устройство для удержания кабелей

Классы МПК:B60L9/00 Электрические тяговые системы транспортных средств с питанием от внешних источников энергоснабжения
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Государственное научное учреждение "Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси" (BY)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-04-19
публикация патента:

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к устройствам для удержания кабелей и шлангов между модулями составного транспортного средства, соединяемых между собой посредством устройств, например, седельно-сцепного устройства, и может быть использовано для удержания соединительных кабелей и шлангов, провисающих между тягачом либо подкатной тележкой и полуприцепом. Заявляемое устройство содержит держатель, установленный в направляющие и взаимодействующий с ними посредством запорных механизмов, каждый из которых выполнен в виде затвора и ответной части, и тел качения. Предлагаемое изобретение позволяет повысить быстросъемность и уменьшить трудоемкость снятия и установки кабелей и шлангов при сцепке-расцепке модулей составных транспортных средств, а также повысить надежность его работы. 4 з.п. ф-лы, 6 ил. устройство для удержания кабелей, патент № 2531793

устройство для удержания кабелей, патент № 2531793 устройство для удержания кабелей, патент № 2531793 устройство для удержания кабелей, патент № 2531793 устройство для удержания кабелей, патент № 2531793 устройство для удержания кабелей, патент № 2531793 устройство для удержания кабелей, патент № 2531793

Формула изобретения

1. Устройство для удержания кабелей, содержащее держатель, установленный в направляющих, отличающееся тем, что держатель выполнен в виде рамки, взаимодействующей с направляющими посредством запорного механизма и тел качения.

2. Устройство для удержания кабелей по п.1, отличающееся тем, что запорный механизм выполнен в виде затвора и его ответной части, установленных на держателе и направляющих, при этом затвор включает основание с отверстием, установленное в направляющей с образованием коридора, в котором расположен ригель со стержнями, платик с отверстием, закрепленный на направляющей, при этом один стержень ригеля установлен в отверстие основания, а другой - в отверстие платика, и пружину, взаимодействующую с одной стороны с платиком, а с другой стороны - с ригелем.

3. Устройство для удержания кабелей по п.1, отличающееся тем, что на рамке держателя установлена рукоятка.

4. Устройство для удержания кабелей по п.3, отличающееся тем, что дополнительно содержит нажимную ручку, выполненную в виде П-образного прутка круглого сечения, концы которой зафиксированы опорами и связаны с помощью тросиков с коромыслами, каждое из которых установлено на оси в соответствующей боковой стороне рукоятки, взаимодействуя посредством пружины, закрепленной на одном плече коромысла, с рамкой держателя, а также с возможностью взаимодействия другого плеча коромысла с затвором запорного механизма.

5. Устройство для удержания кабелей по п.1, отличающееся тем, что продольные и один из поперечных элементов рамки держателя расположены с образованием П-образного захвата.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к устройствам для удержания кабелей и шлангов между модулями составного транспортного средства, соединяемыми между собой посредством устройств типа седельно-сцепного устройства, например, для удержания соединительных кабелей и шлангов, проходящих с тягача либо подкатной тележки на полуприцеп.

При эксплуатации транспортных средств в составе подкатных тележек и полуприцепов, соединенных между собой посредством седельно-сцепного устройства, известна проблема провисания кабелей и шлангов, идущих с подкатной тележки на полуприцеп, в результате чего они оказываются расположенными достаточно близко к элементам конструкции тележки, что приводит во время движения и маневрирования транспортного средства к механическому контакту данных кабелей и шлангов с конструктивными элементами подкатной тележки, вызывающему повреждение изоляционных элементов электрических кабелей, нарушение герметичности оболочки пневматических и гидравлических шлангов, их разрушение и, как следствие, нарушение функционирования электрических цепей, пневматических и гидравлических систем.

