способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового акселерометра

Классы МПК:G01P21/00 Испытания и калибровка приборов и устройств, отнесенных к другим группам данного подкласса
Автор(ы):, , , , , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина" (ФГУП "НПЦАП") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-05-29
публикация патента:

Изобретение относится к измерительной технике, и может быть использовано для определения параметров кварцевых маятниковых акселерометров. Согласно способу акселерометр располагают в первом положении на подвижном основании, при котором ось чувствительности пластины акселерометра лежит в плоскости горизонта перпендикулярно горизонтальной оси вращения основания, при этом подают калиброванные по уровню и знаку электрические сигналы Uсм на первый вход устройства обратной связи, для каждого сигнала Uсм измеряют сигнал Uвых на выходе и сигнал способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 смещения на втором входе устройства обратной связи и определяют зависимость Uвых от способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 , (статическую характеристику акселерометра «выходной сигнал» - «сигнал смещения»), поворачивают основание на малый угол и повторяют указанные действия, затем вычисляют параметры акселерометра. Техническим результатом является возможность прогнозирования стабильности положения оси чувствительности при смещении центра масс чувствительного элемента из-за дрейфа нуля со стороны входа устройства обратной связи, а также уровня выходного сигнала акселерометра в отсутствие ускорения силы тяжести. 4 ил. способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752

Формула изобретения

Способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового акселерометра, заключающийся в том, что на подвижном основании располагают акселерометр в первом положении, при котором ось чувствительности пластины акселерометра лежит в плоскости горизонта и перпендикулярно горизонтальной оси вращения основания, отличающийся тем, что подают калиброванные по уровню и знаку электрические сигналы на первый вход устройства обратной связи, имитируя смещение чувствительного элемента акселерометра, для каждого калиброванного сигнала измеряют сигнал Uвых на выходе и сигнал способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 на втором входе устройства обратной связи и определяют зависимость Uвых от способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 , затем устанавливают акселерометр во второе положение поворотом основания на малый угол способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 оснспособ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 sinспособ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 осн и в этом положении повторяют действия, выполненные при первом положении, затем вычисляют параметры акселерометра.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к измерительной технике, а именно к способам измерения и упреждающего контроля на этапах изготовления и исследования прецизионных кварцевых маятниковых акселерометров.

В высокоточных приборах, предназначенных для измерения линейных ускорений движущихся объектов, находит применение пластина маятникового акселерометра [1], аналогичная приведенной на фиг.1а, б.

Пластина маятникового акселерометра включает в себя опорный (ОЭ) и чувствительный (ЧЭ) подвижные элементы, выполненные из наиболее совершенного упругого материала, в частном случае, из кварцевого стекла.

На фиг.1а чувствительный элемент 1 (ЧЭ) и опорный элемент 2 (ОЭ) разделены прорезью вдоль периметра пластины; подвес ЧЭ выполнен в виде упругих перемычек 3, связующих ОЭ и ЧЭ; ОЭ фиксируется в корпусе акселерометра консольно на двухсторонних трех выступах 4, расположенных с противоположной оси подвеса ЧЭ стороне.

Центр масс ЧЭ (ц.м. ЧЭ), с учетом обмоток датчика силы и обкладок 5 датчика смещения ц.м. ЧЭ (емкостного дифференциального датчика угла), определяется точкой пересечения осей симметрии ЧЭ пластины акселерометра (фиг.1а). При этом ц.м. ЧЭ смещен относительно противоположных выступов 4 (подвеса ОЭ) в сторону подвеса ЧЭ. Перпендикуляр из ц.м. ЧЭ к плоскости пластины (фиг.1а) является осью чувствительности акселерометра для моментов небаланса, тяжения и изгиба элементов пластины.

Таким образом, подвижные элементы пластины маятникового акселерометра по способу нагружения подобны консольным балкам, работающим на изгиб [5], предельные значения угла поворота (рабочая зона) которых ограничены прочностью упругого подвеса ЧЭ или конструктивными особенностями «заделки» ОЭ.

Исполнение пластины предполагает, при смещении ц.м. ЧЭ от линии «0-0» (фиг.1б), высокую стабильность положения оси чувствительности в широком диапазоне температур за счет оптимальной (соизмеримой) угловой жесткости элементов пластины. В рабочей зоне пластины ожидается плоскопараллельное перемещение ЧЭ, которое обеспечивается соизмеримой угловой жесткостью подвесов ОЭ и ЧЭ в точках фиксации (заделки) ОЭ с корпусом акселерометра и перемычек, связующих ЧЭ с ОЭ. При этом стабильность выходного сигнала акселерометра обеспечивает «температурная компенсация».

