камера спасательная всплывающая

Классы МПК:B63G8/41 капсюли, камеры, водонепроницаемые шлюпки и тп, отделяемые от подводных лодок
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общесто "Центральное конструкторское бюро "Лазурит" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-10-16
публикация патента:

Изобретение относится к области аварийно-спасательного оборудования подводной лодки. Камера спасательная всплывающая содержит прочный корпус, выполненный в форме тела вращения с возможностью закрепления нижним основанием на подводной лодке. Внутри корпуса размещены места для спасаемых и автономные средства жизнеобеспечения, а снаружи камера спасательная всплывающая, патент № 2528072 обтекатель, блоки плавучести, толкатели с приводами и балласт. В корпусе выполнены горизонтальные герметичные перегородки, рассчитанные на повышенное давление декомпрессии, с образованием смежных герметичных объемов, имеющих возможность сообщения посредством шлюзовой шахты с люками. Верхняя и средняя камеры снабжены средствами проведения декомпрессии, в одной из них размещен пост управления и контроля режимами декомпрессии. Верхний входной люк сообщен с верхней камерой и выполнен с комингс-площадкой на прочном корпусе подводной лодки. Оборудование нижнего объема выполнено съемным, в этом объеме установлен боковой входной люк и элементы систем, съемными коммуникациями соединенные с системами подводной лодки, обеспечивающими заполнение и осушение нижнего объема. Повышается эффективность использования спасательной камеры за счет одновременного спасания «сухим» и «мокрым» способом, в том числе и подо льдом. 2 з.п. ф-лы, 1 ил. камера спасательная всплывающая, патент № 2528072

камера спасательная всплывающая, патент № 2528072

Формула изобретения

1. Камера спасательная всплывающая для подводной лодки, содержащая прочный корпус с верхним и нижним входными люками, выполненный в форме тела вращения с возможностью закрепления нижним основанием на подводной лодке, внутри которого размещены места для спасаемых и автономные средства жизнеобеспечения, снаружи на котором в верхней части закреплены обтекатель и блоки плавучести, а в нижней части - устройство его крепления, толкатели с приводами и балласт, внутри прочного корпуса между верхним и нижним входными люками выполнены по крайней мере одна горизонтальная герметичная перегородка, рассчитанная на повышенное давление декомпрессии, с образованием смежных герметичных объемов, соединенных между собой шлюзовой шахтой с люками, верхние герметичные объемы снабжены средствами проведения декомпрессии, нижний входной люк сообщен с нижним объемом, внутри корпуса размещен пост управления режимами декомпрессии, стационарно связанный посредством съемных коммуникаций со штатными системами подводной лодки, обеспечивающими режимы декомпрессии, верхний входной люк сообщен непосредственно с верхним объемом, а вокруг него на прочном корпусе выполнена комингс-площадка, отличающаяся тем, что оборудование нижнего объема выполнено съемным, в нижнем объеме установлен боковой входной люк и элементы систем, съемными коммуникациями соединенные с системами подводной лодки, обеспечивающими заполнение и осушение нижнего объема.

2. Камера спасательная всплывающая по п.1, отличающаяся тем, что в одном из верхних объемов размещено съемное водолазное оборудование и разъемы для присоединения кабель-шланговых связок водолазов.

3. Камера спасательная всплывающая по п.1, отличающаяся тем, что прочный корпус выполнен цилиндрическим на большей части длины оси тела вращения.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно к аварийно-спасательному оборудованию подводной лодки (ПЛ) в обеспечение спасения экипажа ПЛ, а также экипажей других аварийных ПЛ, находящихся под водой.

Известна камера спасательная всплывающая (КСВ) (Кондратенко Е.К., Пичугин Г.Н. Спасение с аварийных подводных лодок // «Тайфун»- Санкт-Петербург, Судостроение. 2002. С.40-42), которая включает прочный корпус, имеющий форму усеченного конуса, сужающийся к месту его крепления в нише рубки ПЛ, с верхним и нижним входными люками. На прочном корпусе КСВ установлен обтекатель, закрывающий нишу рубки ПЛ и снижающий гидродинамическое сопротивление ее корпуса, и блоки плавучести.

