устройство для обнаружения участников дорожно-транспортного происшествия

Классы МПК:B62D41/00 Оборудование для опознавания транспортных средств в случае столкновения; оборудование для указания или регистрации места столкновения
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ульяновский государственный технический университет" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-07-09
публикация патента:

Изобретение относится к устройству для обнаружения участников дорожно-транспортного происшествия (ДТП). Устройство содержит установленную между кузовом и передним бампером автотранспортного средства структуру, разделяющуюся в процессе совершения ДТП на отдельные элементы. Элементы содержат информацию о номерном знаке автотранспортного средства. Структура сформирована в виде набора полос из ткани. Полосы свободно без соединения уложены друг на друга с образованием пакета. В пакете выполнена последовательность отверстий, в каждое из которых вставлена герметичная ампула из стекла, заполненная краской заданного цвета. Ампулы зажаты по концам в упругих фиксаторах. Цвет краски в каждой из ампул последовательно соответствует типу автотранспортного средства, его цвету, а также каждой букве и цифре, образующим номерной знак, включая номер региона. Технический результат заключается в улучшении конструкционно-технологических характеристик устройства для обнаружения участников дорожно-транспортного происшествия и уменьшении трудоёмкости процесса его изготовления. 2 ил. устройство для обнаружения участников дорожно-транспортного происшествия, патент № 2532450

устройство для обнаружения участников дорожно-транспортного происшествия, патент № 2532450 устройство для обнаружения участников дорожно-транспортного происшествия, патент № 2532450

Формула изобретения

Устройство для обнаружения участников дорожно-транспортного происшествия, включающее установленную между кузовом и передним бампером автотранспортного средства структуру, разделяющуюся в процессе совершения дорожно-транспортного происшествия на отдельные элементы, содержащие информацию о государственном номерном знаке автотранспортного средства, отличающееся тем, что упомянутая структура сформирована в виде набора полос ткани из ароматического полиамидного волокна, свободно без взаимного соединения уложенных друг на друга с образованием пакета с выполненной в нем вдоль длины полос и перпендикулярно их плоскости последовательности сквозных отверстий, в каждое из которых с выступанием концов наружу с обеих сторон пакета плотно вставлена герметично закрытая стеклянная ампула, заполненная масляной незамерзающей краской заданного цвета, при этом установка разделяющейся структуры осуществлена путем размещения ампул в горизонтальной плоскости параллельно продольной оси автотранспортного средства с помощью их продольного зажатия по концам в упругих фиксаторах с регулируемым осевым усилием, причем цвет краски в каждой из ампул последовательно по порядку их расположения соответствует типу автотранспортного средства, его цвету, а также каждой букве и цифре, образующим номерной знак автотранспортного средства, включая номер региона.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к технике опознавания виновников столкновений и наездов автотранспортных средств.

Известны устройства для обнаружения участников дорожно-транспортных происшествий /ДТП/, включающие легко разрушаемую от удара поверхность, содержащую информацию о государственном номерном знаке автотранспортного средства, выполненную, например, в виде стеклянных стержней, установленных в оправах кузова, открытых с нижней стороны /см. заявку ФРГ № 2935786, кл. B62D 41/00, 1981 [1]; а.с. СССР № 1516415, кл. B62D 41/00, 1987 [2]/.

Недостатками известных устройств является легкость уничтожения или сбора непосредственно с дорожного полотна виновником ДТП фрагментов разрушенной стеклянной поверхности с информацией о номерном знаке автотранспортного средства перед покиданием им места совершения ДТП, а также сложность или даже невозможность определения номерного знака по найденным фрагментам поверхности в случае ее значительных разрушений при серьезных ДТП. Кроме того, получение более или менее достаточной информативности о ДТП невозможно без массового оснащения автотранспортных средств /десятки миллионов/ вышеуказанными устройствами, предусматривающими нанесение на каждом из них именно своего индивидуального номерного знака, а следовательно - штучное изготовление легко разрушаемой поверхности с таким знаком. Это приводит к высокой трудоемкости процесса изготовления устройства и, соответственно, обуславливает его низкие конструкторско-технологические и эксплуатационные характеристики.

