пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения

Классы МПК:C10M101/02 нефтяные фракции
C10M129/26 карбоновые кислоты; их соли
C10M159/04 нефтяные фракции, например деготь, растворители
C10N30/06 маслянистость; прочность пленки; противоизнашиваемость; сопротивление экстремальному давлению
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт использования техники и нефтепродуктов Российской академии сельскохозяйственных наук (ГНУ ВНИИТиН Россельхозакадемии) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-07-04
публикация патента:

Настоящее изобретение относится к пластичной смазке для тяжелонагруженных узлов трения, содержащей базовое масло, синтетические жирные кислоты и гидроокись кальция, при этом в качестве базового масла используют очищенное отработанное моторное масло, а в качестве синтетических жирных кислот - кубовые остатки производства синтетических жирных кислот, при следующем соотношении компонентов: очищенное отработанное моторное масло - 68-70 масс.%, кубовые остатки производства синтетических жирных кислот - 27-30 масс.%, гидроокись кальция - 2-3 масс.%. Техническим результатом настоящего изобретения является повышение качества смазки и улучшение ее противоизносных свойств, снижение себестоимости, расширение сырьевой базы, утилизация отходов использования нефтепродуктов. 1 табл.

Формула изобретения

Пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения, содержащая базовое масло, синтетические жирные кислоты и гидроокись кальция, отличающаяся тем, что в качестве базового масла используют очищенное отработанное моторное масло, а в качестве синтетических жирных кислот - кубовые остатки производства синтетических жирных кислот, при следующем соотношении компонентов:

очищенное отработанное моторное масло - 68-70 масс.%,

кубовые остатки производства синтетических жирных кислот - 27-30 масс.%,

гидроокись кальция - 2-3 масс.%.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к пластичным смазочным материалам и используется для смазывания тяжелонагруженных механизмов, в частности основных узлов трения автомобилей, тракторов, комбайнов, а также в металлургии и добывающей промышленности.

Известны пластичные смазки - солидолы, состоящие из минеральных масел, загущенных гидратированными кальциевыми мылами высших кислот синтетических или естественных жиров. Их применяют в различных механизмах при рабочих температурах до 60-70°C. Выпускаются три марки солидолов: солидол Ж, солидол С и пресс-солидол [Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение. Справочник под. Ред. В.М. Школьникова. М.: Техинформ, 1999, с.319].

Недостатком данных смазок является их высокая себестоимость получения из-за высокой цены базовых минеральных масел.

Имеются сведения о добавлении в состав смазок отработанных масел, однако они выступают как компоненты в смеси масел, а не как основа смазки [Патент РФ № 2177982, C10M 169/04, C10M 177/00, C10M 169/04, C10M 129:30, C10M 129:40, C10M 159:08, C10M 159:04 от 03.04.2000 г.]. Недостатком является то, что использование неочищенного отработанного масла для приготовления смазок приводит к ухудшению качества получаемых смазок, разупрочнению их структуры и ухудшению объемно-механических свойств частицами загрязнений, продуктами окисления и старения.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому изобретению является пластичная смазка [Патент РФ № 2163627 C10M 169/02, C10M 169/02, C10M 101:02, C10M 159:04, C10M 129:56, от 06.10.1999 г.], предназначенная для смазывания узлов трения, качения и скольжения машин и механизмов, содержащая экстракт нефтяной в качестве базового масла, шлам сульфатных стоков производства синтетических жирных кислот (СЖК) и гидроокись кальция.

Недостатком прототипа является невысокая смазывающая способность, низкая температура каплепадения и соответственно максимальная температура применения, а также относительно высокая себестоимость.

Задача предлагаемого изобретения - улучшение качества и свойств смазки, увеличение смазывающей способности, расширение условий применения, дополнение сырьевой базы и улучшение ситуации с переработкой нефтеотходов за счет переработки и использования отработанного масла, подлежащего утилизации.

Поставленная задача достигается тем, что известная пластичная смазка, содержащая базовое масло, синтетические жирные кислоты и гидроокись кальция, согласно изобретению в качестве базового масла используют очищенное отработанное моторное масло, а в качестве синтетических жирных кислот используют кубовые остатки производства синтетических жирных кислот, при следующем соотношении компонентов: очищенное отработанное моторное масло - 68-70 масс.%, кубовые остатки производства синтетических жирных кислот - 27-30 масс.%, гидроокись кальция - 2-3 масс.%.

Предлагаемая смазка готовится следующим образом. На первой стадии проводится очистка отработанного моторного масла по следующей технологии. В загрязненное отработанное масло при постоянном перемешивании вносят 1-2% водного раствора карбамида (1:1), после чего температуру смеси поднимают до 100-105°C и при постоянном перемешивании выпаривают всю воду. За счет реакции находящегося в растворе карбамида с загрязняющими масло агентами происходит их укрупнение и осаждение. В результате удаляются механические примеси, а также продукты старения масла - асфальтены, карбены, карбоиды и др. Оставшиеся микрочастицы карбамида положительным образом влияют на смазывающую способность масла. Кроме того, подобный способ очистки сохраняет в масле оставшиеся присадки, количество которых может составлять 20-30% от первоначального в зависимости от степени наработки масла. Они также улучшают физико-химические свойства масляной основы.

