зубчатое колесо

Классы МПК:F16H57/04 конструктивные особенности, относящиеся к смазке или охлаждению 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Мендрух Денис Николаевич (RU),
Мендрух Николай Викторович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-06-10
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием. Зубчатое колесо содержит тело, установленное на валу с осевой смазочной магистралью, и зубчатый венец с зубьями. На одном из торцов тела колеса, радиально впадинам зубчатого венца, укреплены каналы-патрубки, входные отверстия которых соединены с осевой смазочной магистралью, а выходные подведены к впадинам зубчатого венца, изогнуты под прямым углом и направлены вовнутрь впадин в сторону другого торца колеса, на котором укреплена кольцевая накладка, перекрывающая торцы впадин зубчатого венца. В результате повышается эффективность смазывания зубчатого колеса. 1 ил. зубчатое колесо, патент № 2534168

зубчатое колесо, патент № 2534168

Формула изобретения

Зубчатое колесо, содержащее тело, установленное на валу с осевой смазочной магистралью, и зубчатый венец с зубьями, впадины которого соединены каналами с осевой смазочной магистралью вала, отличающееся тем, что эти каналы выполнены в виде патрубков, укрепленных на одном из торцов тела колеса радиально по отношению к впадинам зубчатого венца и соединенных с осевой смазочной магистралью за пределами участка посадки тела колеса на валу, свободные концы патрубков подведены к впадинам венца, изогнуты под прямым углом и ориентированы в сторону другого торца колеса, на котором укреплена кольцевая накладка, перекрывающая торцы впадин зубчатого венца.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием.

Известно зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями, погруженными при работе колеса в масляную ванну с целью их смазывания - см., например, Гузенков П.Г. Детали машин: Учеб. для вузов. - 4-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1986. - 359 с.: ил., стр.214.

Недостаток данного зубчатого колеса состоит в том, что жидкий смазочный материал, захваченный зубьями, при вращении колеса и выходе зубьев из ванны стекает с этих зубьев, при этом смазочный слой на зубьях уменьшается, что ухудшает процессы трения сопряженных зубьев колес передачи и интенсифицирует процессы их изнашивания. Эти процессы проявляются тем больше, чем больше диаметр колеса.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса, содержащего тело и зубчатый венец с зубьями, во впадинах которого выполнены каналы для подачи смазки, ориентированные радиально относительно колеса и связанные с питающей магистралью, расположенной в валу зубчатого колеса - см. Старосельский Л.А., Гаркунов Д.Н. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1967 г., стр.268, рис.163-а. При данной конструкции зубчатого колеса смазочный материал под действием центробежной силы или под принудительным давлением поступает в зону рабочих поверхностей зубьев через каналы во впадинах зубьев. Подачу можно регулировать количеством каналов и их диаметром.

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что подача смазочного материала на трущиеся поверхности зубьев осуществляется посредством каналов, расположенных в теле колеса, выполнение которых достаточно затруднительно. Для обеспечения нормального смазывания зубьев, особенно при уширенных зубьях, таких каналов для каждой впадины требуется несколько, что увеличивает временные и материальные затраты на изготовление колеса.

Изобретением решается задача оптимизации конструкции зубчатого колеса и повышение эффективности его смазывания.

Для этого зубчатое колесо содержит тело, установленное на валу с осевой смазочной магистралью, и зубчатый венец с зубьями, впадины которого соединены каналами с осевой смазочной магистралью вала, причем эти каналы выполнены в виде патрубков, укрепленных на одном из торцов тела колеса радиально по отношению к впадинам зубчатого венца и соединенных с осевой смазочной магистралью за пределами участка посадки тела колеса на валу, свободные концы патрубков подведены к впадинам венца, изогнуты под прямым углом и ориентированы в сторону другого торца колеса, на котором укреплена кольцевая накладка, перекрывающая торцы впадин зубчатого венца.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображено зубчатое колесо - вид сбоку.

На чертеже показаны: тело 1 колеса, зубчатый венец 2, зубья 3 колеса, вал 4, осевая смазочная магистраль 5, торцы 6 и 7 колеса, каналы (патрубки) 8, крепления 9 каналов на теле колеса, входные отверстия 10 каналов, выходные отверстия 11 каналов, основание впадины 12 зубчатого венца, кольцевая накладка 13.

Работает данное зубчатое колесо следующим образом. Для смазывания рабочих поверхностей зубьев 3 зубчатого венца 2 смазочный материал поступает из осевой питающей магистрали 5 вала 4 через каналы-патрубки 8 во впадины зубчатого венца со стороны одного торца 6 колеса. При этом смазочный материал поступает на боковые поверхности зубьев вдоль их ширины. Кольцевая накладка 13, установленная на другом торце 7 колеса, перекрывает торцы впадин зубчатого венца и играет роль отражателя, не позволяя подаваемому во впадины зубчатого венца смазочному материалу выходить за пределы впадин зубчатого венца, оставаясь в зоне трения сопряженных зубьев.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция зубчатого колеса позволяет упростить процесс его изготовления и повысить качество смазывания рабочих поверхностей зубьев за счет подачи смазочного материала вдоль ширины зубьев, имеющей величину, большую, чем высота зубьев.

Класс F16H57/04 конструктивные особенности, относящиеся к смазке или охлаждению 

устройство для подачи жидкой смазки -  патент 2529116 (27.09.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525944 (20.08.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525942 (20.08.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525506 (20.08.2014)
масляная система охлаждения главного редуктора вертолета при испытании -  патент 2524519 (27.07.2014)
корпус механического оборудования, в частности коробки передач, с охладамой внутренней аппаратной камерой -  патент 2521068 (27.06.2014)
метод охлаждения электронных систем в механических устройствах, особенно в коробках передач -  патент 2521067 (27.06.2014)
зубчатый редуктор с системой уплотнений валов и фрикционной муфтой с гидравлическим управлением -  патент 2519308 (10.06.2014)
смазка и охлаждение редуктора с эпициклоидальной зубчатой передачей -  патент 2519305 (10.06.2014)
зубчатое колесо -  патент 2516827 (20.05.2014)
Наверх