топливная композиция авиационного бензина

Классы МПК:C10L1/06 для искрового воспламенения 
C10L1/04 на основе смесей углеводородов 
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "ИВХИМПРОМ" (ОАО "ИВХИМПРОМ") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-07-02
публикация патента:

Изобретение относится к композиции авиационного бензина, содержащей изомеризат, алкилбензин и тетраэтилсвинец, при этом в качестве изомеризата используют изомеризат легкой фракции бензина, преимущественно C5-C6, в качестве алкилбензина используют алкилбензин, полученный алкилированием с применением катализатора фтористого водорода фракции углеводородов C 3-C4, являющейся продуктом каталитического крекинга вакуумного газойля, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Изомеризат легкой фракции бензина 7-30
Тетраэтилсвинец до 0,1
Алкилбензин до 100

Заявленная композиция авиационного бензина соответствует всем требованиям к авиационному бензину по ТР ТС 013/2011 и по ГОСТ 1012-72, а также перспективным мировым аналогам, например «Авгаз 100 LL». 2 з.п. ф-лы, 3 табл.

Формула изобретения

1. Композиция авиационного бензина, включающая изомеризат, алкилбензин и тетраэтилсвинец, отличающаяся тем, что в качестве изомеризата используют изомеризат легкой фракции бензина, преимущественно C5-C6, в качестве алкилбензина используют алкилбензин, полученный алкилированием с применением катализатора фтористого водорода фракции углеводородов C3-C 4, являющейся продуктом каталитического крекинга вакуумного газойля, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Изомеризат легкой фракции бензина 7-30
Тетраэтилсвинец до 0,1
Алкилбензин до 100

2. Композиция по п.1, отличающаяся тем, что в качестве изомеризата легкой фракции бензина, преимущественно C5-C6, используют изомеризат, полученный путем изомеризации в один проход без рецикла н-гексана, и/или изомеризат, полученный путем изомеризации с рециклом н-гексана.

3. Композиция по п.1, отличающаяся тем, что дополнительно содержит концентрат ароматических углеводородов C7 -C8 в количестве до 20 мас.%.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, а именно к композиции авиационного бензина.

Авиационный бензин применяется в самолетах авиации общего назначения с небольшими поршневыми двигателями, например, в частных и учебных самолетах, самолетах авиационных клубов и сельскохозяйственной авиации. Основной принцип действия поршневых двигателей тот же, что и в автомобильных двигателях с искровым зажиганием, но при этом требования к рабочим характеристикам гораздо выше.

Известны композиции неэтилированного бензина, используемого в качестве автомобильного и авиационного бензинов, которые включают углеводородные фракции предельных углеводородов нормального и изостроения С412, и/или бензиновые фракции нефтепереработки, 1-25% ароматических углеводородов С6 -C12, 1-25% олефиновых углеводородов С4 -C12, а также различных эфиров, полученных этерификацией метанолом различных фракций.

Так, в патенте РФ № 2167916, 2001 г. в качестве эфиров предлагается 1-25% смеси основания Манниха с фракцией эфиров, полученных в процессе этерификации метанолом C4-C6 фракции углеводородов, содержащей пиперилен, изоамилены и изобутилен, или смеси основания Манниха и метил-трет-бутилового эфира с фракцией эфиров, полученных этерификацией метанолом изоамиленпипериленсодержащей C5 фракции углеводородов.

В патенте РФ № 2167917, 2001 г. в качестве эфиров предлагается 1-25% эфиров, полученных в процессе этерификации метанолом изоамиленпипериленсодержащей С5 фракции углеводородов.

В патенте РФ № 2167918, 2001 г. в качестве эфиров предлагается 1-25% фракции эфиров, полученных в процессе этерификации метанолом C46 фракции углеводородов, содержащей пиперилен, изоамилены и изобутилен, или смешением МТБЭ с фракцией эфиров, полученных в процессе этерификации метанолом изоамиленпипериленсодержащей С5 фракции углеводородов.

