отказоустойчивая система автоматического управления движением судна

Классы МПК:B63H25/00 Управление судами: уменьшение скорости хода, осуществляемое иными средствами, чем движители; динамическая постановка на якорь, те расположение судов с помощью основных или вспомогательных движителей
B63H25/04 автоматические, например реагирующие на изменение показаний компаса 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова Российской академии наук (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-06-04
публикация патента:

Изобретение относится к области судовождения, а именно к автоматическому управлению движением судна по заданному маршруту. Отказоустойчивая система автоматического управления движением судна содержит датчик руля, датчик угловой скорости, датчик скорости хода, датчик угла курса, задатчик угла курса, сумматор, рулевой привод. Датчик руля подключен к первому входу сумматора, ко второму входу которого подключен задатчик угла курса. Выход сумматора подключен к входу рулевого привода. Также система дополнительно имеет датчик угла курса, два фильтра оценки угла курса и два фильтра оценок угловой скорости, блок среднего значения оценки угловой скорости и блок среднего значения угла курса, два датчика поперечной скорости судна и два фильтра оценки поперечной скорости судна, блок среднего значения оценки поперечной скорости судна, датчик оборотов подруливающего устройства, регулятор, привод подруливающего устройства и датчик угловой скорости. Достигается формирование отказоустойчивого автоматического управления движением судна. 1 ил. отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

Формула изобретения

Отказоустойчивая система управления движением судна, содержащая датчик руля отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 , датчик угловой скорости отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 1, датчик скорости хода Vx, датчик угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 , задатчик угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 сумматор, рулевой привод, датчик руля отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 , подключенный к первому входу сумматора, ко второму входу которого подключен задатчик угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 выход сумматора подключен к входу рулевого привода, отличающаяся тем, что содержит дополнительно датчик угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 два фильтра оценки угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 и отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 два фильтра оценок угловой скорости отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 и отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 блок среднего значения оценки угловой скорости отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 , блок среднего значения оценки угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 , два датчика поперечной скорости судна Vz 1 и Vz2, два фильтра оценки поперечной скорости судна отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 и отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 , блок среднего значения оценки поперечной скорости судна Vzср, датчик оборотов подруливающего устройства n, регулятор, привод подруливающего устройства и датчик угловой скорости отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 2, которые соединены:

- датчик угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 2 подключен к первому входу фильтра оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

- датчик угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 1 подключен к первому входу фильтра оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

- датчик руля - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 подключен ко второму входу фильтра оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 и ко второму входу фильтра оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 соответственно,

- датчик скорости хода - V x подключен к третьему входу фильтра оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 и к третьему входу фильтра оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 соответственно,

- выход фильтра оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 подключен к четвертому входу фильтра оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ,

- выход фильтра оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 подключен к четвертому входу фильтра оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 , при этом

в фильтре оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 формируется:

- оценка угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 (1):

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где Vx - скорость хода судна (с датчика скорости хода судна - Vx),

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 - оценка поперечной скорости (с фильтра оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ),

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 1 - угловая скорость судна (с датчика угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 1),

m1i - гидродинамические коэффициенты математической модели движения судна,

K 1 - коэффициент Калмановской фильтрации,

- условие исправной работы канала оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 :

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 1 - угловая скорость судна (с датчика угловой скорости отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 1),

при удовлетворении условия (2) оценка угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 с фильтра оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 подключается на первый вход блока среднего значения оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ,

в фильтре оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 формируется:

- оценка угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 (1a):

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где Vx - скорость хода судна (с датчика скорости хода судна - Vx),

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 - оценка поперечной скорости (с выхода фильтра оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ),

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 2 - угловая скорость судна (с датчика угловой скорости отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 2),

m1i - гидродинамические коэффициенты математической модели движения судна,

K 1 - коэффициент Калмановской фильтрации,

- условие исправной работы канала оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 (2а):

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 2 - угловая скорость судна (с датчика угловой скорости отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 2),