Известные способы выставки углового положения оси чувствительности акселерометра не выявляют угловую жесткость подвесов ОЭ и ЧЭ, а также смещение ц.м. ЧЭ и подвеса ОЭ в рабочей зоне пластины на этапах изготовления акселерометра и ввода температурной компенсации.

Смещение ц.м. ЧЭ в условиях эксплуатации возможно при дрейфе (смещении) нуля со стороны входа обратной связи акселерометра. При этом, из-за температурной недокомпенсации в отсутствии ускорения силы тяжести, изменяется выходной сигнал. Кроме того, при наличии смещения подвеса ОЭ в отсутствии соизмеримой угловой жесткости подвесов ОЭ и ЧЭ, возможно соприкосновение края ЧЭ с корпусом и, тем самым, возникновение ложного выходного сигнала.

Для измерения ускорения с высокой точностью предлагается, на этапах изготовления и исследования маятникового акселерометра, прогнозировать угловое положение оси чувствительности путем определения параметров акселерометра, а именно угловой жесткости подвесов ОЭ и ЧЭ, смещение подвеса ОЭ и ц.м. ЧЭ пластины.

Известны следующие способы определения параметров акселерометра, обеспечивающих измерение ускорения с высокой точностью в условиях эксплуатации.

В качестве аналога известен способ определения стабильности положения оси чувствительности маятникового компенсационного акселерометра, описанный в [2]. Способ осуществляется путем определения поворота плоскости, в которой лежит ось чувствительности, относительно связанной с корпусом базовой плоскости под воздействием дестабилизирующих факторов.

Для этого, до и после воздействия дестабилизирующих факторов, с помощью автоколлиматора ориентируют базовую плоскость горизонтально. Затем поворачивают акселерометр вокруг оси подвеса маятника в положение, при котором ось чувствительности горизонтальна, при этом выходной сигнал равен нулю, и измеряют угол поворота акселерометра. О стабильности положения оси чувствительности судят по разности измеренных углов поворота до и после воздействия дестабилизирующих факторов.

Известен способ контроля до герметизации маятникового поплавкового компенсационного акселерометра, описанный в [3]. Способ осуществляется путем измерения выходных сигналов, коэффициента преобразования и положения измерительной оси акселерометра до и после механических воздействий. При этом устанавливают прибор маятником вниз, а механические воздействия проводят при разорванной обратной связи путем подачи в обмотку моментного датчика переменного тока с частотой собственных колебаний подвижной системы.

Способы, описанные в [2] и [3], не позволяют прогнозировать стабильность положения оси чувствительности при смещении центра масс ЧЭ из-за дрейфа нуля со стороны входа обратной связи акселерометра.

Наиболее близким, принятым за прототип, является способ определения параметров прецизионных акселерометров, описанный в [4].

Способ заключается в том, что акселерометр устанавливают на вертикальном основании в положение верхней маятниковости, поворачивают основание вокруг горизонтальной оси на углы 90, 180, 270° от начального положения, затем акселерометр разворачивают на основании вокруг оси чувствительности на угол 180°, при этом вычисляют по его выходным сигналам отдельно погрешности базовых установочных элементов акселерометра и угол деформации основания.

Способ, описанный в [4], не позволяет прогнозировать выходной сигнал и стабильность положения оси чувствительности акселерометра в условиях эксплуатации.

Задачей изобретения является:

- определение параметров пластины маятникового акселерометра, а именно угловой жесткости подвесов ОЭ и ЧЭ, смещения подвеса ОЭ и ц.м. ЧЭ на этапах изготовления и исследования акселерометра;

- прогнозирование стабильности положения оси чувствительности пластины и уровня выходного сигнала при дрейфе нуля со стороны входа обратной связи акселерометра.

Технический результат достигается тем, что акселерометр располагают в первом положении на подвижном основании, при котором ось чувствительности пластины акселерометра лежит в плоскости горизонта перпендикулярно горизонтальной оси вращения основания, при этом, согласно изобретению, подают калиброванные по уровню и знаку электрические сигналы Uсм на первый вход устройства обратной связи, для каждого сигнала Uсм измеряют выходной сигнал U вых с выхода, и сигнал смещения способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 , на втором входе устройства обратной связи, и определяют зависимость Uвых от способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 , (статическую характеристику акселерометра «выходной сигнал» - «сигнал смещения»), затем устанавливают акселерометр во второе положение поворотом основания на малый угол способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 оснспособ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 sinспособ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 осн и в этом положении повторяют указанные действия первого положения, затем вычисляют параметры акселерометра.

