Индикаторные и защитные устройства летательных аппаратов, не отнесенные к другим рубрикам: .средства обеспечения посадки, средства для предупреждения удара при соприкосновении с землей – B64D 45/04

МПКРаздел BB64B64DB64D 45/00B64D 45/04
Раздел B РАЗЛИЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ; ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ
B64 Воздухоплавание; авиация; космонавтика
B64D Оборудование летательных аппаратов; летные костюмы; парашюты; монтаж и размещение силовых установок и систем передачи энергии от двигателя
B64D 45/00 Индикаторные и защитные устройства летательных аппаратов, не отнесенные к другим рубрикам
B64D 45/04 .средства обеспечения посадки; средства для предупреждения удара при соприкосновении с землей 

Патенты в данной категории

ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО КОРРЕКЦИИ ВЫСОТЫ ПОЛЕТА ПРИ ВЗЛЕТЕ И ПОСАДКЕ САМОЛЕТНОГО ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО БАРОМЕТРИЧЕСКОГО ВЫСОТОМЕРА

Изобретение относится к бортовому авиационному оборудованию. Согласно изобретению в штатный самолетный электромеханический барометрический высотомер введены: компьютер вычисления коррекции, узлы отработки и световой сигнализации, а также электронный узел ввода коррекции. Последний соединен с компьютером и состоит из задатчиков атмосферного давления аэродрома «Р а» и высоты эшелона перехода «Н э». Компьютер обрабатывает данные о заложенных в его память операционных и вычисляемых высотах, а также о вводимой пилотом текущей высоте полета. Компьютер вычисляет и вводит величину коррекции как на взлете, так и при заходе на посадку. При этом пилот вводит величины «Р а» и «Н э» в барометрический высотомер заблаговременно, например за 30-40 мин до взлета или посадки. После этого устройство работает автоматически, указывая пилоту (бортовым потребителям) высоту полета, приведенную либо к «Р а», либо к стандартному атмосферному давлению. Выходная информация дублируется световой сигнализацией. Технический результат изобретения состоит в повышении безопасности полетов. 3 ил.

2522462
патент выдан:
опубликован: 10.07.2014
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТРАЕКТОРИЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИ ЗАХОДЕ НА ПОСАДКУ

Изобретение относится к комплексной системе управления траекторией летательного аппарата при заходе на посадку. Система включает инерциальную навигационную систему, систему воздушных сигналов, индикатор посадочных сигналов (ИПС), блок комплексной обработки информации (КОИ), спутниковую навигационную систему, блок памяти, блок определения параметров взлетно-посадочной полосы (ВПП), блок определения местоположения виртуального курсо-глиссадного радиомаяка (ВКГРМ), блок определения пеленга и дальности ВКГРМ, первый и второй сумматоры, блок определения угла места ВКГРМ. Технический результат заключается в повышении надежности и безопасности совершения посадки летательного аппарата. 7 ил.

2520872
патент выдан:
опубликован: 27.06.2014
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОСАДКОЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к комплексным автоматизированным системам управления посадкой летательных аппаратов и может быть использовано для осуществления безопасной посадки самолета или вертолета в условиях плохой видимости. Комплексная система содержит бортовую аппаратуру летательного аппарата и внешнюю навигационную подсистему. Бортовая аппаратура включает в себя процессорный блок для вычисления навигационных координат летательного аппарата, генератор электронной карты местности и многофункциональный дисплей с функциями двумерного и трехмерного отображения, оптоэлектронный модуль ортостереоскопического отображения. Оптоэлектронный модуль ортостереоскопического отображения содержит блок обработки бинокулярного изображения и бинокулярную видеокамеру с спектральной чувствительностью в ближнем и/или дальнем инфракрасном диапазоне. Вход бинокулярной видеокамеры оптически сопряжен с зоной взлетно-посадочной полосы либо площадки. Выход бинокулярной видеокамеры соединен с входом блока обработки бинокулярного изображения, выход которого подключен к второму входу многофункционального дисплея. Технический результат заключается в улучшении точности ориентации пилота в внекабинной визуальной обстановке. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

2518434
патент выдан:
опубликован: 10.06.2014
СПОСОБ СОДЕЙСТВИЯ ПИЛОТИРОВАНИЮ, УСТРОЙСТВО СОДЕЙСТВИЯ ПИЛОТИРОВАНИЮ И ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам управления полетом летательных аппаратов. Устройство (5) содействия пилотированию содержит вычислительный блок (10) и блок (20) визуального отображения. Вычислительный блок (10) исполняет записанные в памяти команды для определения, по меньшей мере, одного запаса тяги ( Р) воздушного винта между текущей тягой, создаваемой этим воздушным винтом, и пороговой тягой, соответствующей пределу отрицательной мощности (Pmin), и для определения главного минимального общего угла наклона траектории относительно земли, которому может следовать снижающийся летательный аппарат в зависимости от указанного запаса тяги ( Р). Вычислительный блок выводит на блок (20) визуального отображения главный символ (25) минимального общего угла наклона траектории относительно земли, которому может следовать снижающийся летательный аппарат (1), причем этот главный символ (25) появляется в виде наложения на изображение (21) окружения, находящегося спереди летательного аппарата (1), что обеспечивает безопасное снижение винтокрылого летательного аппарата. 3 н. и 9 з.п. ф-лы, 3 ил.