при удовлетворении условия (2a) оценка угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 с фильтра оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 подключается на второй вход блока среднего значения оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ,

в блоке среднего значения оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 формируется - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 :

а) при наличии двух оценок отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 и отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 :

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 =(отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 +отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 )/2,

или

б) при наличии только одной оценки отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 :

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 =отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ,

или

в) при наличии только одной оценки отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 :

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 = отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ,

выход блока среднего значения оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 подключен к третьему входу сумматора,

- датчик угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 подключен к первому входу фильтра оценки угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

- датчик угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 подключен к первому входу фильтра оценки угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

- выход блока среднего значения оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 подключен ко вторым входам двух фильтров оценки угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 и отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

в фильтре оценки угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 формируется:

- сигнал оценки угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 (3):

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 - среднее значение оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 (с выхода блока среднего значения оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ),

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 1 - угол курса (с датчика угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 1),

К2 - коэффициент Калмановской фильтрации,

- условие исправной работы, канала оценки угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 :

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 1 - угол курса (с датчика угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 1),

при удовлетворении условия (4) с фильтра оценки угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 оценка угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 подключается к первому входу блока среднего значения оценки угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ,

в фильтре оценки угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 2 формируется:

- сигнал оценки угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 (3а):

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 - среднее значение оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 (с выхода блока среднего значения оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ),

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 2 - угол курса (с датчика угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 2),

К2 - коэффициент Калмановской фильтрации,

- условие исправной работы канала оценки угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 2 (4a):

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 2 - угол курса (с датчика угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 2),

при удовлетворении условия (4а) оценка угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 с фильтра оценки угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 подключается ко второму входу блока среднего значения оценки угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 , выход блока среднего значения оценки угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 подключается через четвертый вход к сумматору,

в сумматоре формируется закон управления рулевым приводом (5):

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 - угол перекладки руля,

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 - среднее значение оценки угла курса,

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 - заданный угол курса,

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 - среднее значение оценки угловой скорости судна,

Ki - коэффициенты регулирования,

датчик руля - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 подключен ко второму входу фильтра оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 и ко второму входу фильтра оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 соответственно,

- датчик скорости хода - V x подключен к третьему входу фильтра оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 и к третьему входу фильтра оценки поперечной скорости - Vz2 соответственно,

- датчик поперечной скорости судна - Vz1 подключен к первому входу фильтра оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ,

- выход фильтра оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 подключен к четвертому входу фильтра оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ,

в фильтре оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 формируется:

- оценка поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 (6):

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где Vx - скорость хода (с датчика скорости хода),

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 1 - угловая скорость судна (с фильтра оценки угловой скорости отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ),

m6i - гидродинамические коэффициенты математической модели движения судна,

Vz1 - поперечная скорость судна (с датчика поперечной скорости - Vz1),

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 - угол руля (с датчика угла руля отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ),

К3 - коэффициент Калмановской фильтрации,

- условие исправной работы канала оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 (7):

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где Vz1 - поперечная скорость (с датчика поперечной скорости - Vz1),

при удовлетворении условия (7) оценка поперечной скорости - Vz1 с фильтра оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 подключается на первый вход блока среднего значения оценки поперечной скорости - Vzср,

в фильтре оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 формируется:

- оценка поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 (6а):

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 - оценка угловой скорости судна (с выхода фильтра оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ),

Vx - скорость хода судна (с датчика скорости хода - Vx),

m6i - гидродинамические коэффициенты математической модели движения судна,

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 - угол руля (с датчика угла руля отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ),

К3 - коэффициент Калмановской фильтрации,

- условие исправной работы канала оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 (7а):

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где Vz2 - поперечная скорость (с датчика поперечной скорости - Vz2),

при удовлетворении условия (7a) оценка поперечной скорости - Vz2 с фильтра оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 подключается на второй вход блока среднего значения оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ,

в блоке среднего значения оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 формируется - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

а) при наличии двух оценок отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 и отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 :

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 = (отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 + отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 )/2,