Предлагаемый способ определения параметров акселерометра имеет следующие преимущества:

- прогнозируется стабильность положения оси чувствительности при смещении ц.м. ЧЭ из-за дрейфа нуля со стороны входа устройства обратной связи, а также уровень выходного сигнала акселерометра в отсутствии ускорения силы тяжести;

- возможно исследование акселерометров как с аналоговой, так и с цифровой обратной связью.

Предлагаемый способ определения параметров акселерометра предусматривает проведение следующих операций:

1. Устанавливают базовую плоскость акселерометра на подвижном основании осью чувствительности в плоскости горизонта и перпендикулярно горизонтальной оси вращения основания (приспособления, установленного на оптической делительной головке - ОДГ). При этом базовую плоскость акселерометра устанавливают аналогично [2] и [4].

2. С источника калиброванных по уровню и знаку электрических сигналов подают, на первый вход устройства обратной связи, сигнал Uсм («задаваемый сигнал смещения»), имитирующий смещение центра масс ЧЭ.

3. Измеряют уровень сигнала способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 на втором входе устройства обратной связи, поданного с датчика смещения (через предварительный усилитель-преобразователь) («сигнал смещения») и уровень сигнала Uвых со стороны выхода устройства обратной связи («выходной сигнал»).

4. Повторяют операции по пп.2,3 для всего требуемого диапазона значений «задаваемого сигнала смещения».

5. Строят зависимость выходного сигнала Uвых от сигнала смещения способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 («выходной сигнал» - «сигнал смещения», фиг.4).

6. Поворачивают оптическую делительную головку на малый угол способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 осн, sinспособ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 оснспособ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 осн.

7. Повторяют операции по пп.2, 3, 4, 5 для всего требуемого диапазона значений задаваемых сигналов.

8. Вычисляют параметры пластины маятникового акселерометра.

Сущность изобретения можно показать с учетом принятых предположений:

- пластина (фиг.1а, б) двухмассовая двумерная механическая система с сосредоточенными параметрами;

- угловые квазилинейные деформации элементов пластины в рабочей зоне достаточно малы;

- центр масс ЧЭ и подвес ОЭ в рабочей зоне 2способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 смещены относительно

внутренних поверхностей корпуса акселерометра (фиг.1 б);

- угловая жесткость подвеса ЧЭ и ОЭ соизмеримая;

На фиг.2 приведен пример устройства для реализации заявленного способа:

1 - пластина маятникового акселерометра;

2 - воспринимающая часть пластины;

3 - подвижная часть пластины;

4 - датчик смещения ц.м. ЧЭ;

5 - магнитоэлектрический датчик силы;

6 -предварительный усилитель-преобразователь (последовательно соединенные предварительный усилитель и фазочувствительный выпрямитель);

7 - устройство обратной связи;

8 - источник электрического сигнала, калиброванного по уровню и знаку;

Мдм - момент датчика силы 5;

Mспособ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 - суммарный момент дебаланса и тяжения пластины;

Муп - упругий момент при угловой деформации подвижной части пластины;

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 - суммарная угловая деформация подвижной части пластины;

Uду- сигнал с датчика смещения ц.м. ЧЭ;

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 - «сигнал смещения» с предусилителя 6;

Uсм - «задаваемый сигнал смещения» с источника 8;

Uвых - «выходной сигнал» с выхода устройства 7

iдм - выходной ток через обмотки датчика силы 5;

Подвижная часть 3 связана с датчиком смещения 4, выход которого через последовательное соединение усилителя-преобразователя 6 и устройства 7 обратной связи акселерометра связан с датчиком силы 5.

Устройство обратной связи (формирователь сигнала обратной связи) (фиг.3) выполнено, например, на основе интегро-дифференцирующего усилителя (У1) и усилителя мощности на основе усилителей У2 и У3. Усилитель У1 инвертирующим входом через резистор R1 соединен с выходом источника 8. Выход усилителя У1 через цепь последовательно соединенных конденсатора C и резистора R3 соединен с инвертирующим входом усилителя У1, соединенным через резистор R2 с выходом фазочувствительного выпрямителя усилителя-преобразователя. Усилитель У2 соединен инвертирующим входом через резистор R4 с выходом усилителя У1. Выход усилителя У2 через усилитель У3 (эмиттерный повторитель по схеме Дарлингтона) соединен с началом обмотки датчика силы, конец которой соединен через нагрузку Rн с общей шиной, а также через резистор R5 с инвертирующим входом усилителя У2. Резисторы R1 и R2 усилителя У1, одними выводами соединенные с инвертирующим входом У1, другими выводами образуют соответственно первый и второй входы устройства обратной связи, а выходом устройства обратной связи может быть выход усилителя У1.