2514293
патент выдан:
опубликован: 27.04.2014
ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНАЯ ПОЛОСА

Изобретение относится к оборудованию аэродромов, в частности к средствам обеспечения посадки летательных аппаратов в ограниченной видимости. Взлетно-посадочная полоса (ВПП) состоит из искусственного покрытия (1), вогнутого к середине участка с перепадом высот более 10 м, радио- и осветительного оборудования, двух имитаторов подвижных радиолокационных целей (3-1, 3-2). Имитаторы установлены за пределами искусственного покрытия на продолжении оси ВПП в начале и в конце ВПП на расстоянии 1, которое выбирают экспериментально ниже линии посадки летательного аппарата настолько, чтобы возникающая турбулентность воздуха не разрушала имитатор подвижной радиолокационной цели. Изобретение обеспечивает безопасную посадку летательного аппарата в условиях ограниченной видимости. 2 ил.

2507130
патент выдан:
опубликован: 20.02.2014
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ ПРИ ЗАХОДЕ НА ПОСАДКУ

Изобретение предназначено для применения в области авиационного приборостроения, в частности в пилотажно-навигационном оборудовании летательных аппаратов (ЛА). Технический результат - повышение надежности и безопасности совершения посадки ЛА, увеличение точности формирования заданной траектории посадки. Способ управления ЛА при заходе на посадку включает измерение параметров движения ЛА, коррекцию, с помощью любого из известных методов комплексной обработки информации, погрешностей параметров движения по данным от спутниковой навигационной системы, формирование, на основе откорректированных координат ЛА и координат торцов взлетно-посадочной полосы (ВПП), курса ВПП, длины ВПП, дальности до ближнего торца ВПП, высоты ЛА относительно ВПП, автоматическое или ручное управление угловым положением ЛА по крену и тангажу с учетом сигналов углов отклонения по курсу и глиссаде, дополнен операциями, в соответствии с которыми для формирования заданной траектории посадки задают угол наклона траектории посадки, размещают под точкой стандартного размещения курсового радиомаяка на продолжении заданной траектории посадки виртуальный курсо-глиссадный радиомаяк (ВКГРМ) и формируют его пеленг и угол места, а углы отклонения по курсу и глиссаде от траектории посадки формируют соответственно как рассогласование пеленга ВКГРМ и курса ВПП и как рассогласование угла места ВКГРМ и заданного экипажем угла наклона траектории посадки. 5 ил.

2496131
патент выдан:
опубликован: 20.10.2013
СПОСОБ СИГНАЛИЗАЦИИ ПРИВОДНЕНИЯ И ВЗЛЕТА С ВОДНОЙ ПОВЕРХНОСТИ САМОЛЕТА-АМФИБИИ

Изобретение относится к гидроавиации, в частности к самолетам-амфибиям, и предназначено для использования в автоматических системах управления посадкой и взлетом с водной поверхности самолетов-амфибий. Согласно предложенному способу измеряют и сравнивают высоту перемещения самолета-амфибии с верхним и нижним порогами заданного диапазона высот и гидродинамическое воздействие среды на днище лодки самолета-амфибии с заданным порогом вибраций. Если значение измеренной высоты находится между нижним и верхним порогами, то при значении гидродинамического воздействия выше порога вибраций принимается решение «Вода», при значении гидродинамического воздействия ниже порога вибраций - решение «Воздух». Независимо от значения гидродинамического воздействия при значении измеренной высоты выше верхнего порога принимается решение «Воздух», а при значении высоты ниже нижнего порога - решение «Вода». Изобретение повышает достоверность сигнализации моментов касания днищем лодки самолета-амфибии водной поверхности при переходе из воздушной среды в водную и отрыва днища лодки самолета-амфибии от водной поверхности при взлете, а также нахождения на плаву и в воздухе. 1 ил.

2492121
патент выдан:
опубликован: 10.09.2013
МНОГОПОЗИЦИОННАЯ СИСТЕМА ПОСАДКИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