или

б) при наличии только одной оценки отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 (или отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ):

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 (или отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ),

выход блока среднего значения оценки поперечной скорости - Vzcp подключен к первому входу регулятора,

- ко второму входу регулятора подключен датчик оборотов подруливающего устройства - n,

- в регуляторе формируется закон управления приводом подруливающего устройства:

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где n - обороты (винта) подруливающего устройства,

Vzср - среднее значение поперечной скорости судна,

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 - интеграл от среднего значения поперечной скорости судна,

Ki - коэффициенты регулирования.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к области судовождения - автоматическому управлению движением судна по заданному маршруту.

Известны системы автоматического управления движением судна (Острецов Г.Э., Клячко Л.М. Методы автоматизации управления движением корабля. Физматлит 2009 г., например, патент RU 2240953 С1, БИ № 33, 27.11.2004 г.). Система управления движением судна основана на использовании информации от приемника спутниковой навигационной системы, датчика угловой скорости, блока заданного значения путевого угла (или угла курса) и сумматора, в котором по сигналам текущего путевого угла, заданного путевого угла, угловой скорости судна формируется сигнал для управления рулевым приводом судна.

Известна также система автоматического управления движением (САУД) судна (патент RU 2292289 С1, БИ № 3, 27.01.2007 г., принятый нами в качестве прототипа), в которой автоматическое управление движением судна осуществляется (аналогично описанному выше) с использованием рулевого привода, блока выработки угловой скорости, датчика руля, блоков текущего и заданного путевого угла (или угла курса) и формирователя закона управления - сумматора.

Известные системы автоматического управления движением судна при спокойном море и безветрии обеспечивают достаточно точное движение по заданному направлению, однако при появлении волнения на море существующие законы управления движением судна, с использованием информации от сильно зашумленных навигационных датчиков, создают недопустимые условия эксплуатации, сильно перегружают рулевой привод, снижают скорость хода судна и могут приводить к появлению аварийных ситуаций.

С увеличением флота и степени автоматизации появилась и вторая проблема - необходимость создания отказобезопасного автоматического управления движением судна, чтобы при появлении сбоя в блоках САУД выбранный режим автоматического управления не нарушался, несмотря на появление предаварийной ситуации в САУД.

Появление современных цифровых вычислительных средств, спутниковой навигации позволило широко применять сложные законы управления с развитой логикой, т.е. существовавшие ранее технологические ограничения при построении архисложных САУД сейчас отсутствуют.

Известные САУД:

- не обеспечивают отказоустойчивое управление,

- создают недопустимые перегрузки рулевого привода при волнении на море,

- не содержат диагностических подсистем для достоверного выявления сбоя в системе управления,

- при сильном волнении на море снижают скорость хода судна (и даже требуют отключения САУД для перехода на ручное управление судном).

Техническим результатом предлагаемой системы управления движением судна является формирование отказоустойчивого автоматического управления движением судна с использованием:

- оценок измеряемых параметров движения судна,

- подсистемы выявления сбоя в САУД с автоматическим восстановлением заданного режима плавания путем исключения аварийного блока САУД.

Технический результат достигается путем:

- использования фильтров для формирования оценок измеряемых навигационных параметров,

- использования подсистемы диагностики (причем при выявлении сбоя какого-либо элемента САУД автоматически осуществляется перестройка архитектуры САУД для сохранения заданного режима плавания),

- формирования подсистемы стабилизации нулевого угла дрейфа (поперечной скорости движения судна - Vz),

- использования дублирующих измерителей информации: угла курса, угловой скорости и поперечной линейной скорости (отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 , отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 , Vz),

- использования дублирующих фильтров оценок угловой скорости и поперечной линейной скорости (отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 , отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ),

- формирования сигнала оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 с учетом оценки поперечной линейной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ,

- формирования сигнала оценки поперечной линейной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 c учетом оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 .

