Рабочие лопатки, элементы, на которых закрепляются лопатки: ..замки для лопаток – F01D 5/32

МПКРаздел FF01F01DF01D 5/00F01D 5/32
Раздел F МАШИНОСТРОЕНИЕ; ОСВЕЩЕНИЕ; ОТОПЛЕНИЕ; ДВИГАТЕЛИ И НАСОСЫ; ОРУЖИЕ И БОЕПРИПАСЫ; ВЗРЫВНЫЕ РАБОТЫ
F01 Машины или двигатели вообще
F01D Машины и двигатели необъемного вытеснения, например паровые турбины
F01D 5/00 Рабочие лопатки; элементы, на которых закрепляются лопатки
F01D 5/32 ..замки для лопаток 

Патенты в данной категории

РОТОР ВЕНТИЛЯТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ САМОЛЕТА

Ротор вентилятора содержит лопатки (15) вентилятора, прикрепленные к периферии колеса (13). Каждая лопатка имеет хвостовик лопатки, находящийся в зацеплении с канавкой в этом колесе и удерживаемый в ней основным фиксатором (28). Основной фиксатор находится в зацеплении с пазами (34), сформированными рядом с вышерасположенным концом соответствующей канавки и на каждой ее стороне для противодействия движению хвостовика лопатки в осевом направлении. Основной фиксатор (28) соединен с дополнительным фиксатором, отличным от основного фиксатора. Дополнительный фиксатор отнесен от основного фиксатора на заранее определенное расстояние. Дополнительный фиксатор (32) расположен между основным фиксатором и вышерасположенным концом хвостовика лопатки, находящегося в зацеплении с канавкой. Дополнительный фиксатор (32) предпочтительно является тонкой стенкой. Позволяет фиксатору рассеять энергию удара и минимизировать ущерб, наносимый соседним лопаткам и деталям, при простой и дешевой конструкции. 1 н. и 5 з.п. ф-лы, 6 ил.

2525817
патент выдан:
опубликован: 20.08.2014
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано в конструкциях многоступенчатых осевых компрессоров и турбин газотурбинных двигателей, энергетических установках, паро- и гидротурбинах. Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя включает диск, наружная поверхность которого выполнена цилиндрической, с закрепленными на нем лопатками посредством продольных замковых соединений, а также продольные вставки Г-образной формы с замковыми ножками. Продольные вставки зафиксированы в осевом направлении на наружной поверхности диска между лопатками посредством поперечных замковых соединений типа «ласточкин хвост». Торцы на концах каждой из продольных Г-образных вставок контактируют с наружной поверхностью диска. Изобретение позволяет упростить конструкцию рабочего колеса, а также повысить его надежность. 2 ил.

2525376
патент выдан:
опубликован: 10.08.2014
РОТОР ВЕНТИЛЯТОРА ДЛЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, СОДЕРЖАЩИЙ ТАКОЙ РОТОР, И ПРОКЛАДКА ХВОСТОВИКА ЛОПАСТИ ДЛЯ ТАКОГО РОТОРА

Ротор вентилятора газотурбинного двигателя содержит диск, несущий лопасти, хвостовики которых вставлены в пазы, размещенные по внешней периферии диска, и прокладки, каждая из которых размещена между дном паза диска и соответствующим хвостовиком лопасти. Входной конец каждой прокладки предназначен для упора в удерживающий фланец, присоединенный к диску, и содержит выступ, проходящий радиально наружу и предназначенный для удержания входного конца хвостовика лопасти. Выступ каждой прокладки содержит упорную выходную поверхность, в которую упирается входной конец хвостовика лопасти в случае избыточной нагрузки, причем эта упорная выходная поверхность наклонена относительно оси вращения ротора. Другое изобретение группы относится к газотурбинному двигателю, содержащему указанный выше ротор вентилятора, а также к прокладке хвостовика лопасти указанного выше ротора вентилятора. Изобретения позволяют снизить вес ротора вентилятора газотурбинного двигателя за счет снижения веса и упрощения прокладки хвостовика лопасти. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 3 ил.