Устройство обратной связи может быть цифровым и выполнено на базе процессора с ЦАП на выходе, при этом в усилитель-преобразователь вводится АЦП.

Параметры акселерометра определяются из статической характеристики (зависимости) «выходной сигнал» - «сигнал смещения» (фиг.4).

Пологие участки статической характеристики на фиг.4 формируются при имитации смещения ц.м. ЧЭ до касания края ЧЭ противоположных сторон рабочей зоны пластины, крутые участки на фиг.4 - последующим смещением ц.м. ЧЭ до противоположных сторон рабочей зоны пластины.

Наклон пологих участков характеристики определяется в основном суммарной угловой жесткостью пластины и моментом тяжения датчика смещения. При этом до имитации смещения ц.м. ЧЭ ось чувствительности акселерометра выставляется в горизонт (положение основания «угол 0») в соответствии с [2] и [4].

При имитации смещения ц.м. ЧЭ выполняются условия

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752

где

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752

Выражения (1)-(6) используются при определении параметров акселерометра по кривой на фиг.3 и сформированы из математической модели вида

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752

где CОС - коэффициент передачи цепи «датчик смещения - датчик силы» (фиг.2), г·см/рад,

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752

Если справедливы соотношения sin способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 эспособ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 э, тогда

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752

Математическая модель (7) с учетом (12) и (13) имеет вид

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752

где способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 , способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 .

Математическая модель (14) используется при прогнозировании выходного сигнала и положения оси чувствительности акселерометра по формулам

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752

В выражениях (1)-(16) введены обозначения:

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 чэ, способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 оэ - угловая деформация ЧЭ и ОЭ, рад,

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 (lчэ - расстояние между ц.м. ЧЭ и подвесом ЧЭ, см, l - расстояние между подвесами ОЭ и ЧЭ, см),

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 - суммарное смещение (расстояние ц.м. ЧЭ от подвеса ОЭ на фиг.1б), мкм,

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 - начальное (собственное) смещение ц.м. ЧЭ от линии «0-0» на фиг.1б, мкм,

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 - смещение подвеса ОЭ (расстояние между подвесом ОЭ и линией «0-0» на фиг.1б), мкм,

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 - смещение ц.м. ЧЭ при подаче сигнала UCM с источника 8, мкм,

Kвх - коэффициент преобразования цепи «сигнал способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 - смещение ц.м. ЧЭ», В/мкм,

C оэ, Cчэ - угловая жесткость подвесов ОЭ и ЧЭ, г·см/рад,

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 , способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 - моменты небаланса ОЭ и ЧЭ, г·см,

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 , способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 - момент сопротивления ОЭ и ЧЭ с учетом тяжения датчика смещения, г·см,

mоэ, mчэ - масса ОЭ и ЧЭ, г,

lоэ - расстояние между ц.м. ОЭ и подвесом ОЭ, см,

q - ускорение, g,

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 осн - угол поворота основания (угол ориентации корпуса акселерометра относительно ускорения),

Способ определения параметров пластины для прогнозирования по формулам (15) и (16) осуществляют следующим образом:

- вычисляют коэффициенты Kвх и Kвых по формулам

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752

где способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 , способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 - сигналы способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 с предусилителя 7 при касании ц.м. ЧЭ противоположных сторон рабочей зоны пластины, (способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 , способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 на крутых участках фиг.4 не показаны),

2способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 - расстояние между противоположными сторонами рабочей зоны,

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 , способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 - момент дебаланса ЧЭ и сигналы способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 при ускорении силы тяжести ±1g,

- смещение (собственное) ц.м. ЧЭ (от линии «0-0» на фиг.1б) определяется по формуле

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752

где способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 - сигналы способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 при касании края ЧЭ противоположных сторон рабочей зоны пластины (конец пологого участка на фиг.4),

- суммарная жесткость пластины определяется (с учетом (2) и (6)) по формуле

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752

где способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 Uвых - приращение сигнала Uвых при подаче сигнала Uсм для смещения ц.м. ЧЭ от способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 до способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 относительно линии «0-0». При этом, если способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 , сигнал Uсм определяется по формуле

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752

- смещение подвеса ОЭ определяется по формуле (с учетом (2) и (6))

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752

где способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 Uвых - приращение сигнала Uвых при подаче сигнала 0.5Uсм для смещения ц.м. ЧЭ от способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 до линии «0-0».

При этом приращение суммарного момента Mспособ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 практически отсутствует, а ц.м. ЧЭ равноудален от противоположных сторон рабочей зоны пластины (при перемещении ц.м. ЧЭ на способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 ).