Предлагаемая отказоустойчивая система управления движением судна содержит датчик руля - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 , датчик угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 1, датчик скорости хода - Vx, датчик угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 1, задатчик угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 зд, сумматор, рулевой привод, датчик руля - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 , который подключен к первому входу сумматора, ко второму входу сумматора подключен задатчик угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 зд, выход сумматора подключен к входу рулевого привода. Для реализации предложенных технических результатов система содержит второй датчик угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 2, два фильтра оценок угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 , отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 , два фильтра оценок угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 , отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 , блок среднего значения оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 , блок среднего значения оценки угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 , второй датчик угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 2, два датчика поперечной скорости судна Vz 1, Vz2, два фильтра оценки поперечной скорости судна отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 , отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 , блок среднего значения оценки поперечной скорости судна отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 , датчик оборотов подруливающего устройства n, регулятор и привод подруливающего устройства.

Функции, выполняемые модулями системы, и связи между ними:

- датчик угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 1 подключен к первому входу фильтра оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

- датчик угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 2 подключен к первому входу фильтра оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

- датчик руля - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 подключен ко второму входу фильтра оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 и ко второму входу фильтра оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 соответственно,

- датчик скорости хода - Vx подключен к третьему входу фильтра оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 и к третьему входу фильтра оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 соответственно,

- выход фильтра оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 подключен к четвертому входу фильтра оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

- выход фильтра оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 подключен к четвертому входу фильтра оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 .

В фильтре оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 формируетсяотказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

- оценка угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 :

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где Vx - скорость хода судна (с датчика скорости хода судна - Vx),

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 - оценка поперечной скорости (с фильтра оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ),

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 1 - угловая скорость судна (с датчика угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 1),

m1i - гидродинамические коэффициенты математической модели движения судна,

K1 - коэффициент Калмановской фильтрации;

- условие исправной работы канала оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 :

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 1 - угловая скорость судна (с датчика угловой скорости отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 1).

При удовлетворении условия (2) оценка угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 с фильтра оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 подключается на первый вход блока среднего значения оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 .

В фильтре оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 формируется:

- оценка угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 (1а)

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где Vx - скорость хода судна (с датчика скорости хода судна - Vx),

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 - оценка поперечной скорости (с выхода фильтра оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ),

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 2 - угловая скорость судна (с датчика угловой скорости отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 2),

m1i - гидродинамические коэффициенты математической модели движения судна,

K1 - коэффициент Калмановской фильтрации;

- условие исправной работы канала оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 (2а):

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 2 - угловая скорость судна (с датчика угловой скорости отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 2).

При удовлетворении условия (2a) оценка угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 с фильтра оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 подключается на второй вход блока среднего значения оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 .

В блоке среднего значения оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 формируется - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 :

- при наличии двух оценок отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 и отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 :

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

или

- при наличии только одной оценки отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 или отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 :

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 =отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 =отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 .

Выход блока среднего значения оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 подключен к третьему входу сумматора,

- датчик угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 1 подключен к первому входу фильтра оценки угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

- датчик угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 2 подключен к первому входу фильтра оценки угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

- выход блока среднего значения оценки угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 подключен, соответственно, ко вторым входам двух фильтров оценки угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 и отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 .

В фильтре оценки угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 формируется:

- сигнал оценки угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 :

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 - среднее значение оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 (с выхода блока среднего значения оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ),

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 1 - угол курса (с датчика угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 1),

К2 - коэффициент Калмановской фильтрации,

- условие исправной работы канала оценки угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 :

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 1 - угол курса (с датчика угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 1).

При удовлетворении условия (4) оценка угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 с фильтра оценки угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 подключается к первому входу блока среднего значения оценки угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 .

Выход блока среднего значения оценки угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 подключается через четвертый вход к сумматору.

В сумматоре формируется закон управления рулевым приводом (5):

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 - угол перекладки руля,

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 - среднее значение оценки угла курса,

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 - заданный угол курса,

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 среднее значение оценки угловой скорости судна,

Ki - коэффициенты регулирования.

