Предотвращение или сведение к минимуму внутренних утечек рабочего тела, например между ступенями: ....путем избирательного охлаждения или нагревания элементов статора или ротора – F01D 11/24

МПКРаздел FF01F01DF01D 11/00F01D 11/24
Раздел F МАШИНОСТРОЕНИЕ; ОСВЕЩЕНИЕ; ОТОПЛЕНИЕ; ДВИГАТЕЛИ И НАСОСЫ; ОРУЖИЕ И БОЕПРИПАСЫ; ВЗРЫВНЫЕ РАБОТЫ
F01 Машины или двигатели вообще
F01D Машины и двигатели необъемного вытеснения, например паровые турбины
F01D 11/00 Предотвращение или сведение к минимуму внутренних утечек рабочего тела, например между ступенями
F01D 11/24 ....путем избирательного охлаждения или нагревания элементов статора или ротора

Патенты в данной категории

ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАДИАЛЬНОГО ЗАЗОРА В ТУРБИНЕ

Турбина двухконтурного газотурбинного двигателя содержит охлаждаемую ступень с сопловым аппаратом с полостями над ним и под ним и ротор турбины с охлаждаемым рабочим колесом. Статор турбины содержит по меньшей мере два корпуса турбины с полостями между ними и систему регулирования радиального зазора, содержащую кольцевую вставку над рабочим колесом турбины. Полость над сопловым аппаратом соединена трубопроводом отбора воздуха, содержащим регулятор расхода с выходом из компрессора. Система регулирования радиального зазора содержит бортовой компьютер, датчики измерения радиального зазора и источники СВЧ-излучения, установленные над вставкой. Датчики измерения радиального зазора и источники СВЧ-излучения соединены электрическими связями с бортовым компьютером. Источники СВЧ-излучения выполнены с возможностью прогревать кольцевую вставку. Измеряют радиальный зазор и в зависимости от его величины производят включение источников СВЧ-излучения. Достигается эффективное регулирование радиальных зазоров в турбине на всех режимах, повышение тяги двигателя на взлетном и форсажном режимах, повышение КПД и надежности турбины. 3 н. и 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

2519127
патент выдан:
опубликован: 10.06.2014
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАДИАЛЬНОГО ЗАЗОРА В ТУРБИНЕ ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Способ регулирования радиального зазора в турбине двухконтурного газотурбинного двигателя включает охлаждение ротора воздухом высокого давления, отбираемым из-за компрессора, и статора воздухом второго контура. Для охлаждения статора турбины используют часть расхода воздуха второго контура, который отбирают, используя воздухозаборник, и увеличивают скорость охлаждающего воздуха в тракте охлаждения статора турбины. Измеряют радиальный зазор и в зависимости от его величины производят изменение расхода охлаждающего воздуха для охлаждения статора турбины. Использованный воздух сбрасывают во второй контур или после турбины. Двухконтурный газотурбинный двигатель содержит компрессор, камеру сгорания, охлаждаемую турбину. Статор турбины выполнен охлаждаемым воздухом второго контура. Система подачи охлаждающего статор воздуха выполнена в виде воздухозаборника, установленного во втором контуре, и регулятора расхода с приводом, и также содержит бортовой компьютер и датчики измерения радиального зазора. Привод регулятора расхода и датчики измерения радиального зазора соединены электрическими связями с бортовым компьютером. Достигается эффективное регулирование радиальных зазоров в турбине на всех режимах, повышение тяги двигателя на взлетном и форсажном режиме, повышение КПД и надежности турбины. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 15 ил.

2511860
патент выдан:
опубликован: 10.04.2014
УСТРОЙСТВО ОПТИМИЗАЦИИ РАДИАЛЬНЫХ ЗАЗОРОВ МНОГОСТУПЕНЧАТОГО ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Устройство для оптимизации радиальных зазоров многоступенчатого осевого компрессора газотурбинного авиационного двигателя сжатым воздухом, отводимым из компрессора, содержит корпус с проточной частью. Сжатый воздух последовательно проходит внутренние полости ступеней компрессора. Ротор каждой ступени включает множество радиально расположенных лопаток, закрепленных на диске. Устройство содержит кожух, закрепленный на валу и размещенный под дисками, по меньшей мере, трех последних ступеней компрессора, и систему из уплотнений и щелей между этими дисками и кожухом, отверстий в указанных дисках и выпускных отверстий кожуха. Вход в устройство связан с областью конца компрессора, где циклические нагрузки на авиадвигатель определяют максимальный нагрев воздуха. Уплотнения, щели и отверстия размещены так, что создают петлеобразное течение указанного воздуха в кожухе от входа вдоль полотен дисков к выпускным отверстиям, через которые воздух попадает в кожух, в общем направлении, противоположном направлению воздушного потока в проточной части. Достигается снижение тепловых напряжений дисков ротора, минимизация внутренних утечек сжатого воздуха оптимизацией изменения радиального зазора адекватно циклическим нагрузкам авиационного двигателя за счёт соответствующего изменения температуры дисков. 5 з.п. ф-лы, 5 ил.