2488697
патент выдан:
опубликован: 27.07.2013
ВЕНТИЛЯТОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И ВТУЛКА КРЕПЛЕНИЯ ФЛАНЦА ПЛАТФОРМЫ

Вентилятор газотурбинного двигателя содержит лопатки, закрепленные на диске ротора, и межлопаточные платформы. Платформы содержат радиальные фланцы, закрепленные на соответствующих фланцах диска ротора посредством резьбовых шпилек. Шпильки вставлены во втулки позиционирования, установленные в отверстия фланцев платформ. Каждая втулка содержит по меньшей мере одну поддающуюся деформированию часть, установленную поперечно между резьбовой шпилькой, вставленной в указанную втулку, и кромкой отверстия, в котором втулка установлена. Указанная поддающаяся деформированию часть предназначена для обеспечения возможности поворота платформы в случае удара лопатки о платформу и для поглощения части энергии этого удара. Втулка крепления фланца платформы содержит жесткую часть и поддающуюся деформированию часть, содержащую два параллельных друг другу полуцилиндра, связанных между собой поддающимися деформированию перепонками. Вогнутости перепонок ориентированы в одном и том же направлении. Оба указанных полуцилиндра располагаются на одной линии с цилиндрическими концами жесткой части втулки и по существу опираются на них. Обеспечивается достаточное поглощение энергии, связанной с ударом лопатки о платформу. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 4 ил.

2467211
патент выдан:
опубликован: 20.11.2012
ДИСК РОТОРА ВЕНТИЛЯТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Группа изобретений относится к диску ротора вентилятора для газотурбинного двигателя, в частности, такого, как авиационный турбореактивный двигатель, и обеспечивает при ее использовании ограничение износа ножки лопатки и диска и увеличивает срок их службы. Указанный технический результат достигается в диске ротора вентилятора газотурбинного двигателя, содержащем по периферии по существу осевые пазы для монтажа и удержания ножек лопаток, содержащих крючки на своих задних концах, при этом на заднем конце пазов выполнены деформирующиеся зоны, образованные полостями, причем полости выполнены во фланцах крепления междулопаточных площадок. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

2454572
патент выдан:
опубликован: 27.06.2012
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБИНЫ (ВАРИАНТЫ), А ТАКЖЕ КРЕПЛЕНИЕ РАБОЧЕГО КОЛЕСА И ЛОПАСТИ ТУРБИНЫ

Рабочее колесо турбины содержит множество пальцев колеса, включающих множество проходящих по окружности участков с толщиной, ступенчато уменьшающейся в направлении по радиусу наружу. Каждый из пальцев колеса имеет галтели в переходах между соседними участками, каждая из которых состоит из первого и второго закругленных участков, причем у первого участка радиус превышает радиус второго участка. Соседние по оси пальцы колеса в самом внутреннем по радиусу местоположении по краю колеса образуют дно паза, имеющего форму по существу ласточкина хвоста, между соседними пальцами колеса. Дно паза имеет пару галтелей, состоящих из первого и второго закругленных участков, из которых первый участок каждой галтели дна паза имеет радиус больше радиуса второго ее участка. Дно паза также содержит гладкий участок, проходящий по оси и по окружности между вторыми участками каждой пары галтелей дна паза. В другом варианте выполнения рабочего колеса первый участок каждой галтели дна паза проходит по пальцу колеса по радиусу снаружи ее второго участка. Еще одно изобретение группы относится к креплению рабочего колеса и лопастей турбины, включающему множество пальцев колеса, множество лопастей и штифты, проходящие в основном по оси через колесо и пальцы лопастей. Пальцы колеса включают в себя множество проходящих по окружности участков, толщина которых ступенчато уменьшается в направлении по радиусу наружу. Каждый из пальцев колеса имеет галтели в переходах между соседними участками и на дне пазов пальцев колеса, причем галтели на дне каждого паза колеса являются галтелями, состоящими из закругленных участков, разделенными гладким участком. Изобретения позволяют обеспечить уменьшение образования трещин на рабочем колесе за счет снижения концентрации напряжений. 3 н. и 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

2398113
патент выдан:
опубликован: 27.08.2010
ЗАПОРНЫЙ БЛОК ДЛЯ ЛОПАТОЧНОГО ВЕНЦА ЛОПАТОЧНОЙ МАШИНЫ

Запорный блок содержит предохранительный элемент и две части, каждая из которых выполнена с возможностью сцепления с образующими поднутрения выступами периферийного паза. Предохранительный элемент предохраняет обе части от выпадения из периферийного паза, расположен между ними с возможностью вращения вокруг продольной оси и выполнен в виде ключа с головкой и пластинчатой бородкой. Бородка ключа выполнена с возможностью позиционирования между двумя положениями за счет вращения. В первом положении обе части за счет поворота друг к другу имеют возможность одновременного вхождения в периферийный паз между его противоположными выступами. Во втором положении бородка ключа выполнена с возможностью прилегания, по меньшей мере, к одной боковой поверхности одной из разжатых частей. Другое изобретение группы относится к лопаточной машине с ротором, имеющим, по меньшей мере, один периферийный паз с поднутрениями и вставленными в него рабочими лопатками. Промежуток, оставшийся между первой и последней вставленными в периферийный паз рабочими лопатками, закрыт запорным блоком, выполненным, как описано выше. Изобретения позволяют повысить надежность фиксации запорного блока, а также обеспечить простоту его сборки и разборки. 2 н. и 14 з.п. ф-лы, 6 ил.