Изобретение относится к области авиации, в частности к посадочным системам. Система содержит наземный запросчик (1), соединенный через радиолинию с бортовой аппаратурой (4) управления воздушным судном (5), и не менее трех наземных приемников (6) ответных сигналов, соединенных с наземной ЭВМ (8) управления. Бортовая аппаратура (4) управления воздушным судном (5) соединена через радиолинию (10) управления посадкой с ЭВМ (8), а также содержит бортовой ответчик (11), соединенный с бортовым измерителем (12) высоты воздушного судна (5) и с радиолинией (2) и (3) «запрос» и «ответ». Бортовой измеритель (12) высоты воздушного судна содержит барометрический, радио и/или лазерный высотомер. Рабочее место пилота (9) включает индикаторное устройство, органы ручного и автоматизированного управления полетом воздушным судном (5) и средства радиосвязи, соединенные с радиолинией (10) управления посадкой. Радиолиния (10) выполнена в виде двунаправленной радиолинии обмена данными «борт-земля». ЭВМ (8) управления снабжена модулем расчета координат воздушного судна и отклонения его от траектории посадки на основе измерений высоты полета воздушного судна и разности дальностей до воздушного судна (5) относительно местоположений запросчика (1) и приемников (6) ответных сигналов. Повышается точность вывода воздушного судна на взлетно-посадочную полосу за счет снижения погрешностей в определении местоположения воздушного судна. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

2489325
патент выдан:
опубликован: 10.08.2013
ИНДИКАТОР НАГРУЗКИ

Изобретение относится к индикаторам нагрузки и касается индикации жесткой посадки самолета и воздействующих на самолет буксировочных усилий, превышающих допустимые. Индикатор нагрузки содержит несущее устройство в составе первого и второго несущих элементов (23, 22), соединенных вместе для приема боковой нагрузки, приложенной к первому элементу. Первый несущий элемент (23) образует полость (25) со вторым несущим элементом (22) таким образом, что он является легко ломаемым при нагрузке выше индикаторной. Полость (25) содержит текучий индикатор, который вытекает из полости, как только первый несущий элемент (23) разрушен. Первый несущий элемент (23) является трубчатым и вмещает внутри второй несущий элемент (22) так, что эти два элемента взаимодействуют с помощью участков (31) на противоположных концах и при этом расположены на расстоянии друг от друга для образования полости. Второй несущий элемент (22) выполнен с возможностью продолжать нести нагрузку после того, как первый элемент (23) будет разрушен. Достигается быстрое обнаружение жесткой посадки самолета, воздействующих на самолет буксировочных усилий, превышающих допустимые, а также сокращение времени, затрачиваемого на анализ данных. 4 н. и 7 з.п. ф-лы, 5 ил.

2478921
патент выдан:
опубликован: 10.04.2013
СИСТЕМА И СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Группа изобретений относится к системам автоматической посадки ЛА и может быть использована для автоматической посадки пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов. В способе излучают сигналы антенными решетками курсовым и глиссадным радиомаяками (КРМ, ГРМ), а курсовым и глиссадным радиоприемниками (КРП, ГРП) на борту ЛА принимают указанные сигналы. Каждая антенная решетка передает два сигнала на несущей частоте , различной для КРМ и ГРМ. Один сигнал не модулируется, второй модулирован по фазе синусоидальным сигналом с частотой . Первой антенной принимают сигнал первым приемным устройством каждого из КРП и ГРП, усиливают его, и после детектирования квадратичным детектором сигнал поступает на вход фильтра. Фильтр выделяет гармонику с частотой и угловой амплитудой, полученный сигнал подают на первый вход синхронного детектора, который формирует сигнал отклонения от курсоглиссадной линии. Опорный сигнал с частотой для синхронных детекторов КРП и ГРП излучается отдельной антенной, находящейся на земле. Сигнал отклонения от курсовой (глиссадной) линии передается в систему автоматического управления ЛА и к индикатору отклонения траектории от курсовой (глиссадной) линии. В системе автоматической посадки ЛА используются КРМ и ГРМ, состоящие из генератора, установочного фазовращателя, фазового модулятора, генератора несущей частоты опорного сигнала, генератора опорной частоты, модулятора опорного сигнала, усилителей мощности, передающих антенн. КРП и ГРП состоят из приемных антенн, приемных устройств, АРУ, квадратичного детектора, фильтра, синхронного детектора, детектора и АРУ опорного сигнала. Технический результат заключается в повышении надежности автоматической посадки ЛА. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.

2468964
патент выдан:
опубликован: 10.12.2012
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ С УЧЕТОМ СТАБИЛИЗАЦИИ ЗАДАННОЙ СКОРОСТИ ПОЛЕТА

Изобретение относится к приборному оборудованию в области авиации. В способе управления самолетом с учетом стабилизации заданной скорости определяют заданную скорость полета, измеряют обороты двигателей, продольную перегрузку, угол наклона траектории, скорость полета. По разности между заданной и фактической скоростями полета, разности между продольной перегрузкой и синусом угла наклона траектории определяют расчетные обороты двигателей для заданной скорости. Определяют изменения оборотов каждого двигателя, для чего измеряют величину отклонения рычагов управления двигателями от их среднего положения, определяемого методом «скользящего среднего» за время, соответствующее времени изменения оборотов с задержкой, соответствующей времени задержки изменения оборотов при перемещении рычага управления двигателем. Формируют сигнал рассогласования между расчетными оборотами и фактическими оборотами каждого двигателя, который индицируют в виде метки избытка оборотов, перемещающейся относительно метки отсчета. Стабилизацию заданной скорости полета осуществляют, перемещая или удерживая рычаг управления двигателем так, чтобы метка избытка оборотов располагалась у метки отсчета. Достигается повышение качества переходных процессов и упрощение ручного управления летательным аппаратом. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

