Космические летательные аппараты: ..пилотируемые – B64G 1/12

МПКРаздел BB64B64GB64G 1/00B64G 1/12
Раздел B РАЗЛИЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ; ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ
B64 Воздухоплавание; авиация; космонавтика
B64G Космонавтика; космические корабли и их оборудование
B64G 1/00 Космические летательные аппараты
B64G 1/12 ..пилотируемые

Патенты в данной категории

ФЮЗЕЛЯЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭТОЙ КОНСТРУКЦИИ

Изобретение относится к фюзеляжной конструкции, к воздушному судну и космическому летательному аппарату. Фюзеляжная конструкция воздушного судна или космического летательного аппарата содержит структуру внутренней оболочки, которая состоит из верхней внутренней оболочки, нижней внутренней оболочки, и оконную обвязку. Верхняя внутренняя оболочка в нескольких секциях отделена от нижней внутренней оболочки первым промежутком для формирования области остекления. Оконная обвязка размещена в области остекления и включает в себя блок остекления, содержащий решетчатую структуру, поглощающую возникающие в фюзеляже нагрузки. Фюзеляжная конструкция содержит структуру наружной оболочки, которая состоит из верхней наружной оболочки, связанной с верхней внутренней оболочкой, и нижней наружной оболочки, связанной с нижней внутренней оболочкой. Верхняя наружная оболочка в нескольких секциях в области остекления отделена от нижней наружной оболочки вторым промежутком. Блок остекления включает в себя два отдельных стекла, каждый конец которых установлен заподлицо с соответствующими внутренними и наружными оболочками. Стекла прикреплены к внутренним и наружным оболочкам с заключением между собой решетчатой структуры. Достигается уменьшение веса и массы фюзеляжной конструкции. 3 н. и 5 з.п. ф-лы, 8 ил.

2434782
патент выдан:
опубликован: 27.11.2011
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС

Изобретение относится к выведению космических аппаратов (КА) на орбиты с помощью пилотируемых авиационно-космических комплексов (в частности, с баллистическими ракетами массой от 100 т и более). Комплекс включает в себя самолет-буксировщик (не показан), ракету-носитель (4) воздушного запуска с головным обтекателем (13) и сопряженным с ним КА (6), транспортно-разгонную платформу (3), снабженную двигательной установкой (например, с РДТТ). На корпусе ракеты-носителя (4) смонтированы крыло (12), передний (14) и хвостовой (15) обтекатели. На обтекателе (15) установлены стабилизирующие поверхности, в т.ч. вертикальное хвостовое оперение (17). Отделение обтекателей (14, 15) и крыла (12) от корпуса ракеты-носителя производится по команде на пуск ракеты. Ракета (4) соединена с платформой (3) при помощи механических связей и элементов, обеспечивающих одновременные отделение ракеты (4) от платформы (3) и начало полета самолета-буксировщика. Буксировочный трос-фал снабжен дистанционно управляемым (по команде на спасение КА) замком (10), объединяющим тросовые элементы (7, 8, 9). Первый тросовый элемент (7) связан с самолетом-буксировщиком, второй (8) - с центропланом (11) крыла (12), а третий - с головным обтекателем (13). При этом обеспечено отделение (по команде на спасение КА) тросового элемента (8) от центроплана (11) и замка (10), а также разделение и сброс переднего обтекателя (14). После этого головной обтекатель (13) вместе с КА (6) отделяются от корпуса ракеты (4) и втягиваются тросовым элементом (7) через задний грузовой люк внутрь самолета-буксировщика. Техническим результатом изобретения является обеспечение спасения КА и соответственно уменьшение экономического ущерба от возможной потери КА. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

2401777
патент выдан:
опубликован: 20.10.2010
СПОСОБ ДОСТАВКИ ЭКИПАЖА С ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ НА ОКОЛОЛУННУЮ ОРБИТУ И ВОЗВРАЩЕНИЯ С ОКОЛОЛУННОЙ ОРБИТЫ НА ПОВЕРХНОСТЬ ЗЕМЛИ

Изобретение относится к межпланетным космическим полетам и может использоваться для доставки людей с поверхности Земли на орбиты спутников тел Солнечной системы и обратно. Согласно изобретению разгонную ступень, многоразовый пилотируемый корабль (МПК) и экипаж выводят на заданную околоземную орбиту по отдельности, каждый своей ракетой-носителем. При этом экипаж находится в орбитальном самолете (ОС) типа «Клипер». После этого МПК стыкуют с ОС, а после перехода экипажа из ОС в МПК и отделения ОС стыкуют МПК с разгонной ступенью. Затем раскрывают аэродинамический экран, установленный на МПК, и выдают разгонной ступенью разгонный импульс, необходимый для выведения МПК на траекторию полета к Луне. Затем отделяют разгонную ступень. После полета МПК по окололунной орбите, проведения программы экспедиции экипажем, выдачи МПК разгонного импульса и полета к Земле МПК с экипажем - производят аэродинамическое торможение МПК в верхних слоях атмосферы Земли с помощью аэродинамического экрана. В результате этого торможения МПК выходит на заданную околоземную орбиту ОС. После стыковки МПК с ОС, перехода экипажа в ОС и отделения МПК от ОС переводят МПК в режим ожидания. После дозаправки и дооснащения всеми необходимыми элементами МПК, как и ОС, используют заданное число раз. Технический результат изобретения направлен на увеличение относительной массы полезной нагрузки (кабины экипажа или пилотируемого космического корабля) в составе данной транспортной космической системы. 1 ил.