2506436
патент выдан:
опубликован: 10.02.2014
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАДИАЛЬНОГО ЗАЗОРА В ТУРБИНЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Газотурбинный двигатель содержит компрессор, камеру сгорания, ротор и статор турбины. Турбина содержит охлаждаемую ступень с сопловым аппаратом с полостями над ним и под ним. Ротор турбины выполнен с охлаждаемым рабочим колесом и аппаратом закрутки перед ним. Статор турбины содержит по меньшей мере два корпуса турбины с полостями между ними и систему регулирования радиального зазора, содержащую кольцевую вставку над рабочим колесом турбины. Полость над сопловым аппаратом соединена трубопроводом отбора воздуха, содержащим регулятор расхода с выходом из компрессора. Одна из полостей между корпусами турбины соединена трубопроводом, содержащим второй регулятор расхода с промежуточной ступенью компрессора. Система регулирования радиального зазора содержит бортовой компьютер и датчики измерения радиального зазора, регулятор расхода. Приводы клапанов и датчики измерения радиального зазора соединены электрическими связями. Способ регулирования радиального зазора в турбине включает охлаждение ротора и статора. Измеряют радиальный зазор и в зависимости от его величины производят изменение расхода воздуха для охлаждения статора турбины. Расход воздуха для охлаждения ротора турбины дискретно изменяют в зависимости от режима работы ГТД. Достигается эффективное регулирование радиальных зазоров в турбине на всех режимах, повышение тяги, повышение КПД и надежности двигателя. 2 н.п. ф-лы, 14 ил.

2506435
патент выдан:
опубликован: 10.02.2014
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Газотурбинный двигатель содержит компрессор, имеющий несколько осевых ступеней, содержащих корпус, направляющие аппараты и рабочие лопатки, и турбину, содержащую корпус и как минимум одну ступень с сопловым аппаратом и рабочим колесом, а также средство регулирования радиальных зазоров по меньшей мере одной ступени компрессора и/или турбины. Средство регулирования радиального зазора выполнено в виде кольцевой вставки из материала «с памятью формы» в корпусе компрессора и/или турбины, установленной над соответствующими рабочими лопатками как минимум одной ступени. Средство регулирования выполнено пористым. На внутренней поверхности кольцевой вставки нанесено мягкое покрытие, например графитовое, или могут быть закреплены панели «сотового уплотнения». Достигается эффективное регулирование радиальных зазоров, повышение тяги двигателя на взлетном и форсажном режиме, повышение КПД и надежности двигателя. 2 з. п. ф-лы, 7 ил.

2506434
патент выдан:
опубликован: 10.02.2014
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Газотурбинный двигатель содержит компрессор, имеющий несколько осевых ступеней, содержащих корпус, направляющие аппараты и рабочие лопатки, и турбину, содержащую корпус и как минимум одну ступень с сопловым аппаратом и рабочим колесом, а также средство регулирования радиальных зазоров по меньшей мере одной ступени компрессора и/или турбины. Средство регулирования радиального зазора выполнено в виде перфорированной кольцевой вставки из материала «с памятью формы» в корпусе компрессора и/или турбины, с образованием зазора, установленной над соответствующими рабочими лопатками как минимум одной ступени и магистрали подачи охлаждающего воздуха в полость зазора. В магистрали подачи охлаждающего воздуха установлен клапан. Кольцевая вставка выполнена пористой. На внутренней поверхности кольцевой вставки может быть нанесено мягкое покрытие, например графитовое, или закреплены панели «сотового уплотнения». Достигается эффективное регулирование радиальных зазоров, повышение тяги на взлетном и форсажном режиме, повышение КПД и надежности двигателя. 2 з.п. ф-лы, 9 ил.

2506433
патент выдан:
опубликован: 10.02.2014
ТУРБИНА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ С УСОВЕРШЕНСТВОВАННОЙ КАМЕРОЙ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАДИАЛЬНОГО ЗАЗОРА ПОДВИЖНЫХ ЛОПАТОК И ТУРБОМАШИНА, ИСПОЛЬЗУЮЩАЯ ТАКУЮ ТУРБИНУ