Недостатком указанных композиций топлив является недопустимость их в качестве авиационных топлив из-за многокомпонентного состава, т.к. к авиационным топливам предъявляются более жесткие требования, чем к автомобильным бензинам, в их состав должны входить компоненты ограниченного числа технологических процессов. (Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение. Справочник под редакцией Школьникова В.М. М.: Изд. Центр «Техинформ», 1999, с.39).

Кроме того, недостатком указанных композиций является наличие оксигенатов в виде эфиров, в том числе метил-трет-бутилового эфира, которые влияют на гигроскопичность и антикоррозионные свойства. Также при использовании оксигенатов наблюдается увеличение массового и удельного расхода топлива из-за низкой теплоты сгорания оксигенатов.

Также недопустимо наличие непредельных углеводородов, т.к. они являются источником образования смолистых веществ в бензине.

Известны композиции авиационного бензина, которые выпускались промышленностью до распада СССР для бензинов марок Б-95/130 и Б-91/115 по ГОСТ 1012-72.

(Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение. Справочник под редакцией Школьникова В.М., М. Изд. Центр «Техинформ», 1999, с.42).

Согласно ГОСТ 1012-72 у авиационных бензинов Б-95/130 и Б-91/115 нормировались, соответственно, следующие основные показатели:

- Содержание тетраэтилсвинца, г/1 кг бензина, не более3,12,5
- Детонационная стойкость: топливная композиция авиационного бензина, патент № 2530901 топливная композиция авиационного бензина, патент № 2530901
октановое число по моторному методу, не менее95 91
сортность по богатой смеси, не менее130115
- Фракционный состав:
Температура начала перегонки, °С, не ниже4040
10%82 82
50%105 105
90% 145145
97,5% 180180
остаток, %, не более1,5 1,5
- Кислотность, мг КОН/100 см 3, не более0,3 0,3
- Температура начала кристаллизации, °С, не выше-60 -60
- Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более35 35
- Содержание фактических смол, мг/100 см3 бензина, не более 4,03,0
- Массовая доля серы, %, не более0,03 0,03
- Период стабильности, ч, не менее12 12

Однако в настоящее время авиационный бензин по ГОСТ 1012-72 не выпускается вследствие закрытия и сноса ряда установок, производивших его необходимые компоненты, а именно тетраэтилсвинец. Самолеты авиации общего назначения с небольшими поршневыми двигателями вынуждены летать на автомобильных бензинах, что приводит к поломкам самолетов и различным аварийным ситуациям.

Наиболее близкой к заявляемой является топливная композиция, предназначенная для использования в качестве авиационного бензина. (Пат. РФ № 2212432, 2003 г.).

Топливная композиция содержит в качестве основы не более 70% смеси фракции бензина риформинга и/или изомеризата, выкипающих в интервале 40-135°С, и фракции бензина риформинга, выкипающей в интервале 80-190°С, взятых в соотношении 50-80:20-50, и не менее 30% алкилбензина. Топливная композиция может содержать в своем составе добавки: антиокислительная присадка, тетраэтилсвинец, краситель.

Из таблицы, представленной в пат. РФ № 2212432 следует, что содержание тетраэтилсвинца в г на 1 кг бензина составляет 2,02-2,2, ОЧМ 96,2-98,0, сортность по богатой смеси 115-117.

Недостатком такой композиции является наличие в ней высокоароматизованных компонентов бензина риформинга, выкипающих в интервале 80-190°С, что приводит к увеличению в бензине высококипящих ароматических углеводородов. Это увеличивает экологическую нагрузку выхлопных газов, образующихся при сгорании бензина.

Задачей изобретения является получение топливной композиции авиационного бензина с октановым числом не менее 91 и сортностью по богатой смеси не менее 115, которая отвечала бы техническому регламенту «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» Таможенного союза от 18 октября 2011 г. (ТР ТС 013/2011), ГОСТ 1012-72, а также требованиям к перспективным топливам типа Авгаз-100 LL и др.