2376214
патент выдан:
опубликован: 20.12.2009
РАЗМЕРОСТАБИЛЬНАЯ ОБОЛОЧКА

Изобретение относится к конструкциям размеростабильных оболочек подкрепленного типа и может применяться в высокоточных космических и наземных системах, например, в качестве несущих корпусов телескопов и оптических приборов. Размеростабильная оболочка содержит металлическую обшивку цилиндрической формы, стрингеры, ориентированные вдоль продольной оси оболочки, и торцевые металлические шпангоуты. Обшивка имеет кольцевые П-образные гофры. Стрингеры выполнены из слоев волокнистого материала, пропитанного полимерным связующим, и расположены на внешней поверхности кольцевых П-образных гофров. Стрингеры имеют отрицательный термический коэффициент линейного расширения вдоль продольной оси оболочки и механически соединены с ее обшивкой на участках их прилегания к кольцевым П-образным гофрам. Достигается повышение осевой размеростабильности оболочки в условиях действия температуры и вакуума. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

2373118
патент выдан:
опубликован: 20.11.2009
ЛУННЫЙ КОМПЛЕКС С МНОГОРАЗОВЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ, ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ЗЕМЛЯ-ЛУНА-ЗЕМЛЯ И СПОСОБ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретения относятся к области аэрокосмической техники и могут быть использованы при создании постоянно действующей транспортной системы между Землей и Луной, а в будущем, возможно, между Землей и Марсом. Предлагаемый лунный комплекс включает в себя многоразовый двухступенчатый самолет-носитель и выводимый им на околоземную орбиту лунный блок. Последний составлен из разгонного блока, лунного модуля и лунного челнока, зафиксированных один над другим и установленных на грузовой палубе орбитального самолета-ступени. Разгонный блок выводит лунные модуль и челнок на траекторию перелета к Луне, производит необходимые коррекции траектории и торможение при подлете к Луне. Лунные модуль и челнок оснащены гусеничными шасси, с помощью которых обеспечиваются горизонтальное прилунение, передвижение по лунной поверхности и горизонтальный старт лунного челнока с Луны. Прилунение и старт происходят при посредстве ракетных двигателей модуля и челнока. Предлагаемая транспортная система включает в себя не менее двух лунных комплексов, доставляющих на Луну и обратно на Землю сменяющие друг друга лунные экспедиции. По прибытии второй экспедиции участники первой лунной экспедиции на своем челноке возвращаются на околоземную орбиту, где стыкуются с ожидающим их орбитальным самолетом-ступенью, с которого стартовала на Луну вторая лунная экспедиция. Этот самолет затем производит управляемый спуск на Землю и посадку. Техническим результатом изобретений является создание замкнутой транспортной системы Земля-Луна-Земля, экономично и регулярно осуществляющей перевозки грузов и персонала между Землей и Луной (а в перспективе - между Землей и Марсом). 3 н. и 7 з.п. ф-лы. 7 ил.

2337040
патент выдан:
опубликован: 27.10.2008
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДОЗАПРАВКИ В ПОЛЕТЕ РАБОЧИМ ТЕЛОМ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ МАГИСТРАЛИ СИСТЕМЫ ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА, СНАБЖЕННОЙ ГИДРОПНЕВМАТИЧЕСКИМ КОМПЕНСАТОРОМ ОБЪЕМНОГО РАСШИРЕНИЯ РАБОЧЕГО ТЕЛА, И СПОСОБ ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИИ

Изобретения относятся к области терморегулирования космических аппаратов. Предлагаемое устройство содержит емкость для рабочего тела с жидкостной и газовой полостями, герметично отделенными друг от друга подвижным разделителем сред. Жидкостная полость заполнена рабочим телом гидравлической магистрали. Газовая полость заполнена вытесняющим газом и через запорные вентили и пневморазъем сообщена пневмомагистралью с газовой полостью гидропневматического компенсатора. К пневмомагистрали подключены эталонная емкость, вакуумный насос и нагнетатель. Согласно предлагаемому способу предварительно измеряют объем газовой полости емкости с рабочим телом и устанавливают в ней давление воздуха, несколько меньшее давления в отсеке, где работает экипаж. Затем вакуумируют газовую полость гидропневматического компенсатора до давления, превышающего давление насыщенных паров рабочего тела на величину абсолютной погрешности канала измерения давления в гидравлической магистрали. После этого вытесняют из жидкостной полости указанной емкости рабочее тело в гидравлическую магистраль, постоянно контролируя текущее давление в газовой полости этой емкости. Прекращают вытеснение, когда это давление понизится до определенной величины, зависящей от объема дозаправляемой дозы рабочего тела, объема газовой полости указанной емкости перед вытеснением данной дозы, давлений воздуха в газовой полости перед вытеснением и в конце его. Техническим результатом изобретений является создание устройства и способа, надежных в работе, безопасных для экипажа и исключающих попадание газа в гидравлическую магистраль при дозаправке системы. Этим достигается продление срока службы систем терморегулирования и увеличение продолжительности полета, в частности, орбитальных космических станций. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

2324629
патент выдан:
опубликован: 20.05.2008
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДЕФЕКТАЦИИ В ПОЛЕТЕ ЗАПРАВЛЕННОЙ РАБОЧИМ ТЕЛОМ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ МАГИСТРАЛИ СИСТЕМЫ ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ПИЛОТИРУЕМОГО КОСМИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА И СПОСОБ ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИИ

Изобретения относятся к области терморегулирования и управления параметрами окружающей среды на борту пилотируемого космического объекта. Предлагаемое устройство включает в себя манометр абсолютного давления, вакуумный насос и герметичную емкость, разделенную эластичной диафрагмой на жидкостную и газовую полости. Жидкостная полость заполнена рабочим телом и через первый запорный вентиль связана трубопроводом с дефектуемым участком гидравлической магистрали. Газовая полость заполнена воздухом, имеющим давление атмосферы отсека космического объекта, и связана с манометром. Она также сообщена через второй и третий запорные вентили со входом вакуумного насоса и указанным отсеком. Выход вакуумного насоса сообщен с атмосферой отсека. Согласно предлагаемому способу выравнивают давление и температуру рабочего тела в гидравлической магистрали с давлением и температурой атмосферы отсека. Затем расчленяют данную магистраль на отдельные гидравлически несвязанные участки и поочередно сообщают каждый из них с указанной жидкостной полостью. После каждого такого сообщения отключают жидкостную полость от дефектуемого участка и вакуумируют указанную газовую полость до давления насыщенных паров рабочего тела, соответствующего его температуре. Затем, поддерживая эту температуру постоянной, сообщают жидкостную полость с дефектуемым участком и контролируют изменение давления воздуха в газовой полости. При отсутствии изменения давления делают заключение о герметичности участка, а при наличии изменения давления бракуют этот участок. Техническим результатом изобретений является создание простых и безопасных для экипажа устройства и способа эксплуатации данного устройства, обеспечивающих определение местонахождения негерметичного участка гидравлической магистрали. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

2322377
патент выдан:
опубликован: 20.04.2008
ПИЛОТИРУЕМЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для транспортных операций при выведении на орбиту и возвращении на планету. Предлагаемый космический корабль содержит двигательный отсек и установленный на нем спускаемый аппарат. Внутри аппарата размещена герметичная кабина с жестко закрепленными креслами космонавтов, а на его донной части - иллюминаторы и стыковочный агрегат, установленный соосно с двигательным отсеком и носителем. При этом спускаемый аппарат установлен несоосно с носителем, будучи развернут на угол, равный наименьшему значению суммы балансировочного угла атаки на участке спуска и арктангенса аэродинамического качества на том же участке. Данным исполнением обеспечиваются безопасные направления воздействия на экипаж перегрузок на всех участках полета без использования механизмов поворота и жесткой фиксации кресел. Стыковочный агрегат смещен в менее теплонапряженную область донной части аппарата, а иллюминаторы размещены более удобно для работы экипажа при посадке. Технический результат изобретения состоит в сокращении объема и массы космического корабля, а также в упрощении его конструкции. 4 ил.

2310586
патент выдан:
опубликован: 20.11.2007
ГОРОД В КОСМОСЕ

Изобретение относится к области создания крупных внеземных обитаемых комплексов на модульной основе. Предлагаемый город имеет форму цилиндра с дисковыми торцевыми элементами и выстроен на основе космических строительных блоков. Он включает в себя цилиндрические космические поселения с продольными туннелями и концевыми элементами для пропуска грузов и людей между поселениями и космосом. Поселения вращаются вокруг своих продольных осей для создания искусственной гравитации и имеют ориентирующие устройства. В состав комплекса входят также кольцевые трубчатые трассы с крестообразными переходами, а также пункты связи с космосом и с поселениями. Дисковые торцевые элементы образованы объединением кольцевых трубчатых трасс и указанных пунктов связи в плоские герметизированные конструкции. При этом кольцевые трубчатые трассы соединены друг с другом посредством осей, на которых свободно насажены космические поселения и их концевые элементы для пропуска грузов и людей. Концевые элементы снабжены средствами отсоединения (при вращении) и временного присоединения к дисковым торцевым элементам и связаны с продольными туннелями поселений через указанные пункты связи, обеспечивая перемещение по ним грузов и людей. С помощью ориентирующих устройств поселений поддерживается заданное положение города в пространстве. Технический результат изобретения направлен на повышение индустриальной мощности и расширение функционально-эксплуатационных возможностей космического обитаемого комплекса. 2 з.п. ф-лы. 4 ил.