Турбина высокого давления содержит наружный корпус, распределитель, лопастное колесо, узел, образующий кольцо и размещенный по окружности вращающихся лопастей, устройство для регулирования радиального зазора между законцовками вращающихся лопастей и кольцом, а также кольцевую опору и кольцевой амортизирующий элемент. Распределитель образован рядом направляющих лопаток, а лопастное колесо установлено на его выходной стороне. Устройство для регулирования радиального зазора включает камеру регулирования с кольцевыми камерами, прикрепленную к наружному корпусу, по меньшей мере, в двух местах на расстоянии друг от друга. Кольцевая опора поддерживает кольцо и прикреплена к наружному корпусу турбины. Кольцевой амортизирующий элемент выполнен с заданной упругостью, одним концом закреплен на кольцевой опоре, а другим концом опирается в осевом направлении на входную сторону камеры регулирования, для обеспечения амортизации, по меньшей мере, некоторой части вибраций камеры, возникающих при эксплуатации турбомашины. Другое изобретение группы относится к турбомашине, содержащей указанную выше турбину. Изобретения позволяют повысить срок службы камеры регулирования радиального зазора. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 5 ил.

2503822
патент выдан:
опубликован: 10.01.2014
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАДИАЛЬНОГО ЗАЗОРА В ТУРБИНЕ ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Двухконтурный газотурбинный двигатель (ГТД) содержит компрессор, камеру сгорания, турбину, содержащую охлаждаемую ступень с сопловым аппаратом с полостями над и пол ним, и ротор турбины с охлаждаемым рабочим колесом и аппаратом закрутки перед ним. Статор турбины содержит по меньшей мере два корпуса турбины с полостями между ними. Система регулирования радиального зазора содержит кольцевую вставку над рабочим колесом турбины. Полость над сопловым аппаратом соединена трубопроводом отбора воздуха, содержащим регулятор расхода с выходом из компрессора. Одна из полостей между корпусами турбины соединена трубопроводом, содержащим второй регулятор расхода с промежуточной ступенью компрессора. Система регулирования радиального зазора содержит бортовой компьютер и датчики измерения радиального зазора, регулятор расхода, приводы клапанов и датчики измерения радиального зазора соединены электрическими связями. Расход охлаждающего воздуха для охлаждения ротора турбины изменяют в зависимости от режима работы ГТД, а при достижении радиального зазора нулевого значения включают максимально возможный расход для охлаждения турбины независимо от режима работы ГТД. Достигается эффективное регулирование радиальных зазоров в турбине на всех режимах. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 16 ил.

2501956
патент выдан:
опубликован: 20.12.2013
ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Турбина газотурбинного двигателя содержит внешний, внутренний и промежуточный корпусы, ступень с сопловым аппаратом и рабочим колесом с кольцевой вставкой над рабочим колесом, системы охлаждения турбины, в том числе корпусов. Средство регулирования радиальных зазоров содержит кольцевые вставки, внешний, внутренний и промежуточный корпусы. Промежуточный корпус выполнен конической формы с радиальным фланцем, при этом кольцевая вставка над рабочим колесом закреплена на промежуточном и внутреннем корпусах. Система охлаждения турбины содержит регулятор расхода, основной трубопровод, соединенный через основной регулятор расхода с верхней полостью соплового аппарата, внутренний трубопровод, соединенный с аппаратом закрутки, передний дефлектор с отверстиями и отверстия в диске. Система охлаждения корпусов содержит также регулятор расхода, коллектор и отверстия во внешнем корпусе. Достигается эффективное регулирование радиальных зазоров в турбине на всех режимах. 2 з.п. ф-лы, 7 ил.

2500895
патент выдан:
опубликован: 10.12.2013
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Двухконтурный газотурбинный двигатель содержит компрессор, имеющий по меньшей мере одну ступень, камеру сгорания, содержащую жаровую трубу, турбину, содержащую по меньшей мере одну охлаждаемую ступень с сопловым аппаратом с полостями над ним и под ним. Ротор турбины выполнен с охлаждаемым рабочим колесом и аппаратом закрутки перед ним. Статор турбины содержит по меньшей мере два корпуса турбины с полостями между ними и систему регулирования радиального зазора, содержащую кольцевую вставку над рабочим колесом турбины. Полость над сопловым аппаратом соединена трубопроводом отбора воздуха, содержащим регулятор расхода, с выходом из компрессора. Одна из полостей между корпусами турбины соединена трубопроводом, содержащим второй регулятор расхода, с промежуточной ступенью компрессора. Система регулирования радиального зазора содержит бортовой компьютер и датчики измерения радиального зазора, регулятор расхода, приводы клапанов и датчики измерения радиального зазора соединены электрическими связями. Достигается эффективное регулирование радиальных зазоров в турбине на всех режимах, повышение тяги двигателя на взлетном и форсажном режиме, повышение КПД и надежности турбины. 2 з.п. ф-лы, 16 ил.