Далее в реактор загружается половина расчетного количества очищенного отработанного моторного масла и весь объем КОСЖК. После чего включается перемешивающее устройство и производится подогрев смеси до 70-80°C при постоянном перемешивании.

Параллельно производится подготовка гидроокиси кальция. Готовится смесь извести «пушонки» и воды - известковое тесто с соотношением компонентов 1:3 соответственно. Готовое известковое тесто загружается в реактор, где проводится омыление жировых компонентов при температуре 95-100°C в течение 1,5-2 часов. По мере надобности в реакционную смесь небольшими порциями добавляется вода.

В ходе процесса омыления отбираются пробы с периодичностью 20-30 мин для определения кислотного числа и/или содержания свободной щелочи как основных показателей завершения процесса омыления. Итоговое содержание свободной щелочи должно составлять не более 0,2% в пересчете на NaOH, содержание воды не более 2-3%.

После завершения омыления нагрев выключается и в смесь при перемешивании добавляется оставшееся количество (1/2) очищенного отработанного масла и, если необходимо, вода, что приводит к снижению температуры смеси до 60-70°C, после чего перемешивание выключают. По прошествии 20-24 часов остывшую смазку гомогенизируют, после чего проводят контрольные анализы физико-химических характеристик (таблица 1).

Как видно из полученных данных, смазка отвечает основным требованиям, предъявляемым к смазкам типа солидол, а по некоторым превосходит их. Например, температура каплепадения достигает 120°C, что расширяет температурный интервал применения смазки.

Смазывающая способность, характеризуемая диаметром пятна износа, определяемым на четырехшариковой машине трения (ЧШМТ), как при 25°C, так и при 60°C выше, чем у прототипа. Это способствует меньшему износу пар трения и отражает лучшие противоизносные свойства предлагаемой смазки.

Таблица 1
ПоказателиПрототип Предлагаемый составГОСТ 4366-76
Содержание свободной щелочи (на NaOH), % не более 0,20,1-0,2 Соответств.
Содержание свободных органических кислот, % 00Соответств.
Содержание воды, % до 3до 3Соответств.
Содержание мех. примесей, % 0,05-0,20-0,05 Соответств.
Температура каплепадения, °C85-9090-120 Соответств.
Кислотное число, мг KOH/г0 0Соответств.
Диаметр пятна износа на ЧШМТ при 25°C, мм 0,470,33Соответств.
Диаметр пятна износа на ЧШМТ при 60°C, мм0,520,34 Соответств.
Внешний видОднородная мазь коричневого цвета

Использование в качестве базового масла очищенного отработанного масла позволяет снизить себестоимость производства, расширить сырьевую базу и частично решить проблему утилизации отходов нефтепродуктов.

Предлагаемое изобретение может быть реализовано в нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, отраслях, связанных с переработкой отходов нефтепродуктов, а именно в производстве пластичных смазок, которые используются для смазки тяжелонагруженных механизмов автотранспортной, сельскохозяйственной техники, агрегатов в машиностроении и металлургии.

Класс C10M101/02 нефтяные фракции

пластичная смазка -  патент 2514919 (10.05.2014)
пластичная смазка -  патент 2493242 (20.09.2013)
гидравлическая жидкость для автоматических коробок передач -  патент 2477308 (10.03.2013)
пакет присадок к моторным маслам и масло, его содержащее -  патент 2461609 (20.09.2012)
смазочный материал с повышенной термостойкостью, обладающий ремонтно-восстановительными свойствами -  патент 2454451 (27.06.2012)
композиция трансформаторного масла -  патент 2447137 (10.04.2012)
моторно-редукторное масло -  патент 2441058 (27.01.2012)
гидравлическая жидкость -  патент 2430146 (27.09.2011)
пластичная смазка (варианты) -  патент 2428461 (10.09.2011)
система дизельного двигателя -  патент 2422496 (27.06.2011)

Класс C10M129/26 карбоновые кислоты; их соли

металлоплакирующая присадка к смазочным материалам -  патент 2503713 (10.01.2014)
способ для получения мыльного концентрата, смазочной композиции и их комбинаций и устройство для его осуществления -  патент 2461612 (20.09.2012)
титансодержащая композиция смазочного масла -  патент 2451721 (27.05.2012)
композиции смазочных масел, содержащие титан -  патент 2449006 (27.04.2012)
пластичная смазка -  патент 2412981 (27.02.2011)
металлоплакирующая многофункциональная композиция для моторных, трансмиссионных и индустриальных масел -  патент 2398010 (27.08.2010)
рабочая жидкость для гидравлических систем сельскохозяйственной техники на основе рапсового масла -  патент 2396308 (10.08.2010)
защитный смазочный материал -  патент 2323961 (10.05.2008)
металлоплакирующая смазка -  патент 2311447 (27.11.2007)
металлсодержащая маслорастворимая композиция для смазочных материалов -  патент 2277579 (10.06.2006)

Класс C10M159/04 нефтяные фракции, например деготь, растворители

Класс C10N30/06 маслянистость; прочность пленки; противоизнашиваемость; сопротивление экстремальному давлению

Наверх