2285639
патент выдан:
опубликован: 20.10.2006
КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ

Изобретение относится к устройствам для межпланетных полетов, исследования и освоения небесных тел. Предлагаемый космический аппарат, снабженный солнечным парусом, содержит центральный неподвижный блок и соосный ему подвижный блок с биоэнергетическим комплексом. На поверхности последнего спирально уложены выростные трубы с конвейерами растений, обеспечивающие поворот подвижного блока вокруг центральной оси. С блоками связаны генератор и аккумулятор электроэнергии. В неподвижном блоке размещены отделяемые льдоплавильные модули цилиндрической формы. Каждый модуль имеет парашют для спуска на планету, собственный биоэнергетический комплекс, камеру плавления льда для образования шахты в ледовом покрове планеты. Вокруг центральной оси модуля расположено кольцо реакторов, объединенных торами. Реакторы со стороны центральной оси покрыты утеплителем, внутри содержат обогреватели и снабжены средствами заполнения реакторов водой в нижней части и маслом в верхней части. Данные средства обеспечивают работу гидрогенератора, образование пара для плавления льда, а также подачу опресненной воды в биоэнергетический комплекс. Модули снабжены средствами наддува оболочек их парашютов и подачи морской воды из шахт на поверхности оболочек для создания ледяных куполов. При объединении куполов могут быть образованы станции для исследования планеты и последующего ее заселения. Модули оснащены спускаемыми батисферами для исследования подледного океана и роботами для работы на поверхности планеты. В составе аппарата могут быть пилотируемые отделяемые рейдеры и батискафы для исследования океанских глубин. И те, и другие могут иметь собственные биоэнергетические комплексы. Технический результат изобретения состоит в расширении границ и возможностей изучения и освоения далеких небесных тел, преимущественно планет и спутников с мощным ледяным покровом. 2 з.п. ф-лы, 12 ил.

2271965
патент выдан:
опубликован: 20.03.2006
ПОСЕЛЕНИЕ В КОСМОСЕ

Изобретение относится к области строительства в космосе крупногабаритных сооружений. Предлагаемое поселение содержит производственные, жилые и вспомогательные помещения, построенные из складных облегченных космических строительных блоков. Они объединены в единый комплекс цилиндрической формы с расположенным по его главной продольной оси тоннелем. Тоннель охватывается тремя корпусами: основным, корпусом камер сообщения и корпусом камер перехода. Между этими корпусами выполнены герметизированные переходы. На тоннеле установлен гравитационный привод, вращающий комплекс для создания искусственной тяжести во всех помещениях. На наружной поверхности ограждающих конструкций корпуса закреплена облицовка для защиты от вредного воздействия космоса. При этом ограждающие конструкции основного корпуса построены из монтажных элементов-торов, выполненных до общего монтажа из жестко соединенных между собой укрупненных космических строительных блоков. Основной корпус может быть снабжен полыми продольными и радиальными элементами жесткости, скрепленными между собой, с указанными монтажными элементами-торами и с тоннелем, причем данные элементы жесткости служат для внутренних переходов. Технический результат изобретения направлен на снижение трудоемкости и сокращение сроков строительства космического сооружения. 1 з.п. ф-лы, 8 ил.

2264330
патент выдан:
опубликован: 20.11.2005
НАДУВНОЙ АВТОНОМНЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ

Изобретение относится к области создания на монтажной орбите крупногабаритных автономных космических модулей, предназначенных для выполнения в натурных условиях орбитального полета целого ряда экспериментальных, прикладных и научных задач. Космический модуль изменяемой формы не имеет в своем составе герметичного отсека и содержит основной конструктивный элемент в виде стыковочного шпангоута с закрепленным на нем транспортным контейнером. С наружной стороны этого контейнера на его торцевой и боковой поверхностях установлены основные и дополнительные поворотные створки вместе с приводами их разворота и с закрепленными на них панелями солнечных батарей. Во внутреннем объеме размещены малый дистанционно управляемый космический аппарат и элементы силового каркаса вместе с оболочкой модуля. Силовой каркас выполнен в виде надувных трубчатых элементов, а внешняя оболочка выполнена в виде защитной сетки из синтетического материала. Разворот поворотных створок осуществляется дистанционно. Пространственное развертывание элементов надувного каркаса и оболочки модуля осуществляется с помощью малого КА. В результате наддува трубчатых элементов каркаса образуется устойчивая во времени пространственная надувная конструкция заданной формы. Технический результат в использовании при проведении монтажно-сборочных операций модуля малого дистанционно управляемого автоматического космического аппарата. 1 с. и 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