Кроме того, при выполнении сцепки-расцепки модулей составного транспортного средства существует необходимость оперативного разъединения соединительных кабелей и шлангов между ними с минимальной трудоемкостью. Большинство существующих устройств для удержания кабелей между модулями не позволяет осуществить оперативное их снятие, т.к. для обеспечения минимального провисания кабелей и шлангов данные устройства размещаются между модулями в местах трудных для доступа оператора.

Известна конструкция держателя для крепления кабелей на элементах конструкции транспортного средства [1]. Известный держатель состоит из кронштейна, на который укладываются кабели, и хомута, удерживающего кабели на кронштейне.

При установке данного держателя на элементах конструкции модулей составных транспортных средств, сцепленных между собой посредством седельно-сцепного устройства для удержания электрических кабелей, проходящих, например, между подкатной тележкой и полуприцепом, не обеспечивается быстросъемность кабелей вследствие того, что держатели устанавливаются в местах, трудных для доступа оператора. Кроме того, для обеспечения минимального провисания кабелей и шлангов необходимо разместить несколько держателей на элементах конструкции модулей.

Наиболее близким к заявляемому устройству по технической сущности является опорный кронштейн [2]. Опорный кронштейн содержит направляющую, выполненную в виде средства позиционирования, и соединенный с ней держатель, выполненный в виде средства удержания кабельного жгута в непосредственной близости от средств соединения этого опорного кронштейна с элементами конструкции транспортного средства, и поддерживающие площадки, которые проходят по одну и по другую стороны от средств и ориентированы, по существу, вдоль направления, в котором должен удерживаться кабельный жгут. Каждая поддерживающая площадка закреплена на упомянутых первых средствах одним своим концом и является свободной на другом своем конце. Кабельный жгут удерживается на кронштейне с помощью средств крепления и хомута, выполненного открытым со стороны противоположной основанию и содержащего два конца с отверстиями. Через вышеуказанные отверстия продевается стягивающая скоба или другое средство соединения для удерживания кабельного жгута.

Недостатком прототипа является невозможность обеспечения быстросъемности кабелей вследствие того, что необходимо либо демонтировать опорный кронштейн вместе с кабелем с помощью дополнительного инструмента, либо извлечь кабель из кронштейна, сняв стягивающую скобу и средства соединения. Частое проведение таких операций увеличивает износ средств соединения и уменьшает надежность работы устройства. Кроме того, для обеспечения минимального провисания кабелей данное устройство необходимо устанавливать в местах, сложных для доступа оператора, что влечет за собой высокую трудоемкость процесса сцепки-расцепки составного транспортного средства. Необходимость адаптирования параметров хомута и поддерживающих площадок рассматриваемого кронштейна под параметры определенного кабельного жгута существенно уменьшает универсальность и унификацию прототипа, что также является его недостатком.

Заявляемое техническое решение направлено на создание устройства, позволяющего повысить быстросъемность и уменьшить трудоемкость снятия и установки кабелей и шлангов при сцепке-расцепке модулей составных транспортных средств, а также на повышение надежности его работы.

Поставленная задача решается тем, что в устройстве для удержания кабелей, содержащем держатель, установленный в направляющих, держатель может быть выполнен в виде рамки, взаимодействующей с направляющими посредством запорного механизма и тел качения для обеспечения надежности удержания кабелей и шлангов.

Запорный механизм держателя для повышения быстросъемности устройства может быть выполнен, например, в виде затвора и его ответной части, при этом затвор включает основание с отверстием, установленное в направляющей с образованием коридора, в котором расположен ригель со стержнями, платик с отверстием, закрепленный на направляющей, при этом один стержень ригеля установлен в отверстие основания, а другой - в отверстие платика, и пружину, взаимодействующую с одной стороны с платиком, а с другой стороны - с ригелем, установленных на держателе и направляющих.

На рамке держателя для уменьшения трудоемкости его установки и снятия может быть установлена рукоятка.

