автоматизированная система шлюзования спасательного люка подводной лодки

Классы МПК:B63G8/40 спасательное оборудование для личного состава
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Центральное конструкторское бюро "Лазурит" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-01-10
публикация патента:

Изобретение относится к области судостроения. Система шлюзования спасательного люка включает трубопроводы заполнения, осушения, вентиляции, сжатого воздуха управления, сливной, контрольно-измерительных приборов, сжатого воздуха шлюзования, блок подачи воздуха, автономную систему сжатого воздуха. В состав системы управления процессом шлюзования входят сигнализаторы заполнения и осушения спасательного люка, связанные через блок управления с арматурой заполнения и осушения, а также блок управления, принимающий сигналы от сигнализатора и вырабатывающий сигналы управления на клапаны в соответствии с заданным алгоритмом и обеспечивающий контроль выполнения этого алгоритма и выхода подводника, дополнительно установлены дистанционно управляемые клапаны с сигнализаторами положения. Улучшаются условия эксплуатации, сокращается время шлюзования. 1 з.п. ф-лы, 1 ил. автоматизированная система шлюзования спасательного люка подводной   лодки, патент № 2531673

автоматизированная система шлюзования спасательного люка подводной   лодки, патент № 2531673

Формула изобретения

1. Автоматизированная система шлюзования спасательного люка подводной лодки, включающая в себя трубопроводы с арматурой заполнения, осушения, вентиляции, сжатого воздуха управления, сливной, контрольно-измерительных приборов, сжатого воздуха шлюзования, блок подачи воздуха, автономную систему сжатого воздуха, отличающаяся тем, что в состав системы управления процессом шлюзования входят сигнализаторы заполнения и осушения спасательного люка, связанные через блок управления с арматурой заполнения и осушения, а также блок управления, принимающий сигналы от сигнализаторов и вырабатывающий сигналы управления на клапаны в соответствии с заданным алгоритмом и обеспечивающий контроль выполнения этого алгоритма и выхода подводника, при этом дополнительно установлены дистанционно управляемые клапаны с сигнализаторами положения.

2. Автоматизированная система шлюзования по п.1, отличающаяся тем, что в состав системы входит видеосистема, служащая для контроля выхода подводника из спасательного люка.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области судостроения, а именно к системе шлюзования спасательного люка (СЛ) подводной лодки (ПЛ), используемого при выходе подводников из аварийной ПЛ, находящейся под водой.

Известна система шлюзования СЛ, которая включает трубопроводы (с арматурой) заполнения, осушения, вентиляции, сжатого воздуха управления, сливной, контрольно-измерительных приборов, сжатого воздуха шлюзования, блок подачи воздуха (БПВ). Для осуществления шлюзования подводник заходит в СЛ, закрывает нижнюю крышку, после чего по системе заполнения СЛ заполняется водой. Компрессия осуществляется сжатым воздухом, подаваемым из системы воздуха высокого давления (ВВД) ПЛ через БПВ с определенной скоростью. После выравнивания давления происходит открывание верхней крышки в автоматическом режиме пневмоприводом двойного действия. Закрывание верхней крышки производится пневмоприводом посредством переключения клапанов. Открытие и закрытие нижней крышки осуществляется ручным приводом (ОСТ В5Р.5067-2008 «Система шлюзования прочных рубок, входных и спасательных люков»).

Известно устройство для шлюзования подводников (патент РФ № 2189332, МПК B63G 8/40), в котором управление процессом шлюзования осуществляется пневматическим манипулятором в виде трехходового крана. Устройство содержит также регулирующий клапан в трубопроводе заполнения шахты люка водой, задатчик уровня, управляющий регулирующим клапаном и клапаном вентиляции, и клапан сравнивания давления в шахте люка с давлением забортной воды, отслеживающий момент выравнивания давлений и управляющий пневмоприводом двойного действия верхней крышки. Нижняя крышка снабжена пневмоприводом, исключающим ручные операции при проведении циклов шлюзования и управляемым из шахты люка.

Недостатками указанной системы шлюзования являются:

- длительное время одного цикла шлюзования;

- сложность управления, обусловленная большим количеством арматуры системы пользования;

- недостаточная надежность и эксплуатационная безопасность из-за управления системой вручную;

- отсутствие контроля за выходом подводника.

Техническим результатом изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик системы шлюзования СЛ, что достигается тем, что управление шлюзованием (не считая ручные операции по подготовке системы к шлюзованию) осуществляется с панели управления нажатием четырех кнопок одним оператором.

На фиг.1 показана схема автоматизированной системы шлюзования спасательного люка.

В состав системы управления процессом шлюзования входят:

- видеосистема, служащая для контроля выхода подводника из спасательного люка. Видеокамеры 1 видеосистемы располагаются в межбортном пространстве в районе верхней крышки спасательного люка;

- сигнализаторы открытого 2 и закрытого 3 положения верхней крышки спасательного люка;

- сигнализаторы заполнения водой (уровня воды) 4 и осушения 5 спасательного люка;

- блок управления (БУ) с программируемым контроллером 6, принимающий сигналы от сигнализаторов положения верхней крышки люка 2 и 3, сигнализаторов уровня воды 4 и 5 в спасательном люке и вырабатывающий сигналы управления на клапаны в соответствии с заданным алгоритмом.