2392446
патент выдан:
опубликован: 20.06.2010
ЗАМЫКАЮЩИЙ УЗЕЛ ДЛЯ ЗАКРЫВАНИЯ ОСТАЮЩЕГОСЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА МЕЖДУ ПЕРВОЙ И ПОСЛЕДНЕЙ УСТАНОВЛЕННОЙ В ОКРУЖНОЙ КАНАВКЕ ЛОПАТОЧНОЙ МАШИНЫ ЛОПАТКОЙ ЛОПАТОЧНОГО ВЕНЦА И СООТВЕТСТВУЮЩАЯ ЛОПАТОЧНАЯ МАШИНА

Замыкающий узел для закрывания пространства между первой и последней лопатками, установленными в окружной канавке лопаточной машины, состоит из, по меньшей мере, двух боковых частей и, по меньшей мере, одного штифтообразного фиксирующего элемента. По меньшей мере, одна из боковых частей предназначена для сцепления с образующим затылованное пространство выступом окружной канавки. Обе боковые части соединены друг с другом через направляющую в форме ласточкина хвоста, или каждая боковая часть соединена через соответствующую направляющую в форме ласточкина хвоста с расположенной между ними промежуточной частью. Другое изобретение группы относится к лопаточной машине с ротором, имеющим, по меньшей мере, одну, имеющую затылованные пространства, окружную канавку с закрепленными в ней рабочими лопатками. Остающееся промежуточное пространство между первой и последней, установленной в окружной канавке, лопатками полностью закрыто замыкающим узлом, выполненным, как описано выше. Изобретения позволяют повысить надежность соединения частей замыкающего узла за счет исключения непреднамеренного выхода фиксирующего элемента. 2 н. и 18 з.п. ф-лы, 6 ил.

2392445
патент выдан:
опубликован: 20.06.2010
ТУРБИНА И ЛОПАТКА ТУРБИНЫ

Турбина содержит колесо, имеющее множество пазов, расположенных между выступами колеса, и множество лопаток. Каждая лопатка и каждый паз имеет чередующуюся систему углублений и утолщений, в результате чего лопатки могут быть посажены по одной в пазы на колесе. Каждое из углублений и утолщений образовано комбинацией кривых поверхностей и прямых поверхностей. Каждое углубление содержит два прямых участка под углом друг к другу и изогнутый участок, соединяющий два прямых участка. Углубления, образованные на лопатках, имеют углы между их прямыми участками в диапазоне от 50° до 57°. Каждая из лопаток имеет нижнее утолщение, образованное кривыми поверхностями, имеющими более одного радиуса кривизны. Другое изобретение группы относится к лопатке указанной выше турбины и имеет описанную выше конструкцию. Изобретения позволяют снизить напряжения на рабочем колесе, а также увеличить допустимую нагрузку, передаваемую от лопатки к колесу. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 15 ил.

2365761
патент выдан:
опубликован: 27.08.2009
УСТРОЙСТВО УДЕРЖАНИЯ ШАЙБЫ РОТОРА, ДИСК РОТОРА И ТУРБОМАШИНА

Изобретение относится к устройству удержания кольцевой шайбы против радиальной поверхности диска ротора. Согласно изобретению удерживающая кольцевая втулка представляет собой кольцо, вставленное в осевом направлении между хвостовиком шайбы и фланцем. Периферийная поверхность кольца опирается на основание шайбы, причем упомянутая периферийная поверхность и упомянутый фланец содержат соответствующие друг другу вырезы, выходящие наружу в радиальном направлении и предназначенные для введения в них инструментов сжатия кольца, которое при этом убирается в контур фланца в процессе монтажа или демонтажа упомянутой шайбы. Хвостовик шайбы имеет расточку, диаметр которой по существу равен диаметру фланца. Изобретение относится также к диску ротора, содержащему пазы, предназначенные для размещения в них хвостовиков лопаток, у поверхности которого установлена кольцевая шайба. Согласно изобретению диск ротора содержит упомянутое устройство для удержания кольцевой шайбы. Изобретение относится также к турбомашине, которая содержит упомянутый диск ротора. В результате создана система удержания шайбы диска ротора турбомашины, которая отличается простотой, невысокой стоимостью и высокой технологичностью. 3 н. и 5 з.п. ф-лы, 6 ил.

