способ холодной прокатки стальных полос

Классы МПК:B21B1/22 для прокатки полос или листов произвольной длины
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Трайно Александр Иванович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-08-13
публикация патента:

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при холодной прокатке стальных полос толщиной 0,3-1,5 мм на реверсивных и непрерывных станах. Способ включает обжатие заготовки в рабочих валках, образующие бочек которых имеют профилировку в виде выпуклой кривой линии. Исключение порывов стальных полос в линии стана обеспечивается за счет того, что прокатку ведут с относительным обжатием 7-30% в рабочих валках, на участках бочек которых, обращенных к кромкам полосы, выполнены конические скосы. Угол при основании конуса скосов равен 89,5-87,5 градусов. Изобретение обеспечивает возможность увеличения выхода годного и снижение расхода рабочих валков. 1 ил. 1 табл.

Формула изобретения

Способ холодной прокатки стальных полос толщиной 0,3 - 1,5 мм, включающий обжатие заготовки в рабочих валках, образующие бочек которых имеют профилировку в виде выпуклой кривой линии, отличающийся тем, что прокатку ведут с относительным обжатием 7-30% в рабочих валках, на участках бочек которых, обращенных к кромкам полосы, выполнены конические скосы с углом при основании конуса 89,5-87,5 градусов.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при холодной прокатке стальных полос толщиной 0,3-1,5 мм на реверсивных и непрерывных станах.

Известен способ прокатки стальных полос, включающий обжатие заготовки в рабочих валках, образующие бочек которых имеют профилировку в виде кривой линии в форме пораболы [1].

Известен также способ холодной прокатки стальных полос, включающий обжатие заготовки в валках, образующие бочек которых имеют профилировку в виде выпуклой или вогнутой кривой линии, при этом величина выпуклости профиля составляет 0,35-0,40 мм, а величина вогнутости профиля 0,25 мм [2].

Недостатки известных способов состоят в том, что вследствие утонения боковых кромок стальной полосы и образования на них трещин в процессе прокатки не исключаются порывы полос в линии прокатного стана.

Ближайшим аналогом к предлагаемому изобретению является способ холодной прокатки стальных полос, включающий обжатие заготовки в рабочих валках, образующие бочек которых имеют профилировку в виде выпуклой кривой линии - пораболы [3].

Недостатки указанного способа состоят в следующем. В процессе холодной прокатки стальной заготовки под действием усилия прокатки происходит изменение формы межвалкового зазора. В результате сплющивания и изгиба рабочих валков защемленные боковые кромки полос утоняются с образованием на них трещин и разрывов, что ведет к порывам стальных полос толщиной 0,3-1,5 мм в линии прокатного стана, а также необходимости увеличения ширины кромок, подлежащих обрезке. Помимо этого, участки рабочих валков в зоне кромок полосы подвержены повышенному износу, что увеличивает расход валков.

Техническая задача, решаемая изобретением, состоит в исключении порывов стальных полос в линии стана. Побочными эффектами являются увеличение выхода годного и снижение расхода рабочих валков.

Для решения технической задачи в известном способе холодной прокатки стальных полос толщиной 0,3-1,5 мм, включающем обжатие заготовки в рабочих валках, образующие бочек которых имеют профилировку в виде выпуклой кривой линии, согласно изобретению прокатку ведут с относительным обжатием 7-30% в рабочих валках, на участках бочек которых, обращенных к кромкам полосы, выполнены конические скосы. В варианте реализации способа угол способ холодной прокатки стальных полос, патент № 2534693 при основании конуса устанавливают равным 89,5-87,5 градусов.

Сущность изобретения состоит в следующем. Выполнение конических скосов на участках бочек рабочих валков, обращенных к кромкам полосы, обеспечивает уменьшение защемления кромок в результате сплющивания и прогиба рабочих валков. При прокатке стальных полос с относительным обжатием 7-30% форма зазора между рабочими валками, сплющенными и изогнутыми под действием усилия прокатки, приближается к прямоугольной. Благодаря этому исключаются утонение кромок, образование трещин и разрывов по кромкам и порывы полос в линии прокатного стана.

Экспериментально установлено, что при относительном обжатии менее 7% на боковых кромках стальных полос при реализации предложенного способа будут формироваться утолщения, что недопустимо. Помимо этого, уменьшение относительного обжатия требует увеличения числа проходов, снижает производительность процесса. Увеличение относительного обжатия более 30% приводит к повышению прочностных свойств стальной полосы, увеличению усилия прокатки, прогиба и сплющивания рабочих валков утонению и растрескиванию кромок, порывам полос.

В большинстве случаев холоднокатаная полоса должна иметь чечевицеобразную форму поперечного сечения, что обеспечивает ее устойчивость в линии агрегата при дальнейшей переработке. Но когда по требованию потребителей требуется прямоугольная форма ее поперечного сечения, угол способ холодной прокатки стальных полос, патент № 2534693 при основании конуса следует устанавливать равным 89,5-87,5 градусов. Увеличение угла способ холодной прокатки стальных полос, патент № 2534693 более 89,5 градуса ведет к утонению кромок полосы, а его уменьшение менее 87,5 градуса - к утолщению кромок. В обоих случаях искажается прямоугольность поперечного сечения холоднокатаных полос.

Варианты реализации способа

Пример 1. Для получения холоднокатаных полос с чечевицеобразной формой поперечного сечения верхний и нижний рабочие валки одноклетевого реверсивного стана кварто 1200 подвергают шлифованию, после чего профилируют бочку абразивным кругом по плавной выпуклой симметричной кривой линии с максимальным значением выпуклости в центре бочки способ холодной прокатки стальных полос, патент № 2534693 =0,2 мм. На концевых участках бочек обоих рабочих валков в процессе профилирования выполняют конические скосы. Форму образующей бочки в процессе профилирования контролируют с помощью пассометра. Подготовленные рабочие валки заваливают в клеть.

