способ защиты дорог от снежных лавин и устройство для его осуществления

Классы МПК:E01F7/04 устройства для защиты от снежных лавин, снежных или горных обвалов, например горные выработки и сооружения для защиты от снежных лавин или горных обвалов
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет) (СКГМИ (ГТУ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-06-05
публикация патента:

Изобретение относится к строительству и может быть использовано для защиты от снежных лавин преимущественно автомобильных и железных дорог. Технический результат предлагаемого технического решения заключается в снижении трудоемкости, повышении эффективности за счет автоматического режима эксплуатации, повышении безопасности и снижении себестоимости защиты дорог от снежных лавин. Способ включает спуск со склона снега докритической массы в аккумулирующую выемку, на дно которой укладывают параллельно друг другу трубы, внутри которых располагают нагревательные элементы, и при сходе снежной лавины определяют докритическую массу датчиком веса, включают нагрев снежной лавины в автоматическом режиме с последующим отводом растопленной массы по трубам. Докритическую массу определяют по силе тяжести снежной лавины, равной, по крайней мере, 170 кг/м2. Технический результат достигается также устройством, состоящим из аккумулирующей выемки, которая снабжена трубами, нагревательными элементами и весовым датчиком, причем последний соединен с нагревательными элементами и источником питания. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 2 ил. способ защиты дорог от снежных лавин и устройство для его осуществления, патент № 2527992

способ защиты дорог от снежных лавин и устройство для его осуществления, патент № 2527992 способ защиты дорог от снежных лавин и устройство для его осуществления, патент № 2527992

Формула изобретения

1. Способ защиты дорог от снежных лавин, включающий спуск со склона снега докритической массы в аккумулирующую выемку, отличающийся тем, что на дно последней укладывают параллельно друг другу трубы, внутри которых располагают нагревательные элементы, и при сходе снежной лавины определяют докритическую массу датчиком веса, включают нагрев снежной лавины в автоматическом режиме с последующим отводом растопленной массы по трубам.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что докритическую массу определяют по силе тяжести снежной лавины, равной, по крайней мере, 170 кг/м2.

3. Устройство для защиты дорог от снежных лавин, состоящее из желоба полуовальной формы, размещенного между основанием склона лавиноопасного участка и насыпью дорожного полотна, в виде аккумулирующей выемки и отражателя, отличающееся тем, что аккумулирующая выемка снабжена трубами, нагревательными элементами и весовым датчиком, при этом трубы расположены на дне аккумулирующей выемки параллельно друг другу, внутри которых установлены нагревательные элементы, а весовой датчик расположен между трубами и соединен с нагревательными элементами и источником питания.

4. Устройство по п.3, отличающееся тем, что на поверхности труб выполнены отверстия диаметром не менее 3,0 см.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к строительству и может быть использовано для защиты от снежных лавин преимущественно автомобильных и железных дорог.

Известен способ инициирования схода лавины, включающий установку в лавиноопасной зоне емкости для взрывчатой газовой смеси, закрепляя последнюю за склон анкерами до начала снегопадов, с выводом шланга и электрокабеля в безопасное место, а взрыв осуществляют под слоем снега (см. патент № 2287041, МПК9 E01F 7/04, опубл. 27.03.2006 г.).

Недостатками данного способа являются большие трудозатраты для заполнения и установки емкостей, заполненных газовой смесью, и их доставки на высоких склонах гор. Многократное повторение действий за один зимний сезон. Опасность дорожного полотна и транспортных средств, находящихся на участке горы, где проводится способ инициирования схода лавин, поскольку объем спускаемой лавинной массы не определяется.

Наиболее близким к заявляемому способу является способ борьбы со снежными лавинами, включающий спуск со склона снега докритической массы см. а.с. СССР № 1789584, МПК9 E01F 7/04, опубл. 23.01.1993 г.).

Недостатками прототипа способа являются низкая эффективность защиты дорог от снежных лавин, ежегодная необходимость укладки и снятия искусственно гладких покрытий, что повышает трудозатраты и стоимость работ, а также создает опасность жизнедеятельности людей при взрывных работах.

Наиболее близким к заявляемому устройству является противолавинное устройство, состоящее из желоба полуовальной формы, размещенного между основанием склона лавиноопасного участка и насыпью дорожного полотна, в виде аккумулирующей выемки (см. патент на полезную модель № 107177, МПК9 E01F 7/04, опубл. 10.08.2011 г.).

Недостатками прототипа являются ограниченный объем принимаемой снежной массы, значительные трудозатраты на ее очистку, использование дорожной техники для очистки аккумулирующей выемки, необходимость создания выемки большого объема и, как следствие, высокая стоимость защиты от снежных лавин.

Технический результат предлагаемого технического решения заключается в снижении трудоемкости, повышении эффективности за счет автоматического режима эксплуатации, повышении безопасности и снижении себестоимости защиты дорог от снежных лавин.