Согласно указанному регламенту, авиационный бензин может содержать тетраэтилсвинец, однако количество тетраэтилсвинца не регламентируется.

Авиационный бензин должен соответствовать требованиям, изложенным в приложении 6 п.4.10 ТР ТС 013/2011 и иметь следующие характеристики:

- Октановое число по моторному методу, не менее 91
- Сортность (богатая смесь), не менее115
- Температура начала кристаллизации, °С, не выше- 60
- Содержание механических примесей и воды отсутствие
- Давление насыщенных паров, кПа29,3-49
- Фракционный состав:топливная композиция авиационного бензина, патент № 2530901
10% отгоняются при температуре, °С, не выше82
50% отгоняются при температуре, °С, не выше 105
90% отгоняются при температуре, °С, не выше170
- Остаток от разгонки, %, не более1,5
- Потери от разгонки, %, не более 1,5
- Содержание фактических смол, мг/100 см3, не более 3
- Массовая доля общей серы, %, не более0,05
- Цветзеленый

Поставленная задача решается предлагаемой композицией авиационного бензина, включающей изомеризат, алкилбензин и тетраэтилсвинец, которая отличается тем, что в качестве изомеризата используют изомеризат легкой фракции бензина, преимущественно C5 -C6, в качестве алкилбензина используют алкилбензин, полученный алкилированием с применением катализатора фтористого водорода фракции углеводородов C3-C4, являющейся продуктом каталитического крекинга вакуумного газойля, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Изомеризат легкой фракции бензина 7-30
Тетраэтилсвинец до 0,1
Алкилбензин до 100

В качестве изомеризата легкой фракции бензина, преимущественно C5-C6 , используют изомеризат, полученный путем изомеризации в один проход без рецикла н-гексана, и/или изомеризат, полученный путем изомеризации с рециклом н-гексана.

Композиция может содержать концентрат ароматических углеводородов C 7-C8 в количестве до 20 мас.%, в частности толуол или смесь толуола с ксилолами.

Отличие предлагаемого технического решения состоит в выбранном соотношении определенных фракций изомеризата и алкилбензииа, причем основу композиции составляет алкилбензин (~70-93 мас.%), количество изомеризата в композиции соответственно составляет ~7-30 мас.%.

Предлагаемое техническое решение позволяет получать авиабензин со значительно меньшим содержанием тетраэтилсвинца - максимум до 0,1 мас.%, в большинстве случаев до 0,05 мас.%, а при оптимизации состава обеспечить сортность и октановое число без тетраэтилсвинца.

В составе композиции используют следующие компоненты:

- Алкилбензин, полученный алкилированием с применением катализатора фтористого водорода фракции углеводородов C 3-C4, являющейся продуктом каталитического крекинга вакуумного газойля.

- Изомеризат легкой фракции бензина, состоящий преимущественно из углеводородов C5 -C6, полученный путем изомеризации в один проход без рецикла н-гексана, или изомеризат, полученный путем изомеризации с рециклом н-гексана, или их смесь.

- Концентрат ароматических углеводородов C7-C8, состоящий преимущественно из толуола нефтяного (ГОСТ 14710-78) или смеси толуола и ксилолов (ТУ 38.101254-72, ТУ 38.101255-87).

- тетраэтилсвинец в виде этиловой жидкости, например, фирмы INNOSPEK (Великобритания).

Предлагаемую композицию авиационного бензина готовят с использованием стандартного оборудования путем смешения компонентов до получения однородного раствора.

Характеристика компонентов предлагаемой композиции авиационного бензина приведена в таблице 1.

Для иллюстрации заявляемого технического решения было приготовлено 7 образцов предлагаемой композиции авиационного бензина (табл.2). Результаты испытаний приготовленных образцов представлены в табл.3.