Известно также устройство для обнаружения участников ДТП, содержащее жестко закрепленную на раме автотранспортного средства с передней либо с задней сторон, либо под днищем металлическую трубку с обращенными к обочинам в обе стороны от дорожного полотна открытыми концами, закрепленный в центральной части трубки внутри нее пиропатрон с капсулем и подпружиненным штоком с острием в зоне капсуля и наборы пластинок, установленные в трубке с обеих сторон пиропатрона с нанесенным на каждой из пластинок номерным знаком автотранспортного средства /см. патент РФ на изобретение № 2375232, кл. B62D 41/00, G07C 5/08, 2008 [3]/.

Недостатками известного устройства, кроме его сравнительной сложности и низкой надежности из-за наличия пиропатрона и механизма его срабатывания, является значительная трудоемкость процесса изготовления и низкие конструктивно-технологические характеристики, что обусловлено штучным процессом производства миллионов вариантов пластинок с нанесенным на каждую из них индивидуальным номерным знаком автотранспортного средства /см. вше/.

Наиболее близким устройством того же назначения к заявленному изобретению по совокупности существенных признаков является устройство для обнаружения участников дорожно-транспортного происшествия, содержащее установленную между кузовом и передним бампером автотранспортного средства параллельную бамперу металлическую трубку с обращенными к обочинам в обе стороны от дорожного полотна открытыми концами, в полости центральной части которой концентрично с помощью упругой цилиндрической втулки закреплена герметично закрытая с созданием внутреннего избыточного давления стеклянная ампула, введенная выполненным в средней части углублением в контакт с концом плотно вставленного в стенку трубки упора, прижатого другим концом к внутренней поверхности бампера, а полость ампулы с обеих сторон от углубления заполнена свободно и концентрично вставленными круглыми пластинками с нанесенным на поверхность каждой номерным знаком автотранспортного средства /см. патент РФ на изобретение № 2375231, кл. B62D 41/00, G07C 5/08, 2008 [4]/, и принятое за прототип.

Недостатками устройства-прототипа являются значительная трудоемкость процесса его изготовления и, соответственно, низкие конструктивно-технологические характеристики, что объясняется необходимостью штучного изготовления разбрасываемых элементов с полным индивидуальным номерным знаком каждого из нескольких десятков миллионов автотранспортных средств /все это относится и к устройствам-аналогам [1]÷[3]/.

Сущность изобретения заключается в создании устройства для обнаружения участников ДТП, в котором разделяющиеся в процессе совершения ДТП отдельные элементы структуры, содержащие полную информацию об автотранспортном средстве, не изготавливаются штучно конкретно для каждого автотранспортного средства с индивидуальным номерным знаком, а формируются из единой, серийно изготавливаемой разделяющейся структуры непосредственно в самом автотранспортном средстве в момент совершения им ДТП под действием ударных возмущений перед разбрасыванием элементов по дорожному полотну.

Технический результат - улучшение конструкционно-технологических характеристик устройства, уменьшение трудоемкости процесса его изготовления.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном устройстве для обнаружения участников дорожно-транспортного происшествия, включающем установленную между кузовом и передним бампером автотранспортного средства структуру, разделяющуюся в процессе совершения дорожно-транспортного происшествия на отдельные элементы, содержащие информацию о государственном номерном знаке автотранспортного средства, особенность заключается в том, что упомянутая структура сформирована в виде набора полос ткани из ароматического полиамидного волокна, свободно без взаимного соединения уложенных друг на друга с образованием пакета с выполненной в нем вдоль длины полос и перпендикулярно их плоскости последовательности сквозных отверстий, в каждое из которых с выступанием концов наружу с обеих сторон пакета плотно вставлена герметично закрытая стеклянная ампула, заполненная масляной незамерзающей краской заданного цвета, при этом установка разделяющейся структуры осуществлена путем размещения ампул в горизонтальной плоскости параллельно продольной оси автотранспортного средства с помощью их продольного зажатия по концам в упругих фиксаторах с регулируемым осевым усилием, причем цвет краски в каждой из ампул последовательно по порядку их расположения соответствует типу автотранспортного средства, его цвету, а также каждой букве и цифре, образующим номерной знак автотранспортного средства, включая номер региона.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где схематично изображено автотранспортное средство с предлагаемым устройством: на фиг.1 на виде сверху с продольным разрезом; на фиг.2 - разрез по A-A на фиг.1.