Технический результат достигается тем, что в способе защиты дорог от снежных лавин, включающем спуск со склона снега докритической массы в аккумулирующую выемку, согласно изобретению на дно последней укладывают параллельно друг другу трубы, внутри которых располагают нагревательные элементы, и при сходе снежной лавины определяют докритическую массу датчиком веса, включают нагрев снежной лавины в автоматическом режиме с последующим отводом растопленной массы по трубам.

Докритическую массу определяют по силе тяжести снежной лавины, равной, по крайней мере, 170 кг/м2.

Технический результат достигается также устройством для защиты дорог от снежных лавин, состоящим из желоба полуовальной формы, размещенного между основанием склона лавиноопасного участка и насыпью дорожного полотна, в виде аккумулирующей выемки и отражателя, согласно изобретению аккумулирующая выемка дополнительно снабжена трубами, нагревательными элементами и весовым датчиком, при этом трубы расположены на дне аккумулирующей выемки параллельно друг другу, внутри которых установлены нагревательные элементы, а весовой датчик расположен между трубами и соединен с нагревательными элементами и источником питания.

По всей поверхности труб 2 выполнены отверстия диаметром не менее 3,0 см для поступления растопленной снежной массы по всей длине трубы 2.

Данный способ и устройство позволяют обеспечить автоматический режим защиты дорог от снежных лавин, повышение эффективности и безопасности работ, снижение трудоемкости и себестоимости.

Способ и устройство для защиты дорог от снежных лавин поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид устройства, на фиг.2 - увеличение по А-А.

Устройство состоит из аккумулирующей выемки 1, на дне которой уложены параллельно друг другу трубы 2, внутри которых размещены нагревательные элементы 3, соединенные с весовым датчиком 4, расположенным между трубами 2, на поверхности последних выполнены отверстия 5 диаметром не менее 3,0 см для попадания растапливаемой массы в трубы 2 для последующего отвода, и отражателя снежной массы 6.

Способ и устройство для защиты дорог от снежных лавин осуществляют следующим образом.

Формируют аккумулирующую выемку 1, на дно которой размещают параллельно друг другу трубы 2 (см. фиг.1). Лавинная масса, падая со склона, попадает на весовой датчик 4, расположенный между трубами 2, и при достижении докритической массы, равной 170 кг/м, включает его. В свою очередь, весовой датчик 4, соединенный с нагревательными элементами 3, расположенными внутри труб 2, и источником питания (на фигуре не показан), включает нагревательные элементы 3, лавинная масса растапливается и через отверстия 5 диаметром не менее 3,0 см, выполненные по всей поверхности труб 2, отводится по трубам 2, расположенным на дне аккумулирующей выемки 1 между основанием склона лавиноопасного участка и насыпью дорожного полотна. Трубы 2 выполнены, например, из асбестоцемента и имеют d=50,0 см и служат как для передачи тепла на лавинную массу, так и для ее стока. Процесс включения и отключения весового датчика 4 происходит в автоматическом режиме в зависимости от силы тяжести снежной лавины. При силе тяжести, равной или более 170 кг/м2, датчик 4 подает сигнал на нагревательные элементы 3, которые соединены с источником питания, и включает их, а при силе тяжести менее 170 кг/м2 датчик 4 автоматически отключается и нагрев прекращается.

Отражатель снежной массы 6 предохраняет попадание снега на дорожное полотно при силе тяжести массы снежной лавины свыше 170 кг/м2 .

Использование предлагаемого способа защиты дорог от снежных лавин и устройство для его осуществления позволит по сравнению с прототипами обеспечить автоматический режим защиты дорог от снежных лавин, повысить эффективность, безопасность работ, снизить трудоемкость и себестоимость, исключив использование дорожной техники на очистку снежных лавин.

Класс E01F7/04 устройства для защиты от снежных лавин, снежных или горных обвалов, например горные выработки и сооружения для защиты от снежных лавин или горных обвалов

способ проектирования конструкции, предотвращающей обвал горной породы -  патент 2517669 (27.05.2014)
лавинорез комбинированной конструкции -  патент 2513305 (20.04.2014)
способ снижения динамических воздействий вулкана на окружающую среду при его извержении -  патент 2509852 (20.03.2014)
способ снижения динамических воздействий вулкана на окружающую среду при его извержении -  патент 2495185 (10.10.2013)
устройство, инициирующее сход лавин -  патент 2486462 (27.06.2013)
способ обрушения снежных карнизов на лавиноопасных склонах -  патент 2482242 (20.05.2013)
способ прогнозирования начала самопроизвольного обрушения снежных карнизов на лавиноопасных склонах -  патент 2482241 (20.05.2013)
способ снижения динамических воздействий вулкана на окружающую среду при его извержении -  патент 2463405 (10.10.2012)
способ снижения динамических воздействий вулкана на окружающую среду при его извержении -  патент 2462551 (27.09.2012)
способ вызова сброса снежных лавин -  патент 2458201 (10.08.2012)
Наверх