Из результатов, приведенных в табл.3, следует, что испытанные образцы композиций авиационного бензина имеют октановое число по моторному методу от 91,9 до >100 и сортность по богатой смеси 120-140.

По другим показателям заявленные композиции авиационного бензина также соответствуют требованиям к авиационному бензину по ТР ТС 013/2011 и ГОСТ 1012-72, добавлять краситель, при этом можно улучшать эксплуатационные свойства авиабензина добавлением известных антиокислителей, антикоррозионных, антистатических и других присадок, а также добавлять краситель.

Образец по примеру 3 является сравнительным и не соответствует ГОСТ 1012-72 по температуре начала кипения.

Следует отметить, что:

- снижение содержания изомеризата в образце 1 менее 7% невозможно, т.к. приведет к нарушению показателей 10% и 50% температуры выкипания.

- дальнейшее увеличение толуола выше 20 мас.% в авиабензине в образце 7 невозможно из-за нарушения (завышения) показателя - 10%температуры выкипания.

Определение октанового числа по моторному методу композиций авиационного бензина проводили по ГОСТ Р52946-2008 (ЕН ИСО 5163:2005).

Настоящий стандарт устанавливает метод оценки детонационных характеристик авиационных бензинов для двигателей с искровым зажиганием с помощью условной шкалы октановых чисел, используя одноцилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель с переменной степенью сжатия типа УИТ-85М. Определение октанового числа по моторному методу предусматривает измерение детонационных характеристик авиационных топлив в авиационных поршневых двигателях, применяя уравнение корреляции к октановому числу по авиационному методу.

Определение сортности по богатой смеси композиций авиационного бензина проводили по ГОСТ 3338-68, который характеризует детонационную стойкость авиационного бензина на богатой смеси.

Сущность метода заключается в сравнении мощности двигателя, ограниченной начальной детонацией, при работе на испытуемом и эталонном топливах в стандартных условиях испытания на установке ИТ9-1.

Таким образом, заявленная композиция авиационного бензина соответствует всем требованиям к авиационному бензину по ТР ТС 013/2011 и по ГОСТ 1012-72, главными из которых является октановое число не менее 91 и сортность по богатой смеси не менее 115, а также позволяет производить перспективные авиационные бензины типа «Авгаз-100 LL».

топливная композиция авиационного бензина, патент № 2530901

Таблица 2
Состав образцов предлагаемой композиции авиационного бензина
№ п/пНаименование компонентов Содержание компонентов, мас.%
Образец 1 Образец 2Образец 3 сравнительный Образец4Образец 5 Образец 6Образец7
1Изомеризат легкой фракции бензина, преимущественно С56 однопроходного без рецикла н-гексана 73035 -20- -
2Изомеризат легкой фракции бензина, преимущественно C5-C6 с рециклом н-гексана- --- -2030
3Смесь изомеризата легкой фракции бензина, преимущественно C5-C6 однопроходного без рецикла и с рециклом н-гексана --- 20-- -
4 Концентрат ароматических углеводородов, в том числе: топливная композиция авиационного бензина, патент № 2530901 -топливная композиция авиационного бензина, патент № 2530901 топливная композиция авиационного бензина, патент № 2530901 топливная композиция авиационного бензина, патент № 2530901 топливная композиция авиационного бензина, патент № 2530901 топливная композиция авиационного бензина, патент № 2530901
толуола --- 20520 20
суммарных ксилолов топливная композиция авиационного бензина, патент № 2530901 топливная композиция авиационного бензина, патент № 2530901 топливная композиция авиационного бензина, патент № 2530901 топливная композиция авиационного бензина, патент № 2530901 5топливная композиция авиационного бензина, патент № 2530901 топливная композиция авиационного бензина, патент № 2530901
5 Тетраэтилсвинец в виде этиловой жидкости, в пересчете на тетраэтилсвинец 0,070,05 0,06-0,04 0,0560,1
6Алкилбензин, полученный алкилированием фракции углеводородов C3 -C4 продукта каталитического крекинга вакуумного газойля с применением катализатора фтористого водорода До 100До 100До 100До 100До 100 До 100До 100

