поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя

Классы МПК:F02K1/82 стенки реактивных сопел, например футеровка
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Уфимское моторостроительное производственное объединение" ОАО "УМПО" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-04-11
публикация патента:

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. Поворотное осесимметричное сопло содержит неподвижный корпус с экраном и подвижный корпус со сферическим экраном, установленным между неподвижным и подвижным корпусами. Щели между экранами и корпусами образуют каналы для прохождения охлаждающего воздуха. Сферический экран подвижного корпуса выполнен в виде секций, размещенных в окружном направлении. На каждой секции в двух поясах попарно закреплены подвески с отверстиями в полках, в которые заведены цилиндрические пальцы, жестко прикрепленные к подвижному корпусу. В одном из поясов на одной подвеске палец установлен в отверстии без зазора, а на смежной подвеске - в овальном отверстии, выполненном в поперечном направлении относительно продольной оси сопла. В другом поясе на одной подвеске палец установлен в овальном отверстии, выполненном в продольном направлении, а на смежной - в цилиндрическом отверстии с равномерным зазором. Изобретение позволяет повысить надежность работы двигателя, а также эффективность охлаждения поворотного осесимметричного сопла. 3 ил. поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя, патент № 2529268

поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя, патент № 2529268 поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя, патент № 2529268 поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя, патент № 2529268

Формула изобретения

Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя, содержащее неподвижный корпус с экраном, прикрепленным к его внутренней поверхности, и подвижный корпус со сферическим экраном, прикрепленным к его внутренней поверхности и установленным между неподвижным и подвижным корпусами, причем щели между экранами и корпусами образуют каналы для прохождения охлаждающего воздуха, отличающееся тем, что сферический экран подвижного корпуса выполнен в виде секций, размещенных в окружном направлении, при этом на каждой секции в двух поясах попарно закреплены подвески с отверстиями в полках, в которые заведены цилиндрические пальцы, жестко прикрепленные к подвижному корпусу, причем в одном из поясов на одной подвеске палец установлен в отверстии без зазора, а на смежной подвеске - в овальном отверстии, выполненном в поперечном направлении относительно продольной оси сопла, а в другом поясе на одной подвеске палец установлен в овальном отверстии, выполненном в продольном направлении, а на смежной - в цилиндрическом отверстии с равномерным зазором.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции поворотных осесимметричных сопел турбореактивных двигателей (ТРД).

Известно устройство поворотного осесимметричного сопла ТРД, содержащее неподвижный корпус с экраном, прикрепленным к его внутренней поверхности, и подвижный корпус со сферическим экраном, установленным между неподвижным и подвижным корпусами, причем щели между экранами и корпусами образуют каналы для прохождения охлаждающего воздуха (см. патент RU № 2095605, класса F02K 1/78, опубликованный в 1978 г.).

Недостатком указанного устройства является уменьшение щели охлаждающего тракта между экраном сферическим и корпусом сопла на форсажных режимах, в зависимости от степени форсирования, из-за разности температур экрана и корпуса, и коэффициентов линейного расширения. Изменение величины щели тракта охлаждения может привести или к прогарам экранов и корпуса при максимальных форсажных режимах или увеличенным потерям тяги при минимальных форсажах или максимальном бесфорсажном режиме из-за большой щели и увеличенному отбору воздуха на охлаждение соответственно. Указанное снижает надежность двигателя и уменьшает величину тяги на дроссельных режимах.

Задачей изобретения является обеспечение постоянной щели тракта охлаждения подвижного корпуса поворотного сопла на всех режимах работы двигателя.

Указанная задача достигается тем, что в известном поворотном сопле, содержащем неподвижный корпус с экраном, прикрепленным к его внутренней поверхности, и подвижный корпус со сферическим экраном, прикрепленным к его внутренней поверхности и установленным между неподвижным и подвижным корпусами, причем щели между экранами и корпусами образуют каналы для прохождения охлаждающего воздуха, согласно изобретению, сферический экран подвижного корпуса выполнен в виде секций, размещенных в окружном направлении, при этом на каждой секции в двух поясах попарно закреплены подвески с отверстиями в полках, в которые заведены цилиндрические пальцы, жестко прикрепленные к подвижному корпусу, причем в одном из поясов на одной подвеске палец установлен в отверстии без зазора, а на смежной подвеске - в овальном отверстии, выполненном в поперечном направлении относительно продольной оси сопла, а в другом поясе на одной подвеске палец установлен в овальном отверстии, выполненном в продольном направлении, а на смежной - в цилиндрическом отверстии с равномерным зазором.

Такая конструкция позволяет свободно увеличиваться секциям сферического экрана в продольном и поперечном направлениях при максимальной температуре без уменьшения щели между сферической поверхностью экрана и подвижным корпусом и обеспечивает минимально необходимые расчетные потери на охлаждение без прогаров на всех режимах работы двигателя, что увеличивает его надежность и необходимую тягу.

На фиг.1 показан продольный разрез поворотного осесимметричного сопла; на фиг.2 - вид А на сферический экран (подвижный корпус не показан); на фиг.3 - поперечное сечение сопла (сечение Б-Б).