2241644
патент выдан:
опубликован: 10.12.2004
СПОСОБ ЗАПУСКА ОБЪЕКТА С КОСМОДРОМА В КОСМОСЕ

Изобретение относится к области космической техники и, в частности, к средствам запуска космических объектов. Космодром в космосе состоит из жестко объединенных цилиндрического служебного корпуса с осевым продольным туннелем. На его торце снаружи установлена пусковая шахта с соленоидным электромагнитным двигателем и толкающим устройством. Согласно предложенному способу, запускаемый объект подготавливают в туннеле. Затем выносят объект из туннеля наружу и устанавливают на толкающем устройстве. Страгивают с места объект и разгоняют его в шахте с помощью соленоидного электромагнитного двигателя, питаемого электроэнергией. В конце разгона запускают собственный двигатель объекта. При этом по концам продольной и поперечной осей космодрома закрепляют ориентирующие электромагнитные кольцевые трубчатые устройства с магниточувствительными грузами внутри. С помощью этих устройств разворачивают космодром в требуемую ориентацию. Технический результат изобретения заключается в обеспечении многоразового запуска космических объектов с постоянного космодрома в космосе, экономии энергии и ресурсов на запуск объектов. 8 ил.

2241643
патент выдан:
опубликован: 10.12.2004
СПОСОБ ВЫВЕДЕНИЯ КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ НА ОКОЛОЗЕМНУЮ ОРБИТУ И МНОГОРАЗОВЫЙ СОСТАВНОЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ САМОЛЕТ- НОСИТЕЛЬ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (АЭРОКОСМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА " НУР-САИД")

Изобретение относится к области аэрокосмической техники и может быть использовано при создании многоразовых многофункциональных и многоцелевых аэрокосмических самолетов-носителей, а также способов выведения космических объектов на околоземную орбиту с помощью этих самолетов-носителей. Предлагаемый самолет-носитель скомпонован из отдельных элементов, составлявших единый комплекс. В его составе: отделяемая платформа-шасси для осуществления горизонтального взлета с взлетно-посадочной полосы (ВПП), сбрасываемое кессонное крыло (в одном из вариантов) для повышения суммарного аэродинамического качества системы, отделяемые автономные самолеты-ступени. Последние устанавливают друг на друга, фиксируя последующую ступень на пилонах грузовой палубы предыдущей. После отделения самолеты-ступени возвращаются на ВПП. Последний (в частности, третий) самолет-ступень является орбитальным. Если кессонного крыла нет, то крыло первого самолета-ступени выполняют с достаточными размахом и длиной хорды, чтобы начальный этап полета проходил в самолетном режиме. В дальнейшем, многоразовый самолет-носитель плавно переходит с самолетной траектории полета по восходящей прямой на баллистический участок траектории выведения. При этом происходит сброс кессонного крыла, если оно предусмотрено. Технический результат изобретения направлен на снижение материальных затрат на осуществление старта системы и снижение стоимости выведения единицы массы полезного груза, а также на открытие новых перспектив развития тяжелой гиперзвуковой авиации. 3 н. и 15 з.п. ф-лы., 11 ил.

2232700
патент выдан:
опубликован: 20.07.2004
ПОСЕЛЕНИЕ В КОСМОСЕ

Поселение в Космосе (ПВК) - это большой комплекс, содержащий производственные, жилые, вспомогательные помещения, зоны зеленых насаждений и спортивные площадки, возводимый на околоземной орбите или в открытом космосе. Комплекс ПВК выполнен как единый комплекс цилиндрической формы, с ограждающей поверхностью и осевым туннелем и состоит из облегченных, складывающихся, раскрепленных поперечными колесообразными элементами жесткости строительных блоков, объединенных трех корпусов - основного, корпуса камер сообщения, корпуса камер перехода. Корпус камер перехода для сообщения с внутренними помещениями способен временно отделяться от комплекса и вращаться для занятия синхронной неподвижности относительно прибывающих кораблей. Комплекс ПВК имеет закрепленный на туннеле кольцевой гравитационный привод для вращения его с приобретением во всех помещениях искусственной силы тяготения. Технический результат - создание возможности решений поселений в космосе с унификацией космических строительных элементов, строительство разнохарактерных комических объектов, обеспечение в них условий жизни, близких к земным. 2 з. п. ф-лы, 8 ил.
2223204
патент выдан:
опубликован: 10.02.2004
ПИЛОТИРУЕМЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ

Изобретение относится к ракетно-космической технике и более конкретно - к космическим кораблям, имеющим в своем составе спускаемый аппарат с несущим корпусом для доставки экипажа в космос и его возвращения на Землю. Предлагаемый космический корабль содержит помимо спускаемого аппарата двигательный отсек и стыковочный агрегат. При этом спускаемый аппарат установлен носовой частью на двигательном отсеке, а стыковочный агрегат - на донной части спускаемого аппарата. Указанные агрегат, отсек и спускаемый аппарат расположены соосно друг другу. Кресла экипажа расположены в корпусе спускаемого аппарата, обращены к кормовой части спускаемого аппарата и имеют возможность поворота на сравнительно небольшой угол относительно поперечной плоскости аппарата в направлении к его носовой части. Изобретение позволяет улучшить компоновку корабля на носителе, повысить его эксплуатационные качества и расширить функциональные возможности. 8 ил.
2220077
патент выдан:
опубликован: 27.12.2003
СПУСКАЕМЫЙ АППАРАТ С НЕСУЩИМ КОРПУСОМ И СПОСОБ ЕГО ПОСАДКИ

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано в отраслях промышленности, занимающихся проектированием и созданием космических кораблей. Задачей изобретения является уменьшение нагружения корпуса спускаемого аппарат (СА) при посадке, расширение функциональных возможностей, повышение эксплуатационных качеств и надежности СА. Сущность изобретения: СА содержит несущий ТК с носовой и кормовой частями, парашютную систему, систему управления спуском (ПС), (СУС), устройство амортизации аппарата. Корпус выполнен составным в виде герметичного отсека и нижней несущей части, шарнирно закрепленной с носовой частью корпуса и связанной телескопическими штангами-ограничителями с герметичным отсеком с возможностью углового поворота нижней несущей части в плоскости симметрии аппарата относительно носовой части. При этом между нижней частью корпуса и герметичным отсеком размещено устройство амортизации аппарата, причем на кормовой части корпуса установлен двигатель прижатия. Устройство амортизации аппарата выполнено в виде расположенных симметрично относительно плоскости симметрии аппарата надувных емкостей с системой подачи и регулирования давления, а двигатель прижатия выполнен в виде твердотопливного ракетного двигателя. Способ посадки СА на Землю включает ввод в поток ПС, стабилизацию аппарата, отделение ПС в момент касания с Землей. После ввода ПС разворачивают СА по вектору скорости в направлении ветра с помощью СУС, отклоняют нижнюю часть корпуса в плоскости симметрии на заданный угол, реализуя наддув емкостей, а в момент касания с Землей включают двигатель прижатия одновременно с отделением ПС. Технический результат - обеспечение устойчивой посадки на все виды грунта, повышение надежности СА и упрощение функционирования ПС. 2 с. и 2 з. п. ф-лы, 3 ил.
2214351
патент выдан:
опубликован: 20.10.2003
КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ

Изобретение относится к области межпланетных полетов, а более конкретно - к системам жизнеобеспечения пилотируемых космических аппаратов (КА). КА содержит неподвижный блок с центральной осью и соосный ему подвижный блок. На конической поверхности последнего спирально уложены выростные трубы с конвейерами растений. Имеются связанные с блоками электрогенератор и аккумулятор. При вращении вокруг центральной оси в помещениях для экипажа и трубах на подвижном блоке создается искусственная гравитация. Трубы разделены на два сегмента: в верхнем расположены конвейеры с растениями, а в нижнем - шарнирно установленные корыта с водой, рыбами и водоплавающими птицами. По мере роста рыб и птиц, при их кормлении из перемещаемых вдоль труб кормушек обеспечен перелив из верхних корыт в нижние. Предусмотрены илоотсосы и илопроводы, доставляющие ил со дна корыт в регенератор. У вершины конуса расположено помещение для высадки рассады растений, молоди рыб и птиц в выростные трубы, а в основании конуса - помещение для сбора урожая, вылова рыб и птиц. Для обеспечения кругооборота веществ в КА (и, в частности, работы электрогенератора) неподвижный и подвижный блоки снабжены кольцевыми переходными камерами, между которыми установлены лифтовые кабины. перемещаемые по окружности и вдоль центральной оси. Изобретение направлено на обеспечение экологически чистого источника энергии для КА, создание на борту КА подобия земного биоценоза и благоприятной для человека психологической среды. 2 з.п. ф-лы, 9 ил.
2186006
патент выдан:
опубликован: 27.07.2002
КОСМОДРОМ В КОСМОСЕ

