способ разрушения ледяного покрова

Классы МПК:B63B35/08 ледоколы
B60V3/06 суда 
E02B15/02 очистка от льда
Автор(ы):, , , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема" (ФГБОУ ВПО "ПГУ им. Шолом-Алейхема") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-09-05
публикация патента:

Изобретение относится к ледотехнике, в частности, к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке. Во время морского отлива судно на воздушной подушке движется с резонансной скоростью вдоль береговой линии на расстоянии от кромки примерзшего к берегу льда и возбуждает во льду резонансные изгибно-гравитационные волны, при этом судну сообщают поперечные периодические перемещения с амплитудой, не превышающей половину длины волны статического прогиба льда, и частотой, равной частоте резонансных изгибно-гравитационных волн. Технический результат заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова. 2 ил. способ разрушения ледяного покрова, патент № 2531857

способ разрушения ледяного покрова, патент № 2531857 способ разрушения ледяного покрова, патент № 2531857

Формула изобретения

Способ разрушения ледяного покрова судном на воздушной подушке путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн при его движении с резонансной скоростью вблизи вдоль береговой линии во время морского отлива на расстоянии от кромки примерзшего к берегу моря, равном полудлине волны статического прогиба ледяного покрова, отличающийся тем, что одновременно с поступательным движением судну сообщают поперечные периодические перемещения с амплитудой, не превышающей половину длины волны статического прогиба льда, и частотой, равной частоте резонансных изгибно-гравитационных волн.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области ледотехники и может быть использовано, и частности, для выполнения ледокольных работ суднами на воздушной подушке (СВП), разрушающими ледяной покров резонансным методом (1. Козин В.М. Резонансный метод разрушения ледяного покрова. Изобретения и эксперименты. М.: Издательство «Академия Естествознания», 2007. - 355 с.).

Известно техническое решение (2. RU 2211169С2, 05.10.2000), в котором предлагается разрушать ледяной покров во время морского прилива СВП, перемещая его сначала вдоль береговой линии на расстоянии от кромки примерзшего льда, равном полудлине волны статического прогиба ледяного покрова, затем с резонансной скоростью вдоль свободной кромки.

Недостатком способа является ограниченная ледоразрушающая способность.

Изобретение направлено на повышение ее эффективности.

Поставленная техническая задача решается путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн (ИГВ) при движении СВП с резонансной скоростью вблизи вдоль береговой линии во время морского отлива на расстоянии от кромки льда, примерзшего к берегу, равном полудлине волны статического прогиба ледяного покрова, при этом судну сообщают поперечные перемещения с амплитудой, не превышающей половину длины волны статического прогиба, и с частотой, равной частоте резонансных ИГВ. Поперечные перемещения, т.е. движение бортом к берегу и от него, и сопутствующий крен приведут к возбуждению дополнительной системы резонансных ИГВ. Эти волны при приближении к берегу, т.е. при выходе на ярко выраженное мелководье, будут трансформироваться: длина волны будет уменьшаться, а высота волны - увеличиваться. В результате наложение этой волновой системы на систему ИГВ от поступательного движения СВП вдоль береговой линии приведет к увеличению высоты суммарных ИГВ, что увеличит их ледоразрушающую способность. Периодические перемещения судна с амплитудой, не превышающей половину длины волны статического прогиба, т.е. в пределах чаши волны статического прогиба ледяного покрова от веса СВП, будут способствовать генерации более интенсивных дополнительных ИГВ, так как смещение от подошвы к вершине волны будет сопровождаться появлением у судна знакопеременного максимального крена. Как известно (3. Бенуа Ю.Ю. и др. Основы теории судов на воздушной подушке. - Л.: Судостроение, 1970. - 456 с.), что появление у судна дифферента приводит к увеличению его волнового сопротивления, т.е. увеличению амплитуды возбуждаемых волн. Очевидно, что аналогичные явления будут происходить и при наличии у судна крена при его движении лагом, т.е. бортом. Таким образом вышеописанное маневрирование СВП повысит его ледоразрушающую способность.

Сущность изобретения заключается в увеличении высоты суммарных изгибно-гравитационных волн.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: способ разрушения ледяного покрова судном на воздушной подушке путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн при его движении с резонансной скоростью вблизи вдоль береговой линии во время морского отлива на расстоянии от кромки примерзшего к берегу моря, равном полудлине волны статического прогиба ледяного покрова.

Отличительные: одновременно с поступательным движением судну сообщают поперечные периодические перемещения с амплитудой, не превышающей половину длины волны статического прогиба льда, и частотой, равной частоте резонансных ИГВ.

Изобретение осуществляется следующим образом.

По ледяному покрову при отливе вдоль береговой линии на расстоянии от кромки льда, примерзшего к берегу, равном полудлине волны статического прогиба льда

способ разрушения ледяного покрова, патент № 2531857

(где D - цилиндрическая жесткость ледяной пластины, способ разрушения ледяного покрова, патент № 2531857 - плотность воды, g - ускорение силы тяжести) (4. Хейсин Д.Е. Динамика ледяного покрова. - Л.: Гидрометеоиздат, 1967), начинают перемещать СВП с резонансной скоростью. Если разрушения льда не произойдет, то одновременно с поступательным движением судну сообщают поперечные периодические перемещения с амплитудой, не превышающей половину длины волны статического прогиба льда, и частотой, равной частоте резонансных ИГВ

способ разрушения ледяного покрова, патент № 2531857 .

Это приведет к возбуждению дополнительной системы резонансных ИГВ, что повысит ледоразрушающую способность СВП.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 показана схема деформирования ледяного покрова при поступательном движении СВП, а на фиг.2 - при поступательном и поперечном перемещениях судна.

По ледяному покрову 1 перемещают СВП 2 на расстоянии от кромки льда 3, равном половине длины волны статического прогиба льда 4, сообщая ему одновременно поперечные периодические перемещения ±S (фиг.1), что вызовет появление у судна знакопеременного максимального крена ±способ разрушения ледяного покрова, патент № 2531857 max (фиг.2), что приведет к соответствующему увеличению толщины разрушаемого льда 1.

Класс B63B35/08 ледоколы

судно или плавучая конструкция, работающая в покрытых льдом водах, и способ его использования -  патент 2526119 (20.08.2014)
корпус морской ледостойкой платформы -  патент 2522672 (20.07.2014)
морская технологическая ледостойкая платформа -  патент 2522628 (20.07.2014)
судно-газовоз для перевозки сжиженного природного газа преимущественно в ледовых условиях -  патент 2522201 (10.07.2014)
морская технологическая ледостойкая плавучая платформа судового типа -  патент 2510756 (10.04.2014)
буксируемое устройство для разрушения ледового покрова при формировании судоходного канала во льдах -  патент 2508224 (27.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506195 (10.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506194 (10.02.2014)
способ разрушения льда -  патент 2495785 (20.10.2013)
кормовая оконечность судна ледового плавания -  патент 2494911 (10.10.2013)

Класс B60V3/06 суда 

Класс E02B15/02 очистка от льда

Наверх