2340799
патент выдан:
опубликован: 10.12.2008
КРЕПЛЕНИЕ ЛОПАТОК ЛОПАСТНОЙ МАШИНЫ

Узел крепления лопаток лопастной машины содержит лопатки, которые хвостовиками в виде рядов лопаток закреплены на роторе или статоре. Лопатки содержат хвостовую пластину, бандаж или опорное крыло над хвостовиком и перо. Бандаж или опорное крыло воспринимает скручивающий момент. После монтажа всех лопаток одного ряда лопатки граничат друг с другом своими хвостовыми пластинами без зазора и таким образом взаимно поддерживают друг друга относительно действия скручивающих моментов. Действующие на хвостовые пластины скручивающие моменты противоположны скручивающим моментам, действующим на бандаж или на опорное крыло. Изобретение позволяет воспринимать скручивающие моменты хвостовой пластиной лопатки и одновременно разгрузить от действия этого момента хвостовик лопатки, а также ротор или статор. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

2311537
патент выдан:
опубликован: 27.11.2007
КОНСТРУКЦИЯ СОЕДИНЕНИЯ ТИПА "ЛАСТОЧКИН ХВОСТ" ЛОПАТКИ И РАБОЧЕГО КОЛЕСА ДЛЯ РОТОРА ТУРБИНЫ

Соединение типа «ласточкин хвост» между рабочим колесом ротора и лопаткой содержит охватываемый компонент соединения на рабочем колесе ротора и охватывающий компонент соединения на лопатке. Охватываемый компонент соединения включает множество расположенных по периметру выступов, находящихся на противоположных сторонах плоскости, перпендикулярной к оси и делящей пополам охватываемый компонент соединения. Поверхности, по меньшей мере, пары выступов на каждой из противоположных сторонах плоскости образуют с ней угол и проходят от указанной плоскости к указанной оси и от нее. Углы поверхностей каждой пары выступов на каждой из противоположных сторон плоскости равны друг другу. На противоположных сторонах охватываемого компонента соединения имеется карман, прилегающий к его основанию и содержащий обращенную к оси поверхность, расположенную под углом. Охватывающий компонент соединения имеет хвостовик для его вмещения в указанном кармане, имеющий обращенную к оси поверхность, расположенную под углом. Угол расположенной под углом поверхности хвостовика больше угла расположенной под углом поверхности кармана. Изобретение позволяет снизить концентрацию напряжений в соединении. 7 з.п. ф-лы, 6 ил.

2303703
патент выдан:
опубликован: 27.07.2007
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ЛОПАТОК С РОТОРОМ ТУРБОМАШИНЫ (ВАРИАНТЫ)

Изобретение относится к области турбиностроения и может быть использовано при проектировании новых и реконструкции действующих паровых турбин. Узел соединения лопаток с ротором турбомашины включает лопатки, установленные своими хвостовиками в окружном пазу ротора, в котором замковые лопатки закреплены с помощью прижимного и фиксирующего вкладышей, размещенных в поперечном пазу ротора. Прижимной вкладыш и поперечный паз имеют форму в сечении поперек этого паза, позволяющую перемещение прижимного вкладыша только вдоль поперечного паза. По обеим сторонам поперечного паза ротора на участке расположения прижимного вкладыша выполнены канавки, параллельные дну поперечного паза ротора, в которые входят боковые выступы прижимного вкладыша. В полке хвоста замковой лопатки выполнен вырез, в который входит радиальный выступ прижимного вкладыша, фиксирующий лопатки в окружном направлении. Участок поперечного паза ротора для размещения фиксирующего вкладыша имеет окружной размер не менее размера прижимного вкладыша с боковыми выступами. Согласно второму варианту узел соединения лопаток с ротором турбомашины включает два соседних венца лопаток. Участки поперечного паза ротора под прижимные вкладыши замковых лопаток соседних венцов расположены с параллельным смещением один относительно другого так, что расстояние между крайними боковыми сторонами обеих участков не менее суммы поперечных размеров этих участков. Участок поперечного паза, расположенный в продольном направлении между участками поперечного паза ротора под прижимные вкладыши, имеет окружной размер, включающий оба участка под прижимные вкладыши с боковыми выступами. В этом участке поперечного паза расположены в окружном направлении два фиксирующих вкладыша с возможностью независимой сборки и разборки замковых соединений каждого из соседних венцов лопаток. На участках расположения прижимных вкладышей выполнены канавки, параллельные дну поперечного паза ротора, в которые входят боковые выступы прижимных вкладышей. В полках хвостов замковых лопаток выполнен вырез, в который входит радиальный выступ прижимного вкладыша, фиксирующий лопатки венца в окружном направлении. Изобретение позволяет повысить качество сборки и разборки замкового соединения, а также его надежность, а во втором варианте также позволяет обеспечить независимую сборку и разборку замковых соединений лопаточных венцов. 2 н.п. ф-лы, 8 ил.