Для обеспечения быстросъемности и уменьшения трудоемкости снятия кабелей и шлангов заявляемое устройство содержит нажимную ручку, выполненную в виде П-образного прутка круглого сечения, концы которого зафиксированы опорами и связаны с помощью тросиков с коромыслами, каждое из которых установлено на оси в соответствующей боковой стороне рукоятки, взаимодействуя посредством пружины, закрепленной на одном плече коромысла с рамкой держателя, а также с возможностью взаимодействия другого плеча коромысла с затвором запорного механизма.

Продольные и один из поперечных элементов рамки держателя могут быть расположены с образованием П-образного захвата, предназначенного для поддевания и направления кабелей и шлангов для обеспечения удобства установки устройства.

Изобретение иллюстрируется чертежами, на которых изображено:

на фиг.1 - устройство для удержания кабелей;

на фиг.2 - держатель;

на фиг.3 - направляющая;

на фиг.4 - запорный механизм (увеличено);

на фиг.5 - запорный механизм в открытом состоянии (увеличено);

на фиг.6 - устройство для удержания кабелей на полуприцепе (уменьшено).

Заявляемое устройство (фиг.1) содержит держатель 1, установленный в направляющие 2 и взаимодействующий с ними посредством запорных механизмов 3, каждый из которых выполнен в виде затвора 4 и ответной части 5, и тел качения 6.

Держатель 1 (фиг.2) представляет собой рамку 7, состоящую из продольных элементов 8, например, из замкнутого профиля, расположенных параллельно друг другу и жестко соединенных между собой поперечными элементами 9. С одной стороны рамки 7 к концам ее продольных элементов 6 прикреплена рукоятка 10 П-образной формы, боковые стороны 11 которой, выполненные из открытого профиля, расположены параллельно продольным элементам 8 рамки 7, а их свободные концы соединены между собой ручкой 12. В боковых сторонах 11 рукоятки 10 установлена нажимная ручка 13, выполненная в виде П-образного прутка круглого сечения, концы которой зафиксированы опорами 14 с возможностью продольного перемещения и связаны с помощью соединительных элементов, выполненных в виде тросиков 15, с коромыслами 16. Каждое коромысло 16 установлено на оси 17 в соответствующей боковой стороне 11 рукоятки 10 и взаимодействует посредством пружины 18, закрепленной на плече коромысла 16, с рамкой 7. С другой стороны рамки 7 на свободных концах продольных элементов 8 закреплены оси 19 с телами качения, например роликами 6. Один из поперечных элементов 9, расположенных со стороны размещения роликов 6, установлен таким образом, что вместе с концами продольных элементов 8 рамки 7 образует П-образный захват, предназначенный для поддевания и направления кабелей и шлангов.

Направляющие 2 (фиг.3) выполнены в виде профилей П-образного сечения, с одной стороны каждой из которых закреплен затвор 4 запорного механизма 3 и выполнен вырез 20 для вставки роликов 6 держателя 1, а с другой стороны установлен ограничитель 21 хода держателя 1.

Затвор 4 запорного механизма 3 (фиг.4) содержит основание 22 с отверстием, установленное в направляющей 2 с образованием коридора, в котором расположен ригель 23 со стержнями 24 и 25, а также платик 26 с отверстием, закрепленный на направляющей 2. Ригель 23 установлен в коридоре основания 22 таким образом, что стержень 24 расположен в отверстии основания 22, а стержень 25 - в отверстии платика 26. На стержне 25 ригеля 23 установлена пружина 27, концы которой упираются с одной стороны в платик 26, а с другой стороны - в тело ригеля 23.

В месте соединения рамки 7 и рукоятки 10 на держателе 1 (фиг.2) установлен кронштейн 5 - ответная часть запорного механизма 3. Кронштейн 5 представляет собой изогнутую пластину Г-образной формы, длинная сторона которого прикреплена к продольному элементу 8 рамки 7, а короткая сторона выполнена с отверстием для взаимодействия с ригелем 23 и его фиксации.