Поворотное осесимметричное сопло содержит неподвижный корпус 1 с экраном 2, прикрепленным к его внутренней поверхности 3, и подвижный корпус 4 со сферическим экраном 5, прикрепленным к его внутренней поверхности 6 и установленным между неподвижным и подвижным корпусами 1 и 4. Между экранами 2 и 5 и корпусами 1 и 4 образованы щели 7, 8 и 9 - каналы для прохождения охлаждающего воздуха.

Сферический экран 5 состоит из секций 10, размещенных в окружном направлении, при этом на каждой секции 10 в двух поясах попарно закреплены подвески 11, 12, 13 и 14.

В полках 15 подвесок 11, 12, 13 и 14 выполнены отверстия 16, 17, 18 и 19, в которые заведены пальцы 20, неподвижно закрепленные на подвижном корпусе 4. При этом отверстие 16 выполнено по диаметру пальца без зазора, отверстие 17 выполнено с овалом поперек продольной оси секции, образуя зазор с пальцем 20 со стороны отверстия 16.

В другом поясе отверстие 18 выполнено цилиндрическим с диаметром, большим диаметра пальца 20 на величину термокомпенсации, а отверстие 19 выполнено с овалом, образующим с пальцем 20 зазор в сторону отверстия 16.

Таким образом, каждая секция 10 сферического экрана 5 зафиксирована во всех направлениях, но имеет зазоры в отверстиях 17, 18 и 19 в полках 15 подвесок для термокомпенсации при разнице температур секций 10 сферического экрана 5 и подвижного корпуса 4 в продольном и поперечном направлениях.

Каждая секция 10 сферического экрана 5 на одной из боковых сторон снабжена неподвижно закрепленными накладками 21 со стороны охлаждающего воздуха, посредством которой она сопрягается с соседней секцией, а на передней части секции 10 выполнены гофры 22 и установлены скобы 23.

Устройство работает следующим образом. При запуске двигателя щели 7, 8 и 9 заполняются охлаждающим воздухом из наружного контура, а вовнутрь сопла устремляются горячие газы турбины, которые подогревают экраны на гораздо большую температуру, чем корпус.

Секции экрана увеличивают свои размеры относительно корпуса в продольном и поперечном направлениях в пределах гарантированных зазоров между пальцами 20 и отверстиями 17, 18 и 19 в полках 15 подвесок 12, 13 и 14.

При поворотах подвижного корпуса 4 относительно неподвижного корпуса 1 экран 2 неподвижного корпуса, соприкасаясь с секциями 10 сферического экрана, 5 стремится сместить секции относительно подвижного корпуса 4, а именно на вертикальной оси - в продольном направлении, на горизонтальной оси (там, где расположены оси вращения подвижного корпуса) - в поперечном направлении, а в остальных местах - в продольном и поперечном направлениях одновременно.

Секции 10 экранов 5, опираясь на боковые торцы овальных отверстий 17 и 19 и по диаметру отверстия 18, остаются неподвижными относительно корпуса 4. Полки 15 подвесок 11, 12, 13 и 14, опираясь на головки 24 пальцев 20, предохраняют перемещение секций 10 в радиальном направлении под действием перепада давлений на экране.

При работе сопла скобы 23 секций воспринимают силы от перепада давлений на переднюю часть секций 10 в сторону их перемещения к корпусу из-за потери полного давления охлаждающего воздуха при повороте в канал между сферическим экраном 5 и корпусом 4.

Накладки 21 герметизируют стыки секций, а также вместе с гофрами 22 придают жесткость секций 10 в продольном направлении.

Предложенное устройство обеспечивает надежное крепление сферических секций экрана к подвижному корпусу сопла при поддержании равномерной в окружном направлении щели охлаждающего тракта, что способствует эффективному охлаждению поворотного осесимметричного сопла и повышает надежность работы двигателя. Конструкция крепления сферических секций экрана к корпусу сопла облегчает сборку сопла и обеспечивает его ремонтопригодность.

Класс F02K1/82 стенки реактивных сопел, например футеровка

конструкция с сотовым заполнителем для использования в несущей панели гондолы турбореактивного двигателя -  патент 2517938 (10.06.2014)
регулируемое сопло турбореактивного двигателя -  патент 2516760 (20.05.2014)
звукопоглощающая выхлопная труба для газотурбинного двигателя -  патент 2508461 (27.02.2014)
выгораемое сопло комбинированного ракетно-прямоточного двигателя -  патент 2507409 (20.02.2014)
система снижения шума для газотурбинного двигателя (варианты) и способ охлаждения глушителя выхлопа (варианты) -  патент 2505695 (27.01.2014)
задняя часть турбореактивного двигателя самолета, турбореактивный двигатель и самолет -  патент 2433291 (10.11.2011)
устройство для охлаждения сопла первого контура турбореактивного двухконтурного двигателя -  патент 2397350 (20.08.2010)
способ снижения шумовой эмиссии в задней части газотурбинного двигателя и усовершенствованный газотурбинный двигатель -  патент 2381377 (10.02.2010)
авиационный газотурбинный двигатель -  патент 2342551 (27.12.2008)
система охлаждения для струйного сопла с дожиганием газотурбинного двигателя -  патент 2301904 (27.06.2007)
Наверх