- угловую жесткость подвеса ЧЭ определяют (до сборки пластины или из кривой на фиг.4) по формулам

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752

В выражении (23) введены следующие обозначения:

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 - угловая деформация подвеса ЧЭ, измеряемая автоколлиматором на этапе изготовления пластины (до сборки),

m чэ - масса ЧЭ после сборки,

mK - масса катушки датчика силы,

lчэ - расстояние между ц.м. ЧЭ и подвесом ЧЭ.

Выражение (24) сформировано с учетом (4) и (15), при этом

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752

где способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 - сигналы способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 при касании края ЧЭ противоположных сторон рабочей зоны, способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 - сигналы способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 при касании ц.м. ЧЭ противоположных сторон рабочей зоны, lmax - расстояние между краем ЧЭ и подвесом ЧЭ.

- угловая жесткость подвеса ОЭ определяется по формуле (с учетом (6) и (20))

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752

- маятниковость ОЭ определяется по формуле (с учетом (2) и (5))

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752

где способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 - приращение сигнала Uвых при повороте ОДГ на угол способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 осн.

- суммарный момент сопротивления пластины при смещении ц.м. ЧЭ определяется по формуле (с учетом (2) и (6))

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752

где (Uвых)см - сигнал Uвых при подаче сигналов Uсм (для имитации смещения ц.м. ЧЭ) в требуемом диапазоне значений «задаваемого сигнала смещения». При этом калибровочное смещение способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 в (4) определяется по формуле

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752

На фиг.3 уменьшение наклона статической характеристики на пологом участке практически определяется моментом тяжения датчика смещения, вычисляемым по формуле (с учетом (5) и (9))

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752

Путем компьютерного моделирования по математической модели (14) с использованием определяемых параметров пластины возможно исследование влияния дебаланса элементов пластины способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 и способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 на стабильность положения оси чувствительности и на выходной сигнал акселерометра.

При этом смещение подвеса и края ЧЭ (фиг.1б) определяются по формулам

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752

способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752

Таким образом, заявлен способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового акселерометра, заключающийся в том, что на подвижном основании располагают акселерометр в первом положении, при котором ось чувствительности пластины акселерометра лежит в плоскости горизонта и перпендикулярно горизонтальной оси вращения основания. Отличительная особенность способа заключается в том, что подают калиброванные по уровню и знаку электрические сигналы на первый вход устройства обратной связи, имитируя смещение чувствительного элемента акселерометра, для каждого калиброванного сигнала измеряют сигнал Uвых на выходе и сигнал способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 на втором входе устройства обратной связи и определяют зависимость Uвых от способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 , затем устанавливают акселерометр во второе положение поворотом основания на малый угол способ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 оснспособ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 sinспособ определения параметров прецизионного кварцевого маятникового   акселерометра, патент № 2533752 осн и в этом положении повторяют действия, выполненные при первом положении, затем вычисляют параметры акселерометра.

Источники информации

1. RU 2087927 C1. Опубл. 20.08.97.

2. SU 1839841 A1. Опубл. 10.08.05

3. SU 1840726 A1. Опубл.27.07.08.

4. RU 02117950 C1. Опубл. 20.08.98.

5. Распопов В.Я. Микромеханические приборы. - М.: Машиностроение, 2007.

6. Алексеенко А.Г., Шагурин И.И. Микросхемотехника. - М.: Радио и связь, 1982.

Класс G01P21/00 Испытания и калибровка приборов и устройств, отнесенных к другим группам данного подкласса

способ оценки динамических характеристик датчиков угловой скорости -  патент 2526508 (20.08.2014)
способ настройки струнного акселерометра -  патент 2526200 (20.08.2014)
центрифуга -  патент 2522625 (20.07.2014)
способ градуировки пъезоэлектрического акселерометра на низких частотах и устройство для его осуществления -  патент 2519833 (20.06.2014)
вращающееся не зависящее от ориентации гравиметрическое устройство и способ коррекции систематических ошибок -  патент 2515194 (10.05.2014)
устройство для крепления и предварительной оценки параметров измерительного прибора -  патент 2513037 (20.04.2014)
способ калибровки инерциального измерительного модуля по каналу акселерометров -  патент 2477864 (20.03.2013)
способ определения масштабного коэффициента маятникового компенсационного акселерометра -  патент 2465608 (27.10.2012)
стенд для воспроизведения угловых скоростей, изменяющихся по гармоническому закону -  патент 2460079 (27.08.2012)
способ передачи данных между измерительным преобразователем и управляющим устройством и линия связи для его осуществления -  патент 2449940 (10.05.2012)
Наверх