- Датчик руля - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 подключен ко второму входу фильтра оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 и ко второму входу фильтра оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 соответственно,

- датчик скорости хода - Vx подключен к третьему входу фильтра оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 и к третьему входу фильтра оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 соответственно,

- датчик поперечной скорости судна - Vz1 подключен к первому входу фильтра оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ,

- выход фильтра оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 подключен к четвертому входу фильтра оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 .

В фильтре оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 формируется:

- оценка поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 (6):

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где Vx - скорость хода (с датчика скорости хода),

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 1 - угловая скорость судна (с фильтра оценки угловой скорости отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ),

m6i - гидродинамические коэффициенты математической модели движения судна,

Vz1 - поперечная скорость судна (с датчика поперечной скорости - Vz1),

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 - угол руля (с датчика угла руля отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ),

К3 - коэффициент Калмановской фильтрации;

- условие исправной работы канала оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 (7)отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где Vz1 - поперечная скорость (с датчика поперечной скорости - Vz1).

При удовлетворении условия (7) оценка поперечной скорости - Vz 1 с фильтра оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 подключается на первый вход блока среднего значения оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 .

В фильтре оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 формируется:

- оценка поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 (6а):

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 - оценка угловой скорости судна (с выхода фильтра оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

Vx - скорость хода судна (с датчика скорости хода - Vx),

m 6i - гидродинамические коэффициенты математической модели движения судна,

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 - угол руля (с датчика угла руля отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ),

К3 - коэффициент Калмановской фильтрации;

- условие исправной работы канала оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 (7а)отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где Vz2 - поперечная скорость (с датчика поперечной скорости - Vz2).

При удовлетворении условия (7a) оценка поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 с фильтра оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 подключается на второй вход блока среднего значения оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 .

В блоке среднего значения оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 , формируется - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

- при наличии двух оценок отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 и отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 :

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

или

- при наличии только одной оценки отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 или отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 :

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 или отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 .

Выход блока среднего значения оценки поперечной скорости - Vzcp подключен к первому входу регулятора, ко второму входу которого подключен датчик оборотов подруливающего устройства - n.

В регуляторе формируется закон управления приводом подруливающего устройства(8):

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где n - обороты (винта) подруливающего устройства,

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 - среднее значение поперечной скорости судна,

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 - интеграл от среднего значения поперечной скорости судна,

Ki - коэффициенты регулирования.

Описание работы отказоустойчивой системы управления движением судна.

На чертеже приведена блок-схема предлагаемой отказоустойчивой системы управления движением судна со связями между блоками, содержащая:

1) датчик руля - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ; 2) два датчика угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 1 и отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 2; 3) датчик скорости хода - Vx; 4) два фильтра оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 и отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ; 5) блок среднего значения оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ; 6) два датчика угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 1 и отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 2; 7) два фильтра оценки угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 1 и отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 2; 8) блок среднего значения оценки угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ; 9) задатчик угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 зд; 10) сумматор; 11) рулевой привод; 12) два датчика поперечной скорости судна Vz1 и Vz2 ; 13) два фильтра оценки поперечной скорости судна V Z1 и V Z2; 14) блок среднего значения оценки поперечной скорости судна Vzcp; 15) датчик оборотов подруливающего устройства n; 16) регулятор; 17) привод подруливающего устройства; 18) объект управления - судно.

Реализацию отказоустойчивой системы управления движением судна целесообразно осуществлять с использованием аппаратно-программных цифровых модулей. В качестве навигационных датчиков может быть использовано две инерциальные - спутниковые навигационные «Мининавигации-1» (разработки ЦНИИ «Электроприбор»). Рулевой привод и подруливающая система - штатные корабельные системы.

Основным каналом автоматического управления движения судна по заданному направлению является управление движением по заданному курсу с использованием штатного рулевого привода - 11, на вход которого подключен сумматор 10. На вход сумматора 10 подключены:

- датчик 1 руля - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ,

- блок 5 среднего значения оценки угловой скорости судна - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ,

- блок 8 среднего значения оценки угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ,

- задатчик 9 угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 зд.