2296227
патент выдан:
опубликован: 27.03.2007
РАСПОРНАЯ ВСТАВКА ЛОПАТКИ И УЗЕЛ ДИСКА РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Узел диска ротора газотурбинного двигателя содержит ряд кольцевых ступиц, множество разнесенных по окружности пазов в форме ласточкина хвоста, множество лопаток вентилятора и множество распорных вставок лопаток. Каждая из ступиц окружает центральную линию и соединена с венцом диска перемычкой. Пазы в форме ласточкина хвоста расположены в венце и проходят по окружности между стойками диска. Стойки диска проходят в осевом направлении от переднего конца до заднего конца венца, а в радиальном направлении - внутрь от наружной поверхности венца диска. Лопатки вентилятора имеют хвостовики в форме ласточкина хвоста, расположенные в пазах в форме ласточкина хвоста. Каждая из распорных вставок расположена внутри каждого из пазов в форме ласточкина хвоста между донной стенкой паза в форме ласточкина хвоста и проходящей в осевом направлении нижней поверхностью хвостовика в форме ласточкина хвоста. Распорная вставка содержит проходящую в осевом направлении основу, разнесенные друг от друга переднюю, среднюю и заднюю площадки крепления в форме ласточкина хвоста, полость, проходящую вокруг основы и между передней и задней площадками крепления в форме ласточкина хвоста, и язычок распорной вставки. Площадки крепления расположены вдоль основы. Язычок распорной вставки отступает в основном в осевом направлении вперед от передней площадки и имеет пересекающиеся проходящие в осевом и радиальном направлениях отверстия. Основа и передняя, средняя и задняя площадки крепления в форме ласточкина хвоста имеют нижние изогнутые поверхности. Каждая из передней, средней и задней площадок крепления в форме ласточкина хвоста имеет подъем, выступающий над основой и имеющий плоскую верхнюю поверхность. Изобретение позволяет повысить тягу вентилятора без увеличения размера лопаток, а также надежное крепление лопаток в случае повреждения одной из них. 2 н. и 17 з.п. ф-лы, 29 ил.

2281403
патент выдан:
опубликован: 10.08.2006
ЗАМКОВОЕ УСТРОЙСТВО

Изобретение относится к устройствам для крепления лопаток турбомашин на вибрационных установках при определении частот собственных колебаний, испытании на усталость и может быть использовано в энергомашиностроении. Замковое устройство для крепления лопаток турбомашин при вибрационных испытаниях состоит из двух разъемных элементов, внутри которых выполнен паз цилиндрической формы для размещения хвостовика лопатки и прижимных элементов, расположенных в пазу, при этом прижимные элементы выполнены в виде продольных отрезков цилиндра, плоские поверхности которых прижаты к клиновым граням хвостовика лопатки, а цилиндрические поверхности сопрягаются с цилиндрическими поверхностями паза разъемных элементов с обеспечением возможности поворота прижимных элементов в зависимости от угла клина хвостовика, при этом края свободных цилиндрических поверхностей разъемных элементов примыкают к торцевым граням широкой части клиновидного хвостовика. Сопрягаемые цилиндрические поверхности разъемных и прижимных элементов имеют одинаковые радиусы, при этом толщина каждого прижимного элемента не превышает радиуса цилиндрической поверхности. Изобретение направлено на повышение эффективности устройства за счет обеспечения возможности использования однотипной оснастки для зажима лопаток, имеющих различную геометрию хвостовиков, и сокращение трудозатрат. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
2189023
патент выдан:
опубликован: 10.09.2002
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБОМАШИНЫ

Использование: в области энергомашиностроения, в частности, в рабочих колесах турбомашин. Сущность изобретения: рабочее колесо содержит диск с рабочими лопатками с Т-образными хвостовиками и заплечиками, контактирующими с кольцевыми выступами обода диска, замковые лопатки, имеющие часть 16 и хвостовик 17, соединенный с диском посредством заклепок 18. В части 16 лопаток выполнены заплечики 14, а на диске в местах установок замковых лопаток выступы 13, размещенные между хвостовиком 17 и заплечиками 14. Диаметры заклепок 18 уменьшены по мере удаления от оси вращения рабочего колеса, при этом диаметры заклепок выбираются из определенного соотношения. 6 ил.
2028458
патент выдан:
опубликован: 09.02.1995
Наверх