2455201
патент выдан:
опубликован: 10.07.2012
БОРТОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК СОСТОЯНИЯ ПОВЕРХНОСТИ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСЫ ПРИ ДВИЖЕНИИ ВОЗДУШНОГО СУДНА НА ЭТАПЕ ПРОБЕГА ПОСЛЕ ПОСАДКИ

Изобретение относится к авиационной технике и может быть применено при определении характеристик состояния поверхности взлетно-посадочной полосы при движении воздушного судна на этапе пробега после посадки. Устройство для предотвращения столкновений летательного аппарата (ЛА) при посадке на взлетно-посадочную полосу содержит систему определения местоположения воздушного судна (ВС), базу данных, содержащую информацию о взлетно-посадочной полосе (ВПП), блок связи с бортовым оборудованием и ЭВМ, включающую блок вычисления текущих путевой скорости и пройденного расстояния. Устройство дополнительно снабжено блоком ввода данных о параметрах воздушного судна на посадке и блоком индикации результатов расчета, причем в упомянутую ЭВМ дополнительно введен блок расчета коэффициента сцепления взлетно-посадочной полосы (ВПП). Достигается реализация функции оперативного определения и индикации фактического коэффициента сцепления ВПП при движении ВС на пробеге после посадки. 2 ил., 1 табл.

2405721
патент выдан:
опубликован: 10.12.2010
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ПОДДЕРЖКИ ПОСАДКИ ДЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к способу и устройству поддержки летательных аппаратов во время посадки. Способ дает возможность вычислять диапазоны значений скорости и угла захода на посадку, позволяющих осуществить полную остановку летательного аппарата, находить нижний и верхний пороги общей энергии, приемлемой для летательного аппарата, и сравнивать общую текущую энергию летательного аппарата с порогами для получения индикации о теоретической возможности остановки летательного аппарата на посадочной полосе. Устройство содержит вычислительные средства, получающие информацию о текущих параметрах и вычисляющие индекс, значение которого указывает на уровень общей энергии, средства сравнения, сравнивающие индекс с пороговым значением, соответствующим переходу между правильным и избыточным уровнем общей энергии. Достигается информирование пилота об энергетическом состоянии летательного аппарата в любой момент фазы захода на посадку. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 3 ил.

2389659
патент выдан:
опубликован: 20.05.2010
СПОСОБ ОЦЕНКИ БЛИЗОСТИ ТРАЕКТОРИЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ К ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

Изобретение относится к технике обеспечения безопасности полетов летательных аппаратов (ЛА). Согласно предложенному способу определяют местоположение ЛА с помощью навигационной системы производят определение параметров текущего динамического состояния, вычисляют прогнозируемую траекторию и производят оценку близости траектории ЛА к элементам рельефа. При этом оценку близости траектории к земной поверхности производят построением набора сфер с центрами, располагаемыми на траектории, и радиусами, равными минимальному расстоянию до элементов рельефа и искусственных препятствий от соответствующих центров. Построение сфер производят таким образом, что центр каждой последующей сферы находится в точке пересечения аппроксимируемой прогнозной траектории ЛА с поверхностью предыдущей сферы. Изобретение позволяет повысить безопасность полетов ЛА путем динамической оценки близости траекторий ЛА к земной поверхности. 1 ил.

2388059
патент выдан:
опубликован: 27.04.2010
СПОСОБ ИНДИКАЦИИ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МАЛОВЫСОТНЫХ ПОЛЕТОВ САМОЛЕТОВ (ВЕРТОЛЕТОВ)

Изобретение относится к области авиации, а именно к технике отображения информации в кабине пилотов. При выборе условных цветов графического представления рельефа вместо абсолютных или относительных высот используют отношение расчетных углов возвышения элементов рельефа над текущим положением самолета к предельным углам наклона траектории полета самолета. Подобная индикация земной поверхности при полете в складках рельефа дает летчику наглядную оперативную информацию о том, какие из препятствий на поверхности земли самолет сможет преодолеть, если из данной точки начнет переход в режим наивыгоднейшего набора высоты, а какие нет. Кроме того, летчику может быть предоставлена информация о возможности достижения точек на местности при снижении без разгона самолета (для фаз снижения перед сбросом воды и при заходе на забор воды). Изобретение позволяет повысить безопасность маловысотных полетов самолетов (вертолетов). 1 табл., 8 ил.