2499894
патент выдан:
опубликован: 27.11.2013
ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Турбина газотурбинного двигателя содержит внешний, внутренний и промежуточный корпуса, ступень с сопловым аппаратом и рабочим колесом с кольцевой вставкой над рабочим колесом, системы охлаждения турбины, в том числе корпуса. Средство регулирования радиальных зазоров содержит кольцевые вставки, внешний, внутренний и промежуточный корпуса. Промежуточный корпус выполнен конической формы с радиальным фланцем. Кольцевая вставка над рабочим колесом закреплена на промежуточном и внутреннем корпусах. Системы охлаждения турбины содержат общий клапан. Система охлаждения корпуса содержит коллектор и отверстия во внешнем корпусе. Система охлаждения турбины содержит основной трубопровод, соединенный с верхней полостью соплового аппарата, внутренний трубопровод, соединенный с аппаратом закрутки, передний дефлектор с отверстиями и отверстия в диске. На внутренней поверхности кольцевой вставки может быть нанесено мягкое легкоистираемое покрытие. На внутренней поверхности кольцевой вставки могут быть закреплены панели сотового уплотнения. Достигается эффективное регулирование радиальных зазоров в турбине на всех режимах и более быстрое увеличение мощности без гистерезиса на форсажном режиме. 2 з.п. ф-лы, 7 ил.

2499893
патент выдан:
опубликован: 27.11.2013
ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Турбина газотурбинного двигателя содержит внешний, внутренний и промежуточный корпуса, ступень с сопловым аппаратом и рабочим колесом с кольцевой вставкой над рабочим колесом, системы охлаждения турбины и корпуса. Средство регулирования радиальных зазоров содержит кольцевые вставки, внешний, внутренний и промежуточный корпуса. Промежуточный корпус выполнен конической формы с радиальным фланцем. Кольцевая вставка над рабочим колесом закреплена на промежуточном и внутреннем корпусах. Системы охлаждения турбины и корпуса содержат регуляторы расхода. Система охлаждения корпусов содержит коллектор и отверстия во внешнем корпусе. Средство регулирования радиального зазора содержит датчики измерения радиального зазора и бортовой компьютер, соединенный электрическими связями с регуляторами расхода и датчиками измерения радиального зазора. Система охлаждения турбины содержит основной трубопровод, соединенный через основной регулятор расхода с верхней полостью соплового аппарата, внутренний трубопровод, соединенный с аппаратом закрутки, передний дефлектор с отверстиями и отверстия в диске. Достигается более эффективное регулирование радиальных зазоров в турбине газотурбинного двигателя на всех режимах за счет одновременного воздействия на статор и ротор турбины. 2 з.п. ф-лы, 7 ил.

2499892
патент выдан:
опубликован: 27.11.2013
ТУРБИНА ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Турбина двухконтурного газотурбинного двигателя содержит, по меньшей мере, одну охлаждаемую ступень с сопловым аппаратом, ротор и статор турбины. Сопловой аппарат выполнен с полостями над ним и под ним. Ротор турбины выполнен с охлаждаемым рабочим колесом и аппаратом закрутки перед ним. Статор турбины содержит корпус турбины, кольцевую вставку над рабочим колесом турбины и систему регулирования радиального зазора. Корпус турбины выполнен из двух частей: передней и задней, кольцевая вставка установлена между ними. Статор выполнен охлаждаемым воздухом второго контура. Система подачи охлаждающего статор воздуха выполнена в виде воздухозаборника, установленного во втором контуре, и регулятора расхода с приводом, и также содержит бортовой компьютер и датчики измерения радиального зазора. Привод регулятора расхода и датчики измерения радиального зазора соединены электрическими связями с бортовым компьютером. Достигается эффективное регулирование радиальных зазоров в турбине на всех режимах, повышение тяги двигателя на взлетном и форсажном режиме, повышение КПД и надежности турбины. 4 з.п. ф-лы, 15 ил.

2499145
патент выдан:
опубликован: 20.11.2013
ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Турбина газотурбинного двигателя содержит внешний, внутренний и промежуточный корпуса, ступень с сопловым аппаратом и рабочим колесом с кольцевой вставкой над рабочим колесом, системы охлаждения турбины и корпуса, а также средство регулирования радиальных зазоров. Упомянутое средство содержит кольцевые вставки, внешний, внутренний и промежуточный корпуса. Промежуточный корпус выполнен конической формы с радиальным фланцем. Кольцевая вставка над рабочим колесом закреплена на промежуточном и внутреннем корпусах. Система охлаждения турбины и корпуса содержит клапан, основной трубопровод, соединенный с верхней полостью соплового аппарата, внутренний трубопровод, соединенный с аппаратом закрутки, передний дефлектор с отверстиями и отверстия в диске. Достигается эффективное регулирование радиальных зазоров в турбине, повышение тяги двигателя на взлетном и форсажном режиме, повышение КПД и надежности турбины. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

