часть. Окна выполнены со скосом по вращению ротора. Перед поршневыми кольцами, установленными перед полостью отбора, расположенной под трубками отбора, выполнены упругие выступы. Нижний выступ переднего колеса предпочтительно имеет торцевой упор с задним колесом. Путем снижения напряжений в отверстиях под болты у заднего колеса, а также за счет упрощения отбора и уменьшения потерь воздуха повышается надежность и ресурс двигателя. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

2451840
патент выдан:
опубликован: 27.05.2012
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Газотурбинный двигатель выполнен двухконтурным и содержит компрессор высокого давления, примыкающую к нему думисную полость, камеру сгорания и оснащенные дисками с охлаждаемым сопловым аппаратом, включающим охлаждаемые сопловые лопатки, турбины высокого и низкого давления с проточной частью, междисковой полостью и каналом охлаждения междисковой полости, сообщенным с питающим коллектором на входе. Канал охлаждения междисковой полости отделен от проточной части турбины лабиринтным уплотнением и щелевым зазором. Питающий коллектор канала охлаждения междисковой полости сообщен с думисной полостью компрессора через входной коллектор системы охлаждения сопловых лопаток турбины низкого давления и теплообменник второго контура двигателя. Сопловые лопатки выполнены с внутренними полостями, сообщенными с системой охлаждения. Коллектор канала охлаждения междисковой полости отделен от внутренних полостей охлаждаемых сопловых лопаток и соединен с входным коллектором системы охлаждения лопаток через транзитные трубки, установленные во внутренних полостях лопаток с зазором относительно их стенок. Транзитные трубки содержат участки с калиброванным проходным сечением. Между транзитной трубкой и стенками лопатки размещен перфорированный дефлектор, выполненный в виде оболочки, охватывающей большую часть поперечного сечения внутренней полости лопатки с конгруентным приближением к внутренней поверхности полости с образованием зазора, достаточного для смывания стенок со стороны полости охлаждающим потоком воздуха, подаваемого в полость, и отвода воздуха через щель в тыльной части лопатки. Канал охлаждения междисковой полости выполнен из последовательно дополняющих друг друга полостей охлаждения центральной и прикорневой частей дисков турбин высокого и низкого давлений, отделенных лабиринтным уплотнением. Изобретение повышает надежность и долговечность двигателя. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

2450144
патент выдан:
опубликован: 10.05.2012
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Газотурбинный двигатель выполнен двухконтурным и содержит компрессор высокого давления с ротором, статором, примыкающую к компрессору думисную полость, камеру сгорания и оснащенные дисками с охлаждаемым сопловым аппаратом, включающим охлаждаемые сопловые лопатки, турбины высокого и низкого давления с проточной частью, междисковой полостью и каналом охлаждения междисковой полости, сообщенным с питающим коллектором на входе. Канал охлаждения междисковой полости отделен от проточной части турбины лабиринтным уплотнением и щелевым зазором. Питающий коллектор канала охлаждения междисковой полости сообщен с думисной полостью компрессора через входной коллектор системы охлаждения сопловых лопаток турбины низкого давления и теплообменник второго контура двигателя. Сопловые лопатки выполнены с внутренними полостями, сообщенными с системой охлаждения. Коллектор канала охлаждения междисковой полости отделен от внутренних полостей охлаждаемых сопловых лопаток и соединен с входным коллектором системы охлаждения указанных лопаток через транзитные трубки, установленные во внутренних полостях лопаток с зазором относительно их стенок. Транзитные трубки содержат участки с калиброванным проходным сечением. Между стенками лопаток размещены дефлекторы, выполненные в виде перфорированной оболочки, с зазором повторяющей конфигурацию поперечного сечения внутренней поверхности полости лопатки. Тыльная часть лопатки выполнена со щелевым зазором для стока охлаждающего воздуха из полости лопатки. Изобретение повышает надежность и долговечность двигателя. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

2450143
патент выдан:
опубликован: 10.05.2012
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Газотурбинный двигатель выполнен двухконтурным и содержит компрессор высокого давления с ротором, статором, примыкающую к компрессору думисную полость, камеру сгорания и оснащенные дисками с охлаждаемым сопловым аппаратом, включающим охлаждаемые сопловые лопатки, турбины высокого и низкого давления с проточной частью, междисковой полостью и каналом охлаждения междисковой полости, сообщенным с питающим коллектором на входе. Канал охлаждения междисковой полости отделен от проточной части турбины лабиринтным уплотнением и щелевым зазором. Питающий коллектор канала охлаждения междисковой полости сообщен с думисной полостью компрессора через входной коллектор системы охлаждения сопловых лопаток турбины низкого давления и теплообменник второго контура двигателя. Сопловые лопатки выполнены с внутренними полостями, сообщенными с системой охлаждения. Коллектор канала охлаждения междисковой полости отделен от внутренних полостей охлаждаемых сопловых лопаток и соединен с входным коллектором системы охлаждения указанных лопаток через транзитные трубки, установленные во внутренних полостях лопаток с зазором относительно их стенок. Транзитные трубки содержат участки с калиброванным проходным сечением. Сопловые лопатки сгруппированы в блоки, а транзитные трубки установлены, по меньшей мере, по одной на каждый блок и каждая содержит участок с калиброванным проходным сечением, расположенный у входа в транзитную трубку. Изобретение повышает надежность и долговечность двигателя. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