1) Рассмотрим особенности формирования среднего значения оценки угловой скорости судна - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 и среднего значения оценки угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 .

Среднее значение оценки угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 формируется в блоке 8 среднего значения оценки угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 на вход которого подключены выходы двух фильтров 7 оценок угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 и отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 :

- при наличии в блоке 8 среди его значений двух оценок отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 и отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 :

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

или

- при наличии только одной оценки отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 или отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 :

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 или отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 .

Выход блока 8 среднего значения оценки угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 подключен к четвертому входу сумматора 10.

Среднее значение оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 формируется в блоке 5 среднего значения оценки угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 , на вход которого подключены выходы двух фильтров 7 оценок угловой скорости отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 и отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 :

- при наличии в блоке 5 двух оценок угловой скорости отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 и отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

или

- при наличии только одной оценки отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 или отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 :

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 или отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

Выход блока 5 среднего значения оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 подключен к третьему входу сумматора 10.

2) Формирование в фильтрах 4 оценки угловой скорости отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 и отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 .

На вход фильтра 4 оценки угловой скорости отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 подключен:

- датчик руля 1 - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ,

- датчик угловой скорости 2 - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 1,

- датчик 3 скорости хода Vx,

- выход фильтра 13 оценки поперечной силы Vz1.

Формирование оценки угловой скорости отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 (1):

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где Vx - скорость хода судна (с датчика 3),

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 - оценка поперечной скорости судна (с выхода фильтра 13 оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ),

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 1 - угловая скорость судна (с датчика 2 угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 1),

m1i - гидродинамические коэффициенты математической модели движения судна,

K1 - коэффициент Калмановской фильтрации.

2а) Формирование условия нормального функционирования канала оценки угловой скорости отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 (2):

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 1 - угловая скорость судна (с выхода датчика 2 угловой скорости отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 1).

При удовлетворении условия (2) оценка угловой скорости судна - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 с выхода фильтра 4 оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 вводится на первый вход блока 5 среднего значения оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 .

2б) В фильтре 4 оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 , аналогично описанному для отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 формируется:

- оценка угловой скорости отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 в соответствии с зависимостью (1а):

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где Vx - скорость хода судна (вводится с датчика 3 скорости хода - Vx),

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 - оценка поперечной скорости судна (поступает с фильтра 12 оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ),

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 2 - угловая скорость судна (с датчика 2 угловой скорости отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 2),

m1i - гидродинамические коэффициенты математической модели движения судна,

K1 - коэффициент Калмановской фильтрации;

- условие нормального функционирования канала оценки угловой скорости отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 (2а):

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 2 - угловая скорость судна (с датчика 2 угловой скорости отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 2).

2в) При удовлетворении условия (2а) оценка угловой скорости судна - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 с выхода фильтра 4 оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 вводится на второй вход блока 5 среднего значения оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 .

3) Формирование оценок угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 и отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 .

На вход фильтра 7 оценки угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 подключен:

- датчик 6 угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 1,

- выход блока 5 среднего значения оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 .

3а) Используя эту информацию в фильтре 7 вычисляется:

- оценка угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 (3):

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 - среднее значение оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 1 - угол курса,

K2 - коэффициент Калмановской фильтрации;

- условие нормального функционирования канала оценки угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 (4):

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 1 - угол курса (с датчика угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 1).

3б) При удовлетворении условия (4) оценка угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 с выхода фильтра 7 оценки угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 вводится на первый вход блока 8 среднего значения оценки угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

3в) В фильтре 7 оценки угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 аналогично описанному для оценки отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 формируется:

- оценка угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 с использованием датчика 6 угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 2 (3а):

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 среднее значение оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 (с выхода блока 5),

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 2 - угол курса (с датчика 6. угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 2),

К2 - коэффициент Калмановской фильтрации;

- условие нормального функционирования канала оценки угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 (4а):

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 2 - угол курса (с датчика 6. угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 2).