2498087
патент выдан:
опубликован: 10.11.2013
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Газотурбинный двигатель содержит компрессор и турбину, а также средство регулирования радиальных зазоров по меньшей мере одной ступени компрессора и/или турбины. Компрессор имеет несколько осевых ступеней, содержащих корпус, направляющие аппараты и рабочие лопатки. Турбина содержит корпус и, как минимум, одну ступень с сопловым аппаратом и рабочим колесом. Средство регулирования радиального зазора выполнено в виде перфорированной кольцевой вставки из материала «с памятью формы» в корпусе компрессора и/или турбины. Средство регулирования с образованием зазора установлено над соответствующими рабочими лопатками, как минимум, одной ступени. Магистраль с регулятором расхода подает охлаждающий воздух в полость зазора. На корпусах двигателя установлены датчики измерения радиальных зазоров, соединенные электрическими связями с бортовым компьютером. Обеспечивается работа двигателя без предварительного прогрева или значительное сокращение времени прогрева за счет эффективного регулирования радиальных зазоров. 3 з.п. ф-лы, 11 ил.

2498085
патент выдан:
опубликован: 10.11.2013
ТУРБИНА ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Турбина двухконтурного газотурбинного двигателя содержит охлаждаемую ступень с сопловым аппаратом с полостями над ним и под ним и ротор турбины с охлаждаемым рабочим колесом и аппаратом закрутки перед ним, а также статор турбины. Статор содержит корпус турбины, кольцевую вставку над рабочим колесом турбины и систему регулирования радиального зазора. Корпус турбины состоит из двух частей: передней и задней, кольцевая вставка установлена между ними. Статор выполнен охлаждаемым воздухом второго контура. Система подачи охлаждающего статор воздуха выполнена в виде установленных во втором контуре воздухозаборника, регулятора расхода с приводом, корпуса воздухозаборника. В корпусе воздухозаборника установлен перфорированный кожух. Система также содержит бортовой компьютер и датчики измерения радиального зазора, привод регулятора расхода. Датчики измерения радиального зазора соединены электрическими связями с бортовым компьютером. Достигается эффективное регулирование радиальных зазоров в турбине на всех режимах, повышение тяги двигателя на взлетном и форсажном режиме, повышение КПД и надежности турбины. 4 з.п. ф-лы, 15 ил.

2496991
патент выдан:
опубликован: 27.10.2013
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С КЛАПАНОМ, СОЕДИНЯЮЩИМ ДВЕ ПОЛОСТИ

Двухвальный газотурбинный двигатель содержит кольцо статора турбины высокого давления, внешнюю стенку переходного канала между ступенями высокого и низкого давления, первую полость для управления кольцом статора и вторую полость для распределения воздуха, предназначенного для обдува внешней стенки переходного канала. Две полости соединены друг с другом посредством отверстия, управляемого при помощи клапана, устанавливаемого для обеспечения открытия, когда давление в первой полости больше давления во второй полости, и закрытия, когда давление в первой полости меньше давления во второй полости. Изобретение позволяет использовать для обдува стенки переходного канала воздушный поток, предназначенный для управления кольцом турбины, без негативного влияния на такое управление. 10 з.п. ф-лы, 7 ил.

2490475
патент выдан:
опубликован: 20.08.2013
ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Турбина газотурбинного двигателя содержит внешний, внутренний и промежуточный корпуса, ступень с сопловым аппаратом и рабочим колесом с кольцевой вставкой над рабочим колесом, а также средство регулирования радиальных зазоров, по меньшей мере, одной ступени турбины. Кольцевые вставки над рабочими колесами закреплены на промежуточном и внутреннем корпусах. Средство регулирования радиального зазора выполнено в виде управляющих стержней из материала «с памятью формы», упирающихся одним торцом во внешний корпус, а другим - в промежуточный корпус. Перед рабочим колесом установлен аппарат закрутки, соединенный с магистралью подачи охлаждающего воздуха. В магистрали подачи охлаждающего воздуха установлен клапан. Во внешнем корпусе выполнено отверстие, к которому присоединена магистраль подачи охлаждающего воздуха с клапаном. Достигается эффективное регулирование радиальных зазоров в турбине, повышение тяги двигателя на взлетном и форсажном режимах, повышение КПД и надежности турбины. 3 з.п. ф-лы, 7 ил.