Устройство для обнаружения участников ДТП содержит установленную между кузовом 1 и передним бампером 2 автотранспортного средства 3 структуру, разделяющуюся в процессе совершения ДТП на отдельные элементы, содержащие информацию о государственном номерном знаке автотранспортного средства 3, сформированную в виде набора полос 4 ткани из ароматического полиамидного волокна, свободно без взаимного соединения уложенных друг на друга с образованием пакета 5. В последнем вдоль длины полос 4 и перпендикулярно их плоскости выполнена последовательность сквозных отверстий 6, в каждое из которых с выступанием концов наружу с обеих сторон пакета 5 плотно с натягом вставлена герметично закрытая ампула 7 из толстого стекла, заполненная масляной незамерзающей краской 8 заданного цвета. При этом установка разделяющейся в процессе совершения ДТП структуры осуществлена путем размещения ампул 7 в горизонтальной плоскости параллельно продольной оси автотранспортного средства 3 с помощью их продольного зажатия по концам в упругих фиксаторах 9, 10 с регулируемым осевым усилием. Фиксаторы 9, 10 выполнены в форме пластин из твердой эластичной резины и прикреплены своими наружными поверхностями к передней части кузова 1 и внутренней поверхности бампера 2, установленного на передней части кузова 1 с помощью держателей 11. На внутренних поверхностях упругих фиксаторов 9, 10 выполнены эллиптические углубления 12 для устойчивого размещения в них концов ампул 7. При этом для создания заданного исходного осевого поджатия ампул 7 с их надежной фиксацией на автотранспортном средстве 3 при штатных режимах его эксплуатации в местах соединения бампера 2 с держателями 11 с помощью винтов 13 предусмотрен набор регулировочных прокладок-шайб 14. Цвет краски 8 в каждой из ампул 7 последовательно по порядку их расположения соответствует типу автотранспортного средства 3: легковое, грузовое, автобус, такси, маршрутное такси, специального назначения; его цвету, а также каждой букве и цифре, образующим номерной знак автотранспортного средства 3, включая номер региона. Изготовление полос 4 ткани из ароматического полиамидного волокна /см. «Материалы для авиационного приборостроения и конструкций» под ред. акад. А.Ф. Белова, М., устройство для обнаружения участников дорожно-транспортного происшествия, патент № 2532450 Металлургияустройство для обнаружения участников дорожно-транспортного происшествия, патент № 2532450 , 1982, стр. 366 [5]/ при стандартной ширине полос 4 0,05 м обеспечивает высокую прочность на разрыв, износоустойчивость, стойкость к разнообразным климатическим условиям в широких пределах их изменения. Самое важное для данного конкретного случая использования материала - слои данной ткани практически не слипаются при нахождении длительное время в сжатом в пакет 5 состоянии. Кроме того, окрашивание такой ткани масляной краской осуществляется локально без расползания по значительной поверхности ткани. При этом окрашенные участки характеризуются высокой устойчивостью к осадкам, температурным и климатическим воздействиям. На практике /см. [5]/ данные ткани широко используются при пошивке парашютов, привязных ремней, силовых каркасов обшивки самолетов, мягких топливных баков и т.п. Использование масляных незамерзающих красок /см.[5], стр. 341-342/ обеспечивает широкий выбор цветов, сравнительно быстрый процесс высыхания и высокую стойкость к различным средам в сочетании с вышеуказанным материалом ткани.

Работа предлагаемого устройства осуществляется следующим образом.

При динамических эксплуатационных нагрузках на автотранспортное средство 3, возникающих при его работе в штатных режимах /езда по ухабам на малой скорости, выбоинам в дорожном полотне на большой скорости и т.п./, упругость фиксаторов 9, 10 с правильно отрегулированным осевым усилием обеспечивает надежное крепление пакета 5 и защиту ампул 7 от разбивания. При столкновении автотранспортного средства 3 с препятствием или другим автотранспортным средством своей передней частью происходит деформация бампера 2, приводящая к разрушению ампул 7. При этом краска 8 каждой ампулы 7 окрашивает в соответствующий цвет все стенки сквозного отверстия 6, в котором она находилась, то есть оставляет кольцо заданного цвета на заданном по порядку месте в каждой из полос 4, образующих пакет 5. Именно эта заданная последовательность колец заданного цвета, характеризующих тип автотранспортного средства 3, его цвет, соответствующую букву и цифру номерного знака, включая номер региона, позволяет однозначно идентифицировать участвующее в ДТП автотранспортное средство 3 по хотя бы одной полосе 4 ткани, найденной на дорожном полотне 15 или на его обочинах 16. Естественно, что при разрушении при ДТП ампул 7, удерживающих полосы 4 в пакете 5, последние разбрасываются по дорожному полотну 15 и обочинам 16. Совершенно очевидно, что за счет раздувания полос 4 ветром, наличия растительности на обочинах 16 и т.п. попытки их полного сбора виновником ДТП перед покиданием им места совершения ДТП абсолютно бесперспективны, тем более, что, повторяем, для получения полной информации об автотранспортном средстве 3 достаточно нахождение хотя бы одной полосы 4 специальными службами. При необходимости предложенное устройство может быть дополнительно установлено на других частях кузова 1 автотранспортного средства 3: за задним бампером, в нижней части кузова 1 под днищем, сбоку под дверными подножками и т.п.