2386570
патент выдан:
опубликован: 20.04.2010
СПОСОБ ВИЗУАЛЬНОЙ ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ НА НЕОБОРУДОВАННЫЕ АЭРОДРОМЫ

Изобретение относится к области навигационного обеспечения необорудованных аэродромов. При визуальной посадке летательных аппаратов на незнакомые необорудованные аэродромы определяют высоту летательного аппарата по бортовому радиовысотомеру и используют зрительный аппарат человека. Летчик определяет в выбранных точках глиссады наклонной дальности до начала взлетно-посадочной полосы с использованием искусственных реперных объектов, установленных в торце взлетно-посадочной полосы по обе стороны. Объекты состоят из N бинарных мир с периодом 4·10-4·l i, где li - измеряемая наклонная дальность до реперного объекта. При достижении наклонной дальности летчик делает заключение в момент времени, когда полосы i-й миры начинают наблюдаться раздельно. Достигается повышение точности выдерживания летчиком параметров глиссады снижения при выполнении посадки летательных аппаратов на необорудованные аэродромы. 3 ил.

2375263
патент выдан:
опубликован: 10.12.2009
СПОСОБ ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к технике посадки летательных аппаратов (ЛА) и предназначено для использования в автономных бортовых системах посадки на необорудованные в радиотехническом отношении взлетно-посадочные полосы (ВПП), в том числе ровные участки дорог и земной поверхности. При развертывании ВПП определяют географические координаты двух точек на продольной оси симметрии ВПП по ее краям и передают координаты этих точек на совершающий посадку ЛА, где их запоминают. На борту ЛА определяют географические координаты местоположения ЛА, северную и восточную составляющие скорости, курс, угол тангажа, угол крена, высоту полета и вертикальную скорость. Основываясь на этих данных, на борту вычисляют курсовой угол ВПП, курсовой угол ЛА, угол наклона глиссады и скорости изменения этих углов. В результате формируют сигналы управления ЛА в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Технический результат - повышение надежности и безопасности посадки ЛА на ВПП, а также повышение оперативности развертывания ВПП за счет упрощения системы посадки. Возможность посадки ЛА обеспечивается независимо от дальности ЛА до ВПП и высоты полета, в любое время года и суток, при любых метеоусловиях, в том числе при слепой посадке. 2 ил.

2353552
патент выдан:
опубликован: 27.04.2009
СПОСОБ АВТОНОМНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПОСАДОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ)

Изобретение относится к области радиолокационного оборудования летательных аппаратов (ЛА) и оборудования взлетно-посадочных полос (ВПП). Изобретение обеспечивает выработку информации о высоте ЛА относительно плоскости ВПП, боковом и вертикальном отклонениях ЛА от заданной траектории посадки и расстоянии до ВПП одновременно несколькими способами при помощи модифицированного штатного бортового радиолокатора (метеонавигационного, прицельного или землеобзорного) и одного или нескольких рядов радиолокационных точечных отражателей, установленных в зоне ВПП в соответствии с псевдослучайным законом по дальности. Эта информация может контролироваться пилотом путем сравнения полученного на ее основании виртуального изображения ВПП с реальным радиолокационным изображением ВПП на мониторе в координатах «азимут - дальность» и может быть использована для управления ЛА при помощи автопилота или вручную. Достигаемым техническим результатом является повышение точности и надежности выполнения маневра посадки, независимо от метеоусловий и условий видимости. 5 н. и 21 з.п. ф-лы, 17 ил.

2348944
патент выдан:
опубликован: 10.03.2009
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И СПОСОБ ЗАХОДА НА ПОСАДКУ

Изобретение относится к радиолокационным системам посадки летательных аппаратов (ЛА) и может быть использовано в системах управления воздушным движением. Система посадки летательных аппаратов (ЛА) состоит из посадочного радиолокатора для определения координат ЛА и формирования идентичных отображений на индикаторах диспетчера посадки и пилота с отображением отметок текущих координат ЛА, а также линий курса и линий глиссады, рельефа местности и карты летного поля. Дополнительно вводится канал, использующий группировку навигационных спутников, состоящий из последовательно соединенных бортовой антенны, приемовычислителя спутниковых сигналов и бортового минимизатора ошибки, второй вход которого соединен с выходом бортового разделителя наземной информации, а выход соединен с минимизирующим входом пилотажно-навигационного блока. Предусмотрена возможность независимо отображать на индикаторах диспетчера и пилота данные, сформированные с помощью радиолокатора и группировки спутников. Предлагается также способ захода на посадку ЛА, основанный на использовании системы заявляемого типа, в котором в качестве отметок текущих координат летательного аппарата используют координаты, определяемые с учетом различных способов определения координат, и одновременно отображают отметки координат, определяемые каждым из используемых способов, выделяя их отображения, например, геометрической конфигурацией. Технический результат - повышение безопасности полетов при заходе на посадку и ее осуществлении благодаря одновременному использованию радиолокационного и спутникового способов определения координат ЛА. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

2341774
патент выдан:
опубликован: 20.12.2008
СПОСОБ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ ПРИ БЕЗДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОСАДКЕ

Изобретение относится к области авиационной техники и может найти применение при создании систем управления самолетами, обеспечивающих бездвигательную посадку самолетов различного назначения. В основу предложенного способа положено терминальное управление (управление конечным состоянием), при котором производится периодический прогноз конечного состояния при заданной функции управления в зависимости от выбранного критерия качества. При этом на каждом такте текущее состояние самолета принимается за начальное. Критерием качества является запас высоты в ключевой точке при реализации одного из трех типов прогнозирующих траекторий («гибкого цилиндра», «захода с прямой» и «отворота»). Предложенная система включает в себя информационно-измерительный комплекс, средства отображения информации, систему автоматического управления, систему улучшения устойчивости и управляемости, вычислительную систему самолетовождения, а также дополнительно введенную интеллектуальную систему "Помощник летчика" и работает по набору алгоритмов, загружаемых в бортовой вычислитель. Для осуществления управления самолетом не требуется установки новых приборов и устройств на его борту. При выполнении захода на посадку и посадки с неработающими двигателями не причиняется вреда окружающей среде за счет отсутствия эмиссии и шума двигателей и реализуется максимальная экономия топлива. Кроме того, группа изобретений позволяет повысить эффективность использования возможностей экипажа, так как применение прогнозирования в системах управления соответствует характеру функциональной деятельности летчика, который в соответствии с конечным результатом прогноза строит процесс управления. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

2321524
патент выдан:
опубликован: 10.04.2008
СИСТЕМА ОБХОДА ОТ ПРЕПЯТСТВИЙ ДЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С НЕСУЩИМ ВИНТОМ

Группа изобретений относится к технике предотвращения столкновений летательных аппаратов (ЛА), оборудованных несущим винтом, с линиями электропередачи и другими физическими препятствиями. Система включает визуальный дисплей, приемник GPS и альтиметр для указания местоположения и курса ЛА. Компьютер обеспечивает данные карты движения, являющиеся показателем топографии области вокруг местоположения ЛА. Компьютер определяет первую опасную зону в пределах первого предварительно выбранного расстояния от ЛА и формирует первое цветное изображение первой опасной зоны на основе данных цифровой карты. Компьютер также обнаруживает более опасную зону в пределах второго предварительно выбранного расстояния от ЛА, меньшего, чем первое предварительно выбранное расстояние, и формирует второе цветное изображение более опасной зоны. Затем система обнаруживает физическое препятствие, находящееся в пределах третьего предварительно определенного расстояния от ЛА, меньшего, чем первое предварительно определенное расстояние, и посылает сигнал для обеспечения сигнала на сигнализирующем устройстве. Последнее формирует серию звуковых щелчков, частота и/или громкость которых увеличивается по мере приближения к препятствию. Имеются также подсистема приглушения звука, визуальный сигнал тревоги вместо приглушенного звукового сигнала и устройство блокировки приглушения. Группа изобретений обеспечивает создание системы обнаружения препятствий и оповещения летчика с малой стоимостью и повышенной надежностью. 4 н. и 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

2312797
патент выдан:
опубликован: 20.12.2007
СИСТЕМА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к оборудованию для обеспечения посадки летательных аппаратов (ЛА) на взлетно-посадочную полосу аэродрома, вертолетную площадку или вертолетодром, водную поверхность гидроаэродрома. На посадочной поверхности размещены маркерные знаки пассивного типа, пластины которых выполнены со световозвращающим покрытием направленного действия, работающим в видимом и инфракрасном диапазонах. На борту ЛА установлены комбинированные фары с многоэлементными светодиодными матрицами, работающие с видимым и инфракрасным подсветом. Фары совместно с маркерными знаками обеспечивают посадку ЛА днем, в сумерки и ночью, а при использовании летчиком очков ночного видения - посадку ЛА ночью в сложных метеоусловиях и скрытую посадку. На борту ЛА установлены также автономная спутниковая навигационная система и работающая в режимах «день-ночь» низкоуровневая телевизионная камера, выходы которых соединены с монитором с возможностью предоставления летчику информации для выполнения предпосадочного маневра и изображения посадочной поверхности днем и ночью для осуществления с ней летчиком визуального контакта. Телевизионная камера снабжена установленным в оптическом тракте инфракрасным фильтром и выполнена автоматически переключаемой из дневного режима на ночной в ИК-диапазоне. Спутниковая навигационная система выполнена автоматически наводящей излучение посадочных фар на маркерные знаки для обеспечения выхода ЛА на посадочный курс к посадочной поверхности на необходимой дальности. Маркерные знаки снабжены кронштейнами для жесткого крепления пластин под фиксированным углом установки относительно вертикали. Система характеризуется расширенными функциональными возможностями и обеспечивает посадку ЛА на посадочные поверхности разных видов и с разной степенью их технического оснащения. 6 з.п. ф-лы, 8 ил.

2300486
патент выдан:
опубликован: 10.06.2007
СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ВЕРТОЛЕТА

Изобретение относится к системам безопасного приземления падающего во время воздушной аварии вертолета. Система безопасного приземления содержит парашют, размещенный в пустотелом цилиндре, расположенном в полости вала трансмиссии, на котором установлен несущий винт, а также расположенные в нижней части фюзеляжа вертолета реактивные двигатели торможения и надувные устройства. Указанный пустотелый вал выполнен в виде стальной трубы и имеет зубчатые колеса привода, выполненные на нем как одно целое. Такое выполнение системы повышает ее надежность. 17 з.п. ф-лы, 10 ил.