2490474
патент выдан:
опубликован: 20.08.2013
ОСЕЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОР, СНАБЖЕННЫЙ СИСТЕМОЙ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЗОРА

В осецентробежном компрессоре, ротор которого содержит крыльчатку (6), осевой зазор (8) регулируется специальной воздушной вентиляцией в роторе, устройством, содержащим два параллельных капала (11, 13), в которых скорости потоков регулируются соответствующими клапанами (12, 14), при этом температура в одном из них изменяется теплообменником (15). Изобретение направлено на обеспечение регулировки осевого зазора в расширенном участке осецентробежного компрессора за счет разницы термических деформаций. Таким образом, осуществляется регулировка температуры и скорости потока вентиляционного воздуха. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

2485327
патент выдан:
опубликован: 20.06.2013
КОРПУС ДЛЯ ТУРБИНЫ, ТУРБИНА, А ТАКЖЕ ТУРБОМАШИНА, СОДЕРЖАЩАЯ ТАКУЮ ТУРБИНУ

Изобретение относится к области регулирования зазора между вершинами подвижных лопаток и стационарным кольцевым узлом в газовой турбине. Корпус турбины включает радиальную стенку и содержит со стороны своей внутренней поверхности опору для крепления кольца, окружающего подвижные лопатки турбины. Опора содержит периферийную стенку, окружающую кольцо соосно с ним. Корпус включает в себя множество перфораций, обеспечивающих подачу воздуха для равномерной вентиляции наружной поверхности периферийной стенки. Перфорации образованы через радиальную стенку корпуса, проходящую радиально внутрь. Стенка по существу охватывает вентиляционную камеру, которая также образована внутренней поверхностью корпуса и наружной поверхностью периферийной стенки опоры. Вентиляционная камера включает в себя небольшое отверстие между радиальным ребром опоры и внутренней поверхностью радиальной стенки для выпуска воздуха из камеры. Другие изобретения группы относятся к турбине, содержащей указанный выше корпус, и турбомашине, включающей такую турбину. Изобретения позволяют повысить равномерность температурного поля опоры крепления кольца, окружающего подвижные лопатки турбины. 3 н. и 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

2435039
патент выдан:
опубликован: 27.11.2011
СПОСОБ (ВАРИАНТЫ) И СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЗОРА У КОНЦОВ ЛОПАТОК РОТОРА В ГАЗОТУРБИННОМ ДВИГАТЕЛЕ, А ТАКЖЕ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, СОДЕРЖАЩИЙ ТАКУЮ СИСТЕМУ

Способ и система регулирования зазора (18) между концами движущихся лопаток (16) ротора турбины в авиационном газотурбинном двигателе и кольцом (22) турбины внешнего корпуса, окружающего лопатки. Двигатель имеет различные возможные рабочие стадии, включая первую рабочую стадию в режиме малого газа, вторую рабочую стадию в режиме крейсерской скорости, которая превышает скорость в режиме малого газа, и третью рабочую стадию в режиме высокой скорости, которая превышает крейсерскую скорость. Корпус турбины содержит нагревательные средства (30) для увеличения зазора посредством увеличения внутреннего диаметра кольца турбины. Нагрев корпуса турбины нагревательными средствами осуществляют на первой или на третьей рабочей стадии для устранения или минимизации износа концов лопаток из-за вхождения в контакт с кольцом турбины в результате перехода к работе на другой рабочей стадии. Предпочтительно электрические нагревательные средства содержат, по меньшей мере, один резистивный контур (30), установленный на внешнем корпусе. 4 н. и 12 з.п. ф-лы, 6 ил.

2425985
патент выдан:
опубликован: 10.08.2011
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАДИАЛЬНЫХ ЗАЗОРОВ В ГАЗОВОЙ ТУРБИНЕ С БАЛАНСИРОВКОЙ ВОЗДУШНЫХ ПОТОКОВ

Устройство регулирования зазора у торцов рабочих лопаток ротора газовой турбины содержит, по меньшей мере, один кольцевой канал циркуляции воздуха, установленный по окружности вокруг кольцевого корпуса статора турбины и предназначенный для подачи воздуха на указанный корпус с целью изменения его температуры. По меньшей мере, часть трубчатого воздушного распределителя расположена вокруг канала или каналов циркуляции воздуха. Имеется также, по меньшей мере, одна труба подачи воздуха в трубчатый воздушный распределитель и, по меньшей мере, один воздуховод, соединенный с трубчатым воздушным распределителем и с каналом (каналами) циркуляции воздуха. Воздуховод снабжен средством, ограничивающим напор воздуха в воздуховоде. Такое выполнение устройства позволит обеспечить возможность балансировки воздушных потоков с целью ограничения термической неоднородности статора турбины. 2 ил., 2 табл.