На фиг.6 показано возможное применение устройства на составном транспортном средстве, состоящем из подкатной тележки 28 и полуприцепа 29, соединенных между собой посредством седельно-сцепного устройства 30. Направляющие 2 закреплены на передней части рамы полуприцепа 29. Провисающие кабели и шланги 31, идущие от подкатной тележки 28 к полуприцепу 29, поддеваются П-образным захватом держателя 1. Затем ролики 6 держателя 1 вставляются в вырезы 20, и держатель 1 перемещают вдоль направляющих 2 до упора роликов 6 в ограничители 21, обеспечивая удержание при этом кабелей и шлангов 31 на полуприцепе 29 в местах, сложных для доступа оператора. После чего, переднюю часть держателя 1 приподнимают за ручку 12 до срабатывания запорного механизма 3 (фиг.1). В результате кабели и шланги удерживаются на элементах устройства без значительного провисания.

Срабатывание запорного механизма 3 происходит следующим образом. При подъеме держателя 1 за ручку 12 кронштейн 5 воздействует на ригель 23 (фиг.4), в результате чего последний перемещается по направляющему коридору основания 22, сжимая пружину 27. В тот момент, когда положение отверстия на кронштейне 5 совпадет с положением ригеля 23, под действием пружины 27, ригель 23, возвращаясь в исходное положение, входит в отверстие кронштейна 5, обеспечивая фиксацию держателя 1 вместе с кабелями и шлангами 31 в направляющих 2 (фиг.6).

Для снятия кабелей и шлангов 31 с полуприцепа 29 необходимо расфиксировать держатель 1 путем нажатия до упора нажимной ручки 13 на рукоятке 10, в результате чего на каждой боковой стороне 11 рукоятки 10 под действием тросика 15 коромысло 16 поворачивается вокруг оси 17 и, взаимодействуя со стержнем 24 ригеля 23, перемещает его по направляющему коридору в основании 22, пока ригель 23 не выйдет из отверстия кронштейна 5 (фиг.5). Далее держатель 1 опускают за ручку 12 и после этого отпускают нажимную ручку 13, которая возвращается в исходное положение посредством тросиков 15 и коромысел 16 с помощью пружин 18. Затем держатель 1 с кабелями и шлангами 31 за ручку 12 перемещают в направляющих 2 до извлечения роликов 6 из вырезов 20, в результате чего кабели и шланги 31 высвобождаются и могут быть свободно отсоединены от полуприцепа 29.

Таким образом, предлагаемое изобретение позволяет повысить быстросъемность и уменьшить трудоемкость снятия и установки кабелей и шлангов при сцепке-расцепке модулей составных транспортных средств, а также повысить надежность его работы.

Источники информации

1. Патент ЕС ЕР 1133038 В1, МПК H02G 3/30, F16L 3/23, B60R 16/02, 2001.

2. Патент РФ на изобретение 2452069, МПК H02G 3/30, 2007.

Класс B60L9/00 Электрические тяговые системы транспортных средств с питанием от внешних источников энергоснабжения

устройство управления двигательной установкой электрического транспортного средства и система железнодорожного транспортного средства -  патент 2529577 (27.09.2014)
устройство управления прекращением медленного передвижения для транспортного средства с электроприводом -  патент 2524322 (27.07.2014)
автомобильная транспортная энергетическая система с принципом периодической зарядки, разрядки -  патент 2520640 (27.06.2014)
устройство преобразования мощности -  патент 2516872 (20.05.2014)
горнодобывающее транспортное средство и способ его энергоснабжения -  патент 2514867 (10.05.2014)
беспроводная зарядная система для маломощных потребителей электрической энергии -  патент 2510558 (27.03.2014)
горно-шахтное транспортное средство и способ его электропитания -  патент 2509664 (20.03.2014)
устройство преобразования энергии для силовой установки транспортного средства с электродвигателем -  патент 2509001 (10.03.2014)
устройство для компенсации реактивной мощности -  патент 2506677 (10.02.2014)
система для индуктивной зарядки транспортных средств, снабженных электронной системой позиционирования -  патент 2506181 (10.02.2014)
Наверх