Рулон полосы сечением 0,61×1000 мм из стали марки 08Ю устанавливают на разматывателе, пропускают в зазор между рабочими валками одноклетевого реверсивного стана, передний конец заправляют в моталку и производят прокатку полосы до толщины h=0,50 мм с относительным обжатием способ холодной прокатки стальных полос, патент № 2534693 =18% и с приложением переднего и заднего натяжений.

Под действием усилия прокатки происходит изгиб и сплющивание рабочих валков, изначально выпуклая образующая в зоне контакта с полосой становится вогнутой, концы бочек верхнего и нижнего рабочих валков стремятся сомкнуться и защемить полосу. Однако благодаря тому, что на их концевых участках выполнены конические скосы, увеличения обжатия кромок полосы не происходит, кромки полосы не имеют трещин разрывов, что исключает порывы полос в линии стана. Прокатанная полоса имеет двояковыпуклую (чечевицеобразную) форму поперечного сечения.

Исключение растрескивания кромок повышает выход годного до значения Q=97,5%, режущее действие кромок на бочку валка при отсутствии трещин снижается, благодаря чему удельный расход валков сокращается до величины S=1,2 кг на тонну прокатанных полос.

В таблице представлены варианты осуществления способа по примеру 1.

Таблица
Режимы реализации способа холодной прокатки стальных полос
№ п/пспособ холодной прокатки стальных полос, патент № 2534693 , %Конические скосы Порывы полосQ, % S, кг/т
1 6нетесть 86,42,2
27 естьнет97,4 1,2,
3 18есть нет97,51,2
430 естьнет97,4 1,2
5 32есть есть83,62,3
624 нетесть84,2 2,2

Из данных, приведенных в таблице, следует, что при реализации предложенного способа (варианты № 2-4) достигается исключение порывов стальных полос в линии стана при прокатке с относительным обжатием способ холодной прокатки стальных полос, патент № 2534693 =7-30%. Помимо этого, увеличивается выход годного и снижается расход рабочих валков. При запредельных значениях заявленных параметров (варианты № 1 и № 5), а также реализации известного способа [3] (вариант № 6) не исключены порывы полос, что снижает выход годного и увеличивает расход рабочих валков.

Пример 2. Для получения холоднокатаных полос с прямоугольной формой поперечного сечения используют все те же режимы, что и в примере 1, только в процессе профилирования рабочих валков угол при основании конуса устанавливают равным способ холодной прокатки стальных полос, патент № 2534693 =88,5 градусов. Благодаря этому при холодной прокатке стальных полос с относительным обжатием за проход способ холодной прокатки стальных полос, патент № 2534693 =7-30% их поперечное сечение, несмотря на изгиб и сплющивание рабочих валков, приобретает прямоугольную форму поперечного сечения, отвечающую требованиям потребителя. Причем в зависимости от величины угла способ холодной прокатки стальных полос, патент № 2534693 на практике были получены следующие результаты:

способ холодной прокатки стальных полос, патент № 2534693 , град.90 89,588,587,5 86,5
Форма сечения полосыЧечевице

образная
прямоугольнаяпрямоугольная прямоугольнаявыпуклости на кромках

Технико-экономические преимущества предложенного способа заключаются в том, что холодная прокатка стальных полос в рабочих валках, на участках бочек которых, обращенных к кромкам полосы, выполнены конические скосы, при относительном обжатии за проход 7-30%, исключает утонение кромок, образование трещин и разрывов, и, как следствие, порывы полос в линии прокатного стана. Следствием этого является увеличение выхода годного и снижение расхода рабочих валков.

Дополнительное ограничение угла при основании конуса диапазоном способ холодной прокатки стальных полос, патент № 2534693 =89,5-87,5 способствует получению прямоугольной формы поперечного сечения холоднокатаных полос, что является важным для ряда потребителей металлопродукции. В качестве базового объекта при определении технико-экономических преимуществ предложенного способа принят известный способ [3]. Использование предложенного способа обеспечит повышение рентабельности производства холоднокатаных полос толщиной 0,3-1,5 мм в среднем на 15%.

Источники информации

1. Патент Российской Федерации № 2361690, МПК B21B 27/02, 2009 г.

2. Патент Российской Федерации № 2377086, МПК B21B 28/02, 2009 г.

3. Боровик Л.И., Добронравов А.И. Технология подготовки и эксплуатации валков тонколистовых станов. - М, Металлургия, 1984 г., с.8, 74.

Класс B21B1/22 для прокатки полос или листов произвольной длины

колюще-режущая лента и способ ее изготовления -  патент 2528289 (10.09.2014)
способ производства широких полос -  патент 2511159 (10.04.2014)
способ холодной непрерывной прокатки тонких стальных полос -  патент 2510688 (10.04.2014)
металлические листы и пластины с текстурированными поверхностями, уменьшающими трение, и способы их изготовления -  патент 2506188 (10.02.2014)
способ производства листовой низкоуглеродистой стали -  патент 2492945 (20.09.2013)
способ прокатки толстых листов на реверсивном стане -  патент 2490080 (20.08.2013)
способ ассиметричной прокатки передних концов толстых листов на реверсивных станах -  патент 2486974 (10.07.2013)
способ изготовления ленты из алюминия, предназначенной для упаковки, и изготовленная таким способом лента -  патент 2483826 (10.06.2013)
способ производства полос с односторонним чечевичным рифлением -  патент 2482930 (27.05.2013)
способ производства холоднокатаной ленты из низкоуглеродистых марок стали -  патент 2479641 (20.04.2013)
Наверх