2379522
патент выдан:
опубликован: 20.01.2010
СТАТОР ТУРБИНЫ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ В ТУРБОМАШИНЕ И СПОСОБ СБОРКИ СЕКТОРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СТАТОРА

Способ сборки секторных элементов кольцевого статора турбины высокого давления турбомашины, содержащего кольцевой корпус, включает установку на корпусе секторных перемычек и установку по окружности вокруг корпуса угловых секторов кожуха циркуляции воздуха. К секторным перемычкам прикреплены кольцевые секторы, расположенные по окружности вокруг продольной оси турбины так, что они образуют непрерывную кольцевую поверхность, окружающую рабочие лопатки ротора турбины. Угловые сектора кожуха циркуляции воздуха предназначены для подачи воздуха на корпус для обеспечения возможности регулирования величины зазора у торцов рабочих лопаток ротора турбины. При осуществлении способа задают схему углового распределения элементов статора в заранее определенном угловом секторе, исключающую согласованность углового положения зон, расположенных между двумя соседними перемычками, и межсекторных зон кожуха, расположенных между двумя соседними секторами кожуха воспроизводят указанную схему распределения на всей окружности статора. Другое изобретение группы относится к статору турбины высокого давления турбомашины, собираемому как это описано выше. Группа изобретений позволяет повысить срок службы турбины и ее коэффициент полезного действия за счет обеспечения высокой степени однородности температуры на всей окружности корпуса турбины. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 4 ил. 1 табл.

2374459
патент выдан:
опубликован: 27.11.2009
СЕКТОР КОЛЬЦА ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, КОЛЬЦО ТУРБИНЫ, ТУРБИНА, СОДЕРЖАЩАЯ ТАКОЕ КОЛЬЦО, И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, СОДЕРЖАЩИЙ ТАКУЮ ТУРБИНУ

Сектор кольца турбины содержит стенку, ограничивающую аэродинамический контур, в котором проходят газы от входа к выходу, и перфорированный лист, расположенный противоположно аэродинамическому контуру относительно стенки. Перфорированный лист содержит дно и боковые стенки. Расстояние между стенкой сектора кольца и дном перфорированного листа ограничивает зазор, изменяющийся в осевом направлении от входа к выходу, причем величина зазора, расположенного на входе, меньше величины зазора, расположенного на выходе. Другие изобретения группы относятся к кольцу турбины, турбине и газотурбинному двигателю, каждый из которых содержит указанный выше сектор кольца. Изобретения позволяют снизить деформации сектора кольца за счет обеспечения равномерности его температуры. 4 н. и 8 з.п. ф-лы, 6 ил.

2372495
патент выдан:
опубликован: 10.11.2009
КОРПУС СТАТОРА ТУРБОМАШИНЫ

Корпус статора турбомашины содержит кожух и опоры для колец с внутренней поверхности кожуха, причем опоры выполнены отдельно от кожуха, соединены с ним с использованием крепежного средства и проходят по секторам круга. Опоры содержат крюки одного типа с расширенными концевыми частями, причем в крюках выполнены расположенные друг напротив друга канавки, обеспечивающие крепление, по меньшей мере, двух колец. Кольца включают уплотнительные кольца, чередующиеся с кольцами статора, на которых установлены неподвижные лопатки. Кольца статора соединены с опорами с помощью частей, проходящих над внешней стороной опор в радиальном направлении. На каждой из опор закреплено кольцо статора, а опоры распределены в виде круговых рядов в количестве, идентичном указанным кольцам статора. Уплотнительные кольца имеют концевые части, которые либо установлены на частях колец статора, закрепленных на крюках, или входят в канавки на крюках. Изобретение позволяет упростить конструкцию статора турбомашины и его производство, а также повысить долговечность статора. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.

2324057
патент выдан:
опубликован: 10.05.2008
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВКИ ДИАМЕТРА СТАТОРА ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ

Устройство для регулирования диаметра статора газовой турбины содержит статор, включающий кольца, ограничивающие основной канал для прохождения потока газов и расположенные напротив подвижных лопаток ротора, и один корпус, окружающий кольца. Кольца крепятся к корпусу при помощи крепежных вставок, каждая из которых включает в себя, по меньшей мере, стенку, простирающуюся от корпуса до одного из колец и отделяющую две камеры. Стенка имеет наружную кромку, изогнутую крюкообразно и образующую часть крепежной вставки, входящую в зацепление в промежутке между основной частью корпуса и соответствующей выступающей частью корпуса, изогнутой крюкообразно. Между камерами проделаны соединяющие проходы, по которым протекает поток газов, находящихся под давлением. По меньшей мере, один проход образован радиальными и продольными пазами в сочленении крюкообразных частей корпуса и крепежной вставки между собой. Радиальные пазы выполнены в крюкообразной части крепежной вставки, расположены между продольными пазами и выходят в камеры. Изобретение позволяет обеспечить равномерный обдув поверхности колец статора без ослабления элементов устройства, в которых выполнены отверстия для прохода потока газа. 10 з.п. ф-лы, 9 ил.