Таблица 3
Результаты испытаний композиций авиационного бензина
№ п/пНаименование показателей Единица измерения Номер образца
1 234 567
1Фракционный состав:топливная композиция авиационного бензина, патент № 2530901 топливная композиция авиационного бензина, патент № 2530901 топливная композиция авиационного бензина, патент № 2530901 топливная композиция авиационного бензина, патент № 2530901 топливная композиция авиационного бензина, патент № 2530901 топливная композиция авиационного бензина, патент № 2530901 топливная композиция авиационного бензина, патент № 2530901 топливная композиция авиационного бензина, патент № 2530901
топливная композиция авиационного бензина, патент № 2530901 °C 42,540,239,4 40,740,7 40,740,2
НК*-«-81,5 79,076,0 81,581,581,5 82,0
10% -«-103 92,090,0100 100104 102
50% -«-116109 107115 120112115
90%-«- 163153 151155158 155155
97,5%топливная композиция авиационного бензина, патент № 2530901 топливная композиция авиационного бензина, патент № 2530901 топливная композиция авиационного бензина, патент № 2530901 топливная композиция авиационного бензина, патент № 2530901 топливная композиция авиационного бензина, патент № 2530901 топливная композиция авиационного бензина, патент № 2530901 топливная композиция авиационного бензина, патент № 2530901 топливная композиция авиационного бензина, патент № 2530901
2 Октановое число (моторный метод)пункты 95,991,9 91,593,195,5 99,9>1()0
3Сортность по богатой смеситопливная композиция авиационного бензина, патент № 2530901 137120 117131 134137140
* НК - начало кипения

Класс C10L1/06 для искрового воспламенения 

топливная композиция авиационного бензина -  патент 2503711 (10.01.2014)
способ глубокой переработки нефтезаводского углеводородного газа -  патент 2502717 (27.12.2013)
бензиновые композиции -  патент 2487922 (20.07.2013)
способ получения углеводородных продуктов -  патент 2473665 (27.01.2013)
способ получения углеводородов топливного ряда из возобновляемого сырья -  патент 2472764 (20.01.2013)
способ получения жидких углеводородов -  патент 2446135 (27.03.2012)
производство бензина полимеризацией олефина с алкилированием ароматики -  патент 2409541 (20.01.2011)
способ алкилирования ароматических углеводородов в жидкой фазе -  патент 2409540 (20.01.2011)
способ алкилирования ароматических соединений в паровой фазе -  патент 2404949 (27.11.2010)
топливная композиция для двигателей внутреннего сгорания с искровым воспламенением -  патент 2371469 (27.10.2009)

Класс C10L1/04 на основе смесей углеводородов 

способ получения низкозастывающего дизельного топлива -  патент 2527564 (10.09.2014)
способ получения оксигенатов, повышающих эксплуатационные свойства топлив для двигателей внутреннего сгорания (варианты) -  патент 2522764 (20.07.2014)
способ получения реактивного топлива из биоэтанола -  патент 2510389 (27.03.2014)
углеводородная композиция, используемая в качестве топлива и горючего, полученная из компонентов нефти и биологического компонента -  патент 2505582 (27.01.2014)
топливная композиция авиационного бензина -  патент 2503711 (10.01.2014)
способ получения и состав присадки к жидкому топливу -  патент 2502790 (27.12.2013)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
композиция неэтилированного экологически чистого высокооктанового бензина -  патент 2493239 (20.09.2013)
интегрированный способ получения дизельного топлива из биологического материала, продукты, применение и установка, относящиеся к этому способу -  патент 2491319 (27.08.2013)
горючее ракетное топливо (варианты) и способ его приготовления -  патент 2486230 (27.06.2013)
Наверх