На лицевой панели блока управления размещены два монитора:

1) монитор № 1 для контроля за выполнением алгоритма автоматизированного шлюзования (очередность открытия (закрытия) автоматически управляемых клапанов, сообщения о заполнении (осушении) СЛ, о положении верхней крышки); на этот монитор также выведены рекомендации оператору по необходимым действиям, выполняемым при шлюзовании, о неисправности аппаратуры системы управления и сигнализаторов;

2) монитор № 2 для контроля выхода подводника из СЛ, на который передается изображение от видеокамер.

- панель управления с кнопками запуска очередной ступени управления: «ПУСК», «ЗАКРЫТИЕ, ОСУШЕНИЕ СЛ», «ПНЕВМОСТОПОР»;

- панель сигнализации с выведенной световой сигнализацией о подаче питания на систему управления о неисправности аппаратуры системы управления, о контролируемых параметрах спасательного люка.

Представленная система шлюзования действует следующим образом.

Перед началом выхода через спасательный люк происходит подготовка системы для шлюзования, а именно: отдраивание кремальеры верхней крышки и застопоривание защелки специальным закладным ограничителем, подача электропитания на блок управления, подготовка к работе блока подачи воздуха и пневмостопора фала спасательного снаряжения подводника, шланга ВШ-5 и снаряжения ССП, открытие клапанов первого запора (заполнения СЛ 7, подачи воздуха на открывание 8 и закрывание СЛ 9, отключения от компрессии БПВ 10) и клапанов подачи сжатого воздуха в систему шлюзования 11, манометрового клапана 12, продувания трубопровода заполнения СЛ 13 и открытие клапана подачи сжатого воздуха в СЛ 14.

Выходящий подводник заходит в СЛ, зацепляет карабин ремня за пневмостопор, присоединяет шланг ВШ-5 к разъему на шланге гидрокомбинезона, закрывает нижнюю крышку на кремальеру.

Далее начинается процесс шлюзования, который осуществляется с панели управления одним оператором. После нажатия кнопки «Пуск» с БУ идет сигнал на открытие клапанов: подачи сжатого воздуха на открытие верхней крышки пневмомашинкой, подачи сжатого воздуха на пневмостопор, стравливания воздуха из трубопровода фиксации фала.

Сразу после этого происходит открытие клапанов вентиляции и заполнения СЛ. После поступления на БУ сигнала с сигнализатора заполнения СЛ водой о заполнении происходит закрытие клапанов заполнения и вентиляции, на панели сигнализации загорается лампа «СЛ заполнен», оператор нажимает кнопку «Компрессия» на БПВ. Происходит компрессия, открытие верхней крышки, срабатывает пневмостопор под управлением БПВ и выход подводника из СЛ.

С сигнализатора 2 открытого положения верхней крышки идет сигнал на БУ и на панели сигнализации загорается лампочка «Верхняя крышка открыта». Выход подводника контролируется по монитору, на который передается изображения от видеокамер.

Закрытие верхней крышки СЛ осуществляется нажатием кнопки «Закрытие, осушение СЛ», после нажатия которой с БУ идет сигнал на закрытие клапана подачи сжатого воздуха на открытие верхней крышки, на открытие клапана подачи сжатого воздуха на закрытие верхней крышки. После закрытия верхней крышки на панели сигнализации загорается лампочка «Верхняя крышка закрыта» и происходит закрытие клапана подачи сжатого воздуха на закрытие верхней крышки, открытие клапанов вентиляции и осушения.

После осушения СЛ с сигнализатора осушения СЛ идет сигнал на БУ и происходит закрытие клапанов вентиляции и осушения, и на панели сигнализации загорается лампочка «СЛ осушен».

Оставшуюся воду спускают через спускной клапан на нижней крышке, открывают крышку и возвращают шток пневмостопора в исходное положение, нажав на панели управления кнопку «Пневмостопор», в результате чего происходит закрытие клапанов подачи воздуха на пневмостопор и стравливания воздуха из трубопровода фиксации фала и открытие клапанов стравливания воздуха из трубопровода отдачи фала и подачи сжатого воздуха на фиксацию фала.

Изобретение позволяет существенно улучшить эксплуатационные характеристики системы шлюзования СЛ при выходе подводников из аварийной ПЛ и сокращает время шлюзования.

Класс B63G8/40 спасательное оборудование для личного состава

спасательно-транспортный подводный аппарат с устройствами крепления к комингс-площадке подводного объекта -  патент 2526365 (20.08.2014)
съемная транспортно-спасательная наделка -  патент 2525188 (10.08.2014)
съемная транспортно-спасательная водолазная наделка -  патент 2523055 (20.07.2014)
универсальная съемная транспортно-спасательная наделка -  патент 2522803 (20.07.2014)
ограждение спасательных подводных аппаратов, установленных на подводном носителе -  патент 2510356 (27.03.2014)
устройство для крепления подводного аппарата за комингс-площадку подводного объекта -  патент 2509028 (10.03.2014)
спасательный подводный аппарат для спасения экипажа подводных лодок, в том числе и подо льдом -  патент 2509027 (10.03.2014)
спасательно-боевая подводная лодка -  патент 2508226 (27.02.2014)
способ защиты от кессонной болезни при спасании граждан из затонувшего плавсредства -  патент 2507109 (20.02.2014)
подводно-спасательный комплекс с вложенными многофункциональными капсулами -  патент 2474511 (10.02.2013)
Наверх