2292466
патент выдан:
опубликован: 27.01.2007
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВКИ ЗАЗОРА В ГАЗОВОЙ ТУРБИНЕ

Устройство для регулировки зазора между вершинами рабочих лопаток и стационарным кольцевым узлом газовой турбины, содержащее круговой регулировочный блок, окружающий стационарный кольцевой узел. Регулировочный блок содержит, по меньшей мере, два кольцевых канала циркуляции воздуха, взаимно разнесенные в аксиальном направлении. В каждом из каналов имеются отверстия для изменения температуры стационарного кольцевого узла путем его обдува воздухом. Устройство для регулировки зазора содержит также кольцевой канал подачи воздуха в кольцевые каналы циркуляции воздуха, по меньшей мере, один воздуховод, снабжающий воздухом канал подачи воздуха. Кольцевой канал подачи воздуха пространственно отделен в радиальном направлении от кольцевых каналов циркуляции воздуха. Регулировочный блок дополнительно содержит полые распределительные перемычки, соединяющие канал подачи воздуха с каналами циркуляции воздуха для подачи в них воздуха при обеспечении возможности для воздуха, поданного для обдува стационарного кольцевого узла, течь в аксиальном направлении между каналом подачи воздуха и каналами циркуляции воздуха с последующим выведением его из стационарного кольцевого узла. Изобретение обеспечивает высокую степень однородности температуры стационарного кольцевого узла и исключает взаимные помехи потоков выводимого и обдуваемого воздуха. 8 з.п. ф-лы, 3 ил.

2290515
патент выдан:
опубликован: 27.12.2006
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ СЕГМЕНТ ДЛЯ УДЕРЖИВАНИЯ СТАТОРНОГО КОЛЬЦА ТУРБИНЫ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ В ТУРБОМАШИНЕ, ВЫПОЛНЕННЫЙ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ КОРРЕКЦИИ ВЕЛИЧИНЫ ЗАЗОРОВ

Удерживающий промежуточный сегмент для сегментов статорного кольца турбины высокого давления в турбомашине содержит расположенные выше и ниже по потоку радиальные стенки. Расположенная выше по потоку радиальная стенка содержит внешний и внутренний выступы. Внешний выступ расположенной выше по потоку радиальной стенки входит в зацепление в осевом направлении с соответствующей выемкой, выполненной на корпусе высокого давления турбомашины. Внутренний выступ расположенной выше по потоку радиальной стенки входит в зацепление с выемкой, выполненной на сегменте статорного кольца. Расположенная ниже по потоку радиальная стенка содержит внешний и внутренний выступы. Внешний выступ расположенной ниже по потоку радиальной стенки входит в зацепление в осевом направлении с соответствующей выемкой, выполненной на корпусе высокого давления турбомашины. Внутренний выступ расположенной ниже по потоку радиальной стенки закреплен на сегменте статорного кольца. На находящейся выше по потоку наружной стороне расположенной выше по потоку радиальной стенки закреплен продольный выступ. На концевом участке продольного выступа, находящемся выше по потоку, имеется внешняя опорная поверхность, контактирующая с внутренней поверхностью корпуса высокого давления турбомашины и оказывающая на него давление. Опорная поверхность концевого участка продольного выступа выполнена не сплошной, а разделена посредством выемок для обеспечения прохождения газов. Изобретение позволяет обеспечить компенсацию функциональных зазоров между статорным кольцом и концами лопаток, а также зазоров, образующихся при сборке. 2 з.п. ф-лы, 7 ил.

2289699
патент выдан:
опубликован: 20.12.2006
СТАТОР МНОГОСТУПЕНЧАТОЙ ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ

Статор многоступенчатой газовой турбины содержит наружный корпус, снабженный радиальными ребрами, направленными к центру. На ребрах размещены наружные полки венцов ступеней сопловых лопаток и сектора разрезных колец. Между наружными полками венцов ступеней сопловых лопаток, секторами разрезных колец и посадочными поверхностями радиальных ребер корпуса установлены дополнительные детали в виде кольцевых оболочек или свернутых в кольцо лент, которыми разделены полости, образованные наружной обечайкой корпуса, его радиальными ребрами и наружными поверхностями полок сопловых лопаток и секторов разрезных колец на внутренние (расположенные ближе к оси) и наружные (примыкающие к наружной обечайке статора) полости. Внутренние полости заполнены теплоизоляцией, при этом наружные полости всех ступеней сопловых лопаток и разрезных колец соединены между собой осенаправленными каналами, выполненными в радиальных ребрах наружного корпуса, в единую систему или разбиты на несколько систем. Изобретение позволяет повысить КПД турбины за счет уменьшения радиальных зазоров путем улучшения эффективности охлаждения внутренних элементов статора. 1 ил.
2151886
патент выдан:
опубликован: 27.06.2000
Наверх