Прикреплена КСВ к специальной комингс-площадке прочного корпуса ПЛ с помощью кремальерного устройства, пневмогидравлический привод которого управляется изнутри КСВ. Для принудительного выталкивания КСВ из ограждения ПЛ в днище КСВ выполнены пневматические толкатели. Внутри КСВ размещены сидения для спасаемого личного состава, а также все необходимые средства жизнеобеспечения (средства регенерации и вентиляции, освещение, одежда, приборы, радиостанция, питание и др.).

Недостатком данной КСВ является невозможность проведения декомпрессии, необходимой в случаях, когда личный состав, спасаемый с аварийной ПЛ, подвергся воздействию повышенного давления. Этот недостаток устранен в КСВ по патенту № 2280586 С2, МПК B63G 8/41, B63G 8/40, дата публикации 27.07.2006 г., который предусматривает установку в КСВ декомпрессионного оборудования, разделение прочного корпуса камеры, имеющего форму усеченного конуса, как минимум на два декомпрессионных объема, расположенные в верхней части корпуса, между которыми и нижним объемом корпуса камеры расположена шлюзовая шахта.

В верхней части корпуса КСВ установлена комингс-площадка, обеспечивающая стыковку со спасательным подводным аппаратом при использовании ПЛ, на которой установлена КСВ, для участия в спасательной операции, связанной с аварией другой ПЛ.

Недостатком указанной КСВ является ограничение возможностей по спасанию, обусловленное использование только режима спасания «сухим» способом. Известная конструкция обеспечивает вывод подводников из КСВ с помощью спасательного подводного аппарата в случае нахождения ПЛ на грунте при невозможности всплытия КСВ. Однако не обеспечивается аналогичная операция при нахождении ПЛ в приледненном положении.

Кроме того, не обеспечивается перевод в КСВ подводников из отсеков, изолированных от спасательной зоны ПЛ, над которой установлена КСВ, аварийными отсеками, проход через которые невозможен. Не является также оптимальной для размещения спасаемых форма прочного корпуса КСВ в виде усеченного конуса.

Целью изобретения является увеличение эффективности использования КСВ при спасении подводников как с ПЛ, на которой КСВ установлена, так и с других аварийных ПЛ за счет расширения спасательных возможностей путем включения в число используемых способов спасания «мокрого» способа.

Поставленная цель достигается за счет того, что перегородка, ограничивающая нижний объем корпуса КСВ, выполняется рассчитанной на избыточное давление, характерное не только для «сухого», но и «мокрого» способа спасания, оборудования нижнего объема выполняется съемным, в нижнем объеме устанавливаются люк для выхода в воду и элементы систем, съемными коммуникациями соединенные с системами ПЛ, обеспечивающими заполнение и осушение нижнего объема.

При необходимости использования водолазов для реализации «мокрого» способа спасания в одном из верхних объемов КСВ может быть размещено съемное водолазное оборудование и разъемы для присоединения кабель-шланговых связок водолазов.

Для повышения возможности размещения спасаемых в объемах КСВ прочный корпус, имеющий вид тела вращения, может быть выполнен цилиндрическим на большей части длины оси тела вращения.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором представлен продольный разрез КСВ.

Камера спасательная всплывающая содержит прочный корпус 1, выполненный в форме цилиндра, верхняя часть которого заканчивается сферической переборкой, на которой установлены верхний люк 2, комингс-площадка 3, стационарный обтекатель 4. Кроме того, на корпусе установлено другое оборудование, необходимое для проведения работ при использовании КСВ в обеспечение спасения экипажа ПЛ. Нижняя часть корпуса заканчивается конической переборкой с опорным кольцом 5 для крепления КСВ на ПЛ. К опорному кольцу приварена переборка с люком 6 для выхода в предкамеру.