2284284
патент выдан:
опубликован: 27.09.2006
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Изобретение относится к области авиационной техники и предназначено для установки на маневренных летательных аппаратах (ЛА). Технический результат заключается в повышении точности и безопасности автоматической посадки ЛА. Система автоматической посадки летательного аппарата содержит в бортовой части ЛА бортовую аппаратуру потребителей, состоящую из спутниковой навигационной системы (СНС), скомплексированной с инерциальной навигационной системой (ИС), блок формирования траекторных параметров, вычислитель системы автоматического управления (САУ), выходы которого связаны с электрогидроприводом поверхностей управления по тангажу и курсу, механически связанных с соответствующими рулевыми приводами, датчики углового положения ЛА, связанные с вычислителем САУ. К приемнику СНС подключен индикатор летчика. В систему включены радиовысотомер, компаратор, курсоглиссадный приемник, связанные с ним через радиоканалы глиссадный и курсовой радиомаяки, блок фильтрации линейных траекторных параметров СНС и угловых отклонений от равносигнальных зон радиотехнических средств (РТС), две схемы НЕ, последовательно соединенные с компаратором, два входа которого соединены с задатчиком высоты 70-60 м и радиовысотомером, два блока умножения. 3 ил.

2284058
патент выдан:
опубликован: 20.09.2006
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И СПОСОБ ЗАХОДА НА ПОСАДКУ

Группа изобретений относится к радиолокационным системам посадки летательных аппаратов (ЛА) и может быть использована в системах управления воздушным движением. Система содержит посадочный радиолокатор, блок обработки информации, блок вычисления координат, наземный и бортовой видеопреобразователи, индикаторы диспетчера посадки и пилота, пульты диспетчера посадки и пилота, пилотажно-навигационный блок, двустороннюю линию передачи данных, бортовые формирователи векторов текущей курсовой и глиссадной скоростей, наземный разделитель векторов курсовой и глиссадной скоростей, узлы метеоинформации, бортовые формирователи векторов оптимальной курсовой и глиссадной скоростей, бортовой разделитель наземной информации. Дополнительно использованы радиолокатор обзора летного поля, формирователь карты летного поля, базы данных аэропорта, рельефа, формирователи проекций рельефа, переключатели масштабов. Особенностью системы является совмещение отображений линий курса и глиссады с отображениями рельефа местности и карты летного поля в трех масштабах, определяемых различными этапами осуществления посадки. Способ посадки определяет порядок изменения зон отображения линий курса и глиссады в соответствии с изменяющейся дальностью при совмещении пилотом векторов текущих курсовой и глиссадной скоростей с соответствующими векторами оптимальных скоростей. Достигаемый технический результат - повышение безопасности полетов при заходе на посадку и ее осуществлении, снижение психологической нагрузки пилота и диспетчера. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

2273590
патент выдан:
опубликован: 10.04.2006
СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ЗЕМЛЕЙ

Изобретение относится к технике обеспечения безопасности полетов путем раннего предупреждения летного экипажа об опасной близости земли. Система содержит базу данных рельефа и модуль адаптации к типу самолета, входы которых подключены соответственно к первому и второму выходам блока заполнения и обновления. Имеется блок вертикального облета, входы которого соединены с выходами базы данных рельефа, модуля адаптации к типу самолета, блока информационных датчиков и поста управления. Первый выход блока вертикального облета соединен с входом блока предупреждающих сигналов, а его третий выход соединен с входом блока отображения. Кроме того, в систему введены локальная карта бокового маневра, ограничитель локальной карты и блок направления разворота. Первый вход локальной карты бокового маневра соединен с выходом базы данных рельефа, ее второй вход соединен с дополнительным выходом блока вертикального облета. Выход локальной карты бокового маневра соединен с первым входом блока направления разворота и с первым входом ограничителя локальной карты. Выход последнего соединен с дополнительным входом блока вертикального облета. Второй вход блока направления разворота соединен со вторым выходом блока вертикального облета. Выход блока направления разворота соединен с дополнительным входом блока предупреждающих сигналов и вторым входом ограничителя локальной карты. Система позволяет определять направление бокового разворота в случае опасности столкновения летательного аппарата с землей при сохранении направления полета. Это предопределяет повышенную безопасность полетов. 2 ил.