Изобретение относится к строительству в космосе (на орбите) комплекса для запуска различных объектов, снабженного средствами для вспомогательных служб. Корпус комплекса имеет цилиндрическое ограждение и жестко связанный с ним соосный туннель. Ограждение и туннель выполнены секционированными из облегченных складных космических блоков. Корпус снабжен наружной сборной облицовкой для защиты от вредного влияния космоса, а также внутренним кольцевым приводом искусственной гравитации, охватывающим туннель. Комплекс оснащен пусковым устройством в виде сквозной шахты с соленоидами электромагнитной системы пуска объектов. Шахта соосна с туннелем и сообщается с ним через герметизированный проем. Сообщение между секциями ограждения и туннеля выполнено по кольцевым и радиальным частям полой силовой конструкции корпуса. Кроме запуска объектов через шахту внутри комплекса могут производиться ремонт и обслуживание космических кораблей. Прием последних осуществляется посредством стыковочных устройств и проемов в стенках корпуса. Изобретение направлено на расширение функций комплекса с возможностью увеличения его размеров и создания в нем искусственной гравитации. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.
2131830
патент выдан:
опубликован: 20.06.1999
СИСТЕМА ПОДАЧИ ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ

Изобретение относится к космической технике и предназначено преимущественно для многоразовых космических аппаратов с двигательными установками, топливные баки которых используются по иному, помимо основного назначения, в частности - для торможения аппаратов при полете в атмосфере. Согласно изобретению система подачи топлива снабжена кольцевым коллектором, закрепленным на раме крепления баков, полые оси шарнирных узлов крепления поворотных баков расположены концентрично коллектору и выполнены со свободными концами, имеющими возможность вращения во внутренних поверхностях данного коллектора питания двигателей, при этом указанные шарнирные узлы крепления размещены в хвостовой части баков, а полости осей поворота, баков сообщены с топливными расходными магистралями, снабженными отсечными клапанами. Изобретение позволяет повысить надежность и снизить массу конструкции системы при использовании баков, после выработки топлива, в качестве средств аэродинамического торможения космического аппарата. 3 ил.
2131385
патент выдан:
опубликован: 10.06.1999
СПОСОБ МОНТАЖА ЦИЛИНДРИЧЕСКОГО КОСМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА (ВАРИАНТЫ)

Изобретение относится к строительству орбитального космического комплекса, но может быть использовано для строительства объектов в открытом космосе. Способ осуществляется с использованием доставляемых с Земли облегченных складных герметичных блоков, автоматически расширяющихся остаточным давлением воздуха. Из данных блоков собирают, применяя краны и направляющие действия стропальщиков-монтажников, поперечные жесткие конструкции комплекса. В другом варианте к монтажному космич. кораблю пристыковывают корабли-контейнеры со сложенными указанными блоками и преобразуют эти блоки в рабочее состояние. Затем пропускают их через ролики рабочей площадки и стыкуют при посредстве кранов и стропальщиков-монтажников на данной площадке между собой. Краны и монтажников закрепляют с возможностью производить необходимые работы. Изобретение позволяет монтировать крупногабаритные космические комплексы на основе индустриального строительного процесса, сокращая энерго- и трудозатраты. 2 с и 3 з.п.ф-лы, 7 ил.
2130877
патент выдан:
опубликован: 27.05.1999
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ЛУНЫ

Изобретение относится к области использования природных ресурсов Луны и проведения связанных с этим исследований на Луне. Согласно изобретению устройство представляет собой орбитальный торговый космический комплекс для размещения грузов и экипажа. Комплекс оборудован реактивными управляемыми двигателями. Двигатели равномерно размещены по внешней окружности тора. Каркасы торов облицованы для защиты от вредного воздействия космоса сборными плитками. Каркас в местах установки двигателей ужесточен дополнительными связями. Изобретение направлено на создание транспортного средства для перевозки грузов и людей между околоземной орбитой и Луной с посадкой на нее, подъемом на лунную орбиту и возвратом на земную. 2 з.п.ф-лы, 7 ил.
2129077
патент выдан:
опубликован: 20.04.1999
РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Изобретение относится к строительству космического комплекса, в котором будут производиться ремонтно-строительные работы и в связи с этим размещаться необходимые службы, вспомогательные и жилые помещения с искусственной гравитацией. Согласно изобретению комплекс содержит цилиндрическое ограждение и туннель, расположенный по его продольной оси. Ограждение и туннель выполнены из облегченных герметичных складывающихся строительных блоков. Оболочки блоков имеет ребра, по которым для защиты от вредного влияния космоса выполнена сборная облицовка. Внутренний электромагнитный привод для создания искусственной гравитации охватывает туннель. Комплекс может быть использован на околоземной орбите и в открытом космосе. Размещаемые в нем технологические, бытовые и другие службы обеспечены "земными" условиями за счет указанного привода, вращающего комплекс в целом. Изобретение позволяет собирать в космосе объекты любой величины с доставкой конструкций кораблями малой мощности. При этом обеспечивается выполнение необходимых ремонтно-строительных работ в более благоприятных условиях. 1 з.п.ф-лы, 6 ил.
2128605
патент выдан:
опубликован: 10.04.1999
ПРИВОД ДЛЯ СОЗДАНИЯ ИСКУССТВЕННОЙ ГРАВИТАЦИИ НА БОРТУ КОСМИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА

Изобретение относится к сооружению космических объектов с созданием в их помещениях искусственной гравитации. Согласно изобретению устройство представляет собой привод с электрическим линейным двигателем, развернутым по окружности внутри объекта. Ротор двигателя снабжен постоянными магнитами, прикреплен к корпусу объекта и способен его вращать. Статор выполнен с облицовкой, в которую заделана рабочая проволочная обмотка, и прикреплен к кольцевому корпусу независимого балансира. По оси балансира размещены грузы, перемещаемые магнитным полем в сторону, обратную направлению вращения ротора. Электромагнитная подвеска в кольцевом корпусе исключает касание грузов о стенки трубы. Изобретение направлено на создание привода, который может устанавливаться внутри космического объекта цилиндрической формы. Этот привод способен вращать объект вокруг его продольной оси симметрии. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.
2128604
патент выдан:
опубликован: 10.04.1999
КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ

Изобретение относится к области строительства в космосе крупных объектов, преимущественно орбитальных комплексов с производственными, лабораторными и бытовыми службами, а также вспомогательными помещениями. Согласно изобретению космическая станция выполнена с неподвижной осевой частью и подвижной цилиндрической ограждающей оболочкой, составленной из сборных блоков тороидальных элементов, в которых имеются сообщенные друг с другом и с осевой частью помещения и службы. Между оболочкой и осевой частью установлены круговые линейные электродвигатели и балансирные устройства, создающие искусственную гравитацию в оболочке. Снаружи станция покрыта защитной облицовкой. На торцах неподвижной части предусмотрены приемные пункты для прибывающих космических кораблей со стыковочными устройствами. При вращении оболочки с помощью указанных электродвигателей создается искусственная тяжесть, причем для сообщения с неподвижной частью используются переходные кольцевые камеры с попеременно закрепляемыми к ним лифтами, перемещающимися в круговом и поперечном направлениях. Изобретение направлено на снижение затрат, повышение качества и безопасности эксплуатации при создании в космосе крупногабаритных объектов из облегченных унифицированных сборных конструкций и материалов 4 з.п. ф-лы, 4 ил.
2116942
патент выдан:
опубликован: 10.08.1998
КОСМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС С НАРУЖНЫМ ГРАВИТАЦИОННЫМ ПРИВОДОМ

Изобретение относится к сооружению в космосе объектов с созданием в них искусственной гравитации при помощи расположенных снаружи гравитационных приводов. Согласно изобретению комплекс содержит цилиндрическое ограждение и связанный с ним посредством кольцевых и радиальных полых элементов жесткости центральный туннель. На выступающих за ограждение концах туннеля установлены круговые линейные электродвигатели с балансирами для приведения во вращение комплекса при сохранении неподвижности статоров электродвигателей. На этих же концах размещены камеры, стыкуемые с космическими кораблями и снабженные механизмами развязки от вращения. Ограждение и туннель собраны из облегченных космических строительных блоков с гибкой деформируемой оболочкой, с установленной на них сборной защитной облицовкой. Изобретение направлено на снижение трудо- и ресурсозатрат при возведении в космосе крупномасштабных конструкций, на обеспечение безопасности и создание условий, близких к земным, на борту космического комплекса. 3 з.п.ф-лы, 3 ил.
2115596
патент выдан:
опубликован: 20.07.1998
КОСМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС С ВНУТРЕННИМ ГРАВИТАЦИОННЫМ ПРИВОДОМ

Изобретение относится к области строительства объектов в космосе, в которых создается искусственная гравитация с помощью внутренних гравитационных приводов. Согласно изобретению комплекс содержит цилиндрическое ограждение и сквозной центральный туннель, собранные из облегченных космических строительных блоков с герметичной складываемой оболочкой. Ограждение и туннель раскреплены кольцевыми и радиальными элементами жесткости; снаружи выполнена сборная защитная облицовка, а по торцам установлены устройства стыковки с прибывающими космическими кораблями. Привод вращения имеет круговой ротор, закрепленный на ограждении, и круговой статор - в облицовке, выполненной на трубчатом балансире, шарнирно и концентрично установленном на участке центральной продольной оси комплекса. Балансировочные грузы в трубе и ограждение с туннелем вращаются электромагнитным полем в противоположные стороны, давая неподвижность статору. Изобретение позволяет возводить космические сооружения больших размеров из облегченных элементов, доставляемых маломощными носителями, обеспечивает безопасность и условия обитания в комплексе, близкие к земным. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
2115595
патент выдан:
опубликован: 20.07.1998
Наверх