Например, легковой автомобиль красного цвета имеет номерной знак А 713 МК и номер региона 163. На каждой полосе 4 после совершения ДТП будет присутствовать последовательность из 11 цветных колец. Первое кольцо слева в принятом порядке слева направо, например, зеленое - говорит, что автомобиль легкового типа, 2-е красное характеризует его цвет, 3-е кольцо - опять красное - характеризует букву А в начале номера, далее пять колец характеризуют буквы и цифры номера, и последние три цвета колец - номер региона. Причем, ясно, что цвета различных по порядку колец могут повторяться. Например, желтые цвета 1-го слева кольца говорят о маршрутном такси, 2-го кольца - о его желтом цвете (автомобиля), 3-го кольца - о первой букве Б в номере, 4-го кольца - о соответствующей (первой) цифре 5 в номере и т.д. Конечно, номерной знак полностью идентифицирует данное автотранспортное средство 3, то есть можно было не фиксировать первыми двумя кольцами его тип и цвет. Однако, как показывает практика, во-первых, знание данных параметров резко ускоряет поиск, а во-вторых, что является главным - в некоторых случаях могут возникнуть сомнения либо неоднозначность в определении какой-либо буквы или цифры номера из-за неоднозначности при определении цвета кольца, повреждения полосы 2 и т.п., тогда тип и цвет помогут однозначно определить данное автотранспортное средство. Если информации, соответствующей определенному отверстию, нет: например, номер региона - двузначный, или тип транспортного средства не соответствует оговоренным типам, то ампулу с краской в указанное отверстие можно просто не вставлять, и оно остается неокрашенным. В случае иностранного номера число отверстий и порядок их расположения меняется, и на каждой полосе вводится обозначение об указанном характере номера.

Предлагаемое устройство позволяет заменить штучное производство отдельных элементов разделяющейся в процессе совершения ДТП структуры с десятками миллионов индивидуальных номерных знаков /см. [1]-[4]/ серийным производством такой структуры со стандартными элементами: полосами 4, собранными в пакет 5, отверстиями 6, ампулами 7 с типовыми красителями 8. Вся специфика, то есть формирование индивидуального номерного знака, происходит уже после установки типового устройства в самом автотранспортном средстве 3 именно в процессе совершения ДТП под действием возникающих ударных воздействий. Это позволит практически полностью автоматизировать процесс изготовления устройства, уменьшить его трудоемкость, улучшить конструктивно-технологические характеристики.

Класс B62D41/00 Оборудование для опознавания транспортных средств в случае столкновения; оборудование для указания или регистрации места столкновения

способ автоматизированного составления схемы дорожно-транспортного происшествия -  патент 2507101 (20.02.2014)
устройство и способ обеспечения целостности данных транспортного средства в реальном масштабе времени и система чёрного ящика транспортного средства с их использованием -  патент 2500027 (27.11.2013)
бортовое устройство и способ контроля параметров движения транспортного средства при дорожно-транспортном происшествии -  патент 2480834 (27.04.2013)
способ и мобильный стенд для определения скорости столкновения или наезда автотранспортных средств -  патент 2457140 (27.07.2012)
способ обнаружения участников дорожно-транспортного происшествия -  патент 2375232 (10.12.2009)
устройство для обнаружения участников дорожно-транспортного происшествия -  патент 2375231 (10.12.2009)
способ управления системой видеонаблюдения транспортного средства и устройство для его осуществления (варианты) -  патент 2370822 (20.10.2009)
способ определения размеров дефектов автотранспортных средств при дорожно-транспортных происшествиях -  патент 2276404 (10.05.2006)
идентификационная лента безопасности транспортного средства -  патент 2256565 (20.07.2005)
способ восстановления скорости и траектории движения транспортного средства по зарегистрированным данным при дорожно-транспортном происшествии и устройство для его осуществления -  патент 2232097 (10.07.2004)
Наверх