Внутри прочный корпус разделен на три герметичных объема двумя перегородками 7 и 8. Нижняя перегородка 7 рассчитана на воздействие давления, равного глубине спасения «мокрым» способом, а также на давление, соответствующее спасанию «сухим» способом. Верхняя перегородка 8 рассчитана на давление, соответствующее спасанию «сухим» способом. Перегородки пересекает шлюзовая шахта 9, соединяющая между собой все объемы.

В верхних объемах 10 и 11 постоянно установлены сиденья 12, вентиляция, средства жизнеобеспечения для проведения декомпрессии, средства радиосвязи, освещение, контрольно-измерительные приборы, средства снабжения, необходимые для спасения экипажа ПЛ (на фиг.1 не показаны). В нижнем объеме 13, снабженном боковым люком 14, съемное оборудование демонтировано. Заполнение и осушение объема 13 осуществляются через съемные коммуникации от систем ПЛ, на которой КСВ установлена. В этом же объеме 13 расположены системы заполнения предкамеры, отдачи устройства и крепления КСВ (на чертеже не показаны), предназначенные для отдачи КСВ при спасении экипажа ПЛ.

При использование КСВ для спасения экипажа ПЛ, на которой КСВ установлена, в нижнем объеме устанавливается съемное спасательное оборудование, все объемы корпуса камеры заполняются спасаемыми, КСВ отдается от ПЛ и всплывает.

При использовании объемов 10 и 11 в качестве декомпрессионной камеры при нахождении КСВ на ПЛ в них дополнительно устанавливается комплект дыхательных аппаратов, грелки электрические, емкости мытьевой - сточной воды (на чертеже не показаны). Подача сжатого воздуха и сброс давления из объемов при этом происходит по съемным шлангам 15 из ПЛ.

При использовании всех объемов для декомпрессии спасаемых после всплытия КСВ оборудование для декомпрессии дополнительно устанавливается и в объем 13. Сброс давления при декомпрессии производится в атмосферу при управлении из объема 11.

При использовании «мокрого» способа спасания для вывода людей из КСВ за борт нижний объем 13 заполняется водой. Люди из объемов 10 и 11 КСВ по шлюзовой шахте 9 переходят в объем 13 и через люк 14 за борт. При приеме людей из-за борта в КСВ они проходят через люк 14 в нижний объем 13, из которого по шахте 9 переходят в объемы 10 и 11 для проведения декомпрессии.

При использовании водолазов в объеме 11 размещается съемное водолазное оборудование, а в нижнем объеме 13 укладываются КШС. Водолазы подключают КШС к разъемам, после чего объем 13 заполняется водой и давление в нем сравнивается с забортным, после чего водолазы могут выйти за борт через люк 14. Такое же давление устанавливается в объемах 10 и 11. При необходимости водолазы могут перейти в объем 11 через шахту 9.

Изобретение позволяет существенно расширить использование КСВ при спасении подводников с ПЛ, потерпевших аварию, в том числе и подо льдом, и осуществлять одновременное спасания «сухим» и «мокрым» способами, что повышает эффективность ее использования в качестве спасательного средства.

Класс B63G8/41 капсюли, камеры, водонепроницаемые шлюпки и тп, отделяемые от подводных лодок

герметичный контейнер для плота спасательного комплекса -  патент 2489308 (10.08.2013)
камера спасательная всплывающая -  патент 2479463 (20.04.2013)
подводно-спасательный комплекс с вложенными многофункциональными капсулами -  патент 2474511 (10.02.2013)
способ размещения и использования комплекса спасательного универсального надводного -  патент 2467915 (27.11.2012)
многоцелевая подводная станция (мпс) -  патент 2436705 (20.12.2011)
устройство для эвакуации цилиндрического модуля с подводной станции на поверхность воды -  патент 2412856 (27.02.2011)
способ эвакуации экипажа с аварийной подводной лодки и устройство для его осуществления -  патент 2346849 (20.02.2009)
двухмодульная подводная лодка с аварийно-спасательной системой, оснащенная оперативно-тактическим комплексом -  патент 2309871 (10.11.2007)
модуль подводной станции для эвакуации на поверхность воды -  патент 2300481 (10.06.2007)
камера спасательная всплывающая -  патент 2280586 (27.07.2006)
Наверх