2271039
патент выдан:
опубликован: 27.02.2006
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ ПОСАДОЧНОЙ ВИДИМОСТИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВЫСОТЕ ОБЛАКОВ И ЯВЛЕНИЯХ ПОГОДЫ (ПЛАНШЕТ ОЦЕНКИ ПОСАДОЧНОЙ ВИДИМОСТИ )

Изобретение относится к области метеорологического приборостроения и может использоваться в составе средств обеспечения посадки боевых многоцелевых самолетов в дневное время. Предлагаемое устройство выполнено в виде планшета, содержащего неподвижные круги и вращающийся между ними круг-диск. На неподвижные круги, с лицевой и обратной сторон планшета нанесены круговые таблицы посадочной видимости для различных диапазонов высот облаков и метеорологических дальностей видимости у земли. В указанных кругах выполнено по три окна для считывания исходной и промежуточной информации, нанесенной на круг-диск. На каждую сторону круга-диска нанесены по три круговые шкалы с информацией об измеренной светолокатором высоте облаков, об уточненной с поправкой на скорость самолета высоте облаков и о максимально возможной посадочной видимости. Информация каждой шкалы совпадает с центром соответствующего окна в соответствующем неподвижном круге. Кроме того, устройство снабжено двумя прозрачными стрелками-линейками, вращающимися относительно центра неподвижных кругов и нанесенных на эти круги таблиц. Линейки могут устанавливаться на том или ином столбце круговой таблицы, обеспечивая безошибочное считывание величины посадочной видимости. Технический результат изобретения состоит в повышении оперативности (время оценки видимости ˜ 8-10 сек) и точности определения посадочной видимости на борту самолетов. 10 ил.

2267142
патент выдан:
опубликован: 27.12.2005
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И СПОСОБ ЗАВОДА НА ПОСАДКУ

Изобретение относится к радиолокационным системам посадки летательных аппаратов (ЛА) и может быть использовано в системах управления воздушным движением. Система содержит посадочный радиолокатор, блок обработки информации, блок вычисления координат, наземный видеопреобразователь, индикатор диспетчера посадки входящий в пульт диспетчера посадки, пилотажно-навигационный блок, бортовой видеопреобразователь, индикатор пилота, входящий в пульт пилота, двустороннюю линию передачи данных (ДЛПД), включающую наземные приемник и передатчик, связанные между собой наземной антенной системой, и бортовые приемник и передатчик, связанные между собой бортовой антенной системой, бортовые формирователи векторов текущей курсовой и глиссадной скоростей и наземный разделитель векторов курсовой и глиссадной скоростей (НРВ), преобразователь параметров границ вертикальной и горизонтальной видимости, формирователи векторов скоростей ветра по курсу и глиссаде, бортовые формирователи векторов оптимальной курсовой и глиссадной скоростей, бортовой разделитель наземной информации. Заявленный способ предусматривает совмещение при пилотировании ЛА векторов текущих курсовой и глиссадной скоростей с соответствующими им векторами оптимальных скоростей. Технический результат - повышение безопасности полетов при заводе на посадку и ее осуществлении. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

2239203
патент выдан:
опубликован: 27.10.2004
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

Изобретение относится к летательным аппаратам (ЛА) с безаэродромной посадкой. Согласно изобретению, ЛА имеет фюзеляж, несущее крыло и бортовую часть тормозного и посадочного устройства, выполненную в виде тормозного крюка с захватом. Тормозной крюк установлен с возможностью поворота вокруг поперечной оси ЛА и с возможностью выдвижения захвата выше идущего на посадку аппарата. Захват тормозного крюка предназначен для зацепления за размещенный в месте посадки улавливающий трос (канат) стационарной части тормозного и посадочного устройств. Ось поворота тормозного крюка расположена в продольных границах средней аэродинамической хорды крыла ЛА. ЛА осуществляет посадку на трос, пролетая с выдвинутым тормозным крюком под натянутым тросом так, что захват тормозного крюка зацепляется за трос. Технический результат - повышение грузоподъемности ЛА, надежности посадки, снижение стоимости средств посадки, а также расширение сферы применения данного типа ЛА. 1 н. 4 з.п. ф-лы, 5 ил., 1 табл.

2235045
патент выдан:
опубликован: 27.08.2004
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА

Изобретение относится к области авиации, в частности к устройствам спасения вертолетов при возникновении аварийной ситуации с потерей управления при хаотичном падении. Устройство содержит закрепленную на приводном валу над лопастями винта платформу, основной парашют, стропы которого закреплены на платформе, стабилизирующий парашют, соединенный своими стропами с куполом основного парашюта, отбрасываемую крышку. Кроме того, устройство включает в себя ракету, закрепленную за куполом стабилизирующего парашюта и предназначенную для отбрасывания крышки и вытягивания этого парашюта. В устройство также введены инерциальная навигационная система вертолета и соединенные с ней блок контроля угла крена и блок контроля угла тангажа, блок анализа изменения углов крена и тангажа, соединенный с блоками контроля углов крена и тангажа, блок выдачи команд, соединенный с блоками контроля углов крена и тангажа, блоком анализа изменения углов крена и тангажа и пиропатроном ракеты. Платформа выполнена с отбортовкой, на торцах которой при помощи крепящего состава установлена отбрасываемая крышка. Изобретение позволяет повысить надежность работы устройства для спасения вертолета при аварийных ситуациях. 5 ил.

2228884
патент выдан:
опубликован: 20.05.2004
Наверх