3г) При удовлетворении условия (4a) оценка угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 с выхода фильтра 7 оценки угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 вводится на второй вход блока 8 среднего значения оценки угла курса отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

Выход блока среднего значения оценки угла курса - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 подключается через четвертый вход к сумматору.

В сумматоре 10 формируется закон управления рулевым приводом (5):

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 - угол перекладки руля,

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 - среднее значение оценки угла курса,

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 - заданный угол курса,

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 - среднее значение оценки угловой скорости судна,

Ki - коэффициенты регулирования.

4) Рассмотрим формирование среднего значения оценок поперечной скорости отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

На вход фильтра 13 оценки поперечной скорости отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 подключены:

- датчик 1 руля - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ,

- датчик 3 скорости хода - Vx ,

- фильтр 4 оценки угловой скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ,

- датчик 12 поперечной скорости - Vz 1,

для формирования:

- оценки поперечной скорости отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 (6):

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

- условия нормального функционирования канала оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 (7):

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где Vz1 - поперечная скорость судна (с выхода датчика 12 поперечной скорости Vz1 ).

При удовлетворении условия (7) оценка поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 с выхода фильтра 13 оценка поперечной скорости отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 вводится на первый вход блока 14 среднего значения оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 .

Формирование оценки поперечной скорости отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 осуществляется в фильтре 12 оценки поперечной скорости отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 , аналогично оценке отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 в соответствии с зависимостью (6а):

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

Условие нормального функционирования канала оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 формируется в соответствии с зависимостью (7а):

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

При удовлетворении условия (7а) оценка поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 с выхода фильтра 13 оценки поперечной скорости отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 вводится на второй вход блока 14 среднего значения оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 .

В блоке 14 среднего значения оценка поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 формируется отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

- при наличии двух оценок отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 и отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 ,

- при наличии только одной оценки отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 или отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 или отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 .

- Блок 14 среднего значения оценки поперечной скорости - отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 подключен к первому входу регулятора 16.

- Ко второму входу регулятора 16 подключен датчик 15 оборотов винта подруливающего устройства - n.

- На выходе регулятора 16 формируется закон управления приводом подруливающего устройства 17:

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000

где n - обороты винта подруливающего устройства,

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 - среднее значение поперечной скорости судна,

отказоустойчивая система автоматического управления движением   судна, патент № 2532000 - интеграл от среднего значения поперечной скорости судна по времени,

Ki - коэффициенты регулирования.

Таким образом, при использовании закона (8) подруливающее устройство осуществляет автоматическое поддержание нулевого угла дрейфа (поперечной скорости судна Vz=0). Стабилизация нулевой поперечной скорости вблизи нуля существенно повышает эффективность и точность работы САУД при движении по заданному направлению.

Класс B63H25/00 Управление судами: уменьшение скорости хода, осуществляемое иными средствами, чем движители; динамическая постановка на якорь, те расположение судов с помощью основных или вспомогательных движителей

система управления -  патент 2527570 (10.09.2014)
устройство и способ автоматического управления движением судна по расписанию -  патент 2525606 (20.08.2014)
подруливающее устройство -  патент 2519610 (20.06.2014)
способ автоматического управления судном по курсу и интеллектуальная система для осуществления способа -  патент 2519315 (10.06.2014)
способ управления движением судна по широте и долготе -  патент 2516885 (20.05.2014)
устройство для управления подводным аппаратом -  патент 2515632 (20.05.2014)
устройство для формирования траектории перевода судна на параллельный курс с соблюдением ограничений на диапазон изменения сигнала управления -  патент 2515006 (10.05.2014)
способ отказоустойчивого управления движением корабля по глубине -  патент 2513157 (20.04.2014)
способ управления движением судна по заданной траектории -  патент 2509679 (20.03.2014)
способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования -  патент 2509032 (10.03.2014)

Класс B63H25/04 автоматические, например реагирующие на изменение показаний компаса 

Наверх