2450142
патент выдан:
опубликован: 10.05.2012
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Газотурбинный двигатель выполнен двухконтурным, содержит компрессор высокого давления с ротором, статором, примыкающую к компрессору думисную полость, камеру сгорания и оснащенные дисками с охлаждаемым сопловым аппаратом, включающим охлаждаемые сопловые лопатки, турбины высокого и низкого давления с проточной частью, междисковой полостью и каналом охлаждения междисковой полости, сообщенным с питающим коллектором на входе. Канал охлаждения междисковой полости отделен от проточной части турбины лабиринтным уплотнением и щелевым зазором. Питающий коллектор канала охлаждения междисковой полости сообщен с думисной полостью компрессора через входной коллектор системы охлаждения сопловых лопаток турбины низкого давления и теплообменник второго контура двигателя. Сопловые лопатки выполнены с внутренними полостями, сообщенными с упомянутой системой охлаждения. Коллектор канала охлаждения междисковой полости отделен от внутренних полостей охлаждаемых сопловых лопаток и соединен с входным коллектором системы охлаждения указанных лопаток через транзитные трубки, установленные для этого во внутренних полостях лопаток с зазором относительно их стенок. Транзитные трубки содержат участки с калиброванным проходным сечением. Канал охлаждения междисковой полости выполнен в виде последовательно расположенных полостей охлаждения центральной и прикорневой частей диска турбины высокого давления и диска турбины низкого давления, отделенных друг от друга лабиринтным уплотнением. Изобретение направлено на повышение надежности и долговечности двигателя. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

2450141
патент выдан:
опубликован: 10.05.2012
РОТОР ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ТУРБИНЫ

Изобретение относится к роторам высокотемпературных турбин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Ротор высокотемпературной турбины состоит из диска турбины, соединенного с валом при помощи фланцевого соединения. Вал состоит из радиальных, соединенных резьбовым соединением фланцев диска и вала, а также из кольцевой упругой перемычки между ступицей диска и его фланцем. Перемычка выполнена конической и направлена от ступицы к оси ротора. Во фланце диска со стороны фланца вала выполнены С-образные пазы, соединяющие воздушные полости с внутренней и с внешней стороны от перемычки. Отношение диаметра внутренней поверхности перемычки в месте ее стыковки со ступицей диска к диаметру внешней поверхности перемычки в месте ее стыковки с фланцем диска составляет 0,9 1,5. Изобретение позволяет повысить надежность ротора высокотемпературной турбины путем снижения напряжений во фланцевом соединении диска с валом турбины. 2 ил.

2449145
патент выдан:
опубликован: 27.04.2012
ОХЛАЖДАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Охлаждающее устройство газотурбинного двигателя, содержащего обтекатель с наружной поверхностью, образованной обшивкой, открытой для потока наружного воздуха, содержит, по меньшей мере, одну тепловую трубу, имеющую первый конец, термически соединенный с наружной поверхностью обтекателя, и второй конец, термически соединенный с источником тепла, так что тепло из источника тепла может передаваться через тепловую трубу потоку наружного воздуха, и поддон. Поддон расположен внутри обтекателя и термически соединен с наружной поверхностью обтекателя. Первый конец, по меньшей мере, одной тепловой трубы расположен в поддоне, а теплопроводный наполнитель расположен внутри поддона и вокруг, по меньшей мере, одной тепловой трубы. Изобретение направлено на снижение веса, исключение опасности возгорания внутри двигателя. 8 з.п. ф-лы, 4 ил.

2448265
патент выдан:
опубликован: 20.04.2012
ДВИГАТЕЛЬ С КОМПАУНДНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ ТУРБИНЫ

Газотурбинный двигатель содержит вентилятор, компрессор, камеру сгорания, турбину высокого давления и турбину низкого давления, расположенные последовательно и сообщающиеся по потоку. Компрессор включает в себя ряды лопастей компрессора, предназначенные для последовательного сжатия воздуха в соответствующих ступенях. Турбина высокого давления включает в себя ряд полых лопаток сопла, имеющих передние и задние внутренние каналы охлаждения, после которых следует ряд полых лопастей ротора, имеющих передние и задние внутренние каналы охлаждения. Газотурбинный двигатель также содержит первый, второй, третий и четвертый контуры подачи воздуха, подключенные так, что они сообщаются по потоку с разными ступенями компрессора для отбора из них воздуха под давлением с разными значениями давления для подачи первого, второго, третьего и четвертого охладителей в передний и задний каналы лопатки и передний и задний каналы лопасти соответственно. Изобретение направлено на повышение кпд двигателя путем снижения подачи воздуха под давлением, поступающего от компрессора. 9 з.п. ф-лы, 6 ил.

2447302
патент выдан:
опубликован: 10.04.2012
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Газотурбинный двигатель выполнен с компрессором, закомпрессорной разгрузочной полостью и сопловыми лопатками газовой турбины. Первая сопловая лопатка выполнена с полым, охлаждаемым и направленным к оси двигателя радиальным ребром на нижней полке со стороны выходной кромки. Внутренняя полость радиального ребра на входе соединена с закомпрессорной разгрузочной полостью, а на выходе - с проточной частью турбины через перфорацию в нижней полке лопатки за ее выходной кромкой. Каналы перфорации на выходе ориентированы по течению газа в проточной части турбины. Изобретение направлено на повышение надежности газотурбинного двигателя путем охлаждения ненагруженных элементов конструкции газовой турбины воздухом из закомпрессорной полости. 2 ил.

2443882
патент выдан:
опубликован: 27.02.2012
Наверх